Акт по земельному налогу

Приложение. Рекомендации по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога

Приложение
к письму ФНС России
от 20 марта 2018 г.
N БС-4-21/[email protected]

Рекомендации по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога (далее — налог)

1. О применении п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) информации о правах на земельные участки налогоплательщики по налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов о предоставлении земельных участков, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

В каком порядке в таком случае осуществляется определение налогоплательщика по налогу, допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления?

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН (далее — ранее учтенные участки), признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК РФ не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления (положения п. 9.2 ст. 85 НК РФ об обмене налоговых органов с органами местного самоуправления сведениями о ранее учтенных участках признаны утратившими силу Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН (ст. 85 (пп. 4, 11), ст. 391 НК РФ).

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок государственной регистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица — правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

2. О применении п. 5 ст. 391 НК РФ

В связи с применением в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ за налоговый период 2017 г. по налогу «федерального» налогового вычета на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, в т.ч. для налогоплательщиков-пенсионеров, возникла необходимость в разъяснении п. 3 постановления городской Думы муниципального образования «город Калуга» от 26.10.2005 N 202, которым предусмотрена следующая льгота по налогу: «Налоговая база, уменьшенная для определенных категорий налогоплательщиков, в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования «город Калуга» дополнительно уменьшается на сумму 290 000 рублей, за исключением ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны».

Предусматривает ли данная формулировка для пенсионеров дополнительное (после применения «федерального» налогового вычета) уменьшение налоговой базы на 290 000 рублей по вышеуказанному муниципальному нормативному правовому акту, на момент издания которого п. 5 ст. 391 НК РФ не включал указание на категорию налогоплательщиков-пенсионеры?

Согласно ст. 34.2 НК РФ, официальные письменные разъяснения по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах дают финансовые органы муниципальных образований.

Исходя из общих положений ст. 5 НК РФ муниципальные нормативно-правовые акты о местных налогах, содержащие отсылочные нормы на положения НК РФ, применяются с учетом редакции соответствующих положений НК РФ, действующих на момент принятия (издания) муниципального нормативно-правового акта, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах.

3. О применении абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

Правомерно ли применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, указанного в постановлении органа госземнадзора о назначении административного наказания, подтверждающего неиспользование земельного участка для сельхозпроизводства, в случае смены собственника земельного участка при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства?

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Читайте так же:  Можно ли получить налоговый вычет за машину

Как следует из данной нормы НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

4. О применении абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

По какой налоговой ставке следует облагать земельные участки, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, занятые зданиями трансформаторных подстанций и распределительных пунктов? Относятся ли данные участки к участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

5. О применении абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

Организация по договору-купли продажи приобрела в собственность земельный участок у физического лица. Какую налоговую ставку надо применять в отношении земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, с разрешенным использованием «Для индивидуальной жилой застройки»?

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физическим лицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах.

6. О применении п. 15 ст. 396 НК РФ

Вопрос: в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится:

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения без работников

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/[email protected], не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст России приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/[email protected] «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected]» предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Заполняем декларацию по земельному налогу за 2019 год

Когда отчитываться по земельному налогу не требуется

Перед тем как заполнить декларацию по земельному налогу за 2019 год и сдать в 2020-м, проверьте:

  • Обязаны ли вы сдавать этот отчет — декларацию по земельному налогу представляют только владеющие земельными участками организации, в том числе и тогда, когда они ограничены в правах.

Компаниям без земли, ИП и гражданам отчитываться не нужно.

  • Была ли компания в 2019 году владельцем земельных участков; если нет (к примеру, арендовала землю у другой фирмы или физлица), декларацию по земельному налогу за 2019 год подавать не нужно (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
  • Действовал ли земельный налог на территории того муниципального образования, в границах которого находится ваша земля. Лишь в этом случае вам необходимо отчитаться по налогу и уплатить его (ст. 387 НК РФ).

Проведя предварительный контроль по вышеуказанным условиям, приступайте к оформлению декларации — сделайте это с учетом рекомендаций, размещенных в следующем разделе.

Где взять бланк декларации и что учесть при ее оформлении?

Сдать декларацию по налогу на землю за 2019 год нужно в последний раз, отчитываться за последущие периоды не потребуется.

При заполнении декларации по земельному налогу за 2019 год и сдаче в 2020 году:

  • используйте бланк в редакции приказа ФНС от 30.08.2018 № ММВ-7-21/[email protected] — скачать его можно ниже ;
  • проверьте готовый отчет по контрольным показателям — возьмите их тут.

Нюансы подготовки и представления декларации по земельному налогу

Учесть нормативные требования по оформлению и сдаче декларации по земельному налогу помогут подсказки:

  • На подготовку декларации по земельному налогу у организаций есть 1 месяц (январь 2020 года) — отчитаться перед налоговиками необходимо до 03.02.2020 (перенос с выходного 1 февраля). Опоздание с отчетом грозит штрафом — 5% от налога, отраженного в декларации за каждый месяц просрочки («штрафной» минимум — 1000 руб., максимум — 30% от неуплаченного налога).
  • Отчитайтесь в электронной форме, если среднесписочная численность работников вашей компании за предшествующий год более 100 чел. (п. 3 ст. 80 НК РФ); если этот показатель меньше или равен 100, вы можете выбирать между электронной и бумажной формой отчетности.
  • Сдайте декларацию налоговикам по месту нахождения земельного участка (кроме крупнейших налогоплательщиков — им необходимо отчитаться в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам (п. 4 ст. 398 НК РФ)).

Как оформить платежное поручение на уплату земельного налога, узнайте из публикации.

Порядок сдачи декларации в ситуации, когда компания владела в 2019 году несколькими земельными участками, смотрите на рисунке:

Образец декларации по земельному налогу

Как заполняется декларация по земельному налогу, разберем на примере.

ООО «Рембытстрой» использует в своей деятельности 2 земельных участка:

  • первый участок фирма арендует у своего партнера ООО «Стройка-Люкс»;
  • второй участок принадлежит ООО «Рембытстрой» на праве собственности.

Несмотря на то что земельные участки располагаются в разных муниципальных образованиях, специалистам ООО «Рембытстрой» не придется оформлять 2 декларацииотчет нужен только по налогу, рассчитываемому со стоимости собственной земли фирмы. По арендуемой земле должен отчитаться ее собственникООО «Стройка-Люкс».

Исходные данные для расчета налога:

  • кадастровая стоимость участка на 01.01.201918 320 000 руб.;
  • 23 мая 2019 года в ЕГРН внесены сведения о продаже части этого земельного участка, на 01.06.2019 года его новая кадастровая стоимость — 14 500 000 руб.
  • ставка земельного налога0,3%;

При заполнении декларации специалисты ООО «Рембытстрой»:

  • Проставили код налогового периода «34» на титульном листе, что означает годовую «земельную» декларацию.
  • Для заполнения строки 030 раздела 2 (код категории земли) они воспользовались приложением № 5 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (ред. от 30.08.2018). Поскольку землянаходится в пределах населенного пункта и не относится к остальным категориям земель, используется код 003002000000.
  • Определили сумму земельного налога (стр. 150) разделу 2 как произведение кадастровой стоимости, налоговой базы и коэффициента Ки. Сумма земельного налога определена на двух листах (003 и 004) раздела 2.
  • Для заполнения строки 145 раздела 2 (коэффициент Ки) они воспользовались формулой:

Ки1 = число полных месяцев до изменения площади участка участка /12 месяцев.

5 мес./12 мес. = 0, 4167. Этот коэффициент привели на стр.003 декларации.

Ки2 = число полных месяцев после изменения площади участка /12 месяцев.

7 мес./12 мес. = 0,5833. Этот коэффициент указали на стр.004 декларации.

  • В разделе 1 по строке 021 «Исчисленная сумма за налоговый период» записали исчисленную сумму налога, которую определили как сумму исчисленного налога по строке 250 раздела 2 листов 003 и 004 декларации: 22 902 + 25 374 = 48 276 руб.
  • Авансовые платежи были определены следующим образом:
    • 1 квартал: 18 320 000 * 0,3%/4 = 13 740 руб.
    • 2 квартал:

по участку до его продажи (за апрель-май)

18 320 000 * 0,3% * 2/12 = 9 160 руб.

По оставшейся после продажи части участка (за июнь)

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл за второй год образец

14 500 000 * 0,3%/12 = 3 625 руб.

Итого аванс за 2 квартал: 9 160 + 3 625 = 12 785 руб.

14 500 000 * 0,3%/4 = 10 875 руб.

  • Сумма налога к доплате определена как разница между исчисленным налогом и авансовыми платежами:

48 276 — 13 740 — 12 785 — 10 875 = 10 876 руб.

  • В пустующих ячейках проставили прочерки.

Как выглядит заполненная ООО ««Рембытстрой» декларация, смотрите в образце.

Итоги

Отчитаться по земельному налогу за 2019 год обязаны все владеющие земельными участками фирмы до 3 февраля 2020 года.

Декларация заполняется по знакомой форме, а для ее проверки применяются контрольные соотношения. Количество сдаваемых деклараций зависит от числа собственных земельных участков фирмы, а также от их места расположения.

Сравнительный анализ изменений в законодательстве по земельному налогу с 1 января 2005 г.

Сравнительный анализ изменений в законодательстве
по земельному налогу с 1 января 2005 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

В таблице для сопоставления представлены нормы ранее действовавшего законодательства о земельном налоге и новые положения, вступающие в силу в 2005 году. Применительно к каждому элементу налога приводится краткий комментарий к произошедшим изменениям.

Закон РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 «О плате за землю». Земельный налог является одной из форм платы за использование земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и другим категориям земель. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать сроки уплаты налога.

Глава 31 НК РФ (введена Федеральным законом от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ). Налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

В 2005 году закон, регламентировавший порядок исчисления и уплаты налога в 1992-2004 годах, продолжает действовать. Вместе с тем, вступает в силу новая глава НК РФ. При принятии местными представительными органами нормативных правовых актов о введении с 01.01.2005 г. в соответствии с главой 31 НК РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга) Закон о плате за землю не применяется (ст. 3 Закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ). В противном случае действие старого закона продлевается еще на один год (до 01.01.2006).

Организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Данные понятия определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ.

Организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Уточнен круг плательщиков земельного налога. Из положений ст. 388 НК РФ следует, что к числу плательщиков налога относятся не все землепользователи, а лишь те, которые обладают земельными участками праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земли (земельные участки): — сельскохозяйственного назначения; — несельскохозяйственного назначения.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки по приводимому перечню (изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с действующим законодательством).

Сформулировано определение объекта земельного налога, уточнен перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения.

Льготы по налогу

Перечень льгот из 23 пунктов установлен ст. 12 Закона. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ (данная норма утратила силу с 01.01.2005 г.). Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Перечень льгот из 8 пунктов установлен ст. 395 НК РФ. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Общее количество налоговых льгот сокращено. Субъекты РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) лишены прав по установлению льгот по земельному налогу. Учитывая местный характер рассматриваемого налога, право устанавливать налоговые льготы сохранено лишь для представительных органов местного самоуправления. В Москве и Санкт-Петербурге налоговые льготы могут быть установлены законами названных субъектов РФ.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

Принципиальные изменения коснулись именно данного элемента налогообложения. В соответствии с новым порядком земельный налог будет взиматься не исходя из площади земельного участка, а на основании его кадастровой стоимости. Порядок определения налоговой базы подробно рассмотрен в ст. 391-392 НК РФ.

Налоговый (отчетный) период

Начисление налога производятся ежегодно.

Читайте так же:  Подоходный налог с физических лиц расчет

Календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Применительно к рассматриваемому налогу появилось определение налогового и отчетного периодов. При этом введение отчетных периодов не является обязательным, и уплата налога на местах может быть предусмотрена один раз в год.

Ставки дифференцированы по административным районам градостроительной ценности территорий за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога. Перечень ставок приведен в приложениях N 1 и N 2 к Закону. За неиспользуемые земельные участки или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в 2-кратном размере.

Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

На смену налоговым ставкам, выраженным в рублях за единицу площади, пришли процентные ставки. Вместо обширного перечня ставок земельного налога НК РФ закрепил две максимальные ставки, в пределах которых местные органы власти могут вводить земельный налог на своих территориях.

Порядок исчисления налога и суммы авансовых платежей

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно ими же. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении 1-го, 2-го и 3-го квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В новой главе НК РФ по сравнению с Законом значительно подробнее урегулирован порядок исчисления налога.

Порядок и сроки уплаты налога

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На смену двум срокам в рамках календарного года пришла поквартальная уплата авансовых платежей (для случая, когда установлены отчетные периоды). Установление сроков уплаты налога отнесено к компетенции местных органов власти. При этом предусмотрено ограничение: срок уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 01 февраля следующего года.

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2003 г. N БГ-3-21/725.

Организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждаются Минфином России. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Читайте так же:  Выплата дивидендов магнит

Положения законодательства о земельном налоге приведены в соответствие с основными принципами налогового законодательства. Теперь налоговая декларация должна представляться по истечении налогового периода. В случае установления отчетных периодов налогоплательщики должны ежеквартально представлять расчеты авансовых платежей. Установлены единые сроки представления декларации и расчетов авансовых платежей.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Филипьев Д.Ю. Сравнительный анализ изменений в законодательстве по земельному налогу с 1 января 2005 г.

Дмитрий Юрьевич Филипьев — вице-президент Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров, доцент, к.э.н.

Земельный налог. Нормативные акты: НК разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог» и нормативные правовые акты представительных органов му­ниципальных образований

Нормативные акты: НК разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог» и нормативные правовые акты представительных органов му­ниципальных образований. Вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налогапризнаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложенияпризнаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

— земельные участки, изъятые из оборота;

— некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);

— земельные участки из состава земель лесного фонда.

Налоговая базаопределяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

— осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;

— осуществляющими регистрацию прав на недвижимо имущество и сделок с ним;

Налоговым периодомпризнается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков -организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй кварт и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставкине могут превышать:

— 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

— 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога.По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате на­логоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8633 — | 8187 — или читать все.

Источники

Акт по земельному налогу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here