Действия при проведении налоговых проверок

Налогово-проверочные действия налогового контроля

Истребование документов

Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:

  • направление требования о предоставлении документов;
  • получение истребованного.

Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.

Истребование документов может производиться:

  • у проверяемого лица;
  • у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Проведение инвентаризации

  • выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверки полноты отражения в учетеобязательств.

Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:

В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.

Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

Выемка документов и предметов

Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.

Основаниями для проведения выемки в НК названы:

  • отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
  • непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.

Причинами проведения выемки документов в НК названы:

  • наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
  • Выемке подлежат две категории документов:

    • свидетельствующие о совершении правонарушений;
    • запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.

    Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.

    Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:

    • для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
    • у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

    По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.

    Проведение опроса

    Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.

    Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

    Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.

    Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

    • в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
    • получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

    По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

    При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 Налогового кодекса, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

    Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:

    • болезни свидетеля;
    • старости свидетеля;
    • инвалидности свидетеля;
    • иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

    Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

    Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.

    Читайте так же:  Альфа банк возврат налогового вычета

    Проведение осмотра

    Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.

    Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:

    • необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
    • выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

    О производстве осмотра составляется отдельный протокол.

    НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:

    • территория проверяемого налогоплательщика;
    • помещения проверяемого налогоплательщика;
    • документы;
    • предметы.

    Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:

    • используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
    • связанные с содержанием объектов налогообложения.

    Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

  • документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля.
  • Проведение экспертизы

    Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

    Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

    Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.

    Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

    Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

    Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.

    Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:

    • форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
    • ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
    • в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

    Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.

    Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:

    • необоснованности заключения эксперта;
    • сомнений в правильности заключения.

    Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

    Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.

    По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:

    • проведенные им исследования;
    • сделанные в результате их выводы;
    • обоснованные ответы на поставленные вопросы.

    Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

    Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:

    • если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
    • если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

    Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

    Осуществление перевода

    Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.

    Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

    Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.

    При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.

    Обязанности переводчика заключаются:

    • в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;
    • обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.

    Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

    По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.

    Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

    Руководитель коллегии адвокатов
    «Комиссаров и партнеры»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

    Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

    Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

    При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

    Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

    Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

    Читайте так же:  Заявление о возврате налога за лечение

    Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

    Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

    Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

    Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

    Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

    Налоговый орган имеет право:

    • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
    • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
    • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
    • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
    • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
    • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
    • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
    • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
    • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
    • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
    • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

    Налоговый орган не имеет права:

    • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
    • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
    • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
    • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
    • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
    • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
    • производить выемку документов и предметов в ночное время;
    • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
    • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
    • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

    Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

    • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
    • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
    • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
    • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
    • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
    • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
    • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

    Последствия проверки

    По итогам проверки составляется акт.

    В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

    Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

    На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

    Читайте так же:  Пени по налогу на имущество физических лиц

    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

    В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

    Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

    В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

    В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

    Порядок проведения налоговой проверки

    Процесс проведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовыми актами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов, имеющих целью проверку соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие в связи с этой деятельностью правоотношения между налоговыми органами и лицами, участвующими в проверке.[25]

    Отметим, что обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке не является стадией собственно процесса налоговой проверки. Следует отметить положительный зарубежный опыт судебного рассмотрения налоговых споров, а также опыт создания специальных судебных инстанций по рассмотрению налоговых споров. Например, в составе Управления федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков на неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Данное бюро имеет подразделения на местах и призвано урегулировать споры без судебной процедуры. Такая система позволяет решать вопросы непосредственно на местах, без обращения в вышестоящие инстанции. Кроме того, в США создан Налоговый суд.[26]

    НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

    — встречные. Имеют место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами. В этом случае налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

    Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

    Место проведения: место нахождения налогового органа.

    Проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

    Сроки проведения: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

    — в случае выявления: а) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, б) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, — об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

    — налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, например, п. 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

    — в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

    Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам проводятся в соответствии со ст. 101 НК РФ. Подобные выводы отражены в практике ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5[27], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71[28]), а также Конституционного Суда РФ (Определение от 18.01.2005 № 9-О[29]).

    Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

    Место проведения: территория (помещение) налогоплательщика; в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки — место нахождения налогового органа.

    Основания проведения: решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого разработана и утверждена ФНС РФ.[30]

    Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

    — по общему правилу не более двух месяцев;

    — продлевается до четырех месяцев; в исключительных случаях – до шести месяцев руководителем (его заместителем) ФНС России[31];

    — налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

    — проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

    — проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;

    — проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

    — при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке;

    Читайте так же:  Налог на квартиру в украине

    — при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке по акту, составленному этими должностными лицами.

    Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

    — по окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения;

    — не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки[33], подписываемый этими лицами и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). Об отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения указанных лиц от получения акта налоговой проверки это отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

    Действия налогового органа по результатам проверки:

    — вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы);

    — предложение налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;

    — обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в случаях: а) отказа от добровольной уплаты суммы налоговой санкции; б) пропуска срока уплаты, указанного в требовании.

    Исковое заявление о взыскании соответствующей санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

    К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

    Отметим, что налоговая проверка представляет собой наиболее конфликтную форму налогового контроля, зачастую сопровождаемую злоупотреблениями со стороны проверяющих. В связи с этим каждое процессуальное действие налоговых органов при проведении проверки должно быть четко, без двусмысленностей, урегулировано на законодательном уровне, что будет способствовать правовой защите налогоплательщиков.[34]

    Несовершенство налогового законодательства, его абстрактность, противоречия положений ряда статей и повторы в части проведения налогового контроля оставляет широкие возможности для усмотрения налоговых органов. Ограничению усмотрения налоговых органов при осуществлении налогового контроля будет способствовать судебный контроль; материальная ответственность за ущерб, причиненный неправомерными действиями; совершенствование норм, регулирующих процедуры налогового контроля.[35]

    Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 3095 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Новости

    Как получить налоговые льготы, в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки и что делать, если инспекция затягивает сроки проведения камерального контроля, в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» рассказывает советник омбудсмена Антон Свириденко.

    Каждую среду специалисты и эксперты аппарата бизнес-омбудсмена на примере реальных кейсов делятся законодательными тонкостями и проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Первый выпуск спецпроекта посвящен налоговым проверкам.

    — Как получить (оформить) налоговую льготу, если она полагается субъекту по закону?

    Льгота может предоставляться в различных формах: налоговых вычетах, сниженных ставках налога, изъятиях частей объекта налога из облагаемой базы, установлении необлагаемого минимума, рассрочки, отсрочки, налогового кредита, освобождения от уплаты налога, всего в России на разных уровнях налогообложения действует несколько сотен льгот. Алгоритм здесь будет примерно такой: определить, какие виды льгот и за какие налоговые периоды может получить налогоплательщик, ознакомиться с порядком предоставления каждого из видов льгот и впоследствии предпринять действия в соответствии с порядком (например, заявить о возмещении налога в счет льготы, представить налоговую декларацию с указанием вычета и так далее). А налоговый орган уже впоследствии может проверять обоснованность применения льготы – запрашивать документы, проводить анализ и камеральные или выездные проверки.

    — Где и в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки?

    Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

    Возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение – об отказе в привлечении к налоговой ответственности или о привлечении к налоговой ответственности. Могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

    Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, им может быть подана апелляционная жалоба. Должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, то есть сначала налогоплательщик должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением по жалобе вышестоящего налогового органа, он может подать жалобу в арбитражный суд.

    По нашим внутренним оценкам, решения в досудебной и судебной процедурах в пользу/не в пользу налогоплательщиков распределяются в пропорции примерно 30/70% соответственно.

    — Как часто ФНС может проводить выездные проверки? Как бороться с необоснованной регулярностью их проведения?

    Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

    Читайте так же:  Декларация 3 ндфл заявление на вычет

    Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Бывает, налоговые органы «растягивают» проверку, искусственно доводя ее длительность до даже 15 месяцев (и то это только в случае истребования документов у иностранных государств, в обратном случае максимальный срок 12 месяцев). По факту, превышение этого порога со всеми приостановками и продлениями абсолютно недопустимо.

    Если нарушены данные правила, проведение выездных проверок и действия должностных лиц могут оспариваться как в вышестоящий налоговый орган, так и в органы прокуратуры или судебные инстанции.

    — Можно ли оспорить решение (основания) налоговой о проведении выездной проверки?

    Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа. При этом законодательством не определены основания принятия данного решения. На практике внедрение информационных систем дало налоговым органам широкие возможности консолидированного анализа налогоплательщиков от сравнения со среднеотраслевыми налоговыми показателями до доходов членов семей. По итогам анализа формируются акты предпроверочного обследования. Если достаточно признаков налоговых правонарушений принимается решение о выездной проверке. Поэтому оспорить правомерность принятия решения о выездной проверке практически нельзя. Пожалуй, только в случае налогового мониторинга (когда налогоплательщик по соглашению с налоговыми органами осуществляет онлайн обмен налоговыми данными) ни камеральные, ни выездные проверки проводить нельзя.

    Однако можно оспорить процессуальные моменты, связанные с решением. Например, если решение приняла инспекция не по месту деятельности заявителя, были нарушены сроки или процедура вручения решения, в решении заявлены одни налоги, а пришли проверять другие; решение оформлено с нарушениями – тогда правомерность решения о проверке оспаривать можно. В случае, если признают нарушения, решение отменят. При этом надо соблюдать досудебный порядок обжалования действий налоговых органов, сначала, перед судом, обратившись в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

    — Куда обращаться, если при проведении проверки (выемке/осмотре) налоговыми органами был нанесён ущерб имуществу?

    Если налоговый инспектор умышленно превысил полномочия или допустил халатность, что повлекло нанесение ущерба (вреда), то вопрос может рассматриваться в рамках уголовно-процессуального законодательства. Другими словами, Вы можете обратиться в полицию. Если признаков уголовного деяния не усматривается, но Вы полагаете, что действия инспектора при проверке Вашей организации нанесен вред (ущерб), ущерб надо взыскивать по гражданско-процессуальному законодательству на основании статьи 1069 ГК РФ.

    Вообще Налоговым кодексом в статье 103 установлен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Обжаловать действия налоговиков и взыскивать нанесенный ущерб можно в двух инстанциях – вышестоящем налоговом органе и суде.

    — Что делать, если инспекции затягивают сроки проведения камерального контроля?

    Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца. При этом если по итогам проверки нарушений не выявлено, налоговый орган не обязан об этом сообщать. Поэтому о превышении срока проведения камеральной проверки нужно сначала узнать. Например, когда документы запрашиваются за пределами срока ее проведения или Вам затягивают возмещение НДС, ссылаясь не продолжение камеральной проверки.

    В этом случае надо обжаловать действия сначала в вышестоящем налоговом органе, а потом в суде, если первое на дало результатов. При этом в судебной процедуре для того, чтобы Вашу жалобу рассмотрели, необходимо доказать, что действиями налогового органа были нарушены Ваши права.

    Однако перспективы спора с налоговыми органами неоднозначны. Несмотря на превышение сроков проверки, суды неоднократно отказывали налогоплательщикам в признании незаконными доначислений по итогам таких растянувшихся проверок, так как признавали, что выход за пределы проверки не нарушал прав заявителя и не отменяет фактов налоговых правонарушений.

    — Как избежать блокировки счетов за неуплату незначительных сумм налогов?

    Следует отметить, что в соответствии с поправками в НК РФ, вступающими в силу 1 апреля этого года, блокировать счета можно будет только за недоимки больше 3000 рублей а не 50, как сейчас. При этом налоговые органы отмечают, что блокируется только сумма недоимки, а не все деньги на счете.

    Чтобы вообще избежать неожиданных небольших «вдруг» возникших долгов по налогам, наличие которых может, например, перекрыть доступ к льготным кредитам МСП, можно предусматривать переплату налогов с зачетом в счет будущих платежей. При этом зачесть можно только платежи по бюджетам одного уровня. Таким образом, лучше иметь переплату по каждой группе налогов.

    — В каком случае налоговая по результатам проверки может инициировать возбуждения уголовного дела?

    Если в течение двух месяцев со дня истечения требования (то есть при доказанной налоговой недоимке) об уплате налога (сбора) налогоплательщик не погасил долг, налоговый орган обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела.

    При этом с 2014 года наличие таких материалов от налоговых органов для возбуждения уголовного дела не обязательно. Дело могут возбуждать и правоохранительные органы самостоятельно. Чаще всего это делается, когда на основании оперативных данных возможно предполагать, что совершаются умышленные действия по уклонению от уплаты налогов тем или иным лицом, при этом налоговый орган непреднамеренно (или по умыслу должностного лица) не «заметил» таких фактов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    После возбуждения уголовного дела без налогового органа следователь запрашивает заключение вышестоящего налогового органа по отношению к инспекции налогоплательщика о нарушениях налогового законодательства. При этом выводы заключения не являются обязательными для следователя.

    Источники

    Действия при проведении налоговых проверок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here