Денежно кредитный финансовый контроль

Кредитный контроль

Система банковской структуры, направленная на обеспечение своевременного возврата ссуд, выданных гражданам и организациям.

Она предполагает разработку кредитной политики, отслеживание надежности и платежеспособности клиентов, преследование заемщиков, которые уклоняются от исполнения принятых на себя обязательств.

Направления кредитного контроля

Основная цель кредитного контроля — отслеживание причин, факторов, тенденций и последствий ухудшения качества кредитного портфеля банка или отдельного соглашения о выдаче ссуды, разработка системы мер, позволяющих избежать негативных последствий подобной ситуации.

При разработке методик кредитного контроля специалисты банка обращают первоочередное внимание на следующие моменты:

  • наличие в кредитном портфеле сомнительных и безнадежных ссуд;
  • корректность расчета резервов, размер которых регулируется ЦБ РФ;
  • наличие просроченной задолженности, ее динамика;
  • объем пролонгированных долгов, тенденции его изменения;
  • качество залогового обеспечения по кредитам;
  • своевременность погашения клиентами полученных ссуд и процентов по ним.

Кредитный портфель банка ежеквартально анализируется в рамках заседаний кредитного комитета. В ходе них оценивается качество обслуживания выданных ссуд, рассчитывается объем резервов. Если выявляется увеличение доли безнадежных и сомнительных долгов, разрабатывается комплекс мер по разрешению сложившейся ситуации. За их соблюдением следит служба мониторинга.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Кредитный контроль юридических лиц

Методики кредитного мониторинга определяются банком самостоятельно, законодательные предписания в этой сфере отсутствуют. На практике используется дифференцированный подход, когда надежные ссуды оценивают один раз в год, сомнительные и крупные — ежеквартально.

Банк осуществляет следующие контрольные мероприятия:

  • анализ и оценка бухгалтерской отчетности, предоставляемой заемщиками в рамках ежеквартальных мониторингов;
  • посещение офиса компании или производственного цеха;
  • проверка предоставленного залога;
  • запрос дополнительной документации.

Инспекционная проверка обеспечения по кредитам юридических лиц выстраивается по следующему алгоритму:

  • первичная оценка имущества, предоставляемого в залог;
  • ежеквартальный мониторинг его состояния, условий эксплуатации;
  • составление акта по результатам проверки.

В ходе контрольных мероприятий банк может потребовать у заемщика документацию, подтверждающую права собственности на имущество (договор купли-продажи, свидетельство и т.д.) и его основные характеристики (например, сертификат качества). Если в роли залога выступают товарные остатки, представитель кредитной организации посещает склад, проводит их визуальный осмотр, пересчет.

В ходе анализа отчетности заемщика производится расчет коэффициентов, характеризующих его финансовую устойчивость, платежеспособность, динамику развития бизнеса. Первыми признаками возникновения проблем у компании, получившей ссуду, являются:

  • просьбы о пролонгации кредита;
  • наращивание объемов кредиторской задолженности;
  • задержки при погашении тела кредита или процентов по нему;
  • снижение рентабельности бизнеса;
  • рост объемов товарных запасов;
  • попытки уклониться от встреч с представителями банка.

По результатам проведенного мониторинга банк оценивает качество ссуды. Например, в этих целях он может использовать пятибалльную шкалу, где «5» — наивысшая надежность, «1» — сомнительный долг. В зависимости от присвоенного рейтинга банк определяет частоту и интенсивность контрольных мероприятий по конкретным кредитам. Если выявляется, что просроченная задолженность возрастает, вносятся коррективы в кредитную политику, сокращаются объемы выдачи для представителей определенных отраслей.

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Читайте так же:  Принципы и органы валютного регулирования и контроля

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

Читайте так же:  Многоквартирные дома платят налог земельный

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8638 — | 7465 — или читать все.

Негосударственный финансовый контроль

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Читайте так же:  Уплата задолженности по налогам за третье лицо

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

«Финансовый контроль в рф»

(контрольная функция финансов)

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех финансовых субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций с применением особых методов). Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственной операции и целесообразности произведенных расходов. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, так и на уровнях отдельных хозяйствующих субъектов, то и финансовый контроль за использованием фондов является многоуровневым и многосторонним.

Классификация финансового контроля в Российской Федерации.

По времени проведения.

По методам проведения.

— анализ финансовой деятельности;

По субъектам, осуществляющим контроль.

— государственный финансовый контроль (президентский контроль, контроль исполнительных органов власти, контроль законодательных органов власти, контроль финансово-кредитных учреждений).

— негосударственный финансовый контроль

(ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский).

По форме проведения.

По сферам финансовой деятельности.

— контроль за денежной массой.

По времени проведения.

Предварительный финансовый контрольпроводится до совершения финансовых операций. Методика проведения – экспертиза.

На макроуровне – это экспертиза проектов бюджетов и проектов бюджетов внебюджетных фондов, проектов законов, требующих финансового обеспечения; проектов целевых, инвестиционных региональных программ. Как правило, экспертизу проводит Счетная Палата РФ.

Примером предварительного финансового контроля на микроуровне является разработка финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров и договоров о совместной деятельности.

Текущий (оперативны) финансовый контрольпроводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдач кредитов и бюджетных ассигнований. Методика текущего контроля – это оперативный контроль за:

поступлением доходов в бюджет (налоговые и неналоговые поступления, средств на выполнение региональных программ и т.д.);

за расходованием средств (по отраслям и по территориям);

за использованием привлеченных средств (кредиты, займы, гарантии);

за обращением региональных финансовых ресурсов (расчетно-кассовое обслуживание, депозитное обслуживание, размещение ценных бумаг, кредитов через банковскую сферу).

На микроуровне – это текущий контроль за соблюдением финансовой дисциплины (выполнение кассового плана, кредитных заявок, платежного и налогового календаря).

Последующий финансовый контрольпроводится, как правило, после окончания финансового года. Методика проведения – это анализ.

Анализ проводится по:

исполнению бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов;

финансовым результатам исполнения программ (целевые, инвестиционные, региональные);

экономической эффективности действия принятых нормативных документов, требующих привлечения финансовых ресурсов.

На микроуровне – это анализ отчетной финансовой и бухгалтерской документации для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставление финансовых планов и прогнозов с фактом; сравнение финансовых фактических издержек с прогнозируемыми.

По методам проведения.

Проверка. В процессе проведения проверок на основании отчетной документации рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверки Федеральной Налоговой службы по уплате определенных налогов).

Обследования. В отличие от проверок охватывает более широкий спектр экономических показателей обследования экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив его развития. В РФ обследование применяется в процедуре банкротств предприятий (независимые финансовые органы – для формулировки реального положения предприятия).

Надзор. Производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает надзор за соблюдением этими субъектами финансовых правил и нормативов.

Пример.ЦБ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Анализ финансовой деятельности.Предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, финансовое составление обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Анализ финансовой деятельности проводится по существующим методикам. Может проводиться как самим предприятием для внутреннего использования, так и сторонними организациями (Центральным Банком для решения вопроса о выдаче кредита).

Наблюдение, или мониторинг. Это постоянный контроль со стороны как правило кредитных учреждений за использованием выданной ссуды и финансовым состояние предприятия клиента. При этом банк оставляет за собой право ужесточить условия кредитования или требовать досрочного погашения кредита при неэффективном использовании кредита и ухудшении финансового состояния клиента.

Ревизия.Это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. Результаты ревизии оформляются актом (акт ревизии), на основании которого руководитель обязан принять меры к устранению нарушений и возместить материальный ущерб. Это единственный вид финансового контроля, по заключению которого руководитель привлекается к уголовной ответственности (ЦБ, Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионные органы министерств и ведомств).

Но в РФ нет единой базы учета финансового контроля.

По ведомственной принадлежности ревизуемых органов:

Кредитно-денежное регулирование

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.

Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Читайте так же:  Срок давности взыскания налоговых штрафов

Основная составляющая кредитно-денежного регулирования – кредит. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность.

Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:

· расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

· перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

· обеспечивает экономию издержек обращения;

· ускоряет концентрацию и централизацию капитала.

Кредит имеет многообразие форм (коммерческий, банковский, межхозяйственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, государственный, международный). Во внутреннем обращении главными являются кредитные деньги и их производные (векселя, банкноты, чеки, депозитные и электронные деньги).

С введением кредитных денег и их производных денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система.

Кредитно-денежная система это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении.

С институциональной точки зрения, кредитно-денежная системаэто комплексвалютно-финансовых учреждений (национальныйбанк, коммерческие банки, представляющие собойбанковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансовокредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортныебанки,сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).

Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.

Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны (В Республике Беларусь – Национального банка). Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный Банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т. д.

Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:

· регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;

· регулирование государственного долга.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т. е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность иборьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, ЦБ изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.

При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т. е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов – невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику.

Однако при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку – прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями.

Норма обязательных резервов (резервная норма) – это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Применение норм обязательных резервов позволяет:

· регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального банка;

· влиять на уровень рыночных процентных ставок, т. к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;

Читайте так же:  Земельный налог организаций база

· регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте.

Резервные требования являются административным инструментом кредитно-денежного регулирования, они глобально, сильно и пролонгированно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке.

Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).

Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.

Наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции, облигации.

Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства.

Акция – это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества.

Облигация – это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено.

Купля-продажа ценных бумаг происходит на рынке ценных бумаг, который подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок ценных бумаг – продажа новых выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств. Вторичный рынок ценных бумаг – это перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора (покупателя на первичном рынке) последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Вторичным рынком ценных бумаг является фондовая биржа.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по трем основным направлениям:

1) обеспечивает нормативно-правовую базу функционирования рынка ценных бумаг и регламентирует деятельность на рынке;

2) присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги — казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты;

3) воздействует на состояние фондового рынка через регулирование денежной массы, находящейся в обращении, влияет на денежные резервы банков, т. е. воздействует через кредитно-денежную политику центрального банка.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений.

В качестве регулирующих инструментов используются традиционные:

· выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);

· операции на открытом рынке;

· процентная ставка (учетная ставка или ставка рефинансирования), по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;

· нормы обязательных резервов или резервные требования к коммер-

ческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);

· регуляторы банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности, независимости, лимит кредитной эмиссии и др.)

Кроме того, используются и меры административного воздействия.

В Беларуси рассматриваемые рычаги управления экономическими процессами впервые были использованы в 1994 году. Начиная с 20 октября 1994 г., Национальный банк (НБ) Республики Беларусь стал активно использовать ставку рефинансирования.

Положительная учетная ставка – важнейшее условие нормального функционирования экономики. Она означает, что денежные ресурсы вливаются в народное хозяйство не бесплатно (т. е. не происходит инфляционная эмиссия денег), а за реальную плату. Степень последней и определяет реальная процентная ставка.

Одновременно с регулированием учетной ставки НБ обязывает коммерческие банки поддерживать процентные ставки по депозитам не ниже минимального уровня, который, в свою очередь, зависит от текущей ставки рефинансирования.

Активной является политика Национального банка по поддержанию курса белорусского рубля к доллару США, по формированию золотовалютных резервов. От величины золотовалютных резервов напрямую зависит способность корректировать курсы иностранных валют относительно национальной в интересах страны.

Стратегическая цель кредитно-денежной политики республики в ближайшие пять лет в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2050 гг. – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижения уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 — | 7653 — или читать все.

Источники

Денежно кредитный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here