Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Урегулирование налоговых споров

Помогаем юридическим лицам в разрешении налоговых споров. Занимаемся как досудебным урегулированием, так и представительством интересов клиента в суде.

Налоговый спор возникает, когда между налогоплательщиком и государственными органами появляются разногласия. Из всех вопросов, с которыми к нам обращаются ООО и другие юрлица, именно налоговые споры занимают уверенную лидирующую позицию.

99% юридических лиц так или иначе вовлекались в разбирательства с налоговой. Чаще всего — из-за полного бездействия или неправомерных действий, потому что в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обжаловать акт имеет право любой налогоплательщик.

Мы поможем с досудебным и судебным урегулированием любых вопросов: проконсультируем, подготовим документы и жалобы, представим интересы в суде.

Наши адвокаты — квалифицированные специалисты с большим опытом юридической работы. Они сделают всё для того, чтобы дело разрешилось в вашу пользу.

Перечень услуг налогового юриста от нашего агентства

Наши юристы по налоговым спорам

Фомин Тимур
Храновская Кристина

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Судебные налоговые споры — урегулирование в суде

Специфика налоговых споров при обжаловании решения налогового органа о привлечении к ответственности в суд состоит в том, что находится на стыке норм Налогового кодекса РФ и ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, устанавливающей сроки обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов. Здесь важно учесть нюансы соблюдения процедуры обязательного досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган решений о привлечении к налоговой ответственности и не пропустить срок для обжалования в суд – в общем, последнюю надежду для налогоплательщика снять с себя неблагоприятные последствия налогового спора в виде привлечения к ответственности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Юристы Компании «Largo Management Group» не только успешно урегулируют налоговые споры, но и обладают глубокими знаниями гражданского и арбитражного процессуального законодательства и навыками их практического применения, что является несомненным преимуществом клиента при решении налоговых споров в суде по следующим категориям налоговых споров:

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Налоговые споры в арбитражном суде

Если урегулировать вопрос с ведомством не получается, дело передаётся в арбитражный суд. Именно здесь можно получить все компенсации и восстановить нарушенные права.

Чаще всего к юристу обращаются в случаях, если налоговая нарушила интересы налогоплательщиков в сфере экономической деятельности, если она возложила на заявителя некие обязанности, которые он посчитал незаконными, и если она создавала препятствия для предпринимательской либо экономической деятельности.

Читайте так же:  Китайский валютный контроль

Важное уточнение: подать заявление в арбитражный суд можно исключительно в той ситуации, если вышестоящая инстанция вынесла решение не в вашу пользу, и вы как заявитель остались не удовлетворены её решением.

Преимущества судебного урегулирования налоговых споров:

  • Непредвзятость суда, а значит — выше шанс вынесения решения в пользу налогоплательщика.
  • Возможность ходатайствовать о приостановлении исполнения решения; с этим вам помогут наши адвокаты.

  • Наличие расходов: материальных, куда входят госпошлины, и нематериальных — это время, моральные и интеллектуальные усилия.

Налогоплательщик вправе передать все обязанности по ведению дела юристу по налоговым спорам. В таком случае адвокат представляет его интересы в суде, и часть временных и моральных затрат можно с себя снять.

Досудебное урегулирование налоговых споров при проверках

Урегулирование налоговых споров в налоговых органах (независимо от вида проверки), порученное юристам Компании «Largo Management Group», – это своевременное и квалифицированное оказание следующих услуг:

    представление интересов налогоплательщика в ходе налоговых проверок

Налоговые споры зачастую возникают как следствие взаимодействия с налоговыми органами, а в особенности после следующих налоговых проверок:

  1. Камеральных, проводимых без специального решения руководителя налогового органа на основании налоговых деклараций и документов о деятельности налогоплательщика в течение 3 месяцев с момента представления декларации;
  2. Выездных, проводимых на основании решения руководителя налогового органа на территории налогоплательщика и представляющих собой комплексный анализ (налоговый и бухгалтерский) деятельности налогового агента за три последних календарных года.
    Длительность такой проверки составляет не более 2 месяцев. Срок может быть увеличен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В ходе выездной проверки налоговые органы имеют право использовать такие мероприятия контроля, как: осмотр, проведение экспертизы, допрос свидетелей, выемку документов.
    Именно по результатам выездных проверок возникает подавляющее число налоговых споров со значительными суммами доначислений.

По результатам камеральных проверок чаще всего возникают налоговые споры, которые выявили:

  • ошибку в декларации;
  • противоречия между сведениями в предоставленной документации;
  • несоответствие сведений, предоставленных налоговым агентом, данным, имеющимся в распоряжении налогового органа.

Самыми распространенными в этом смысле являются налоговые споры по НДС: налогоплательщику вменяется в вину необоснованное применение вычетов, заявленных в декларации, в связи с отсутствием их документального подтверждения.

В этом случае налоговый орган обязан затребовать необходимые документы, причем передать уведомление физическому лицу или руководителю организации либо их законным и уполномоченным представителям лично под расписку, посредством телекоммуникационных каналов связи (в электронном виде) или заказным письмом (требование считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки).

Не всегда такие требования о предоставлении документов являются законными и обоснованными.

Кроме того, зачастую налоговыми органами (по общепринятым мотивам загруженности или недофинансирования) нарушается статья 93 НК РФ в части порядка уведомления налогоплательщика. В этом случае налоговые споры разрешаются в пользу налогоплательщиков, которые не смогли получить требование по уважительным причинам, признанными судом достаточными для отмены решения налогового органа ввиду «уклонения налогового органа от исполнения обязанностей по надлежащему оповещению налогоплательщика».

Юристы Компании «Largo Management Group» при внимательном комплексном подходе к обстоятельствам каждого дела используют все возможные способы и юридические «крючки» для положительного досудебного урегулирования налогового спора в пользу клиента.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

Налоговое консультирование

Компания «Largo Management Group» осуществляет налоговое консультирование в Москве, как с целью предотвращения возникновения возможных налоговых судебных споров, так и в ходе уже возникших претензий со стороны налоговых органов по результатам проверок:

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Урегулирование налоговых споров

Вероятно, одним из наиболее распространенных видов споров, с которыми приходится сталкиваться компании в процессе ведения бизнеса, являются налоговые споры.

Налоговые споры возникают вследствие нарушения налогоплательщиком своих обязательств перед налоговым органом. Нарушение требований и предписаний инспекции ФНС может обуславливаться как умышленными действиями компании, так и неумышленными, в силу незнания постоянно меняющегося налогового законодательства. Кроме того, разногласия и споры могут возникать и как результат неправомерных или необоснованных действий самих налоговых органов.

Чем сложен налоговый спор?

Одной из особенностей налогового спора, является то, что в случае его возникновения, компания-налогоплательщик, как правило, оказывается в более уязвимом, с правовой точки зрения, положении. Налоговая инспекция обладает широким спектром мер воздействия на налогоплательщика (налоговые претензии, привлечение к ответственности, блокировка расчетного счета и так далее), при этом будучи государственным органом, налоговая инспекция имеет мощную поддержку в виде государственного административного ресурса. По сути спор с налоговым органом, это спор с государством.

В такой ситуации, чтобы защитить свои права и законные интересы, компании просто необходимо прибегнуть к помощи профессиональных юристов, специализирующихся на урегулировании налоговых споров.

Наши услуги

Компания VALEN оказывает широкий спектр услуг по урегулированию и предотвращению в будущем налоговых споров. Обратившись в нашу компанию, Вы получите квалифицированную правовую помощь юристов с многолетним опытом работы в сфере налогового права. Наши специалисты готовы оказать Вам следующие услуги:

  • Консультации в устной и письменной форме с разъяснением норм налогового законодательства;
  • Составление мотивированных письменных возражений на акт налоговой проверки или решение налоговой инспекции;
  • Помощь в разблокировке расчетных счетов компании;
  • Услуги по представлению и защите интересов компании во время проведения налоговых проверок;
  • Оценка перспективы урегулирования спора в досудебном порядке.
Читайте так же:  Возмещение ндс вэд

В случае невозможности досудебного урегулирования, наши специалисты подготовят все необходимые документы для представления интересов Вашей компании в арбитражном суде, как по иску к налоговой инспекции, так и по иску к налогоплательщику.

Решение налоговых споров

  • подготовка документации
  • досудебное урегулирование налоговых споров при проверках
  • судебные налоговые споры — урегулирование в суде
  • Современному российскому бизнесу приходится развиваться в условиях ужесточения политики государства в области налогового администрирования. При рассмотрении налоговых споров в суде в прошлое уходит «либерализм» по отношению к налогоплательщикам, обосновывающим правомерность исчисления налогов, применения вычетов и, напортив, незаконность решений и действий налоговых органов исключительно формальными нарушениями с их стороны процедур, например, привлечения к налоговой ответственности.

    При этом решение налоговых споров, говоря о персоналиях, осложняется тем, что к ответственности могут привлекаться не только сами юридические лица, но также и их непосредственные руководители. Здесь немаловажным является и тот факт, что защитником в налоговом споре о привлечении к уголовной ответственности на профессиональной основе может выступать адвокат.

    Профессионалы Компании «Largo Management Group», используя накопленный опыт по налоговым спорам, обеспечивают Вам спокойное развитие бизнеса между проверками и успешное разрешение спорных ситуаций с налоговыми органами, оказывая содействие по нескольким направлениям, которые можно отнести к налоговым спорам.

    Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

    Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

    По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

    Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

    Преимущества сотрудничества с нами

    Мы берёмся за те дела, которые можем решить, и гарантируем:

    • прогноз успешности дела — выслушаем и объясним, имеет ли смысл давать дальнейший ход;
    • понятные и прозрачные цены, которые оговариваются с самого начала;
    • деликатный и человечный подход;
    • работу на результат.

    Сотрудничество с нами может быть как однократным, в рамках консультации или помощи в подготовке документов, так и полноценным, вплоть до представительства интересов в суде. Мы часто привлекаем юристов разных направлений и прорабатываем эффективную линию защиты.

    На 2018 год наши юристы успешно решают до 96% всех дел. Успешно — значит, в вашу пользу.

    Начните с бесплатной экспресс-консультации! Чтобы получить её, позвоните нам или заполните форму заявки.

    Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

    Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

    Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

    Порядок досудебного урегулирования

    Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

    !Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

    Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

    Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

    • Отказ о проведении налогового вычета;
    • Взыскание высоких денежных средств налога;
    • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
    • Приостановление всех операций по банковскому счету;

    На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

    Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
    Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
    Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

    Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

    Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
    Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

    Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

    В налоговой инспекции могут рассмотреть:

    1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
    2. Расчет суммы;
    3. Доверенность, ЕС
    4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

    Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

    Читайте так же:  Перерасчет налога на имущество по кадастровой

    Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

    Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

    • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
    • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
    • Если жалоба отозвана обратно;
    • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

    Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

    !Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

    1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

    В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

    В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

    Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

    Подготовка документации

    Специалисты Компании «Largo Management Group» оказывают услуги по проверке и подготовке необходимой документации, оформляющей соответствующие операции, в целях минимизации рисков неблагоприятного результата налогового спора по формальным основаниям, а также всех документов, необходимых при проведении налоговых проверок и обращении в суд.

    Юридические услуги по подготовке документов при возникновении налоговых споров:

    • консультации на основании анализа обстоятельств дела и сложившейся ситуации по представленной документации (запрошенной дополнительно), сопровождающей налоговые судебные споры

    Налоговые споры – пожалуй, одни из самых трудных в части рассмотрения и разрешения. При урегулировании налоговых споров дело не только в правильно продуманной стратегии и тактике поведения в ходе проверки или судебного процесса. Важными являются любые мелочи, которые необходимо учесть уже на стадии предоставления документов по требованию налоговых органов для проверки, и в последующем — при подаче жалоб в вышестоящий налоговый орган или исковых заявлений в суд.

    Более того, оформляющие хозяйственные операции документы не всегда могут выступать оправдательными, с точки зрения их формальной допустимости, или по иным причинам.

    Профессиональные юристы Компании «Largo Management Group» помогут на всех этапах подготовки юридической документации, сопровождающей урегулирование налоговых споров.

    Досудебное и судебное урегулирование споров

    Досудебное урегулирование налоговых споров

    Сразу подать обращение в суд невозможно — сначала нужно пожаловаться в вышестоящую инстанцию внутри ведомства. Чаще всего таким образом удаётся «разморозить» счета и оспорить необходимость уплаты штрафа или пени.

    Преимущества досудебного урегулирования споров с налоговыми органами:

    • Оперативность: статья 140 НК РФ гласит, что вышестоящие инстанции обязаны ответить на обращение в течение 15 дней или в течение месяца, если речь идёт о привлечении к ответственности. Срок можно увеличить, но не более, чем на 15 дней и месяц соответственно.
    • Отсутствие расходов: заявителю не нужно оплачивать госпошлину и нести какие-либо другие расходы.
    • Приостановка исполнения решения на весь срок разбирательства. Если ваши счета заморозили, их разморозят.
    • Невозможно сразу обратиться в арбитражный суд: какой бы ни была претензия, сначала с ней придётся пойти в вышестоящую инстанцию. В некоторых случаях это просто лишняя трата времени.
    • Низкий процент решений в пользу налогоплательщика: к сожалению, в большинстве случаев инстанция принимает сторону налогового органа. Если так получилось, придётся обращаться в арбитражный суд.

    Основные сведения налоговых споров

    Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

    И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

    !Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

    Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

    • Анализ споров;
    • Оценка причин;
    • Анализ норм закона;
    • Оформление претензий;

    !Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

    В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

    И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

    Функции соответствующим отделом

    Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

    Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

    • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
    • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
    • Подготовить заключения по жалобам.

    Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

    ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Недостатки досудебного урегулирования

    Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

    Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

    Читайте так же:  Налоговый кодекс имущественный вычет долевая собственность

    Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

    Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

    Беседу провела Екатерина Валуева,
    эксперт по финансовому законодательству

    В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

    Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

    Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

    При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

    Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

    Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

    Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

    Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

    В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

    В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

    Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

    В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

    Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

    Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

    Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

    Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

    Читайте так же:  Валютный контроль фтс россии

    В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

    В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

    Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

    Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

    Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

    Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

    ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

    Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

    В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

    С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

    Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

    Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

    Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

    Источники

    Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here