Эффективность камеральных налоговых проверок

Эффективность камеральных налоговых проверок

За последние пару лет порядок администрирования НДС претерпел, можно сказать, революционные изменения. Данные нововведения затронули изменения как в порядке предоставления отчетности по НДС, так и проведении мероприятий налогового контроля в отношении НДС.

Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Российской Федерации. Конечно, дело не только в электронных декларациях и книгах покупок и продаж, самое важное то, что для обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение – автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).

Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Так как контролируемые системой вычеты по НДС практически соответствуют расходам по налогу на прибыль, налогоплательщики при корректировке своих обязательств по НДС автоматически увеличивают обязательства по налогу на прибыль, что особенно важно для региональных бюджетов [1].

Цель настоящего исследования состоит в оценке влияния нового механизма администрирования НДС на показатели эффективности контрольной деятельности налоговых органов Волгоградской области.

Эффективность новой системы администрирования НДС можно оценить посредством анализа следующих показателей: динамики поступления данного налога, состояния задолженности и возмещения НДС [2].

По официальным данным ФНС России поступления НДС по Волгоградской области за I полугодие 2017 г. составили 7196 млн руб. и увеличились относительно аналогичного периода прошлого года на 38,4 % [3]. Рост поступлений налога в январе – июне 2017 г. в основном обусловлен опережающим темпом роста исчисленной суммы налога по налогооблагаемым объектам над темпом роста налоговых вычетов связи с ростом объема ВВП, а также снижением доли налоговых вычетов в исчисленной сумме налога.

Доля налоговых вычетов и возмещений в сумме НДС, исчисленной по налогооблагаемым объектам, в январе – июне 2017 г. уменьшилась на 1,5 % и составила 96,1 %. В первом полугодии 2015 г. она достигла 97,7 % [4].

Анализ задолженности по форме № 4-НМ показал, что удельный вес НДС в общем объеме задолженности за рассматриваемый период значительно сократился: в первом полугодии 2015 г. – 48,8 %, в 2016 г. – 47,7 %, в 2017 г. – 20,5 % [4]. Задолженность по НДС снижается высокими темпами, очевидно, что новый механизм администрирования НДС оказал существенное влияние на состояние задолженности [5].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На особом контроле Управления ФНС России по Волгоградской области находится вопрос правомерности и обоснованности сумм НДС, заявленных к возмещению из бюджета.

В январе – июне 2017 г. по сравнению с прошлым периодом количество проведенных проверок обоснованности возмещения НДС сократилось на 37,5 %, количество проверок, выявивших неправомерное возмещение НДС из бюджета, уменьшилось на 37,6 %. При этом отрицательная динамика приведенных показателей обусловлена в первую очередь применением современных аналитических инструментов, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков, а именно программного комплекса АСК НДС-2 [6].

Доля результативных выездных проверок, с признанием возмещения НДС необоснованным, за рассматриваемый период возросла с 26,7 % до 44,4 %. Повышение качества контрольных мероприятий и сбор достаточной доказательственной базы по выявленным нарушениям привели к росту эффективности выездных проверок организаций по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. почти в 10 раз – 12 522,1 тыс. руб. (2016 г. – 1306,9 тыс. руб.) [4].

Удельный вес результативных камеральных проверок правомерности возмещения НДС сократился с 21 % до 19,1 %, что связано с повышением качества налоговых деклараций по НДС, в том числе в связи с представлением их в электронном виде, а также с использованием автоматизированного контроля операций как налогоплательщика, так и его контрагентов (АСК НДС-2). При этом средняя сумма необоснованного возмещения налога на одну проверку за анализируемый период увеличилась с 708,9 тыс. руб. до 1282,1 тыс. руб., или на 80,9 % [4].

Общие сведения о суммах НДС, дополнительно начисленных налоговыми органами Волгоградской области по итогам налогового контроля в I полугодии 2015–2017 гг.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Эффективность камеральных налоговых проверок

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования является налоговый контроль. Он представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение фискальных интересов страны. Налоговый контроль проводится, прежде всего, в целях проведения эффективной финансовой политики государства [1].

Читайте так же:  Куда сообщить о неуплате налогов анонимно

Необходимость налогового контроля во многом определяется степенью уклонения от уплаты налогов. Существует большое количество способов ухода от налогов, из-за которых бюджет теряет значительные суммы потенциальных налоговых доходов. В последнее время особенно вырос процент налоговых правонарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий. Наиболее эффективной мерой в борьбе с налоговыми правонарушениями является направление требований об уплате непосредственно по адресу налогоплательщиков [2].

Главное место среди основных форм контроля занимают налоговые проверки. Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной, а также фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налоговых платежей налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые проверки делятся на камеральные и на выездные налоговые проверки. Первый вид проверок связан с проверкой документооборота, второй представляет собой фактическую проверку, осуществляемую по месту ведения основной деятельности налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится в целях проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно подал в налоговую инспекцию, а также документов, имеющихся у налогового органа [3].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Данный вид налогового контроля предназначен для всех налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки охватывает лишь 20–25 % налогоплательщиков. При этом каждый налогоплательщик подвергается камеральной налоговой проверке практически каждый квартал. Для наиболее крупных налогоплательщиков камеральная проверка может проводиться один раз в месяц [4].

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. Если в ходе камеральной налоговой проверки были установлены нарушения, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием внести изменения в декларацию, предоставить необходимые документы или пояснения. Когда налоговый орган просит налогоплательщика предоставить пояснения, как правило, это связанно с тем, что в первичной декларации и банковской выписке операций по счетам могли быть выявлены:

1) расхождения между доходами и расходами,

2) экономическая необоснованность проводимых операций;

3) операции, проводимые с целью личной выгоды (выдача беспроцентных займов, кредитов родственникам).

Налогоплательщик может направить пояснения по почте, лично либо по телекоммуникационным каналам связи. Разъяснения по поводу расхождения данных налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения требования.

Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

1) заявлен НДС к возмещению,

2) заявлены льготы;

3) заявлены имущественные, профессиональные или социальные вычеты;

4) предоставлена отчетность по НДПИ или связанные с использованием природных ресурсов;

5) предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе:

1) истребование документов у налогоплательщика,

2) истребование документов контрагентов;

3) привлечение переводчика или эксперта;

4) проведение налоговой экспертизы;

5) устроить допрос свидетелей [7].

Еще одной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Эта форма подразумевает проверку правильности уплаты налогов и сборов, проводимую непосредственно по месту осуществления основного вида деятельности.

Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели [5]. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

1) информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

2) на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

3) налогоплательщик не представил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом заключается ещё одно отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников [7].

За последние годы сильно изменился подход к организации налоговых проверок. Основной акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что влечет за собой переход к проверкам, основанным на критериях риска. Это предусматривает новый подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок. В силу всех принятых во внимание факторов Федеральной налоговой службой была разработана концепция планирования налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 [10].

Суть концепции состоит в том, что планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс для лучшего понимания законодательства о налогах и сборах самим налогоплательщиком. Данная концепция придерживается следующих целей:

1) создать единую систему выездных налоговых проверок;

2) обеспечить рост доходов государства за счет добросовестных налогоплательщиков;

3) повысить налоговую грамотность налогоплательщиков;

4) информировать налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок [8].

Таким образом, главной целью камеральной и выездной налоговой проверки является выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, в настоящее время не прекращает увеличиваться важность оценки эффективности налоговых проверок.

Методика оценки эффективности налоговых проверок является составляющей частью общей методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Эта методика была утверждена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В ней приведены расчеты показателей результативности и различных коэффициентов доначислений на одного сотрудника [6].

Для того чтобы наглядно продемонстрировать показатели оценки эффективности камеральных и выездных налоговых проверок, рассмотрим таблицу.

Результативность выездных налоговых проверок в среднем за год приближена к максимальной. Несмотря на то, что в 2014 году результативность по выездным налоговым проверкам снизилась, приведенные в таблице данные говорят об эффективном отборе налогоплательщиков для этого вида налоговых проверок и тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям. Результативность камеральных налоговых проверок значительно ниже и в среднем за исследуемый период составила 4,35 %.

Читайте так же:  Расчет пени за неуплату налога

Необходимо добавить, что в строке «камеральные проверки, выявившие нарушения» учтены данные только тех проверок, по окончанию которых налогоплательщик так и не исправил установленные нарушения. Тем не менее, показатель 4,35 % – это лишь средний уровень результативности. Это связанно с ограниченным количеством запрашиваемых документов, а также с большим объемом документации для обработки налоговыми органами. Проводимая работа по камеральным проверкам удовлетворительна.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговая система России нуждается в постоянной доработке. Эффективность налоговых проверок напрямую зависит налогового законодательства и условий, в которых проводятся эти проверки [11].

Анализ результативности выездных и камеральных налоговых проверок, проводимых ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за 2013–2014 годы

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КАМЕРАЛЬНЫМ ПРОВЕРКАМ

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Читайте так же:  Порядок возмещения ндс

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения налогового законодательства, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение и пресечение последствий несоблюдения действующих на территории РФ правил осуществления предпринимательской деятельности, ведения учёта и заполнения отчётности.

Длительное время налоговые проверки были практически нерегламентированным мероприятием, что приводило к массовым нарушениям со стороны налоговых органов по отношению к другим участникам налоговых отношений — налогоплательщикам и налоговым агентам.

Так, в апреле 2005 г. в своём послании Федеральному собранию Путин заявлял о необходимости предотвращения «налогового терроризма». Результатом законотворческой деятельности, направленной на совершенствование налогового администрирования стал вступивший в силу ФЗ № 137-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г. [4, с.35].

Изменения в ч. 1 НК РФ существенно ограничили возможности налоговых органов по проведению камерального налогового контроля (касающиеся, прежде всего, истребования документов), в связи, с чем существенно возросла роль выездных налоговых проверок. Таким образом, в те годы центр тяжести в контрольной работе был перенесен налоговыми органами именно на выездные налоговые проверки [5, с.56].

Если говорить о проблемах, с которыми фискальные органы сталкивались в своей работе, то они относились, прежде всего, к взысканию дополнительно начисленных сумм налогов (пеней, штрафов).

В течение последних трех лет суммы поступлений в МИФНС России № 12 по Тюменской области устойчиво росли, также как и доначисления по результатам проверок, за исключением 2010 г. Однако процент взыскания не превышает и половины дополнительно начисленных платежей за период с 2008-2009 гг. Увеличение заметно только лишь в 2010 г, когда данный показатель составил 57% (см. табл. 1).

Таблица 1 — Показатели контрольной работы межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области*

Начислено к уплате в текущем году (по налоговым декларациям), тыс. руб.

Дополнительно начислено платежей по результатам налоговых проверок, тыс. руб.

Поступило платежей по результатам налоговых проверок, тыс. руб.

* Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области

Так как основной задачей, которую государство ставит пред налоговыми органами, является пополнение бюджета, то есть повышение собираемости налогов, то сложившаяся ситуация побуждает не только к повышению уровня взыскания дополнительно начисленных налогов (штрафов, пеней) по результатам налогового контроля, но и к смене вектора налогового контроля, сделав приоритетными камеральные налоговые проверки [2, с.3].

Сегодня все этапы выездного налогового контроля — от порядка назначения, сроков проведения и приостановления, вплоть до вынесения решения по результатам проверки — жёстко регламентированы законодательством. Однако использовать эту форму работы достаточно сложно ввиду ограниченности ресурсов (времени, количества и профессионализма сотрудников) у налоговых органов. Поэтому, согласно данным исследования, проводившегося главой ФНС в мае 2011 г., в период с 2003 по 2010 г. охват выездными проверками налогоплательщиков сократился с 11,5% до 0,8% и до 0,2% в 2011 г. «Тенденция не просто к уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, в «камералки» и не выходили» [4, с.37].

Невозможно не согласиться с мнением руководителя ФНС в отношении усиления аналитики (камерального контроля), но не с полным отказом от выездного налогового контроля, который необходимо совершенствовать и стандартизировать. В то же время усиление камерального налогового контроля и повышение его эффективности наталкивается сегодня на законодательные ограничения и арбитражную практику, складывающуюся зачастую не в пользу налоговых органов [2, с.4].

Основные показатели, характеризующие работу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области при проведении камеральных налоговых проверок в 2009-2010 г. приведены в табл.2.

Таблица 2 — Результаты и показатели эффективности контрольной работы по камеральным проверкам в межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области *

Проведено камеральных проверок — всего, шт.

по физическим лицам, шт.

Из них выявивших нарушения, шт.

по физическим лицам, шт.

Удельный вес результативных камеральных проверок, в %

по физическим лицам, в %

Проведено камеральных проверок по основным налогоплательщикам, шт.

Проведено камеральных проверок с истребованием документов, шт.

Удельный вес углублённых камеральных проверок, в %

Доначислено — всего тыс.руб.,

по физическим лицам, тыс.руб.

Доначислено по основным налогоплательщикам, тыс. руб.

Доначислено по камеральным проверкам с истребованием документов, тыс.руб.

Доначислено в среднем, на 1 камеральную проверку, тыс.руб.

Доначислено в среднем, на 1 результативную камеральную проверку, тыс.руб.

по физическим лицам, тыс.руб.

* Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области

В 2010 г. было проведено 36848 камеральных проверок, (на 6452 шт. меньше чем в предыдущем году), в т.ч. 3743 с истребованием документов. Удельных вес углублённых камеральных проверок составил 10,2%, в т.ч. по физическим лицам — 7%, то есть по отношению к 2009 г. данный показатель возрос на 2,8%.

По результатам камеральных проверок выявлено 2333 нарушения налогового законодательства, в т.ч. 1700 по физическим лицам, что составляет 4,6% от проведённых проверок. Удельный вес проверок, выявивших нарушения имеет тенденцию к сокращению по сравнению с 2009 г. на 1,4%. Количество результативных камеральных проверок уменьшилось на 1000 единиц или на 70%, что является негативным явлением (см. рис. 1).

* Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области

По результатам камеральных проверок в 2010 г. доначислено 12052 тыс. руб., взыскано 9102 тыс.руб. Суммы поступивших платежей по результатам камеральных проверок увеличились на 1784 тыс.руб. Однако доначисленные суммы по камеральным проверкам уменьшились в сравнении с 2009 г. на 11429 тыс.руб. Основная причина снижения доначисленных сумм по результатам камеральных проверок состоит в том, что из доначисленной за 2009 г. суммы в размере 23481 тыс.руб., 13397,3 тыс.руб. приходилось на предприятие ООО «Ишимводстрой». Уровень взыскания по контрольной работе изображён на рис. 2.

Читайте так же:  Понятие и сущность финансового контроля

* Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области

Доначислено в среднем на 1 камеральную налоговую проверку в 2010 г. — 300 руб., что на 200 руб. менее чем сумма доначислений в предыдущем году. Эффективность проведения камеральных налоговых проверок за 2009-2010 гг. в МИФНС России № 12 по Тюменской области представлена на рис. 3.

* Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области

Доначисленная сумма на 1 результативную камеральную проверку в 2010 г. составила 5 тыс.руб., что на 2 тыс.руб. меньше, чем в 2009 г. В отчётном периоде камеральными налоговыми проверками в инспекции занимались 21 сотрудник. Среднее количество проведённых камеральных проверок за 2010 г. на 1 сотрудника составило 1755 единиц, результативных камеральных проверок — 111.

За истекший год специалистами отдела камеральных проверок по результатам камерального анализа и проведённых проверок подготовлено для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налоговых правонарушений 34 заключений о необходимости проведения проверок.

Инспекцией принимаются все меры, необходимые для взыскания недоимки: предприятиям направлены требования об уплате, выставлены инкассовые поручения, приостановлены операции по счетам в банках, направлены иски в суд.

Из представленного выше статистического материала, можно сделать вывод, что правонарушения, выявляемые в ходе камеральных налоговых проверок, носят массовый характер даже на небольшой территории, которую обслуживает МИФНС России № 12 по Тюменской области. Однако трудозатраты инспекции на документирование, рассмотрение и вынесение решения по налогоплательщикам, даже тем которые относятся к числу основных, весьма велики. Ограниченный инструментарий камеральных проверок не дает повысить их результативность. В анализируемом периоде доля результативных камеральных налоговых проверок колеблется в диапазоне всего 6-7%. Несмотря на принимаемые контролирующими органами меры, «уклонистов» по-прежнему слишком много, усложняются применяемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы. В этих условиях важно своевременно обнаруживать такие приемы и находить способы противостоять им.

Эффективность камеральных проверок — существенный фактор пополнения бюджета. В этой связи требует постоянного внимания проверка обоснованности заявленных налогоплательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, так как налоговые органы в большинстве случаев не в состоянии проверить реальность экспортных операций в срок не менее чем один год [3, с.20].

Существенно ограничивает возможности контроля тот факт, что ст.88 НК РФ отводит налоговому органу на проведение камеральной налоговой проверки всего три месяца со дня фактического представления декларации и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налога [1]. Учитывая значительную нагрузку сотрудников налоговых органов, провести в данный срок углублённые камеральные налоговые проверки с истребованием первичных документов налогоплательщика, с организацией встречных проверок его хозяйственных партнеров представляется весьма затруднительным.

Назрели такие изменения в налоговом законодательстве, которые позволяли бы налоговому органу [6, с.4]:

  • во-первых, незамедлительно начать проверку с момента подачи налоговой декларации с одновременным представлением конкретного перечня подтверждающих документов (в отдельных случаях, например, при возмещении НДС на сумму свыше 3 млн.руб. — книги покупок, книги продаж, счета-фактуры в электронном виде);
  • во-вторых, формировать полную доказательственную базу не только в рамках проведения самой проверки, но и на последующих стадиях рассмотрения споров, используя материалы, полученные после окончания проверки.

Кроме того, в целях повышения эффективности налогового контроля необходимо расширить возможности для истребования документов, а также увеличить сроки его проведения.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 № 245-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 3824; Российская газета. — 2011. — 25 июля. — С. 17.
  2. Иванникова Е.В.Камеральные налоговые проверки [Текст] / Е.В.Иванникова // Бухгалтерский вестник.- 2011.- № 6 — С.3-5.
  3. Кожина А.А. Камеральные налоговые проверки [Текст] / А.А. Кожина // Клуб главных бухгалтеров. — 2010. — N 9 — С.17-24.
  4. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля [Текст] / М.В. Коршунова // Финансы. — 2011. — № 10 — С.34-39.
  5. Мишина А. Изъятие документов при налоговой проверке [Текст]/ А. Мишина // Налоговый курьер.- 2011.- №3.- С.55-57.
  6. Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля в России [Текст] / О.В. Турчина // Налоги. — 2010.- № 4. — С. 3-6.

Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Добрынина К. С. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13669/ (дата обращения: 20.02.2020).

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся содержания оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе, с целью повышения качества налоговых проверок.

Ключевые слова: камеральная проверка, оценка эффективности деятельности, налоговый контроль, механизмы оценки качества, налогоплательщики.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время налоговый контроль играет первостепенную роль в общей системе осуществления финансового контроля со стороны государства, так как налоги являются главными инструментами государственного регулирования экономики, выполняющими в то же время и фискальную функцию. Налоговый контроль предусматривает также создание обратной связи налогоплательщиков с государственными органами, следовательно, его результативность напрямую влияет на экономическое благосостояние страны [1].

Налоговый контроль представляет из себя сложный механизм, системой экономических правовых мер налоговых органов, направленный на сбор сведений об исполнении обязательств со стороны налогоплательщика в части налогообложения, проведение анализа и инспектирования данной информации.

На практике главной формой реализации налогового контроля, а также наиболее эффективной, выступают налоговые проверки.

Камеральная проверка — самый распространенный вид налоговых проверок. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа посредством рассмотрения и проверки предоставляемых налоговых деклараций.

Читайте так же:  Возмещение ндс законодательство

Эффективность проведения камеральных налоговых проверок значительно снижается из-за существующих проблем в системе налогообложения, что в результате провидит к возникновению конфликта государства и общества.

В настоящее время назрела необходимость проведения комплексных унифицированных проверок эффективности деятельности налоговых органов в части камеральных налоговых проверок. Такая оценка позволит:

‒ определить резервы мобилизации налоговых доходов и прочих обязательных платежей;

‒ выявить диспропорции в организации работы налоговых органов и направления их устранения;

‒ определить мероприятия в части совершенствования налогового администрирования и выявить приоритетные направления повышения эффективности налогового контроля [2];

‒ определить состояние контрольной работы в части организации камеральных налоговых проверок.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов в теории и на практике относится к наименее разработанным и наиболее сложным проблемам. Эффективность контрольной деятельности налоговых органов определяется при помощи системы различных показателей и критериев оценки эффективности. Проблемы определения наиболее подходящих критериев и показателей оценки является дискуссионным на сегодняшний день [2].

Непосредственными измерителями эффективности могут быть показатели, которые выражаются абсолютными, относительными и средними величинами. Среди них выделяются качественные (к примеру, количество камеральных проверок, объем выявленных нарушений, количество лиц, которые были привлечены к ответственности) и качественные (к примеру, полнота выявления нарушений и обстоятельств, которые им способствовали, результативность доначислений).

Эффективность организации налогового контроля может выражаться в следующих показателях:

‒ удельный вес доначислений в общей их сумме;

‒ сумма доначислений на одну камеральную проверку.

Среди существующих практических проблем проведения камеральных проверок выделяется отсутствие четких регламентаций порядка сбора доказательств вины. Согласно положениям п. 7 ст. 3 НК РФ, в пользу налогоплательщика подлежат толкованию неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативно-правовых актов. Проведению качественной камеральной проверки препятствует несогласованность действий налоговых органов с внешними источниками информации.

На основании вышесказанного, при отсутствии механизма оценки качества проведения камеральных проверок снижается эффективность налогового контроля.

Способствовать повышению результативности камеральных проверок должна модернизация форм и методов осуществления налогового контроля. В настоящее время большинство налогоплательщиков осуществляют взаимодействие с налоговыми органами посредством телекоммуникационных каналов связи. Использования современных информационных новых технологий в значительной степени упрощает работу камеральных отделов и снижает расходы на их содержание. За счет использования новых программных продуктов можно осуществлять проверку как арифметических данных, так и логической связи разнообразных показателей отчетности.

Улучшение качества системы камеральных налоговых проверок приведет к повышению эффективности работы налоговых органов, а именно повышению собираемости налоговых сборов, снижению уровня не поступления налоговых платежей в бюджет страны ввиду их сокрытия.

Несмотря на постоянное совершенствование базы нормативно-правового регулирования проведения камеральных проверок, налоговые органы, при осуществлении таких проверок, сталкиваются с проблемами как организационного, так и нормативно-правового характера, которые мешают повышению эффективности таких проверок.

Далее рассмотрим проблемы и определим возможные пути их решения при проведении камеральной налоговой проверки по НДС, так как нами уже оговаривалось ранее, что камеральная проверка по данному налогу является наиболее сложной и непредсказуемой.

При проведении камеральной проверки по НДС можно выделить следующие проблемы:

  1. Большая загруженность инспекторов. Это правило ведет к тому, что в среднем на проверку деклараций приходится всего 15–20 минут рабочего времени налогового инспектора, что исключает возможность проведения проверки качественно и всесторонне, с использованием всей информации, которая имеется в инспекции. В связи с тем необходимо расширить штат отдела камеральных проверок.
  2. Занижение суммы налога к уплате в бюджет. Если в результате камеральной проверки налоговый инспектор обнаружил сокрытие налогов, то налоговым законодательством не предусмотрено право налоговых органов использовать иные сведения о проверяемом лице для исчисления налоговой базы, кроме сведений, указанных в налоговых декларациях. Исключение составляют лишь взаимозависимые лица. Однако следует отметить, что для признания лиц взаимозависимыми они должны соответствовать условиям, указанным в НК РФ. На практике взаимозависимость лиц доказать сложно, в связи с этим необходимо в НК РФ предусмотреть методы исчисления налоговой базы, используемые в других странах [5].

За счет автоматизации камеральных проверок:

‒ повышается эффективность контроля над соответствием сумм начисленных налогов по данным налогоплательщика и налогового органа посредством их уточнения и корректировки;

‒ принимаются оперативные меры при выявлении признаков уклонения от налогообложения, таких как не предоставление отчетности или предоставление ложных сведений;

‒ повышается эффективность контроля за правильным, актуальным и достоверным предоставлением налоговой информации;

‒ формирование документов происходит автоматически;

‒ осуществляется расчет недоимок, переплат и доначислений;

‒ учитываются сведения по камеральной налоговой проверке [4].

Таким образом, оценка эффективности деятельности отдела камеральных проверок, в целях ее совершенствования, должна проходить по показателям:

‒ количества выявленных нарушений в общей сумме камеральных проверок;

‒ удельного веса доначислений в результате камеральных в общей их сумме;

‒ роста дополнительно начисленных в по результатам проверки налогов и сборов в общей сумме поступлений от налогов.

Унификация данных показателей и их периодическое исчисление позволит не только оценивать эффективности деятельности отделов налоговых проверок, но и проводить сравнение деятельности налоговых инспекций в данной области.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824

2. Задёра О. А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 11. — с. 60–63.

3. Морозова Т. С., Ткачева Т. Ю. Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/economy/5(32).pdf

4. Соболева Г. В. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — с. 21–34.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Чеканова В. И. Совершенствование налоговых камеральных проверок // Инновационная наука. № 6–1. 2016. С. 281–283.

Источники

Эффективность камеральных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here