Финансовый контроль оффшоров

«Пощады не будет». ФНС взяла под контроль офшоры и зарубежные счета россиян / КЕЙСЫ

  • У вас есть все, чтобы начать. Пять видов бизнеса, который окупится за пару месяцев
Глава «Титановой долины» задержан при получении взятки
«Отмерла кора головного мозга, пропала память». Как работа изо всех сил доводит до комы
Кызласова сдала микрофирма с тремя сотрудниками? Кто дал взятку главе «Титановой долины»

Делая валютный перевод или продавая еврооблигации, вы рискуете заплатить штраф до 100%. Как совершать финансовые операции, не нарушая законов, — в колонке Евгения Афанасьева на DK.RU

В декабре 2016 г. DK.RU опубликовал интервью Евген ия Афанасьева , основателя и руководителя консалтинговой компании TaxC apital , об основных рисках и последствиях, которые могут коснуться россиян, владеющих иностранными банковскими счетами, ценными бумагами и другими видами активов за рубежом.

В 2017 г. произошло много событий, связанных с владением зарубежными активами, и все они только подтверждают тот факт, что финансовый мир становится прозрачнее, регулирование — все строже и последовательнее, а штрафы растут и взимаются.

Евгений Афанасьев, основатель TaxCapital (компания оказывает услуги налогового планирования для частных инвесторов и привлечения финансирования для компаний):

— Напомню, с 1 июля 2015 г. в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 ноября 1988 г. На данный момент число стран-подписантов Конвенции составляет 113 (год назад было 107). При этом ее подписали практически все популярные офшоры, такие как Британские Виргинские Острова, Бермуды, Сейшелы, Белиз, Кипр, Люксембург, Панама и другие. Многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией подписали 102 страны (год назад было 90), в т.ч. Россия, БВО, ОАЭ, остров Мэн, Сейшелы и многие другие офшоры.

Имена «швейцарских миллионеров» будут раскрыты

Отдельно стоит отметить развитие взаимодействия России со Швейцарией

, столь популярной у состоятельных россиян. Еще в 2016 г. швейцарские банки начали требовать у своих клиентов из России подтверждение того, что ФНС РФ уведомлена об их банковских счетах. В противном случае некоторым клиентам вежливо предлагали вывести средства и закрыть счет.

Долгое время считалось, что эта юрисдикция так и останется «черным ящиком» для наших налоговых органов. Но в июне 2017 г. Федеральный совет Швейцарии утвердил список из 41 страны для автоматического обмена налоговой информацией, в который вошла и Россия.

Для начала обмена дополнительно требовалось разработать соответствующую юридическую и техническую базу. В самом конце сентября этого года Парламент Швейцарии одобрил обмен финансовой информацией с Россией, и планируется, что первый обмен данными произойдет в 2019 г. и коснется счетов, открытых на 1 января 2018 г. Это будут данные по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи ценных бумаг. В зону риска попадают, в том числе, бенефициары иностранных компаний, через которые обычно ведется торговля ценными бумагами. Данные будут передаваться и о компании, и об ее контролирующем лице. Даже если компания зарегистрирована в «сером» офшоре, но работает через швейцарский банк, она попадет в автоматический обмен — в силу того, что все финансовые институты страны обязаны сообщать своим налоговым органам данные обо всех своих клиентах и их счетах.

Нет сомнений, что Россия также включит Швейцарию в список стран, с которыми будет вестись обмен информацией. При этом очевидно, что россиян, имеющих активы в Швейцарии, существенно больше, чем граждан Швейцарии, которые открыли себе банковские счета в России с целью снижения политических и экономических рисков.

Как правильно: «офшор» или «оффшор»?

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно правильности написания данного слова, с одной буквой «ф» — «офшор», или с двумя — «оффшор». Вариант «офшор» возник в обиходе значительно раньше, чем он появился в официальных словарях, поэтому двоякое написание слова и его производных приемлемо, однако в печатной прессе в значительной степени преобладает «офшор».

Юрисдикции, предоставляющие налоговые льготы

Третья группа юрисдикции, отличающиеся респектабельностью в большей или меньшей степени и (или) предоставляющие достаточно привлекательные налоговые льготы при соблюдении определенных условий.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Примеры наиболее популярных юрисдикций этой группы для регистрации иностранных компаний:

Классические оффшоры

Первая группа — это так называемые классические международные оффшоры или оффшорные зоны (возможен следующий вариант написания: офшор, офшорная зона). Это страны, предоставляющие зарегистрированным в них компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор и не требующие сдачи финансовой отчетности. Офшорные зоны — это в подавляющем большинстве случаев небольшие «островные» государства.

Примеры наиболее популярных классических офшоров:

  • Багамские Острова
  • Белиз
  • Бермудские Острова
  • Британские Виргинские острова (БВО)
  • Каймановы Острова
  • Маврикий
  • Маршалловы Острова
  • Нeвис
  • Острова Теркс и Кайкос
  • Панама
  • Сейшельские Острова
  • Содружество Доминики

Что такое оффшорная зона?

Оффшорная зона (offshore zone) в общепринятом понимании это государство, законодательством которого предусмотрена возможность создания компаний, использующих нулевой режим налогообложения своей деятельности при условии ведения этой деятельности за пределами такого государства. Всего в мире насчитывается несколько десятков зон, где можно открыть оффшорную компанию.

Противодействие нечестной налоговой конкуренции

Следует отметить, что оффшорные зоны в целом проявили готовность к переговорам в этой сфере. Еще до выхода доклада 2000 г. шесть стран (Бермудские острова, Каймановы острова, Кипр, Мальта, Маврикий и Республика Сан-Марино) заявили о согласии с условиями ОЭСР и готовности скорректировать нужным образом свое законодательство. В виде поощрения они не были включены даже в технический список налоговых гаваней, хотя формально таковыми были. В целом же это был практически полный список существующих оффшорных юрисдикций, включавший 35 стран и территорий. Сегодня большая часть стран, включенных в технический список, уже подала требуемые заявления. Еще три страны (Тонга, Барбадос, Мальдивские острова) были исключены из списка самой ОЭСР после более детального рассмотрения их законодательства о налогах и сборах. Остальные юрисдикции — Андорра, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова, Науру — вошли в опубликованный 18 апреля 2002 г. окончательный список налоговых убежищ, отказывающихся от сотрудничества. На сегодняшний день из этого списка исключены все страны. Последними из него вышли Андорра, Лихтенштейн и Монако в мае 2009 г.

Читайте так же:  Судебные приставы налоговая амнистия

Помимо того, инициатива ОЭСР оказалась без поддержки крупнейшей мировой державы — США, что связывают с приходом к власти Джорджа Буша-младшего и декларацией им политики снижения налоговой нагрузки. К тому же США и сами оказались в списке государств, замешанных во вредоносной нечестной налоговой конкуренции (преференциальный режим под названием «Корпорация по продажам за рубеж» — Foreign Sales Corporation, FSC). В результате было сделано заявление, в котором США расценивают рекомендации ОЭСР как попытку заставить страны с низким уровнем налогообложения увеличить этот уровень и в целом как вмешательство во внутреннюю налоговую политику других стран.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях многих стран довольно жесткое и лишает смысла учреждение оффшорной компании. Законодательства других стран направлены на физических лиц, владеющих оффшорными компаниями, но более гибко подходят к компаниям (особенно — к крупным транснациональным компаниям). В связи с тем что во многих странах уклонение от уплаты налогов сегодня считается уголовным преступлением, а также в связи с улучшением обмена информацией между налоговыми органами, рисковать, не заявляя о наличии финансовых интересов за границей, становится все менее целесообразным.
Таким образом, хотя в настоящий момент и существуют упоминавшиеся временные разногласия между ОЭСР, ЕС и США, целесообразно констатировать, что рассмотренные выше антиоффшорные меры американских властей находятся в соответствии с рекомендациями, предоставленными ОЭСР, и носят глобальный характер.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Из всех стран списка санкции официально были введены только против Науру, островного государства в Тихом океане, всемирно известного своими оффшорными банками. Хотя власти Науру и приняли по настоянию ФАТФ ряд нормативно-правовых актов против отмывания капиталов, но эти меры были признаны недостаточными, так как оффшорный банковский сектор по-прежнему регулировался недостаточно строго, и из списка ФАТФ эта страна была исключена только в конце 2005 г.
Следует отметить, что предложенные ФАТФ меры очень удачно дополняют рекомендации ОЭСР. Так, если ОЭСР делает акцент на изменении налоговой системы стран-участниц, делающем невыгодным использование методов налоговой оптимизации с использованием оффшоров, то ФАТФ добавляет к этому требования обеспечения прозрачности финансовых операций. В целом этим двум организациям удается затронуть две основные причины существования оффшорного бизнеса — стремление обеспечить конфиденциальность своей деятельности и желание клиентов сэкономить на налогах.

В «черном списке» OFAC фигурируют страны и режимы, считающиеся террористическими, такие как Куба, Иран, Ирак, Северная Корея и т.д. (так называемые страны-изгои, страны — оси зла). Оффшорный бизнес деятельность этого Управления частично затрагивает, поскольку два из этих государств оказались оффшорными юрисдикциями (Черногория и Либерия).

Регистрация и сопровождение офшорных и других иностранных компаний и структур

Мы сделаем для Вас компанию в любой стране мира!

Юрисдикции с низкими налоговыми ставками

Вторая группа — это юрисдикции, где установлены очень низкие ставки налогов или вовсе предоставляется освобождение от налогообложения при соблюдении некоторых условий. При этом существуют определенные требования, которые отсутствуют в классических оффшорных зонах. Для того чтобы открыть компанию в такой юрисдикции и получать налоговую льготу, как правило, необходимо вести и подавать финансовую отчетность или иметь в качестве директоров компании резидентов соответствующей юрисдикции и т.п.

Примеры наиболее популярных юрисдикций этой группы:

Валютные операции стали еще рискованнее

Теперь о самых последних событиях. Буквально за последние две недели было вынесено два прецедентных судебных решения, которые окажут существенное влияние на рассмотрение подобных дел в будущем.

11 октября Высокий суд Лондона приз нал банкира Сергея Пугачева , скрывающегося во Франции, бенефициаром новозеландских трастов. Это решение было принято по спору АСВ, конкурсного управляющего банкротящегося Межпромбанка (МПБ), с его владельцем Сергеем Пугачевым. По моему мнению, притворными можно считать подавляющее большинство трастов с российскими участниками-бенефициарами или протекторами. Данное дело будет ключевым прецедентом для признания недействительными мнимых трастов, созданных для защиты от кредиторов или налоговых органов.

13 октября Измайловский районный суд Москвы подтвердил штраф 30 млн рублей пострадавшему от санкци й США россиянину . Судья поддержал ФНС в споре с российским гражданином, у которого из-за санкций США был заблокирован валютный перевод на $616 тыс. внутри России своему отцу. Текущим законодательством РФ разрешены валютные переводы на территории России между своими счетами в разных банках и на счета близких родственников, однако практически все долларовые переводы проходят через корреспондентские счета американских банков, которые вынуждены соблюдать режим санкций против России. В итоге средства были заблокированы одним из американских банков. ФНС РФ оштрафовала гражданина почти на 30 млн руб. из-за того, что деньги после разблокировки в июне 2016 г. были возвращены сначала на иностранный счет владельца, а не прямиком на российский. По материалам дела, американский банк отказался перечислять средства напрямую в Россию. В итоге штраф за запрещенную валютную операцию составил 75% от суммы перевода.

Нужно отметить, что гражданин в принципе никак не смог бы иначе распорядиться своими средствами на корреспондентском счете в американском банке по той причине, что этот счет не принадлежит ему. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как согласиться перевести средства на свой зарубежный банковский счет.

Несмотря на очевидные противоречия здравому смыслу, решение суда и позиция ФНС по данному делу соответствуют валютному законодательству РФ.

Целью ФНС является демонстрация того, что строгий закон о штрафах в размере 75-100% за запрещенные валютные операции будет исполняться несмотря ни на что. Однако вызывает удивление тот факт, что консультанты, помогавшие своему клиенту в разблокировке его средств в американском банке, не обратили его внимание на возможные последствия и не предложили подождать с переводом средств обратно в Россию, учитывая исключительные обстоятельства в данной ситуации. Срок давности привлечения к ответственности за нарушения закона о валютном контроле, совершенные после 16 апреля 2016 г., составляет два года. И в данном случае срок давности истек бы в июне 2018 г.

Последний кейс особенно важен по той причине, что валютные переводы на территории России между своими счетами в разных банках или на счета близких родственников являются достаточно распространенной операцией, поэтому у наших граждан велик риск попасть в подобную историю. Чтобы избежать этого, необходимо выбирать для совершения переводов те банки, которые не находятся под санкциями США. В первую очередь речь может идти о банках на территории России, которыми владеют иностранные материнские структуры.

К сожалению, нередки случаи, когда зарубежные банкиры рекомендуют своим клиентам из России, владеющим иностранными банковскими счетами, сформировать портфель из ценных бумаг, а позднее спокойно предлагают продать часть бумаг, чтобы, например, зафиксировать прибыль.

До 1 января 2018 г. зачисление средств от продажи ценных бумаг на иностранный банковский счет физлица-резидента РФ является запрещенной валютной операцией, штраф за совершение которой составляет 75-100% от всего объема операции.

Например, продал инвестор еврооблигации на сумму $100 тыс. и зачислил средства на свой зарубежный банковский счет. В случае если наша ФНС узнает об этой операции, гражданину будет начислен штраф $75 тыс., если это первый случай. В случае повторной операции штраф составит уже 100% от всей суммы, то есть фактически — конфискация.

Читайте так же:  Плановый финансовый контроль

Чтобы избежать этого, необходимо выбрать один из вариантов:

1 | дождаться 1 января 2018 г. и только тогда продавать ценные бумаги (при условии, что счет открыт в банке, который находится в стране, входящей в ОЭСР или ФАТФ, а ценные бумаги прошли процедуру листинга на российской бирже либо иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, утвержденный ЦБ РФ);

2 |

дать поручение своему банку, где находятся ценные бумаги, чтобы средства от их продажи поступили напрямую на ваш счет в российском банке, минуя зарубежный счет, хотя далеко не все банки могут и готовы реализовать эту процедуру;

3 |

предварительно перевести ваши ценные бумаги с зарубежного счета депо на российский, открытый в банке или в брокерской компании в России, после чего уже продавать эти бумаги. Обязательно приготовьте документы, подтверждающие ваши расходы на приобретение этих ценных бумаг ранее, и передайте их в тот банк или брокерскую компанию в России, где будете продавать ценные бумаги. В противном случае вы заплатите подоходный налог не с положительной разницы, выраженной в рублях по курсу ЦБ РФ, а со всего объема средств, полученных при продаже.

Это самые простые рекомендации, как можно продать ценные бумаги, не нарушая валютное законодательство РФ. Наиболее популярные и эффективные способы владения и управления инвестиционными портфелями за рубежом, мы описывали ранее в этой статье .

Резюмируя, можно порекомендовать лишь согласовывать ваши действия, связанные с валютными переводами и операциями с ценными бумагами и другими активами, со специалистом по вопросам валютного и налогового законодательства. Это позволит сохранить ваши деньги, заработанные честным и непосильным трудом.

UPD:

Буквально перед публикацией материала поступила информация, что во вторник 17 октября правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в закон о валютном регулировании и валютном контроле, согласно которым все граждане России будут считаться валютными резидентами, но проживающих за рубежом более полугода избавят от валютного контроля. Сейчас, если гражданин постоянно или временно проживает за рубежом более года, он признается нерезидентом. Но ему достаточно хотя бы на один день вернуться в Россию, и он снова получает статус валютного резидента со всеми последствиями. Поправки готовились больше года, и предлагается ввести их в действие с 1 января 2018 г. Но россиянам, которые в 2017 г. хотя бы на один день вернулись в Россию, все же придется отчитаться, в частности, о движении средств по иностранным счетам до 1 июня 2018 г.

Оффшорные зоны: контроль и международное сотрудничество

Если раньше антиоффшорные мероприятия были скорее внутренним делом каждой отдельной страны, то в последние годы они принимают глобальный характер. Следует уточнить, что речь в данном случае идет о борьбе не с оффшорными компаниями или странами как таковыми, а с негативными явлениями, возникающими при их использовании. Исторически сложилось, что первым обвинением, выдвинутым со стороны мирового сообщества против оффшорных юрисдикций, было обвинение в нечестной налоговой конкуренции. Затем к нему добавились обвинения в содействии преступности, криминалу, отмыванию денег, а после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. — в финансировании терроризма. Именно в этих двух основных направлениях осуществляется антиоффшорное регулирование, каждое из этих направлений осуществляется разными средствами и разными органами и преследует различные цели. Так, первая линия разрабатывается при ведущей роли Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вторая — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Государственного департамента США.

Что такое оффшор или оффшорная компания?

Оффшор (от англ.: offshore, offshore companies, что в переводе на русский означает «находящийся вне берега»), или оффшорная компания (возможен вариант написания «офшор», «офшорная компания»), — компания, зарегистрированная в государстве, предоставляющем нулевой уровень налогообложения доходов при условии, что они получены от деятельности за рамками данного государства.

Конечно же, налоговые преимущества могут иметь не только компании, зарегистрированные на территории классических оффшорных юрисдикций (классические оффшоры), но также и компании, зарегистрированные в европейских странах. К таковым относятся, например, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Великобритания, Швейцария. Подобные юрисдикции характеризуются тем, что компании наряду с существующими в них корпоративными налогами и строгими требованиями по сдаче финансовой отчетности могут при соблюдении определенных условий рассчитывать на существенные налоговые льготы. Эти юрисдикции отличаются от финансовых оффшоров, безусловно, более высоким уровнем респектабельности, «имиджевости». Законно ли использовать?

Подобно любому юридическому лицу регистрация и использование офшора может применяться как в легальных схемах налогового планирования, так и в незаконных, в том числе с целью уголовно наказуемых уклонения от уплаты налогов или отмывания преступных капиталов. Законность конкретной операции через оффшор определяется как в соответствии с законодательством страны его регистрации, так и с применимым законодательством других стран, а также положениями международных договоров. Многие развитые страны применяют к своим резидентам определенные ограничения на операции с оффшорами, но полный запрет операций отсутствует практически везде, в том числе и в России.

Резидентам популярных оффшоров добавят налогов

В конце марта этого года в Сингапуре, еще одной популярной, но более экзотической юрисдикции, вступили в силу изменения в законодательстве страны, обязывающие местные компании вести реестры бенефициарных владельцев и номинальных директоров. На составление реестра компаниям отводилось 60 дней. Сингапур планирует обмениваться налоговой информацией с другими странами в автоматическом режиме с 2018 г., как и Россия. Создание реестров владельцев и директоров компаний является одним из ключевых шагов по подготовке страны к предстоящему обмену.

В апреле этого года Гонконг

внес изменения в порядок автоматического обмена информацией. Предлагаемыми поправками расширяется список территорий, с которыми Гонконг будет осуществлять автоматический обмен. В предложенную редакцию списка вошла и Россия. Гонконг планирует начать обмен информацией с 2018 г. Для начала обмена также потребуется соответствующая техническая и юридическая база.

Отдельно нужно отметить, что в июле этого года ФНС России разработала проект приказа, предлагающего исключить из «черного» списка офшоров Британские Виргинские острова и Южную Корею. Исключение из «черного» списка означает, что страна готова обмениваться информацией с ФНС России или уже делает это. Данный список утверждается ежегодно не позднее 1 октября текущего года, однако в начале октября Минюст России не утвердил п роект приказа .

Читайте так же:  Налоговый вычет по ипотеке подается каждый год

Основной причиной является несоответствие наименований в приложении к приказу общероссийскому классификатору стран. ФНС России планирует повторно направить приказ на регистрацию, уточнив название. В данной ситуации отказ Минюста носит исключительно технический характер и в ближайшее время один из наиболее популярных среди россиян офшоров будет исключен из «черного» списка ФНС России. В случае принятия приказ вступит в силу 1 января 2018 г. Этот шаг освободит компании от составления отчетности по российским стандартам, в том числе от необходимости документально подтверждать вычеты по расходам. При этом БВО планируют обмениваться налоговой информацией в автоматическом режиме с другими странами уже с 2017 г.

Создаваемый на БВО единый реестр бенефициаров компаний позволит налоговым органам России доначислить в будущем налоги и штрафы россиянам-владельцам контролируемых иностранных компаний.

Регистрация оффшорных и неоффшорных компаний

Обращаем ваше внимание на то, что, исходя из поставленных перед нами целей и задач, мы можем зарегистрировать для вас оффшорные и оншорные компании практически в любой стране мира, в том числе и в той, которая не указана ниже, поскольку обладаем для этого всеми необходимыми навыками и возможностями. На сайте мы предлагаем вам лишь наиболее востребованные варианты юрисдикций.

В случае если Вас интересует информация об иных регионах для создания юридического лица в форме компании, партнерства, фонда или в какой-либо иной форме, мы будем рады предоставить ее Вам по запросу.

В каких юрисдикциях чаще всего регистрируют компании

В данном разделе мы предлагаем вашему вниманию информацию об оффшорных и других юрисдикциях, наиболее часто используемых в международном налоговом планировании, о типах и условиях ведения деятельности зарегистрированных в них компаний и прочих структур.

Выбрав одну из предложенных на нашем сайте стран, Вы сможете подробно ознакомиться с некоторыми особенностями корпоративного регулирования, создания компании, с вопросами налогообложения и бухгалтерского учета, а также узнать про географическое местоположение, государственный язык, валюту и некоторые другие национальные особенности страны происхождения выбранной Вами структуры.

Выберите наиболее подходящую для Вас группу юрисдикций

В практике международного налогового планирования обычно принято подразделять все юрисдикции (оффшорные зоны и неоффшорные юрисдикции) на условные группы, объединенные рядом общих признаков.

Налоговая конкуренция

Следует также помнить, что в «налоговых гаванях» капиталы только «базируются», а реально вкладываются и функционируют в тех же промышленно развитых западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов.

Что необходимо знать, чтобы зарегистрировать оффшорную компанию?

Подобные компании используются в бизнесе для решения нескольких типичных задач:

  • Снижение налоговой нагрузки.
  • Ведение бизнеса на мировом рынке.
  • Управление иностранными активами.
  • Сотрудничество с международными партнерами.
  • Доступ к иностранным ресурсам и др.

Вопреки мнению многих скептиков, автоматический обмен банковской и финансовой информацией все-таки заработает и для России. Таким образом, для того чтобы открыть офшор, мы призываем серьезно подойти к вопросу выбора юрисдикции и анализу последствий начала автоматического обмена. Нельзя оставлять без внимания также репутацию юрисдикции. В зависимости от этого вы можете столкнуться с трудностями при ведении деятельности или открытии банковских счетов.
Очевидно, что мир движется все больше в сторону налоговой прозрачности и что иностранные структуры теперь могут предложить все меньшую защиту финансовой информации. Очень важно осознавать возможные риски, связанные с открытием офшора.

Как готовиться к проверкам при сделках с оффшорами?

Многие предприниматели начиная работу с оффшорными партнерами, которые могут быть, как их личные компании, так и реальные независимые партнеры, задаются вопросом, как же правильно вести и заключать сделки с компаниями-резидентами классических оффшорных юрисдикций и налоговых гаваней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-первых, если вы ведете бизнес через оффшорную компанию, которая выступает вашим партнером по бизнесу, который, в свою очередь, предоставляет оффшорной компании какие-либо услуги, например, консалтинг, маркетинг и так далее, начать стоит с самой оффшорной компании.

Ранее во многих наших статьях мы писали о важности ведения оффшорной бухгалтерии, ведь это также является надежным документарным подтверждением сотрудничества. Поэтому все сделки через оффшор должны быть показаны во внутренней бухгалтерии.

Несмотря на отсутствие необходимости во многих оффшорных юрисдикциях подавать ежемесячную и ежегодную отчетность в налоговые органы, это еще не значит отсутствие требования к ее ведению. Цель любого оффшора важно оставаться максимально прозрачным в соответствии с требованиями международных организаций, таких как ОЭСР и ФАТФ, даже если юрисдикция не входит в состав организации. Поэтому все чаще, даже самые либеральные классические оффшоры начинают выборочно запрашивать отчетность по оффшорным компаниям, и в случае ее отсутствия – владелец оффшора получает штраф. Следовательно, оффшор – это еще не означает полное отсутствие контроля, скорее — это доверие к предпринимателям, но с возможностью их проверки.

Если вы будете вести документацию и соблюдать все правила официального сотрудничества между вашими компаниями (веб сайт, договора, счета, деловая переписка), то у вас никогда не возникнет проблем в случае вопросов налоговой службы и вы сможете доказать реальное партнерство, а не фиктивное.

Что касается юридических аспектов, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ сделки с резидентами офшорных юрисдикций «в целях настоящего Кодекса приравниваются» к сделкам между взаимозависимыми лицами. Следовательно, на такие сделки распространяются все положения, предусмотренные разделом V.1 НК РФ. Другими словами, сделки с резидентами офшоров считаются контролируемыми, что опять доказывает необходимость ведения оффшорной отчетности, не смотря на отсутствие необходимости ее подачи.

В случае совершения сделки с оффшорной компанией, по которой вы получили запрос от ФНС РФ, вы обязаны в течении 30 дней предоставить документацию о ценообразовании в целях налогового контроля в отношении контролируемых сделок. Это требование распространяется независимо от того является ли оффшорная компания взаимосвязанной или независимой с оншорной компанией.

Оффшорные налоговики тоже хотят все знать

Запрос отчетности и информации о деятельности компании удел не только оншорной юрисдикции, такой как Россия, но и вполне может поступить от оффшорных налоговиков. Наиболее ярким примером стал Невис.

Всем известно, что каждая оффшорная юрисдикция стремиться к соответствию международным стандартам, что позволяет сохранить оффшорную нишу для бизнеса, но и уберечь репутацию, престиж и имя оффшорной юрисдикции.

Читайте так же:  Проведение выездной налоговой проверки ооо

В начале июля 2014 состоялась 16-ая встреча Группы независимого рассмотрения ОЭСР, которая проходила в конференц-центре ОЭСР в Париже. В процессе встречи был рассмотрен доклад по результатам второй фазы независимого рассмотрения Федерация Сент-Китс и Невис. По заключению доклада Федерация выполнила 7 элементов независимого рассмотрения ОЭСР, а остальные 3 элемента получили оценку, как в основном выполненные удовлетворительно. Однако помимо этого по результатам доклада, Федерации необходимо доработать контроль над доступом к информации касательно собственности и ведения бухгалтерского учета лицами, освобожденными от налогообложения.

Фактически, это говорит о том, что владельцам оффшорных компании в Невисе необходимо позаботиться о наличии бухгалтерии. Нет точной информации начнут ли оффшорные налоговики запрашивать у всех компаний отчетность, но вероятность велика, что и вы можете получить запрос о предоставлении отчетности по местонахождению бухгалтерии вашей оффшорной компании.

Помимо Невиса, также такой хорошо известный классический оффшор как Доминика требует ведения отчетности по своим оффшорным международным бизнес компаниям. Все классические оффшоры требуют у лицензированных регистраторов знать, ГДЕ их клиенты хранят бухгалтерские записи (конкретный полный адрес).

Фактически у оффшоров, зарегистрированных в содружестве Доминики нет обязательств вести бухгалтерию и подавать годовые отчеты, однако компания должна хранить следующую финансовую отчетность в зарегистрированном офисе компании или любом другом месте по желанию руководства:

  • все протоколы собраний директоров, членов, комитетов директоров, комитетов сотрудников, комитетов членов;
  • копии всех резолюций директоров, членов, комитетов директоров, комитетов сотрудников, комитетов членов.

Не стоит халатно относиться к данному требования, поскольку в случае не соблюдения требований с оффшорной компании взымается штраф в размере $25 в день. Если директор сознательно допускает нарушение правил хранения отчетности – с него также взимается штраф $25 в день. [Dominica International Business Companies Act, 1996, art.66]. Аудит не требуется.

Таким образом становиться очевидным, что залог успешного сотрудничества и проведения сделок с оффшорными компаниями напрямую зависит от правильного ведения оффшорной бухгалтерии.

Альтернативные возможности ведения оффшорного бизнеса

Для тех, кто ищет спокойствия в оффшорном бизнесе, стоит задуматься о приобретении более глобальных инструментов защиты своего имущества. Речь идет о приобретении второго паспорта и возможной смене страны резидентности.

Конечно, сменить страну проживания очень сложно, но вот такой инструмент, как второй паспорт позволит максимально диверсифицировать все возможные риски при работе с оффшорными компаниями.

Существует масса программ приобретения второго паспорта через инвестиции, которые позволяют не только приобрести второй паспорт в кратчайшие сроки, но и строго следовать теории шести флагов, которая нацелена на защиту активов и конфиденциальной информации в тандеме с личным пространством каждого человека.

Обратившись за консультациями к нашей компании вы получите детальную информацию о возможности инвестирование в спокойное будущее вашего бизнеса через приобретения второго паспорта, как европейских стран, так и карибского региона, который особенно привлекает предпринимателей со всего мира.

Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 7520 раз

Библиографическое описание:

Илюхина Э. В., Ковалева А. М. Оффшорный бизнес в России и проблемы его контроля // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 216-218. — URL https://moluch.ru/archive/47/5924/ (дата обращения: 20.02.2020).

Прежде всего, стоит отметить, что оффшоры это законный и в то же время один из наиболее результативных способов приведения системы налоговых выплат к наилучшему и наиболее оптимальному механизму. С английского языка оффшор («off-shore») может быть интерпретировано как словосочетание «вне границ». Оффшоры являются компаниями, действующими в странах, на территории которых принято особое налоговое законодательство. Основополагающей чертой оффшорных стран является тот факт, что компании-нерезиденты, имеющие регистрацию на территории данной страны, полностью или частично освобождаются от налоговых выплат.

В некотором отношении оффшорные зоны являются важным элементом экономической деятельности. Например, они необходимы крупным компаниям, ориентирующим свой бизнес на внешний рынок, поскольку способствуют решению проблем привлечения иностранных кредитов и инвестиций, и помогают решать вопросы относительно создания наиболее эффективных юридических баз по разрешению споров. Кроме того, при определенных условиях невозможно произвести реализацию крупных международных проектов без использования компаний – оффшоров (например, экспортные газопроводы «Северный поток» или «Голубой поток»). В определенных рамках оправдывается привлечение оффшорных компаний при осуществлении сделок по слиянию или поглощению, или в связи с проведением IPO на иностранных финансовых рынках, в целях сведения к минимуму рисков в правовой сфере и рисков неполучения платежей.

Итак, в российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование оффшорных юрисдикций, что, в свою очередь, имеет свои достоинства и недостатки. Что касается плюсов, то тут играют важную роль следующие факторы:

    Снижение налоговых выплат. Данный фактор выражает самый существенный аргумент «за» формирование оффшорной компании. При этом можно не просто сократить выплаты по налогам, но и получить реальные налоговые освобождения при верном выборе из существующих оффшорных стран или зон.

    Коммерческая информация не подлежит огласке или распространению, что обеспечивается несколькими причинами. Основным фактором является принцип закрытости сведений о реальных собственниках компаний для третьих лиц, действующий в странах-оффшорах. Кроме этого, зачастую в роли владельца фирмы значится подставной человек, а на истинного собственника подписана генеральная доверенность, которая позволяет производить торговые, финансовые, хозяйственные и другие типы операций от имени компании. Следовательно, подобные меры позволяют обеспечить как бы двойную засекреченность внутренней информации предприятия.

    Вероятность использования дополнительных возможностей коммерческой деятельности. Гибкое законодательство оффшорных стран предоставляет собственникам оффшорных компаний широкий спектр действий на мировых финансовых рынках: заключение кредита в любом банке мира, возможность нетрадиционной формы ведения бизнеса, закрытой или отсутствующей на внутреннем рынке страны.

    Неблагоприятные же факторы определяются возникновением ряда проблем, связанных с практикой использования Россией оффшоров:

      Зачастую чиновники воспринимают создание оффшорной фирмы как способ сведения налоговых выплат к нулю. Даже при условии чистоты сделки в юридическом плане, существует возможность развития сложностей при ведении бизнеса. В данном случае это может означать увеличение затрат на подкупы и т.п.

      Налоговое законодательство на территории оффшорных зон подвержено быстрому изменению. Из-за непредсказуемой смены политики на территории оффшора можно даже лишиться оффшорной компании.

      Оффшоры не имеют права размещения своих акций в России, и на многих важных биржах за границей, поэтому им гораздо труднее привлекать капитал.

      Многие зарубежные предприятия предпочитают брать себе в партнеры «обычные» фирмы, нежели сомнительные оффшоры, воспринимающиеся ими в качестве худших партнеров в бизнесе.

      Другой проблемой является тот факт, что на территории Российской Федерации правомочия оффшоров формируют совокупность нестыковок между интересами частных фирм и интересами государства. Что касается бизнеса, то смысл и мотивации применения возможностей оффшоров различными организациями в нашей стране значимо выделяется на фоне мировой практики использования оффшоров, что проявляется в следующем:

        Читайте так же:  Справка для получения налогового вычета за лечение

        Для Российских компаний основным мотивирующим фактором является не снижение налоговых выплат, а возможность защиты бизнеса и прав собственности от чиновничьего и криминального рейдерства. Главным образом подобные проблемы касаются регионального бизнеса. Поэтому популярность оффшорных зон растет среди представителей российского бизнеса. При этом выбор обычно падает на такие оффшоры, которые работают на базе английского права, поскольку их юрисдикция дает возможность организовывать сложные сделки и обеспечивает контролирование российской собственности.

        Доля стран-оффшоров в импорте и экспорте прямых инвестиций по сравнению с другими государствами в десятки раз больше. Так, во Франции и Германии доля оффшоров в накоплении прямых инвестиций заграницей насчитывает 2,3% и 1,9% соответственно. Доля Кипра в РФ в экспорте прямых инвестиций составляет более 40%, других оффшорных зон – от 15% до 20%. Подобное положение дел обстоит и по притоку прямых зарубежных инвестиций. Это означает, что согласно статистике, зачастую участие РФ в международном обмене прямыми инвестициями реализовывается главным образом за счет денег российского происхождения.

        Важно отметить, что значительная доля металлов, нефти, удобрений и леса экспортируется так же с использованием оффшоров. Бесспорно, большая часть экспортеров сырья предпочитают использовать именно международных трейдеров как посредников. Но в России подобная проблема, образовавшаяся еще в 1990 годы, особенно обострена. Если сопоставить статистические данные импортеров и внешнеторговой статистики РФ, то ощутится значительное различие между объемами, географией торговых потоков, удельной стоимостью сырья на границе РФ, и границах конечных потребителей российской продукции. Подобное различие может указать на применение двойных экспортных контрактов вследствие использования оффшоров.

        Для установления роли оффшорных зон в экономике России, достаточно лишь приведения размеров их удельного веса в глобальном богатстве. Так, на данном этапе положения дел, можно сказать, что Россия теряет экономику. Наша страна терпит существенные убытки в налоговой сфере и риски утратить контроль над стратегическими активами, поскольку 70% бизнеса страны управляется из-за границы. Согласно данным ЦБ РФ в период первого полугодия 2012 года бегство капитала из России увеличилось на 60%. Эта проблема является прямым следствием оффшоризации нашей экономики. Кроме того, вместе с издержками увеличивающейся оффшоризации российского бизнеса, существуют и другие угрозы:

          потеря контроля над стратегическими активами в металлургической промышленности, оборонных производствах и машиностроении;

          утрата контролируемости экономики;

          регулируемость платежных балансов;

          координированность инвестиционных процессов.

          Поэтому на данный момент ситуация такова, что в ближайшее время необходимо принять меры на законодательном уровне, поскольку выведение денежных средств в оффшоры усиливает зависимость экономики России от сырьевых отраслей. Собственники оффшорных предприятий не нуждаются в модернизации – только старые, сомнительные коммерческие схемы позволяют им получить максимальный доход, что часто и является целью совершения подобных сделок.

          К наиболее действенным мерам для вывода экономики страны из «оффшорной тени» можно отнести следующие методы:

            Внесение изменений в российское законодательство в связи с регулированием оффшоров, учитывая меры, принятые в последнее время в мире.

            Подписание договоров об обмене налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, поскольку в соответствии с мировой практикой подобный метод стал действенным способом вывода из «оффшорной тени» деятельности компаний. Существование данного договора даст возможность создать соответствующую действительному состоянию картину оффшорной деятельности предприятий России. Иначе, предпринимаемые правительством России антиоффшорные меры не будут отличаться эффективностью. Затем необходимо предоставить компаниям возможность переводить свои активы в оффшорные зоны, с которыми состоялось подписание подобного договора, по модели траспарентности, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития.

            Необходимо распространять контроль государства на предприятия местного происхождения, организованные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в российское законодательство необходимо ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорная компания российского происхождения будет обязана исполнять требования законодательства РФ по предъявлению информации об участниках предприятия и выдаче отчетности при условии соответствия одному из факторов: ведение деятельности в России, образование согласно законам России или же если Россия является местом расположения предприятия.

            Сотрудничество России с другими странами с целью повышения прозрачности оффшоров. Такое взаимодействие также будет объединено с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях.

            Создание «черного списка» иностранных банков, участвующих в непрозрачных финансовых схемах с Российскими фирмами и банками. Подобная мера также будет соответствовать мировой практике.

            Необходимо издание закона, обязывающего производителей товаров или услуг совершать налоговые выплаты согласно месту их производства.

            Учитывая бегство капитала, необходимо введение пошлины на вывоз капитала, которая бы оплачивалась только сверх тех инвестиций, которые были вложены в России.

            Необходима отмена любых налоговых льгот относительно предприятий, владельцы которых имеют регистрацию в оффшорах.

            Необходимо создать собственную международную оффшорную зону (в настоящее время осуществляются переговоры о создании подобной зоны в Калининградской области).

            Вовлечение различных форм бизнеса в рассмотрение возможных методик по выведению экономики РФ из «оффшорной тени».

            Таким образом, основополагающая роль в устранении негатива, появившегося в связи с оффшоризацией, должна состоять в значительном улучшении условий предпринимательства в России, поскольку фокусирование на установлении жестких рамок в отношении оффшорной политики РФ, в настоящий момент, не дает желаемого результата. Подобные запретительные меры в условиях существующего порядка движения капиталов могут только усилить нелегальную утечку капиталов и увеличить риски при вложении иностранных инвестиций в России. Демонстрация предельного контролирования оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. Поэтому в целях избежания чрезмерных издержек и рисков, в деятельности оффшоров необходимо вводить не запрещающие меры, а повышать прозрачность их деятельности.

            Видео (кликните для воспроизведения).

            Иными словами, поскольку в настоящий момент, несмотря на меры, принимаемые Минфином, Минюстом, Центральным Банком России и другими уполномоченными структурами, бизнес РФ активно использует оффшоры для целей снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что для решения проблемы оффшоризации российской экономики запретительные меры не подходят. Соответственно, для этого необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию оффшоров. В то же время, законопослушный бизнес не должен пострадать от антиоффшорной кампании правительства. А значит, целесообразность использования оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.

            Источники

            Финансовый контроль оффшоров
            Оценка 5 проголосовавших: 1

            ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

            Please enter your comment!
            Please enter your name here