Финансовый контроль перспективы развития

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

Экономика и управление

Роль государственного финансового контроля и перспективы его развития

Молодцова Анна Владимировна

Петрозаводский Государственный Университет (185005, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
[email protected]

Научный руководитель:
Кадникова Татьяна Геннадьевна
Ключевые слова:
федеральное казначейство; счетная палата; бюджетная политика; исполнение бюджета; внутренний государственный финансовый контроль; внешний государственный финансовый контроль
Аннотация: Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственной финансовой политики. Без должного уровня контроля невозможно обеспечить эффективное формирование и использование бюджетных ресурсов. Так как от рациональности государственной бюджетной политики зависит эффективность всей экономики в целом, то контроль за её реализацией имеет первоочередное значение.
Рецензент: О. Н. Прохорова

Основной текст

Контроль является необходимым элементом в любой деятельности. Его нельзя рассматривать обособленно, т.к. зачастую на практике контрольные функции реализуются параллельно с выполнением каждой отдельной задачи. На начальном этапе важно сопоставить имеющиеся средства и планируемые результаты (т.е. провести контроль достаточности ресурсов и адекватность их количества для реализации намеченной цели). По мере выполнения задачи важно контролировать сроки и объемы используемых ресурсов, при необходимости внося корректировки. И наконец, без заключительного контроля нельзя говорить о достижении поставленной цели прежде, чем будут сопоставлены фактические и плановые показатели. Поэтому, существует 3 вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Исследования, посвященные государственному финансовому контролю, проводили многие авторы: Александров A.M., Андреев В.Д., Белобжецкий И.А., Вознесенский Э.А., Иванова О.Б., Мизинцев В.В. Родионова В.М., Романовский М.В. и другие.

Особенно важным является контроль в бюджетной сфере. Деятельность государства можно сравнить с деятельностью предприятия: у обоих есть активы, за счет которых они должны обеспечивать выполнение своих обязательств; собственники, вкладывающие свои средства и заинтересованные в их эффективном функционировании; и управляющие — профессиональные менеджеры, которым собственники могут делегировать управление.

Таблица 1. Общие черты государства и предприятия

Признак Предприятие Государство
Наличие активов Денежные средства, материалы, основные средства Национальное богатство
Наличие обязательств Обязательства перед собственниками, работниками, кредиторами, поставщиками Обязательства перед обществом, международными организациями, иностранными государствами
Собственники Учредители, акционеры Население страны
Люди, обеспечивающие управление Руководство, менеджеры среднего звена, специалисты Правительство, министерства и ведомства, бюджетные учреждения
Контролирующие органы Федеральная налоговая служба, аудиторские компании Счетная палата, Федеральное казначейство, Центральный банк

«Собственником» государства по праву можно назвать проживающий в нем народ, т.к. именно население обеспечивает существенную долю поступлений в государственный бюджет в виде налоговых платежей (сюда же относятся налоговые поступления от деятельности предприятий). От эффективности управления этими ресурсами напрямую зависит уровень благосостояния «собственников», т.е. людей (важно, чтобы преобладало расширенное воспроизводство, обеспечивающее рост ВВП). А управлением занимаются, как было отмечено выше, специально уполномоченные органы в числе отдельных народных представителей. Поэтому важность контроля за обеспечением открытости, прозрачности, а главное рациональности их деятельности играет общеэкономическое значение. Если деятельность предприятия оказывает влияние на строго определенное число заинтересованных лиц, то деятельность государства — на всё население. В связи с этим выбранная тема чрезвычайно важна и обладает высокой степенью актуальности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

До недавнего времени экономика России несла особенно существенные потери в связи с низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплиной, что было связано с недостаточно развитой системы контроля за использованием бюджетных средств. Нельзя не сказать о наличии таких проблем как криминализация экономики, проявляющаяся в коррупционной составляющей, отсутствие целевых ориентиров и невозможность проанализировать достигнутые результаты, несовершенство законодательной и методологической базы финансового контроля.

Главным органом, ответственным за внутренний государственный контроль, является Федеральное казначейство. Оно наделено полномочиями государственного финансового контроля в предварительной форме, т.е. до проведения платежных операций (однако, в Федеральном казначействе также существуют и другие формы контроля). Данная функция реализуется через контроль за непревышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, контроль за наличием подтверждающих возникновение обязательств документов, санкционирование операций и т.д. Таким образом, внутренний контроль является непрерывным процессом, осуществляемым руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями.

Кроме того, Федеральным казначейством ежегодно составляется План контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и отчет о его исполнении. Также Федеральное казначейство тщательно проверяет и свою собственную деятельность. Согласно Годовому плану внутреннего контроля и внутреннего аудита на 2019 год проверки подлежат 18 управлений центрального аппарата Федерального казначейства и 18 территориальных органов Федерального казначейства [1].

Высшим органом внешнего государственного контроля является Счетная палата РФ. Её основной задачей является контроль за законностью и целевым характером использования государственных ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни, инновационного развития российской экономики и общего экономического роста. Счетная палата выполняет функции последующего контроля, проводимого после совершения операций.

Таблица 2. Показатели контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2015-2017 гг.

Читайте так же:  Государственный финансовый контроль экономическая безопасность
Показатель 2015 2016 2017
Количество контрольных мероприятий, шт. 244 259 236
Количество охваченных объектов, шт. 2594 3211 4841
Количество нарушений при поступлении и использовании средств бюджетов БС, шт. 3445 3845 6455
(млрд. руб.) 516,5 965,8 1865,6
в т.ч. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов БС (млрд.оуб.) 152,8 488,3 599
Количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, шт. 566 898 2317
(млрд. руб.) 126,1 53,1 118,4
Объем нецелевого использования бюджетных средств, млрд. руб. 3,7 1,1 4,7
Объем неэффективного использования бюджетных средств, млрд. руб. 81,2 33,3 34,8
Объем средств, возвращенных в бюджеты БС, млрд. руб. 10,32 8,82 19,2

Как видно государственный финансовый контроль — важная составляющая контрольной деятельности государства. Поэтому особо важно обеспечивать её совершенствование и развитие.

В качестве общих тенденций развития можно выявить следующее:

1) Формирование новых подходов и методов проведения контрольных мероприятий, а также совершенствование уже использующихся.

2) Повышение эффективности проводимых мероприятий, снижение количества безрезультативных проверок.

3) Использование риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления.

4) Повышение доступности информации путем создания автоматизированных баз данных и систем управления.

5) Организация взаимодействия и слаженной работы всех контрольных органов.

6) Повышение персональной ответственности, разработка систем персональных показателей эффективности руководства органов власти.

Таким образом, система государственного контроля имеет особую значимость в отношениях, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. В Российской Федерации существует несколько контрольных органов, ответственных за надзор и пресечение нарушений в сфере финансово-бюджетных отношений. Для качественного выполнения данных функций необходимо двигаться по пути комплексного взаимодействия и формирования системы непрерывного контроля, несущего всепронизывающий характер и учитывающего результаты работы иных контрольных органов на основе единой методологической базы проведения контрольных мероприятий и системы показателей их эффективности.

Список литературы

1. Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на 2019 год: от 30.07.2018 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. – Электрон. дан. – Москва. — URL : http://www.roskazna.ru, свободный. – Яз. рус, англ. – (07.10.2018).

2. Бюджет Карелии на 2018 год принят в первом чтении [Электронный ресурс] / . — Электрон. ст. — Республика Карелия, 2017. — URL: http://karelinform.ru, свободный. — Яз. рус. — (07.10.2018).

3. Лелари Д.Д. Финансовый контроль в Российской Федерации и перспективы его развития / Д.Д. Лелари // Современная экономика. — 2017. — С. 192-196.


http://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=3161

Финансовый контроль. Классификация финансового контроля. Перспективы его развития

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль. Этот контроль предполагает:

— проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов (собственных, заемных и привлеченных);

— анализ и сопоставление фактических финансовых результатов;

— финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;

— правильность и достоверность финансовой отчетности;

— контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным
критериям.

1. времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий;

2. субъектам контроля; президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский;

3. в сфере финансовой деятельности: бюджетный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой;

4. форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний);

5. методам проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Читайте так же:  Оплатил налоги а задолженность висит

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию. В сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и Центральный банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации. Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — это тематические проверки и ревизии.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Федеральной налоговой службе и ее органам на местах. Органы Федеральной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), контролировать правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Центральный Банк России (ЦБР) осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 595 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/6-22485.html

Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2015, N 10

Кризисные явления в мировой экономике предопределили необходимость экономного и рационального использования финансовых ресурсов государства. Значительность денежных средств, направляемых из федерального бюджета на покрытие расходов муниципальных образований, делает необходимым организацию эффективного контроля за их использованием. Исследование современной нормативно-правовой базы и теоретико-методологических основ функционирования контроля как глобальной экономической категории позволило предложить направления совершенствования отдельных элементов системы муниципального финансового контроля и обосновать его роль и значение при реализации функций государственного финансового контроля.

Негативное влияние мирового финансового кризиса, вызвавшее острую потребность в экономии бюджетных средств, обусловило повышенное внимание к вопросам управления государственными (муниципальными) финансами.

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы контроля за использованием средств местных бюджетов обусловлена различными факторами: это увеличение количества муниципальных образований, через которые расходуется около половины бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, от объектного к проектному управлению; развитие системы муниципальных закупок. А значит, для совершенствования механизма контрольных процедур (с соответствующим методическим обеспечением) существуют вполне объективные предпосылки. Помимо прочего в указанной сфере существует множество пробелов как нормативно-правового, так и методологического и методического характера.

Организация финансового контроля в муниципальных образованиях — одна из первоочередных задач для органов власти, так как именно на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Так как контрольная деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена государственным финансовым контролем, муниципальный финансовый контроль необходим как обязательный элемент единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструмент, обеспечивающий повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне, сбалансированность местных бюджетов, усиление ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Разработка стратегии развития системы муниципального финансового контроля представляется необходимой по ряду причин, важнейшими из которых являются переход на среднесрочное бюджетное планирование и реализация приоритетных национальных проектов. Основные положения стратегического плана должны соответствовать приоритетам долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития территории.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для реализации стратегии, а также координации действий контрольных органов, по мнению авторов, необходимо ввести стандарты муниципального финансового контроля. Система стандартов должна учитывать положительный международный и российский опыт и включать в себя:

  • общие стандарты, описывающие принципы контрольной деятельности на муниципальном уровне, а именно независимость, компетентность, гласность, конфиденциальность;
  • рабочие стандарты, которые систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля в разрезе таких функций, как планирование, надзор, доказательства и документация;
  • стандарт отчетности, который устанавливает требования к форме и содержанию отчетов. Целью этого стандарта являются обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов;
  • стандарт управления и контроля качеством, который устанавливает требования к осуществлению руководства деятельностью муниципальных контрольно-счетных органов и их работников. Целью стандарта «Управление» являются формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля. Целью стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и их работников стандартам.
Читайте так же:  Некредитные финансовые организации налог на прибыль проводки

Контрольно-счетными органами применяются в основном две формы контроля:

  • контроль финансовой отчетности;
  • контроль на соответствие.

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно их использовать в соответствии с целевым назначением.

Использование бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными актами, достоверная отчетность сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности их использования. В связи с этим контроль за эффективностью предполагает проверку различных сторон деятельности органов местного самоуправления в целях определения эффективности использования ими бюджетных средств, выделенных для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ.

В соответствии с международной практикой аудит эффективности направлен на проверку исполнения, экономичности, продуктивности и результативности (эффективности) управления муниципальными финансовыми ресурсами. Он охватывает не только специфическую финансовую деятельность, но и весь спектр деятельности органов местного самоуправления, в том числе организационную и административную системы.

Аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а комплексная оценка эффективности деятельности структурных подразделений местных администраций и подведомственных организаций по использованию ими муниципальных ресурсов.

Эффективная система бюджетного контроля и аудита в современных условиях должна включать следующие взаимоувязанные компоненты:

  1. внутренний контроль;
  2. внутренний аудит;
  3. внешний аудит.

Базовым уровнем системы контроля и аудита в органе или организации считается система внутреннего контроля.

Внутренний контроль — это постоянный процесс, который проводится руководством и сотрудниками, при этом исключительная ответственность за его осуществление возлагается на руководителя органа или организации. Именно на систему внутреннего контроля ложится основная нагрузка в части проверки соблюдения законодательства, достоверности бюджетной отчетности, сохранности активов, эффективности использования материальных, человеческих и информационных ресурсов, идентификации и оценки рисков.

Внутренний аудит прежде всего фиксирует адекватность и эффективность системы внутреннего контроля. Кроме того, он позволяет выявить недостатки применяемых процессов, правил, процедур, увидеть в деятельности организации риски, которые могут препятствовать достижению поставленных целей, а также предоставить руководству рекомендации, как работать более эффективно и достигать лучших результатов.

Внешний аудит определяют как выражение независимого мнения о достоверности финансовой или иной отчетности, которое предоставляется заинтересованным пользователям. Задачи внешнего аудита допустимо расширить: к их числу может относиться заключение о том, что системы бухгалтерского учета, отчетности, финансирования и управления организованы правильно и позволяют руководству обеспечивать достижение целей органа или организации, что достижение целей осуществляется наиболее экономичными, эффективными и результативными способами.

Если аудит правильности (финансовый аудит) в Российской Федерации уже имеет свою историю и развитую методологию, учитывающую международные стандарты и многолетние традиции проведения ревизий и проверок, то аудит эффективности возник сравнительно недавно.

Очевидно, что внедрение аудита эффективности неизбежно сопряжено со сложностями и проблемами, обусловленными современной российской практикой управления государственными и муниципальными финансами. Одной из основных проблем является незавершенность реформы бюджетного процесса в части внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы. Как следствие, во многих случаях для проведения аудита эффективности отсутствует информационная база: отчетность о результатах деятельности, о достижении поставленных целей и задач, сведения о качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг. Опыт зарубежных стран показывает, что аудит эффективности становится реальным инструментом только тогда, когда система бюджетирования, ориентированного на результат, уже действует, а в законе о бюджете представлены программы с заданными результатами использования бюджетных средств.

Другой проблемой является отсутствие в Российской Федерации упорядоченной, внутренне непротиворечивой системы правового регулирования муниципального финансового контроля.

Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов тормозится и в силу фрагментарности методической базы. Для того чтобы аудит эффективности занял надлежащее место в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации, способствовал модернизации бюджетного процесса и повышению качества государственного управления, необходимо соблюдение ряда принципиальных условий для его дальнейшего развития, решения существующих проблем и сближения с лучшей международной практикой.

Прежде всего следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности разработать концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и утвердить ее на федеральном уровне. Затем потребуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство, главным образом в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кроме того, нужно разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов.

Читайте так же:  Выплата за квартиру налоговый вычет

В качестве самостоятельной проблемы необходимо отметить необходимость сохранения внешнего государственного контроля в сфере государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные направления развития муниципального финансового контроля:

Развивая положения о необходимости расширения сферы деятельности контрольно-счетных органов (КСО), усиления контрольной деятельности и повышения статуса КСО, представляется необходимым разработать стратегию развития муниципального финансового контроля и муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО) в Российской Федерации.

Цель стратегии — содействие дальнейшему повышению экономического потенциала территории муниципального образования посредством проведения качественных контрольно-аналитических мероприятий, направленных на улучшение финансовой дисциплины, обеспечение большей прозрачности и эффективности управления ресурсами и активами муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

  • усиление независимости, укрепление и наращивание потенциала муниципальных КСО;
  • построение системы конструктивного взаимодействия с представительными и исполнительными органами государственного управления и местного самоуправления;
  • внедрение новых направлений контрольно-аналитической и методической деятельности;
  • модернизацию и дальнейшее повышение качества контрольных мероприятий;
  • повышение эффективности организации работы и профессионального развития кадровых ресурсов.

Основными ожидаемыми результатами от реализации стратегии развития муниципального финансового контроля являются:

  • формирование независимого муниципального финансового контроля, соответствующего требованиям международных стандартов и лучшей мировой практики;
  • повышение эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными органами и другими организациями;
  • проведение качественных контрольных мероприятий в соответствии с международными стандартами аудита;
  • эффективная организация работы и комплектация профессиональными кадровыми ресурсами;
  • улучшение финансовой дисциплины и повышение прозрачности, подотчетности и эффективности управления муниципальными финансовыми ресурсами и собственностью.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/98348-municipalnyj-finansovyj-kontrol-problemy-realizacii-perspektivy-razvitiya

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Читайте так же:  Сколько проводится выездная налоговая проверка

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/journal/student/41/120477

Финансовый контроль перспективы развития
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here