Финансовый контроль ревизия аудит

3. Государственный финансовый контроль. Аудит и ревизия

Контроль — важная функция управления.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департаменты государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

аудит — добровольное осуществление на основе договоров; ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи:

аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

аудит — платит клиент;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ревизия — платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

аудит —аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано;

ревизия — акт ревизии — внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009)

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. Возникновение аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды, цели и задачи аудита
  • 4. Аттестация аудитора
  • 5. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 6. Документирование аудита
  • 7. Права и обязанности аудиторов
  • 8. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
  • 9. Аудиторские стандарты и нормы
  • 10. Отличие аудита от других форм экономического контроля
  • 11. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 12. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 13. Оплата услуг аудитора
  • 14. Международные стандарты аудиторской деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Отличие аудита от других форм экономического контроля

Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

1. Направленность деятельности в аудите – оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты аудиторской проверки – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания.

Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебнобухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Читайте так же:  В ходе налоговой проверки проводить

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009)

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Изложенный материал поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. История аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды аудита
  • 4. Цели и задачи аудита
  • 5. Аттестация аудита
  • 6. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 7. Аккредитация
  • 8. Образование аудиторов
  • 9. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности
  • 10. Аудиторская организация
  • 11. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики
  • 12. Рабочая документация
  • 13. Объединения аудиторских организаций
  • 14. Документальное оформление операций с нематериальными активами
  • 15. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
  • 16. Оценка внутрихозяйственного контрольного риска и риска необнаружения
  • 17. Основные моменты этического кодекса
  • 18. Направления аудиторских проверок
  • 19. Пользователи материалов аудиторских заключений
  • 20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
  • 21. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 22. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 23. Структура и формы договора

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Финансовый контроль подразделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный. По отношению к объекту контроль бывает внутренним и внешним. По организации осуществления – ревизионный контроль, или ревизия; аудиторский контроль, или аудит.

Аудит, будучи методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы: Государственная налоговая служба России и налоговая полиция, Министерство финансов России и его контрольно-ревизионные подразделения, Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объем – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот, при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Поскольку аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличия аудита от ревизии:

1) по цели. Аудит – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом. Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных;

2) по характеру. Аудит – предпринимательская деятельность. Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений;

3) по основе взаимоотношений. Аудит – добровольность, осуществление на основе договоров. Ревизия – принудительность, по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов;

4) по управленческим связям. Аудит – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Ревизия – вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении;

5) по принципу оплаты услуг. Аудит оплачивает клиент. Ревизию оплачивает вышестоящее звено или государственный орган;

6) по практическим задачам. Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента. Ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений;

7) по результатам. Аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.

Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные.

Оглавление

  • 1. История аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды аудита
  • 4. Цели и задачи аудита
  • 5. Аттестация аудита
  • 6. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 7. Аккредитация
  • 8. Образование аудиторов
  • 9. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности
  • 10. Аудиторская организация
  • 11. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики
  • 12. Рабочая документация
  • 13. Объединения аудиторских организаций
  • 14. Документальное оформление операций с нематериальными активами
  • 15. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
  • 16. Оценка внутрихозяйственного контрольного риска и риска необнаружения
  • 17. Основные моменты этического кодекса
  • 18. Направления аудиторских проверок
  • 19. Пользователи материалов аудиторских заключений
  • 20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
  • 21. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 22. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 23. Структура и формы договора

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Аудиторский контроль в системе финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – это вневедомственный независимый контроль, реализуемый как аудиторская деятельность — разновидность предпринимательской деятельности.

Понятие и сущность аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль является одним из негосударственных видов финансового контроля. Он состоит в общей системе, которая включает такие виды контроля как:

  • ведомственный контроль;
  • внутрихозяйственный контроль;
  • общественный контроль.
Читайте так же:  Запрет двойного налогообложения

Важность аудиторского контроля обусловлена развитием рыночных отношений в Российской Федерации, что требует определенных требований в установлении финансовой надежности предприятий. В особенности это касается предприятий такой формы собственности как акционерные общества.

Аудит

В структуру экспертного центра «Индекс» входит аудиторская компания, способная грамотно вести финансовый контроль и аудит предприятия. Процедура независимой проверки соответствует всем пунктам Федерального Закона РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», с учетом его изменений и дополнений. Финансовый аудит — это комплекс мероприятий, которые включают проверку деятельности и согласованных финансовых операций для различных субъектов хозяйствования или населения. Подобный контроль обеспечивает защиту интересов и прав как контролирующих, так контролируемых участников отношений. Мы можем гарантировать профессиональный внутренний финансовый контроль и аудит, поскольку в штате наших сотрудников находятся только квалифицированные специалисты.

Компания выполняет работы на «общественно значимых предприятиях», а также предоставляет услуги по инициативному аудиту в интересах собственника, выполняет независимую финансовую экспертизу специальных заданий, в т.ч. на государственных предприятиях, согласно постановлениям и директивам Правительства России. Предлагает проведение аудита финансовой отчетности, соответствующей требованиям МСФО, ГААП США с составлением итоговой документации на английском языке.

Среди услуг аудиторов:

  • обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности в т. ч. для банковских и бюджетных учреждений;
  • проверка сводной отчетности;
  • контроль исполнения правительственных директив;
  • обзорные проверки;
  • независимая проверка систем внутреннего контроля;
  • ревизия соблюдения норм налогового законодательства;
  • контроль соответствия учета и применения учетной политики;
  • проверка отчетности по МСФО и ГААП;
  • осуществление внутреннего финансового контроля и аудита;
  • консультационная и рекомендательная деятельность.

Аудит как вид финансового контроля

Одной из форм финансового контроля является аудиторская проверка. Она представляет собой действенный инструмент определения несоответствий, нарушений, узких мест в финансовом учете и отчетности. В зависимости от лица, проводящего проверку, аудит делят на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственными силами компании. Для этой цели могут выделяться отдельные специалисты, либо создаваться целое подразделение. Внутренние аудиторские проверки позволяют оптимизировать доходы и расходы предприятия, выработать новые рациональные подходы к их использованию. Задачи для проведения внутренней аудиторской проверки определяются под каждое отдельное мероприятие.

Внешние проверки осуществляются независимыми организациями или лицами. Они дают экспертное мнение при проверке финансовой отчетности, экспертизе общего финансового состояния объекта. Так же они могут разрабатывать рекомендации по стабилизации финансового состояния, работе с платежеспособностью. Обязательной финансовой проверке ежегодно подвергаются следующие субъекты:

  • Банки.
  • Центральный банк.
  • Кредитные организации.
  • Страховые компании.
  • Биржи.
  • Внебюджетные фонды.
  • Акционерные общества.
  • Компании, имеющие в уставном капитале иностранные инвестиции.

Аудиторский контроль может учесть интересы сразу двух сторон – субъектов хозяйствования и государства. Субъекты заинтересованы в приумножении доходов и оптимизации обязательных платежей в пользу бюджета. Государству необходимо проверять полноту и своевременность выполнения субъектами экономики своих финансовых обязательств.

По итогу проверки составляется заключение, представляющее собой официальный документ. В нем содержатся данные о выявленных нарушениях и несоответствиях, а также прописывается экспертное мнение аудитора, проводившего проверку. Заказчики аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Для того, чтобы обеспечить потребителей экспертными аудиторскими проверками, в России реализуются действия по государственной аттестации организаций и лиц, оказывающих аудиторские услуги. За нарушение процедуры аудита, сторонние аудиторские компании несут ответственность согласно установленных правовых норм в виде уголовных, административных и гражданско-правовых наказаний.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

3.Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. К таким органам относятся Счетная палата, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, а также Банк России и иные органы и их территориальные подразделения.Счетная палата, федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина России, Банк России защищают, прежде всего, интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит- независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в её процессуально- правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудит отличается от таких видов контроля, как ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по рез-там проверки, и т.д. Понятие аудита шире понятий ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности фин. показ-лей, но и разработку рекомендаций по оптимизации хоз. деят-ти с целью рационализации расходов и увеличения прибыли (своеобразная экспертиза бизнеса). Помимо проверок аудит включает в себя сопутствующие аудиту услуги.

Финансовый контроль и аудит

Успешная финансовая деятельность любой компании базируется на стабильности экономических показателей и напрямую связана со строгим исполнением норм действующего законодательства. Ежедневно собственнику приходится принимать четкие решения, связанные с движением материальных ресурсов, не терпящие ошибок, поскольку просчеты имеют высокую цену и чреваты значительными финансовыми потерями для бизнеса.

Современные предприятия независимо от форм собственности вынуждены существовать в условиях постоянных изменений как законодательной базы, так и смены структуры бизнес-моделей. В связи с этим они нуждаются в профессиональных услугах специалистов, способных грамотно вести финансовый контроль и аудит. Их содействие (или профессиональное вмешательство) оказывает эффективную помощь в принятии оптимальных решений, снижает финансовые риски, позволяет улучшить работу уже организованных бизнес-процессов.

Читайте так же:  Валютный рынок и валютный контроль

Существенным преимуществом в работе современного экспертного центра становится четкое информирование и оптимальное использование знаний взаимосвязанных между собой специалистов: аудиторов, бухгалтеров, финансистов, экономистов, оценщиков, правоведов, аналитиков, экспертов и т.д.

Экспертный центр «Индекс» предлагает следующие виды услуг:

Задачи аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль в системе финансового контроля выполняет две основные задачи.

  1. Установление достоверности отраженных данных в формируемой отчетности.
  2. Соответствие хозяйственных операций действующему законодательству и нормам отраслевых положений и требований.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые специализированными надзорными органами или отдельными лицами, с целью выявления оптимальности и законности использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

Контроль финансов является одним из элементов управления хозяйственной деятельностью, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Его сущность заключается в реализации действий уполномоченных организаций и лиц действий по проверке соблюдения следующих положений:

  1. Соответствие финансовых отношений нормам установленного права.
  2. Обеспечение интересов каждого участника финансовой деятельности.

Многие специалисты считают, что финансовый контроль является наиболее важным из всех надзорных операций, так как финансовая система оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. Применение его норм позволяет выработать финансовую дисциплину, обеспечить законность действий всех участников отношений. Кроме того, следование правилам финансовых отношений сохраняет права собственника имущества. Под имуществом в данном случае понимаются деньги, собственность, финансовые обязательства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов направлен на обеспечение соблюдения кассовой дисциплины. Он определяет границы полномочий контролирующих органов, а также выявляет случаи злоупотребления полномочиями и использования власти в корыстных целях. Контроль помогает отслеживать правильность отображения хозяйственных операций в документации. Одной из главных задач контроля на макроэкономическом уровне можно назвать отслеживание формирования и расходования бюджетных средств. Еще одной статьей, обязательной для контроля является использование целевых средств внебюджетных фондов. Информация для проверок обычно берется из данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета. Так же контроль может осуществляться в сфере ценообразования, регулируемого государством. По итогу проверок разрабатываются меры привлечения к ответственности, определяется размер санкций.

Оглавление

3. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций системы управления любого хозяйствующего субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.-бухгалтерской экспертизы

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране и вызвали необходимость проведения независимых аудиторских проверок.

В первую очередь независимый аудит отличается от государственного финансового контроля субъектами проведения. Кроме того, различие заключается в задачах этих видов деятельности и, соответственно, в объектах наблюдения.

Внешний, или ведомственный, финансовый контроль представляет собой общегосударственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов. Его осуществляют государственные контрольные учреждения, финансовые органы, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные организации, а также банки.

Внутренний финансовый контроль проводится внутренними ревизионными органами экономических субъектов, их аудиторскими подразделениями, бухгалтериями, финансовыми отделами, а также общественными организациями.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате в Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и их аппараты, на учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на всех экономических субъектов, пользующихся целевыми бюджетными средствами, имеющими льготы по уплате налогов, имеющих в распоряжении федеральную собственность, и в других случаях.

В государственном финансовом контроле существует понятие «аудит», которое имеет иное содержание и значение, чем независимый аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает проведение проверок, называемых аудитом, в отношении ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Должностные лица, являющиеся членами коллегии Счетной палаты Российской Федерации и возглавляющие ее определенные направления деятельности, называются аудиторами Счетной палаты.

Собственно аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогают выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуют построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Таким образом, аудит существенно отличается от государственного (ведомственного) финансового контроля. Принципиальные отличия аудита от ведомственного финансового контроля представлены в табл. 1.

В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для обеспечения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Читайте так же:  Акции с выплатой дивидендов список

Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Следует отметить, что аудит имеет значительные отличия от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.

Так, аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия по следующим признакам:

  • своими целями, составом методов и приемов работы;
  • взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;
  • выводами, сделанными по результатам проверки;
  • методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.

Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии (вышестоящая организация или государственный орган) оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты хищений имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.

Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии — документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.

По окончании ревизии акт ревизии и сопутствующая информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций и выявить те из них, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача же аудитора состоит в том, чтобы определить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности с точки зрения их соответствия фактическим действиям и событиям, имевшим место в прошлом, а также в том, чтобы, определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей и предложить рекомендации по их устранению. Если при проведении ревизии процедуры проверки выполняются в определенной последовательности, то в аудите существует лишь рекомендуемая схема. По своему усмотрению аудитор определяет, какие шаги ему следует предпринять при обнаружении отклонений в документах по тем или иным операциям: если отклонения незначительны (несущественны), то на них можно не акцентировать внимание, если же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он обязан их детально изучить.

В ревизии все должно быть выверено «до копейки», в аудите же большинство операций проверяется приблизительно, исходя из установленной степени существенности и степени риска.

Ревизор получает заработную плату от своего руководства, а гонорар аудитора обычно зависит от суммы, выплаченной клиентом. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, в то время как аудитор должен сохранять конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи, и который является «глазами и ушами» начальника; аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.

Несмотря на существенные различия между аудитом и ревизией, целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Более детально различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в табл. 1.

Таблица 1 — Отличия аудита от ведомственного финансового контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы

Отличительные признаки

Аудит

Ведомственный финансовый контроль

Ревизия

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Аудит как вид финансового контроля

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторская проверка сама по себе является разновидностью финансового контроля. Это обусловлено тем, что в ходе аудита, устанавливаются полнота, достоверность, законность и правильность оформления всех хозяйственных операций на предприятиях. Подтверждение данных критериев является подтверждением обоснованного использования финансовых ресурсов в организации. Это могут быть:

  • подтверждение правильности расчетных операций между контрагентами, что исключает незаконную передачу денежных средств;
  • правильность исчисления себестоимости произведенной продукции, что определяет достоверность показателя себестоимости продукции, влияющего на расчет налогооблагаемой базы;
  • правильность расчета по заработной плате с работниками, что исключает факты «заплаты в конвертах» и нарушений сроков и порядка ее выплаты;
  • и т.д.

То есть, каждый объект аудита, так или иначе формирует финансовый контроль в организации, что делает аудит важной процедурой.

Особенностью аудиторского контроля является сочетание интересов двух сторон: аудируемого предприятия и контролирующих органов. Причем без расходования бюджетных средств на такой контроль. В результате аудита могут быть выявлены нарушения, которые в конечном итоге – повлияли на уплату различных налогов и сборов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Такие нарушения своевременно устраняются, что помогает предприятию избежать штрафов и пени, а в бюджет поступают дополнительные средства в виде доплат по налогам и сборам.

Читайте так же:  Неуплата налогов меркурий

Несмотря на то, что аудиторская проверка – это независимая процедура, существуют регламенты в законодательстве РФ, которые определяют набор определенных стандартов проведения аудита.

Данные стандарты разработаны для единства основных положений при проведении аудита, которые определяют оптимизацию результатов аудиторской проверки.

Также, одним из методов государственного финансового контроля является регламент обязательного аудита для некоторых субъектов хозяйствования. К примеру, Центральный Банк Российской Федерации обязан ежегодно предоставлять аудиторское заключение, которое публикуется в свободном доступе. Данные требования касаются и других коммерческих предприятий.

Обязательность аудита и обнародование его данных носит публичный характер аудиторского финансового контроля. Таким образом, правительство учитывает интересы вкладчиков, акционеров и т.д.

Для гарантии качества аудиторских проверок, государством устанавливаются порядок и правила аттестации аудиторов, нормы их квалификации и т.д. За нарушения действующего законодательства при проведении аудиторских проверок, государством предусмотрена ответственность аудиторских компаний или индивидуальных аудиторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основы аудита (УМК). Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Налоговая деятельность

Деятельность специалистов направлена на изучение вопросов, связанных с соблюдением действующего налогового законодательства, исследование условий и тенденций формирования и изменения цен. Налоговые консультанты ЭЦ «Индекс» являются членами Палаты Налоговых консультантов РФ. Они оказывают услуги во многих сферах налогового консалтинга. Исправляют нарушения государственных законов и норм, налаживают функционирование системы налогового учета, указывают на оптимальные методы использования возможностей налоговой системы.

К услугам клиентов компетентный персонал, располагающий серьезным практическим опытом работы в области отечественного и международного налогообложения. Специалисты помогут правильно заполнить налоговые декларации и сформировать отчетность, а также подготовят отчеты в иностранные и отечественные налоговые юрисдикции.

Услуги в области налогового консалтинга:

  • консультации по налоговому кодексу РФ, налогообложению КИК (контролируемых иностранных компаний);
  • отечественное и международное налоговое планирование;
  • особое (трансфертное) ценообразование;
  • регулирование налоговых рисков;
  • налоговый расчет сделок;
  • рекомендации по налоговым спорам;
  • подготовка методической документации по налоговому учету;
  • обложение налогом срочных сделок;
  • сделки по ценным бумагам;
  • обложение налогом физических лиц;
  • налоговые вычеты;
  • составление налоговых деклараций граждан России, живущих за рубежом или имеющих активы в иностранном налоговом поле.

Проведение финансовых расследований

В современном мире многие компании становятся жертвами различных финансовых афер и преступлений. Экспертный центр «Индекс» проводит эффективные мероприятия по расследованию экономических и финансовых махинаций. Клиенту предлагается полный пакет услуг или возможность индивидуально подобрать конкретные меры, необходимые в определенном случае.

Основные виды и направления деятельности Экспертного центра «Индекс» в данном вопросе:

Проводимые в ЭЦ «Индекс» финансовые расследования – это результат аналитической деятельности слаженной команды: аудиторов, юристов, экспертов и программистов. Это дает возможность добиться высоких результатов в экономическом расследовании. При желании и по результатам работы для клиента разрабатывается индивидуальная программа организации внутренней безопасности или совершенствование и улучшение функционирования уже существующей системы.

Команда располагает значительным опытом и высокой результативностью в проведении финансовых расследований. Персонал стремится выявить риски, угрожающие финансовой стабильности компании, мешающие ее эффективному развитию и экономической безопасности.

Работа юридического бюро экспертного центра «Индекс» направлена на обеспечение правовой защиты интересов заказчика в ответ на незаконные действия регулирующих и правоохранительных органов.

Высококвалифицированные консультанты и аудиторы отстаивают позиции клиента в спорных вопросах с налоговыми органами или организациями, осуществляющими надзор, регулирование и контроль финансовых оборотов.

Сущность аудита

Аудит является методом проверки финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По своей сути, это предпринимательская деятельность, которая может осуществляться аудиторскими организациями или аккредитованными индивидами. Аудиторские проверки также могут проводиться собственными силами предприятий.

Целью аудита является подтверждение правильности и достоверности отражения данных о совершенных финансовых данных в документации. Наиболее часто к услугам аудита предприниматели обращаются для того, чтобы:

  1. Получить экспертную оценку достоверности собственных финансовых операций.
  2. Благодаря экспертному мнению сформировать доверительные отношения с контрагентами и партнерами, дабы повысить их интерес к экономическому сотрудничеству.

Объектом аудиторского исследования является финансовая и бухгалтерская отчетность, которой пользуются инвесторы, наемные сотрудники, кредиторы, подрядчики, поставщики, потребители, государственные органы власти. Независимый контроль обязательный и инициативный эффективно и давно применяется в развитых странах. В России этот опыт является относительно новым.

Аудит может проводиться относительно финансовых средств, операций, проведенных субъектом за период. Аудиторская проверка позволяет определить следование законодательству, правилам, стандартам. Существуют специальные формы аудита, проводимые для формирования экспертной оценки о достоверности и надежности информации.

Проведение аудиторской проверки может осуществляться различными методами. Сюда относят инвентаризацию, визуальное наблюдение, аналитическую работу с документами, использование информационного моделирования, проведение камеральных проверок. Так же широко применяются расчетно-аналитические методы, основанные на фундаментальных знаниях из экономики и финансового дела.

Бухгалтерский консалтинг и аутсорсинг

ООО «Экспертный центр «Индекс» оказывает разноплановые бухгалтерские услуги. Их выполнение тщательно контролируется и соответствует новым методикам и требованиям к бухгалтерскому учету. Специалисты центра – это профессионалы, аттестованные по отечественным и международным стандартам, наделенные особенными человеческими качествами – честностью, объективностью, умением хранить конфиденциальную информацию, имеющие безупречную деловую репутацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди услуг в сфере бухгалтерского консалтинга:

  • разработка учетной политики, внутренних документов и стандартов, регламентирующих финансовую работу организации;
  • подготовка плана счетов;
  • формирование системы учета;
  • составление точной отчетности, соответствующей стандартам БУ в России;
  • разработка методик учета;
  • ведение бухучета;
  • восстановление бухгалтерского учета;
  • консультации по стандартам бухгалтерского учета в РФ;
  • аудит финансовой отчетности.

Источники

Финансовый контроль ревизия аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here