Финансовый контроль строительства

Финансовый контроль

В случае, когда основная деятельность инвестора не связана со строительством, обеспечить надлежащий финансово-технический надзор за реализацией строительных проектов и контроль работы подрядчика достаточно сложно. Правильной оценке расходов мешает отсутствие опыта и знаний отдельных нюансов.

Зачем нужна помощь эксперта от «СтройКонтрольСервис»

Если в Европе расчет стоимости строительства прозрачен, а расценки разных компаний имеют минимальные различия, то в России сотрудничество с подрядчиками напоминает соревнование, в котором побеждает самый напористый.

Зачастую услуги предлагаются по завышенной стоимости, а когда оказывается, что заказчик разбирается в ценах, ему предлагается скидка. Нанимая независимого финансового консультанта в «СтройКонтрольСервис», заказчик может быть уверен в достоверности составленной сметы, отсутствии скрытых рисков, необходимости тратить время, здоровье на решение спорных ситуаций и судебные разбирательства.

Желая сэкономить, бизнесмены не всегда стремятся найти квалифицированного эксперта, который будет отвечать за финансовый контроль строительства. Отдельные предприниматели считают, что подрядчики способны утаить не более банки краски, что незначительно скажется на величине дополнительных расходов.Однако после проведения финансового аудита, выясняется, что бюджет был серьезно завышен. В среднем, порядка 10% — 30% уходит на «оплату воздуха». По результатам проверки становится понятным, что подрядчик взял деньги за то, что не делал и не закупал. Причем, чем больше бюджет, тем выше размер его завышения.Оплачивая завышенную смету, бизнесмен не просто теряет собственные деньги, снижает рентабельность объекта, но и попадает в зону риска. Законодательством регламентируется возможность получить налоговый вычет по НДС.

В результате подачи заявления руководителем компании будут возвращены средства, но после начисления может быть назначена налоговая проверка. Когда государственные эксперты обнаружат, что в смету включены услуги, которые не были выполнены, и материалы, которые не были приобретены и использованы, руководителю предприятия придется пояснять, как это получилось. В результате будет произведено доначисление налогов, на компанию будет наложен штраф.

Приглашая финансового консультанта на момент составления сметы, заказчик может быть уверен в точности расчетов, отсутствии завышений, исключении проблем с налоговыми органами. Если проект завершен, а проведенный аудит показал наличие завышений, это можно отразить в налоговой декларации, избежать сложностей с контролирующими органами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В области контроля финансирования строительства существует золотое правило: чем раньше был приглашен ревизор, тем больше денег он сэкономил заказчик. В ходе сотрудничества наши специалисты помогут не только грамотно выбрать подрядчика, но и выстроить с ним взаимовыгодные отношения.

Нормы законодательства

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

Что входит в контроль строительного бюджета

Обращаясь к профессионалам, предприниматели часто ожидают получения общих рекомендаций, не рассчитывают на реальную экономию.

Заказав контроль финансирования строительства в нашей компании, вы получите:

  1. Анализ выделенного бюджета на стройку. По его итогам заказчику представляется детальный отчет с описанием всех вариантов завышения сметы, включая стоимость самих работ, перерасход средств на закупку материала, стоимость используемых технологий.
  2. Переговоры с подрядчиком относительно каждого спорного пункта. Помимо указаний на явные завышения, мы рекомендуем конкретные торговые точки, в которых можно приобрести стройматериалы дешевле. Если оппонент настаивает на явно завышенном бюджете, мы предлагаем перечень организаций, готовых выполнить аналогичные работы значительно дешевле. В результате, исполнителям приходится снижать свои запросы.
  3. Снижение дополнительных расходов. Их называют, например, накладные расходы. Зачастую заказчики не стараются уточнить состав каждой услуги, поэтому вписывают в накладные то, что уже было включено в другие сметы. И такие расходы могут достигать 10% общего бюджета.
  4. Экспертное заключение с рекомендациями, которые нужно принять к исполнению, а конкретный договор с подрядчиком, подписанный на более выгодных условиях.

Сотрудничество с нашей компанией обеспечивает инвесторам не просто повышение статуса за счет найма экспертов, а реальное снижение бюджета до 30%.

Основные элементы

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Читайте так же:  Налог ип без работников енвд

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про­цедуре – периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод – внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля – это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля – это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Почему мы

  • Наша компания эффективно работает по всей территории России, включая самые удаленные уголки Крайнего Севера.
  • Мы являемся независимой компанией, поэтому наши заключения объективны, не направлены на покрытие нечестной деятельности подрядных организаций;
  • Большой опыт аудита проектов различной сложности;
  • Приемлемая стоимость услуг, оплата реальных результатов позволяет вам сэкономить еще одну сумму.
  • Какой бы сложной ни была задача, мы предложим комплекс мер по её решению.
  • В нашем штате работают специалисты различного профиля.
  • Мы имеем высокотехнологичную базу, включающую мобильные лаборатории, профессиональные инструменты. Они помогают подкрепить наши заключения фактами и результатами исследований.

Не ждите, когда станете жертвой нечестных подрядчиков. Действуйте на опережение, заручитесь поддержкой опытных экспертов и организуйте финансовый контроль строительства прямо сейчас!

Финансово-технический надзор (ФТН)

«Инжиниринговая Компания «2К» осуществляет финансово-технический надзор на всех стадиях реализации строительных проектов. Наши специалисты составляют финансовый отчет, контролируют использование инвестиционных средств и качество выполнения работ, оценивают возможные риски и формируют стратегии профилактики нарушений бюджета и сроков строительства.

Финансово-технический надзор представляет собой комплекс услуг, направленных на осуществление контроля над целевым использованием средств Заказчика (Инвестора) при реализации инвестиционного Проекта, а также обеспечивающих контроль над выполнением работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

В рамках технического надзора нами осуществляется контроль по следующим направлениям:

  • Контроль над соответствием фактических сроков выполнения работ срокам, указанным в плане-графике реализации Проекта в части проектных, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставки оборудования и материалов;
  • Анализ исходно-разрешительной и проектно-сметной документации на предмет комплектности и достаточности для реализации Проекта;
  • Контроль документооборота на строительной площадке на предмет его соответствия требованиям нормативных актов, действующих на территории РФ;
  • Экспертная оценка степени готовности объекта строительства;
  • Проверка соответствия выполнения строительно-монтажных работ проектной документации, действующим техническим регламентам и строительным нормам;
  • Проверка качества выполненных работ, в том числе с применением приборов неразрушающего контроля;
  • Определение технических факторов, оказывающих негативное влияние на изменение параметров Проекта относительно плановых показателей, оценка степени воздействия таких факторов на реализацию Проекта, предоставление рекомендаций, направленных на их устранение.

Подтверждение приемлемости договоров по Проекту на стадии их согласования на предмет:

  • соответствия договора целям и задачам Проекта,
  • обоснованности выбора контрагента,
  • соответствия условий поставки/выполнения работ рыночным условиям и условиям кредитных соглашений.

В рамках финансового надзора мы осуществляем:

  • Контроль над целевым использованием кредитных и собственных средств по Проекту;
  • Проверка соответствия запланированных в бюджете капитальных затрат по проекту и фактических расходов, анализ отклонений, предоставление рекомендаций по их устранению и предложений по снижению рисков, при необходимости актуализация бюджета;
  • Контроль над изменениями, вносимыми в Бюджет капитальных затрат;
  • Контроль исполнения обязательств Заказчиков и их контрагентов по заключенным договорам;
  • Контроль соответствия объемов и стоимости выполненных подрядчиками и предъявленных к оплате работ, закупленных материалов и услуг проектно-сметной документации, договорным условиям и текущим рыночным ценам;
  • Контроль и оценка основных рисков, связанных с реализацией проекта и рисков увеличения стоимости проекта, выявление факторов влекущих к ухудшению финансового состояния и предоставление предложений по их устранению.

Результатом оказанных нами услуг является предоставление Заказчику (Инвестору) инженерного Отчета, содержащего в себе подробную информацию о текущей стадии реализации Проекта: акты контрольного обмера объемов выполненных работ, копии документов, представленных в ходе работы, результаты измерений и показаний приборов, протоколы интервью, расчеты специалистов «Инжиниринговой Компании «2К», фотоматериалы, а также выводы и предложения по минимизации всех выявленных и потенциальных факторов риска.

«Инжиниринговая Компания «2К» располагает обширным штатом высококвалифицированных специалистов и широкими техническими возможностями, что позволяет компании предоставлять качественные профессиональные услуги в области финансово-технического надзора.

Описание: Десятиминутный фильм Инжиниринговой Компании «2К» рассказывает о методах технического надзора и строительного контроля, функционировании используемой аппаратуры и действиях инженеров на строительном объекте. Данный фильм позволяет своими глазами проследить за работой специалистов Инжиниринговой Компании «2К».

Строительство. Организация финансового контроля

Специфика внутрихозяйственного контроля в строительных компаниях объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому реализация контроля в строительстве, в частности, у заказчика-застройщика требует высокой квалификации исполнителей и знание современных процедур финансового и производственного контроля.

Читайте так же:  Сумма налога на доходы физических лиц

Наиболее распространенная схема участников при строительстве объектов выглядит следующим образом: «инвестор – заказчик – подрядчик». Но при этом в каждом случае функции участников могут быть различными. Например, заказчик (заказчик-застройщик) может заниматься только техническим контролем, а все расчеты с подрядчиками будет вести сам инвестор. Такое распределение обязанностей между участниками строительства может быть обусловлено разными причинами:

  • инвестор желает сам контролировать, как расходуются денежные средства, направляемые на строительство;
  • прямые расчеты между инвестором и подрядчиком более оперативны;
  • инвестор не хочет распространять информацию о фактической стоимости строительства.

Поскольку инвестор поручает заказчику только технический контроль, а сам напрямую ведет расчеты с подрядчиком, то учет затрат на строительство также ведет инвестор. Так, затраты на строительство будут отражаться у инвестора на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств»).

В отличие от полного заказчика технический заказчик привлекается застройщиком лишь с целью осуществления контроля и надзора за строительством, соответственно все остальные функции застройщик выполняет самостоятельно.

Пределы полномочий технического заказчика (обычно инженерной организации) и порядок уведомления им застройщика о действиях подрядчика и недостатках, обнаруженных в процессе исполнения поручения, предусматриваются в договоре, который является договором об оказании услуг, следовательно, к нему должны применяться правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

В этом варианте оформления взаимоотношений технический заказчик не ведет учета затрат по строительству, не получает средств на финансирование строительства. Ему перечисляется лишь вознаграждение за оказание предусмотренных договором услуг.

Доходы и расходы по деятельности технического заказчика отражаются им в бухгалтерском учете как доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Вознаграждение, полученное от застройщика, облагается налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Как правило, застройщик одновременно является и заказчиком – лицом, реализующим инвестиционный проект и уполномоченным на то инвесторами (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.02.99 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.11 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Иначе инвесторы нанимают заказчика-застройщика, чтобы тот организовал строительство, обеспечил контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат.

Исходной величиной для определения норматива затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, является общая стоимость строительства объекта по итогу глав 1 – 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССР) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без НДС). Лимит затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, определяется по формуле:

СК = Сумма (S x N2 ) / 100,

где СК – размер средств на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, на весь период строительства;

S – итог глав 1 – 9 ССР в текущем уровне цен;

N2 – норматив затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, для соответствующего значения базовой стоимости объекта в ценах по состоянию на 1 января 2000 г., определяемый на основании нормативов, приведенных в столбце №2 приложения к Методике определения норматива затрат на содержание службы заказчика-застройщика, оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика при реализации мероприятий подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Безусловно, данная методика была разработана для целевой выборки строительных организаций, осуществляющих строительный контроль. Однако то, что издана она была на федеральном уровне и охватывает строительные организации большого региона, означает, что она вполне может быть использована и другими организациями отрасли как один из вариантов расчета затрат.

Осуществление внутрихозяйственного контроля требует применения определенных методов проверки. Прежде всего проверке должны предшествовать разработка программы (плана), определение характера проверки – сплошной или выборочной.

Программа проверки составляется в письменном виде, где подробно описываются процедуры, позволяющие выявить реальное положение контролируемого объекта.

По статистике, предоставляемой Росстатом и Минфином России, более 50% всех нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций связаны с неправильным или неполным отражением операций в регистрах бухгалтерского учета, что обуславливает повышенное внимание со стороны организаций, проводящих функции строительного контроля, к данному вопросу.

Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обычно осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных строительных работ.

Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но неправильно отраженным в бухгалтерском учете документам. Например, выданные под отчет суммы оформлены расходным кассовым ордером, где отражена корреспонденция счетов:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами», К-т 50 «Касса», субсчет «Касса организации».

При отражении данной операции в журнале-ордере № 1 выданная сумма записана в графу счета 26 «Общехозяйственные расходы» вместо счета 71, т.е. не была образована задолженность за подотчетными лицами, а выданная сумма списывалась на издержки производства и присваивалась.

При проверке полноты выполненных строительных работ и достоверности списания строительных материалов на их выполнение целесообразно использовать составление альтернативного баланса. Для уверенности в полноте выполненных строительных работ составляют баланс израсходованных строительных материалов по нормам, предусмотренным технологическими картами на выполненные строительные работы. Для этого составляют ведомость расхода строительных материалов по нормам на выполненный объем работ и сравнивают рассчитанный расход с фактическим. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может быть обусловлено двумя причинами:

Читайте так же:  Президентский финансовый контроль осуществляют

строительные материалы списаны, а объем работ не был выполнен;

допущена приписка к выполненному объему строительных работ с целью начисления завышенной оплаты труда и списания строительных материалов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внутренние контролеры при проверке соответствия наличия материалов правильности их использования применяют следующие процедуры:

  • инвентаризация;
  • контрольный обмер;
  • обследование;
  • проверка качества строительных материалов, т.е. соответствия их ГОСТам;
  • экспертная оценка.

Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления контролер систематизирует по участкам, видам операций и другим признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники.

В процессе внутрихозяйственного контроля кроме учетных применяются аналитические процедуры, целью которых является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области, требующие особого внимания контролирующего лица.

Ревизор применяет следующие аналитические процедуры:

  • сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или организацией;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
  • анализ текущих изменений показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.

Действенность аналитической и контрольной работы в строительстве во многом определяется качеством, детализацией и своевременностью информации об анализируемых и подвергаемых контролю явлениях и процессах. Если контрольные функции осуществляются несвоевременно, то их результаты могут утратить свою полезность. Данная проблема имеет широкое распространение, нередко контроль осуществляется бухгалтерами-аналитиками, «смотрящими назад». Основной упор делается на ошибки, вместо того чтобы дать управляющим ориентированную на будущее информацию, на основе которой можно было бы предпринимать эффективные действия.

Очевидно, что применение аналитических процедур в рамках системы внутреннего контроля позволяет координировать взаимосвязь сотрудников в сфере внутреннего контроля хозяйственной деятельности, эффективно управлять производственными ресурсами строительной организации с целью обоснованного их применения. Кроме того, путем применения аналитических процедур осуществляется оценка уровня достоверности информации, используемой для принятия оперативных решений.

Как не платить за воздух: финансовый контроль в строительстве

Практически всем компаниям приходится сталкиваться с проведением строительных или ремонтных работ. Строительство – особая сфера, в которой действуют свои правила. Поэтому торговым и производственным компаниям, незнакомым со строительной спецификой, приходится полагаться на профессионализм и честность подрядчиков.

Во многих европейских странах ценовая политика строительных компаний прозрачна и понятна, разница в стоимости услуг минимальна. Заказчик знает, что заплатит за оказанные услуги ровно столько, сколько они стоят в действительности. В России все иначе. Строители воспринимают процесс согласования цены с заказчиком как игру, в которой побеждает хитрейший. Они предлагают свои услуги по завышенным ценам, а затем в ходе торга чуть снижают стоимость – и соглашение подписывается. Строители считают, что проявили предприимчивость, но консультанты по финансовому контролю в строительстве называют это иначе – форменный обман. Когда мы прямо заявляем подрядчикам: «Вы воруете у заказчика», нам отвечают: «Это честный торг, если дорого, можем сделать скидку». На практике ситуация выглядит так: кирпич стоит 10 рублей, вам предлагают его за 25, и вы сходитесь на 20. Как не переплатить за строительные работы? Эту задачу можно решить с помощью консультантов по финансовому контролю.

Берите выше: как сильно строители завышают бюджеты?

Финансовый контроль – это тщательный анализ расходов заказчика, позволяющий заключать контракты по рыночным ценам и не платить за работы, которые не выполнялись, технологии, которые не применялись, и материалы, которые не использовались на объекте.

Неоднократно мы слышали от предпринимателей вопрос: «Что могут украсть строители? Банку краски?» Но когда эти же бизнесмены приглашали нас провести аудит завершенного объекта и мы сообщали сумму завышения, они хватались за голову. Не стоит ждать, пока вас обманут, действуйте проактивно, своевременно нивелируйте риски при поддержке опытных экспертов.

За многолетнюю практику КСК групп не было ни одного случая, когда в смете строительных или ремонтных работ не были бы выявлены завышения цен. Средний размер переплаты – 30–35% от стоимости работ. Минимальный размер завышения, встречавшийся в нашей практике, – 10%. Эти деньги вы платите за воздух.

Опыт показывает, что чем больше бюджет строительства, тем выше в нем процент подобных надуманных расходов. Например, во время проведения строительного аудита завершенного крупного объекта нами были выявлены завышения на 300 млн рублей при общей стоимости проекта 800 млн рублей. Если бы клиент обратился к нам на стадии переговоров с подрядчиком, эти деньги можно было бы сохранить.

Играем на понижение

Первый этап финансового контроля – это анализ сметы строительства. По итогам изучения сметы клиент получает детальный отчет с описанием всех выявленных завышений: цен на услуги, материалы и технологии. После этого мы проводим переговоры с подрядчиком по каждому спорному пункту, подтверждая цифры из отчета фактами. Например, где конкретно можно купить материалы по более низким ценам. Если подрядчик настаивает на явно завышенных ценах на услуги, мы сообщаем, какие организации готовы выполнить эти работы за меньшие деньги. Как правило, это волшебным образом действует на подрядчика, и в результате переговоров стоимость сметы уменьшается на 20–30%.

В нашей практике был случай, когда 10% от стоимости сметы составлял пункт «накладные расходы». Мы долго пытались выяснить у подрядчика, что же это такое. Задавая грамотные вопросы, мы вынудили признать его, что все реально планируемые расходы уже прописаны в других пунктах. В результате «накладные расходы» были исключены из сметы.

Читайте так же:  Бюджетно финансовый контроль виды

Итоговый результат проекта – это не отчеты и рекомендации, а подписание договора с подрядчиком на выгодных условиях и реально сэкономленные деньги.

Через финансовый контроль – к налоговой безопасности

Переплачивая подрядчику, вы не только теряете деньги, но и рискуете получить в дополнение проблемы с налоговыми органами. После проведения строительных работ компания имеет право на получение налоговой выгоды, то есть на уменьшение налогов на сумму произведенных расходов. Также у нее появляется возможность получить вычет по НДС. Но это право возникает только в случае, когда работы были реально выполнены, а не просто указаны в документах.

Чем это грозит заказчику? Например, вы строите дом. Подрядчик завышает смету, включая в нее работы, которых не выполнял, и материалы, которых не использовал. Вы об этом не знаете, и принимаете эти расходы к учету. Через некоторое время налоговая инспекция проводит проверку и выясняет, что вы получили налоговую выгоду по расходам на работы, которых не было. В итоге – доначисления и штрафы.

Привлекая консультантов на стадии составления сметы, вы обезопасите свой бизнес от проблем с налоговыми органами. Но даже если проект уже завершен, аудит выполненных работ позволит выявить нарушения, и вы сможете отразить это в налоговой декларации, избежав штрафных санкций.

Оплата за результат

Золотое правило финансового контроля: чем раньше вы обратитесь к консультантам, тем больше получится сэкономить. Мы помогаем не только выбрать подрядчика, но и грамотно выстроить с ним отношения.

Преимущество КСК групп в финансовом контроле – это комплексный подход. В проекте участвуют специалисты разного профиля: юристы, аудиторы, инженеры. Это обеспечивает максимальную объективность при оценке документов. При этом приглашение экспертов КСК групп не повлечет дополнительных расходов для клиентов. Вы будете платить за результат – консультанты получают процент от сэкономленной для клиента суммы. Таким образом, обращаясь к услугам профессиональных консультантов, вы обеспечиваете своему бизнесу безопасность, устойчивость и развитие.

Внутренний контроль учета в строительстве

Для чего нужен контроль

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Рекомендации Минфина России

Расскажем об основных моментах.

Как организовать контроль

  • документальное оформление событий хозяйственной жизни (это основа ведения бухгалтерского учета);
  • подтверждение соответствия между объектами и документами и их соответствия установленным требованиям;
  • санкционирование сделок и операций персоналом более высокого уровня;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей работников;
  • сверка данных и контроль фактического наличия и состояния объектов (в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация);
  • контролирование законности сделок (заключаемых договоров), учетных операций;
  • надзор за точностью составления смет, планов;
  • контроль за соблюдением сроков составления отчетности;
  • контроль за компьютерной обработкой информации (ее сохранностью, защищенностью, своевременным обновлением).

Но финансовое ведомство обращает внимание на то, что принципы внут­реннего контроля нужно задокументировать.

Целесообразно оформить единый документ, содержащий порядок организации внутреннего контроля, указав в нем используемые правила, систематизировав их.

В то же время часть положений, связанных с осуществлением внутреннего контроля, может быть отражена в организационно-распорядительных документах компании (например, в должностных ­инструкциях, приказах, графике документооборота). Или в таких документах, как учетная политика (ответственность, периодичность контрольных процедур, инвентаризаций и т. д.). А также являться элементом кадровой политики (подбор квалифицированных специалистов, меры по их мотивации и стимулированию, что позволит существенно уменьшить количество ошибок).

Правила (порядок) внутреннего конт­роля утверждает руководитель организации.

Обязанности и полномочия подразделений и персонала определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления. Так, в крупной организации может быть создано специальное подразделение (служба внутреннего контроля).

Функции внутреннего контроля могут распределяться между органами управления, ревизионной комиссией (ревизором), главным бухгалтером, службой внутреннего аудита и иными работниками.

При этом компания может заниматься данными вопросами самостоятельно либо с привлечением внешнего консультанта (в том числе аудиторской организации).

А вот в небольшой строительной фирме взять на себя все обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля вправе ее руководитель, если численность персонала не позволяет разграничить полномочия.

Минфин России согласен, что при ведении внутреннего контроля субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. Если численность персонала экономического субъекта не позволяет разграничить полномочия и произвести ротацию обязанностей, можно использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые помогут минимизировать имеющиеся риски (сверку, надзор).

В приложениях к информации № ПЗ-11/2013 даны рекомендации по оценке внутреннего контроля и пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля для компании, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам.

Следует отметить, что внутренний контроль не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство не уделяет ему должного внимания и своевременно не предпринимает мер по исправлению обнаруженных недостатков.

Система контроля не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к проблемам в деятельности любой компании, но снижает возможность их наступления, а также вероятные рис­ки. Ведение обязательного внутреннего конт­роля помогает собственникам принимать своевременные решения для нормального функционирования строительной организации.

Читайте так же:  2 ндфл новая форма для возмещения

Внутренний контроль способствует достижению организацией целей своей деятельности.­ Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных­ правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской ­(финансовой) и иной отчетности.

Строительный и финансовый контроль строительства. Манипуляции со стоимостью

Практический опыт контроля за расходованием финансирования в ходе реализации строительных проектов позволяет сделать вывод, что стоимость нового строительства или ремонта завышена в среднем на 30%, а сроки выполнения работ не выдерживаются. Необоснованные расходы, связанные с удорожанием строительства, ложатся на инвестора – заказчика строительства и ремонта. Увеличение сроков создает негатив у конечных покупателей жилой недвижимости, отсрочивает использование построенных производственных объектов.

Проблема завышений решается осуществлением строительного и финансового контроля строительства.

Финансовый контроль представляет собой комплексную проверку проектно-сметной, отчетной документации для приведения предложенной подрядчиком стоимости к уровню среднерыночных цен, выявления завышений, исключения ошибок в документации.
Строительный контроль непосредственно на строительной площадке включает проверку объемов и качества выполненных работ, материалов, контроль соблюдения сроков строительства. Соответствуют ли выполненные работы проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий? Это главные вопросы строительного контроля.

Сказанное справедливо и для крупных производственных, торговых объектов, и в сфере строительства жилой недвижимости. Основные принципы проведения контрольных мероприятий одинаковы для любых объектов.

Что происходит, если не контролировать стройку? Давайте рассмотрим практические примеры.

Инвестор решил построить комплекс из трех жилых домов. Стоимость в договоре со знакомым подрядчиком сделали ориентировочной – 600 млн руб.

Стройка затянулась на два лишним года. Вместо готовых домов инвестор получал соглашения на дополнительные работы. Проектировщики под руководством подрядчика настаивали, что в проект нужно вносить непредвиденные изменения, неожиданно возникали дополнительные работы, отсутствующие в сметах, выявлялись несоответствия проекта строительным нормам и правилам.
Число дополнительных соглашений достигло нескольких десятков, стоимость строительства превысила 1 млрд руб.

В документах отсутствовала упорядоченность.

Заказчик оплачивал одни и те же работы по два-три раза – подрядчик включал одинаковые позиции в акты выполненных работ за разные периоды. Сметы были составлены в разных базах – одни в коммерческих расценках, другие – в сметно-нормативных базах, что недопустимо. В сметах, составленных в Федеральных единичных расценках, подрядчик указывал расценки с включенной стоимостью материалов, а затем удваивал стоимость, повторно включая те же материалы в смету отдельными строками. Стоимость материалов была накручена – превышала рыночный уровень цен.

Часть расценок в сметной документации не соответствовала реально проводимым работам (трубы изолировались к-флексом, некоторые участки проклеивались скотчем. Работы по проклеиванию скотчем подрядчик оценивал как дорогостоящую работу по «обмотке изоляции тканями»).

В квартирах жилого комплекса некачественно смонтировали окна: оконные блоки установлены с разным расстоянием от стены с перекосами, герметизация при примыкании к бетонным блокам отсутствовала. На стенах — торчащее наружное армирование и незаделанные технические отверстия. На потолках — трещины, конструкция примыкания кирпичных стен к потолку была выполнена неправильно.

В составе исполнительной документации не обнаружился проект производства работ, который должен был содержать календарный план производства, графики поставки материалов, строительных конструкций и оборудования, строительную технологию, обоснование потребности в кадрах, машинах и механизмах. Отсутствовали журналы испытания образцов бетона, что не позволяло определить соответствие марки, класса прочности и качества бетона, использованного подрядчиком, проектно-сметной документации.

В результате проверки консультанты обнаружили завышений на 320 млн руб. и определили реальную стоимость строительства без накруток – 500 млн руб. Такой могла быть твердая цена договора, обратись инвестор к специалистам до заключения сделки.

Другой пример. При ремонте производственного объекта – цеха – заказчик столкнулся с похожими проблемами. Объект готовился к сдаче в эксплуатацию, когда заказчик попросил консультантов проверить качество и стоимость работ.

Часть работ, включенных в акты сдачи-приемки, отсутствовала. Например, был заявлен полный монтаж железобетонного пола и фундамента, но при осмотре обнаружилось, что вместо того чтобы демонтировать пол и смонтировать вновь, подрядчик отшлифовал старые бетонные плиты. То же самое и с материалами: вместо сварного каркаса из арматуры подрядчик использовал обрезки ржавой металлической ленты, кое-как сваренные между собой, вместо щебня – колотый бетон. Навесные потолки подрядчик заменил крашеной в белый цвет фанерой.

Совокупный размер завышений составил 38 млн руб., подрядчик увеличил сметную стоимость почти на 100%.

Интересный пример манипуляции стоимостью встретился при строительстве третьего объекта. В смете на строительство производственного объекта был заложен монтаж вентиляционной системы на сумму 80 млн руб. По нормативам мощности вентиляционной системы не хватало, выяснилось, что необходимо дополнительно 30 млн руб. для покупки материалов и монтажа вент системы. При этом подрядчик очень быстро закупил необходимую часть системы, включая оборудование, и смонтировал. При проверке было выявлено, что реальная стоимость работ и материалов в общей сложности составила 75 млн руб. Таким образом, подрядчик оказался еще должен заказчику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Строительный и финансовый контроль можно осуществлять на любых стадиях строительства. Однако наиболее эффективными они будут до заключения договора с подрядчиком и в процессе строительства, когда можно повлиять на общую стоимость строительства. В этом случае заказчик получает высокое качество работ, уверен в использованном материале и своевременной сдаче объекта. Заказчикам нужно помнить, что сохранить денежные средства гораздо проще, чем возвратить уплаченные.

Источники

Финансовый контроль строительства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here