Финансовый контроль теория практика

Финансовый контроль в теории и практике

«Бюджетный учет», 2007, N 3

(Продолжение. Начало см. «Бюджетный учет», 2007, N 2)

Тема финансового контроля всегда актуальна и вызывает множество вопросов у главных бухгалтеров. О проблемных моментах финконтроля в России нам рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного управления. Он призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Эту функцию управления государство делегирует органам государственного финансового контроля, деятельность которых, как и любого органа власти, определяется законами, нормативными правовыми актами и другими документами (письмами, указаниями, аналитическими записками и т.д.).

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Эта управленческая деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», о федеральном бюджете на соответствующий год и другими федеральными законами.

Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. Также он определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения (в том числе и вопросы осуществления государственного финансового контроля), издаются Президентом, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и местного самоуправления и принимаются ими в пределах своей компетенции.

Исходя из этого, правовое обеспечение создания, планирования деятельности, осуществление контроля и механизма реализации материалов контрольных мероприятий должно быть закреплено в первую очередь федеральным законом о государственном финансовом контроле (нужно отметить, что в Российской Федерации его до сих пор нет). А уже потом органы власти с целью развития этого закона должны издать нормативные правовые акты и другие документы (см. рис. 1).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Рисунок 1. Правовое обеспечение деятельности органов государственного финансового контроля

Требуйте план-график

Нужно отметить, что вопросы осуществления ревизии или проверки определяются программой или перечнем ее основных вопросов. Этот документ включает тему ревизии, период ее охвата, перечень вопросов, подлежащих ревизии, объекты и т.д. Программа утверждается руководителем органа государственного финансового контроля.

Очень часто случается, что контролер-ревизор не предъявляет ревизуемой организации этот документ. Правильно ли это? В тексте Инструкции N 42н нет ответа на данный вопрос. Я считаю, что наряду с необходимыми для начала ревизии (проверки) документами контролер-ревизор должен предъявить программу или перечень основных вопросов ревизии или проверки. Оснований для этого несколько.

Во-первых, последующий контроль осуществляется после завершения проверяемого периода времени. Следовательно, никакого элемента внезапности здесь и в помине нет, так как все документы подшиты, отчетность использования бюджетных средств рассмотрена и принята вышестоящим органом и т.д.

Во-вторых, контролеры-ревизоры часто сетуют на то, что проверяемая сторона не всегда быстро представляет для проверки соответствующие документы. На мой взгляд, это как раз случается потому, что проверяющий не предъявил программу ревизии (проверки). Решение этой на первый взгляд маленькой проблемы состоит в том, что не нужно скрывать от проверяемой организации программу ревизии (проверки), а наоборот, на ее основе составить план-график представления проверяемой стороной необходимых документов. Это сбережет время и контролера-ревизора, и бухгалтера.

На заметку. Очень часто задают вопрос: «Может ли контролер-ревизор, работник правоохранительного органа, депутат и так далее прийти в бюджетную организацию и, предъявив служебное удостоверение, приступить к ревизии (проверке)?»

Конечно, нет, так как проводить ревизии и проверки может только орган, к компетенции которого относится данная контрольная функция. Для этого контролеру-ревизору выдается специальный документ, обязательно подписанный руководителем, назначившим ревизию или проверку, или лицом, им уполномоченным. Проверьте, чтобы эти подписи были заверены печатью указанного органа государственного финансового контроля.

Кроме удостоверения работник контрольно-ревизионного органа также должен иметь служебное удостоверение установленного образца. Именно его вместе со специальным документом на право проведения ревизии проверяющий обязан предъявить руководителю проверяемого учреждения.

Ю.М. Воронин. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В монографии раскрываются теоретические проблемы государственного финансового контроля. В основу исследования положена впервые обоснованная в отечественной литературе двойственная концепция «финансов» и производные от них категории — «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», на базе которых раскрыты теоретические аспекты формирования в Российской Федерации единой системы государственного финансового контроля и его эффективности. Особое место уделено формированию системного подхода к разработке национальных стандартов финансового контроля и их кодификации, что является принципиальным в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. В монографию включен обширный перечень понятий и терминов, используемых в государственном финансовом контроле.

Монография адресована научным работникам, руководящим работникам органов государственной власти, специалистам контрольно-счетных органов Российской Федерации, специалистам в области финансово-бюджетного законодательства, аспирантам и студентам экономических вузов.

Теория и практика финансового контроля

«Бюджетный учет», 2007, N 5

В практической деятельности любого бюджетного учреждения часто случаются ситуации, когда проверки следуют одна за другой. После окончания проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания начинается проверка контрольно-ревизионным или финансовым органом исполнительной власти того же самого периода использования бюджетных средств. О том, законны ли действия «дублеров», рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет на несовершеннолетнего

К сожалению, череда проверок органов государственного финансового контроля на одном и том же участке соответствует и в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства РФ. Так, согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Все эти ветви власти имеют право создавать органы ГФК, которые осуществляют контрольную деятельность по своим планам работы.

Невидимая разница

Несмотря на видимую схожесть в программах проверок, следует учесть, что органы госфинконтроля законодательной (представительной) власти и исполнительной по своему статусу не могут дублировать друг друга. Все они выполняют отличные друг от друга функции: органы ГФК законодательной (представительной) власти осуществляют контроль за исполнением бюджетов, а органы ГФК исполнительной власти контролируют использование бюджетных средств.

Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, определены в ст. 265 Бюджетного кодекса. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, определяется ст. 266 Бюджетного кодекса. Согласно п. 1 этой статьи к органам ГФК исполнительной власти относятся: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Новаторство и самодеятельность

Действующая практика осуществления государственного финансового контроля показывает, что, оформляя акт ревизии (проверки), контролеры делают ссылки только на законодательство или на общее наименование документа: «В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, не имели права, не положено и т.д.».

Такие формулировки снижают правовую ценность акта ревизии (проверки) и минимизируют ответственность в ходе разбирательства по применению мер ответственности к нарушителю бюджетного законодательства, особенно в судебном процессе.

Теория и практика финансового контроля

«Бюджетный учет», 2007, N 4

Законодательные коллизии

К сожалению, в настоящее время Инструкция N 42н создает множество правовых коллизий. Дело в том, что абз. 3 п. 1 гласит: «указанный вид государственного финансового контроля проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации и контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации». Но с июля 2004 г. этого департамента в составе Минфина России нет, а его функции в ходе административной реформы органов исполнительной власти в Российской Федерации были переданы Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Это закреплено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

Постфактум — «постконтроль»

Последующий контроль исполнительная власть возлагает на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Статья 268 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что эта служба осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Росфиннадзор вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части перечисленных средств.

Но в соответствии со ст. 269 Бюджетного кодекса РФ последующий контроль могут осуществлять и главные распорядители, и распорядители бюджетных средств — тоже представители исполнительной власти. Их прерогатива — целевое использование и своевременный возврат бюджетных средств, представление отчетности и внесение платы за их пользование получателями. Для осуществления контроля в этой области главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Я бы назвал данную форму финансового контроля внутриведомственной. На это указывают и ст. ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса. Об особенностях осуществления внутриведомственного финансового контроля мы поговорим более подробно в следующий раз.

В соответствии со ст. 270 Бюджетного кодекса финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов осуществляют контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Они же отслеживают соблюдение условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий.

(Продолжение. Начало см. «Бюджетный учет», 2007, N 2, 3)

Органы государственного финансового контроля, уполномоченные определенным уровнем власти, осуществляют контрольные мероприятия в рамках бюджетного законодательства. Эти функции должны выполняться строго в плановом порядке или по специальным заданиям соответствующего уровня власти и правоохранительных органов. Как это бывает на практике, рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.

Взаимодействие

Орган государственного финансового контроля составляет план контрольно-ревизионной работы на год, который утверждается в соответствии со своим регламентом деятельности. Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется на основе специально разработанного и утвержденного нормативно-правового акта — совместного приказа. Например, Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7 декабря 1999 г. N 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

Аналогичные положения было бы полезно разработать и утвердить на своем уровне и в пределах своей компетенции участникам бюджетного процесса, исполняющим бюджеты различных уровней. Это поможет решить одну из важнейших задач взаимодействия органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов — повышение эффективности и целевого использования бюджетных средств.

От теории к практике

Давайте рассмотрим данную ситуацию с практической точки зрения. Каждый уровень власти для создания органа государственного финансового контроля должен создать нормативно-правовую базу и утвердить необходимые документы. Во-первых, положение о данном контрольном органе. В нем должны быть определены цели, задачи, формы и методы его действий, права, обязанности, полномочия и ответственность. Во-вторых, инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок. В этом документе должны быть определены понятия, цели и задачи ревизии (проверки), порядок организации и проведения ревизии (проверки), оформление и реализация результатов ревизии (проверки). В-третьих, механизм реализации материалов ревизий (проверок), применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

Читайте так же:  Налоговая штрафы пенсионерам

Эти документы регламентируют и устанавливают правила игры при наведении порядка в использовании бюджетных средств. Особенно важно, что они несут в себе большую профилактическую нагрузку в целях недопущения нарушений в использовании бюджетных средств. Ведь далеко не секрет, что действия контролеров при низкой регламентации контрольных мероприятий не всегда безупречны.

Я имею в виду то, что орган государственного финансового контроля в лице своего представителя в ходе ревизии (проверки) не может произвольно толковать и классифицировать нарушения бюджетного законодательства. Все его действия должны быть направлены на безусловный и обязательный поиск нарушений (если они были совершены) бюджетного или иного законодательства. Следовательно, в акте должны быть указаны пункты статьи, главы, полное название документа, дата его издания и, естественно, номер. И сделать это необходимо в следующей последовательности: закон; нормативно-правовой акт (постановление Правительства Российской Федерации, приказ (инструкция) органа участника бюджетного процесса, обладающего бюджетными полномочиями, и т.д.); указания, разъяснения, рекомендации.

На заметку. Иное толкование выявленного нарушения является не чем иным, как изложением личной точки зрения контролера, и не является обязательным для исполнения проверенной стороной данного контрольного мероприятия, так как оно не основано на законодательстве Российской Федерации.

Предварительный и текущий контроль

Статья 267 Бюджетного кодекса устанавливает, что Федеральное казначейство осуществляет контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств. В рамках предварительного контроля оно следит и за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств. На этой стадии контролируется соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета, и наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Собственно, эта статья Бюджетного кодекса раскрывает суть предварительного и текущего контроля, осуществляемого от лица исполнительной власти органами Федерального казначейства.

Сколько это будет продолжаться?!

Бюджетное законодательство, в том числе и Бюджетный кодекс Российской Федерации, ничего не говорит о периодичности проведения ревизий и проверок, их длительности и т.д. Неужели все это устанавливают органы государственного финансового контроля? Конечно, нет.

Более внимательно прочтем Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Пункт 4 этого документа требует «признать необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета». То есть периодичность ревизий и проверок достаточно четко определена.

Что касается сроков проведения ревизии (проверки), состава ревизионной группы и ее руководителя или контролера-ревизора, то все это определяет руководитель органа государственного финансового контроля с учетом объема работы, выполнения конкретной задачи ревизии (проверки) и особенностей ревизуемой организации. Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Но руководитель органа госфинконтроля может изменить установленный срок по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы или контролера-ревизора.

Эти и другие требования регламентированы Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» (далее — Инструкция N 42н).

На баланс и контролер бежит

Выходит, в практической деятельности вполне возможно, что правильностью использования бюджетных средств в бюджетном учреждении за один и тот же период времени могут заинтересоваться сразу несколько органов ГФК.

От законодательной ветви власти проверки проводятся Счетной палатой РФ (Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания субъекта РФ) в пределах своей компетенции, которая определена Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» и законами субъектов РФ о Контрольно-счетных палатах.

От исполнительной власти контрольные действия осуществляют Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в пределах своей компетенции, установленной законодательством РФ.

Все названные органы госфинконтроля осуществляют контрольные действия по своим планам работы и активно взаимодействуют при проведении проверочных мероприятий.

Кафедра теории и практики государственного контроля

Открытие кафедры определено возрастающим интересом финансовых и контрольных органов исполнительной власти, крупных корпораций, аудиторских компаний к молодым специалистам в области финансового контроля и государственного аудита. Это является привлекательной особенностью и уникальной чертой кафедры как академического подразделения, что позволяет готовить профессиональных специалистов на основе интеграции знаний в области финансового менеджмента и аудита, финансового контроллинга, управления инвестиционной деятельностью.

Телефоны: (499)956-09-68

Заведующий кафедрой

Горегляд Валерий Павлович

Направления деятельности

Кафедра обеспечивает учебный процесс и является выпускающей по программе бакалавриата «Финансовый контроль и государственный аудит» по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля……………………. 9
Классификация финансового контроля………………………………. 11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………. 36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43

Читайте так же:  Обложение земельным налогом
Работа содержит 1 файл

Правовая проработка документа

Примером правовой проработки документа в его постановочной части является Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 г. (впрочем, как и на предыдущие годы): «Направляю Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 г., подготовленное в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительству Российской Федерации на основании п. 3 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежит принять Бюджетное послание за основу. » Этот пример может служить и наглядным пособием для оформления акта ревизии (проверки).

Акт ревизии (проверки) является особым документом, в котором указывается, излагается и подробно описывается с приложением подтверждающих документов нарушение бюджетного законодательства. Контролер-ревизор на основе представления интересов органа государственного финансового контроля каждое отдельно выявленное нарушение обязан подкрепить следующим:

  • ссылкой на пункт, статью и главу законодательства;
  • видом нарушения (нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств и т.д.);
  • суммой нарушения;
  • кодом бюджетной классификации;
  • датой и периодом нарушения.

К акту (справке) необходимо приложить копии следующих документов:

а) на какие цели была получена сумма выявленного нарушения;

б) на какие цели данная сумма была использована;

в) объяснения должностных лиц с копиями документов, подтверждающих данные объяснения.

Для наглядности приведем пример. В ходе проведения комплексной документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности установлено следующее.

В нарушение ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», п. 4 Приказа Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», абз. 2 Письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880 допущено нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 50,00 руб. по подстатье 211 «Заработная плата» за период с 1 февраля 2007 г. по настоящее время.

финансовый контроль.docx

Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт

1Понятие и сущность финансового контроля

    1. Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
    2. Цели, задачи и функции финансового контроля……………………. 9
    3. Классификация финансового контроля………………………………. 11
  • Организация финансового контроля в РК
    1. Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
    2. Зарубежный опыт организации финансового контроля……………. 36
    3. Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
  • Список использованных источников…………………………………………..43

    Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

    Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.

    В настоящее время, когда Казахстан переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между властями. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

    Финансовый контроль является одним из элементов системы управления финансами. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий организаций, то есть экономических субъектов. ОН контролирует движение финансовых ресурсов.

    Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи только распределительная и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

    Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение список использованных источников.

    Актуальность данной работы заключается в том чтобы рассмотреть как проходило реформирование финансового контроля Казахстана — от смены командно-административных методов рыночными методами контроля до построения новой организационно-функциональной структуры, соответствующей рыночным отношениям в сфере финансов. И так как финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений.

    Для развития социально-экономического климата, защиты экономической сферы деятельности государства, следует принципиально перестроить деятельность института финансового контроля на международный уровень.

    Активизация потенциала финансового контроля соответствует стратегической задаче государства — повышение контроля и усиление ответственности за эффективное использование государственных средств.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В этой связи очевидна необходимость исследования, ориентированного на анализ практики, выработку теоретических, методологических, нормативно-правовых и организационных основ по совершенствованию финансового контроля, определение его роли в развитии экономики нашей страны.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны государственных органов. Также определить исследовании проблем органов финансового контроля Казахстана в условиях стратегического планирования и ориентации на результаты в период индустриально-инновационного развития экономики и разработка предложений по повышению эффективности и отдачи от деятельности органов финансового контроля.

    Объектом данной курсовой работы являются органы государственного финансового контроля Республики Казахстан, включая высший орган государственного финансового контроля — Счетный комитет РК.

    Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

    Читайте так же:  Налоговый вычет за какое время можно получить

    Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

    Предметом исследования стали экономические и иные отношения, возникающие в деятельности государственного финансового контроля, принципы и нормы обеспечения его действенности.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    — раскрыть сущность финансового контроля;

    -определить цели, задачи и функции финансового контроля;

    — раскрыть зарубежный опыт проведения финансового контроля ;

    — разработка предложения по усовершенствованию работы контрольных органов

    Глава 1. Понятие и сущность финансового контроля

    1.1Назначение финансового контроль и его элементы.

    Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений .

    Каждой государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов — физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно. Любое государство должно стремиться к уменьшению своих расходов, поскольку, чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т.е. тем больше налогов, займов, сборов и т.п. Все это, в конечном счете, ложится на плечи населения.

    Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь взяточничество как проявление коррупции. Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

    Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций граждан. [13, 216]

    Значение финансового контроля выражается в том что при его проведении проверяются:

    — соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, экономическими субъектами

    — экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства

    — требование соблюдение законности в деятельности по образованию распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления граждане обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан и других нормативно- правовых актов.

    Осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

    Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, включает следующие элементы

    • Ведомство главного ревизора- аудитора( счетная палата) с подчинением непосредственно Парламенту или резиденту страны. Главная цель этого ведомства- общий контроль за расходованием государственных средств;
    • Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующие поступление налогов;
    • Контролирующие структуры вы составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
    • Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
    • Службы внутреннего контроля, основная задача которых поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

    Элементами финансового контроля являются

    а) субъект контроля – «кто проверяет»;

    б) объект контроля –«кого проверяют»;

    в) предмет контроля –«что проверяется»;

    г)цели контроля- «для чего проверяется»;

    д) методы осуществления контроля-«как проверяется»

    Так как финансовый контроль в своем широком значении касается всех финансов, как и государственных, так и частных Субъектом финансового контроля являются органы осуществляющие финансовый контроль, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществление контроля, либо негосударственные субъекты действующие от имени и по поручению государства.

    Основными объектом финансового контроля финансового контроля выступают юридические и физические лица.

    Предметом финансового контроля выступает поведение объектов этоок контроля сточки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

    Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления.

    Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйств. Специфика финансового контроля состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание использование денежных фондов. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг денежных отношений, поскольку финансы тесно связаны с другими стоимостными категориями: оплатой труда, себестоимостью продукции, доходом прибылью капитальными вложениями инвестициями

    Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.[14,117]

    Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

    Читайте так же:  Сколько подоходный налог если трое детей

    Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика

    обращения облш аиий выплатить именно номиналыгую стоимость. Іаким образом, при каждом начислении причитающего по ним дохода производится доначисление разницы между покупной и поминальной стоимостью. При этом дс..ают следующие бухгалтерские записи:

    Д-1 іруппы счетов ] 270 «Краткосрочные вознаграждения к получению» — на сумму причитающегося к получению но ценным бумаіам дохода, ИЗО «Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения» — на сумму разницы между покупной и номинальной стоимостью К-т группы счетов 6110 «Дивиденды по акциям и доходы в виде вознаграждения» — на общую сумму, отнесенную на счета 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению» и 1130 «Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения».

    В том случае, когда на рынке складывается такая ситуация, что номинальная процентная ставка ниже рыночной то эмитент вынужден предлагать свои облигации со скидкой от номинальной стоимости. Скидка представляет собой результат, полученный как разница между номинальной и фактической стоимостью реализации. При каждом начислении причитающего но ним дохода производится списание разницы между покупной и номинальной стоимостью.

    Исходя из этою следует произвести следующие бухгалтерские проводки:

    Д-т группы счегов 1270 «Крат косрочные вознаіраждения к получению» К-т группы счетов 6110 «Доходы но вознаіраж- дениям» и 6120 «Доходы по дивидендам» — на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода. Д-т іруппы счегов 7470 «Прочие расходы» — К-т іруппы счетов ИЗО «Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения» — на сумму разницы между покупной и номинальной стоимостью.

    Выпуская облигации со скидкой, эмитент идет на дополнительные расходы но выплате процентов, которые должны равномерно списываться в течение всего пеоиода обращения облигации па увеличение расходов но выплате

    процентов. Чем меньше остается размер скидки, тем текущая стоимость облигации ближе к номинальной. К концу срока погашения облигации ее текущая стоимость приблизится к номинальной и будет равна ей. а сумма скидки будет полностью списана.

    Каждый хозяйствующий субъект в учетной политике оговаривает периодичность переоценки имеющихся инвестиций и основание либо на базе котируемой на бирже рыночной цены, либо но справедливой стоимости, определяемой Наблюдательным советом Переоценку финансовых инвестиций в учете отражают следующими бухгалтерскими проводками:

    Д-т группы счетов 1130 «Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения» К-т группы счетов 5320 «Резерв на переоценку» — на сумму увеличения первоначальной стоимости инвестиций;

    Д-т группы счетов 5320 «Резерв на переоценку» К-т группы счетов 1 130 «Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения» — текущая стоимость финансовой инвес тиции снизилась на сумму снижения Уменьшение производится за счет ранее произведенной дооценки от той же инвестиции.

    Доход или убыток, полученные от изменения текущей стоимости краткосрочных финансовых инвестиций, отражается по дебету (кредиту) соответствующих счетов труппы 1100 «Краткосрочные финансовые инвестиции» в корреспонденции со счетами 6160 «Прочие доходы от финансирования» или 7470 «Прочие расходы».

    Вместе с гем, сумма произведенной переоценки в сторону повышения относится на увеличение собственного капитала. а в случае выбытия дооцененных финансовых инвестиций эти суммы признаются доходом.

    При гашении (выкупе) и продаже ценных бумаг аудитор должен обратить внимание на то, что их стоимость списывается с кредита соответствующих счетов счетов группы 1100 «Краткосрочные финансовые инвестиции» в дебет группы счетов 7410 «Расходы по выбытию активов».

    3 53 РАЗДЕЛ IV I [рактика финансового контроля и углубленного аудита

    354 Финансовый контроль и углубленный аудит теория, методология, практика

    При выбытии ценных бумаг сумма переоценки списывается со счета Д-т группы счетов 5320 «Резерв на переоценку» в Кредит соответствующих счетов 5410 «Прибыль(убыток) текущего года» иди 6210 «Доходы от выбытия активов».

    При выбытии финансовых инвестиций разница между полученным доходом от продажи и балансовой стоимостью за вычетом расходов (услуги брокера, дилера) признается как доход или расход. В соответствии с учетной политикой предприятия сумма переоценки относится на доход или нераспределенный фонд.

    Перевод краткосрочных финансовых инвестиций в категорию долгосрочных осуществляется по:

    — наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости;

    — текущей стоимости, если они были ранее отражены по всей стоимости.

    Перевод долгосрочных финансовых инвестиций в категорию краткосрочных осуществляется по:

    — наименьшей оценке из покупной и балансовой стоимости, если краткосрочные финансовые инвестиции учитываются по наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости. Но если инвестиции были ранее переоценены, то при переводе сумма от их переоценки должна быт ь списана;

    — балансовой стоимости, если краткосрочные финансовые инвестиции учитываются но текущей стоимости, а ранее произведенная сумма переоценки по этим инвестициям признается как доход.

    ІІопросы для обсуждении

    I Па основе каких нормативных документов осуществляется проверки инвестиции?

    2. Для чего проводится предварительное тестирование объ поной контроля?

    3. Как осуществляется проверка по существу операций с ин всстициями?

    4. Какие документы и счета бухгалтерского учета являют ся источниками информации при проверках инвестиций?

    5. в чем состоят особенности аудита долгосрочных и крат косрочных финансовых инвестиции:

    о I Ііиовите основные процедуры проверки инвестиций

    7 Какие типичные ошибки могут быть допущены по учету инвестиции ?

    у- Задания для сачостоятелыюй работы

    1 Илучить нормативноправовые акты по классификации и отражению на счетах бухга.терского учета и в формах финансовой отчетности операции по инвестициям 2. Подготовить рефераты и док.ады для обсуждения па семинарских .шнятиях об особенностях проведения системного аудита инвестиций

    3 Составить ксис-стади по теме: «Системный аудит инвестиций».

    355 РАЗДЕЛ IV. Практика финансового контроля и углубленного аудита

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3 56 Финансовый контроль и уг іублсиный аудит: теория, методология, практика

    Источники

    Финансовый контроль теория практика
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here