Финансовый контроль задания

4. Финансовый контроль, его задачи

Контроль за общественным производством и распределением продуктов, рациональным использованием трудовых, материальных, денежных ресурсов является объективной необходимостью. Одной из форм контроля является финансовый контроль.

Необходимость финансового контроля обусловлена действием экономических законов, товарно денежных отношений.

Финансовый контроль – это вид контроля, который базируется на использовании контрольной функции финансов и таких стоимостных экономических категорий как хозрасчет, кредит, доход, цена, себестоимость и т.д.

В процессе финансового контроля осуществляется проверка выполнения хозяйственных и финансовых планов-прогнозов, соблюдения режима экономии, состояния сохранения собственности, рациональности и эффективности использования средств, которые есть в хозяйстве.

Основными задачами финансового контроля является проверка:

– выполнение планов-прогнозов хозяйственной деятельности;

– выполнение заданий по доходам, расходам, приросту и использованию собственных оборотных средств;

– расходы денежных и материальных средств в границах установленными финансовыми планами-прогнозами и сметами с максимальной экономией и эффективностью;

– состояния расчетов с финансовыми органами, банками, дебиторами и кредиторами, расходы фонда заработной платы.

Финансовый контроль сводится к выполнению таких задач:

1) выявление результатов и качества работы организаций (предприятий).

2) Содействие на организации (предприятия) устранения недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности.

Главным в финансовом контроле является не выявление, фиксации нарушений, незаконных расходов средств и бесхозяйственности, а предупреждение предотвращения.

Виды финансового контроля:

– внутриведомственный финансовый контроль;

Основной задачей финансового контроля является:

– законность финансово-хозяйственных операций;

– борьба с бесхозяйственностью;

– постановка и качество ведения бухгалтерского учета.

Основными методами финансового контроля являются:

– рассмотрение проектов планов-прогнозов хозяйственно-финансовой деятельности, смет к их применению, это метод предыдущего финансового контроля;

– проверка выполнения принятых решений; это один из методов текучего контроля за соблюдением законов, постановлений, указов по определенному кругу вопросов;

– экономический анализ – метод последовательного контроля, который позволяет уравнять отчетные данные с плановыми заданиями и нормативами, с показателями работы других предприятий;

– документальная ревизия – метод последовательного контроля хозяйственно-финансовой деятельности организаций, сбереженная денежных ценностей, состояние учета и отчетность.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Объектом финансового контроля является финансовая деятельность организаций, связанное с образованием денежных ресурсов, их распределением и использованием.

5. Финансовый контроль, виды и формы его проведения

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая отчетность и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т. д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.

К основным способам документального контроля можно отнести:

формальную и арифметическую проверку документов;

юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;

сплошное и выборочное наблюдение;

оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;

визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии и др.

Наблюдение — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и

Читайте так же:  Налоговый вычет ипотечной квартиры

Понятие и задачи финансового контроля

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций, действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, а так же населения.

Объектом финансового контроля является система денежных отношений (платежи в бюджет).

Предмет финансового контроля:

бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составляется рассмотрение исполнения финансового бюджета);

Финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

показатели, характеризующие денежно — кредитные отношения (расчеты, производимые через коммерческие банки);

показатели страхового рынка.

Цель финансового контроля содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использование финансовых ресурсов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское);

обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет);

содействовать эффективному и целевому использованию средств;

выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации)

обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. В плане бюджетного контроля финансовый контроль призван обеспечивать 1 :

правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Финансовый контроль: значение, задачи, виды, формы и методы

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль состороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осушестааяют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов биз- нес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Читайте так же:  Кадастровые земельные налоги

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым за кон одател ьство м.

Главной задачейтаможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведенияпроверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2.2. Финансовый контроль: виды, формы, методы и задачи

Одной из важнейших функций финансов является контрольная функция. Эта функция осуществляется в форме контроля рублем всех субъектов экономической деятельности, т.е. она реализуется с помощью стоимостных инструментов: разных видов денежных санкций либо поощрений, применяемых в соответствии с результатами различных процедур контроля.

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Цель финансового контроля – содействие эффективному образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством.

Основными задачами финансового контроля являются:

соблюдение законности и правопорядка в финансовой сфере;

обеспечение соответствия доходов и расходов;

рациональное использование финансовых ресурсов;

выполнение финансовых обязательств;

выявление резервов повышения доходности;

полнота и достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности.

Объектом финансового контроля являются финансовые операции, фонды денежных средств, сделки, финансовые обязательства и другие распределительные процессы в сфере денежных отношений, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Читайте так же:  Расчет суммы налога енвд

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Субъектами финансового контроля являются различные контрольные органы, включая органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также специализированные контрольные органы.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: общегосударственный контроль, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, независимый контроль.

Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ и др.). Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольно – ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.

Внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения (мониторинг), ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово — хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.

Читайте так же:  Финансовый контроль оффшоров

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. Наблюдение (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

Ревизия наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово – хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово — хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов.

Тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные комплексные ревизии. Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

По форме проведения финансовый контроль может быть обязательный (внешний) и инициативный. Некоторые виды финансовой деятельности требуют обязательного законодательного контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов и др.). Обязательному контролю подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, кредитный, инвестиционный, денежной массы, валютный. Каждая из сфер финансовой деятельности контролируется соответствующими государственными финансово-кредитными структурами.

Вопросы для самопроверки

Оцените эффективность современного финансового контроля

Какой орган финансового контроля отвечает за разработку, исполнение, составление отчета об исполнении федерального бюджета?

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Читайте так же:  Налог недвижимость офис

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль можно классифицировать по различным признакам.

По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями. Государственный финансовый контроль в РК призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы. При осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в государственные органы государственной власти, органы власти субъектов РК, а также руководителям других объектов контроля.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

1) контроль за образованием и использованием государственных средств РК и ее субъектов;

2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; 3) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;

4) проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;

5) проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Объектами государственного финансового контроля являются:

1) государственные органы и структуры;

2) промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

3) общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль возлагается на Счетную палату РК, Национальный банк РК, Министерство финансов РК и его структурные подразделения (Государственное казначейство, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Государственную налоговую службу РК, Государственную таможенную службу РК, Государственную службу РК по валютному и экспортному контролю, контрольные и финансовые органы государственных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств).

Счетная палата РК должна организовывать и осуществлять контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Национальный банк РК организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, а также контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Главное контрольное управление Президента РК контролирует деятельность органов контроля и надзора при государственных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РК, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.

Министерство финансов РК осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РК и местных бюджетов.

Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет надзор за исполнением законодательства РК о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля государственных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.

Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми главными и нижестоящими распорядителями, а также получателями бюджетных средств, кредитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, организует и проводит ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.

Государственное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими организациями по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими государственными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Государственная налоговая служба РК контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет.

Основным направлением ее деятельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений или административных правонарушений.

Государственная таможенная служба осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями.

При самостоятельном исполнении бюджетов контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Финансовый контроль задания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here