Формы проведения выездной налоговой проверки

Приложение N 5. Решение о проведении выездной налоговой проверки (форма по КНД 1160031)

Приложение N 5
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1160031

Налог (сбор, страховые взносы)(4)

Проверяемый период с________ по___________

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Указывается основание проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Кодекса.

(4) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».

(5) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

>
N 6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Выездная налоговая проверка: формы и методы ее проведения (стр. 1 из 5)

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

«Организация и методы налоговых проверок»

«Выездная налоговая проверка: формы и методы ее проведения»

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 Классификация налоговых проверок

1.1 Виды налоговых проверок

1.2Выездная налоговая проверка

ГЛАВА 2 Основные формы и методы проведения выездной налоговой проверки

2.1 Методика выездной налоговой проверки

2.2 Истребование документов при проведении налоговой проверки

2.3 Выемка документов и предметов

2.4 Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

2.5Оформление результатов налоговой проверки

2.6 Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик, должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон. Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

В своей работе я хотела бы рассмотреть правила проведения выездных налоговых проверок, порядок оформления акта о результатах проверки, а также полномочия органов налоговой полиции в проведении налоговых проверок.

ГЛАВА 1 Классификация налоговых проверок

1.1 Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

Налоговые проверки бывают двух видов:

Основные различия между двумя видами проверок состоят в следующем (табл. 1):

Право проводить налоговые проверки в установленном НК РФ порядке предоставлено налоговым органам нормой подп. 2 п. 1 ст. 31.

Налоговые проверки могут проводиться в отношении (п. 1 ст. 87 НК РФ):

Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки
проверяются только документы, представленные налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами проверяются документы и объекты налогообложения
проводится без специального решения налогового органа проводится только по специальному решению налогового органа
срок проведения, как правило, — три месяца срок проведения, как правило, — два месяца

Общими правилами проведения налоговых проверок являются следующие:

1. налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года;

2. налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду;

3. налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика;

Читайте так же:  Вычеты из налогов ип на усн

4. налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой форме.

Основными правилами проведения налоговых проверок являются:

1. налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;

2. запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Из этого правила есть два исключения:

a) когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика

b) когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.

1.2 Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

· полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

· предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

· периоды, за которые проводится проверка;

· должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка: формы и методы ее проведения (стр. 2 из 5)

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации)

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Декларация по возврату налога за медицинские услуги

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 Налогового Кодекса.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

ГЛАВА 2 Основные формы и методы проведения выездной налоговой проверки

2.1 Методика выездной налоговой проверки

Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

Камеральная проверка – проверка, проводимая в помещении налогового органа.


Выездная налоговая проверка – проверка, проводимая на территории налогоплательщика.

3. плановые проверки

4. внезапные проверки

Внезапная налоговая проверка, есть разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки)

Видео (кликните для воспроизведения).

При сплошных проверках, проверяются все документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или при уничтожении первичных документов)

Выборочная проверка – когда проверяется часть документов. Может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.

При документальных проверках проверяются документы.

Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица.

Тематические проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов.

Комплексные – охватывают все направления деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере.

Как вести себя при общении с налоговой

Для оптимального проведения проверки налогоплательщик не должен препятствовать проверяющей группе изучать документацию и информацию, касающуюся предмета проверки. Однако необходимо изучить свои права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов, обязательно — сроки тех или иных мероприятий, направления письменных уведомлений, требований, т. к. чаще всего нарушаются именно сроки, следить за юридически правильным формированием документов по проверке.

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Для того, чтобы провести проверку, законом предоставляется фиксированный срок. Так, п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что срок контроля должен не превышать 2 месяцев. Допускается продление до 4 месяцев. И как исключительная мера – 6 месяцев.
Срок начинает течь с момента подписания документа о назначении ревизии и заканчивается в момент подготовки справки о проверке.

Основания для контроля

В отличие от камеральной проверки, основанием для которой является полученная декларация, документальным основанием выездной служит решение руководителя налогового органа или его заместителя. Данное решение выносится по форме, утвержденной в Приказе ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected]

Только имея такое решение (постановление), к налогоплательщику могут прийти инспекторы органов ФНС.

Кто ее проводит

В решении о проведении проверки обязательно заполняется графа о конкретных должностных лицах, которые назначены в проверяющую группу, избирается руководитель группы. Указываются их имена, должности.

Сотрудники обязаны продемонстрировать налогоплательщику копию решения о проверке и служебные удостоверения для подтверждения личностей и должностей.

2.2 Истребование документов при проведении налоговой проверки

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Читайте так же:  Наказание за неуплату налогов в россии

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Как проводят выездные налоговые проверки: схема пошагово

Выездная налоговая проверка – это процедура, знакомая практически любому предпринимателю. Достаточно хлопотная, отвлекающая временные и трудовые ресурсы, и очень рискованная, от результатов проведения которой зависит дальнейшая жизнь предприятия, а так же возможно другие негативные моменты, связанные с ответственностью руководителей и учредителей предприятия.

Кстати, на сайте налоговиков ВНП называется полезной процедурой.

А потому, что, как пишут наши апологеты полезности ВНП, проводят процедуру обычно (?!) глубоко компетентные сотрудники налоговых органов, и по завершении предприниматель получит обоснованный отчет о нарушениях компании в области налогообложения и бухгалтерского учета. По сути, специалисты налоговых органов сделают бесплатный аудит организации. После ознакомления с допущенными ошибками предпринимателю нужно будет просто построить свою работу таким образом, чтобы не допускать их повторения в будущем. Вот так-то, уважаемые предприниматели. Для вас, с точки зрения налоговиков, это очень и очень полезно!

Однако это все потом, а сначала любому бизнесмену будет нелишним детальное знание того, как именно проводится данная процедура.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Это Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также подзаконные акты налоговых органов, а так же других министерств и ведомств, ну, и, конечно, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Если руководствоваться п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ, при назначении проверки налоговики стараются выяснить: правильно ли предприниматель посчитал налоги и вовремя ли заплатил положенную сумму? Это достаточно широкое определение, позволяющее включить в объект пристального внимания проверяющих специалистов практически любой аспект деятельности компании.

Пошаговый порядок проведения, оформляемые документы

Сотрудники в целях исследования предмета проверки рассматривают бухгалтерские и налоговые документы — учредительные, лицензии, декларации, регистры налогового учета, счета-фактуры, банковские расчеты и т.д.

При этом инспекторы заполняют информационные ресурсы федерального, регионального и местного уровней.

В качестве дополнительных возможностей налоговые сотрудники вправе:

  • запрашивать информацию в органах иностранных государств;
  • запрашивать информацию в банках;
  • вызывать для дачи пояснений на основании письменного уведомления налогоплательщика на территорию налогового органа;
  • производить инвентаризацию имущества;
  • допрашивать свидетелей;
  • истребовать документы путем передачи письменного требования физическому лицу, главе организации, контрагенту и другим субъектам, у которых могут быть касающиеся дела документы;
  • осуществлять выемку документов на основании постановления руководителя проверяющей группы;
  • проводить экспертизу;
  • привлекать специалистов и переводчиков;
  • вызывать понятых.

В ходе этих мероприятий составляются протоколы утвержденных форм.

Заключение

Таким образом, процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь огромную роль.

Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.

Проведение выездной налоговой проверки

Вспомним теории и функции налогов — теория общественного договора, обмена благ и услуг от государства на налоговые платежи, теория монетаризма, кейнсианская теория, в которых инструментом воздействия на экономику и влияния на денежное обращение, инвестиционный климат выступают в том числе нагрузки на субъекты и объекты налогообложения, социальные теории, стремящиеся с помощью государственных платежей перераспределять доли богатых и бедных в стране, контрольная функция, призванная проверять действенность избранной финансовой политики правительства и экономическое поведение хозяйствующих субъектов, эффективность их деятельности.

Если задуматься о глубине и ширине огромного финансового механизма, налоговый контроль станет необходимым механизмом.

Главным источником информации по налоговым проверкам является Налоговый Кодекс РФ, причем необходимо брать самое свежее издание, ибо изменения в него вносятся регулярно. По отдельным вопросам есть арбитражная практика, Письма Минфина, Постановления Правительства.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. К слову, проверки — не единственные методы налогового контроля, хотя и самые точные, практичные.

Если камеральная проверка подразумевает удаленное изучение получаемой отчетности в зданиях ИФНС, то выездная, чье название говорит само за себя, проводится на территории налогоплательщика и включает доскональное рассмотрение как материальных, так и учетных составляющих фирмы.

Существуют плановые показатели, утвержденные ФНС России в Приказе №ММ-3-06/[email protected] от 30 мая 2007 года, по которым и происходит отбор. В нем выделены 11 критериев самостоятельной оценки, наличие которых вводит предпринимателей в «группу риска». Среди них:

  • на протяжении нескольких налоговых периодов подряд отражение убытков;
  • отражение существенных налоговых вычетов;
  • в отчетности расходы максимально приближены к доходам за год;
  • уровень рентабельности ниже аналогичных в данной сфере хозяйствующих субъектов;
  • и т. д.
Читайте так же:  Налоговый кодекс часть 2 имущественный вычет

Кроме этих показателей, подачи уточненных деклараций, сделки с подозрительными контрагентами, имеющими признаки «однодневок», чреваты вниманием контрольных органов и выездной проверки.

Крупнейшие налогоплательщики подвергаются проверкам «на месте» каждые три года в обязательном порядке.

Особенности, цели и правовое регулирование

Раздел 5 Налогового кодекса РФ посвящен налоговому контролю. В нем 2 главы — глава 13 о налоговой декларации и 14 о налоговом контроле.

Четкого определения выездной проверки в законе нет, однако в статье 89 сформулированы признаки:

  • все контрольные действия исполняются должностными лицами органа ФНС на месте нахождения налогоплательщика;
  • в решении о проведении мероприятия указывается предмет проверки — правильность и своевременность исчисления и уплаты конкретных налогов;
  • процесс длится не более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения (руководителем или его заместителем) до дня оформления справки;
  • максимальный предшествующий период, подлежащий проверке, составляет 3 года, не считая текущий год.

Как видно, даже в самом начале правового описания данной процедуры законодатель отметил четкие границы деятельности, зная которые каждая сторона не может допустить своеволие и крайности.

Периодичность и место проведения

Еще одно законодательное ограничение контрольного мероприятия касается временных рамок.

Во-первых, это проверяемый период — 3 предшествующих года, т. е. если проверка проводится в 2018 году, могут быть проверены 2015, 2016 и 2017 годы.

Если проверка осуществляется по уточненной декларации, то проверяется соответствующий период, указанный в ней.

Во-вторых, это количество проверок за год и количество проверок за один и тот же период — в обоих случаях не более 2 раз. В третий раз проверить 2015-2017 года нельзя, как и в третий раз в 2018 году явиться с проверкой. Исключительным случаем является решение вышестоящих органов.

Главным отличием выездной проверки от камеральной является место процесса — на территории налогоплательщика, а это либо место нахождения организации, либо место нахождения физического лица. Только в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение, проверка перемещается в здание ИФНС — на основании заявления проверяющего или докладной записки сотрудников, назначенных в эту проверку.

Как отложить проверку или приостановить ее

Руководитель ИФНС вправе приостанавливать проверку в некоторых случаях:

  • на период истребования документов;
  • получения информации от иностранных государств;
  • проведения экспертиз, переводов.

Общая продолжительность приостановления проверки не должна превышать 6 месяцев, а в том случае, когда за этот строк еще не получена информацию от иностранных государств, приостановление может продолжаться еще 3 месяца.

Таким образом, выездная проверка иногда растягивается на более чем год.

Результаты и решения по ним, срок вынесения

В последний день проверки руководитель группы составляет справку, в которой обозначает предмет проверки и ее сроки. Затем данный документ вручается налогоплательщику либо его представителю.

Дата, указанная в справке, является днем окончания проверки, и от нее отсчитываются дальнейшие сроки — в течение 2-х месяцев необходимо сформировать акт налоговой проверки с приложением подтверждающих сведения из него документов.

Акт вручается налогоплательщику лично, по ТКС либо заказным письмом. Если акт отправляется письмом, то днем получения считается 6 день после отправки документа.

Со дня получения акта налогоплательщик в течение месяца имеет право предоставить письменные возражения по результатам проверки.

После приема возражений в срок, не превышающий 10 дней, налоговым органом выносится окончательное решение: привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах или отказ от привлечения к ответственности. Решение принимается в ходе рассмотрения материалов проверки, на котором может присутствовать налогоплательщик или его представитель. Он должен получить данное решение.

После вручения ему решения оно вступает в силу через еще 10 дней.

Именно после этого налогоплательщик способен обжаловать принятое решение в вышестоящем органе.

Процедуры, возможные при проверке

Какие мероприятия проводятся в процессе ревизии (раздел 5 Письма ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»)?

  • отправка уточнений в соответствующие инстанции зарубежных государств;
  • отправка уточнений в банк;
  • приглашение третьих лиц с целью опроса;
  • инвентаризация имущества проверяемой компании;
  • осуществление допроса свидетелей;
  • инспекция различных объектов;
  • истребование нужных документов;
  • выемка необходимых документов или предметов;
  • проведение экспертизы, назначаемой проверяющими лицами;
  • привлечение специалиста или переводчика.

После тщательного исследования документов у проверяющих лиц обычно возникают промежуточные вопросы. Они могут затребовать дополнительные материалы, поинтересоваться отдельными аспектами финансовой деятельности компании. Все это является признаками подготовки результатов ревизии.

4) Оформление окончательных итогов проверки

Итогом многочасовых усилий проверяющих лиц по проведению выездной налоговой проверки становится справка. В ней указываются основные сведения по проведенной ревизии: что проверялось, сколько времени заняло, кто именно осуществлял проверку? Справка под роспись вручается директору организации или его доверенному лицу.

Однако на этом ничего не заканчивается. Свои выводы и размышления проверяющие лица в окончательном виде формулируют в акте проведения проверки. Делается акт не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте подводятся итоги проверки с подведением окончательной черты под вопросом: присутствуют ли нарушения? Согласно пп.9 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, копия акта предоставляется представителю компании.

Согласно п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ, к акту необходимо прилагать доказательную базу заявленных тезисов в виде подтверждающих документов.

На акте ставят росписи все участники ревизии.

А вот если акт отказывается подписывать проверяемое лицо, то в нем просто делается соответствующая отметка. В этом случае, скорее всего, налоговики и проверяемая компания в следующий раз встретятся уже в ходе процедуры обжалования результатов проверки.

Читайте так же:  Как подарить недвижимость без налогов

5) Обжалование итогов выездной налоговой проверки

Пунктом 6 ст.100 Налогового кодекса РФ компании, имеющей возражения против обстоятельств, указанных в акте проверки, предоставлены возможности по обжалованию в течение 1 месяца с дня ознакомления с актом.

Изучив представленные возражения, фискальные органы в период до 10 дней (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ) решают:

  • наложить взыскания на виновную компанию;
  • аннулировать итоги ревизии, согласившись с возражениями;
  • еще раз проверить компанию досконально в период до 1 месяца.

При проведении заседаний по рассмотрению материалов проверки может присутствовать представитель проверяемой компании.
Если впоследствии проверяемое юридическое или физическое лицо будет несогласно с итогами принятых решений, оно в соответствии со 139.1 Налогового кодекса РФ имеет право апелляционного обжалования.

Подается жалоба сразу после вступления в силу решения, принятого налоговым органом.

Формы выездной налоговой проверки

По методу проведения различают:

Как правило, производится именно сплошная проверка, так как выборочная зачастую признается недействительной.

О плановых проверках и критериях отбора субъектов упоминалось выше. Что касается внеплановых. то они обычно основываются на запросах правоохранительных и вышестоящих налоговых органов. Возможны и иные причины.

Этапы проведения выездной налоговой проверки

Бдительным налоговым законодательством детально регламентированы условия и процесс проведения выездной налоговой проверки.

Данную процедуру можно условно разделить на вот такие этапы:

  1. Подготовительные мероприятия к проведению проверки
  2. Предъявление документа о проведении проверки
  3. Непосредственное осуществление ревизии на месте
  4. Оформление окончательных итогов проверки
  5. Обжалование итогов проверки

Давайте ознакомимся с указанными промежутками подробнее.

1) Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Пунктом 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что для проведения налогового контроля требуется издание официального документа – решения руководителя налогового органа или его заместителя. Просто так, по желанию-хотению отдельного налоговика ревизию проводить запрещается.

Какие компании попадают «под прицел» налоговых органов и включаются в решение?

Обычно это компании, деятельность которых вызвала у налоговых органов сомнения в добросовестности уплаты положенных сборов.

Государство решило пристально рассмотреть их подозрительную активность под микроскопом выездной проверки. Например, на протяжении нескольких отчетных периодов данные по проведенным операциям не совпадают с отчетностью других контрагентов компании. Это сразу заставляет налоговую насторожиться.

Также к факторам, повышающим риск внезапного визита работников фискальных органов, относятся: убытки в отчетности на протяжении более, чем 2 лет, небольшая доходность, непомерно маленькие зарплаты работников, частые снятия и новые постановки на налоговый учет и т.п.

2) Предъявление документа о проведении проверки

Как указано в п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в документе о проведении проверки должна прозвучать следующая информация:

  • идентификационные данные проверяемой компании или физического лица: наименование, Ф. И. О. директора;
  • цель проведения ревизии – то есть вся деятельность компании по исчислению и уплате налогов в определенной сфере или в определенный промежуток времени;
  • период проверки;
  • идентификационные данные проверяющих лиц: должность, Ф. И. О.; если в состав проверяющей группы назначены сотрудники ОВД, сведения о них также указываются в решении.

Обычно проверяющих специалистов назначают несколько. Это напрямую рекомендовано Письмом ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Делается в целях обеспечения бесперебойной работы во время проверки, на случай ухода одного из проверяющих лиц (по причине увольнения, выхода в отпуск и т.д.).

На документе о назначении ревизии расписывается первое лицо фискального органа, затем на нем проставляется официальная печать.
Решение вручается директору компании под роспись. Подтверждение ознакомления с документом фиксируется на одном из экземпляров, директор проверяемой компании должен расписаться и указать дату получения документа.

Если передать решение непосредственно руководителю невозможно, то оно высылается заказным письмом по официальному месту нахождения компании.

Факт вручения решения и показа служебного удостоверения предоставляет проверяющим лицам возможность беспрепятственно пройти в помещения компании для проведения ревизии.

3) Непосредственное осуществление ревизии на месте

Виды проверок. Какие бывают проверки?

  • сплошные (когда анализу подвергается вся документация) и выборочные (проверяющие смотрят только конкретный документ);
  • комплексные (проверяется порядок уплаты нескольких налогов или учета нескольких операций) и тематические (проверяется правильность перечисления лишь одного типа налога);
  • плановые (по заранее составленному плану) и внеплановые (компания отсутствует в плане, проверка осуществляется по отдельному запросу).

Обжалование решения

Вопрос обжалования актов налоговых органов регулируется разделом 7 НК РФ (глава 19). В законодательстве установлен досудебный порядок урегулирования спора.

Обжалование невступившего в силу решения производится в течение месяца со дня вручения этого решения. Жалоба подается в тот же налоговый орган, который направляет его далее в более высшее ведомство.

Срок рассмотрения — месяц. В некоторых случаях — 2 месяца.

Результатом будет либо решениебез изменений, либо отмена решения полностью или части, принятие нового.

Если налогоплательщик не согласен, он вправе обжаловать его решение в еще более вышестоящем налоговом органе либо в судебном порядке не позднее 3 месяцев после принятия второго решения.

Обжалование вступившего в силу решения возможно в течение 1 года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или должно было узнать об этом.

Дальнейшая процедура аналогична процессу с невступившим решением.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, зная свои права и обязанности, зная права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц, каждый сумеет оптимально перенести выездную налоговую проверку и свести к минимуму возможную несправедливость и ущемление своих интересов.

Источники

Формы проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here