Функции государственного финансово экономического контроля

6.1 Содержание и значение финансового контроля

Контроль является одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект 1 .

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основное содержание финансового контроля раскрывается через его цели, задачи, принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования;

• соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

• предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

• усиление результативности финансовой политики государства.

Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом, т. е. как систему. В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы. В качестве основных элементов финансового контроля выступают: объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля. К вспомогательным элементам (инфраструктуре) финансового контроля можно отнести финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы финансового контроля, так как они в соответствии с законодательно установленными полномочиями непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами, в свою очередь, определяет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

• планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

• проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основополагающие принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля 2 .

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных
мероприятий.

Читайте так же:  Налоговый вычет за второго ребенка

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), и также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского и финансового учета.

Нормативное обеспечение финансового контроля включает:

• нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

• стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавнивающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации 3 (например, правила (стандарты) аудиторской
деятельности);

• кодексы профессиональной этики;

• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие
ииды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов 4 . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение и предупреждение нарушений установленных норм права всеми субъектами финансовых отношений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются, например: неисполнение закона (решения) о бюджете; несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в соответствующем документе (например, акте ревизии или проверки).

1 См.: Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2002. — С. 393.
2 См.: Лимская декларация руководящих принципов контроля / / Контроллинг. — 1991. — № 1. — С. 55-56.
3 См.: Воронин Ю.М., Мешалкина Р.Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. — М.: ИД «Финансовый контроль», 2003. — С. 144.
4 См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 1999. — С. 311.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

http://study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=soderganie_i_znachenie_finansovogo_kontrolya

Виды государственного финансово-экономического контроля

Главная цель государственного контроля – обеспечение соблюдения установленных требований, норм и правил управления государственными финансовыми ресурсами и имуществом во всех сферах производства и распределения общественного продукта и выполнения задач финансовой политики государства.

Основной функцией государственного финансово-экономического контроляявляется обеспечение органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных финансовых средств и имущества.

По сфере компетенции выделяют следующие виды государственного финансово-экономического контроля.

Общегосударственный контроль

Общегосударственный контроль осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственнойподчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является соблюдение финансового законодательства и финансовых инте­ресов государства. Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления:

1) контроль за формированием государственных финансовых средств;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/17_58757_vidi-gosudarstvennogo-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

2. Функции и задачи финансово-экономического контроля

Предмет и специфику контроля нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о его функциях. Функции и задачи контроля многогранны так же, как и функции управления (рис. 1.2). К основным функциям, кроме собственно-контрольной, которые выполняет финансово-экономический контроль, относятся следующие.

Читайте так же:  Налог на общее имущество

Предупредительная функция. Как отмечалось, контроль присутствует на всех стадиях процесса управления. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели. На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые резервы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер. Он имеет большое значение, когда проводится перед введением новых нормативных актов или принятием решений экономического содержания, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.

Регулятивная функция. Эта функция контроля проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

Оценочно-аналитическая функция. Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся на конкретном этапе продвижения к намеченной цели.

Задачи финансово-экономического контроля многообразны и определяются его целями и функциями. Общими задачами финансово-экономического контроля являются:

обеспечение соблюдения действующего законодательства;

обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;

выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;

применение мер к лицам, ответственным за нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи финансово-экономического контроля, конечно, данным перечнем не исчерпываются и могут меняться вместе с изменениями, происходящими в сфере финансово-экономической политики государства. Задачи контроля могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от целей и задач органов и лиц, осуществляющих контроль, и самих объектов контроля.

http://studfile.net/preview/4171797/page:3/

Функции государственного финансового контроля

Авторы Функции
Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А.[19] 1. выявление отклонений 2. анализ причин отклонения 3. коррекция деятельности объекта контроля 4. превенция 5. правоохрана
Бурцев В.В.[20] 1. защитная (обеспечивает защи­ту финансовых интересов государства и граждан) 2. информационная (помогает вышестоящим контрольным органам опе­ративно реагировать на выявление нарушений) 3. оперативная (помогает вышестоящим контрольным органам опе­ративно реагировать на выявление нарушений) 4. превентивная (позволяет на стадии принятия решений предотвратить действия противоречащие требованиям нормативных документов и целям гос. политики)
Глазунова О.В.[21] Базовая функция – коммуникативная (установление прямых и обратных связей между количественными и качественными параметрами финансовых потоков, циркулирующих в финансовых системах, и опосредуемыми ими финансовыми отношениями) Производная функция: 1. превентивная (профилактическая работа для предупреждения правонарушений) 2. аналитическая (исследование причин и фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение) 3. информационная (публичное обсуждение выявленных отклонений от плановых показателей, лимитов, норм) 4. корректирующая (разработка предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций) 5. координационная (координация деятельности и взаимодействия многочисленных контрольных органов) 6. социальная (формирование доверия общества к исполнительной и представительной власти, обеспечивающего стабильность этой власти) 7. принудительная (принятие мер по пресечению неправомерных действия объектов контроля, применение финансовых санкций)
Романова Т.Ф., Карепина О.И.[22] 1. функция предупреждения финансовых правонарушений (осуществляется в процессе профилактической работы субъектов контроля и направлена на предупреждения правонару­шений, связанных с использованием государственных средств) 2. результативно-аналитическая (связана с выявлением отклонений фактических результатов от пла­новых показателей, лимитов, норм и анализом их причин) 3. регулирующая (принятие мер по коррекции деятельности объектов контроля, в связи с выявлен­ными нарушениями в процессе формирования и исполнения бюд­жетов и внебюджетных фондов и финансовых нарушений предпри­ятий, организаций использующих государственные средства, а так­же применение финансовых санкций, разработка предложений по устранению недостатков)

Принципы государственного финансового контроля

Принцип Определение
независимость органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от государства и хозяйствующих субъектов, деятельность которых они проверяют
законность органы финансового контроля должны строго следовать нормам и правилам, установленным законодательством
ответственность органы финансового контроля должны нести экономическую, дисциплинарную и административную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач
гласность означает открытость деятельности органов финансового контроля, наличие доступа каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности с помощью средств массовой информации
объективность деятельность органов финансового контроля, их подходы к планированию и проведению проверок, заключение о проверках должны исключать какую бы то ни было предвзятость и предрасположенность
системность предполагает наличие именно системы органов финансового контроля
Читайте так же:  Налог на недвижимость на участке

Рис. 8. Финансовая система Российской Федерации[23]

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бизнес. Оксфордский словарь. – М.: изд РГТУ, 1995. – С.18.

[2] Хикс, Дж. Р. Стоимость и капитал. — М . Прогресс., 1988.

[3] Боди, 3. Финансы : учеб. пособие / 3. Боди, Р. Мертон; пер. с англ. — М.: ИД «Вильяме», 2000.

4 Финансово-кредитный энциклопедический словарь /под ред.А. Г. Грязновой. — М : Финансы Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2002. – С.145.

[5] Финансы: учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М. Финансы и статистика, 2005. – С.13.

[6] Философский словарь.— М.: Политиздат, 1991.- С. 504.

[7] См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.

[8] Врублевская О. , М. Романовский. «Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов». – СПб: Питер, 2008- 59 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

[9] Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

[10] В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправление не входят в систему органов государственной власти

[11] Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства – М.: «Финансы». 1979. – С. 6-9

[12] Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм //Финансы и статистика. – М.: Финансы, 1989. — С. 26.

[13] Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — С. 16.

[14] Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы ЮНИТИ, 1999. – С. 77.

[15] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие /Под ред. Мельника М.В. М.:ИД ФБК-ПРЕСС,2003. – С.14.

[16] Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1989. – С. 86.

[17] Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России //Научно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 96 – 101.

[18] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация: Научное пособие. – М.: «Маркетинг», 2000. — С. 89.

[19] Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. — С. 123.

[20] Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: «Дашков и К», 2002. — С. 89.

[21] Глазунова О.В. Усиление взаимодействия субъектов государственного финансового контроля в РФ //Автореферат. – Волгоград: «Поволжская академия государственной службы», 2008. — С. 27.

[22] Романова Т.Ф., Карепина О.И. Указ. соч. – С. 47.

[23] Врублевская О. , М. Романовский. «Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов». – СПб: Питер, 2008- 59 с.


http://megaobuchalka.ru/4/42091.html

1.3. Функция финансового контроля государства.

Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Научно обоснованная и практически эффективная бюджетная деятельность, а точнее бюджетно-финансовая политика любого государства — ежечастная, ежедневная, целенаправленная жизнеобеспечивающая форма функционирования всех без исключения органов государства в деле повышения благосостояния общества, обороноспособности, могущества и экономической основы государства в целом.

Экономическая деятельность государства подчиняется так называемому экономическому принципу, согласно которому во всех областях этой деятельности должно существовать и функционировать оптимальное соотношение между достижением поставленной и реализованной цели затраченными на это средствами. Именно этот коэффициент деятельности исполнительной власти (ее структур) определяют основную задачу органов финансового контроля. Одним словом, планирование экономики, финансовой политики государства и осуществляемый контроль за достигнутыми результатами — взаимосвязанные, параллельно функционирующие категории. При этом результаты осуществляемого контроля есть фактическое, реальное отражение финансово-экономической деятельности государства в широком и прямом смысле данного понятия.

Правильно разработанная и осуществленная бюджетно-финансовая политика в различных стадиях и сферах ее реализации во многом предопределяет реальные возможности решения объективно назревших экономических проблем текущего периода и вместе с тем дает возможность прогнозировать перспективы дальнейшего развития экономики государства с применением новых форм и методов правового регулирования общественных отношений, возникновение которых обусловлено требованиями конкретных этапов развития общества.

Финансовый баланс любого государства, будучи совокупностью средств доходных и расходных статей, в процессе своего образования подвергается серьезным научно-практическим испытаниям и изменениям под влияниям внезапно возникающих обстоятельств — факторов, связанных с эволюционными процессами в социально-экономической сфере жизни общества и государственного устройства. Создается ситуация, при которой у государства возникают новые задачи и функции, предполагающие совершенствование определенных шагов (действий) в сфере экономики и регулирования проблем финансирования конкретных программ.

Динамичный метод первоочередного правового регулирования бюджетно-финансовых отношений — объективная необходимость, обусловленная приоритетным базисным (экономическим) характером этих отношений.

Организация и осуществление контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми средствами, т.к. такое управление влечет ответственность перед обществом в целом. Осуществляемый финансовый контроль может быть реализован либо со стороны компетентных структур законной власти, либо в порядке административного (внутреннего) контроля по вертикали.

Высшие органы финансового контроля (ВОФК) в большинстве случаев как институт законодательной власти изначально призваны содействовать парламентам своих стран в осуществлении внешнего контроля за использованием государственного бюджета и требований законодательства, относящихся к сфере финансово-экономической деятельности субъектов, хозяйствующих в первую очередь на базе (основе) государственной собственности, а потом уже иных ее форм.

Читайте так же:  Решение муниципального образования о земельном налоге

Высшие органы финансового контроля разных стран отличается друг от друга не только названием, но и историей становления, конституционной основой деятельности, целью и способами учреждения, степенью независимости, характером подчиненности (парламенту или главе государства), внутренней структурой, предметом, задачей и формой осуществляемых контрольно-ревизионных мероприятий и сфер их проведения, объемом предоставленных им контрольных полномочий, наконец, порядком и формой отчетности. В современных условиях в качестве направляющих параметров создания и деятельности ВОФК признаются основополагающие принципы, изложенные в Лимской Декларации.

Высший финансовый контроль за доходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

Например, в Англии контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами.

Органы финансового контроля разных стран имеют весьма своеобразные исторические истоки с учетом не только уровня развития экономики, значения и роли финансов для государства, но и формы государственного устройства, правления и применяемого механизма законодательной и исполнительной власти.

В Конституции и органических законах нет четкого определения понятия высшие органов финансового контроля, применительно к ним говорится лишь об их отдельных признаках. Однако, принимая во внимание порядок образования, задачи, конкретные функции, полномочия, соотношение с исполнительной властью и подотчетностью, можно дать следующее определение понятию высших органов финансового контроля.

Высшие органы финансового контроля — независимый, высший, коллегиальный орган единой государственной власти, осуществляющий внешний финансовый контроль за своевременным, правильным, целевым и эффективным расходованием государством бюджетных средств, иных финансовых источников, поступлением в бюджет, управления объектами государственной собственности, а также за законностью внешнеэкономической деятельности компетентных структур независимо от их местонахождения.

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

http://studfile.net/preview/405858/page:4/

Функции и задачи финансово-экономического контроля

Функции и задачи контроля многогранны также как функции управления. К основным функциям, кроме собственно – контрольной, которые выполняет финансово – экономический контроль, относятся следующие.

Предупредительная функция. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели.На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер.

Регулятивная функция. Эта функция контроля проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению поставленной цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций, контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

Оценочно-аналитическая функция. Эта функция контроля проявляется на всех стадиях процесса управления,особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся на конкретном этапе продвижения к намеченной цели.

Основными общими задачами финансово-экономического контроля являются:

1) обеспечение соблюдения действующего законодательства;

2) обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

3) обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

4) обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

5) установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

6) анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;

7) выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;

8) определение и применение мер ответственности лиц, ответственных за нарушения финансово-экономического законодательства и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 — | 7654 — или читать все.

Читайте так же:  Росреестр налог на недвижимость

http://studopedia.ru/17_58747_funktsii-i-zadachi-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

Сущность, виды и функции финансового контроля.

Финансовый контроль

– законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью

финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

Система финансового контроля

представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Государственный финансовый контроль

представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет

собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы оп-ределить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутри хозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/15_28494_sushchnost-vidi-i-funktsii-finansovogo-kontrolya.html

Функции государственного финансово экономического контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here