Функции муниципального финансового контроля

Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 269.2

Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 269.2 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;

назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;

получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 345-ФЗ в пункт 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Бухучет инфо

Функции финансового контроля

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

Читайте так же:  Ип налоги торговая точка

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

— Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

— контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на первого ребенка

1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

Внимание

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

Участники бюджетного процесса

Федеральные государственные органы (в т.ч. их аппараты)

Государственные органы субъектов РФ (в т.ч. их аппараты), органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной БК РФ и Законом N 41-ФЗ

Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ

Органы местного самоуправления и муниципальные органы

Органы государственных внебюджетных фондов

Органы территориальных государственных внебюджетных фондов

Центральный банк РФ

Федеральные казенные учреждения

Казенные учреждения субъектов РФ

Муниципальные казенные учреждения

Организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса

Федеральные бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ

Муниципальные бюджетные (автономные) учреждения

Федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общестав с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Унитарные предприятия субъектов РФ

унитарные предприятия муниципальных образований

Иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности субъектов РФ (муниципальных образований) или получившие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств соответствующего бюджета в части соблюдения условий их получения в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства.

Иные организации в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента РФи обращениями Правительства РФ.

Внимание

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) могут осуществлять контрольные мероприятия в организациях госсектора, которые созданы на базе имущества иных публично-правовых образований. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет контроль в отношении любых юридических лиц в части соблюдения ими условий:

— договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом).

Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

Смотрите также Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-10-06/7315

Формы осуществления деятельности органов внешнего финансового контроля предполагают проведение (ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ):

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в форме:

— оперативного анализа и контроля;

— последующего аудита (контроля).

Методами осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются ревизии и проверки, обследования (ст. 267.1 БК РФ, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ).

Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ упоминаются такие методы осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ, как анализ и мониторинг.

Читайте так же:  Порядок проведения валютного контроля

В сети Интернет работает несколько информационно-аналитических ресурсов по вопросам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

Информация, размещаемая на сайте

Официальный сайт Счетной палаты РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Размещается информация о деятельности Счетной палаты РФ. Портал предназначен для обеспечения общественной открытости, доступности результатов проверок для широкой аудитории российских налогоплательщиков

Портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Портал призван обеспечить повышение эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля)

Аналитическая система «Госаудит»

Система позволяет ознакомиться с агрегированной информацией о результатах контрольной деятельности Счетной палаты РФ, подразделяемой по мероприятиям аудита, направлениям деятельности, объектам и географии аудита, а также с данными о конкретных нарушениях на каждом объекте контроля.

В системе представлены данные об исполнении представлений и предписаний Счетной палаты РФ, а также сведения о протоколах об административных нарушениях, составленных по результатам контрольных мероприятий

*(1) В полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот контрольно-счетный орган

Кто и зачем проводит внутренний государственный финансовый контроль

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Структура внутреннего финконтроля

Рассмотрим действующую структуру внутреннего госконтроля в виде таблицы:

Контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства федерального уровня исполнительной власти

Федеральное казначейство РФ

Федеральная налоговая служба РФ

Министерство финансов РФ

Территориальные отделы, структуры и ведомства, созданные исполнительными органами власти субъекта РФ

Служба государственного финансового контроля Ивановской области

Местные представительства и отделения контролирующих органов, созданных при администрациях муниципальных образований и городов федерального значения

Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Деятельность органов каждого уровня регламентирована отдельными нормативными актами. На федеральном уровне: Конституция, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и Указы Президента РФ. На региональном и местном уровнях создаются аналогичные НПА.

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

С какой целью проводится

Внутренний государственный и муниципальный финконтроль направлен на соблюдение действующего законодательства в бюджетной сфере и предупреждение правонарушений в планировании и исполнении бюджетов. Этот вид госнадзора выполняется специально созданными отделами в структурах исполнительной власти всех уровней.

Например, финотдел при администрации муниципального образования Красногвардейского района или служба государственного финансового контроля Иркутской области. Иными словами, внутренний контроль осуществляют органы и(или) должностные лица, созданные внутри структуры государства, субъекта или муниципального образования.

Государственный финконтроль довольно часто связан с негосударственным надзором, это обусловлено необходимостью получения независимой сторонней оценки деятельности экономического субъекта. Негосударственный финансовый контроль включает в себя три вида надзора: общественный, аудиторский и внутрифирменный.

Государственный муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях:

  • выявления и пресечения ошибок и недостатков в управлении денежными средствами и материальными активами государства;
  • максимального предупреждения несоблюдения финансового, налогового, бюджетного и прочего законодательства России;
  • определения недостатков в действующей системе управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью государства;
  • оптимизации методологической базы и повышения эффективности контрольно-ревизионных мероприятий;
  • устранения и предотвращения угроз финансово-экономической безопасности государства.

Также к целям внутреннего госконтроля относят проверку и анализ бюджетной отчетности администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств в части полноты, достоверности и правомерности составления.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Читайте так же:  Нулевая декларация по усн

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Понятие, цели и функции муниципального финансового контроля

Муниципальный финансовый контроль (МФК) представляет собой установленную законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами муниципальной собственности.

Целью МФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования, муниципальными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций органов местного самоуправления.

в узком смысле предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам.

в широком смысле означает соответствие нормативно-правового акта истинным потребностям государства.

Принцип целесообразности предполагает соответствие определенным целям, разумность рациональность (в частности — действительная необходимость той или иной целевой программы, того или иного нормативного акта, его практическая полезность и.т.д.)

Принцип эффективности может быть рассмотрен с нескольких точек зрения:

1) эффективность означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом.

2) эффективность означает отсутствие ненужных затрат.

3) эффективность означает достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов. (Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ).

В соответствии со своей основной целью МФК решает следующие задачи:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований по объему, структуре и целевому и назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований;

— финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов муниципальных образований или влияющих на формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов муниципальных образований и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— обеспечение поступления в доходную часть муниципального бюджета налоговых и неналоговых платежей;

— контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;

— выявление резервов роста доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижения их расходной части;

— контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;

— выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

— проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины.

Основными функциями МФК являются:

Оперативная – проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушению бюджетного законодательства.

Информационная – формирования массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация.

Регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативно-правовых актов, касающихся финансовой сферы.

Превентивная – предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.

Система муниципального финансового контроля и принципы ее построения

Систему МФК формируют следующие основные элементы:

Организационные структуры, наделенные полномочиями осуществлять МФК.

Методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды МФК) и нормативная правовая база.

Информационно-коммуникационная инфраструктура (информационная система, система коммуникаций).

Информационная система – статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и другая информация.

Система коммуникаций включает в себя процедуры взаимодействия между органами муниципального и государственного финансового контроля, координацию их действий, обмен информацией.

Принципы организации системы МФК

Органы МФК должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким-либо образом связанных с последними.

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих вопросы организации и проведения муниципального финансового контроля.

Также независимость характеризуется четкостью и адекватностью определенных прав и обязанностей. Она позволяет контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения.

Важной гарантией независимости МФК должны быть также достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение и т.д.

Фактором независимости являются, кроме того, источники финансирования МФК: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований

В целом, степень независимости органа МФК выражается в его праве самостоятельно определять:

— предмет своей контрольной деятельности;

Читайте так же:  Кбк пени подоходный налог

— содержание и формы отчетов.

Принцип гласности (публичности или открытости).

Гласность в данном вопросе необходима, так как она информирует общественность о реальном положении дел в финансовой системе. Данный принцип предполагает, что любой гражданин должен иметь доступ к информации о результатах контрольной деятельности (за исключением информации, составляющей коммерческую или налоговую тайну). При этом в прессе должны публиковаться не только материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений.

Деятельность органов МФК должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых.

Выводы контролеров, а так же их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а так же какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.д.).

Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, документами, материалами, содержащими качественную информацию.

Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах:

Каждый субъект МФК (орган контроля, его работник), за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и закрепленной за конкретным субъектом.

Должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными финансами и иной собственностью, они должны нести наказание согласно степени тяжести (в отношении бюджетных последствий) и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для муниципальных финансов.

Третьи лица, включая органы местного самоуправления, обладающие правом принятия решений (и их исполнения) на основе представлений или предписаний органов МФК, а так же иные организации, вступающие в правоотношения с последними, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам МФК (например, обязанность исполнять представления или предписания, обязанность представлять информацию и т.д.), что должно быть предусмотрено в нормативно-правовых актах.

Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами их исполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

Предполагает существование системы МФК.

Классификации видов МФК

Классификация по типам МФК

В основу типологии положен охват контроля в рамках муниципальной системы финансов. Здесь фактически речь идет о том, что будет выступать предметом проверки – ассигнование средств в рамках составления бюджетов муниципальных образований и их исполнение, или же правильность и эффективность использования бюджетных средств конкретными хозяйствующими субъектами.

С данной точки зрения МФК распадается на:

— Финансово-бюджетный контроль (ФБК);

— Финансово-хозяйственный контроль (ФХК).

ФБК охватывает финансы как единое целое, без привязки к конкретным экономическим единицам. Он осуществляется в непосредственно в рамках бюджетного процесса. ФБК, в частности, включает с себя:

— оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов в рамках бюджетной классификации;

— поверка своевременности и полноты исполнения бюджетов муниципальных образований и т.д.

ФХК выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов, в оценке эффективности использования организациями выделенных им бюджетных средств.

Классификация по отношению к ветвям власти

МФК, осуществляемый по линии представительной власти

Согласно ст. 265 Бюджетного Кодекса РФ представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

— предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

— текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

— последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

При этом контроль представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на:

— получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

— получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

— утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

— создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

— вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Следует подчеркнуть, что далеко не все представительные органы местного самоуправления используют свое право создавать органы муниципального финансового контроля. Это связано с тем, что они должны финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований, в которых зачастую нет средств для осуществления этих расходов.

Органами МФК по линии представительной власти являются контрольно-счетные палаты. Их деятельность организована по образу и подобию деятельности Счетной палаты РФ, а Закон РФ «О Счетной палате РФ» №4-ФЗ от 11.01.95 является своего рода модельным законом при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным Кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источники

Функции муниципального финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here