Государственное регулирование валютного контроля

Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях

Рассматривая основополагающие аспекты регулирования внешней торговли, необходимо отдельно остановиться на вы­полняемых государством функциях валютного регулирования и валютного контроля.Валютное регулирование в области внеш­ней торговли предусматривает совокупность мероприятий и .нормативных актов, устанавливаемых в законодательном или административном порядке и направленных на регулирование потоков капиталов в страну и из страны.

Валютный

контроль это совокупность мер, осуществляе­мых органами валютного контроля и направленных на обеспе­чение операций с иностранной валютой в соответствии с дей­ствующей нормативной базой.

Объектами валютного регулирования и валютного контроля являются операции на внутреннем валютном рынке и на меж­дународном уровне.

• уполномоченные банки — резиденты;

• юридические лица — резиденты и нерезиденты;

• физические лица — резиденты и нерезиденты.

Формы валютного регулирования и валютного контроля:

• введение запрета на отдельные виды операций;

• ограничения на отдельные виды операций;

• лицензирование валютных операций.

Органы валютного регулирования:

• Центральный банк РФ;

Органы валютного контроля:

• Государственный таможенный комитет;

• Федеральная служба по валютному и экспортному кон­тролю.

Агенты валютного контроля:

Виды валютного контроля:

• в ходе осуществления операций;

• последующий (после проведения операции).

Предварительный контроль осуществляет в основном Цен­тральный банк РФ, второй и третий виды контроля проводят в основном уполномоченные банки в ходе реализации внешне­экономических сделок своих клиентов.

Критерии определения сферы применения валютного регулиро­вания и валютного контроля:

• экономический: в отношении резидентов и нерезидентов действуют различные нормы валютного регулирования и ва­лютного контроля.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля:

монополия уполномоченных банков на проведение опе­раций с иностранной валютой;

• репарация вывезенного из страны капитала;

• доказательность необходимости осуществления данной операции;

Возможность валютного контроля предопределяется нали­чием согласованной между контрагентами отсрочки платежа по контракту, т.е. предметом валютного контроля является кон­троль за выполнением обязательств клиентов, отсрочка по ко­торым, как правило, не превышает 90 дней.

Операции по валютному контролю подразделяются на экс­портное и импортные. Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предпри­ятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод ее на счета экспортера). Банк осуществляет расчетное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. По­ступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществ­лять операции по кредитованию в иностранной валюте.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того, клиенты банка на территории Российской Фе­дерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рубленый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной вы­ручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль, но всегда приветствуется банком. Таким образом, задача любого банка — привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным прито­ком валютных и рублевых средств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

Нужно ли валютное регулирование?

Валютные войны ЦБ ведутся с целью увеличения доли экспорта отечественного производства в мировой потребительской корзине. Что же движет жаждой наживы? Каковы инструменты межнациональной борьбы? Как осуществляется валютное регулирование.

Суть ФЗ о валютном регулировании?

Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

  • валютного контроля;
  • субъектов отношений;
  • объекта воздействия правительственной программы;
  • правового поля, обязанностей валютных агентов.

Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

Принципы валютного регулирования

Следует выделить и основополагающие принципы, благодаря которым на территории России осуществляется валютный контроль:

  • Реализация политики валютного регулирования напрямую зависит от расставленных экономических приоритетов.
  • Максимально исключено вмешательство государственных органов в валютные операции как резидентов, так и нерезидентов.
  • Политика России на международной арене и экономический план внутри государства взаимосвязаны, направлены на достижение единства целей.
  • Системы валютного контроля и регулирования дополняют друг друга как многофункциональный механизм.
  • Верховенство права и гарантированное обеспечение РФ экономических интересов и защиты прав всех участников проводимых операций с валютой, в том числе резидентов и нерезидентов.

Контроль над валютными операциями в России

Как показывает многолетний финансовый опыт, справиться с возникшими существенными проблемами в экономической сфере, не прибегая к помощи жёстких валютно-контрольных мероприятий, могут лишь государства, обладающие огромным потенциалом. Несмотря на возрастание мировой тенденции к постепенной отмене ограничений в валютной сфере, отечественная финансово-экономическая система, её состояние, оставляет желать лучшего. Существенно важным фактором сложившейся обстановки в государстве стал вывоз национальной валюты без сопровождения необходимого контрольного воздействия, что не позволяет России окончательно отказаться от регулирования валютных операций.

Крайне важной задачей проведения подобных мероприятий является своевременное пресечение, обнаружение и предотвращений всевозможных правонарушений валютного законодательства. В комплексе это позволит достигнуть стабильности и устойчивости курса рубля – национальной российской валюты.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

Права участников валютных операций

Кроме того, выбранный режим финансово-правового контроля в области валютных отношений ни в коем случае не должен ущемлять права отдельных субъектов. Как бы там ни было, резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции на территории РФ, имеют следующие права:

Читайте так же:  Налоговый вычет за спортивную секцию ребенка

  1. Ознакомиться с актами проверки, которые выполняют органы валютного контроля и агенты.
  2. Обратиться с жалобой на действия или решения валютно-контрольных органов, их должностных лиц и агентов в суд общей юрисдикции.
  3. Требовать от контрольных органов возмещения нанесённого их неправомерными действиями или бездействиями ущерба.

Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой

Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:

  • Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
  • Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями. При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
  • Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.

В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.

Валютный контроль при импорте товаров

При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

· устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

· отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

· подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  В какой срок налоговая возвращает имущественный вычет

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

§ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

§ возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;

§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Видео (кликните для воспроизведения).

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Читайте так же:  Право на налоговый вычет на лечение

· осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Валютный контроль. Государственное валютное регулирование

Валютный контроль является важнейшим комплексом ограничений в виде нормативно-законодательных актов и административных мероприятий на проведение всех операций с иностранным капиталом. Державное регулирование этой сферы частично отвечает за экономический рост государства, содействует развитию экономики, идя путём приобретения и налаживания новых внешнеполитических контактов, создаёт подходящие условия для комфортной интеграции в общемировое хозяйство. Внедрение России в экономические процессы мирового сообщества способствовало образованию валютных отношений, что не могло не повлиять на оформление соответствующего отечественного рынка. Кроме того, появился отдельный, не менее важный институт, связанный с иностранным капиталом. Мы называем его не иначе как валютное регулирование.

Валютное регулирование в Российской Федерации

Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

  • определение порядка осуществления операций с валютами;
  • валютный контроль;
  • регламентация условий формирования валютного резерва.

При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.

Как реализовано валютное регулирование в 2015 году?

Валютное регулирование 2015 года в РФ претерпело ряд изменений, направленных на увеличение конвертации рубля и регламентацию факторинговых сделок.

Акцент сделан на 3 субъекта валютного рынка:

  • фактора (факторинговую компанию);
  • поставщика (кредитора);
  • покупателя (должника).

Перекупка дебиторской задолженности первым лицом вместе с отгруженным товаром подпадает под действие ст. 824 ГК РФ.

Для упразднения споров по валютном кредиту были предложены конкретные изменения. Вы можете узнать их на специальном семинаре или у юристов налоговой службы.

Место валютного регулирования в финансовом развитии государств

К использованию такого действенного метода, как валютный контроль, прибегали многие страны, переживающие не лучшие свои периоды. Экономический кризис – основной фактор, играющий решающую роль в назначении подобных мер. Например, проведение валютного контроля было практически единственным возможным решением в послевоенные годы. К тому же с его помощью властям удавалось успешно защищать финансовую самостоятельность государства, не рискуя денежной системой. Этот метод позволял добиться стабильной экономики путём укрепления национального курса и включения иностранных валют.

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Значение валютного контроля для финансовой деятельности страны

Вопрос необходимости применения мер строжайшего контроля на различных этапах развития государственного хозяйствования приобрёл актуальность. Получить ответ на него можно, прибегнув к международной практике применения нескольких способов регулирования валютных рынков. Разделить их можно условно на две категории. К ним относят методы административного и экономического регулирования.

Общеизвестный факт, что индустриальные высокоразвитые державы, как правило, не решаются использовать методику административного воздействия. Подобное валютное регулирование противоречит основополагающим принципам влиятельной финансовой организации МВФ. Создание функционирующего финансового механизма, обеспечивающего должный уровень валютного контроля в правовом поле государства – основное предопределяющее условие. Без его соблюдения не удастся обеспечить экономические интересы страны. Также важной задачей действующего механизма является обязательный учёт импортных и экспортных операций. Он поможет выявить возможные нарушения законодательства валютной сферы в момент заключения или исполнения внешнеэкономических договоров.

Как происходит государственное регулирование валютного курса?

Государственное регулирование валютного курса происходит:

  1. Путем снижения или увеличения объема валютообращения иностранной денежной единицы.
  2. Путем ужесточения либо либерализации взаимоотношений участников расчетов.
  3. При помощи фискальной политики.
  4. Через регулирование % ставки ЦБ;
  5. Благодаря продаже государственных активов.

Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.

Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс

Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов лукойл

Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

  1. Девизный.
  2. Обменный.

Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

При прогнозировании курса необходимо учитывать:

  1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
  2. Диапазон дисконтной политики.
  3. Протекционистские меры.

Что представляет закон 173 о валютном регулировании?

Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

  • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
  • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
  • правила переуступки денежных прав-требований;
  • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
  • нюансы нарушения сделок.

Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

Цель и задачи валютного регулирования

Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.

Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:

  • обеспечение притока денежных средств из-за границы;
  • остановка оттока капитала за рубеж;
  • укрепление курса рубля, предотвращение значительных колебаний.

Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Валютно-контрольные органы РФ

Главные органы валютного контроля в России представлены Центральным банком и федеральными исполнительными органами. В свою очередь, предназначением Правительства в этом вопросе является координация взаимодействия вышеуказанных структур. Применение соответствующих контрольных мер в абсолютно любой сфере финансово-экономической деятельности государства, тем более при проведении валютных операций, нуждается в подкреплении правильно разработанной нормативно-правовой базы.
Если основной федеральный закон о валютном контроле будет иметь массу коллизий и «пробелов», то такие правовые недостатки найдут своё использование в многочисленных мошеннических схемах, которые вполне вероятно могут нанести огромный ущерб финансовой безопасности страны.

Страны, использовавшие методы валютного регулирования и контроля

Валютный контроль, в качестве удобной системы с многофункциональным механизмом, был благополучно реализован в практике таких государств, как Великобритания, Франция, Германия, Япония и многих других мировых лидеров. На данный момент в большинстве успешных стран со стабильной экономикой необходимость применения контроля над валютными операциями отпала сама собой.
Функция валютного контроля по налаживанию стадии регулируемого процесса была полностью выполнена и предоставила ожидаемые результаты. При этом некоторые державы, проходящие сегодня через этап установления экономической системы, продолжают активно использовать этот контрольный режим. Например, Международный валютный фонд приводит ведомости о как минимум 50 современных государств, использующих условие репатриации валютной выручки. В числе таких держав — Польша, Чехия, Китай, Израиль, Кипр, Турция, ЮАР.

Регулирование валюты в России сегодня

С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.

После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.

Система организации и функционирования ‘ валютного регулирования и контроля в рф

Валютное регулирование — это, с одной стороны, процесс, а с другой — порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование включает установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансово-бюджетной безопасности [19,29,38].

Валютное регулирование — деятельность специальных государственных органов (органов валютного регулирования), определенных законодательством государства, по установлению порядка обращения валютных ценностей, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

Валютное регулирование относится к исключительной компетенции государства. Внутри каждого государства валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами правовых мер с целью:

• создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

• установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

• обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

• регламентации международных расчетов;

• поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

• обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистического) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Читайте так же:  Отчетность при выплате дивидендов физическим лицам

К задачам валютного регулирования относят управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, установление порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование подразделяется на прямое и косвенное, рыночное и государственное.

Прямое валютное регулирование включает законодательные акты и действия исполнительной власти.

Косвенное предполагает использование экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Рыночное валютное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию, а государственное направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Государственное валютное регулирование осуществляется на трех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном.

Основными элементами национального валютного регулирования являются: разрешительный порядок для совершения операций с валютными ценностями; введение института уполномоченных банков; запрет на применение иностранной валюты в расчетах между резидентами на территории страны; установление разреши тельного порядка для оставления валюты на счетах в иностранных банках; введение обязательной продажи части валютной выручки и др. К числу основных элементов национального валютного регулирования можно отнести валютные ограничения.

Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов, согласовании валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Развитие и использование межгосударственного валютного регулирования связано с рядом причин:

1) усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные и финансовые отношения;

2) изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

3) изменением расстановки сил на мировой арене;

4) огромными масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными кризисами.

Валютное регулирование на региональном уровне осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например Европейского союза.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечить экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В действующем законодательстве подчеркивается самостоятельная роль валютного контроля, признаваемого одним из методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, объектами которого являются:

1) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

2) обоснованность платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

3) совершение бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, либо выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженной в материально-вещественной форме;

4) расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении экспортных и импортных операций.

Важно отметить, что непосредственно предметом валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них.

С учетом юридического содержания контрольной деятельности как формы правоприменения можно выделить ряд принципов валютного контроля.

К общим принципам валютного контроля относятся:

принцип законности, означающий необходимость строгого и неуклонного соблюдения закона в процессе осуществления контроля;

принцип социальной справедливости, означающий, что деятельность государственных органов и их должностных лиц должна осуществляться в интересах всего общества;

принцип целесообразности, означающий необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта;

принцип обоснованности, означающий необходимость полного выявления и изучения всех обстоятельств дела, использование только достоверных доказательств при принятии решения.

К специальным отраслевым принципам валютного контроля относятся:

принцип оптимального вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, означающий необходимость наличия веских законных оснований для проведения в отношении субъектов валютных операций контрольных мероприятий;

принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля, означающий необходимость создания единой федеральной системы органов и агентов валютного контроля, деятельность которой должна быть направлена на реализацию мер валютного регулирования и структура которой должна быть оптимизирована для решения этой задачи;

принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, означающий необходимость строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключение или минимизацию затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

В качестве целей валютного контроля законодательством выделяются:

а) соответствие проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и имеющимся разрешениям (лицензиям);

б) выполнение обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;

в) полнота и достоверность учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями национального законодательства.

.с При этом, как правило, осуществляются следующие действия: , ; • регистрация и статистический учет валютных операций;

• контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении сделок и операций с валютными ценностями;

• контроль за исполнением субъектами валютных правоотношений своих юридических обязанностей в отношении государства;

• контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

• контроль за обоснованностью осуществляемых международных платежей в валюте;

• применение мер юридической ответственности за нарушение валютного законодательства;

• сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между полномочными органами.

Цели определяют основные направления валютного контроля:

юридическое — контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, применение санкций к нарушителям;

бухгалтерское — контроль за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям;

информационно-статистическое — сбор, хранение и обмен информацией по валютному контролю между уполномоченными органами, а также регистрация валютных операций.

Валютное регулирование

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Источники

Государственное регулирование валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here