Государственный финансовый контроль экономическая безопасность

Государственный финансовый контроль экономическая безопасность

Аннотация на русском языке: В статье проанализированы различные аспекты и особенности понятия финансового контроля в Российской Федерации. Выявлена сущность и определены структурные элементы осуществления финансового контроля. Рассмотрено место финансового контроля в системе обеспечения экономической безопасности государства.

The summary in English:
The article analyzes various aspects and peculiarities of the concept of financial control in the Russian Federation. The essence is revealed and structural elements of financial control are determined. The place of financial control in the system of ensuring the economic security of the state is considered.

Ключевые слова: финансовый контроль, экономическая безопасность, финансовые правонарушения, государственный бюджет.

http://synergy-journal.ru/archive/article2428

Государственный финансовый контроль экономическая безопасность

Проблема обеспечения экономической безопасности впервые поднята в начале 90-х годов и последующие два десятилетия активно исследовалась представителями различных научных направлений. Период роста и установления цен на энергоносители оказал неблагоприятное влияние на развитие теоретических и методологических основ экономической безопасности. Ситуация изменилась с утверждением Президентом РФ Стратегии экономической безопасности до 2030 г. Однако с точки зрения развития теории и методики обеспечения экономической безопасности региона значение Стратегии ограничено. Это обусловлено значительной спецификой каждого в отдельности региона и отличием задач, решаемых на региональном уровне управления и федеральном, а также различием инструментов и организационных механизмов, применяемых в процессе решения.

К общей для всех уровней управления является противодействие угрозе неэффективного использования бюджетных ресурсов. Вместе с тем острота и рычаги противодействия ее влиянию на социально-экономическую ситуацию и развитие региона могут существенным образом отличаться в региональном разрезе.

Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование организационного механизма государственного финансового контроля способно усилить противодействие неэффективному использованию бюджетных ресурсов и оказать позитивное влияние на уровень экономической безопасности региона.

Изучение результатов теоретических исследований, представленных в публикациях, позволило прийти к выводу, что государственный финансовый контроль рассматривается как элемент системы экономической безопасности в основном отечественными учеными и практиками [1-5].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

К таким исследования относится публикация Л.К. Самойловой, Л.А. Подолянец [6], в которой представлено авторское видение проблем контроля, в частности неэффективность финансового контроля, разветвленная структура органов и несовершенство законодательства. Авторами выделены ключевые функции государственного финансового контроля: выявление и анализ отклонений, функции коррекции выявленных нарушений, профилактическая функция, реализуемая в целях предупреждения нарушений, и функция правоохраны, направленная на пресечение неправомерной деятельности должностных лиц.

В анализируемой работе отчетливо прослеживается так называемый «ревизорский подход» к реализации функций государственного финансового контроля с отсутствием ориентации и результат. Полагаем, что такой подход существенно сужает значение государственного финансового контроля для обеспечения экономической безопасности любого формирования или организации, включая и субъект федерации.

Следует отметить, что такой подход является достаточно типичным для национальной системы государственного контроля. Однако это проблема не только РФ. Государственные аудиторы в других странах так же уделяют значительное внимание на финансовые показатели, контроль государственных и муниципальных ресурсов. При этом качество государственного (муниципального) управления часто не являются объектами проверок [7].

В исследованиях неоднократно обращено внимание на необходимость трансформации государственного финансового контроля в части совершенствования государственного финансового аудита. Так, Д.Р. Гиниятуллина [8], предлагает усиливать значение риск-ориентированного подхода при выполнении заданий государственного финансового аудита. При этом автор подчеркивает нецелесообразность организации у всех главных администраторов бюджетных средств создание подразделений внутреннего финансового аудита и видит выход, что является спорным, в соответствующими полномочиями другие подразделений, не осуществляющих внутренние бюджетные процедуры. Поддерживая и развивая идеи Д.Р. Гиниятуллина, считаем напротив целесообразным развивать внутренний финансовый аудит у главных администратор и распорядителей бюджетных средств.

Цель исследования заключается в представлении и аргументации авторского видения организационного механизма, направленного на противодействие неэффективному использованию бюджетных ресурсов, посредством развития государственного финансового контроля в системе экономической безопасности Санкт-Петербурга.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования явились общенаучные и специальные методы.

Методы анализа и синтеза применялись на всех этапах исследования. В особенности они были необходимы для изучения положений нормативных правовых актов, регулирующих область государственного аудита. Это позволило сформировать аргументированное представление о состоянии системы государственного аудита в Российской Федерации, а также выделить проблемные области в ее организационной структуре.

В качестве эмпирической базы исследования выступили отчеты и материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, отчеты об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за период с 2008 по 2018 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ деятельности контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за 2008-2018 гг. позволил заключить, что наибольшие усилия внешнего государственного аудита направлены на реализацию полномочий по осуществлению экспертно-аналитической деятельности. Вместе с этим информацию о результативности расходов участников бюджетного процесса орган внешнего государственного финансового контроля (аудита) получает в результате проведения контрольных мероприятий, доля которых в количестве всех проведенных мероприятий начиная с 2014 г. имеет тренд на сокращение (рисунок 1).

Анализ нарушений, выявленных входе контрольных мероприятий, показывает, что деятельность главных распорядителей и подведомственных им организаций сопровождается с нецелевым и нерациональным расходованием средств бюджета региона, нарушениями при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц и иными нарушениями бюджетного, налогового законодательства. Так, например, материалы всех (33) проверок, проведенных в 2018 г. контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, переданы в органы прокуратуры. Из них по результатам контрольных мероприятий возбуждены дела об административном правонарушении и/ или направлено поручение в органы полиции для принятия решения в порядке предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ в 58% случаев.

Рис. 1. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за 2008 – 2018 гг.

Читайте так же:  Почему платится земельный налог физических лиц

Проведена оценка нарушений, выявленных входе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в объеме бюджетных расходов. Данные представлены на рисунке 2.

В процессе исследования установлено, что между объемом расходов бюджета Санкт-Петербурга и общим количеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой, имеется прямая связь на уроне заметной. Также выявлена прямая заметная связь между количеством проведенных мероприятий и суммой, выявленных в ходе них нарушений. Вместе с этим между количеством контрольных мероприятий и суммой нарушений установлена связь прямая, но слабая. Соответственно установлена прямая сильная связь между количеством экспертно-аналитических мероприятий и суммой, выявленных нарушений.

Таким образом, несмотря на то, что на экспертно-аналитическом уровне контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга выявляет и противодействует рискам неэффективного использования средств регионального бюджета, незначительное количество в структуре всех мероприятий контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, позволяет выявить существенные нарушения, в том числе указывающие на использование бюджетных ресурсов на не предусмотренные законодателями цели. То есть должностные лица, на которых возложены полномочия внутреннего контроля, внутренние аудиторы, подразделения внутреннего государственного финансового контроля не обеспечивают должного уровня системы внутреннего государственного финансового контроля (аудита).

Сформировалась предположение о том, что система государственного контроля (аудита) в Санкт-Петербурге не в полной мере соответствует основополагающим принципам аудита эффективности (ISSAI 300). Для аргументации этого предположения приведем результаты анализа отчетов контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, которые свидетельствуют, что доля выявленных нарушений в объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга на протяжении 2008-2011 гг. находилась на уровне, не превышающем 2%. В 2012 г. удельный вес нарушений составил 6,8%. В 2014-2016 гг. удельный вес сумм, выявленных нарушений, составил более чем 25% от объема расходов бюджета региона. Начиная с 2017 г. определяется тренд на сокращение удельного веса нарушений (рисунок 3).

Сделанное предположение потребовало анализ институционального обеспечения системы государственного финансового контроля (аудита) Санкт-Петербурга. Так, в соответствии с законом Санкт-Петербурга «О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» за высшим органом государственного финансового контроля закреплены полномочия по финансово-экономической экспертизе проектов законов Санкт-Петербурга и нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга в части, касающейся расходных обязательств Санкт-Петербурга. Полномочия по финансово-экономической экспертизе расходных обязательств распространяются и на государственные программы (далее – ГП). Однако у контрольно-счетной палаты отсутствует возможность осуществления задания по экспертизе всех элементов ГП, а именно перечня целевых показателей и их значений. Вместе с этим деятельность внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, включая государственный финансовый контроль, осуществляемая должностными лицами и подразделениями внутреннего контроля и внутреннего аудита соответственно, относительно зависима от органов исполнительной и распространяется на контроль бюджетных процедур или проведения ревизий и последующего комплаенс-контроля.

Следует отметить, что у независимого органа государственного финансового контроля (аудита) – у контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга отсутствуют полномочия по оценки наличия и работы компонентов внутреннего финансового контроля, а также не закреплены полномочия по оценке эффективности органов внутреннего финансового аудита участников бюджетного процесса региона.

Рис. 2. Суммы выявленных нарушений в объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга за период с 2008 по 2018 гг.

Рис. 3. Доля нарушений в сумме расходов бюджета Санкт-Петербурга за 2008-2018 гг.

Таким образом, ограниченность и недостаточная эффективность системы государственного контроля (аудита) во многом определена современной организационной структурой и институциональным обеспечением. Не менее значителен во влиянии на состояние и результативность деятельности подразделений государственного контроля (аудита) сохранение ревизорского подхода к выполнению заданий, который является традиционным для стран постсоветского пространства.

Полагаем, что сформулированные выводы обосновывают целесообразность дополнения полномочий контрольно-счетной палаты на законодательном уровне, предусматривающих выполнение экспертно-аналитических мероприятий по подтверждению обоснованности расходов по государственным программам в форме консультационных заданий. Внесение дополнений позволит сблизить национальные регламенты на уровне региона и цель и принципы изложенные в ISSAI 300 «Основополагающие принципы аудита эффективности». Оценка высшего органа государственного финансового контроля (аудита) региона, данная по результатам выполнения задания, позволит выявить согласованность государственных программ со стратегическими целями развития Санкт-Петербурга. Наличие отчета высшего органа государственного финансового контроля (аудита) о результатах оценок повлияет на увеличении прозрачности и уровня осведомлённости депутатов законодательного органа и общественности о содержании и обоснованности целевых показателей государственных программ и их значений. По нашему мнению, реализация таких мер способна уменьшить риск неэффективного использования государственных ресурсов, а также коррупции со стороны государственных служащих при реализации государственных программ.

Кроме этого, необходимо дополнить функционал контрольно-счетной палаты оценкой деятельности подразделений внутреннего финансового аудита. Это позволит косвенным образом оценивать компоненты внутреннего контроля в государственных учреждениях.

С точки зрения апробированных мировым сообществом стандартов и концепций внутреннего контроля и внутреннего аудита в настоящее время система государственного финансового контроля в регионе несовершенна и требует внедрение ряда правовых и организационных мер.

Внедрение правовых норм позволит изменить содержательное наполнение внутреннего контроля. Основными результатами должно стать переориентация внутреннего финансового контроля во внутренний контроль с выделением в качестве основной функции предоставление гарантий менеджменту, учредителям, налогоплательщикам и другим заинтересованным лицам не только в том, что бюджетные ресурсы расходуются без нарушений действующего законодательства, а прежде всего в том, что эти бюджетные расходы позволяют наиболее эффективным способом достигать целевых показателей деятельности участников бюджетного процесса.

Правовые нормы и организационный механизм формирования подразделений внутреннего финансового аудита позволит преодолеть доминирование ревизорского подхода и выйти на путь их становление в качестве подразделений внутреннего аудита с учетом норм и принципов, изложенных в международных стандартах и руководствах.

Предложенные институциональные и организационные меры, направлены на повышение роли контрольно-счетной палаты в контроле за повышением эффективности бюджетных расходов, а также могут способствовать совершенствованию системы внутреннего контроля и результативности внутреннего аудита в государственных учреждениях, что положительно отразиться на способности региона противодействовать рискам и угрозам экономической безопасности, источниками которых выступает деятельность участников бюджетного процесса.

http://www.vaael.ru/article/view?id=730

Государственный финансовый контроль экономическая безопасность

Одним из важнейших условий эффективного функционирования российской экономики, обязательным элементом управления финансовой системой и экономическими процессами является финансовый контроль. По нашему мнению, назначение финансового контроля состоит в содействии государственной финансовой политике. Финансовый контроль также является формой реализации контрольной функции финансов.

Читайте так же:  Задолженность перед учредителями по выплате дивидендов

Приоритетным направлением деятельности органов государственной власти в России является контроль за различными сферами жизни современного общества. В свою очередь финансово-бюджетный контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, которые возникают в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Функционирование эффективного механизма управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения предполагает разработки четкой системы финансового контроля, который будет способен обеспечить законность финансовой деятельности государства и дать оценку ее целесообразности и эффективности. Следует отметить, что проблемы обеспечения единства системы финансово-бюджетного контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Организация действенного финансово-бюджетного контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики [2].

Либерализация экономики, развитие рыночных отношений не означают отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля [4].

В общем смысле финансовый контроль определяется совокупностью действий и операций по проверке и анализу финансовой сферы с использованием специфических методов и форм его организации. Финансовый контроль так же понимается и как совокупность определенных операций и действий, которые осуществляют специально уполномоченные органы для контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Финансовый контроль проводится с использованием определенных приемов документального и фактического контроля, которые направлены на установление целесообразности, обоснованности и экономической эффективности осуществления хозяйственных операций. В область финансового контроля входят операции, которые связаны с использованием денег, включая выделение бюджетных средств, а также соблюдение финансовой дисциплины, сохранность объектов государственной собственности, точность и достоверность ведения учета и отчетности с целью определения нарушений, выявления недостатков в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т. д.

Таким образом, финансово-бюджетный контроль является составной частью государственного финансового контроля и трактуется как набор мероприятий, которые проводятся государственными органами для проверки законности, эффективности и целесообразности проводимых действий в процессе образования, распределения и использования денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины [7].

В настоящее время в России создано и функционирует множество государственных органов и служб, осуществляющих финансовый контроль. В их число входят органы федерального Казначейства, казначейские органы в субъектах Федерации и муниципалитетах, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, Департамент валютного контроля Министерства финансов, Центральный банк и его территориальные органы, налоговые и таможенные органы, контрольные органы главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, Счетная палата Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Определенные контрольные функции выполняет также вновь образованный Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства [3].

Однако следует отметить, что в деятельности указанных выше органов не разработан механизм взаимодействия и взаимозаменяемости. На сегодняшний день государственный финансовый контроль представляет собой набор министерств, ведомств и организаций, которые выполняют несогласованные, неупорядоченные и разобщенные контрольные функции. Их функции, статус и сферы контрольной деятельности определяют различные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты. В основном данные правовые и законодательные акты не могут обеспечить системность государственного финансового контроля и часто дублируют друг друга в процессе осуществлении контроля, что приводит к ситуации, когда одни и те же субъекты контроля могут проверяться в течение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одной из главных задач государственной финансовой политики является создание механизма осуществления внешнего финансово-бюджетного контроля, который мог бы обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов финансово-бюджетных отношений, реально гарантировать наведение порядка в данных отношениях и привлечение к ответственности всех виновных.

Региональные органы финансово-бюджетного контроля вносят существенный вклад в оздоровление финансово-экономического состояния регионов. Таким образом, на региональном уровне в настоящее время осуществляется модернизация как внешнего, так и внутреннего контроля. Вышесказанное проявляется в повышении качества взаимодействия контрольных органов различных видов на различных уровнях управления. Также происходит постоянное развитие и совершенствование методологической и информационно-технической базы, а также происходит определение границ и предмета деятельности органов внешнего и внутреннего контроля.

К основным целям управления региональными финансами, равно как и к стратегическим целям финансово-бюджетного контроля можно отнести: развитие финансово-экономической самостоятельности региона; повышение удовлетворенности населения качеством социально-значимых услуг; повышение качества бюджетного менеджмента; повышение эффективности, рациональности и результативности использования финансовых и материальных ресурсов [5].

Таким образом, финансово-бюджетный контроль на региональном и муниципальном уровне сегодня призван проводить «аудит «4-х качеств»: качества и слагаемых экономического роста (макроэкономические показатели эффективности бюджетных расходов); качества условий жизнедеятельности (показатели общественной эффективности бюджетных расходов); качества институтов и качества государственного имуниципального управления (качество процессов).

В целом можно выделить следующие основные направления совершенствования финансово-бюджетного контроля в отечественных регионах. Создание методологических основ финансово-бюджетного контроля на мезоэкономическом уровне является важнейшей составляющей регионального контроля, позволяющей всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансово-бюджетного контроля. Следует также законодательно определить: виды контроля, субъекты и объекты контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансово-бюджетного контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансово-бюджетного контроля, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения.

Читайте так же:  В связи с выездной налоговой проверкой

Ключевым направлением совершенствования финансово-бюджетного контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в России и повышения его эффективности является принятие единой концепции финансово-бюджетного контроля в Российской Федерации, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления финансово-бюджетного контроля, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов финансово-бюджетного контроля.

Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов финансово-бюджетного контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. Также открытым остается вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о финансово-бюджетном контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

Для повышения эффективности расходования государственных средств на современном этапе одним из перспективных направлений повышения качества контрольных мероприятий может являться переход к аудиту эффективности государственных расходов, который характеризуется как направление в работе контрольных органов, которое предполагает проведение анализа экономичности и результативности расходования государственных средств и проведение оценки всех возможных резервов по их увеличению и обоснованности расходования.

В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование [1].

Наибольший удельный вес в общем объеме всех выявленных в ходе осуществления финансового контроля нарушений имеет нецелевое использование бюджетных средств. При этом следует отметить, что не четко обозначены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, также не разработаны правовые механизмы, которые могли бы быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Одной из важных проблем проведения контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. Поэтому существует необходимость принятия комплекса мер, нацеленных на повышение уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; на повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансово-бюджетного контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Одним из важных вопросов по совершенствованию проведения контроля является, на наш взгляд, исключение дублирования действий контрольных органов, которые состоят в совершении контрольными органами своих функций по отношению к объектам контроля.

В современных условиях для повышения эффективности проводимого финансово-бюджетного контроля необходимо широкое использование новых информационных технологий, так как процесс информатизации деятельности органов государственной власти и финансово-бюджетного контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. По нашему мнению, именно с использованием новых информационных технологий будет возможно в полной мере организовать открытость бюджетов всех уровней, появится шанс в реальном режиме времени осуществлять контроль за расходами и доходами всех получателей бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Следует отметить, что для создания единого информационного пространства важна совместимость имеющихся результатов работы контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами.

Рецензенты:

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Калугин В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) НИУ «БелГУ», г. Белгород.

http://science-education.ru/ru/article/view?id=13117

Внутренний контроль и экономическая безопасность предприятия

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.06.2018 2018-06-28

Статья просмотрена: 1057 раз

Библиографическое описание:

Видео (кликните для воспроизведения).

Сажина С. С., Таралина В. В. Внутренний контроль и экономическая безопасность предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/archive/212/51821/ (дата обращения: 20.02.2020).

Ввиду прохождения нашей страной стадии глобализации экономической системы, возросшей важности укрепления экономической безопасности не только страны, но и предприятия ив целом актуальными вопросами становятся- как обеспечить экономическую безопасность предприятия, каким образом осуществить внутренний контроль, с помощью каких инструментов достигнуть обозначенной цели, кроме того, рассмотрение данных вопросов в рамках ситуации глобализации экономики придает работе актуальность, свежесть и практическую значимость.

В данной статье грамотно разбирается система внутреннего контроля, однозначно ведущая к эффективному механизму обеспечения экономической безопасности предприятия. Структурированно разобраны и обозначены основные механизмы, функции внутреннего контроля и вполне закономерно и ясно сделан вывод, что эффективность и экономическая безопасность субъекта всецело базируется на грамотном и постоянном внутреннем контроле.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, экономическая безопасность, глобализация.

Поскольку экономическая система нашей страны проходит стадию глобализации и трансформации, которые, к тому же, сопровождаются заметным усилением роли и важности экономической безопасности хозяйствующего субъекта, можно заметить, что постигший мировой финансовый кризис выявил весьма существенные недостатки рыночных отношений на данный временной момент, главный из которых-это нехватка информации o финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.

Ввиду указанных оснований появляется обоснованная необходимость создания своеобразной системы внутреннего контроля непосредственно в хозяйствующем субъекте. Если обратиться к мировой практике, то контроль такого рода признается каr объективная необходимость для эффективного и плодотворного функционирования любого рода бизнеса в достижении обозначенных целей и грамотного решения поставленных задач, так же можно прикрепить и получении максимальной прибыли, дохода, и, что не менее важно в грамотном и своевременном преодолении кризисных явлений.

Читайте так же:  Валютное законодательство и валютный контроль в бухгалтерии

Проблема внутреннего контроля для российской науки не является относительно новой и не изученной отдельно. В процессе изучения самой категории экономической безопасности хозяйствующего субъекта многие авторитетные авторы делают логичный и обоснованный вывод, что она имеет место быть и функционировать лишь при комплексном использовании целого набора своеобразных средств защиты, при том во всех структурных элементов системы производства и на всех этапах ее функционирования.

Стоит также выделить тот факт, что экономическая безопасность хозяйствующего субъекта обеспечивается своей обособленностью от нахождения в зоне риска путем соблюдения нескольких условий:

‒ наличия четко определенных стратегических направлений по обеспечению безопасности бизнеса;

‒ наличия грамотно-последовательного алгоритма действий и шагов, касающихся своевременного обнаружения и ликвидации угроз;

‒ наличия действенной системы внутреннего контроля, являющей как свой результат уменьшение последствий финансовых рисков.

В основе действенной и эффективной системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта, как правило лежит определенная концепция, являющая собой цель, задачи, принципы по которым функционирует данный, инструменты, иными словами, должна быть тактика и стратегия действий, максимальное внимание, направленное к элементам и инструментам внутреннего контроля, и контакт хозяйствующего субъекта с органами государственной власти.

Эффективная система внутреннего контроля — следствие, результат и своеобразный потенциал источников роста доходности компании, организации, чем показывает свою актуальность и необходимость реализации. Внутренний контроль, в настоящее время, является важнейшей частью современной системы управления, следствие которой-достижение целей, поставленных управляющим аппаратом, при том, с минимальными потерями. Успешность на рынке хозяйствующего субъекта во многом зависит от реализации внутреннего контроля, его грамотном и последовательном использовании, ведь он не только в состоянии выявить какие-либо уже существующие недостатки и нарушения, но и предупредить их, а следовательно, помочь избежать, а также устранить в кратчайшие сроки.

Система внутреннего контроля определяется совокупностью финансового, бухгалтерского контроля и прочего, организуется он руководством субъекта для упорядочивания и достижения большего процента эффективности функционирования их предприятия, охраны активов, ведения полной, четкой документации и следования политике руководства предприятия.

Система внутреннего контроля включает в себя несколько видов контроля- экономический (функционирует через систему бухгалтерского учета), административно -управленческий (реализуется путем управленческих решений), материально -технический, кадровый, контроль техники безопасности, правовой и другие.

Весьма интересен тот факт, что хозяйствующий субъект должен руководствоваться задачей следования системе, которая способна своевременно обнаружить и «обезвредить» недостатки, тем самым повышая эффективность деятельности субъекта. В реальности же, за задачу часто принимают саму организацию системы внутреннего контроля предусматривающий точное отсутствие ошибок и неэффективность применения чего-либо. Отсюда можно вывести и главный принцип внутреннего контроля (один из), основная мысль которого в том, что нужно контролировать, как построен и функционирует процесс, какие изменения в процессе у него протекают.

Таким образом, увеличение эффективности внутреннего контроля состоит в повышении его внутреннего качества, а не в увеличении количества перепроверяемых действий. Система внутреннего контроля должна нести в себе снижение рисков неэффективного пользования по всем ресурсам хозяйствующего субъекта, то есть трудовых, финансовых, инвестиционных.

Внутренний контроль может функционировать несколькими путями, реализация которых может спокойно проходить и без наличия на субъекте специального подразделения, отвечающего за налаженный и грамотный внутренний контроль. Функцию внутреннего контроля могут реализовывать сторонние консультанты или специализированная компания (при условии исключения конфликта интересов). Использование и реализация системы внутреннего контроля, как правило, основывается на разумности, анализе трудовых затрат при осуществлении контроля и полученном результате хозяйственной деятельности.

Кратко, наиболее глубоко и ясно весь смысл системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта можно заключить в следующие положения, дающие нам сделать вывод o внутреннем контроле, как ключевом и основным инструменте в системе экономической безопасности любого хозяйствующего субъекта:

‒ в сведении к минимуму материальных и финансовых расходов, недопущения растраты имущества организации путями краж, незаконного присвоения и пр.;

‒ — в выявлении резервов производства, сведению к минимуму запасов «сверх нормы», в экономии денежных и иных ценностей хозяйствующего субъекта;

‒ в подъеме деловой, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта;

‒ в понижении налоговыми органами различного рода фискальных санкций;

‒ в четком и ясном понимании и обозначении финансового положения хозяйствующего субъекта.

Как и любая эффективная структура, структура внутреннего контроля включает в себя разделение полномочий и несовместимых функций (функции, которые базируются у одного лица в любых вариантах, что повлечет совершение ошибок и сложности в их исправлении). Так, к несовместимым функциям относят непосредственный доступ к активам предприятия, к операциям над ними, а также непосредственное осуществление хозяйственных операция и последующее отражение их в бухгалтерском учете.

Для хозяйствующих субъектов нашей страны, в настоящее время, весьма распространены проблемы в организации систем внутреннего контроля являются: бюрократизация контроля на малых и средних хозяйствующих субъектах, сосредоточение внутреннего контроля на выполнение только одной конкретной функции (контроль лишь защиты активов, ценностей), конфликт интересов в системе и прочее. Отсутствие какого-либо контроля из системы ведет к своеобразному «затормаживанию» процесса развития предприятия, либо же вовсе к его остановке. Так например, если организация направит свое внимание на защиту своих активов, бухгалтерии и забудет o мотивации сотрудников, к примеру, то это может привести к текучке кадров, снижению инициативы в рабочем коллективе.

Выделяют конкретные меры, поддерживающие безопасное функционирование хозяйствующего субъекта: усиленный контроль за документооборотом на предприятии, печатями, подписями, перемещением имущества, защита бухгалтерской и финансовой отчетности, коммерческой тайны, постоянный и систематический анализ конкурентной среды, кредиторской задолженности, борьба с коррупцией на местах и анализ качества рабочего коллектива.

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов всецело базируется на грамотном и постоянном внутреннем контроле, призванным выявлять и эффективно предотвращать, мобильно бороться с недостатками, нарушениями на предприятии.

Читайте так же:  Какой вид налога выбрать для ип

http://moluch.ru/archive/212/51821/

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня обеспечение финансовой безопасности страны является наиболее актуальной и приоритетной задачей государства. В решении этой проблемы особое место занимает эффективный и действенный государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой установленную законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

– ошибок и злоупотреблений в области управления хозяйственной деятельностью нематериальными объектами государственной собственности, способных нанести финансовый и материальный ущерб государству;

– недостатков в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью государства и организаций с государственным участием;

– угроз финансовой и национальной безопасности страны.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами, обеспечению их сохранности и приумножения; обеспечение законности и оптимизированного функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства; обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность государства – основное условие самостоятельности госконтроля в осуществлении финансово-экономической политики. Сущность финансовой безопасности РФ заключается в формировании положительных финансовых решений и действий государственной власти в необходимых объемах для выполнения государственных функций и задач.

Финансовая безопасность страны находится в прямой зависимости от способности органов государственной власти и управления:

– обеспечивать устойчивое финансово-экономическое развитие страны;

– гарантировать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

– ограничивать вывоз капитала за границу;

– сглаживать конфликты между властями различных уровней и ступеней;

– пресекать преступления в сфере финансов и экономики;

– гарантировать защиту отечественных товаропроизводителей от дискриминации иностранных государств.

Цели государственного финансового контроля будут реализованы в полном объеме, при решении следующих задач:

– осуществление контроля над доходами и расходами федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

– проведение анализа выявленных отклонений и подготовка предложений, направленных на их устранение;

– осуществление контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств в Банке России и иных уполномоченных банках страны;

– обеспечение поступления налоговых, таможенных и прочих платежей, формирующих доходную часть государственного бюджета;

– осуществление контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организациями и предприятиями;

– выявление причин роста доходов и снижения расходов бюджета;

– выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

– осуществление контроля за обеспечением финансовой безопасности государства и др.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий для финансовой стабильности страны. Особую роль в реализации государственного контроля в России имеет Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». Согласно данному Указу, государственный контроль в нашей стране осуществляется по следующим направлениям:

– исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

– организация денежного обращения;

– использование кредитных ресурсов;

– состояние внутреннего и внешнего государственного долга и т.п.

В соответствии с действующим законодательством функции и полномочия по обеспечению государственного финансового контроля в РФ распределены между субъектами, представленными на рисунке 1.

Рис. 1. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в РФ

Современная система финансового контроля в России, на наш взгляд, не реализует своего назначения в полной мере. Ей необходимы серьезные преобразования. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля с целью повышения уровня финансовой безопасности страны.

На сегодняшний день можно привести много примеров, свидетельствующих о проблемах в функционировании органов финансового контроля. Так, например, международным финансово-экономическим организациям (МФЭО) в настоящее время просто необходимы займы для консолидации российской экономики и построения развитой и наиболее прочной рыночно-хозяйственной системы. Все актуальнее становятся проблемы недостатка финансовых и материальных ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства. Медленное расходование заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Это приводит к многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. Поэтому возникает необходимость в исследовании деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного финансового контроля, и устранения причин их плохого функционирования.

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, то не стоит ожидать, что реформирование пойдет в нужном направлении и предотвратит бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства в большинстве отраслей хозяйственной деятельности государства. Чтобы обеспечить прочную и стабильную финансовую безопасность страны, необходимо произвести множество преобразований, прежде всего, в системе государственного финансового контроля и органах его обеспечения.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации (ред. от 18.07.2001) // http://www.consultant.ru.

2. Белоусова А.А., Землякова А.В. Реформа страховых взносов как часть единой системы сбора платежей // Экономика и предпринимательство. – 2016. –№ 11-3 (76-3). –С. 368-371.

3. Ермоленко О.М., Петров И.В. Место и роль международного финансового центра России в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации. В сборнике: Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й международной научно-практической конференции.– 2015. – С. 94-106.

4. Сапрыкина В.Ю. Финансовая глобализация и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014. – № 1. – С. 77-81.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://scienceforum.ru/2017/2787/35166

Государственный финансовый контроль экономическая безопасность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here