График выездной проверки налоговой

К кому придут с проверкой в 2019 году: как узнать и подготовиться

Узнать, нет ли вашей компании в плане проверок, можно на сайте Генпрокуратуры РФ в специальном разделе «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» proverki.gov.ru.

Достаточно указать ИНН организации, чтобы выяснить:

— какое ведомство будет проводить плановую проверку компании;

— какими будут цель и форма проверки;

— в каком месяце состоится проверка и сколько она продлится.

Если поиск на сайте не дал результатов, вашей компании в плане нет.

Обратите внимание, что в плане нет сведений о некоторых видах проверок. Например, налоговых, валютных, таможенных.

Подготовиться к проверкам и узнать, как действовать в случае приезда инспекторов, помогут материалы в системе КонсультантПлюс. Например:

— как действовать, если к вам пришли с проверкой налоговики, можно узнать в «Практическом пособии по налоговым проверкам»;

— как организации пройти проверку пожарной безопасности, смотрите в одноименном Готовом решении;

— все о проверке деятельности организации вы найдете в «Путеводителе по кадровым вопросам» (материал «Проверка деятельности организации. Обязательные документы»).

Если система КонсультантПлюс у вас еще не установлена, вы можете получить бесплатно полный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня.

Налоговые проверки в 2019 году: виды, план и график контроля

Налоговые проверки — нередкое явление как для юридических лиц, так и для ИП. Благодаря этим процедурам Федеральная Налоговая Служба России может оценить не только финансовую успешность фирмы или индивидуального предпринимателя, но также проконтролировать, насколько правильно ведётся отчётность по налогам. Контроль важен в первую очередь для самой ФНС, так как с его помощью оценивается то, правильно ли выплачиваются и рассчитываются суммы налогов, а также насколько организация способна делать эти взносы в бюджет государства. В этой статье подробнее о том, что такое план налоговых проверок юридических лиц на 2019 год.

Виды налоговых проверок

Чтобы проанализировать, насколько добросовестно предприниматели выполняют свои обязанности перед государством в налоговой сфере, проводятся контроли. Так, сотрудники ФНС анализируют всю внутреннюю отчётность компании и сверяют её с той, что они получили через декларации и прочие материалы. Налоговые проверки по статье 87 НК РФ, могут быть двух видов:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • Выездные – специалисты приезжают по адресу организации. Так как работа с документами ведётся напрямую, обычно такой контроль масштабный и может длиться несколько дней, чтобы оценить правильность уплаты одного или всех налогов, включая транспортный и т. п.
  • Камеральные – налоговики работают в инспекции, проверяя только те данные, которые им предоставлены самой организацией. В процессе камеральных проверок чаще всего выявляются мелкие ошибки и недочёты в расчёте облагаемой базы.

Как проходят налоговые проверки в 2020 году

Инспекторы ФНС могут проверить фирму по одному и тому же налогу не чаще одного раза за налоговый период. Проведение повторной инспекции назначает вышестоящий налоговый орган для проверки работы конкретной ИФНС. Также проверить фирму дважды могут после представления уточненной декларации.

Налоговая проверка длится не более двух месяцев. Только вышестоящий орган может продлить инспекцию на 2-4 месяца или приостановить.

Вероятность проверки компании можно спрогнозировать, руководствуясь критериями ФНС для назначения мероприятий налогового контроля.

Основания для выездной инспекции фирмы:

налоговая нагрузка фирмы ниже среднеотраслевой;

организация несет убытки несколько налоговых периодов подряд;

регулярные контракты с предприятиями-однодневками;

среднемесячная зарплата персонала ниже средней по виду деятельности в субъекте РФ;

непредставление пояснений по запросу инспекции.

Больше критериев для самоконтроля вы найдете в Приказе ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007.

Сомнительная деятельность налогоплательщика насторожит ФНС, и проверка может прийти на фирму вне плана. И напротив: если компания попала в список проверок, инспекторы могут и не приходить в офис.

Важно: налоговая предупреждает о плановых проверках не позднее чем за три рабочих дня до начала. О внеплановых проверках фирму уведомят не позднее чем за 24 часа.

Налоговая инспекция в рамках плановой проверки прежде всего направляет налогоплательщику требование. Если предприниматель обосновал то или иное действие договором, чеками и другими документами, инспектора не станут продолжать проверку.

Если фирма игнорирует требование ФНС или не может пояснить спорные моменты, предпринимателя пригласят в инспекцию для беседы. Тогда понадобятся документы, которые подтвердят законность и целесообразность спорных решений.

Также налоговики могут запросить информацию у банков. И только в крайнем случае инспектора придут в компанию, а плановый контроль закончится выемкой и экспертизой.

Облачный сервис Новый Астрал Отчет поможет вовремя ответить на требования ФНС. Он автоматически отправляет в налоговую подтверждение о получении требования, предоставляя пользователю время для подготовки ответа.

Сервис помогает подготовить отчеты быстро и без ошибок благодаря интерактивным подсказкам и автозаполнению форм. С сервисом Новый Астрал Отчет отправка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР проще, чем кажется.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Примечание. Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверок . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за благотворительность

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиков . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нет .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверку .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделок . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Письмо ФНС от 23.01.2009 N ШС-21-3/40

Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Письмо ФНС от 31.07.2007 N 06-1-04/505

разд. 4 Концепции

Письма ФНС от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, от 04.04.2008 N ШТ-6-2/[email protected]; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 N А28-2594/2011

п. 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]

пп. 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N05, 2012

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Как составляется план

Организации для контроля выбираются не случайно или путём жребия, каждая из них выделяется путём анализа по множеству критериев. Зная их, компания из списка организаций выездных налоговых проверок 2019 года может самостоятельно оценивать свою отчётность на предмет ошибок, чтобы вовремя их исправлять. Перечень критериев, по которым стоит проводить самоанализ, и по которым юрлица проверяются ИФНС, отмечен в приказе, доступном по ссылке – особое внимание нужно обратить на Приложение 2.

Так, беря самое основное из предложенных документов, можно составить следующий список критериев:

  • Размер платежей по налогу отличается от среднего уровня нагрузки по налогам в отрасли. Об этом подробнее в Приложении 3.
  • В течение двух и более налоговых периодов у ООО работает в минус.
  • За один период получено сразу несколько крупных вычетов по налогу.
  • Темпы расходов больше темпов доходов.
  • Организация уже несколько раз приближалась к тому, чтобы потерять возможность пользоваться выбранным режимом налогообложения.
  • Сумма расходов за год предпринимательской деятельности оказалась практически или полностью равна доходам. Этот критерий применяется к оценке работы ИП.
Читайте так же:  Коды деклараций по налогу на имущество

Также для вынесения решения о необходимости проверки, ФНС будет учитывать:

  • Размер зарплаты сотрудников, особенно если она будет меньше, чем средняя по отрасли. Здесь учитываются жалобы сотрудников в трудовую инспекцию, касающиеся зарплат и прочих выплат. Чем их больше, тем больше вероятность контроля.
  • Использование услуг контрагентов со статусом перекупщиков или посредников. Если юридическое лицо или ИП не может аргументировать, зачем пользоваться услугами таких организаций и отдельных лиц, это веская причина проверить налоговую отчётность.
  • Отсутствие пояснительных документов, которые запрашивала ФНС.
  • Если документы, запрашиваемые ФНС, были испорчены или утрачены, то контроль может быть назначен только в том случае, если ИФНС не будет уведомлена о произошедшем.

Следующие критерии не описаны в законе, но тоже считаются аргументами в пользу включения в список компаний для налоговых проверок в 2019 году:

  • Налогоплательщик часто снимается с налогового учёта в одной ИФНС и становился на него в другой.
  • Бухгалтерская отчётность показывает рентабельность, сильно отличную от той, что есть в среднем по отрасли.
  • Деятельность предпринимателя имеет большие экономические риски.

Это основные критерии, по которым сотрудники ФНС проверяют всех налогоплательщиков. Чем больше совпадений со списком выше видит юридическое лицо или ИП, тем больше вероятность, что в следующем или уже 2019 году грядёт контроль. Поэтому организациям и ИП стоит быть особенно внимательными к своей налоговой отчётности и процессу оплаты ежемесячных и ежеквартальных взносов. Потому что большую пользу проверки несут для самой ФНС, чем для юридических лиц и предпринимателей. А однажды проведённый контроль повышает риск повтора.

Кому из ИП и организаций готовиться к налоговой проверке в 2020 году

План налоговых проверок организаций и ИП на 2020 год содержит список налогоплательщиков, которых проинспектирует ФНС. Чего ждать от инспекторов, расскажем в статье.

ФНС опубликовала сводный план налоговых проверок на 2020 год. Проверки коснутся как ИП, так и юрлиц.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Узнать график проверок

С одной стороны, выложить график и список организаций для налоговых проверок в 2019 году в свободный доступ бы неплохо – тогда компании и ИП могли бы проанализировать свою отчётность и подготовиться к проверке. Но с иной стороны, это было бы хорошей возможностью для злостных неплательщиков чтобы скрыть данные, к которым ИФНС могла бы иметь вопросы.

Поэтому плана выездных налоговых проверок на 2019 год в свободном доступе нет, он доступен только для специалистов налоговой службы. А потому, доверять источникам, которые утверждают, что у них есть график, тем более распространяющим его за деньги, не стоит.

На сайте ФНС можно найти только один документ, касающийся плановых проверок организаций из реестра регулируемых государством видов деятельности — он доступен по этой ссылке.

В России

Подавляющее число отечественных предпринимателей сталкивалось с таким понятием, как выездные проверки налоговой службы России. Эти проверки не только отнимают достаточно большое количество времени, но и, зачастую, служат источником испорченного настроения, начисленных штрафных санкций. В некоторых случаях, даже и причиной возбуждения уголовного дела.

Сегодня мы разберем такой немаловажный вопрос, как график проверок ФНС, относящихся к выездным. На основании, каких критериев его составляют? Каким образом плательщик может подготовиться к посещению его бизнеса налоговиками, понять, что проверки не избежать? Эти вопросы мы разберем более подробно.

Читайте так же:  Объект торгового сбора

График выездных проверок ФНС в 2018-2019 году, чем регламентирован?

Данный график составляют на основании соблюдение критериев, применяемых к каждому российскому предприятию, зарегистрированному в отечественных фискальных органах. Налоговики проверяют юридическое лицо или ИП на предмет соответствия нижеуказанным критериям, а потом принимают решение о том, нужно ли включать предприятие в график проверок, либо нет.

Перечень тех оснований, которыми работники ИФНС пользуются в своей работе, утвержден положениями «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», озвученной в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Это основополагающий источник, касающийся проверок подобного рода ФНС в России.

Теперь переходим к важному и интересному для отечественных плательщиков вопросу: как узнать, что налоговики приедут с выездной проверкой на предприятие?

Выездная проверка и ее вероятность, от чего зависит?

Как мы уже говорили, критерии определения необходимости проведения выездной проверки, регламентируются вышеуказанным документом. Что же гласит Приказ?

Там предусмотрено 12 основных пунктов, являющихся причинами для встречи с налоговиками:

  • налоговая нагрузка на субъект предпринимательской деятельности меньше, чем в среднем по тому направлению бизнеса, в котором плательщик работает;
  • уже несколько налоговых периодов, предприятие показывает стабильные убытки, не выходит на точку нулевой прибыльности;
  • налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, за крайний отчетный год, превышают критическую отметку — 89%;
  • доходы компании растут медленнее, чем ее фактические расходы;
  • заработная плата сотрудников компании меньше, чем среднеотраслевая по СПД этой отрасли;
  • если предприятие работает в спец. режиме, основанием для выездной проверки будет неоднократное приближения к тем пределам, которые лишают права пользоваться преференциями в налогах;
  • для индивидуальных предпринимателей основанием является то, что они отражают сумму своих финансовых расходов, которая очень близка к доходам за отчетный год;
  • СПД заключает многочисленные договора с перекупщиками или компаниями, ведущими посредническую деятельность, без особых на то причин;
  • ФНС подает запросы юр. лицу или ИП, но не получает на них ответ;
  • плательщик часто перерегистрируется между налоговыми органами в различных районах и городах;
  • ФХД ведется с большими налоговыми рисками.

То, что данные 12 пунктов являются исчерпывающими (больше оснований для проведения выездной налоговой проверки не существует), существенно облегчает жизнь отечественных бизнесменов. Если раньше такую проверку представители ИФНС могли провести под надуманным предлогом, теперь это становится невозможным. Отечественные юридические лица и ИП точно знают свои права и обязанности. Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 заставляет фискалов работать, исключительно в правовом поле.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так что, если компания не попадает не под один из описанных выше признаков, бояться неожиданного визита сотрудников ФНС, ей не стоит.

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Читайте так же:  Как изменится подоходный налог

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

ТОП-5 регионов, где налоговики ведут самые эффективные выездные проверки и наоборот

В сентябре этого года темой исследования экспертов «Рыков Групп» стала работа региональных налоговых органов. В современной России такой анализ проводится впервые.

Самые высокие показатели эффективности работы налоговых органов в Москве и Астраханской области, город-герой Санкт-Петербург замыкает 10-ку лучших.

«Одной из главных тенденций развития налоговой политики, озвученных главой ФНС РФ Михаилом Мишустиным еще в 2011 году, стало снижение количества выездных налоговых проверок при росте эффективности каждой из них в отдельности. С тех пор налоговая служба неуклонно следует указанному тренду. Нам стало интересно, а как этот тренд прижился на региональном уровне? Где сегодня русскому бизнесу жить хорошо? Получилось интересное исследование, на основании которого и составлен наш сентябрьский #РыковРейтинг», — рассказала руководитель аналитической группы Татьяна Малявина.

График 1. Эффективность работы налоговых органов РФ

ТОП-5 самых эффективных регионов:

2. Астраханская область

3. Ставропольский край

4. Липецкая область

5. Республика Северная Осетия-Алания.

«Если Ваш бизнес находится в одном из этих регионов, Вы можете быть уверены, когда к Вам пришла выездная проверка, значит, есть за что, с пустыми руками они точно не уйдут. Вам грозят доначисления, пени, штрафы. Бюджет государства будет пополнен на весьма существенную сумму. Сотрудники отделов выездных проверок знают, что, где и как искать, знакомы с самой свежей судебной практикой и со всеми возможными схемами, которые использует бизнес», — комментирует результаты исследования Малявина.

График 2 . Эффективность работы налоговых органов РФ по Федеральным округам

«Хочу отметить и положительные моменты: выездная проверка раз в три года в этих регионах уже давно в категории пережитков прошлого. Просто так мучить бизнес никто не станет — это долго, дорого и никому не нужно. Показатели налоговой нагрузки и иные рисковые налоговые факторы находятся на приемлемом уровне? Вас не станут попусту беспокоить», — подчеркивает автор.

ТОП-5самых неэффективных регионов:

1. Ивановская область.

2. Республика Башкростостан.

3. Нижегородская область.

4. Республика Марий Эл.

5. Республика Тыва.

«Некоторые из регионов также следуют тренду и снижают количество проверок, но вот повысить эффективность или хотя бы удержать ее на должном уровне здесь пока не получается. Тем не менее, показатель соотношения количества проверок количеству зарегистрированных организаций здесь остается одним из самых высоких в РФ. Также отмечается либо рост задолженности, либо снижение поступлений», — рассказала Татьяна Малявина.

График 3. Эффективность работы налоговых органов РФ по субъектам

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Читайте так же:  Карта внутреннего финансового контроля образец заполнения

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

График выездных проверок ИФНС, критерии назначения

План контроля

Многие считают, что нет никакого плана и графика выездных проверок ИФНС на 2019 год, и эти процедуры назначаются как только обнаруживаются ошибки в отчётности какого-либо плательщика.

Это известное заблуждение. Проведение контроля – это трудоёмкий процесс, который требует планирования на год вперёд, времени и работы высококвалифицированных сотрудников инспекции. Создавать отдельную группу быстрого реагирования для ФНС не целесообразно, поэтому ежегодно составляется план, согласно которому инспекторы будут выезжать на контроль или проводить их внутри своего подразделения. План также нужен потому, что проверить абсолютно все организации и всех ИП за один налоговый период невозможно, поэтому в список входят только определённые юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекшие внимание ИФНС. Так, в конце 2018 года был составлен план проверок налоговой инспекции на 2019 год, который сейчас и выполняется.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Резюме

Анализируя полученные результаты, можно с уверенностью говорить о положительных сдвигах в работе налоговых органов. В целом по стране проверок действительно стало меньше, а их эффективность возросла. Предсказуемо, что в крупнейших административных центрах европейской части России бизнес-климат лучше, чем в отдаленных от столицы регионах, однако прямой зависимости от географического положения выявлено не было, например, Омская область и Республика Бурятия, по эффективности работы налоговиков значительно превзошли соседствующие с Москвой и значительно опережающие их в экономическом развитии Новгородскую область и Татарстан.

Видео (кликните для воспроизведения).

#РыковРейтинг регионов, где налоговые органы ведут самые эффективные выездные проверки (в порядке убывания):

Источники

График выездной проверки налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here