Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Инвентаризация имущества компании сотрудниками ИФНС в ходе выездной налоговой проверки случается не так уж редко и имеет законное основание. Но зададимся вопросом: содействие налоговому органу при проведении инвентаризации имущества является правом или обязанностью налогоплательщика?

Инвентаризация — это одно из мероприятий осуществления налогового контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. Возможность проведения инвентаризации в указанных условиях предусмотрена пунктом 13 статьи 89 Налогового кодекса (далее — Кодекс): «При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения».

Учитывая данную норму налогового законодательства, Минфин России утвердил (приказ Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, ГБ-3-04/39) Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение). В частности, второй абзац пункта 2.7 Положения устанавливает, что «налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой)».

Законность указанной нормы Положения стала предметом рассмотрения в одном из дел Верховного Суда РФ.

Проведение инвентаризации имущества по мнению судей

В ходе налоговой проверки инспекторы попросили компанию-налогоплательщика предоставить им рабочую силу, измерительные приборы, мерную тару для пересчета товара на складе. Компания этого не сделала, что было расценено инспекцией как воспрепятствование проведению инвентаризации товара на складе. Итогом проверки стали весьма существенные доначисления налогов.

Компания обратилась в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующей приведенной выше нормы Положения.

Решением суда (решение ВС РФ от 24.11.2015 № АКПИ15-1111) ей было отказано в удовлетворении заявления. В свою очередь Апелляционная коллегия не нашла оснований для изменения данного решения (апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 № АПЛ16-25).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аргументация налогоплательщика в пользу недействительности приведенного положения. Во-первых, обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 1 Кодекса они могут быть определены только самим Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Однако ни статьями Кодекса, ни нормами федеральных законов не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению сотрудников налоговой инспекции рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

Во-вторых, данное положение нарушает право налогоплательщика на распоряжение собственным имуществом, приводит к дополнительным материальным затратам на обеспечение условий для проведения инвентаризации (оплату труда работников, приобретение средств измерений и проч.).

В-третьих, нарушается право требовать от должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков и не выполнять акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Аргументы суда. Верховный Суд РФ отклонил доводы налогоплательщика в связи с нижеследующим.

Во-первых, обязательное проведение инвентаризации имущества и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлено Законом о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а также рядом иных нормативных правовых актов (п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н; п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Поэтому, закрепляя в оспариваемой норме требование об обязанности налогоплательщика создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин России и МНС России не вышли за рамки предоставленных полномочий и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во-вторых, утверждение о том, что оспариваемая норма приводит к дополнительным материальным затратам, поскольку обязывает приобретать дополнительное имущество (весы, измерительные и контрольные приборы, мерную тару), а также нанимать рабочую силу для перевешивания и перемещения грузов, является несостоятельным и основано на неверном толковании норм материального права.

Так как проведение инвентаризации предусмотрено законодателем для организаций независимо от рода их деятельности, то налогоплательщик обязан обеспечить налоговую инспекцию при проведении инвентаризации имущества только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него уже имеется.

В ходе судебного заседания представитель Минюста России согласился с доводами налогоплательщика относительно того, что в оспариваемой норме содержится не предусмотренная налоговым законодательством дополнительная обязанность, и счел нужным выразить мнение о необходимости корректировки данной нормы.

К сожалению, мнение представителя Минюста России суд оставил без комментариев.

Инвентаризация производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не может быть осуществлена без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным.

Для инвентаризации – свои правила

Порядок проведения инвентаризации предусмотрен пунктом 6 статьи 31 Налогового кодекса и регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденном приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39. Положение старое, но и контролеры и суды на него ссылаются.

Содействовать или нет

Проверка фактического наличия имущества производится путем подсчета, обмера, взвешивания.

Согласно пункта 2.7. Положения об инвентаризации, налогоплательщик обязан создать условия для проверки фактического наличия имущества – обеспечить рабочей силой, весами и контрольными приборами… Упс!?

Есть решение Верховного суда на эту тему: от 24 ноября 2015 г. № АКПИ15-1111 . Суд считает, что да, компания должна помогать проверяющим в измерении, взвешивании и подсчете своих материальных ценностей. Ведь это ей ничего не стоит.

Есть что возразить по тому вопросу: Налоговым кодексом не установлена обязанность компании помогать проверяющим при проведении инвентаризации. И ответственность за невыполнение таких действий ни Налоговым кодексом, ни КоАП не предусмотрена.

Когда возможна

В рамках выездной проверки налоговики вправе провести инвентаризацию любых активов, кредиторской и дебиторской задолженности.

Читайте так же:  Сумма льгот по ндфл на детей

За противодействие могут выписать штраф – от 5 000 до 10 000 рублей а компанию, и от 2 000 до 4 000 руб. на руководителя или предпринимателя.

При камеральной проверке инвентаризация возможна только при согласии проверяемого лица. За отказ ответственность не предусмотрена. Только добровольно.

Вне рамок проверки — не допустима вообще.

Не препятствовать или содействовать проведению инвентаризации

На взгляд авторов, в этом деле суд придерживался чересчур формального подхода, не сформулировав надлежащим образом обоснование отказа в удовлетворении требований. Как представляется, при анализе обстоятельств судом были упущены из вида некоторые моменты. Остановимся на них.

Действительно, требование об обязательном проведении инвентаризации предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете. Однако суд по непонятной причине посчитал, что если подзаконным актом в области налогообложения вводится обязанность, которая может вытекать из обязанности, предусмотренной Законом о бухучете, то это не противоречит налоговому законодательству.

То есть логика суда такова: раз имеется обязанность по проведению инвентаризации (обязанность, которая предусмотрена не налоговым законодательством), значит, обязанность содействия налоговым органам при проведении инвентаризации в ходе выездной налоговой проверки подразумевается.

Однако совершенно непонятно, почему суд пришел к такому умозаключению. Ведь Закон о бухгалтерском учете не является законом о налогах и сборах и, следовательно, не относится к законодательству о налогах и сборах в понимании пункта 1 статьи 1 Кодекса. В то же время согласно статье 23 Кодекса налогоплательщики могут нести только те обязанности, которые возложены на них законодательством о налогах и сборах.

Установление перечня обязанностей налогоплательщика исключительно налоговым законодательством имеет существенное значение, поскольку налогообложение является серьезным (законным) ограничением права собственности. Данное право может быть ограничено только в целях, указанных в части 3 статьи 55 Конституции РФ (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Поэтому в качестве одной из гарантий защиты прав налогоплательщика Кодексом предусмотрено (подп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ), что когда нормативный правовой акт вводит не установленные им обязанности или изменяет определенное им содержание обязанностей, то такой акт признается не соответствующим Кодексу.

Примечательно, что в рассматриваемом деле суд сам указал, что федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе (с соблюдением конституционных принципов законного установления налогов и сборов и разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при обеспечении их взаимодействия) предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подзаконными актами, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Между тем спорный пункт Правил, на взгляд авторов, возлагает на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах, то есть фактически его (законодательство) дополняют.

За налогоплательщиком закреплена обязанность не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «не препятствовать» и «содействовать»? Очевидно, что раз нет прямого предписания о содействии в проведении инвентаризации, то факт непредоставления в распоряжение налогового органа рабочей силы, инструментов и т.п. нельзя рассматривать как препятствование проведению контрольного мероприятия.

Кроме того, необходимо учитывать, что возможны ситуации, когда проверяемый субъект не может выполнить такое требование по причинам объективного характера. Например, рабочие заняты выполнением другой важной задачи, а инструмент может быть неисправен или тоже задействован для других целей.

Авторам представляется неубедительным вывод суда о том, что поскольку проведение инвентаризации вменено субъекту в обязанность, то, значит, он и в момент налоговой проверки должен располагать всем необходимым для проведения инвентаризации должностными лицами налогового органа. Законодательство о бухучете обязывает проводить инвентаризацию, но не регламентирует связанные с ее проведением вопросы, которые относятся к внутрихозяйственной жизни субъекта и решаются им самостоятельно. Например, будет ли инвентаризация производиться собственными силами и средствами, или же такие ресурсы будут привлечены извне исключительно для организации ее проведения.

Таким образом, суд не только вменил налогоплательщику обязанность оказывать содействие в проведении инвентаризации, но и вдобавок косвенно возложил новую — иметь в своем распоряжении рабочую силу и контрольно-измерительные приборы в исправном состоянии под угрозой признания факта их отсутствия или отказа в предоставлении противодействием налоговому органу в проведении инвентаризации имущества.

Основание для проведения

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя инспекции, назначившей выездную проверку. В нем должны быть указаны дата начала и окончания инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, имущество, подлежащее инвентаризации и его местонахождение.

Кто присутствует

Проверку фактического наличия имущества ревизоры вправе проводить только при участии должностных лиц компании.

Участия понятых не требуется.

Необходимо содействовать проведению инвентаризации

Авторы полагают, можно согласиться с выводами суда о том, что оспариваемая норма Положения не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы.

Оспариваемая норма, на взгляд авторов, также не противоречит налоговому законодательству в части, согласно которой «налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки». В данном контексте «создать условия» по смыслу равнозначно «не препятствовать».

В то же время возложение на налогоплательщика обязанности «обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой» не соответствует действующему налоговому законодательству.

Законной, разумной и обоснованной является обязанность налогоплательщика не препятствовать проверке. Содействие же в такой ситуации должно быть правом лица, возможно, рекомендацией по надлежащему поведению в момент проведения проверки, но не обязанностью. При этом отказ налогоплательщика в осуществлении такого содействия сам по себе не должен рассматриваться налоговым органом как противодействие проведению проверки.

Тем не менее несмотря на несогласие авторов с судебными актами по рассмотренному делу важно учитывать, что позиция Верховного Суда РФ является окончательной и ставит точку в вопросе о том, обязан ли налогоплательщик содействовать проведению проверки. В связи с этим авторы рекомендуют налогоплательщикам по возможности оказывать максимальное содействие в проведении инвентаризации налоговым органом. В противном случае существует риск, что бездействие налогоплательщика или отказ в содействии могут быть расценены как воспрепятствование законной деятельности органа государственного контроля по проведению проверки, что является прямым нарушением статьи 19.4.1 Кодекса об административных нарушениях (далее — КоАП РФ).

Такой риск, в частности, подтверждается письмом ФНС России 2013 года «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]).

Читайте так же:  Создать платежное поручение на сайте налоговой

В пункте 3.5 данного документа ФНС России разъясняет, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях проведения инвентаризации имущества может быть квалифицировано именно как нарушение статьи 19.4.1 КоАП РФ. Несмотря на то что в данном письме речь идет о воспрепятствовании доступу, а не об отказе в содействии проведению проверки, велика вероятность, что с учетом позиции Верховного Суда РФ инспекции будут руководствоваться аналогичным подходом к квалификации отказа налогоплательщика предоставить рабочую силу или измерительные приборы для проведения инвентаризации.

Роман Суслов, юрист Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»
Иван Стариков, младший юрист Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

16 . 0 7 .12 Правомерно ли проведение инвентаризации в рамках камеральной проверки?

Правомерно ли проводить проверку складских помещений с полной инвентаризацией, с учетом того что требование о представлении документов было выставлено в рамках проведения камеральной, а не выездной налоговой проверки?

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать пояснения и документы, а также получать сведения, указанные в ст. 88 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Что касается доступа проверяющих на территорию налогоплательщика, проведения осмотра и полной инвентаризации, необходимо учитывать следующие положения НК РФ:

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утверждено Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39. Согласно п. 1.1 данного документа должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, проведение налоговым органом инвентаризации вне рамок выездной налоговой проверки неправомерно.

И резюмируем

В современных условиях диджитализации, хранения информации и документооборота в электронном виде — инвентаризация в целях налогового контроля по сути теряет смысл. Все легко выявляется и без визуального наблюдения за предметами учета.

Целью инвентаризации становится даже уже и не проверка информации, которой налоговики, выходя на налоговую проверку, уже владеют. Она проводится для документального подтверждения доказательств налогового правонарушения. Но, к счастью, не часто.

Независимый налоговый консультант-практик. Советник налоговой службы Российской Федерации 3 ранга. Уже много лет я помогаю российским бизнесменам осмысленно и осознанно решать налоговые проблемы, преодолевать страхи и ограничения, вызванные общением с налоговыми органами. Охлаждать пыл и останавливать от опасных налоговых кульбитов. Уверенно, спокойно и с достоинством вести свой бизнес в непростых, а порой и опасных, российских условиях.

Налоговая инвентаризация

Результат

По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи, акты и ведомости. Обычные инвентаризационные документы.

Последние публикации

19 Февраля 2020

В конце декабря Минфин выпустил новое объемное письмо (от 27.12.2019 № 02‑08‑10/102939), в котором содержится руководство по применению кодов КОСГУ. В рамках настоящего материала рассмотрим положения данного письма.

С 2020 года в России введена система электронных трудовых книжек – новая форма хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Постановлением ПФР от 25.12.2019 № 730п утверждена форма документа «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», который работодатели должны будут ежемесячно представлять в ПФР. О том, как грамотно заполнить новую форму отчетности, вы узнаете из комментария.

Иногда при направлении работника в командировку встречаются нетипичные ситуации. Какими нормативными актами следует руководствоваться при решении возникших в этих случаях вопросов?

17 Февраля 2020

Правомерна ли уплата работодателем из своих средств НДФЛ за работника? Надо ли отражать доначисленный инспекцией налог в формах 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ? Какие разъяснения по данным вопросам представлены в Письме ФНС РФ от 10.01.2020 № БС-4-11/[email protected]?

Смена режима налогообложения (с общего на УСНО) возможна лишь с начала налогового периода (то есть с 1 января). Причем такой переход предусматривает обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету по имуществу, используемому и в рамках УСНО. Вместе с тем нормы Налогового кодекса содержали (до 2020 года) ряд правил, которые теоретически позволяли налогоплательщикам обойти и обязанность по восстановлению НДС, и ограничение на переход на УСНО в середине года. Инструментом для этого является реорганизация (когда правопреемник применяет УСНО или переходит на нее с момента своего создания). Правда, желаемый результат получают не все и не всегда.

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Вправе ли налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки провести инвентаризацию имущества налогоплательщика? Какие основания должны быть для ее назначения и как она проходит?

Данное положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

Налогоплательщику, в отношении которого проводится инвентаризация, необходимо знать, что распоряжение о проведении инвентаризации его имущества при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель (его заместитель) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Таким образом, без распоряжения о проведении инвентаризации, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, инвентаризация налоговиками проводиться не может.

Каковы цели этой инвентаризации? Основные из них — выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского и налогового учета, проверка полноты отражения обязательств в учете.

Что будут инвентаризировать? В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Согласно ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. Инвентаризация имущества организации проводится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Читайте так же:  Недвижимость менее 3 лет в собственности налог

Кто будет проводить инвентаризацию? Решение о составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа, при этом налоговики вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, а зачастую просто их дублирует. Соответственно, основные принципы инвентаризации, проводимой налоговыми органами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят налоговики. Налогоплательщик должен создать условия для обеспечения полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Принципиальное отличие Положения по инвентаризации от указанных методических рекомендаций заключается в том, что в нем есть раздел 4 «Особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя». В целом инвентаризация имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, проходит так же, как инвентаризация в организациях, с учетом следующих особенностей:

— доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей не допускается;
— инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя, которое используется для осуществления предпринимательской деятельности, проводится в его присутствии;
— описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» представители ФНС разъясняют, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность лиц, предусмотренную п. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ: для граждан устанавливается штраф в размере от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц — от 2 000 до 4 000 руб., для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке

При проведении инвентаризации налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.

Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.

Инвентаризация имущества налогоплательщика производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. (п.п. 1.3, 1.4 Положения).

Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем налогового органа в распоряжении о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (п. 2.11 Положения).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. При необходимости для проведения инвентаризации налоговый орган вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. В частности, эксперты привлекаются для оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов основных средств, для определения количества сырья и материалов в незавершенном производстве и т. п. (п.п. 1.5, 2.2, 3.3, 3.29 Положения).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии представляются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).

Все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)». Эти документы служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица налогоплательщика дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов (п. 2.7 Положения).

Внимание

Согласно п. 2.7 Положения налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Признавая данную норму не противоречащей какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Верховный суд РФ указал, что проведение такой инвентаризации не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется. Указанная норма не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 N АПЛ16-25).

Читайте так же:  Код налогового периода в платежном поручении

Отметим, что отсутствие у налогоплательщика измерительных приборов, а также рабочей силы для перемещения грузов не может расцениваться как воспрепятствование осуществлению инспекцией мероприятий налогового контроля (см. постановление Четырнадцатого ААС от 21.01.2013 N 14АП-9563/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 N Ф07-2023/13).

В разделе 3 Положения конкретизированы правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов.

В частности, при инвентаризации основных средств предусмотрена проверка комиссией их назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, а также наличия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и объекты природных ресурсов (земельные участки, водоемы) (п. 3.2 Положения).

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. При этом инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.п. 2.5, 2.6 Положения).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Инвентаризация как прием налогового контроля

Еще один прием налогового контроля — инвентаризация. Процесс инвентаризации — длительный и трудоемкий.

Кстати, налоговики тоже не любят эту нудную процедуру и прибегают к ней для сбора доказательств налоговых правонарушений крайне редко. Прежде всего потому, что факты, выявленные на текущую дату, не могут служить неоспоримыми доказательствами предполагаемых нарушений за прошлые годы, подвергаемые проверке.

Но если в результате проверки учетных документов, анализа информации из других источников или при осмотре территорий и помещений у налогового органа возникнут предположения о наличие неотраженного в учете имущества — прикатит инвентаризация.

Причем любого имущества — товарно-материальных ценностей, основных средств и всего такого, что можно увидеть глазами и потрогать руками.

Бывает, что это метод давления на руководство компании со стороны инспектора – быть сговорчивыми. Затянуть процесс проверки и «мурыжить» налоговыми процедурами. При противодействии доступу и осмотру могут звучать запугивания о проведении инвентаризация. Редко, но угрозы слышны. Не стоит бояться. Важно знать.

Инвентаризация — это инструмент контроля не только для хозяйствующего субъекта, но и для налоговых органов. Так при проведении выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. И чтобы для Вас этот факт не стало неожиданным рассмотрим, как данное мероприятие может организовать налоговый орган на территории вашего предприятия.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается совершением определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения. К таким мероприятиям Налоговое законодательство относит проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Налоговики прибегают к такому инструменту налогового контроля как инвентаризация в следующих случаях:

1. Когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете налогоплательщика;

2. Когда в ходе контрольных мероприятий выявлены данные, дающие основание предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный Приказ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

В соответствии с п. 1.5 Положения по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Отметим, что на момент утверждения данного Положения еще не вступила в силу гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль исчислялся в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Сумма налога в то время определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета с учетом корректировок, которые возникали в силу различий норм Закона N 2116-1 и Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (утв. Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231) и положений нормативных правовых актов бухгалтерского учета. Поэтому в настоящий момент данное положение должно использоваться с учетом всех изменений в налоговом и бухгалтерском законодательстве.

Основания для налоговой инвентаризации

Выше приводилось, что проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно лишь при выездной налоговой проверке. А вот рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе производить инвентаризацию имущества налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

Читайте так же:  Срок возврата переплаты по налогу по заявлению

Такую же позицию занимают и судьи в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.11.2006 N КА-А40/11244-06, ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 N А56-27539/2006.

Порядок проведения инвентаризации налоговыми органами

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации). В данном распоряжении (форма распоряжения приведена в Приложении N 1 к Положению об инвентаризации) указываются:

— наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), в отношении имущества которой проводится инвентаризация;

— юридический адрес (место жительства налогоплательщика);

— состав инвентаризационной комиссии с ее председателем;

— имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;

— сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания);

— причина проведения налоговой инвентаризации.

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми органами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Положение по инвентаризации во многом схоже с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Некоторые его положения идентичны требованиям, установленным названными Методическими указаниями, а отдельные — просто их повторяют. Отсюда основные постулаты общей инвентаризации используются и при налоговой ревизии.

Еще до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает от налогоплательщика последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Последнее положение наводит на мысль о правомерности требования проверяющих о представлении документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Поскольку инвентаризация проводится в рамках выездной проверки, представление документов должно осуществляться:

— во-первых, в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, — путем выставления соответствующего требования;

— а во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ — только за период, не превышающий трех лет.

Соответственно, документы, не относящиеся к проверке, налоговики истребовать не вправе. Но это сводит на нет весь смысл процедуры инвентаризации.

Непредставление же документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, скорее всего, не найдет поддержки у судей, поскольку норма о возможности проведения инвентаризации налоговиками в НК РФ все же прописана.

Материально ответственные лица должны расписаться в том, что к началу инвентаризации:

— все документы на имущество сданы в бухгалтерию и отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии;

— все подотчетные ценности оприходованы, а выбывшие — списаны.

Такие же расписки дают лица, которым выданы подотчетные суммы на приобретение имущества (доверенности на его получение).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. Но при этом используются не унифицированные формы для инвентаризации (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26), а формы, которые приведены в Приложениях N 4 — N 13 к Положению об инвентаризации.

Отметим, что в некоторых формах (к примеру, в инвентаризационных описях основных средств и товарно-материальных ценностей (Приложения N 4 и N 5 к Положению об инвентаризации)) имеются графы «по данным бухгалтерского учета. «. Но фискалы, скорее всего, будут вносить информацию о количестве и стоимости активов по данным налогового учета.

Процесс инвентаризации

Наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера. Количество материалов и товаров, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части этих ценностей. Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и специальных технических расчетов (п. 2.7 Положения об инвентаризации). Этим же пунктом предлагается налогоплательщику создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

В частности, обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое оборудование, а также измерительные, контрольные приборы и мерную тару.

Такое требование, конечно, удобно только для проверяющих. Но в НК РФ такой нормы не существует. К тому же ни Налоговый кодекс РФ, ни Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливают ответственности за невыполнение таких действий. Единственная возможность налоговиков привлечь к ответственности налогоплательщика — это использование ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ. Но для этого фискалы должны доказать, что налогоплательщик не подчинился именно законному требованию. Законодатель же, как было сказано выше, такую обязанность налогоплательщику не вменил.

Свою «нейтральность» в части создания условий налогоплательщик может обосновать тем, что у него на момент инвентаризации отсутствуют необходимые сотрудники, нет достаточных финансовых ресурсов для привлечения рабочей силы и техники и др.

Документальное оформление

В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения об инвентаризации). Заполнение данных описей и актов должно осуществляться с учетом требований, указанных в п. п. 2.8 — 2.10 Положения об инвентаризации.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально ответственные лица (п. 2.10 Положения об инвентаризации). При этом, как и при обычной инвентаризации, налоговики хотели бы получить расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку имущества комиссией в его присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

Материально ответственное лицо может отказаться от подписания описи ссылаясь на претензии к налоговикам. Положение об инвентаризации не содержит способа преодоления такого отказа налогоплательщика. Любые действия фискалов в данной ситуации станут процедурными нарушениями. На них-то и следует заострять внимание при рассмотрении дела в суде. Вполне возможно, что судьи не примут такую опись в качестве надлежащего доказательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Завершается все составлением ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Ее подписывает председатель комиссии. Нарушение приведенных положений может впоследствии стать основным доводом при оспаривании результатов инвентаризации, проведенной налоговиками, в суде.

Источники

Инвентаризация имущества при налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here