Изменения валютного законодательства

Офисы компании

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2 августа 2019 года Президент РФ утвердил федеральный закон, направленный на либерализацию репатриации денежных средств и ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием иностранных счетов[1]. В настоящем информационном письме приведён краткий обзор основных изменений валютного законодательства.

Расширен перечень операций по зачислению денежных средств на иностранные счёта

С 1 января 2020 года на счета резидентов в иностранных банках могут быть зачислены денежные средства в результате следующих операций:

Получатель (владелец счёта) Иностранный банк Операция по зачислению денежных средств
Физическое лицо – резидент Одновременно:
– Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ
– Данное государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме
Денежные средства, получаемые от нерезидентов, – без ограничений
Физическое лицо – резидент Нет требований Доходы от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов в иностранных банках, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства
Физическое лицо – резидент Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ Возврат суммы денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту (до 1 января 2020 года можно зачислять только доход, полученный от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг нерезиденту)
Резидент – сторона внешнеторгового договора (контракта) Нет требований Денежные средства в валюте РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации

В отдельных случаях отменены требования о предоставлении ежегодных отчетов по иностранным счетам

С 1 января 2020 года физическое лицо – резидент вправе не представлять налоговым органам отчет о движении денежных средств по иностранному счету, если одновременно выполняются следующие условия:

  • счет открыт в банке, расположенном на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, и это государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме;
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на счет (списанных со счета) за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, либо остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет не осуществлялось.

Для счетов, открытых в иностранной валюте, пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

«Иная организация финансового рынка» – новое понятие валютного законодательства

С 1 января 2020 года требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новом законе, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Иными словами, в число таких организаций могут войти, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ЦБ РФ должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета резидентов в таких организациях или когда денежные средства могут быть списаны с таких счетов. По общему правилу юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом регулирование операций по счетам в иностранных организациях финансового рынка будет иметь сходство с регулированием операций по счетам в иностранных банках.

Отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам[2]

Во-первых, вводится поэтапная отмена требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта большей части сырьевых товаров (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 года полностью отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта всех иных товаров, за исключением товаров некоторых категорий (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Требования о репатриации будут отменены исключительно в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.

Расчеты с российскими гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в других странах

С 1 января 2020 года физические лица — резиденты смогут переводить иностранную валюту без каких-либо ограничений по суммам со своих счетов в российских банках на иностранные счета физических лиц — резидентов в оплату переданных товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг.

Возможность осуществления такого перевода будут определять характеристики его получателя – срок пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и наличие статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства пребывания.

Расчеты с российскими образовательными организациями

Со 2 августа 2019 года перечень разрешенных валютных операций между резидентами пополнился операциями, совершаемыми за пределами территории РФ по договорам об образовании между физическими лицами — резидентами со сроком пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и российскими государственными образовательными организациями высшего образования (их зарубежными филиалами).

При оказании образовательных услуг за пределами территории РФ указанные организации (их зарубежные филиалы) смогут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с такими физическими лицами, а также с физическими лицами — нерезидентами без обязательного использования банковских счетов в российских банках.

Любопытно, что действие данных положений валютного законодательства распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Читайте так же:  Где заполнять налоговую декларацию 3 ндфл

1 Федеральный закон № 265-ФЗ от 02 августа 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

2 Положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому в каждом отдельном случае необходим тщательный анализ внешнеторгового договора (контракта) на предмет наименования экспортируемого товара

© 1996–2020
Консультационная группа Прайм Эдвайс

Офисы компании

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании, Закон).

ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – ТЕПЕРЬ ВАЛЮТНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ

Внесенные поправки в первую очередь были призваны сблизить понятия «налогового» и «валютного» резидентства по российскому законодательству. Так, с 1 января 2018 года валютными резидентами будут считаться все граждане РФ без исключения. Данный подход принципиально меняет действовавшее ранее регулирование, когда граждане РФ, проживавшие в иностранном государстве более 1 года, не признавались российскими валютными резидентами и освобождались от исполнения требований валютного законодательства РФ при совершении операций за рубежом.

При этом новая редакция Закона устанавливает определенные преимущества для граждан РФ, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года составляет в совокупности более 183 дней, а именно:

  • Во-первых, они освобождаются от обязанности уведомлять российские налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в зарубежных банках и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), а также от обязанности представлять российским налоговым органам отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Тем не менее, в случае если данное преимущество обоснованно применялось резидентом РФ, но в определенный момент срок его пребывания за пределами территории РФ в течение календарного года составил в совокупности менее 183 дней, он будет обязан предоставлять российским налоговым органам соответствующие уведомления и отчеты в порядке, предусмотренном валютным законодательством РФ.

  • Во-вторых, разрешены валютные операции между такими лицами, совершаемые за пределами территории РФ.

Отметим, что данные положения применяются в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов), открытых гражданами РФ в зарубежных банках, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Продажа ценных бумаг, транспортных средств и недвижимости за рубежом

С 1 января 2018 года также расширен перечень разрешенных валютных операций для физических лиц — резидентов, счета которых открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ. На такие счета могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов в результате следующих сделок:

  • отчуждения резидентом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (полный перечень иностранных бирж приведен в приложении к настоящему обзору);
  • продажи резидентом нерезиденту транспортного средства, находившегося в собственности резидента за пределами территории РФ;
  • продажи резидентом нерезиденту недвижимого имущества, находившегося в собственности резидента за пределами территории РФ. В данном случае должны быть соблюдены определенные критерии, а именно:
  1. недвижимость должна быть зарегистрирована (находиться) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ;
  2. данное государство должно осуществлять автоматический обмен финансовой информацией с РФ на основании двустороннего договора или многостороннего соглашения;
  3. счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке, расположенном на территории того же иностранного государства, где расположена недвижимость.

Как определить свой налоговый орган для целей валютного законодательства?

Изменения коснулись и критериев определения налогового органа по месту учета резидента для целей представления уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках. В частности, в соответствии с новой редакцией Закона о валютном регулировании резиденты — физические лица представляют такие уведомления:

  • в налоговый орган по месту жительства на территории РФ;
  • в случае отсутствия у резидента места жительства на территории РФ – в налоговый орган по месту пребывания на территории РФ;
  • в случае отсутствия у резидента на территории РФ места жительства (места пребывания) – в налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимости (а при наличии у резидента нескольких таких объектов – в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору резидента);
  • в случае отсутствия у резидента места жительства (места пребывания) и недвижимости на территории РФ – в налоговый орган, определенный ФНС России.
  1. Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
  2. Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

Приложение
Перечень иностранных фондовых бирж

(утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.04.2007 N 07-51/пз-н)

  1. Нью-Йоркская фондовая биржа – New York Stock Exchange
  2. Насдак – Nasdaq
  3. Лондонская фондовая биржа – London Stock Exchange
  4. Токийская фондовая биржа – Tokyo Stock Exchange
  5. Евронекст – Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris
  6. Немецкая фондовая биржа – Deutsche Borse
  7. Испанская фондовая биржа – BME Spanish Exchanges
  8. Шанхайская фондовая биржа – Shanghai Stock Exchange
  9. Итальянская фондовая биржа – Borsa Italiana
  10. Северная фондовая биржа – OMX Nordic Exchange
  11. Швейцарская фондовая биржа – Swiss Exchange
  12. Фондовая биржа Торонто – Toronto Stock Exchange
  13. Шенженьская фондовая биржа – Shenzhen Stock Exchange
  14. Гонконгская фондовая биржа – Hong Kong Stock Exchange
  15. Корейская фондовая биржа – Korea Exchange
  16. Австралийская фондовая биржа – Australian Stock Exchange
  17. Тайваньская фондовая биржа – Taiwan Stock Exchange Corp.
  18. Фондовая биржа Осло – Oslo Bors
  19. Американская фондовая биржа – American Stock Exchange
  20. Национальная Индийская фондовая биржа – National Stock Exchange India
  21. Фондовая биржа Сан-Пауло – Sao Paulo Stock Exchange

© 1996–2020
Консультационная группа Прайм Эдвайс

Изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Федеральным законом от 02.12.2019 № 298-ФЗ юридическим лицам-резидентам предоставляется право осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость, а также расчёты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Читайте так же:  Штрафы валютный контроль практика

Федеральным законом также предоставляется право юридическим лицам-резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

Изменения в валютном законодательстве в 2018 — 2019 годах

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Уточнения ФНС об отчетности по счетам физлиц за рубежом

Обязанность физических лиц предоставлять ФНС сведения о счетах за рубежом и о движении средств по ним была установлена в 2015 году постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 (этим же постановлением были внесены соответствующие изменения в ст. 12 ФЗ № 173).

Вместе с тем в положениях данного НПА оставались разночтения в том, кого следует, а кого не следует считать валютным резидентом РФ, подотчетным ФНС.

В связи с этим ФНС выпустила письмо от 20.06.2016 № ОА-3-17/[email protected], где конкретизировала следующее:

  • Валютными резидентами признаются граждане РФ за исключением:
  • тех, кто постоянно в течение более 1 года проживает на территории другого государства на легальных основаниях (например, по виду на жительство);
  • тех, кто постоянно в течение более 1 года пребывает на территории другого государства на легальных основаниях (по рабочей или учебной визе и т. п.).
  • Если условия, изложенные в предыдущем пункте, были нарушены (например, гражданин в течение года въезжал в РФ), то установленный срок считается прерванным и для получения статуса нерезидента начинает считаться заново, с момента последнего выезда из РФ.

В том же письме ФНС уведомляет, что данный порядок будет представлен законодателям в ходе работы над проектом очередных изменений в ФЗ № 173. Таким образом, следует ожидать включения данного порядка в текст официального закона.

Новое в правилах идентификации клиента-физлица при операциях с инвалютой

В данном случае речь пойдет о требованиях ФЗ № 115, связанных с обязательной процедурой идентификации клиента при совершении операций с валютой.

В соответствии с законом от 03.07.2016 № 263-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ о противодействии легализации преступных доходов»:

  • Банк может не проводить процедуру идентификации для физлица, выполняющего операцию обмена валюты на сумму, не превышающую эквивалент 40 000 руб. До изменений верхний предел суммы для упрощенного обмена был 15 000 руб.
  • Банк может проводить упрощенную идентификацию для клиента-физлица, совершающего сделку по купле-продаже валютных ценностей на сумму, не превышающую эквивалент 100 000 руб.

Напомним, что банк именно может не проводить идентификацию. Однако проводить ее или нет, все-таки остается на усмотрение работающих с клиентом сотрудников банка.

Наиболее интересные проекты дальнейших изменений в валютном законодательстве

Несколько проектов федеральных законов, находящихся на начало 2017 года в стадии рассмотрения, связаны с регулировкой репатриации валютных средств.

Репатриация — это возвращение в страну финансовых средств, инвестированных за рубежом. В широком смысле включает в себя также перевод в РФ средств, полученных от зарубежных контрагентов по контрактам на продажу товаров (работ, услуг).

Видео (кликните для воспроизведения).

Судя по уже представленным общественности проектам законов, именно этому аспекту уделялось и уделяется внимание в 2016–2017 годах:

  • Проект ФЗ от 15.01.2016 о внесении изменений в отдельные акты законодательства РФ — предусматривает порядок, не допускающий незаконный вывод из РФ денежных средств, а также конкретизирует полномочия органов валютного контроля по выявлению и пресечению таких действий.
  • Проект ФЗ от 06.05.2016 о внесении изменений в ФЗ № 173 — предусматривает введение дополнительных мер административной ответственности для должностных лиц, ответственных за внешнеэкономическую деятельность предприятия, при нарушении положения валютного законодательства РФ.
  • Проект ФЗ от 17.05.2016 о внесении изменений в ФЗ № 173 и КоАП РФ — вводит дополнительные меры по обеспечению и контролю репатриации валютных средств, включая движение средств по договорам иным, чем купля-продажа (по займам, инвестиционному финансированию).
  • Проект ФЗ от 04.08.2016 о внесении изменений в ФЗ № 173 и КоАП РФ — рассматривает еще один комплекс дополнительных мер по обеспечению репатриации валютных средств путем контроля сроков исполнения финансовых обязательств перед российскими поставщиками по внешнеторговым контрактам. Предполагается, что обеспечивать контроль будут агенты валютного контроля (уполномоченные банки).
Читайте так же:  Финансовый контроль задачи ответы

Таким образом, упрощая, с одной стороны, порядок работы с валютными средствами в РФ, законодатели, с другой стороны, уделяют внимание тому, чтобы вырученные от внешнеторговых сделок средства попадали и вновь инвестировались в РФ.

Новое в законе о валютных операциях в РФ

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Законы от 07.03.2018 № 44-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ, от 29.07.2018 № 247-ФЗ расширили перечень разрешенных между резидентами валютных операций. В том числе:

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Также в 2018 году поправки в закон № 173-ФЗ вносились законами от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 474-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ. На 2019 год нововведений в законе 173-ФЗ пока не было.

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

Итоги

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Изменения в валютном законодательстве с 2017 года

Изменения в валютном законодательстве с 2017 года, по мнению некоторых экспертов, ведут к некоторому упрощению валютных операций на территории РФ. Об основных аспектах изменений, вступивших в силу с 01.01.2017, и о проектах, которые могут быть приняты в 2017-м, расскажет этот материал.

Изменения в ФЗ «О валютном регулировании»

Изменения в ФЗ № 173 внесены законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ.

В первую очередь стоит рассмотреть структурные изменения в органах валютного контроля:

  • Таможенные и налоговые органы, до 2016 года осуществлявшие функции агентов валютного контроля, перестали быть агентами и получили статус органов валютного контроля, уполномоченных Правительством РФ (соответствующие изменения затронули ст. 22 ФЗ № 173). Причиной такого изменения стало то, что действовавший орган валютного контроля — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — был упразднен.
  • Полномочия Банка России по контролю за осуществлением операций в валюте расширены путем включения в подотчетные БР структуры некредитных организаций, перечисленных в законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О ЦБ РФ».
Читайте так же:  Ставки земельного налога сельских поселений

Помимо приведенных изменений, в ст. 1 закона № 285-ФЗ конкретизирован порядок документооборота между новыми органами валютного контроля — ФТС и ФНС — и оставшимися агентами валютного контроля — уполномоченными банками и корпорацией «Внешэкономбанк». В соответствии с регламентом агенты обязаны передавать новым органам контроля по их запросу заверенные копии документации для проведения контрольных мероприятий.

Дополнения в административной ответственности за нарушения резидентами порядка работы с валютой РФ по внешнеторговым контрактам

ФЗ от 23.06.2016 № 212-ФЗ вносит такое дополнение в ст. 15.25 КоАП РФ — штраф от 4 000 до 5 000 рублей на руководство и от 40 000 до 50 000 рублей на юрлицо-резидента налагается, если совпали такие условия:

  • у юрлица-резидента действует внешнеторговый контракт, по которому требуется оформлять паспорт сделки по законодательству РФ;
  • юрлицо-резидент не обеспечило в срок получение на свои счета необходимой суммы выручки в валюте РФ по такому контракту.

Изменения в валютном законодательстве с 2016 года, действующие в 2017-м

В 2016 году было принято довольно большое число законов, влияющих на систему валютного регулирования и контроля в РФ. Стоит отметить, что еще больше было разработано законопроектов в этой области. Как отмечают аналитики — общая тенденция новых законодательных актов ведет к тому, что в итоге к 2018 году законодательство будет более либеральным для субъектов, являющихся участниками валютных правоотношений на территории РФ.

Напомним, что операции с валютой РФ и инвалютами регулируются не только положениями закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании» (далее ФЗ № 173), но и комплексом других федеральных и отраслевых актов, в которых затрагиваются аспекты валютных правоотношений. Например, закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации преступных доходов» (далее ФЗ № 115) устанавливает ограничительные критерии для физлиц, решивших осуществить куплю-продажу валюты или отправить денежный перевод без открытия банковского счета.

Помимо изменений в приведенных выше ФЗ № 173 и 115, в части валютного регулирования и связанных с ним аспектов в 2016 году «отметились»:

  • разъяснительное письмо ФНС о предоставлении резидентами информации по счетам в зарубежных банковских структурах;
  • дополнения в КоАП РФ, вводящие ответственность за неправильное документальное оформление внешнеторговых сделок.

Итоги

Начало 2017 года ознаменовалось вступлением в силу некоторых законов, влияющих на порядок проведения операций с валютными ценностями для физлиц, а также изменяющих действовавшую до 2017 года структуру органов валютного контроля. Вместе с тем 2016 год был богат на законопроекты, связанные с изменениями валютного законодательства в сфере репатриации валютной выручки. И хотя на 01.01.2017 эти законопроекты еще не были утверждены, следует ожидать их принятия и, возможно, вступления в силу уже в 2017 году.

Значимые изменения в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Как сообщили TKS.Ru в пресс-службе ЮТУ, с 1 января 2020 года вступает в силу федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (за исключением отдельных положений).

Данный документ вносит ряд существенных изменений в сферу валютного регулирования и валютного контроля, касающихся в том числе внешнеторговой деятельности юридических лиц-резидентов.

В законе появилось новое понятие – «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно положениям новой редакции ч. 1 ст. 12 закона №265-ФЗ такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.
Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными законом № 265-ФЗ кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

с 1 января 2020 г. – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2021 г. – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2022 г. – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2023 г. – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2024 г. – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т.е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 закона № 265-ФЗ внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, но и о статистических формах учета перемещения товаров.

Изменения валютного законодательства – 2018: чего ждать бизнесу

14 мая 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь у банков больше возможностей отказать в выполнении валютной операции, например, если клиент предоставил недостоверные документы или не тот пакет документов.

Читайте так же:  Реквизиты налог за себя ип

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса. Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст. 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения. Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).
Видео (кликните для воспроизведения).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источники

Изменения валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here