К формам финансового контроля относятся

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

http://www.aup.ru/books/m231/3_1.htm

Формы и методы финансового контроля

Форма финансового контроля —это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Формы проведения финансового контроля:

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

Методы проведения финансового контроля:

проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии.

Основной метод финансового контроля – ревизия,т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных. Ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Читайте так же:  Бланк налога енвд

По содержанию они делятся на документальные и фактические.Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры:

– по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;

– возмещению причиненного материального ущерба;

– разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;

– виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии. Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Минфину, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

20. Бюджетное право РФ: понятие, источники, место в системе финансового права.

Бюджетное право– это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджетной системы, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Источники бюджетного права. Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ (ст. 71, 106). Помимо этого и конституционные нормы общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди действующих в данной сфере законодательных актов особо следует отметить БК кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды, определены правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, также содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют указы Президента, постановления Правительства, правовые акты Министерства финансов, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также НПА субъектов РФ и ОМС. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним.

Бюджетное право входит в состав финансового права, является его подотраслью относится бюджетное право к особенной части финансового права.

Многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. В том числе нормы о финансовой системе в целом. При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания. Так, например, глава 26 БК так и называется: «Основы государственного и муниципального финансового контроля». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия, — бюджетный контроль. Бюджетный контроль как вид финансового контроля представляет собой систему контрольных мероприятий по проверке законности отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов бюджетной системы — централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

Читайте так же:  Земельный налог на два участка

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 1247 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/14-19974.html

Виды финансового контроля

Лекция №3

Тема: «Финансовый контроль в Российской Федерации»

Понятие финансового контроля, его задачи и роль.

Виды финансового контроля.

Органы финансового контроля.

Методы финансового контроля.

Понятие финансового контроля, его задачи и роль.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

– проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

– проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

– проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

– выявлении внутренних резервов производства;

– устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются,

во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами,

во-вторых, экономическая обоснованность (оправданные затраты) и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть:

Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль– это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов.

Инициативный – осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов собственными силами, а также посредством привлечения аудиторов или аудиторских организаций.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

– представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– ведомственный и внутрихозяйственный;

Основные виды контроля в финансовой сфере:

– Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль;

– Аудиторский (независимый) финансовый контроль;

– Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль);

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 45 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

1. выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

2. разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

3. принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в ред. от 01.12.2014 г.), аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Читайте так же:  Земельный налог бухгалтерские проводки

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

– понесенные убытки в полном объеме;

– расходы на проведение перепроверки;

– штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 8707 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/14-16144.html

Содержание и виды финансового контроля

Краткий теоретический материал

Финансовый контроль является важным функциональным элементом процесса управления финансами и проявлением контрольной функции финансов. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и экономических субъектов.

Рис. 11. Классификация видов финансового ко нтроля На государственном уровне финансовый контроль осуществляют органы управления финансами (рис. 8). Высшим государственным органом финансового контроля в России является Счетная палата. На уровне предприятий и орга-

низаций финансовый контроль осуществляется сотрудниками, наделенными соответствующими полномочиями.

1. Задания для подготовки к семинарским занятиям:

1.1. Объяснить значение и цели финансового контроля.

1.2. Охарактеризовать объекты финансового контроля.

1.3. Объяснить суть целевого использования денежных средств, привести примеры.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.4. Изложить принципы проведения контрольных процедур в сфере финансов.

1.5. Привести примеры обязательных и инициативных контрольных мероприятий.

2. Темы для подготовки докладов:

2.1. Французская и англосаксонская модели финансового контроля.

2.2. Специфика налогового и бюджетного контроля

2.3. Содержание аудита как вида финансового контроля.

2.4. Контрольные функции Центрального банка.

2.5. Информационное и методическое обеспечение финансового контроля.

3. Темы для написания эссе:

3.1. Роль финансового контроля в реализации финансовой политики государства.

3.2. Взаимосвязь контроля и финансовых показателей деятельности предприятий.

3.3. Современные проблемы нецелевого использования государственных фондов денежных средств.

http://economics.studio/finansistam/soderjanie-vidyi-finansovogo-90295.html

Назначение и формы финансового контроля

Одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода.

Территориальный финансовый контроль — это проверка уполномоченными территориальными органами власти соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных требований законодательства, норм, правил, установленных властью.

К задачам финансового контроля относятся:

1) проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

3) проверка правильности составления и исполнения бюджета;

4) проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

5) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Объектами финансового контроля в территориальной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы:

1. По источникам финансовых ресурсов:

• средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций;

• кредитные и заемные средства;

• средства от размещения территориальных финансов в кредитно-финансовых организациях;

• федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.

2. По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:

• органы государственной власти и их структурные подразделения;

• муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;

• банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;

• предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.

3. По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:

• территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

• территориальные программы, итоговые документы по их реализации;

• законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

Финансовый контроль в целом подразделяется на государственный и негосударственный (аудит).

В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.

Читайте так же:  Возврат налога за лечение

Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами, акционерами и т.п.

В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита.

Аудит — независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.

По виду материалов контроля различают документальный и фактический контроль.

В число основных способов документального контроля включают:

• формальную и арифметическую проверку документов;

• юридическую оценку отраженных в документах хозяйственных операций;

• логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

• встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;

• способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;

• оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

• балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей;

Фактический контроль подразделяется на три группы:

2) экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

3) визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).

По времени проведения финансовый контроль делится натри вида: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля — выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями.

В процессе текущего финансового контроля выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Следовательно, текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отчетов.

Документальная ревизия — устанавливает обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

Для выяснения достоверности имеющихся в ревизуемой организации бухгалтерских и других документов о произведенных затратах осуществляются проверки в тех организациях, от которых поступили или которым переданы материальные ценности или денежные средства. Эти проверки называются встречными.

Ог степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные.

Полная ревизия проводится, когда необходимо всесторонне проверить хозяйственно-финансовую деятельность.

Частичная ревизия предполагает проверку одного или нескольких участков работы ревизуемого объекта.

При тематических ревизиях проверяется положение дел па одном из участков работы нескольких предприятий (учреждений) отрасли или ведомства.

Комплексная ревизия — это ревизия всех разделов работы проверяемой организации. Ею охватываются не только вопросы, евя занные с хозяйственно-финансовой деятельностью, но также технические, кадровые и др.

Каждый вид ревизии может быть проведен сплошным методом, когда проверяются все документы за ревизуемый период (как правило, с момента последней ревизии), и выборочным, при котором ревизуются документы за определенный период, представляющий наибольший интерес исходя из целей данной ревизии.

Проверка (вторая форма последующего контроля), как правило, проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам, штатам и т.д.). Проверке подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям — составление и исполнение их сметы расходов. При этом проверяется соблюдение законности, эффективности использования средегв, выделенных на текущее содержание, оснащение учреждений и др.

Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.

По итогам рассмотрения результатов указанного анализа могут быть внесены уточнения в финансовые планы организаций в сметы бюджетных учреждений, увеличивающие платежи в бюджет и сокращающие ассигнования из бюджета.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.

Читайте так же:  Письмо налоговой о выездной налоговой проверке

Важным этапом контрольной работы является реализация материалов ревизий и проверок. Ее формы зависят от объекта проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принимаемом документе по результатам ревизии намечаются мероприятия по устранению выявленных упущений в деятельности организаций и учреждений, а на виновных лиц налагаются взыскания.

http://economics.studio/finansistam/naznachenie-formyi-finansovogo-91997.html

Формы и виды финансового контроля

Субъекты.

Объект, предмет и субъекты финансового контроля

Объект финансового контроля – движение денежных ресурсов в процессе формирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также в некоторых случаях это иные материальные и трудовые ресурсы (в том числе человеческие).

Предмет финансового контроля – соответствующая финансовая документация (налоговые декларации, приходные и расходный кассовый орде, смета и т.д.). Кроме того, предметом могут выступать валютные и кассовые операции и т.д. н-р, зачисление и списание средств со счета, очередность списания средств со счета, своевременность их списания и т.д.

1. Контролирующий субъект.

Счетная палата – высший орган государственного финансового контроля. Осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и средств.

Контрольное управление Президента РФ – имеет право осуществлять финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета. Действует на основании положения, утвержденного указом Президента РФ от 8 июня 2004 года №729.

Министерство финансов РФ. Напрямую контроль осуществлять не может, а осуществляет через соответствующие подведомственные ему федеральные службы (ФНС, РосФинНадзор, федеральное казначейство РФ, федеральная служба по финансовому мониторингу).

Контрольно-счетные органы субъектов РФ. Контрольно-счетная палата Иркутской области и служба государственного финансового контроля Иркутской области. Образуется законодательным собранием Иркутской области и подотчетна этому органу. Закон «Об общих принципах законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Контрольно-счетные органы муниципальных образований. Контрольно-счетный орган МО, который образуется представительным органом и подчиняется ему. + Орган, образуемый в составе местной администрации.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. ФЗ от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности подобного рода отчетности.

2. Контролируемый субъект. Это органы власти, организации, ИП и другие лица, которые осуществляют финансовую деятельность. Н-р, бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств, налогоплательщики, валютные резиденты (нерезиденты) и другие лица.

Форма финансового контроля – это способ выражения и организации контрольных действий. Выделяются в доктрине ФП три основные формы финансового контроля:

1. Предварительный ФК. Осуществляется в ходе обсуждения (рассмотрения), а также утверждения проектов законов (решений) о бюджете, а также иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

2. Текущий ФК. Осуществляется на стадии исполнения закона (решения) о бюджете. Данные вопросы рассматриваются на заседаниях комиссий, комитетов соответствующих законодательных (представительных) органов власти.

3. Последующий ФК. Реализуется на стадии рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Эти формы финансового контроля устанавливаются статьей 265 бюджетного кодекса.

Данные формы финансового контроля охватывают все стадии финансовой деятельности. При этом статья 265 применяется в отношениях, связанных с бюджетом и иными бюджетными правоотношениями.

По мнение некоторых авторов это не формы, а виды финансового контроля. Но статья 265 закрепляет формы финансового контроля.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов финансового контроля:

1. Контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти. Данный вид контроля реализуется в виде парламентских слушаний заседаний и комиссий законодательных (представительны) органов власти. Основанием парламентских слушаний является депутатский вопрос с целью получения информации об использовании финансовых ресурсов.

2. Контроль, осуществляемы президентом РФ. Не напрямую, а при помощи администрации. Выражается в деятельности контрольного управления президента РФ.

3. Контроль, осуществляемы органами исполнительной власти общей компетенции (правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местная администрация).

4. Контроль органов исполнительной власти специальной компетенции. РОСФИННАДЗОР (контроль за использованием средств федерального бюджета), федеральное казначейство РФ, служба государственного финансового контроля Иркутской области.

5. Контроль, осуществляемый специальными органами, образованными законодательной (представительной) власти (счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольно-счетная палата Иркутской области, контрольно-счетные органы муниципальных образований).

6. Аудиторский финансовый контроль.

7. Общественный финансовый контроль. Соответствующее население осуществляет финансовый контроль за использованием соответствующих региональных либо местных финансов. В этом виде могут участвовать соответствующие общественные объединения, организации и иные формы объединения граждан.

8. Внутренний (внутриведоственный) финансовый контроль. Внутри соответствующего органа власти имеется соответствующее подразделение, осуществляющее финансовый контроль.

По степени обязательности (императивности):

1. Обязательный. Осуществляется в силу прямого предписания соответствующего федерального закона. Ежегодно контролируются: ЦБ РФ, акционерные общества, государственные корпорации, агентства по страхованию вкладов, внешэкономбанк, унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды.

2. Добровольный (инициативный). Проводится в зависимости от желания субъекта, осуществляющего финансовую деятельность. Сейчас все коммерчесские организации, ИП могут проводить ФК в отношении себя в виде соответствующих аудиторских проверок.

От уровня осуществления ФК:

1. На уровне РФ. Объект – федеральные финансы.

2. На территории соответствующего субъекта РФ. Объект контроля – финансы субъекта РФ.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 695 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/16_105091_formi-i-vidi-finansovogo-kontrolya.html

К формам финансового контроля относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here