Казенное учреждение освобождение от госпошлины

Казенное учреждение освобождение от госпошлины

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 октября 2016 г. N 03-05-04-03/57817 Об освобождении от уплаты государственной пошлины государственных казенных учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, в том числе и при обращении в суды

В связи с письмом по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины государственных казенных учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе и при обращении в суды, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Данные положения Кодекса распространяются на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означают освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в том числе и в судах.

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законом Краснодарского края от 21 октября 2015 г. N 3255-КЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края — администрации Краснодарского края» определена система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, согласно которой учреждения, подведомственные департаменту строительства Краснодарского края, в частности, ГКУ, не относятся к исполнительным органам государственной власти Краснодарского края.

С учетом изложенного освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, на ГКУ не распространяется.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

При применении данного положения Кодекса следует учитывать, иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Комментарий к решению суда

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти. Подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (пункты 3 и 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 157).

Основным критерием освобождения органов государственной власти от уплаты государственной пошлины является их полное финансирование из бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, за исключением участвующих в международном движении или ввозимых на ее территорию на срок не более шести месяцев, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

На основании изложенных норм суд приходит к выводу, что учреждение имеет право на освобождение от уплаты госпошлины.

Казенное учреждение освобождение от госпошлины

Вопрос:

Об освобождении казенных учреждений от уплаты госпошлины.

В связи с этим освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса, в том числе и за государственную регистрацию транспортных средств, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации учреждений не предусмотрено.

Госпошлина для казенного учреждения

«Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2017, N 6

Казенное учреждение, согласно Бюджетному кодексу РФ, не только оказывает государственные (муниципальные) услуги, но и в определенных случаях исполняет государственные (муниципальные) функции, обеспечивая реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.

Однако, исполняя государственные (муниципальные) функции, казенные учреждения порой сталкиваются с ситуацией, когда законодательство РФ ставит их в неравное положение с органами государственной власти (местного самоуправления). Например, при обращении в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных им отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.

Читайте так же:  Выплата дивидендов из кассы организации чем грозит

Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений

Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:

  • охраны гражданских прав;
  • данных населению страны законом свобод и их интересов;
  • интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.

Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:

  • приговора;
  • постановления;
  • определения;
  • решения суда.

Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.

От внесения на баланс суда выплаты за предоставленные услуги также освобождаются некоторые должностные лица и государственные органы

Освобождение от уплаты государственной пошлины: другие случаи

Помимо вышеописанного, освободиться от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные инстанции общей юрисдикции можно в следующих случаях.

Таблица 2. Случаи освобождения от уплаты пошлины в суды общей юрисдикции

Исключение в этой ситуации составляют случаи, когда рассматриваются споры между представителями обозначенной выше категории и их наследниками.

При подаче заявлений о несогласии с отказом Интересующее нас обстоятельство возможно в случае, когда подаются заявления, содержащие несогласие относительно вынесенного ранее отказа признать того или иного гражданина:
  • беженцем;
  • вынужденным переселенцем.
  • По делам о недобровольной госпитализации Не взимается госпошлина в рамках административного судопроизводства, темой которого является госпитализация лица без согласия оного:
  • в психиатрическое медицинское учреждение для лечения;
  • в то же учреждения для прохождения обследования.
  • Вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины регулирует Налоговый Кодекс нашей страны

    Освобождение от уплаты государственной пошлины

    Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ

    1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

    1. прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

    2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

    2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

    1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

    2. истцы — инвалиды I и II группы.

    3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
    (Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ).

    ВС РФ: казенное учреждение не платит госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов

    К такому выводу пришла Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ и отменила решения нижестоящих инстанций.

    Казенное учреждение не уплатило госпошлину, когда подавало в арбитражный суд иск о взыскании с предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Речь шла о плате за провоз тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.

    Суд оставил иск без движения. Он посчитал, что НК РФ не освобождает государственные и муниципальные учреждения от уплаты госпошлины. Подход суда поддержали апелляция и кассация. ВС РФ посчитал выводы нижестоящих судов ошибочными.

    По НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются госорганы и органы местного самоуправления, которые выступают в качестве истцов или ответчиков, в частности, в арбитражных судах.

    ВС РФ привел разъяснения Пленума ВАС РФ. В одном из них указано: госорганы и органы местного самоуправления реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные органы и организации. Поэтому по специальному поручению они могут представлять в арбитражных судах органы власти. В другом постановлении Пленум ВАС РФ отмечал: если учреждение выполняет отдельные функции госоргана или органа местного самоуправления и при этом участвует в арбитражном процессе для защиты государственных или общественных интересов, то оно освобождается от уплаты госполины.

    Эксперты КонсультантПлюс отмечают, в прошлом году Минфин дал разъяснение в отношении федеральных казенных учреждений, из которого следует похожий вывод.

    Ранее позиция ведомства была иной: федеральное казенное учреждение не относится к госорганам, значит, оно в любом случае не освобождается от уплаты госпошлины. Правда, это разъяснение касалось освобождения по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

    С учетом позиции ВС РФ и последних разъяснений Минфина казенное учреждение должно уплачивать госпошлину, только если его участие в арбитражном процессе не связано с защитой публичных, общественных интересов.

    Освобождение казенного учреждения от уплаты госпошлины

    «Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2018, N 7

    Как известно, в ряде случаев положения законодательства о налогах и сборах предусматривают освобождение учреждения от уплаты госпошлины. Однако очень часто между ними и уполномоченными государственными органами, в которые они обращаются, возникают споры о наличии у учреждения права на льготу.

    Суть дела

    Рассмотрим на примере постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.12.2017 N Ф01-5921/2017 по делу N А29-1989/2017 суть проблемы по льготе, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, согласно которой освобождаются от уплаты госпошлины федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

    Читайте так же:  Обжалование выездных налоговых проверок

    Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по субъекту РФ» (далее — учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по муниципальному образованию об отказе в предоставлении государственной услуги по перерегистрации транспортного средства. Учреждение в лице Отдела вневедомственной охраны обратилось в инспекцию с заявлением о перерегистрации находящегося на его балансе экскаватора колесного. Инспекция приняла решение об отказе в предоставлении госуслуги по причине отсутствия уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

    По мнению уполномоченного органа, по смыслу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ возможность освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в регистрирующий орган с заявлением о совершении регистрационных действий поставлена в зависимость от статуса плательщика (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта, орган местного самоуправления).

    Суд, удовлетворяя требование учреждения, указал, что статус учреждения как органа государственной власти в области охраны имущества и объектов физических и юридических лиц обусловлен наделением учреждения властными полномочиями (при определенных обстоятельствах и с соблюдением определенных правил), в частности правом задержания граждан, проникновения на охраняемые объекты, ограничения доступа в помещения и на объекты, на применение оружия и иных специальных средств, правом составления протоколов об административном правонарушении и т.п.

    ОКТМО

    Расчетный счет

    Кто освобожден от уплаты госпошлины

    Отказаться на законных основаниях от уплаты положенной государству за услуги денежной величины можно при обращении в следующие инстанции:

    • Верховный Суд России;
    • органы общей судебной юрисдикции.

    Кроме того, возможно это и в случае обращения по делу к мировому судье.

    НК РФ Статья 333.16. Государственная пошлина

    Закрепляет возможность использования обозначенных льгот, как мы уже говорили, Налоговый кодекс нашей страны, а именно две его статьи. Какие, рассмотрим далее в таблице.

    Таблица 1. Статьи Налогового Кодекса, регулирующие вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины при обращении в суд

    Номер статьи Нюансы содержания
    №333.35 В этой части Кодекса льготы закреплены относительно уплаты пошлины на все виды действий, носящие юридическую значимость, в частности, также производимые при обращении:
  • к мировому судье;
  • в суд общей юрисдикции.
  • №333.36 Закрепляет право на освобождение от пошлины при обращении к мировым судам и судам общей юрисдикции.

    Далее узнаем, в каких случаях возможно следование обозначенным этими статьями нормам, и какие основания имеются для использования освобождения.

    Государственная пошлина — взнос за услугу, оказываемую судом, направленную на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему соответствующего решения

    Освобождение от уплаты госпошлины лиц, обладающих специальным статусом

    От уплаты государственной пошлины при обращении в суд могут освобождаться лица, входящие в следующие категории льготников.

    1. Граждане, имеющие официальное звание героя, присужденное во времена:

    • как Советского Союза;
    • так и Российской Федерации.

    Представители обозначенных категорий должны владеть наградной медалью «Золотая Звезда».

    2. Полные кавалеры ордена Славы следующих степеней:

    Некоторые представители общества, совершившие значимые для страны деяния, имеют право стать льготниками

    3. Граждане, участвующими в Великой Отечественной Войне, и сегодня являющиеся:

    • инвалидами, получившими травму во времена военных действий с 1941 по 1945;
    • гордыми обладателями звания Ветерана войны.

    В эту же категорию мы причисляем граждан, являвшихся во времена Великой Отечественной:

    • пленными жителями концентрационных лагерей, система которых была создана фашистами по всей оккупированной территории;
    • пленными прочих мест насильственного содержания, организованных как фашистами, так и союзными странами;
    • военные, попавшие в плен в период Второй Мировой войны.

    По отношению к интересующему нас вопросу все представленные выше категории граждан являются льготниками, и наделены законным правом на освобождение от оплаты государственной пошлины при обращении в суд. Тому причиной стали их неоценимые заслуги перед Отечеством.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ветераны освобождены от оплаты государственной пошлины при обращении в суд

    Закон предусматривает достаточно большие льготы ветеранам боевых действий в Чечне, но необходимо знать о своих правах, чтобы заявить о них. В России изъявительная форма права. Федеральные и региональные правовые акты предусматривают различную материальную и нематериальную помощь гражданам, которые служили в горячих точках во время войн на территории Чечни, поэтому стоит рассмотреть вопрос о получении преференций более подробно в специальной статье.

    Освобождение от уплаты государственной пошлины

    Выводы Верховного Суда РФ

    Судебная коллегия ВС РФ установила, что к собственности Алтайского края относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, который утвержден постановлением администрации Алтайского края.

    На основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края автомобильные дороги были закреплены за КУ на праве оперативного управления, и согласно его уставу оно:

    • осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них;
    • обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам;
    • осуществляет исполнение государственных функций в целях обеспечения полномочий управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи в сфере дорожного хозяйства;
    • исполняет функции администратора доходов, в том числе прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в краевой бюджет.

    Обращаясь в суд с иском о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого указанным автомобильным дорогам, учреждение руководствовалось следующим.

    Статья 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности фактически устанавливает плату в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, а Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 устанавливает порядок ее расчета. Внесение данной платы осуществляется при оформлении специального разрешения на движение тяжеловесных ТС. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета. Постановлением администрации Алтайского края установлено, что указанные средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, причиняемого ТС, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, подлежат зачислению в доход краевого бюджета. При этом реализация полномочий по осуществлению расчета, начисления и взимания указанной платы в счет возмещения вреда в отношении указанных участков дорог, по которым проходит маршрут движения ТС, возложена на краевое ГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

    Читайте так же:  Налоги на имущество в великобритании

    Следовательно, отметил Верховный Суд РФ, казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов, путем взыскания законодательно установленной платы в качестве возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге.

    В связи с этим КУ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины, а выводы судов об отсутствии оснований для освобождения являются ошибочными.

    Получатель

    «УФК по Тамбовской области (ИФНС России по г. Тамбову)»

    Нормы и разъяснения

    Налоговый кодекс РФ освобождает государственные органы и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ или арбитражными судами (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

    Однако в случае, если в арбитражный суд обращается казенное учреждение, исполняющее государственные (муниципальные) функции, то, как правило, суд отказывает в приеме исковых заявлений в связи с неуплатой казенным учреждением госпошлины на том основании, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания на освобождение казенных учреждений от ее уплаты. Даже в том случае, если они обращаются в суд за защитой публичных интересов.

    Заметим, что понятие «публичный интерес» в законодательстве также отсутствует несмотря на то, что это понятие употребляется в различных нормативных правовых актах, например в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ «Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц».

    Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 своего постановления от 23.06.2015 N 25 определил, что под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

    Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, которые обращаются в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    Что же касается государственных органов, органов местного самоуправления, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ и арбитражными судами, в любом случае, если выступают в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), то есть не только в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    Поэтому в случае, если казенное учреждение выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов, то нужно руководствоваться подпунктом 1, а не пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Об этом было сказано, в частности, в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 (далее — Постановление N 46).

    Напомним, что ВАС РФ был упразднен, но его разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов сохраняют свою силу до тех пор, пока соответствующие решения будут приняты Пленумом ВС РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

    Так, в пункте 32 Постановления N 46 разъяснено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).

    При этом под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, которые не входят в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняют публично-правовые функции. Например, таковыми являются ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ЦКБ РФ. Эти органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    Пленум ВАС РФ также отметил, что государственное или муниципальное учреждение освобождается от уплаты госпошлины по делу в случае, если оно выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления), участвует в арбитражном процессе в связи с осуществлением этих функций и, соответственно, защищает государственные, общественные интересы.

    В другом своем постановлении Пленум ВАС РФ разъяснял, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд в порядке статьи 53 АПК в защиту публичных интересов, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации (пункт 12 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

    Руководствуясь в том числе данными разъяснениями Пленума ВАС РФ, Верховный Суд РФ, как это часто бывает, «взял на себя» разрешение сложившейся ситуации в связи с уплатой госпошлины казенными учреждениями. Так, в своем определении от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что казенное учреждение не должно платить госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов.

    Читайте так же:  Отчетность ип на усн без сотрудников

    Данное определение ВС РФ вынес при рассмотрении кассационной жалобы по конкретному делу. Проследим, как развивались события, «заставившие» Верховный Суд РФ прийти к указанному выводу об уплате госпошлины казенным учреждением.

    Позиция Минфина по вопросу уплаты госпошлины

    Отметим, что Минфин России неоднократно давал разъяснения по вопросу о том, нужно ли казенным учреждениям уплачивать госпошлину в случае, если они выступают в защиту публичных интересов.

    Например, в письме от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014 были даны следующие рекомендации. При применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что иные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). При этом под иными органами в смысле указанной нормы Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

    Очевидно, что данные рекомендации «один в один» похожи на разъяснения Пленума ВАС РФ, о которых мы говорили выше.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что положения статьи 333.37 НК РФ не являются пробелом в законодательстве, а требуют правильного их прочтения и применения.

    В заключение хотелось бы также отметить письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-05-04-03/14959 по вопросу об освобождении от уплаты госпошлины учреждений и организаций, созданных для обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.

    По мнению Минфина, данные учреждения и организации должны освобождаться от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Согласно данной норме федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, освобождаются от ее уплаты.

    Таким образом, речь уже идет об обращении не в суд, а в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, например за выдачей лицензии, за государственной регистрацией юридического лица и так далее.

    Свою позицию Минфин России объясняет тем, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе через Федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) (п. 3 Положения о МЧС, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

    В свою очередь указанная служба осуществляет деятельность через собственные подразделения обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы (п. 3 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385). Таким образом, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России, должны освобождаться от уплаты госпошлины.

    Освобождение от уплаты госпошлины: кто входит в льготную категорию

    Государственная пошлина – выплата, которая перечисляется официальным структурам за оказываемые ими услуги, необходимые гражданину в определенной жизненной ситуации. Налоговый кодекс предусматривает несколько случаев, когда производится освобождение от уплаты госпошлины. Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо, чтобы нюансы ситуации соответствовали некоторым важным условиям. Каким, узнаем далее в статье.

    Освобождение от уплаты госпошлины

    Процесс

    Отделение Тамбов г.Тамбов

    Выводы арбитражных судов

    Краевое государственное казенное учреждение субъекта РФ (далее — КУ) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в связи с тем, что перевозка тяжеловесного груза повредила дорогу.

    При обращении в суд КУ не уплатило госпошлину, поскольку полагало, что освобождено от ее уплаты на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в связи с тем, что обеспечивало реализацию полномочий органа исполнительной власти Алтайского края в сфере дорожного хозяйства и осуществляло функцию администратора доходов краевого бюджета. Данные полномочия были закреплены в уставе учреждения. В данном случае КУ выступало в защиту государственных интересов.

    Однако Арбитражный суд Алтайского края оставил иск без движения. По мнению суда, он был подан с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК (в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату госпошлины). К такому же выводу пришли апелляционная и кассационная инстанция. В результате иск был возвращен учреждению, поскольку оно не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, то есть в срок, установленный в определении суда, так и не уплатило госпошлину (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

    Суды всех инстанций пришли к выводу, что нет оснований для освобождения КУ от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. При этом суды посчитали, что в рамках данного спора КУ не выступает в защиту государственных и общественных интересов в том смысле, который ему придает законодатель. А основанием обращения в суд являются гражданско-правовые отношения в связи с причинением вреда автомобильной дороге.

    Суды также посчитали, что осуществление функций администратора доходов краевого бюджета не указывает на осуществление функций государственного органа и не наделяет КУ статусом такого органа.

    Учреждение не согласилось с выводами судов и обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой.

    Обзор документа

    В силу НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

    Согласно Закону об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации структура таких органов определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации.

    Так, например, Законом Краснодарского края о системе исполнительных органов госвласти определена система таких органов, согласно которой учреждения, подведомственные департаменту строительства Краснодарского края, в частности ГКУ, не относятся к исполнительным органам госвласти. Таким образом, освобождение от уплаты госпошлины, предусмотренное нормами НК РФ, на такие ГКУ не распространяется.

    Читайте так же:  Валютный контроль помощь

    Вместе с тем от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    При этом следует учитывать, что иные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). Под иными органами в данном случае понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

    Арбитражный суд Тамбовской области

    Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

    Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:

    • заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
    • организаций общественного типа;
    • объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
    • ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
    • пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.

    Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.

    В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд

    Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:

    • освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
    • уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
    • предоставить рассрочку по оплате денежной величины.

    Освобождение от госпошлины при подаче исковых заявлений

    Могут освобождаться от государственной пошлины граждане, представляющие сторону разбирательства, подающую на рассмотрение в суд исковое заявление.

    При этом, подача иска может осуществляться в рамках нашего вопроса только в:

    • Верховный Суд России;
    • судам общего характера;
    • мировым судьям.

    В некоторых случаях государственная судебная система не возьмет с вас оплату за услуги, если вы подаете исковые заявления

    Кроме того, обстоятельства дела должны регулироваться:

    • согласно Гражданско-процессуальному Кодексу страны;
    • согласно нормам административного судопроизводства.

    Итак, освободиться от госпошлины можно в этом случае, только инициировав подачей иска разбирательства по следующим делам.

    1. По процессу о взыскании с работодателя-должника:
      • невыплаченной заработной платы;
      • пособий;
      • прочих денежных требований, положенных работнику в рамках трудовых отношений с организацией.
    2. При необходимости взыскать денежные средства со злостного неплательщика алиментов на содержание:
      • ребенка;
      • родителей;
      • бывшего супруга или супруги и т.д.
    3. По делу о компенсации вреда (как морального, так и материального вреда), полученного гражданином вследствие:
      • нанесения ему иным лицом увечий и итогового ухудшения состояния здоровья;
      • с гибелью лица, являвшегося для него ранее кормильцем;
      • совершения по его отношению противоправного деяния;
      • уголовного преследования по предмету нарушения законных прав и свобод населения Российской Федерации.

    Стоит учитывать, что цена пошлины будет зависеть непосредственно от характера дела, которое рассматривается по вашей инициативе в суде

    Кроме того, к этой же категории относятся дела, при которых истец желает:

    • усыновить или удочерить ребенка из детского дома или иного учреждения;
    • защитить права детей;
    • оказать протекцию правам инвалида, при подаче данным лицом иска неимущественного характера.

    Все указанные в этом пункте случаи имеют высокую социальную значимость, а потому и производится в их рамках освобождение от оплаты государственной пошлины.

    Вывод

    Освободиться от выплаты положенных государству средств можно только на законных основаниях, перечень которых не так уж широк. Впрочем, внимательно изучив статью, вы можете заметить, что относитесь к категории льготников или ваше дело имеет нужную направленностью. В любом случае, суммы государственных пошлин обычно не столь значимы, чтобы переживать об их оплате. А в ситуациях, когда их сумма действительно велика, наверняка предусматриваются меры для ослабления вашего финансового бремени.

    Об освобождении от уплаты госпошлины казенных учреждений, подведомственных органам власти

    В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ федеральные органы (органы субъектов РФ и местного самоуправления) государственной власти, обращаясь за совершением юридически значимых действий, госпошлину не платят.

    Федеральные органы госвласти могут осуществлять деятельность через свои территориальные органы.

    Указанное освобождение от уплаты пошлины (например, за госрегистрацию транспортных средств) подведомственных органам власти учреждений не предусмотрено.

    Однако имеются исключения, например, госпошлину не платят некоторые учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности госорганов.

    Так, МВД РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы внутренних дел. Поэтому учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, должны освобождаться от уплаты госпошлины в соответствии с указанной нормой. К ним относятся: территориальные органы МВД РФ, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД и др.

    На предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ, также должны распространяться положения пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.

    Поэтому вопрос о том, относится ли к таким исключениям то или иное федеральное казенное учреждение, решается с учетом правовых актов, которые определяют его статус.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    Источники

    Казенное учреждение освобождение от госпошлины
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here