Китайский валютный контроль

Положения КНР о валютном контроле в Китае

Глава I Общие положения

Обнародованы Указом №193 Госсовета КНР, 29 января 1996 года. По решению Госсовета о пересмотре положений КНР о валютном контроле в Китае от 14 января 1997 в Положения были внесены поправки. Закон был повторно обнародован Указом 211 Госсовета КНР 14 января 1997 и вступил в силу со дня обнародования.

Статья 1. Данные положения вводятся с целью усиления валютного контроля, поддержания платежного баланса и укрепления здорового развития национальной экономики.

Статья 2. Отдел валютного контроля при Госсовете, а также филиалы отдела (далее в тексте – органы валютного контроля) должны, согласно закону, выполнять функции, относящиеся к валютному контролю и нести ответственность за выполнение данных Положений.

Статья 3. В данных Положениях, термин валюта означает следующие платежные средства и активы, обозначенные в валюте и могущие быть использованными при международных расчетах: 1) Иностранная валюта, включая банкноты и разменные монеты. 2) Документы, оплачиваемые в иностранной валюте, включая счета, банковские сертификаты с депозита и почтовые сберегательные сертификаты. 3) Ценные бумаги, обозначенные в валюте, включая государственные облигации, промышленные облигации, долговые обязательства, резервы и т.д. 4) Специальные права заимствования. 5) Подобные же другие валютные активы.

Статья 4. Данные положения относятся ко всем видам деятельности, имеющим отношение к денежным поступлениям и выплатам и операциям, проводимым на валютной основе всеми организациями и частными лицами, а также иностранными организациями и иностранными частными лицами на территории Китая.

Статья 5. Государство не накладывает какие-либо ограничения на международные выплаты и переводы по текущему счету.

Статья 6. Для платежного баланса государство применяет систему статистических отчетов. Все подразделения и частные лица должны давать статистический отчет по всем зарубежным выплатам и денежным поступлениям.

Статья 7. Обращение иностранной валюты на территории Китая запрещено и никакая иностранная валюта не может быть использована для оценки и произведения расчетов.

Статья 8. Всем подразделениям и частным лицам дано право докладывать о любом нарушении в валютном регулировании. Органы валютного контроля должны награждать подразделения или частных лиц, сыгравших выдающуюся роль в раскрытии или оказавших существенную помощь в расследовании таких нарушений, и нести ответственность за сохранение конфиденциальности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Глава II Иностранная валюта на текущем счету

Статья 9. Организация, на территории страны должна переводить свои валютные заработки на текущий счет в Китай, и не может, в нарушение соответствующих государственных положений, размещать свою валюту за пределами Китая.

Статья 10. Организация на территории страны должна продавать свои валютные заработки на текущем счету банку, уполномоченному проводить валютные операции в соответствии с положениями Госсовета, касающимися иностранной валюты, ее продажи или приобретения, либо, по получении разрешения, открывать валютный счет в таком банке.

Статья 11. Организация на территории страны должна, представив действующие свидетельства и финансовую документацию, приобретать необходимую ей валюту на текущий счет в банке, уполномоченном вести валютные операции, в соответствии с положениями Госсовета, касающимися иностранной валюты, ее продажи или приобретения.

Статья 12. Валютный сбор поступлений от экспорта и валютные выплаты за импорт всех организаций на территории страны должны регулироваться процедурами по проверке и списанию, в соответствии с государственными положениями об управлении сбором, проверкой и списанием экспортных поступлений или оплатой проверкой и списанием импорта в иностранной валюте.

Статья 13. Валюта, принадлежащая частным лицам, может находиться в их распоряжении, или может быть также отложена в банках или продана банкам, уполномоченным вести операции с иностранной валютой. Сберегательные вклады в валюте должны управляться на принципах добровольных вкладов, свободного изъятия средств, процентных вкладов и сохранения тайны вкладчиков.

Государственное управление валютного контроля КНР

Что такое «Государственное управление валютного контроля КНР»

Государственное управление валютного контроля КНР — валютно-регулирующий орган государственного управления, подчиненный Народному банку Китая. В компетенцию Государственного управления валютного контроля КНР (ГУВК КНР) входят контроль за проведением валютных операций, мониторинг состояния международного платежного баланса КНР, контроль за осуществлением платежей и поступлений денежных средств в иностранной валюте, применение административных наказаний за совершение правонарушений в сфере валютного контроля, текущее управление золотовалютными резервами.

Обозначение юаня

Обозначение латинскими буквами: RMB
Цифровой код: 156
Буквенный код ISO: CNY
Символьный код: (Y с одной горизонтальной чертой, либо иногда с двумя чертами, как японская иена)

Законодательство САР Гонконг о противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем

Включает два основных нормативных акта:

  1. Ордонанс о торговле наркотиками (Drug Trafficking (Recovery of Proceeds) Ordinance (DTROP)) устанавливает меры по выявлению, «замораживанию» и конфискации доходов, полученных от торговли наркотиками и преступность деяний, связанных с отмыванием таких доходов.
  2. Ордонанс об организованной преступности (Organized and Serious Crimes Ordinance (OSCO)), разработанный на основе DTROP, распространяет уголовную ответственность за отмывание доходов на деятельность, связанную с сокрытием подобных доходов.

DTROP и OSCO (раздел 25 (1) обоих актов) устанавливают преступность деяния, связанного с использованием финансовых средств или иного имущества, лицом, знающим или имеющим достаточные основания подозревать, что указанные финансовые средства или иное имущество (далее – доходы), полностью или частично прямо или косвенно, получены от торговли наркотиками или иным незаконным образом. Максимальное наказание за данное преступление составляет 14 лет тюремного заключения или штраф в размере HK$5 млн.

Лицо не подлежит ответственности, в случае если докажет, что оно намеревалось сообщить такие сведения, подозрения или факты уполномоченному должностному лицу либо представит обоснованную причину невозможности исполнения данной обязанности.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение сайт налоговой

Устанавливается законная обязанность лица, знающего или подозревающего, что финансовые средства или иное имущество, полностью или частично прямо или косвенно, получены от торговли наркотиками или иным незаконным образом, либо использовались или будет использоваться в подобных целях, сообщить об этом уполномоченному должностному лицу. За неисполнение данной обязанности предусмотрен штраф 5 уровня (от $25, 001 до $50 тыс.) или тюремное заключение до 3 месяцев.

Необходимо отметить, что ответственность за использование доходов от преступной деятельности или несообщение о подобных деяниях наступает и в случае если основное преступление, с помощью которого получен незаконный доход, совершено за пределами Гонконга.

В случае если лицо, сообщившее сведения о таких незаконных действиях, совершает деяние, нарушающее раздел 25 (1), и сообщенные им сведения, касаются данного деяния, оно освобождается от ответственности если:

  • сведения были представлены до совершения противоправного деяния, и на его совершение было получено согласие уполномоченного должностного лица
  • сведения были представлены после совершения противоправного деяния, но в добровольном порядке и в разумный срок

Сообщение таких сведений не может рассматриваться как нарушение договора или законодательного установления, налагающего запрет на раскрытие информации. Лицо не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие сообщения таких сведений. Организации не несут ответственности за разглашение конфиденциальной информации о клиентах, при исполнении указанной обязанности.

Сообщение сведений любым третьим лицам лицом, знающим или подозревающим, что такие сведения уже представлены уполномоченным органам власти, при условии, что это может воспрепятствовать нормальному ходу расследования по данному делу (tipping off), наказывается тюремным заключением на срок до 3 лет или штрафом до $500 тыс.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Требования декларации Базельского комитета (1988 г.) и ФАТФ

Согласно законодательству САР Гонконг, организации должны соблюдать основные правила и принципы, сформулированные в Декларации о принципах Базельского комитета 1988 г. и рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Декларация устанавливает следующие принципы ведения банковской деятельности:

  1. Знай своего клиента: банки должны применять соответствующие меры по установлению подлинной личности клиента, и использовать надлежащую методику установления добросовестности клиентов.
  2. Соблюдение законов: банки должны гарантировать соответствие осуществляемой деятельности высоким этическим стандартам, строгое соблюдение законов и правил, и не обслуживать клиентов, в отношении которых существуют основания предполагать, что их деятельность связана с отмыванием доходов.
  3. Взаимодействие с правоприменительными органами: в пределах ограничений, установленных законодательством о конфиденциальной информации (банковской тайне), банки должны взаимодействовать с соответствующими органами государственной власти.
  4. Банковская политика и обучение персонала: политика банков не должна противоречить Декларации, и весь персонал должен быть надлежащим образом проинструктирован и должен следовать данной политике.

Организации и учреждения не вправе вести операции и обслуживать счета анонимных или использующих заведомо фиктивные имена клиентов.

Организациям рекомендуется избегать открытия счетов посредством использования почтовых отправлений и по возможности проводить личные собеседования с заявителями. Для иностранных заявителей предпочтительнее открытие счета в отделениях организации, в банке-корреспонденте либо в банке, заслуживающем доверия в осуществлении должной идентификации заявителя.

Кто контролирует валютные операции?

Дополнительные валюты

В специальных административных районах КНР Гонконге и Макао, а также провинции Тайвань находятся в обращении собственные валюты:

  • Гонконг (Сянган) — гонконгский доллар
  • Макао (Аомынь) — патака Макао
  • Тайвань — тайваньский доллар

Несмотря на фактическую принадлежность данных территории Китаю, все расчеты в данных регионах ведутся только в собственной валюте, а китайский юань рассматривается с точки зрения валютного регулирования как иностранная валюта.

Валютный контроль в Гонконге

Подробнее о Государственном управлении валютного контроля КНР

Основные функции ГУВК КНР включают в себя: изучение вопросов реформы системы валютного контроля, обеспечения сбалансированности международного платежного баланса, внесение в Народный банк Китая предложений по изменению курса юаня, участие в разработке проектов законов по вопросам валютного контроля, учет и мониторинг состояния международного платежного баланса и внешнего долга, регулирование валютного рынка в пределах всей страны, контроль иностранной валюты, управление государственными золотовалютными резервами, а также выполнение других функций по поручению Государственного совета КНР или Народного банка Китая

SAFE действовала как независимая организация до 1998 года, затем китайское правительство сделало ГУВК КНР подконтрольным Народному банку Китая (НБК). Основанием для этого стало установление НБК в качестве центрального банка.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Валютное регулирование в Китае

До 1974 года курс юаня к иностранным валютам устанавливался через фунт стерлингов, а также гонконгский доллар. Начиная с августа 1974 года, была введена ежедневная котировка юаня к доллару США и другим валютам на базе валютной корзины.
С 1994 года Китай установил жесткую привязку юаня к доллару в соотношении 1RMB/8,27USD. Однако мировое сообщество, в частности США, страны ЕС и Япония, настаивало на либерализации курса. По их мнению, курс юаня был существенно занижен, в результате чего китайские товары получали существенное ценовое преимущество на мировом рынке.
В июле 2005 года Народный Банк Китая отказался от привязки юаня к доллару США, а курс юаня стал определяться исходя из его отношения к валютной корзине. В результате реформы обменного курса к концу 2010 года юань подорожал по отношению к доллару США на 25%, к евро — на 14%.

Читайте так же:  Ставки подоходного налога сша

Новые правила валютного контроля в Китае

Согласно новой «Инструкции по управлению валютными средствами физических лиц», вступившей в действие с 1 февраля 2007 г., физическое лицо имеет право оперировать валютными средствами в размере 50 000 долларов США в год.
Если обороты по счету превышают эту сумму, то необходимо предоставить обосновывающие документы в виде договоров, контрактов или инвойсов на оплату и разрешение, полученное в местном отделении Управления по валютному контролю.
Сумма, превышающая 50 000 долларов США, должна быть конвертирована в юани и переведена на юаневый счет. Эти правила касаются как граждан Китая, так и иностранцев, проживающих в Китае.

Согласно новым правилам физическое лицо может обменять юани на валюту в течение 24 месяцев с момента ее получения при предъявлении квитанций на получение валютного перевода, однако небольшие суммы в пределах 500–1000 долларов США могут быть обменены и без предъявления доказательств получения валюты при выезде за границу.

Единовременный безналичный валютный перевод физического лица на сумму, не превышающую 50 000 долларов США, может быть произведен на основании документа, удостоверяющего личность, если сумма перевода превышает вышеуказанную, то необходимо предоставить обосновывающие документы.

Обмен валюты можно произвести в отделениях любого крупного банка, либо в специальных обменных пунктах. Кроме того, обмен валюты могут осуществлять некоторые крупные отели, магазины и рестораны. Для обмена необходимо наличие действующего паспорта и визы. Обмен денег на улице в Китае запрещен законом.

Краткий обзор

Фундаментальный принцип валютного контроля и валютного регулирования в Гонконге определен Основным Законом САР Гонконг (SAR Hong Kong Basic Law) от 4 апреля 1990 г. (вступил в силу с 1 июля 1997 г.), который является главным конституционным документом этого специального административного района КНР. Согласно Статье 112 Главы 5 Основного Закона САР Гонконг:

В пределах САР Гонконг валютный контроль не осуществляется. Гонконгский доллар является свободно конвертируемой валютой.

Таким образом, в Гонконге осуществляется принцип свободного движения капиталов, поэтому проведение банковских операций, относящихся к международной торговле (аккредитивы, входящие/исходящие банковские переводы и др.) требует в пределах его территории лишь минимального оформления. Тем не менее, САР Гонконг с 1991 г. является членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и обязан осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

30.12.2017 Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом

индекс: 000014453-2017-00847
классификация: статистика международных платежных балансов извещение широкие слои общественности
Государственное управление валютного контроля
дата публикации: 30.12.2017
наименование документа: Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом
номер: ВУ №29 [2017]

Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом

Филиалам Государственного управления валютного контроля на уровне провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, Департаменту валютного регулирования, отделениям Управления валютного регулирования городов Шэньчжэнь, Далянь, Циндао, Сямынь, Нинбо; всем национальным китайским банкам; UnionPay International Co. Ltd
В целях совершенствования контроля в сфере трансграничного использования банковских карт, предотвращения использования банковской системы для отмывания денег, финансирования терроризма, нарушений в области налогового законодательства, в соответствии с «Положениями Китайской Народной Республики о валютном регулировании» (именуемым в дальнейшем «Положениями»), иными нормативными актами, Государственное управление валютного контроля (именуемое в дальнейшем Валютное управление) делает следующее заявление:

    Физическое лицо, имеющее банковскую карту, открытую в одном из банков Китая (включая дополнительную банковскую карту (на члена семьи или партнера)) при получении наличных средств, находясь за рубежом, не вправе превышать сумму равную в эквиваленте 100 тыс. юаней за календарный год. В случае превышения установленного годового лимита, операции по снятию наличных средств за рубежом будут невозможны в течение текущего и следующего года.

Физические лица не вправе использовать банковскую карту другого лица или авансировать свою собственную банковскую карту с целью уклониться, или содействовать уклонению от контроля над снятием наличных средств за рубежом.
Валютное управление, ежедневно используя систему управления иностранной валютой для операций с банковскими картами за рубежом, посылает в финансовые учреждения выдавшее банковские карты список лиц, снимавших наличные средства за рубежом, транзакции по картам которых должны быть приостановлены. Финансовое учреждение, выдавшее банковскую карту, обязано не позднее 17 часов пекинского времени текущего дня заблокировать банковские карты, лицам, указанным в списке.

Государственное управление валютного контроля

29 декабря 2017 года

Я зарабатываю на жизнь трудом переводчика, частью которого является этот материал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через:
Тинькофф Банк
5536 9137 5954 7090 Илья Ц.
или
Сбербанк
4276 4000 3185 1331 Ольга Владимировна А.
или
Яндекс-Деньги
Номер кошелька
410012682044620
https://money.yandex.ru/to/410012682044620
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

Читайте так же:  Код страны америка для валютного контроля

tags: Государственное управление валютного контроля КНР, валютное регулирование в Китае, правила обналичивания денежных средств за рубежом, обналичивание денежных средств владельцами карт выданных банками Китая, обналичивание денежных средств гражданами Китая за рубежом

Видео (кликните для воспроизведения).

Перевод: © Цай Илья. Гуанчжоу 2018 год. Все права защищены

Положения КНР о валютном контроле в Китае

Статья 26. После ликвидации и оплаты долгов в соответствии с действующими государственными положениями, юани, принадлежащие зарубежному инвестору предприятия с зарубежным капиталом, которое прекратило свою деятельность в соответствии с законом, могут быть конвертированы в зарубежную валюту в банке, уполномоченном на ведение валютных операций c последующим переводом или вывозом из Китая, а иностранная валюта, принадлежащая китайскому инвестору такого предприятия, должна быть продана банку имеющему полномочия на ведение валютных операций.

Глава IV Операции финансовых учреждений с зарубежной валютой

Статья 27. В случае если финансовое учреждение желает участвовать в валютных операциях, оно должно получить разрешение органов валютного контроля и получить лицензию на валютные операции. Без разрешения органов валютного контроля ни одно учреждение или частное лицо не может участвовать в каких бы то ни было валютных операциях. Финансовое учреждение, которое, получив разрешение, занимается валютными операциями, не может выходить за указанные для него границы такой деятельности.

Статья 28. Финансовые учреждения, занятые валютными операциями, должны, согласно соответствующим государственным положениям, открыть валютный счет для своих клиентов и управлять их валютными операциями.

Статья 29. Любое финансовое учреждение, желающее заниматься валютными операциями, должно, согласно действующим государственным положениям, выполнять резервное требование для валютных депозитов, придерживаться правил о соотношении активов/пассивов, касающихся зарубежной валюты и устанавливать резервный фонд для безнадежных долгов.

Статья 30. Все банки, уполномоченные на ведение валютных операций, обязаны использовать свои собственные фонды для покупки зарубежной валюты при расчетах.

Возобновляемый валютный фонд, используемый для расчетов банком, уполномоченным на ведение валютных операций должен наличествовать в оговоренных пределах, величина которых определяется народным Банком Китая исходя из реальной ситуации.

Статья 31. В случае, если финансовое учреждение занимается валютными операциями, то оно является объектом надзора и контроля со стороны органов валютного контроля. Каждое финансовое учреждение, занятое валютными операциями должно подавать в органы валютного контроля свой балансовый отчет, отчет о доходах, другие финансово-бухгалтерские документы и информацию, касающуюся иностранной валюты.

Статья 32. Финансовое учреждение, намеренное прекратить валютные операции должно зарегистрировать заявление в органах валютного контроля. Финансовое учреждение, которому разрешили прекратить валютные операции должно, в соответствии с законом, являться объектом ликвидации в том, что касается претензий и задолженностей в иностранной валюте. Его лицензия на проведение валютных операций отзывается.

Глава V Обменный курс китайского юаня и валютный рынок

Статья 33. В отношении обменного курса юаня должна использоваться единая рыночная система плавающего обменного курса. Народный Банк Китая объявляет обменный курс юаня к основным валютам, в зависимости от цен на зарубежную валюту, превалирующую на межбанковском рынке зарубежной валюты.

Статья 34. Сделки на валютном рынке должны проводиться в соответствии с принципами открытости, справедливости, честности и беспристрастности.

Статья 35. Количество валют, которыми торгуют на валютном рынке и способы обмена должны быть оговорены и установлены отделом валютного контроля при Госсовете Китая.

Статья 36. Банки, уполномоченные на ведение валютных операций и другие финансовые учреждения, занимающиеся валютными операциями, являются дилерами на межбанковском валютном рынке. Все банки, уполномоченные на ведение валютных операций, и другие финансовые учреждения, занимающиеся валютными операциями, должны, в соответствии с объявленными Народным Банком Китая обменным и плавающими курсами, определить для своих клиентов цену покупки и продажи и осуществлять валютную торговлю.

Статья 37. Отдел валютного контроля при Госсовете должен, в соответствии с законом, проверять и контролировать валютные рынки по всей стране.

Статья 38. Китайский Народный Банк должен, с учетом монетарной политики и развития валютных рынков и в соответствии с законами, регулировать и контролировать валютные рынки.

Новые правила валютного контроля, о которых нужно знать малому бизнесу

С марта 2018 г. в силу вступит инструкция ЦБ, которая облегчит жизнь компаниям, работающим с иностранными партнерами, и это коснется внешнеторговой деятельности малого бизнеса. Оформить перевод денег по внешнеторговым контрактам станет проще и быстрее. Самые важные изменения таковы.

Российским компаниям больше не нужно будет оформлять в банках паспорт сделки – документ, который необходим банку, для того чтобы провести платеж за границу. Сейчас такие паспорта необходимо оформлять для сделок на сумму более $50 000. Банк оформляет паспорт сделки, как правило, за три дня, некоторые банки берут за это плату. С 1 марта вместо паспорта сделки банк будет регистрировать внешнеторговый контракт и, как и раньше, открывать ведомость банковского контроля. Регистрация должна занимать один день. Предприниматель должен предоставить банку контракт вместе с информацией о сроках завершения расчетов по контракту.

Банки будут регистрировать не все контракты, а только те, сумма которых превышает установленный законами предел. Для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн руб., для экспортных – 6 млн руб. Если в договоре сумма меньше, его регистрировать не надо. Сумма по экспортным контрактам, которым необходима регистрация в банках, выросла в 2 раза.

Уменьшается количество документов, необходимых для валютной операции. Если раньше клиенту банка при списании и зачислении средств по паспорту сделки было необходимо предоставить справку о валютной операции, то теперь это требование отменяется. Лишь в случае авансового платежа по контракту, который был поставлен на учет, клиенту будет необходимо сообщить в банк сроки возврата аванса при непоставке товара. Однако подавать в банк документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракты, инвойсы и т. п.), все равно придется.

Упростится порядок оформления операций на суммы менее 200 000 руб. в эквиваленте. Банк может вообще не запрашивать документы для таких валютных операций. Сейчас без предоставления документов можно проводить операции на суммы не более $1000. С 1 марта при проведении валютной операции на сумму до 200 000 руб. нужно будет представить в банк только платежное поручение с кодом валютной операции.

Читайте так же:  Платят ли дети налог на землю

Если вы оформили паспорт сделки в феврале, до того как начнут действовать нововведения, после 1 марта его можно не закрывать – банк закроет его сам, а внешнеторговый контракт будет поставлен на учет автоматически. И если документы поданы на проверку в банк, но оформление паспорта не началось, контракт тоже поставят на учет автоматически. Собирать сведения заново не придется.

Все эти изменения существенно сократят время оформления валютных сделок и упростят процедуры платежей. Но отмена паспортов сделок вряд ли позволит малому бизнесу сэкономить на комиссиях – за регистрацию договоров все равно будет взиматься комиссия, а уж комиссию за валютный контроль придется платить, так как его никто не отменял.

Эти изменения упростят жизнь малым импортерам и экспортерам, но нельзя забывать, что банки по-прежнему обязаны выявлять нарушения валютного законодательства и направлять информацию в органы валютного контроля. Ответственность за нарушение валютного законодательства сохраняется – и даже усиливается.

Оформление валютных сделок упростилось, но в то же время ужесточаются санкции для нарушителей закона. С 14 мая 2018 г. вступят в действие изменения ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства». Теперь положения этой статьи распространяются не только на компании, но и на руководителей компаний и на индивидуальных предпринимателей. Штраф за незаконные валютные операции может достигать всей суммы сделки, а руководителей будут штрафовать на 20 000–30 000 руб. За повторные валютные нарушения руководитель может быть дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет. Также с 2018 г. вступили в силу изменения в ст. 193 Уголовного кодекса – «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте России». Они ужесточили наказания за нарушение валютного законодательства – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Валюта Китая

Китайский юань — денежная единица КНР, которая выпускается с 1 октября 1949 года. В июне 1969 года было принято латинское наименование китайских денег — «жэньминьби» (Renminbi — «народные деньги»). Один юань равен 10 цзяо и 100 фэням.

В настоящее время в обращении находятся:

  • банкноты достоинством 1, 2 и 5 цзяо, 1 юань, 2 юаня, 5, 10, 20, 50 и 100 юаней;
  • монеты номиналом 1 фэнь, 2 фэня, 5 фэней, 1 и 5 цзяо, 1 юань.

В разговорной речи для обозначения цены слово «юань» часто заменяется словом «куай», а «цзяо» — «мао».

Правовое регулирование валютных операций

Подозрительные операции

Подозрительными операциями могут считаться операции, проводимые при следующих обстоятельствах:

  • не связаны с обычно проводимой законной коммерческой и иной деятельностью клиента;
  • связаны с деятельностью обычно не проводимой в связи с использованием данного конкретного вида счета;
  • использование услуг посредника, без видимых на то причин, при проведении обычной операции или ведении обычной деятельности;
  • любой необычный способ расчетов.

Примеры подозрительных операций и связанной с ними деятельности:

Валютный контроль

АКБ «БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)» осуществляет широкий спектр операций в иностранной валюте и российских рублях, связанных с внешнеэкономической деятельностью Клиентов банка (резидентов и нерезидентов России) и выполнением Банком функций агента валютного контроля.

Имея большой опыт работы, АКБ «БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)» оказывает клиентам консультации по соответствию операций валютному законодательству, построению схем внешнеторговых сделок, применению различных форм расчетов.

Сделки с иностранцами: некоторые аспекты внешнеторгового и валютного законодательства

В условиях масштабной глобализации мировой экономики, государственные границы становятся невидимыми для бизнеса, и хозяйственные связи приобретают интернациональный характер.

Однако при вступлении во внешнеэкономические отношения мало кто знает, что это накладывает на их участников дополнительные требования и обязанности, к числу которых относятся требования по соблюдению таможенного и валютного законодательства.

Чтобы определиться с тем, относитесь ли Вы к субъектам, на которых распространяются требования таможенного и валютного законодательства, нужно уяснить два принципиальных момента.

Во-первых, является ли Ваша деятельность с иностранным партнером внешнеэкономической с точки зрения внешнеторгового законодательства. Сам факт того, что Вы имеете в контрагентах иностранную компанию, еще не дает оснований полагать, что Ваша деятельность с указанным лицом носит внешнеэкономический характер и подпадает под регулирование валютного и таможенного законодательства.

Во-вторых, будет ли сделка с иностранным партнером считаться валютной операцией с точки зрения валютного законодательства.

Для ответа на вопрос является ли сделка внешнеэкономическим (внешнеторговым) контрактом, обратимся к ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в статье 2 которого и дано определение внешнеторговой деятельности.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Как видно из определения, объектами внешнеэкономической деятельности могут быть товары, услуги/работы, информация и интеллектуальная собственность.

При этом для признания сделок по торговле работами/услугами, информацией и интеллектуальной собственностью внешнеэкономическими не имеет значения факт перемещения указанных объектов через границу Таможенного Союза: услуги могут оказываться (работы выполняться), а исключительные права на объекты интеллектуальной собственности или на использование последних могут передаваться и на территории Российской Федерации.

В то же время, если объектом сделки выступает товар, то для признания такой сделки внешнеэкономической, необходимо чтобы указанные товары пересекали границу Таможенного Союза. Если, предположим, товар реализуется по договору поставки на территории РФ иностранному лицу, без пересечения границы Таможенного Союза, такая сделка не будет считаться внешнеэкономической. Однако если договор поставки будет носить смешанный характер, то есть содержать в себе элементы других договорных конструкций, то такая сделка будет признаваться внешнеторговой. Например, договором поставки предусмотрена поставка оборудования иностранному заказчику на территории РФ, а также оказание услуг по установке и внедрению данного оборудования. Хотя оборудование и не пересекает границы Таможенного Союза, такая сделка будет признаваться внешнеторговой, поскольку она предполагает также оказание услуг иностранному лицу.

Квалификация отношений хозяйствующих субъектов как внешнеэкономические, еще не накладывает на последних обязательств по соблюдению требований законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Такая обязанность возникает только в том случае, если сделка будет признаваться с точки зрения валютного законодательства валютной операцией.

В соответствии с ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение понятия «валютная операция» раскрывается путем перечисления конкретных операций, которые будут рассматриваться для целей применения указанного закона валютными. К их числу, в частности, относится:

Читайте так же:  Возврат госпошлины апелляционный суд

— приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей (под ними понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

— перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

— ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

— и другое (см. пп. 9 п. 1 ст. 1 названного закона).

Таким образом, если сделка предполагает осуществление валютных операций, то ее участники обязаны соблюдать требования валютного законодательства.

В соответствии с валютным законодательством при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций требуется оформить ряд документов: паспорт сделки, справку о валютных операциях и справку о подтверждающих документах.

Паспорт сделки используется для осуществления валютного контроля по проводимым валютным операциям, и его в любой момент могут запросить органы и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Центральный Банк России и Росфиннадзор, а к валютным агентам – налоговые инспекции, таможенные органы, банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).

При этом для оформления паспорта сделки не имеет значения, будут ли осуществляться расчеты через счета резидента, открытые в уполномоченных банках РФ, или же через счета в банке-нерезиденте.

Порядок оформления, закрытия, а также переоформления паспорта сделки установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Случаи, когда необходимо составлять паспорт сделки перечислены в главе 5 раздела II Инструкции ЦБ № 138-И. К их числу, в частности, относятся следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, а также проекты договоров, предусматривающие осуществление валютных операций:

— договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;

— договоры, предусматривающие передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);

— договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).

Таким образом, получение, к примеру, российской организацией займа (кредита) от иностранного лица, причем не важно в какой валюте, будет считаться валютной операцией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вместе с тем, если предположим, российская компания имеет задолженность по займу, полученному от иностранного лица. По другому договору между этими же лицами резидент поставил нерезиденту товар с отсрочкой оплаты. В день возврата займа нерезидент направляет резиденту письмо о прекращении встречных взаимных денежных требований зачетом. С точки зрения валютного контроля в данном случае валютные операции отсутствуют.

Требования о составлении паспорта сделки не распространяются на случаи, когда сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидентов. Указанные документыпредоставляются по внешнеэкономическим контрактам, по которым необходимо составлять паспорт сделки. В случаях осуществления валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, резидент вправе, но не обязан, предоставить указанные справки по своему усмотрению (например, если иностранная компания при зачислении на расчетный счет резидента денежных средств не указала код вида валютной операции, резидент вправе предоставить справку о валютных операциях, в которой укажет код вида валютной операции).

При этом политика Банков в отношении предоставления документов, связанных с валютными операциями, различна. Если одни Банки могут вообще не запрашивать никаких подтверждающих документов (применительно к ситуациям, когда паспорт сделки оформлять не надо). То другие достаточно щипитильно относятся к проведению расчетов по валютным операциям и могут запросить подтверждающие документы даже при отсутствии такой обязанности.

В связи с чем рекомендуем Вам при осуществлении валютных операций обращаться в отдел валютного контроля обслуживающего Вас Банка для уточнения конкретного перечня документов, которые необходимо предоставить Банку.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, например, за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа, размер которого варьируется от 5 000 рублей до ¾ или до одного размера суммы валютной операции (ст. 15.25 КОАП РФ).

Источники

Китайский валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here