Классификация форм финансового контроля

Классификация форм и методов финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

— общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

— внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

— общественный финансовый контроль;

— независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

Виды финансового контроля

Финансовый надзор – это составное звено либо отдельная отрасль контроля, который осуществляется на территории Российской Федерации. Он представляет собой своего рода проверку на предмет законности и уместности работы в сфере образования, рассредоточение и расходование денежных фондов страны и субъектов регионального самоуправления. Всё это осуществляется с целью прогрессивного социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и государства в целом.

Ввиду того, что финансовый надзор касается разного рода отраслей финансово-экономической жизни страны, его плодотворность является предметов оптимально выбранной организации и вида осуществления ревизии. Проверку финансовых средств классифицируют по разным критериям. В соответствии с субъектами, которые его осуществляют, включают следующие виды финансового контроля:

  • Государственный – его контроль реализуется федеральными силами органов государственной власти, а также целенаправленной сформированными для этого структурами. В сферу его влияния входят такие сферы деятельности, как реализация федерального бюджета, предоставление и распределение кредитных средств бюджетного уровня, погашение государственного займа, предоставление налоговых льгот и тому подобное. В состав системы государственного контроля входит такая финансовая структура, как Центральный банк, который ведёт контроль за всей банковской сферой, а также осуществляет проверку денежного обращения;

Внимание! Помимо Центрального Банка РФ, обязательный финансовый контроль государственного уровня ведут органы власти субъектов нашей страны!

  • Муниципальный – его сущность заключается в осуществлении исполнения бюджетов местного значения, контрактов муниципального типа на поставку товаров, оказание услуг и выполнения работ, а также выполнение долговых обязательств. Ключевую роль при реализации данного вида контроля играют операции с бюджетными средствами, их целевое расходование. Пристальное внимание уделяется также муниципальным унитарным организациям. Для выполнения муниципального контроля формируются соответствующие финансово-контрольные органы (например, муниципальное казначейство);

Важно! Следует отметить, что хоть понятия государственного и муниципального контроль имеют общий характер (цели, задачи и ключевые направления), у них всё же есть принципиальное отличие. Всё дело в том, что контроль муниципального характера распространяется исключительно на направления финансовой деятельности муниципального образования!

  • Внутренний или как его ещё называют внутрифирменный контроль выполняется главным образом на фирмах, в организациях, а также учреждениях разного рода форм собственности. Ключевой задачей ревизии данного вида является поиск фактов хищения, недостач денег и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрифирменный надзор касается всех направлений финансовых операций (ведение учёта и отчётности, соблюдение условий договоров и так далее). Для этих задач могут быть сформированы контрольные подразделения (отделы ревизии, внутрипроверочные комиссии и так далее). Как правило, все функции внутрифирменного контроля возлагаются на главного бухгалтера и директора;
  • Независимый (аудиторский) контроль — это своего рода независимый анализ финансовой отчётности компании и бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка не считается альтернативой государственному и внутрихозяйственному контролю, так как его ключевой задачей является самопроверка на предмет соответствия всех финансовых операций и отчётов действующему законодательству;
Читайте так же:  Возврат процентов уплаченных банку по ипотеке

Виды и формы финансового контроля

Помимо типов финансового надзора в зависимости от субъектов, ниже кратко изложены типы проверок по направлениям финансовой деятельности:

  • Бюджетный – входит в список основных видов финансовой ревизии, задачей которой является сверка использованного бюджета с утверждённым;
  • Налоговый контроль;
  • Таможенный контроль осуществляется для своевременной и в полной объёме уплаты таможенных отчислений;
  • Валютный контроль;
  • Кредитный контроль;
  • Страховой контроль необходим для реализации правильного осуществления страховых действий.

Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль В Российской Федерации производят различные структуры и ведомства. К органам, его осуществляющим, относятся:

  • Законодательная власть: Государственная дума, Совет Федерации (их комитеты) и Счётная палата;
  • Контрольное управление Президента;
  • Исполнительная власть: Правительство РФ, а также администрации и правительства субъектов Федерации;
  • Государственные органы, которые ведут свою деятельность исключительно в финансовой сфере. Сюда входят органы исполнительной власти, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Кредитные организации (банки).

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит (независимый контроль) – это вид деятельности, который даёт оценку функционирования организации и выражает мнение о правильности его бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Независимый контроль относится к следующим видам аудиторских проверок:

  • Финансовая;
  • Ценовая;
  • Налоговая;
  • Аудит хозяйственной деятельности;
  • Управленческая.

Кроме того, стоит выделить такой вид независимого контроля, как особый (специальный) аудит, который направлен на анализ деятельности организации.

Внимание! Аудит – это негосударственный вид финансовых проверок, ключевыми целями которых являются проверка достоверности отчётности экономических субъектов.

Методы проведения финансового контроля

По времени проведения он классифицируется на:

  • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
  • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
  • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.

Примеры видов финансового контроля

И напоследок в качестве примера следует отметить предварительный финансовый надзор, результаты которого записываются в качестве экспертного заключения по проектам, сметам или же иным аспектам публичной финансовой деятельности.

О финансовом контроле деятельности организации, вы можете узнать, посмотрев данное видео:

Классификация видов финансового контроля

1. По формам проявления:

а) обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

б) инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По субъектам проведения контроля:

а) внешний – проводится привлеченными аудиторами, налоговыми органами, министерствами, которым подотчетно данное предприятие, проверки ОБЭП и прокуратуры и т.п.

б) внутренний – проводится руководством организации в составе утвержденной комиссии.

Читайте так же:  Куда подать жалобу на налоговую инспекцию

3. По времени проведения:

а) предварительный финансовый контроль — проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

б) текущий (оперативный) финансовый контроль — проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Его выполняют бухгалтерские службы, контролируя правильность документов первичного учета по каждой совершаемой операции.

в) последующий финансовый контроль — проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

4. По содержанию:

а) комплексный – охватывает все сферы деятельности предприятия;

б) некомплексный – выборочный контроль отдельных звеньев работы предприятия, подразделений или операций.

5. По методам проведения:

а) проверка — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

б) обследование — в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

в) надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

д) наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

е) ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Органы финансового контроля.

Счетная палата РФ — это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

— организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

— оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— оценка состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Министерство финансов РФ — не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Читайте так же:  Как проверить есть ли долги по налогам

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

— контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

— контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

— контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Федеральная налоговая служба в соответствии с налоговым законодательством проверяет любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф, реорганизация, замена руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций, крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский финансовый контроль — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Классификация форм финансового контроля

Форма финансового контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий и последующий

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российском Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организаций. Цели задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

Различают следующие методы осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ фи­нансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой дея­тельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины наме­чаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Читайте так же:  Какая сумма налога ип в год

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за со­бой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности.

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъ­емлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контро­ля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают пол­ные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финан­сово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частич­ная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов фи­нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тема­тическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная реви­зия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов со­хранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое­временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в про­цессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в про­верке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выбо­рочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных Документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Классификация финансового контроля

Читайте также:
  1. Data Mining и Business Intelligence. Многомерные представления Data Mining. Data Mining: общая классификация. Функциональные возможности Data Mining.
  2. II. Классификация документов
  3. IV. Формы контроля
  4. IV. Формы контроля
  5. IX.4. Классификация наук
  6. MxA классификация
  7. V. Формы контроля
  8. VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
  9. VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
  10. VII Формы текущего и итогового контроля
  11. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов
  12. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).

Лекция 4 Правовое регулирование финансового контроля в Украине

1. Содержание финансового контроля

2. Классификация финансового контроля

3. Методы финансового контроля.

4. Органы, которые осуществляют финансовый контроль

5. Независимый контроль

Содержание финансового контроля

К числу общих функций управления принадлежит планирование, регулирование, руководство, организация, координация и контроль. Одной из важнейших функций государственного управления является контрольная деятельность, в частности, финансовый контроль. При рассмотрении соотношения финансового контроля и государственного управления, становится ясно, что финансовый контроль является средством достижения конкретного задания, которое стоит перед государством, — установление правопорядка и законности.

Для финансового контроля характерные черты, которые вообще присуще контрольной деятельности, а именно

:

Следует отметить, что финансам как экономической категории, кроме распределительной и регулирующей, присуща также контрольная функция. Она оказывается как при контроле распределения валового внутреннего про-дукта, так и при расходовании публичных денежных фондов в соответствии с их целевым назначением. Все это свидетельствует о том, что контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля.

В современных непростых условиях становления рыночной экономики контрольная функция финансов приобретает особенную актуальность. Это связано с определенной спецификой этой деятельности, что позволяет активно влиять на экономические процессы. Эффективный финансовый контроль способствует ускорению экономического и социального развития страны, рациональной организации использования всех имеющихся ресурсов, обеспечению сохранения общегосударственной и муниципальной собственности. Говоря об особенностях финансового контроля, следует отметить, что в настоящее время происходит его осложнение, все четче оказывается его многоаспектность, поскольку сфера контрольной деятельности все более расширяется, охватывая негосударственные предприятия, граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Финансовый контроль становится все более разнообразным и многоплановым. Некоторые контролирующие органы были отменены, возникли новые органы, потому систему органов финансового контроля еще нельзя признать сформированной окончательно.

Сущность финансового контроля раскрывается в основных заданиях, поставленных перед ним, а именно:

· проверка своевременности и полноты выполнения контролируемыми субъектами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

· проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций по формированию, распределению и использованию денежных фондов;

· проверка соблюдения правильности осуществления финансовых операций, сохранности средств и материальных средств;

· проверка правильности и эффективности использования публичных денежных фондов;

· выявление и устранение нарушений финансовой дисциплины;

· предупреждение нарушений законности в сфере финансовой деятельности, обеспечение возмещения материального ущерба, выявления винных лиц и привлечения их к ответственности;

· выявление внутренних резервов производства — повышение его эффективности, наиболее расчетливого использования материальных и денежных ресурсов.

Реализация перечисленных заданий финансового контроля является необходимым условием обеспечения правопорядка и законности в процессе осуществления финансовой деятельности. Одной из сторон правопорядка в сфере финансов есть финансовая дисциплина.

Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение закрепленных нормами права распоряжений, которые регулируют порядок формирования, распределения и использования публичных денежных фондов. Необходимо подчеркнуть, что требования финансовой дисциплины обязанности не только для предприятий всех форм собственности и граждан, но и для органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако стоит учитывать, что объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных фондов. В действительности он содержит в себе и материальные, естественные, труду и другие ресурсы государства, потому что их использование осуществляется в денежной форме или опосредовано ею. Другими словами, финансовый контроль распространяется не только на непосредственно финансовые, но и на связанные с ними хозяйственные отношения. Непосредственным предметом финансового контроля являются первичные документы, которые содержат сведения о финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта.

Читайте так же:  Имущественный вычет сколько

Следовательно, под финансовым контролем следует понимать особенную сферу государственного контроля, который являет собой деятельность финансовых органов по выявлению нарушений законности, финансовой дисциплины и целесообразности при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных денежных фондов.

Классификация финансового контроля

Осуществление финансового контроля входит в компетенцию широкого круга контролирующих органов. В теории финансового права сложились разные критерии, разные основания классификации финансового контроля. Как правило, за основу выделения конкретных его видов берутся: субъектный состав контролирующих органов, специфика объекта финансо-вого контроля, время его проведения.

1. Финансовый контроль можно классифицировать в зависимости от времени проведения на:

· б) текущий (оперативный);

Предварительный финансовый контроль предшествует осуществлению финансово-хозяйственных операций. Он осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждение проектов бюджетов, смет, планов, договоров. Основная цель данного вида контроля — предупреждение нарушений финансового законодательства, при этом деятельность органов финансового контроля направлена на своевременное предупреждение незаконного и нерационального использования средств. Надлежащее использование предыдущего финансового контроля позволяет достичь максимально положительного эффекта, избежать нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль проводится в короткие отрезки времени, непосредственно в процессе осуществления хозяйственных и финансовых операций. Такой контроль можно назвать еще оперативным в силу его гибкости и своевременности, чаще всего он осуществляется повседневно, будучи постоянным. Широкое использование рассмотренного вида контроля позволяет найти ошибки и злоупотребления, допущенные как на стадии предварительного контроля, так и непосредственно в ходе осуществления финансово-хозяйственной операции. Следует отметить, что, как правило, предварительного и текущего контроля не имеют репрессивного характера.

Следующий финансовый контроль осуществляется по завершению кон-кретной финансово-хозяйственной операции или по окончанию определенного отчетного периода (например, финансового года). Данный контроль, можно характеризовать как своеобразный последний «рубеж», препятствие на пути нарушений. Он позволяет найти ошибки, допущенные в ходе предыдущего и текущего контроля и, как правило, характеризуется углубленным и всесторонним подходом к изучению финансово-хозяйственной деятельности контролированного субъекта, комплексным характером. К основным направлениям дальнейшего контроля можно отнести: анализ выполнения планов и бюджетов; проверку смет, отчетов и балансов; изучение на предмет законности решений органов управления субъекта, который проверяется; выявление случаев порчи имущества; определение путей предупреждения нарушений финансовой дисциплины и мероприятий для их устранения.

2. В зависимости от субъекта, который осуществляет контроль, финансовый контроль разделяется на контроль, :

Государственный финансовый контроль осуществляют органы государства, наделенные компетенцией, уполномоченные на осуществление контрольных действий. Его проводят органы:

— общей компетенции — Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины;

— специальной компетенции — специально созданы для финансового контроля (налоговые органы, Счетная палата, Контрольно-ревизионное управление, Государственное казначейство).

Как в государственном, так и в муниципальном финансовом контроле можно также выделить (в зависимости от отрасли действия) межведомственный и внутриведомственный контроль.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется органами местного самоуправления. Область его применения достаточно широкая (от утверждения местного бюджета, его выполнение и утверждение отчета о его выполнении к конкретным вопросам соблюдения финансовой дисциплины, что входят в компетенцию органов местного самоуправления).

Общественный финансовый контроль являет собой независимый финан-совый контроль, который осуществляется представителями общественности на добровольной и бесплатной основе.

Аудиторский финансовый контроль является независимым профессиональным финансовым контролем, который осуществляется аудиторами (физическими лицами предпринимателями) и аудиторскими фирмами.

3. В зависимости от сферы финансовой деятельности контроль классифицируется на:

Перечисленные конкретные виды финансового контроля в данном случае фактически относятся в зависимость от той сферы финансового права, в которой непосредственно осуществляется финансовый контроль, то есть от подотраслей и институтов Особенной части финансового права.

4. В зависимости от источника информации контроль разделяется на:

Фактический финансовый контроль состоит из изучения реального состояния объекта, который проверяется, его обзора и обмерки в натуре, установление действительного наличия денежных и материальных ресурсов, анализа полученной информации и документов на предмет их соответствия.

Документальный финансовый контроль являет собой проверку и анализ первичных документов (в том числе и технических носителей информации), которые содержат сведения о движении средств (бухгалтерских и статистических отчетов, смет и тому подобное).

Фактический и документальный контроль существуют не отдельно, а дополняют друг друга. Так, например, при наличии надлежащей почвы документальная ревизия может быть дополнена фактической проверкой (проведением контрольной обмерки, снятием остатков материальных ценностей и тому подобное).

5. В зависимости от периодичности (частоты) проведения финансовый контроль разделяется на:

· постоянный (еще его можно определить как повседневный);

· эпизодический (чаще всего, этот вид контроля имеет разовый характер).

6. В зависимости от формы проведения финансовый контроль классифицируется на:

· а) обязательный (внешний);

· б) инициативный (внутренний).

Обязательный финансовый контроль проводится в случаях, когда действующее законодательство содержит соответствующее требование. Кроме того, основанием к его осуществлению является решение компетентного государственного органа. Что же касается инициативного финансового контроля, то основным моментом при отнесении здесь является элемент «волеизъявления», контроль осуществляется по самостоятельному и добровольному решению субъектов, которые хозяйствуют.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Так, например, можно классифицировать виды финансового контроля в зависимости от его объема, полноты. Более обстоятельно остановимся на данной классификации на примере такого метода финансового контроля, как проверка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Источники

Классификация форм финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here