Контроль за соблюдением финансового законодательства

Энциклопедия решений. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль в организациях государственного сектора осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

Органы, осуществляющие контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Контроль законодательных (представительных) органов

1. Счетная палата РФ (на федеральном уровне).

2. Контрольно-счетные органы субъектов РФ.

3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК

Стандарты Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Законы (решения), принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(1)

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Осуществляется в рамках всего публично-правового образования

1. Федеральное казначейство (на федеральном уровне)*(2).

2. Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ.

3. Органы внутреннего муниципального финансового контроля

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций) при санкционировании операций

1. Федеральное казначейство

2. Финансовые органы субъектов РФ

3. Финансовые органы муниципальных образований

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(4)

Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит

Осуществляется в рамках ведомства — в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях

1. Главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

3. Главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 89, от 17.03.2014 N 193).

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и ФОТ сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.

В настоящее время на федеральном уровне действуют принятые ведомственные нормативные акты:

— приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, Стандарты утвержденные приказами Минюста России от 29.01.2015 N 12, Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н, Федерального казначейства от 29.11.2017 N 330).

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

Органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений

п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(5)

Внутренний контроль в организации госсектора

Должностные лица, комиссии, структурные подразделения организации госсектора

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Иные нормативные правовые акты, предусматривающие требование об осуществлении внутреннего контроля в организации (например, согласно п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У в организации должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок их фактического наличия)

Локальные нормативные акты

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля перечислены в п. 1 ст. 266.1 БК РФ. К их числу относятся и государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). Действующее законодательство не позволяет передать полномочия по осуществлению муниципального финконтроля федеральным органам (письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-10-08/18672).

Внимание

Контрольные мероприятия, проводимые в казенных учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны прежде всего с проверкой исполнения бюджетной сметы. А вот при проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется (см., в частности, письма Минфина России от 20.08.2012 N 02-07-10/3259, от 24.04.2013 N 02-13-09/14197):

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т.д.)

Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и (или) нарушений действующего законодательства:

— в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ);

— при использовании имущества;

— при осуществлении иных хозяйственных операций

Осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом)

Последующий контроль осуществляется в целях:

— установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности (п. 5 ст. 265 БК РФ);

— проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (см., например, ст. 267.1 БК РФ).

Оформление результатов контрольных мероприятий осуществляется в следующем порядке:

Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Ревизии и проверки

Разрешительная надпись после проверки документов

Внимание

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ). В то же время положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере (ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Читайте так же:  Сумма налога подлежащая возврату

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях и их результатах размещаются в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru (пп. 8 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ) в соответствии с п. 3.5 Закона N 7-ФЗ и согласно Требованиям к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в п. 15.1 Порядка предоставления информации, утвержденного приказом Министерства России от 21.07.2011 N 86н (утв. Федеральным казначейством 26.12.2016).

Вся информация об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений подлежит размещению в специальной государственной информационной системе ГИС ЕСГФК по адресу http://portal.audit.gov.ru (приказ Счетной палаты РФ и Минфина России от 25.12.2015 N 128/214н). Оператор системы — Счетная палата РФ. Система состоит из открытой и закрытой частей. Должностные лица проверяемых организаций, в т.ч. государственных (муниципальных) учреждений, могут просматривать размещенную в системе актуальную информацию по аудиту (контролю).

*(1) См., например, Закон Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 95 «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края».

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(3) См., например, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 29-п «Об утверждении порядка осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»; постановление Администрации г. Вологды от 10.01.2014 N 79 «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Администрацией города Вологды».

*(4) См., например, постановление Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета».

*(5) См., например, приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 06.09.2013 N 26 «О формах и периодичности контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области, учредителем которых является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области»; постановление Администрации городского округа Красноуфимск Свердловской области от 23.07.2012 N 763 «Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением муниципального задания муниципальными учреждениями, учредителем которых является Администрация ГО Красноуфимск»; постановление Окружной администрации города Якутска от 22.11.2010 N 190п «Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя, включая контроль за деятельностью муниципальных казенных или бюджетных учреждений Городского округа «Город Якутск».

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Президентский финансовый контроль — реализуется через контрольное управление президента — призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента — для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ — осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) — обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:
1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.
2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.
3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.
4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Имеют право проводить в соответствие с законодательством оперативно розыскные мероприятий, дознания и оперативные следствия в целях выявления и пресечений налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц (или подозреваемых) совершивших указанные преступления.
Пользоваться при выполнение служебных обязанностей правами предоставляемыми законным для должностных лиц налоговых органов и агентам валютного контроля.
Право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой.
Работники службы налоговых поступлений имеют право беспрепятственно входить в производственные, складские и иные учреждения и обследовать такие помещения (коммерческая тайна не действует в данном случае). Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.
Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.

Банковский контроль — Центробанк. Виды:
1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).
3. Соблюдение экономических нормативов.
4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5. Санкции — замена руководителя банка.
6. Ввод внешнего управляющего в банк.
7. Штрафные санкции.
8. Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Органы финансового контроля в 2018 году

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Вернуться назад на Финансовый контроль 2018

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.

3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Проверка налогового состояния

4. Финансовая экспертиза НПА — все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам.

5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях .

6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.

Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.

Счетная палата осуществляет:

1. Контрольно-ревизионная деятельность.

2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).

3. Информационная деятельность.

Счетная палата может:

1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.

2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).

3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.

Президентский финансовый контроль — реализуется через контрольное управление президента — призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.

Финансовый бюджет управления президента — для сбора и анализа финансовой деятельности.

Правительство РФ — осуществляет контроль через систему специальных органов.

Министерство финансов (Минфин) — обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.

Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:

1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.

2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.

3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.

4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Федеральное казначейство — полномочия (права):

1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.

2. Получать от финансово-кредитных учреждений — справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов — установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.

4. Санкции — приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

5. Изъятие — на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.

6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.

Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:

1. Выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.

3. Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.

Имеют право проводить в соответствие с законодательством оперативно розыскные мероприятий, дознания и оперативные следствия в целях выявления и пресечений налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц (или подозреваемых) совершивших указанные преступления.

Пользоваться при выполнение служебных обязанностей правами предоставляемыми законным для должностных лиц налоговых органов и агентам валютного контроля.

Право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банке и других кредитных учреждениях на срок до 1-го месяца в случае не предоставления док связанных с оплатой.

Работники службы налоговых поступлений имеют право беспрепятственно входить в производственные, складские и иные учреждения и обследовать такие помещения (коммерческая тайна не действует в данном случае). Требовать от должностных лиц исполнение выявление нарушений. Подать в арбитражный суд иск.

Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Банковский контроль — Центробанк. Виды:

1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.

2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).

3. Соблюдение экономических нормативов.

4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

Читайте так же:  Проверка задолженности по налогам официальный сайт

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Читайте так же:  Возврат налога за дополнительное обучение ребенка

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Органы финансового контроля и их компетенция

Виды финансового контроля

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Текущий(оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.), тут выявляются нарушения и меры их устранения.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций. Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Методы финансового контроля

Методы фин контроля: ревизия, проверка, обследование, анализ.

Ревизия – эффективные формы фин конторля всех опреций экономического субъекта с использованием всех для этого приемов и способов.

Проверка – это единичное действие или исследование фин состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.

Обследование – это операционное выявление положения дел входящему в компетенцию органа фк, в целях определения целесообразности, проработки данной проблемы и необходимости проверки детальной проверки, обследование является одним из методов предварительного контроля и в ходе обследования решаются след задачи:

Монторинг фин отчетности

Диагностика его состояния

Анализ использования бюджетных назначений и правильность их оформлений

Проверка правового статуса ,организ правовой формы, и ее действующие законодательства

Оценка уровня приемлимого обозначения цели

Анализ – это системное и факторное исследование отдельных вопросов финансово хозяйственной деятельности хоз субъекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
Читайте так же:  Освобождение ответчика от уплаты госпошлины

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Источники

Контроль за соблюдением финансового законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here