Концепция проведения выездных налоговых проверок

Концепция проведения выездных налоговых проверок

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

Читайте так же:  Торговый сбор бланк уведомления

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 мая 2007 г. N ММ306/333@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 08.04.2011 N ММВ-7-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
(п. 1 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
(п. 2 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
(п. 3 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
(п. 4 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.
(п. 5 в ред. Приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев N N 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками.
(п. 7 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе «Налоговый контроль», подраздел «Налоговые проверки».
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.
(в ред. Приказов ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected], от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.
(п. 10 введен Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected])

11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.
(в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ

Планирование выездных проверок: концепция от ФНС

Выездные налоговые проверки были и остаются одним из самых неприятных для налогоплательщиков инструментов налогового контроля. По этой причине вопрос их организации и планирования непосредственно затрагивает интересы тех, чья деятельность подлежит проверке. Долгое время данная сфера деятельности налоговых органов была скрыта от посторонних глаз.

В такой ситуации утверждение приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), несомненно, стало шагом вперед. Впервые провозглашен принцип открытости при планировании проверок, а до налогоплательщиков доведен достаточно компактный перечень критериев самостоятельной оценки рисков, влекущих за собой ее проведение.

Вместе с тем, Концепция не решает всех проблем, оставаясь методически слабым документом, выигрывающим лишь на фоне карикатурных «109 признаков неблагонадежности», появившихся в СМИ в начале 2007 года.

Одиннадцать критериев самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков (раздел 4 Концепции) заслуживают более детального анализа.

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего
уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли
(виду экономической деятельности)

Данный критерий представляется достаточно обоснованным с точки зрения планирования выездных налоговых проверок. Вместе с тем, очевидна его недоработанность. В частности, в Концепции не учтено, что налоговая нагрузка вновь созданной организации может быть ниже среднеотраслевой по вполне объективным причинам.

Читайте так же:  За уклонение от налога уголовно ответственна

Остаются вопросы и по порядку определения налогоплательщиком своей налоговой нагрузки. Согласно разъяснениям ФНС России, данным на официальном интернет-сайте ведомства*, среднеотраслевая налоговая нагрузка определяется в процентах и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций** по данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат). Видимо, в ФНС России полагают, что налогоплательщик должен определять собственную налоговую нагрузку аналогичным образом, заменив «отчетность налоговых органов» на собственные налоговые декларации (за неизвестно какой период), а «оборот (выручку)» — на выручку от реализации товаров (работ, услуг). Такое негласное взывание налогового ведомства к догадливости налогоплательщиков не имеет ничего общего с объективной оценкой рисков.

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на
протяжении нескольких налоговых периодов

И этот, объективный по сути, критерий страдает от недоработанности. Совершенно непонятна отсылка к бухгалтерской отчетности в условиях, когда речь идет об оценке рисков совершения налоговых правонарушений. Вызывает вопросы понятие «на протяжении» — не ясно, имеются в виду несколько налоговых периодов подряд или несколько любых налоговых периодов, в том числе чередуемых с теми, в которых получена прибыль.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов
за определенный период

При столь обтекаемых формулировках («значительные» суммы вычетов за «определенный» налоговый период) едва ли удастся убедить налогоплательщиков в том, что отбор кандидатов на выездные налоговые проверки не будет зависеть от частного мнения того или иного сотрудника УФНС. Дополняют картину разъяснения, данные на официальном интернет-сайте ФНС России. Неизвестные работники налогового ведомства весьма творчески раскрыли упомянутые выше термины:

Выдержка из документа

«Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев».

Почему взята именно такая цифра, остается загадкой. Кроме этого, специалисты ФНС России не посчитали нужным оговорить особые условия применения данного критерия, например, для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения, которым вряд ли удастся вписаться в этот критерий.

Опережающий темп роста расходов над темпом ростадоходов от реализации
товаров (работ, услуг)

Данный критерий также требует доработки, поскольку анализируемый показатель никоим образом не «привязан» к какому-либо временному промежутку. Однако этот недочет просто меркнет на фоне пояснений, приведенных на официальном интернет-сайте ФНС России:

Выдержка из документа

«По налогу на прибыль организаций. Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.»

Для того чтобы постичь мысль авторов этого образца тавтологии, требуется приложить немало усилий. Тем не менее можно понять, что разработчики указанных пояснений подменяют предмет сравнения. Если в приказе ФНС России говорится о сравнении темпов роста расходов с темпами роста доходов, то в разъяснении предлагается сравнивать данные показатели в налоговой отчетности с аналогичными показателями в финансовой отчетности. При этом «опережающий темп роста» столь же элегантно подменяется на «несоответствие темпов роста». Фактически безымянные авторы разъяснений попросту искажают содержание Концепции.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего
уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Недостатки этого критерия — отсутствие «привязки» к промежутку времени, за который анализируется показатель, и размытость термина «заработная плата». Разработчики Концепции, видимо, не сочли необходимым ознакомиться с содержанием статьи 255 НК РФ, раскрывающей все многообразие расходов на оплату труда. Вместе с тем, в пояснениях, размещенных на официальном интернет-сайте ФНС России, содержится полезная для налогоплательщиков информация об источниках получения необходимых сведений. Прежде всего, это интернет-сайты территориальных органов Росстата, адреса которых находятся на официальном интернет-сайте данной службы.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ
величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам
специальные налоговые режимы

Попытка рассматривать балансирование на грани, отделяющей специальные налоговые режимы от общего режима налогообложения как признак риска налогового правонарушения сама по себе является довольно спорной. Тем не менее, налогоплательщикам следует учитывать этот критерий. Понятие «приближение» разъяснено на официальном интернет-сайте ФНС России — под этим термином понимается отклонение от допустимого показателя менее чем в 5 процентов.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально
приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

Бросается в глаза отличие этого критерия от аналога, приведенного в пункте 2 для налогоплательщиков-организаций. Если для последних критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная прибыль по итогам календарного года. Трудно понять, чем вызвана такая дискриминация со стороны ФНС России, однако она вполне может стать поводом для оспаривания данной позиции в суде.

«Максимальным приближением», согласно разъяснениям официального интернет-сайта ФНС России, является 83 процента суммы профессиональных налоговых вычетов от общей суммы доходов. Подобное толкование термина «максимальный» противоречит его буквальному значению, поскольку показатель 83 процента ни при каких обстоятельствах не может считаться максимальным приближением.

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения
договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками
(«цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических
или иных причин (деловой цели)

В данном случае в Концепции используются понятия и термины, не имеющие правового смысла. Что касается пресловутой «цепочки контрагентов», то эта излюбленная налоговыми органами дефиниция не имеет ничего общего не только с правом, но и с элементарным здравым смыслом. Хозяйствующий субъект в принципе не может выстраивать никаких «цепочек» (если, конечно, речь не идет о схеме уклонения от уплаты налогов), поскольку вступает в отношения исключительно с конкретным контрагентом. Сколько ступеней купли-продажи товар прошел перед сделкой, налогоплательщик, как правило, не знает, и знать не может.

Примечательно, что разъяснения официального интернет-сайта ФНС России на этот счет исключительно лаконично отсылают налогоплательщиков к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.* В разъяснениях не предпринято попытки раскрыть основы доктрины деловой цели. Впрочем, в указанном Постановлении Пленума ВАС РФ указанная доктрина также не раскрывается, а лишь декларируется. В связи с этим остается лишь рекомендовать налогоплательщикам быть готовыми к «защите» любого заключенного ими договора, следствием которого является формирование расходов и (или) налоговых вычетов.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового
органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Фраза попросту не имеет смыслового завершения — непонятно чему не соответствуют показатели деятельности. Кроме того, уведомление само по себе не требует каких-либо пояснений.

Разъяснения официального интернет-сайта ФНС России только усугубляют проблему. По версии их авторов, речь идет о ситуациях, описанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ. Согласно данному пункту налоговый орган в определенных случаях вправе требовать от налогоплательщика представления пояснений или внесения исправлений в документы.

Во-первых, такая ситуация, как «несоответствие показателей деятельности» в статьи 88 НК РФ вообще не предусмотрена.

Во-вторых, критерий, приведенный в пункте 9 раздела 4 Концепции, можно сравнить не со всеми ситуациями, описанными в пункте 3 статьи 88 НК РФ, а только с одной — выявление несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. Другие ситуации — выявление ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах — в Концепции не упоминаются даже косвенно. Между тем в разъяснениях они названы.

Читайте так же:  Фнс долги по налогам по инн

В-третьих, пункт 3 статьи 88 НК РФ предоставляет налогоплательщику выбор: представить налоговому органу пояснения или внести исправления в документы. Согласно же Концепции налогоплательщик обязан именно представить пояснения, то есть внесение им исправлений в документы все равно рассматривается как риск совершения налогового правонарушения.

Столь явные противоречия между Концепцией, ее разъяснениями и нормами НК РФ не может не тревожить, ибо крайним, согласно давней традиции, несомненно, окажется налогоплательщик.

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах
налогоплательщика в связи с изменением места нахождения
(«миграция» между налоговыми органами)

Если анализировать данный критерий без учета разъяснений официального интернет-сайта ФНС России, то его необоснованность выглядит очевидной. Изменение места нахождения юридического лица в силу требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» влечет за собой необходимость внесения изменений в учредительные документы. Поэтому трудно понять, почему авторы Концепции рассматривают законопослушные действия налогоплательщика как риск налогового правонарушения.

Разъяснения несколько сглаживают ситуацию, указывая, что речь идет о внесении налогоплательщиком изменений в учредительные документы не менее двух раз при проведении выездной налоговой проверки. При таком подходе рассматриваемый критерий не доставит больших проблем налогоплательщикам. Добавим, что авторы разъяснений комментируют критерий отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, рекомендуют анализировать поведение налогоплательщика при уже проводимой выездной налоговой проверке.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского
учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности
по данным статистики

И в этом случае приходится констатировать размытость и недоработанность критерия — неизвестно, какое отклонение следует считать значительным, и непонятно, что означает «данные статистики». Кроме того, буквальное следование данному критерию приводит к абсурдному выводу о том, то значительное превышение налогоплательщиком среднеотраслевого показателя рентабельности тоже следует считать риском налогового правонарушения. Остаются вопросы и относительно периода, за который исследуется показатель.

Разъяснения официального интернет-сайта ФНС России частично отвечают на эти вопросы. Под значительным отклонением понимается «отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более».

Никаких отсылок к показателям Росстата разъяснения не содержат. И совсем непонятно, на какие статистические показатели должны ориентироваться налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, поскольку они в разъяснениях не упоминаются.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что как сама Концепция, так и ее разъяснения, противоречат друг другу и частично — действующему законодательству. Приведенные в Концепции критерии размыты и оставляют возможность произвольного толкования. Концепция не содержит механизма внутреннего контроля за обоснованностью назначения выездных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган волен назначить выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщика, не подпадающего ни под один из критериев. При таких обстоятельствах не следует обольщаться относительно перспектив применения Концепции.

Вместе с тем, принятие Концепции следует приветствовать как первый шаг на пути упорядочения процедуры назначения выездных налоговых проверок. Кроме того, Концепция является первым заметным документом ФНС России, в котором содержится прямое указание налоговым органам при оценке налоговой выгоды руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Последнее обстоятельство может принести налогоплательщикам практическую пользу, поскольку до сих пор указанный документ налоговыми органами зачастую игнорировался.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

ФНС утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля на сегодняшний день являются выездные налоговые проверки. В результате проведения таких проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач, наиболее важными из которых являются выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.

В целях эффективного решения названных задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора налогоплательщиков для проведения указанных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Важно отметить, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Приведены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: сроки и порядок проведения ВНП

Настоящая статья написана нами с точки зрения государства. Размещая этот текст, мы хотели показать, что думают чиновники про тех, кого они будут проверять, и что вообще они хотели бы думать про свою работу, а так же о том, какие они «белые и пушистые».

Поэтому эта статья будет исключительно полезна с точки зрения того, как надо себя вести и что говорить, например, в суде, как подбирать слова, чтобы достучаться до «глубин души» судьи и правильно выстроить с ним диалог (это как фундамент), показать, что вы в рамках этой Концепции, никогда за ее пределы не выходили и вы полностью «одобряете и понимаете».

На самом деле, о том, как работает Концепция системы выездных налоговых проверок, и работает ли она вообще вы можете почитать в других моих статьях (просто почитайте и сравните направление содержания) статей:

Читайте так же:  Срок возврата переплаты по налогу по заявлению

Ну, а теперь поговорим с точки зрения налоговиков.

Что представляет собой концепция системы планирования выездных налоговых проверок?

Выездные налоговые проверки как в Москве, так и в других субъектах Российской Федерации уполномоченные органы проводят, чтобы улучшать налоговую дисциплину и повышать грамотность налогоплательщиков. Концепция планирования выездных налоговых проверок выработана также в целях сокращения числа «теневых предпринимателей», а также доведения до лиц, уплачивающих налоги, информации об основных параметрах отбора компаний и ИП для проведения выездных налоговых проверок.

Как организуются и в каком порядке проводятся выездные налоговые проверки?

Основанием для проведения выездных налоговых проверок является решение руководителя ФНС по месту расположения организации. Всегда составляется план выездных налоговых проверок, в который включают все подлежащие анализу вопросы. Они зависят от целей ВНП. Более подробно с организацией и методикой ВНП вы можете ознакомиться на сайте ФНС России.

В ходе проверки инспекция вправе изучать как один, так и несколько налогов в отношении налогоплательщика. При этом следует помнить, что Федеральная служба по налогам не может проводить две и более ВНП по показателям одного и того же налога за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда руководитель налогового органа дает распоряжение проверить уплачивающее налоги лицо сверх указанной нормы.

В рамках ВНП инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика необходимую документацию. В течение 10 дней с момента получения соответствующего требования проверяемый субъект обязан предоставить запрошенную информацию. Если сделать этого он не может, то в течение дня, следующего за днем выдвижения данного требования, письменно уведомляет налоговый орган о невозможности предъявления документов и указывает причины. Помимо этого, налогоплательщик обозначает сроки, в течение которых предъявит бумаги.

Руководитель ИНФС вправе приостановить ВНП, чтобы истребовать документы или получить нужную информацию, сведения от иностранных государственных органов в рамках международных соглашений РФ, провести анализ или перевести на русский язык документы, которые налогоплательщик предоставил на иностранном.

В последний день налоговой проверки проверяющий выдает проверяемому субъекту справку. Также по итогам ВНП формируют акт, проводят анализ полученных данных и выносят соответствующее решение.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как определил Президент РФ, при формировании государственной налоговой политики следует стремиться к финансово благоприятным структурным переменам во всех субъектах Российской Федерации, постепенному снижению общей налоговой нагрузки и усовершенствованию налогового администрирования. В течение последних нескольких лет государство всячески старается облегчить налоговую нагрузку в работе налогоплательщиков.

Налоговая система и государственная экономика в целом начнут эффективно функционировать лишь в том случае, если налоговый контроль будет качественным. Выездные налоговые проверки — его главная и самая действенная форма налогового контроля, поскольку позволяет выявлять, устранять и предупреждать совершение налоговых правонарушений.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом от 30.05.2007 года N MM-3-06/[email protected] На основании нее, процесс планирования выездных налоговых должен быть открытым. Проверяют, в первую очередь, предприятия и ИП с высоким риском совершения налоговых правонарушений. Отбирая налогоплательщиков, сотрудники ИФНС анализируют все имеющиеся у них данные, а также информацию из внешних источников.

О чем говорится в Приложении № 5 (пояснительной записке к уточненной налоговой декларации)?

На основании Приказа N ММ-3-06/[email protected], если налогоплательщики полагают, что в их хозяйственной деятельности есть процедуры, способные вызвать подозрение у налоговых инспекторов, и они стремятся избежать пристального внимания налоговиков, то должны исключить эти процедуры при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и сообщить в налоговый орган о мерах, принятых для исправления ситуации. Налогоплательщики должны подать в налоговый орган уточненную декларацию за период, в который проводились сомнительные финансово-хозяйственные операции, а также пояснительную записку по форме, установленной ФНС (Приложение 5 к Приказу N ММ-3-06/[email protected] от 10.05.2012 года).

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Порядок отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке.

Налоговый орган в рамках системы планирования ВНП выбирает налогоплательщиков, состоящих на учете. Также ИФНС анализирует имеющуюся информацию и переходит к составлению программы ВНП.

Проверять уполномоченные органы предпочитают работу тех организаций, юридических и физических лиц, вероятность серьезных налоговых доначислений у которых самая высокая.

При отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговики:

  • Анализируют финансово-экономические показатели компании, сравнивая их со среднеотраслевыми или с показателями компаний и ИП, работающих в этой же сфере;
  • Оценивают, как меняется динамика отчетных показателей или их соотношение за несколько последовательных отчетных периодов;
  • Изучает данные по уже проведенным ВНП;
  • Анализирует информацию по налогоплательщикам, полученную в ходе проведенных неналоговых ВНП, и осуществляет итоговый отбор.

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).
Читайте так же:  Налог на недвижимость уведомление

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

По каким критериям налоговики выбирают лиц для ВНП?

При планировании проведения выездных налоговых проверок сотрудники ИФНС анализируют, насколько велика вероятность того, что тот или иной налогоплательщик совершит налоговое правонарушение. Особое внимание уделяется следующим потенциальным объектам исследования:

При анализе этой информации представители налогового органа оценивают, есть ли вероятность или факт того, что налогоплательщик получит/получил необоснованную налоговую выгоду, и есть ли основание для проведения выездной налоговой проверки.

Дополнительную информацию о системе планирования выездных налоговых проверок любой желающий может получить на сайте ФНС России.

Налогоплательщик вправе и сам провести оценку рисков по итогам своей хозяйственной деятельности, уточнив налоговые обязательства и трезво оценив ситуацию. Например, если он не раз приближал к установленным НК РФ величинам свои финансово-экономические показатели, дающие право пользоваться специальными налоговыми режимами, то вероятность ВНП в его отношении очень велика.

Как предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском?

Существуют схемы ведения хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В их числе:

  • Использование инвалидов. Предприятия, использующие льготу на налогообложение по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, часто применяют данный способ. В схеме участвует уплачивающая налоги компания, где работает не менее 50% инвалидов от общего количества всего персонала. Доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%. Также в схеме участвует предприятие-аутсорсер, предоставляющее данной компании квалифицированных сотрудников. Организация пользуется их услугами, при этом полностью отвечает требованиям для компаний, в составе которой есть инвалиды, и освобождается от уплаты НДС.

Специалисты в штате данной организации не могут по причине недостаточной квалификации или слабого здоровья создавать товар или услугу должного качества и в необходимом для реализации объеме. Льгота по НДС используется по отношению ко всему объему продукции, выпускаемому предприятием. То есть, фирма намеренно создает ситуацию, когда нужно применять данную льготу по товару, произведенному с привлечением специалистов-аутсорсеров. Привлеченные сотрудники не учитываются при подсчете средней численности персонала компании и фонда оплаты труда. Иными словами, организация злоупотребляет правом на применение льготы по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

  • Использование фирм-однодневок. В этом случае организация включает в цепочку хозяйственных связей предприятия, не выполняющие свои налоговые обязательства. Компания может использовать фирмы-однодневки, чтобы создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам при отсутствии товарооборота. Еще один вариант — она использует такие фирмы, чтобы увеличивать добавленную стоимость товара, снижать нагрузку по налогам на производственные подразделения.
  • Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества. В одной из схем принимают участие агентства недвижимости, инвесторы и страховые компании. Покупателя, заключающего договор инвестирования, побуждают рассчитаться векселями, купленными у предприятий, которые зависят от агентства недвижимости. Еще вариант: покупателя просто направляют заключать договор в другую организацию и расплачиваться там собственными векселями. После этого зависимые предприятия делают налоговые отчисления не в полном объеме, за счет чего достигается экономия на налоге на прибыль, что, конечно, не устраивает ИФНС.

Другой способ применения этой же схемы заключается в обязательном страховании инвестиционных рисков. Покупателей недвижимости убеждают в необходимости страхования инвестиционных рисков агентства. Далее средства, полученные от покупателя, организация выплачивает страховщикам и снижает доходы на сумму страховой премии. И вновь экономия на налоге на прибыль.

  • Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону РФ, для производства алкоголя может применяться как этиловый спирт, так и продукция с содержанием спирта — бражные дистилляты, спиртованные настои и т. д. Если для производства водки используется этиловый спирт, то нагрузка по налогам акцизу будет гораздо выше, чем при изготовлении водки с использованием спиртовых настоев или бражных дистиллятов. Это связано с разницей в сумме акциза, которая подлежит вычету производителем по приобретенной продукции (вычет по спиртосодержащему сырью равен 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб). Этим и пользуются организации, желающие снизить нагрузку по налоговым обязательствам. Для изготовления водки они используют этиловый спирт, но оформляют продукт как изготовленный из спиртосодержащего сырья.

С понятием оценки рисков более детально каждый желающий может ознакомиться на сайте ФНС России.

Какая налоговая нагрузка действует по видам экономической деятельности?

Расчет нагрузки по налоговым обязательствам, начиная с 2006 года, по основным видам финансово-экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

К каким благоприятным результатам позволяет прийти Концепция планирования ВНП?

Благодаря Концепции планирования выездных налоговых проверок:

  • Честным плательщикам создаются благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности;
  • Выявляются и пресекаются действия недобросовестных плательщиков по уклонению от налогов;
  • Уполномоченным органам предоставляется возможность своевременно выявлять вероятные налоговые правонарушения и принимать соответствующие меры.

Опираясь на информацию и критерии и принципы отбора объектов для ВНП, опубликованные налоговым органом, каждая компания в России может предположить, что именно ее деятельность будет проверена, и провести качественную подготовку. В большей или меньшей степени все предприятия попадают под критерии отбора. Однако фактическим поводом для проведения выездных налоговых проверок становятся все критерии в совокупности:

  • Компания ведет свою хозяйственную деятельность уже больше 2 лет. По мнению налоговых органов, за меньший срок предприятия не успевают накопить достаточную сумму задолженностей по налогам.
  • У предприятия существенные обороты — около 20 млн в год. Почему проверяют показатели деятельности именно таких организаций, отдавая им предпочтение при отборе? ВНП, как правило, проводят не чтобы предупредить, а чтобы выявить нарушения у лиц, уплачивающих налоги.
  • Наличие у фирмы «реального» директора. Почему бы не проверить компанию-однодневку? Потому что в случае с ней ловить некого. А если есть настоящий руководитель, то есть и с кого взыскать.
  • Фирма обладает реальными активами. При выполнении ВНП здесь снова встает вопрос рентабельности.
  • Компания ведет деятельность по ОСН или УСН. Повышается вероятность доначислений.
  • Фирма в ходе своей деятельности взаимодействует с организациями-однодневками или государственными заказами (в этом случае она стопроцентно обналичивает средства).
  • Лицо сотрудничает со взаимозависимыми лицами — проводит агрессивное налоговое планирование и как результат доначисление.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая все упомянутые моменты, каждое предприятие может проверить свою отчетность, понять, что от него хочет налоговый орган, и, если не исключить вероятность проведения выездных налоговых проверок, то хотя бы сохранить имущество после того, как ВНП будет проведена.

Источники

Концепция проведения выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here