Минимальная сумма штрафа за нарушение налогового законодательства

Минимальная сумма штрафа за нарушение налогового законодательства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 ноября 2007 г. N 03-02-07/2-190 О коде бюджетной классификации, по которому должны отражаться суммы штрафа за непредставление налогоплательщиком единой (упрощенной) налоговой декларации

Вопрос: В связи с вопросами, поступающими из территориальных налоговых органов, ФНС России просит разъяснить следующее.

За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета взыскивается штраф в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК). Взысканные штрафы учитываются по КБК соответствующего налога, по которому налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию.

Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н утверждена форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения.

Указанная декларация представляется по нескольким видам налогов.

Штрафы, которые невозможно отнести к конкретному налогу, учитываются по КБК 182 1 16 03010 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 117, 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В указанный КБК не включены штрафы, предусмотренные статьей 119 НК.

На основании изложенного ФНС России просит разъяснить, по какому коду бюджетной классификации должны учитываться штрафы, налагаемые по статье 119 НК за несвоевременное представление единой (упрощенной) налоговой декларации.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 12.11.2007 N 10-1-01/4338 по вопросу о коде бюджетной классификации, по которому должны отражаться суммы штрафа за непредставление налогоплательщиком единой (упрощенной) налоговой декларации и сообщается следующее.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление им в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса и главами части второй Кодекса о конкретных налогах.

Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

В случае, если налогоплательщик свою обязанность по представлению налоговой декларации по конкретному налогу не исполнил и не представил единую (упрощенную) налоговую декларацию, налоговый орган вправе истребовать у этого налогоплательщика представление в установленном порядке налоговой декларации по конкретному налогу.

Полагаем, что в этом случае непредставление налогоплательщиком указанной налоговой декларации является основанием для привлечения этого налогоплательщика к ответственности за непредставление им налоговой декларации по конкретному налогу в соответствии со статьей 119 Кодекса.

При этом сумма взысканного штрафа отражается в установленном порядке по коду бюджетной классификации по соответствующему налогу.

Директор Департамента И.В. Трунин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 ноября 2007 г. N 03-02-07/2-190

Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?

Как определить срок давности привлечения к налоговой ответственности?

Срок давности определяется на основании ст. 113 НК РФ. На момент вынесения решения о привлечении к ответственности этот срок не может превышать трех лет:

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ, – начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода;

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных иными статьями НК РФ, – со дня совершения налогового правонарушения.

Напомним правила расчета сроков в целях применения Налогового кодекса. Они установлены п. 2, 3, 7 ст. 6.1 НК РФ:

течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

  • если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.
  • Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2018 год.

    Ответственность за это правонарушение предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ. Значит, срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

    Срок подачи декларации по налогу на прибыль истек 28.03.2019.

    День совершения налогового правонарушения – 29.03.2019.

    Срок давности привлечения к ответственности истечет 29.03.2022.

    Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки. Течение этого срока считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ, и возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

    Положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяются в отношении недоимки и пеней (как компенсационных мер, направленных на восстановление потерь бюджета в связи с несвоевременным поступлением налогов). К такому выводу часто приходят арбитры (см. постановления АС МО от 15.08.2019 № Ф05-12692/2019 по делу № А40-92593/2018, АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017). То есть, если срок давности привлечения к ответственности истек, налоговый орган, освободив налогоплательщика от уплаты штрафа, в то же время вправе доначислить ему налог и пени.

    Порядок взыскания налоговой санкции

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое определение дано в п. 1 ст. 114 НК РФ. Названной статьей регламентирован и порядок ее взыскания.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

    Читайте так же:  При применении енвд организациями налог на имущество

    К сведению: размеры штрафов за совершение налогового правонарушения установлены в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.

    Например, за правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, 122.1, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, размеры штрафов установлены в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.

    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, закрепленным в соответствующей статье НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

    К сведению: смягчающие обстоятельства перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ, однако те, что прямо поименованы в этом пункте, касаются физических лиц.

    При этом пп. 3 указанной нормы установлено, что суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут принять к сведению иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

    Учитывая тот факт, что в п. 3 ст. 114 НК РФ обозначен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

    Однако уменьшение суммы штрафа более чем в два раза не свидетельствует о возможности снижения штрафа до нуля рублей, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Определение ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017).

    При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

    При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

    Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщиков только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

    Обратите внимание! Статьей 109 НК РФ определен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств согласно п. 4 указанной нормы является истечение сроков давности привлечения к ответственности.

    Нарушения порядка сдачи отчетности

    В эту группу попадают:

    1. Несвоевременная подача декларации (ст. 119 НК РФ). Она грозит наложением на компанию штрафа в размере 5% от налога, отраженного к уплате по декларации. Он начисляется за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). При этом минимальный штраф — 1 000 руб. (даже если начислений нет), а максимальный — 30% от начисленного налога (что равнозначно 6 месяцам срока задержки).

    См. также:

    2. Нарушение способа направления декларации (ст. 119.1 НК РФ). Касается компаний, обязанных сдавать электронную отчетность (п. 3 ст. 80 НК РФ). Это:

    • крупнейшие налогоплательщики;
    • предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек.

    При направлении декларации налоговикам другим способом компания будет оштрафована. Сумма штрафа составляет 200 руб.

    Как исчисляется срок давности при занижении базы по налогу на прибыль?

    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного его исчисления или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта санкция предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Как было указано выше, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

    Толкование этой нормы дано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

    В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 отмечено, что правовая позиция, изложенная в п. 15 Постановления № 57, применима в том числе к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

    Организация занизила облагаемую базу по налогу на прибыль за 2018 год. Исчислим срок давности привлечения к налоговой ответственности.

    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений по ст. 122 НК РФ исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

    Налоговый период по налогу на прибыль составляет год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ налог на прибыль за 2018 год должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее 28.03.2019. Соответственно, налоговый период, в котором проверяемым лицом допущена задолженность по налогу, – 2019 год. Отсчет трехлетнего срока для привлечения к ответственности начнется с 01.01.2020. Срок исковой давности истечет 01.01.2023.

    Штрафы за нарушение налогового законодательства повышены

    В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, которые существенно изменили ответственность организаций за те или иные нарушения. В частности, введены новые штрафы и значительно увеличены размеры ранее действовавших. Подробнее об этом – в нашей статье.

    Особенности введения в действие новаций

    Для начала отметим, что рассматриваемые поправки внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (да- лее — Закон № 229-ФЗ). Они вступили в силу 2 сентября 2010 года. То есть штрафовать по новым правилам налоговики имеют право именно с этой даты.

    Но как быть, если инспекторы вынесли решение до вступления в силу нововведений? В таком случае санкции должны взиматься согласно прежней редакции Налогового кодекса РФ. Это следует из пункта 12 статьи 10 Закона № 229-ФЗ. Но при этом размер штрафа не может превышать максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.

    Обратите внимание: если за нарушение, которое выявлено до вступления поправок, новая редакция кодекса предусматривает более мягкие санкции, то штраф назначается по новым правилам. Это следует из пункта 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.

    Законом № 229-ФЗ введены новые виды штрафов за налоговые правонарушения. Рассмотрим их.

    Читайте так же:  Налоговая льгота по ндфл на детей

    Напомним: те сельхозорганизации, у которых в 2010 году средняя численность работников за предыдущий год превышает 100 человек, должны представлять налоговые декларации и расчеты по телекоммуникационным каналам связи. Раньше за нарушение этого порядка Налоговый кодекс РФ ответственности не предусматривал. Теперь она есть. Новая статья — 119.1 Налогового кодекса РФ — предусматривает штраф в размере 200 руб. за каждую неверно поданную декларацию или расчет.

    До вступления в силу поправок налогового агента могли оштрафовать, только если он не перечислил удержанные суммы или сделал это не полностью (то есть удержал налог, но не перечислил). Теперь же налоговая ответственность предусмотрена и за случаи, когда налог не был удержан или был удержан не полностью. Соответствующие поправки законодатели внесли в статью 123 Налогового кодекса РФ.

    Владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в отношении которого налоговая инспекция приняла обеспечительные меры в виде залога, необходимо в строго определенном порядке.

    Теперь за его нарушение сельхозпредприятие могут оштрафовать на 30 000 руб. (такая ответственность предусмотрена в ст. 125 Налогового кодекса РФ).

    Если сельхозорганизация начала свою деятельность, не уведомив об этом налоговую инспекцию, то за это полагается штраф. Ранее его размер зависел от количества дней просрочки. Так, если организация опоздала с подачей заявления на 90 календарных дней и менее, то ей грозил штраф в размере 5000 руб. Если просрочка больше — размер санкции увеличивался до 10 000 руб. Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 000 руб. Такие изменения были внесены в статью 116 Налогового кодекса РФ.

    Отметим, что организацию могут привлечь к ответственности, если она не только начала, но и ведет деятельность без постановки на учет. Ранее за ведение деятельности без постановки на налоговый учет до 90 календарных дней с организации могли взыскать 10 процентов доходов, полученных до постановки на учет, но не менее 20 000 руб. (если просрочка более 90 календарных дней, то 20% доходов, но не менее 40 000 руб.). Такая ответственность была прописана в статье 117 Налогового кодекса РФ.

    Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 процентов от доходов, полученных в этот период, но не менее 40 000 руб. Этот вид ответственности теперь прописан в статье 116 Налогового кодекса РФ. Статья 117 перестала действовать.

    До 2 сентября штраф за несвоевременную подачу декларации зависел от количества дней просрочки. Если она составляла 180 дней и менее, то штраф уплачивался в размере 5 процентов от суммы, заявленной в декларации за каждый месяц (но не более 30% и не менее 100 руб.). Если же задержка превышала 180 дней, то организация должна была уплатить 30 процентов от суммы налога и еще по 10 процентов за каждый месяц, начиная со 181 дня.

    Теперь ситуация изменилась.

    В случае если организация вовремя не сдаст декларацию, независимо от срока опоздания придется уплатить 5 процентов от неперечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб. Соответствующие поправки внесены в статью 119 Налогового кодекса РФ.

    Отметим, что раньше штраф за неподачу декларации рассчитывался в процентах от суммы налога, заявленной к уплате (то есть начисленной). Теперь же штраф привязан к неуплаченной сумме. Получается, что если организация не подала декларацию, но налог перечислила, штрафа не будет. И еще одно. Минимальный размер штрафа теперь составляет 1000 руб. Ранее он был равен 100 руб. и уплачивался лишь в случае, если организация опоздает со сдачей декларации на 180 дней и менее.

    Также стоит отметить такой момент. Предусмотрено, что в том случае, если во время выездной проверки организация подала в инспекцию уточненную декларацию, контролеры вправе проверить период, за который она представлена. Такое нововведение закреплено в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

    Размеры ранее действовавших штрафов увеличены.

    Владеть, пользоваться или распоряжаться арестованным имуществом необходимо в определенном порядке. Ранее, если этот порядок нарушался, организацию могли оштрафовать на 10 000 руб.

    В настоящее время размер штрафа — 30 000 руб. Соответствующие поправки внесены в статью 125 Налогового кодекса РФ.

    В результате внесения корректировок в пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ значительно увеличен размер штрафа за каждый не представленный по требованию налоговиков документ: с 50 руб. до 200 руб.

    Напомним: привлечь к такой ответственности сельскохозяйственную организацию могут, в частности, за несвоевременную подачу в инспекцию налоговых расчетов по итогам отчетных периодов.

    Ранее, если организация отказывалась представлять по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике, а также уклонялась от этой обязанности, ее могли оштрафовать на 5000 руб.

    Теперь же размер штрафа составляет 10 000 руб. Такие поправки внесены в пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

    В некоторых случаях организации должны сообщать сведения в инспекцию, даже если признаки налогового правонарушения отсутствуют. Например, сведения о проверяемых контрагентах (п. 6 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Если данные не представлены или представлены с нарушением сроков, то за это предусмотрена ответственность. Причем раньше могли оштрафовать на 1000 руб. Действующий размер штрафа — 5000 руб. А если данное нарушение было совершено повторно в течение календарного года, штраф составляет 20 000 руб. (ранее — 5000 руб.). В частности, такие изменения законодатели внесли в статью 129.1 Налогового кодекса РФ.

    В два раза повысился штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, не приведшее к занижению налоговой базы (п. 1, 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ). Так, если данные нарушения допущены в одном налоговом периоде, штраф — 10 000 руб. (ранее было 5000 руб.). Штраф за ошибки, которые были допущены более чем в одном налоговом периоде, составляет 30 000 руб. (ранее он был равен 15 000 руб.).
    Причем размер налоговых санкций за эти же нарушения в случае, если они привели к занижению налоговой базы, также возрос. Штраф составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее — 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.). › |

    Санкции за несвоевременную уплату налога на имущество организаций

    За неуплату налога в установленный срок организации начисляются пени за каждый день просрочки. Кроме того, неуплата налога в результате неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа. При этом налоговым органом применяются соответствующие меры по взысканию налога. Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может приостановить операции по счетам организации в банках, а в определенных случаях — наложить арест на имущество организации.

    В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок образуется недоимка (п. 2 ст. 11 НК РФ), по которой налоговым органом производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

    Читайте так же:  Ип нерезидент рф налоги усн

    В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеня начисляется со дня, следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Штраф

    Налоговым правонарушением согласно ст. 116 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате неправомерных действий (бездействия), к которым, в частности, относятся занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора). Данное деяние влечет взыскание штрафа в размере 20% (а, если правонарушение было совершено умышленно, — 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

    Требование об уплате налога

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено организации в течение 3 месяцев со дня выявления налоговым органом суммы налога, не уплаченной в установленные сроки (или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику) (ст. 70 НК РФ). Требование вручается под расписку (или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения) лично руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации либо, если указанными способами требование вручить невозможно, направляется по почте заказным письмом. В случае отправки требования почтой считается, что Вы получили его через 6 рабочих дней после отправки письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

    Взыскание налога

    В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока налоговым органом принимается решение о взыскании налога, которое доводится до сведения организации в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании налога налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета организации, поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ, которое подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может применить приостановление операций по счетам организации в банках в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в этом случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ).

    При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или при отсутствии информации о счетах организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание пени и штрафов осуществляется в том же порядке на основании п. 8 ст. 47 и п. 10 ст. 48 НК РФ.

    Отметим также, что в качестве мер по обеспечению исполнения организацией обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган может воспользоваться правом на арест имущества организации в порядке, предусмотренном ст. 77 Налогового кодекса РФ. Но к такой мере налоговый орган может прибегнуть только в случае наличия достаточных оснований полагать, что организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Голованов Александр

    Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

    Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

    Виды нарушений, приводящие к штрафам

    Нарушения, приводящие к штрафу по налогу на прибыль, в соответствии с НК РФ условно могут быть разделены на 4 группы:

    1. Нарушения порядка сдачи отчетности.
    2. Неуплата налога.
    3. Нарушения правил учета.
    4. Непредставление данных для налогового контроля.

    Непредставление данных для налогового контроля

    К штрафу по налогу на прибыль могут быть также отнесены санкции по ст. 126 и 129 НК РФ, устанавливающим наказание за ненаправление сведений, необходимых для налогового контроля, или документов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы, которые подтверждают обоснованность ее величины.

    Нарушение срока подачи документов чревато наложением штрафа в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ).

    В случае отказа от представления документов или при направлении искаженных данных штраф может составить 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

    В случае отказа или уклонения от представления документов или при подаче искаженных данных по подконтрольной иностранной компании штраф будет еще больше — 100 000 руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).

    Если компания не направляет инспекторам сведения, нужные им для осуществления контрольных действий, то она может быть оштрафована по ст. 129.1 НК РФ:

    • на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) при однократном проступке;
    • на 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ), если нарушение имело место более одного раза в течение года.
    Читайте так же:  Сколько проводится выездная налоговая проверка

    Если не сданы (или искажены) сведения в уведомлении о контролируемых сделках, то это повлечет за собой штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

    Ненаправление или искажение сведений об участии в иностранных компаниях приведет к штрафу в 50 000 руб. за каждую иностранную фирму (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

    В случае ненаправления или искажения сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях может быть применен штраф в размере 100 000 руб. за каждую контролируемую иностранную фирму (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

    В отношении подачи документов для целей налогового контроля следует иметь в виду, что данные, передаваемые налоговикам по запросу относительно другой организации, в дальнейшем могут быть использованы для проверки той компании, которая отвечает на запрос. Поэтому крайне важна достоверность подаваемых сведений. При этом организация может использовать право не сдавать повторно однажды уже переданные документы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ), но для этой цели необходимо иметь подтверждение факта их отправки.

    Об особенностях взимания штрафов в случае непредставления документов по встречной проверке читайте в статье «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?» .

    Бухгалтерский и налоговый учет штрафа по налогу на прибыль

    Начисленные штрафы, связанные с платежами в бюджет, в бухгалтерском учете отражаются в прочих расходах и учитываются на счете 99. Начисление фиксируется проводкой Дт 99 Кт 68. При этом начисления должны быть учтены с привязкой к соответствующей аналитике статей.

    Для целей налогового учета штрафы по налогу на прибыль относятся к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль.

    Неуплата налога

    К этой группе также относятся два вида нарушений:

    1. Неуплата или уплата налога не в полном объеме (ст. 122 НК РФ) из-за ошибок в расчете налогооблагаемой базы или из-за неплатежей. В наиболее распространенных случаях штраф составляет 20% от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ).

    Если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40% от недоплаченного налога — минимум на 30 000 руб. (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ).

    Если фирма не учла в прибыли доходы подконтрольной иностранной компании, то ей будет начислен штраф в размере 20% от недоплаченного налога — минимум 100 000 руб. (ст. 129.5 НК РФ).

    Если налоговики докажут умышленное занижение налоговой базы, то с виновника возьмут 40% от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

    От наказания по ст. 122 НК РФ закон освобождает ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, если искажение произошло по вине одного из ее участников, сообщившего неверные факты для подготовки отчетности (п. 4 ст. 122 НК РФ). В этом случае наказание по ст. 122 НК РФ понесет именно участник, виноватый в искажении данных (ст. 122.1 НК РФ).

    2. Неосуществление налоговым агентом удержания и уплаты налога (ст. 123 НК РФ). Это относится к компаниям, выплачивающим, например, дивиденды. Штраф составляет 20% от суммы налога.

    Штрафы, относящиеся к этой группе, начисляются только на не доплаченные на момент проверки (камеральной или выездной) суммы налогов. Если до проведения проверки налог уплачен, хоть и с опозданием, то на уплаченный с задержкой налог начисляются пени. При этом вопрос начисления штрафов не касается авансовых платежей по налогу на прибыль. По ним начисляются только пени.

    Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

    Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

    • административную — согласно КоАП РФ;
    • уголовную — по Уголовному кодексу;
    • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

    В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

    Нарушения правил учета

    Непосредственное отношение к налогу на прибыль имеет ряд нарушений, приводящих к санкциям по ст. 120 НК РФ. Имеются в виду грубые нарушения порядка учета расходов, доходов и объектов налогообложения. К ним относят (п. 3 ст. 120 НК РФ):

    • недостающую первичку;
    • отсутствие налоговых учетных регистров;
    • постоянные (более одного случая в течение года) ошибки в отражении операций в налоговых регистрах.

    Даже если при этом не последовало искажения налоговой базы, наказать могут:

    • на 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ), если нарушения присутствовали в течение одного налогового периода (года);
    • на 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ), если они происходят на протяжении более одного налогового периода (года).

    Если же допущение таких нарушений привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от недоплаченного налога — минимум 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

    Итоги

    Штрафы за нарушения налогового законодательства довольно многочисленны, и избежать их удается не каждому налогоплательщику. Но в некоторых случаях законодательство позволяет избавиться от штрафов (например, уплатив недоимку и пени до подачи уточненной декларации или доказав, что занижения налогооблагаемой базы по сделке между взаимозависимыми лицами не было, а цены соответствовали рыночным) или снизить их размер.

    В каких случаях можно рассчитывать на снижение размера штрафа читайте в материале «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое» .

    Налог на прибыль: налоговые санкции и срок давности привлечения к налоговой ответственности

    Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Каков порядок взыскания налоговой санкции? Как определяется срок давности привлечения к налоговой ответственности? Когда истекает срок давности при занижении облагаемой базы по налогу на прибыль?

    «Налоговые» особенности административной ответственности

    Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

    1. Административная ответственность — дополнительная.

    О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

    Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

    • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
    • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.
    Читайте так же:  Налоговая база по штрафам

    2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

    В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

    3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

    КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

    4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

    В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

    А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

    Ответ вы узнаете из данной публикации.

    Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

    Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

    Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

    Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

    1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    • штраф 300–500 руб.;
    • возможно предупреждение
    • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

    Подробную информацию ищите здесь.

    Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

    Об этом читайте здесь.

    1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    • за просрочку сдачи документов и информации;
    • отказ их подать;
    • представление в неполном объеме или с искажениями
    • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
    • 10 000 руб. (п. 2).
    • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

    О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

    1. Неуплата налогов.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    Ст. 15.11 КоАП РФ:

    Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

    Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

    Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

    • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
    • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
    • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
    • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

    О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

    А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

    1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    • штраф от 500 до 3 000 руб.
    • штраф от 10 000 руб.;
    • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

    Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

    Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

    За что еще накажут по КоАП РФ

    Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

    Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

    Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

    Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

    Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

    Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

    • при регистрации ККТ в ИФНС;

    Об одном из них читайте здесь.

    • или при ее использовании.

    О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

    Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

    • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

    Размер штрафа ищите здесь.

    • несдача непосредственно статистических отчетов.

    Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

    Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

    Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

    Источники

    Минимальная сумма штрафа за нарушение налогового законодательства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here