Муниципального финансового контроля главные распорядители

Муниципального финансового контроля главные распорядители

Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

1. Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

государственные (муниципальные) учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

органы управления государственными внебюджетными фондами;

юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

2. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

3. Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

4. Проверка расходов Счетной палаты Российской Федерации за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5. Проверка расходов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации

в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля

Данный закон принят в целях развития системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами.

Закон предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ вводятся понятия «внешнего» и «внутреннего» государственного (муниципального) финансового контроля; определяются на законодательном уровне методы и объекты государственного (муниципального) финансового контроля; разграничиваются полномочия между органами государственного (муниципального) финансового контроля; уточняются бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля; исключаются возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.

Отдельно устанавливаются меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В целях применения Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений. Законом определены границы правового регулирования финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений с учетом того, что в Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О валютном регулировании и валютном контроле», «О банках и банковской деятельности», а также других федеральных законах определены иные виды финансового контроля.

Читайте так же:  Налог на землю для юридических лиц

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ к объектам государственного (муниципального) финансового контроля относит следующих участников бюджетного процесса:

— главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств;

— главных администраторов (администраторов) доходов бюджета;

— главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы (иные уполномоченные исполнительные органы государственной власти и местной администрации);

— органы управления государственными внебюджетными фондами.

К объектам государственного (муниципального) финансового контроля, помимо участников бюджетного процесса, также относит:

— бюджетные и автономные учреждения;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и компании;

— хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами;

— индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, а также юридические лица, которым предоставляются средства из бюджета.

Закрепление в БК РФ исчерпывающего перечня объектов государственного (муниципального) финансового контроля позволяет исключить различные подходы в подконтрольности того или иного хозяйствующего субъекта.

В Бюджетный кодекс РФ введены понятия «внешнего» и «внутреннего», «предварительного» и «последующего» государственного (муниципального) финансового контроля.

Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местной администрации).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Орган государственного (муниципального) финансового контроля может использовать следующие методы:

— проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральные и выездные;

— ревизию, представляющую комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности;

— обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые осуществляются главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

— санкционирование операций, под которым понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ предусматривает, что основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решение об их проведении, периодичность их проведения устанавливается нормативным правовым актом, определяющим правовое положение соответствующего органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Результаты контрольных мероприятий могут быть оформлены в зависимости от метода в виде акта или заключения.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений должностное лицо органа государственного (муниципального) финансового контроля вправе направить представление и (или) предписание объекту контроля, в отношении которого проводились контрольные мероприятия, и уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, уполномоченному принимать решение о применении бюджетных мер принуждения.

В этой связи в Бюджетный кодекс вводятся следующие понятия:

представление — это документ, содержащий обязательные для рассмотрения в установленные в нем сроки или в течение 30 дней требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также причин и условий таких нарушений;

предписание — это документ, содержащий обязательные для безотлагательного исполнения в указанный в предписании срок по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного таким нарушением ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;

Закон относит к особым бюджетным полномочиям по контролю, не являющимся частью государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия:

1) законодательных (представительных) органов, которые включают в себя:

— контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении;

— осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на заседаниях законодательных (представительных) органов, их комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе проводимых этими органами слушаний и в связи с депутатскими запросами;

— формирование и определение правового статуса органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

— осуществление других полномочий в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

2) Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению:

— аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

— экспертизы проектов законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства;

— анализа и мониторинга бюджетного процесса.

Полномочия по аудиту эффективности, анализу и мониторингу бюджетного процесса закрепляются за Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку они помимо контрольно-ревизионной деятельности осуществляют экспертно-аналитическую деятельность, связанную с обеспечением этими контрольными органами необходимого уровня информационного обеспечения их деятельности, в т.ч. сбор информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе.

Читайте так же:  Ип инвалиды какие налоги платят

3) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению:

— внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами бюджетных средств и подведомственными им администраторами бюджетных средств. При этом при проведении внутреннего финансового контроля главные распорядители бюджетных средств должны будут подготовить и организовать осуществление мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

Видео (кликните для воспроизведения).

— внутреннего финансового аудита, направленного на определение оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, а также на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Законом также определено, что основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление о применении бюджетных мер принуждения, должно направляется органом государственного (муниципального) финансового контроля финансовому органу.

Основные изменения Бюджетного кодекса в части контроля

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО , старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

26 июля 2019 года вышел Федеральный закон № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Документ стал очередным шагом на пути реформирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

По нашему мнению, самые главные и принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, относятся к статье 160.2-1 БК РФ. Во-первых, изменено ее название: «Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита». Это изменение связано с тем, что внутренний финансовый аудит (ВФА) будут осуществлять и получатели бюджетных средств (ПБС).

Во-вторых, осуществление внутреннего финансового контроля (ВФК) исключено из бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (ГА(А)БС). Такое изменение позволит снизить излишнюю заформализованность, присущую в настоящее время ВФК, а руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и использовать данный управленческий инструмент с большей эффективностью.

В-третьих, в пункте 1 дано определение ВФА. Ранее оно сформулировано не было. «Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента».

В-четвертых, в подпункте 1 пункта 2 косвенно дано определение ВФК: «Внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий».

В-пятых, администраторам бюджетных средств предоставлено право передать полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств или другому администратору бюджетных средств.

В-шестых, с 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты осуществления ВФА, таким образом, должны быть отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и аналогичные постановления на региональном и местном уровнях.

В-седьмых, предполагается, что ГА(А)БС получат возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. При этом в соответствии со статьей 165 БК РФ за Минфином России оставлено полномочие по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля, что оставляет открытым вопрос о том, в каком виде это будет реализовано и как это повлияет на осуществление ВФК внутри ГА(А)БС.

В-восьмых, введена обязанность проведения мониторинга качества финансового менеджмента финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), ГАБС (пункт 6 статьи 160.2.-1 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 160.2-1 БК РФ порядок проведения мониторинга определяет самостоятельно тот, кто его проводит. При этом в соответствии с абзацем 40 статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мониторинга качества финансового менеджмента. Возникает вопрос: если этот процесс нормативно будет регулировать Минфин России , то по каким правилам — регулятора или определенным самостоятельно — будет в итоге осуществляться мониторинг качества финансового менеджмента? Кроме того, стоит отметить, что появилась обязанность по осуществлению данного мониторинга, но определения, что такое финансовый менеджмент в государственном секторе, до сих пор нет.

ВФА — предмет интереса Федерального казначейства

Одним из принципиальных изменений является исключение из состава полномочий региональных и муниципальных органов финансового контроля проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФА. В соответствии с пунктом 4 статьи 157 БК РФ теперь такой анализ проводит исключительно Федеральное казначейство . С одной стороны, положительным моментом является то, что все будут оцениваться по единым правилам, а с другой — насколько методики анализа, которые Федеральное казначейство использует, действительно отражают реальную картину? Действующие методики, размещенные на сайте Федерального казначейства , основаны на формальном подходе.

Читайте так же:  Земельный налог ответственность

Так, например, в докладе Федерального казначейства [1] отмечено: «Ведомственные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление ВФА, утверждены 88 главными администраторами (99%, что на 4% больше по сравнению с 2017 годом)» [2] . «ВФА на основании ведомственных правовых актов осуществлялся 80 главными администраторами (90%, что на 1% больше по сравнению с 2017 годом)» [3] . Как видно из этих и остальных формулировок показателей, в ходе оценки рассматриваются только процедурные вопросы. Кроме того, остается открытым вопрос: готово ли Федеральное казначейство к такой масштабной работе? В настоящее время ведомство проводит анализ осуществления ВФА в отношении 100 ГАБС федерального уровня, а добавятся еще региональные (порядка двух тысяч) и местные (порядка 20 тысяч), в итоге это десятки тысяч ГАБС.

Еще одним важным изменением является то, что Минфин России будет нормативно и методически обеспечивать не только осуществление ВФА, но и анализ его проведения. Возможно, это позволит снизить заформализованность анализа и интерпретации его результатов.

Функциональные возможности

  • Ведение нормативно-справочной информации, в т.ч. классификатора нарушений
  • Формирование планов. Возможность планирования контрольных мероприятий на основе многокритериального отбора объектов контроля (риск-ориентированное планирование). Учет доступных ресурсов в процессе планирования
  • Организация электронного документооборота в процессе планирования, подготовки и проведения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий
  • Формирование типовых программ контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий (унифицированные программы в зависимости от типов мероприятий)
  • Автоматизированное формирование регламентированных документов на всех этапах контрольной деятельности, в том числе актов и отчетов по итогам контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Выгрузка сформированных документов в форматы MS Office, с возможностью их последующего редактирования и хранения
  • Электронная подпись
  • Реализация результатов контрольной деятельности: формирование представлений, предписаний по выявленным нарушениям и мониторинг их исполнения
  • Мониторинг выполнения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Оперативное получение информации о выполнении контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Отслеживание выполнения плана и соблюдения административных сроков
  • Формирование различной аналитической отчетности
  • Интеграция с информационными системами в сферах закупок, планирования и исполнения бюджета для получения информации в разрезе объектов контроля. Мониторинг нарушений, выявляемых в результате оперативного и послеоперационного контроля
  • Информационное взаимодействие с ГИС ЕСГФК

В состав ПК «ФБК» входят взаимосвязанные функциональные подсистемы:

  • Подсистема «Личный кабинет»
  • Подсистема «Планирование»
  • Подсистема «Исполнение»
  • Подсистема «Контроль за устранением нарушений»
  • Подсистема сбора и свода отчетности
  • Аналитическая подсистема

Об утверждении порядков осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового

Об утверждении порядков осуществления главными распорядителями
бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета,
главными администраторами источников финансирования дефицита
бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового
аудита

Глава администрации
города Кирова Д.Н.Драный

УТВЕРЖДЕН
постановление администрации
города Кирова
от 15.07.2014 № 2931-П

Порядок осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля

Взаимодействие с системами Регионального Электронного бюджета

Применение программного комплекса Финансово-бюджетный контроль в интеграции с другими системами Регионального Электронного бюджета позволяет:

  • Получать объективную информацию в разрезе факторов риска и широко использовать возможности замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к первичной информации
  • Получать документы, запрашиваемые у объектов контроля, в электронном виде, с применением электронной подписи, что позволяет сократить время и затраты на подготовку и проведение проверки
  • Получать информацию о результатах текущего или оперативного и последующего оперативного внутриведомственного автоматизированного контроля в непосредственной увязке с выявленными факторами риска

Муниципального финансового контроля главные распорядители

ОТ 15.07.2014 № 2931-П

Вывод

Такие инструменты, как внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, существуют в бюджетном законодательстве уже более пять лет. За это время в данной сфере естественно назрели изменения, и вот наконец-то они состоялись. Исключение ВФК из бюджетных полномочий является важным шагом на пути становления эффективной системы внутреннего контроля в организациях государственного сектора, основанной на системе управления рисками.

ПК «Финансовый бюджетный контроль»

Программный комплекс Финансовый бюджетный контроль – решение для автоматизации контрольной деятельности на всех этапах, от планирования и проведения контрольных мероприятий, до реализации их результатов.

Решение для субъектов РФ, МО

Для органов внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля и главных администраторов бюджетных средств.

Единая система финансового контроля

Программный комплекс обеспечивает возможность построения единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль.

Решение на WEB-технологиях

Не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей, развертывается на базе ОС Linux и СУБД PostgreSQL.

Комплексная автоматизация
финансово-бюджетного контроля

ПК ФБК предназначен для следующих групп пользователей:

  • Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля
  • Органы внешнего финансового контроля
  • Главные распорядители средств бюджета, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования бюджета
  • Выполняющие контрольные функции структурные подразделения органов государственной власти (местного самоуправления)

Возможные варианты реализации системы финансового контроля на основе ПК ФБК

Единая информационная системы для органов государственного (муниципального) финансового контроля, главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета, органов государственной власти (местного самоуправления) на уровне региона (муниципального образования) на основе ПК ФБК

  • Построение единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль
  • Единое информационное пространство между органами финансового контроля, главными распорядителями, администраторами бюджетных средств, финансовыми органами и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению финансового контроля
  • Единый классификатор нарушений
  • Мониторинг эффективности контрольной деятельности как отдельных участников, так и в целом, в субъекте РФ (муниципальном образовании)
  • Мониторинг факторов риска
Читайте так же:  Имущественный вычет если квартира уже продана

Автоматизация деятельности органа внутреннего (внешнего) государственного (муниципального) финансового контроля.

  • Автоматизация всего комплекса контрольных процедур – от планирования и проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, до реализации их результатов. Автоматизированное формирование документов на всех этапах работы
  • Структурированный учет информации о результатах контрольных мероприятий
  • Мониторинг контрольных мероприятий на каждом этапе, в любой момент времени
  • Анализ эффективности и результативности контрольных мероприятий и деятельности органов контроля (структурных подразделений)
  • Мобильность (возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет)
  • Автоматизированное взаимодействие с государственными информационными системами – Единой системой государственного финансового контроля, информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ЕСГФК, ГИС ГМП)
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок
  • Риск-ориентированное планирование контрольной деятельности

ПК ФБК для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета.

  • Автоматизация внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета
  • Автоматизированный учет, оценка и мониторинг факторов риска в разрезе объектов контроля
  • Оперативный учет результатов внутреннего финансового контроля при планировании и проведении аудита. Риск-ориентированное планирование аудиторских мероприятий
  • Единое информационное пространство для работы главного администратора бюджетных средств и контролируемых им организаций и учреждений
  • Мониторинг эффективности внутреннего финансового контроля
  • Структурированный учет информации о результатах аудита
  • Мобильность, возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок

Вопросы, не связанные с контролем

Отдельно стоит обратить внимание на вопросы, не связанные с контролем. Так, например, из БК РФ исключен пункт 3.1 статьи 158. Тем самым главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (ГР(Р)БС) лишился права передавать подведомственным ПБС свои бюджетные полномочия получателя, а также передавать полномочия получателя от одного ПБС другому ПБС, находящимся в его введении (пункт 2 статьи 162 БК РФ также исключен).

Изменен и пункт 10.1 статьи 161 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данного пункта казенные учреждения должны согласовывать со своими ГРБС передачу полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Следующая новация. Теперь в соответствии со статьей 165 БК РФ Минфин России устанавливает порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Приложение № 1

к Порядку осуществления главными распорядителями
бюджетных средств, главными администраторами
доходов бюджета, главными администраторами
источников финансирования дефицита бюджета
внутреннего финансового контроля

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель (заместитель руководителя)
главного администратора бюджетных средств
__________________ (Расшифровка подписи)
«___»_____________ 20___ г.

Карта внутреннего финансового контроля
___________________________________________________________________
(главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и главного
администратора источников финансирования дефицита бюджета)
на ______________ год

Наименование главного администратора бюджетных средств ____________________________________________

Наименование подразделения главного администратора бюджетных средств ______________________________

Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

ВОПРОС:

Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

ОТВЕТ:

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

  • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

Читайте так же:  Кнд водный налог

Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

«1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

РЕЗЮМЕ:

Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

  • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
  • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
  • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
  • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ подготовила:
Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Источники

Муниципального финансового контроля главные распорядители
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here