Налог на имущество физических лиц бюджет

Налог на имущество физических лиц

Как узнать и оплатить налог на имущество?

Объекты налогообложения имущественных налогов

Объектами налогообложения имущественных налогов в данном случае являются:

транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, катера, теплоходы и т.д.)

объекты недвижимости (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, доля в праве общей собственности и иное имущество).

При этом, имущественные налоги уплачиваются физическими лицами по месту жительства (транспортный налог) или по месту нахождения объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество).

Так, например если квартира или земельный участок находятся на территории г. Санкт-Петербург, а физическое лицо проживает (зарегистрировано) в другом муниципальном образовании, то налог будет исчисляться налоговой инспекцией г. Санкт-Петербурга.

Налог на имущество физлиц зачисляется в муниципальный бюджет и расходуется на решение вопросов местного значения

В России взимаются федеральные, региональные и местные налоги.

Местными являются налог на имущество физлиц и земельный налог. Они зачисляются в муниципальный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения.

Налогом на имущество физлиц облагаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, доли в праве общей собственности на указанную недвижимость. Плательщиками являются ее собственники.

Поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. В частности, это организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Обеспечение малоимущих жильем. Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Создание условий для жилищного строительства, для досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Даже несмотря на «революционный» переход к кадастровой стоимости

Вот уже два года, как мы, граждане России, по-новому платим налоги на нашу недвижимость — на квартиры, дома и земельные участки. Нам начисляют их, исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной. На новые налоговые рельсы перешло большинство российских регионов, так что можно подвести некоторые предварительные итоги – насколько налоговая реформа оказалась полезной.

«Рыночный» налог на недвижимость граждан вводился тяжело, власть долго не решалась на налоговую «революцию» — слишком уж эта тема была непопулярна у народа. Люди были настроены крайне негативно, относились к новации как к «обираловке». Чиновники и эксперты как могли объясняли публике, зачем всё это нужно. Один из аргументов «за» — надо наполнять небогатые бюджеты городов, поселений, районов. А имущественный налог – один из базовых для местной казны. Больше будем платить — больше будет возможностей решать самые насущные городские проблемы, на которые всегда не хватает денег – благоустройство дворов и улиц, строительство, ремонт дорог и коммунальной инфраструктуры, улучшение жилищных условий, здравоохранение, образование, социальная поддержка людей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

У «них»: платишь налог – живешь хорошо

Нам приводили западные примеры, где благополучие местной жизни напрямую зависит от налога на недвижимость. И в самом деле, в «цивилизованном мире» в структуре доходов местного бюджета имущественный налог составляет до 20-30%. Правда, и платят тамошние граждане очень приличную дань за свою недвижимость: у них и ставки солиднее – 1-2-3 процента и выше, и суммы больше, чем у нас. Поступления от налогов частично уходят и на вышестоящие «уровни» — штат, округ и т.д., но львиная доля оседает на местах. Например, в Америке заметную долю забирает содержание школ.

«Из всех налогов, которые я плачу, налог на недвижимость мне нравится больше всех. … Я могу выбирать, где мне жить и какой налог на недвижимость платить. Захочу жить в месте с отличными школами — буду платить больше. Если захочу на старости лет переехать в место без школ, то буду платить меньше», — пишет в живом журнале блогер под ником skysheep (skysheep.livejournal.com), переехавший из России в США и живущий в Майами.

Как описывает автор, владея домом стоимостью 440 тысяч долларов, он платит ежегодно около $7200. Самую солидную часть — $3200 — забирает школьный округ (орган местного самоуправления, финансирующий общественные школы). «Немного мелочи» идет штату Флорида, на охрану природы и безопасность детей, $1800 — округу Майами-Дэйд, $2100 — городу Майами. На небольшие отчисления — $110 и $70 — содержатся библиотеки и пожарная служба.

Если у вас дом стоимостью $280 000, то ваш налог на недвижимость может составить от $2000 до $5000 в зависимости от штата. Это означает выплаты в $200-500 каждый месяц! — дополняет автор блога «Моя Америка» olegblog.com.

Как поясняет исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, по сравнению с нашими, у органов местной власти на Западе более стабильный источник доходов, меньше льгот, больше возможностей устанавливать свои ставки, они более независимы от вышестоящих уровней власти, да и сам налог на недвижимость (property tax) более рыночный… «Раз есть постоянный источник доходов, то есть и понимание, как профинансировать расходы – где дороги отремонтировать, где провести модернизацию сетей, коммунальной инфраструктуры».

У нас же всё совсем по-другому. За свои квартиры и дома мы платим гораздо меньше: у нас более низкие ставки (в основном 0,1-0,3% и 2% для дорогой недвижимости), к тому же налоги на имущество физических лиц «обставлены» весьма существенными льготами. Доля имущественных налогов в структуре бюджетов муниципальных образований не слишком значительна, да и сами бюджеты – бедные, они во многом существуют за счет трансфертов от «старших братьев» — бюджетов более высоких уровней.

Недоступный налог

В России «на муниципальном уровне налогов остается очень мало, доходы отбираются «наверх», где они перераспределяются, и город никогда не знает, сколько ему «упадет» в следующем году», комментирует Татьяна Полиди. Например, деньги на благоустройство по приоритетной федеральной программе формирования комфортной городской среды городам распределяют «наверху». Сколько денег придет – решает федеральная власть.

Конечно, у городов и горожан есть недвижимость, которая могла бы приносить стабильные и существенные доходы. В России существуют три имущественных налога — земельный, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций. Земельный налог и налог на имущество физических лиц идут в муниципальные (городские) бюджеты, налог на имущество организаций уходит в региональный бюджет. В совокупности имущественных налогов налог на имущество организаций составляет около 80%, и только 20% – это земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка налога на прибыль

«И получается, что самый большой в городе налог на имущество, который генерирует городская недвижимость, — имущество организаций — на самом деле городу недоступен. У него остается слишком мало средств, чтобы финансировать содержание инфраструктуры, благоустройство», — замечает Татьяна Полиди. У городов федерального значения, которые одновременно являются еще и субъектами федерации, другая ситуация — все три налога поступают им в бюджет. Но это всего три города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Любопытно сопоставить цифры: сколько денег приносит налог на имущество физических лиц и сколько — на имущество организаций, чтобы понять, какие суммы теряют города.

По данным Фонда «Институт экономики города» (ИЭГ)[i], за счет налога на имущество физических лиц в 2016 году Москва собрала примерно 16 млрд рублей, Петербург — 2,8 млрд руб. Во всех остальных городах-миллионниках эта сумма меньше: например, в Екатеринбурге – 1 млрд, Красноярске – 350 млн руб., Владивостоке – 230 млн руб., Казани – 830 млн.

Налог на имущество организаций приносит куда больше: в том же 2016-м году Москва собрала 105 млрд рублей, Петербург – 30 млрд, и эти деньги двум столицам остаются. А вот «простые» города свои миллиарды потеряли: Екатеринбург — 15 млрд., Краснодар – 12 млрд, Нижний Новгород – 8,5 млрд рублей.

«Чудовищно мало»

В «цивилизованном», как принято говорить, мире сборы от имущественных налогов составляют до 20-30% от доходов бюджета города. В наших городах в сумме сборы от земельного налога и налога на имущество физических лиц составляют около 10% процентов от доходов бюджета (с некоторыми вариациями для разных городов).

В городах федерального значения доля этих поступлений совсем небольшая, — в связи с тем, что региональные и муниципальные бюджеты объединены: так, Москве и Петербурге сборы от земельного налога и налога на имущество физических лиц в сумме дают не более 2% доходов бюджета.

Цифры от федерального казначейства за январь-сентябрь 2018 года, которые приводит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, тоже свидетельствуют об очень скромной роли налогов на недвижимость: в консолидированном бюджете субъектов федерации доля поступлений от налога на имущество физических лиц составляет 0,2%, от земельного налога — 0,1%, что, по выражению эксперта, «чудовищно мало».

С какой стороны ни посмотри – имущество граждан отнюдь не является существенным «наполнителем» для местных бюджетов.

Собирают больше, но на благоустройство не хватает

Тем не менее сборы от налогов на имущество физических лиц, действительно, возросли. В 2010 году Москва собрала 2 млрд рублей, а в 2016-м, как мы помним, — 16 млрд. То есть произошло увеличение в 8 раз. В Петербурге темп роста был меньше – в 2,5 раза: в 2010-м году – 1,2 млрд, в 2016-м – 2,8 млрд. В три раза выросли сборы налога в Екатеринбурге: с 325 млн рублей в 2010 году до 1 млрд рублей в 2016 году; в 2,5 раза – в Нижнем Новгороде: с 300 млрд рублей до 720 млрд рублей (статистика ИЭГ). У всех остальных городов темпы роста были ниже, а у кого-то даже произошло сокращение, вероятно из-за того, что эти регионы отложили реформу.

За 2016 год в Москве цифра по налогу на имущество физических лиц составила 1300 рублей на человека, в других городах — 300-500 рублей на человека в год.

Хватает ли этих денег на городские нужды? Сомнительно, потому что собственные расходы на благоустройство, которые несут города (не надо путать их с приоритетным проектом по формированию городской среды) очень низкие, опять-таки, кроме Москвы. В Москве в 2016 году они составили 190 млрд рублей, или 15 тыс. руб. на душу населения. Екатеринбург, по данным ИЭГ, потратил на ЖКХ и благоустройство 690 млн рублей (500 руб. на душу населения), Самара – тоже 825 млн рублей (700 руб. на душу населения).

Более того, в городах за небольшим исключением (Москва, Челябинск и Уфа), несмотря на возросшие в целом поступления от налогов на имущество физлиц, расходы на благоустройство и ЖКХ сократились! Расчеты ИЭГ показывают, что в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Перми, Саратове и Владивостоке они «ужались» в 4-5 раз.

«Это говорит о том, что за счет возросших доходов закрывали «дырки». Тратили их не на текущее содержание городской среды или развитие транспортной сети, а на другие дефицитные статьи расходов, — резюмирует Татьяна Полиди. — Те крошки, которые остаются городам, размазываются тонким слоем».

Льготы съедают бюджет

Большинство россиян платят по сравнению с западными налогоплательщиками гораздо меньше не только за счет более низких ставок, но и благодаря льготам, прежде всего — «пенсионным». Льготы для пенсионеров распространяется на один объект налогообложения каждого типа — квартиру, дом, гараж. То есть, если у человека пенсионного возраста имеются две квартиры в собственности, то налог он платит только за одну из них. Аналогично – с гаражами и дачами.

Другая существенная льгота — вычет, который действует в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. В Налоговом кодексе прямо прописана площадь в квадратных метрах, которая не попадает под налогообложение, — 20 кв. м для квартир, 10 кв. м – для комнат и 50 кв. м – для домов.

По мнению Татьяны Полиди, эти «послабления» создают огромные потери для бюджета. «Есть термин — «нефинансируемый мандат», определяющий такое явление, как финансовое обременение, устанавливаемое на федеральном уровне, но без финансирования из федерального бюджета. Его не совсем правильно применяют к налоговому законодательству (обычно его используют, говоря о бюджетном), но это очень похоже. С одной стороны, федерация дает право взимать налоги в местный бюджет, с другой стороны – не дает возможности нормально управлять территорией», — говорит Полиди.

Но и увеличивать налоговое бремя, заставляя людей платить больше, невозможно. «У нас люди бедные, они стонут, когда эти платежки получают», — замечает Наталья Зубаревич.

Читайте так же:  Сообщение о неуплате налогов

Как налог на недвижимость может помочь управлять территорией

У налога на недвижимость есть еще одна важная функция. В мире он используется не только как средство пополнения бюджета, но и как инструмент градостроительного регулирования, обеспечивающий более эффективное использование земельных участков. «Представьте участок в центре города, занятый развалюхой. Его бы следовало обложить высокой ставкой налога, для того чтобы простимулировать собственника по-другому использовать землю: построить новый объект, получать доходы, с этих доходов платить налоги», — объясняет Татьяна Полиди.

Эксперт приводит другой пример: разные виды застройки в разных частях города должны по-разному облагаться налогами. Обычно у нас офисы, бизнес-центры расположены в центре города, жилье – на периферии. Люди ездят на работу и домой, создают пробки. Если мы хотим притянуть жилищное строительство в центр города, а рабочие места, наоборот, «оттянуть», то это можно сделать с помощью налогообложения. Тогда жилье в центре облагается налогом, который сравнительно ниже, чем на периферии, а офисные помещения получают высокий налог в центре и «слабенький» — на периферии.

Так работает этот механизм во всем мире, но не в России. Во многом по причине разрозненности трех имущественных налогов, из-за чего невозможно выстроить единую систему для городского управления, резюмирует Татьяна Полиди.

Выходы из тупика

Базовые налоги для муниципалитетов – это имущественные налоги и НДФЛ. До 2011 года в местных бюджетах оставалось 30% НДФЛ, а сейчас – только 15%, остальное забирают регионы. Ситуацию с наполнением местных бюджетов Наталья Зубаревич называет «тупиковой». Поскольку поднимать налоги для граждан невозможно, чтобы выходить из тупика, надо хотя бы разворачиваться к той схеме, которая работала до 2011 года – возвращать в местные бюджеты 30% НДФЛ.

Кроме того, Татьяна Полиди считает, что сборы от налога на имущество организаций необходимо передать городам. Без них города не могут в должном объеме финансировать расходы на благоустройство, ЖКХ и другие направления, связанные с городским развитием. Да и в целом – города сегодня не в состоянии выстроить стабильную финансовую систему, так как не могут оценить, какой поток доходов дает их недвижимость, «потому что самый большой налог — на имущество организаций — идет в регионы, а оставшиеся два налога федерация обставила таким количеством ограничений и установила такие льготы, что собирать серьезные суммы по ним довольно сложно», — подчеркивает Полиди.

[i] Статистика основана на исследовании «Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных российских городских агломераций», выполненного Фондом «Институт экономики города» по заказу АО «ДОМ.РФ»

Имущественные налоги физических лиц

Имущественные налоги физических лиц – это налоги, уплачиваемые налогоплательщиком-физическим лицом с объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности.

Налоговая база, ставки и льготы налога на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, за исключением тех субъектов РФ, где еще не принят закон об установлении единой даты начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В таких регионах налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

По состоянию на 2018 год не приняты законы об определении налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, в следующих регионах: Республика Алтай, Республика Дагестан, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Томская область, Республика Крым, г. Севастополь.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на недвижимость физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не производится, даже если субъект РФ не принял соответствующий закон. Таким образом, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости будет действовать с 1-го января 2020 года на всей территории РФ, без исключений.

Ставки налога на имущество

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В субъектах РФ, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставки устанавливаются в размерах не превышающих следующие значения:
— налоговая ставка 0,1%
для жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат, гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— налоговая ставка 2%
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей
— налоговая ставка 0,5%
Прочие объекты налогообложения

Для объектов, которые попадают под базовую ставку в размере 0,1% от кадастровой стоимости налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

К примеру, в Москве ставки налога на имущества физических лиц (квартира, комната, жилой дом) имеет дифференциацию в зависимости от кадастровой стоимости:
— 0,1% — до 10 млн руб.
— 0,15% — от 10 до 20 млн руб.
— 0,2% — от 20 до 50 млн руб.
— 0,3% — от 50 до 300 млн руб.
По любым объектам недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. применяется налоговая ставка в размере 2%.
Узнать налоговый ставки в любом регионе РФ можно на сайте налоговой службы. Необходимо выбрать вид налога, в данном случае – налог на имущество физических лиц, налоговый период и регион. В результате будет выведена подробная информация о ставках в конкретном регионе.

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Право на федеральную льготу имеют 15 категорий налогоплательщиков, среди них среди них следующие: пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства, участники ВОВ и других боевых действий, герои СССР и РФ, военнослужащие (полный перечень льготных категорий указан на сайта налоговой службы).

Читайте так же:  Работающие пенсионеры налог на имущество

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов недвижимости:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • гараж или машино-место.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Данный пункт требует отдельного пояснения. К примеру, пенсионер владеет на праве собственности двумя квартирами, одним домом и одним гаражом. В таком случае налогообложению подлежит только одна квартира, т.е. квартира, жилой дом и гараж относятся к разным видам объектов налогообложения.

Налоговая льгота не распространяется на недвижимость используемую налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Плательщик налога должен самостоятельно уведомить ФНС о том, что у него есть льгота.

При непредставлении налогоплательщиком-владельцем нескольких объектов недвижимости одного вида, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Кроме льгот на федеральном уровне, существуют региональные (местные) льготы. Информацию о всех видах льгот можно узнать обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России.

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

В тех регионах РФ, где исчисление налоговой базы производится исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, при расчете налога применяются следующие налоговые вычеты:

  • для квартиры, части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;
  • для комнаты, части квартиры кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади этой комнаты, части квартиры;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (при этом в целях налогообложения дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);

Органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры предусмотренных Налоговым Кодексом вычетов.

Что такое налог на имущество?

Налог на имущество — налог на жилой дом, квартиру (комнату), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, иные здания, сооружения, помещения.

К жилым домам относятся жилые строения и дома расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, сам налог и налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами указанных субъектов Российской Федерации).

Необходимо знать, что налоговые уведомления на бумажном носителе не направляются владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога
2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением установленных законом случаев
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Существует более простой и удобный способ — оплата налогов через Интернет, с использованием нашего онлайн-сервиса. Введите в поле под текстом Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях и возможность оплатить их картой, выпущенной любым российским банком.

Кто начисляет имущественные налоги

Такие налоги в отношении физических лиц, или в случае неиспользования их в предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, исчисляются налоговым органом.

Основанием для этого служат сведения, поступающие из регистрирующих органов.

Платят ли дети налог на недвижимость?

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на имущество признаются физические лица, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, родители детей или их другие законные представители, могут оплачивать налоги за ребенка.

Налог на имущество физических лиц бюджет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Налоговое уведомление

Уплата имущественных налогов физическим лицом производится на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом в адрес налогоплательщика.

Причем направление такого уведомления должно быть заблаговременно, оно должно быть получено за месяц до наступления срока уплаты.

Так, например, налоговые уведомления в 2017 году будут направлены жителям России в период с апреля по ноябрь, но не позднее, чем за 30 дней до наступления даты платежа.

При этом Налоговый орган вправе пересчитать имущественные налоги физическим лицам за три предшествующих года.

Если налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы недвижимого имущества ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда имущественный налог платить не нужно.

На самом деле это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года.

Например, если квартира была куплена в 2016 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2017 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Читайте так же:  Задолженность по налогу на автомобиль физических

АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Бюджет органически связан со всеми подсистемами, образующими муниципальное образование.

Поэтому, прежде чем, перейти к анализу оценки поступлений налоговых доходов и роли налога на имущество физических лиц в консолидированном бюджете Торбеевского муниципального района, необходимо ознакомиться с состоянием экономики (ведущих отраслей) и социально-культурной сферы Торбеевского муниципального района.

Торбеевский муниципальный район расположен в юго-западной части Мордовии, площадь района составляет 1024,9 кв.км. – 4,31% от общей площади Республики Мордовия.

В состав Торбеевского муниципального района входит 15 сельских и 1 городское поселение, всего 53 населенных пункта. Численность населения по состоянию на 01.01.2016года составляет-19722 чел., их них 53,8% это сельское население.

Производственную деятельность в районе осуществляют 196 организаций реального сектора, составляющие основу экономики района.

Основу промышленного комплекса района составляют обособленное подразделение «Торбеевское», ООО МПК «Атяшевский», ООО «МОЛОКО», Торбеевский элеватор, ГУП РМ «Развитие села», ООО «Леспром».

На территории района функционируют газораспределительная станция, где трудится около 600 чел.

Сельхозугодия занимают 71,5 тыс.га., в том числе пашни 45,4тыс.га.

Посевная площадь зерновых составляет 21,5 тыс.га.

Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 7 сельхоз предприятий. Удельный вес самого крупного сельхоз предприятия ООО «МАПО Торбеево» в общем объеме валовой продукции района занимают 62%. В настоящее время в районе функционируют 15 крестьянско-фермерских хозяйств, 1295 семей ведут личное подсобное хозяйство. Малый и средний бизнес района включает в себя 321 субъект предпринимательства. Средняя численность работников малых и средних предприятий составляет 1179 чел.

В районе действует в настоящее время 1 начальная, 8 основных и 6 средних общеобразовательных школ, 7 детских дошкольных учреждений, 23 культурно-досуговых учреждения, 24 библиотеки, межрайоная больница, 27 фельдшерско-акушерских пунктов, колледж мясной и молочной промышленности.

Газифицированы практически все населенные пункты (на 99%), обеспеченность населения поселка питьевой водой составляет 100%, сельского населения 66%.

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— конкретных налогов (налога на доходы физических лиц, налога на имущество и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета.


Для определения роли и места налога на имущество физических лиц рассмотрим доходную часть консолидированного бюджета Торбеевского муниципального района.

Основные характеристики доходной части консолидированного бюджета 2013-2015гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Структура доходов консолидированного бюджета Тоорбеевского муниципального района (тыс.руб.)

Налоговые и неналоговые доходы

Налоговые доходы, из них:

Налог на доходы физических лиц

Налоги на совокупный доход, в том числе:

Налоги на имущество, в том числе:

Налог на имущество физических лиц

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам

Из структуры доходов консолидированного бюджета Торбеевского муниципального района видно, что самый наибольший удельный вес составляют безвозмездные поступления и они растут с каждым годом в 2015г. в структуре доходов они составляют – 85,9%. Из проведенного анализа видно, что налоговые доходы превышают неналоговые доходы бюджета.

Значительное место, а именно 8,4% в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета занимают налог на доходы физических лиц. В тоже время налоговые доходы уменьшились за счет изменения норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц и в 2015 году составили 13,5% от общего дохода бюджета. Среди налогов наибольшую долю составляет налог на доходы с физических лиц. Налог на имущество с физических лиц с общего удельного веса доходов составляет в 2015 году – 0.1% или 657,1 тыс.руб. Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетом мероприятий требует систематического ее пополнения.

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов.

В бюджеты сельских поселений зачисляются налоги по нормативу:

— 100% земельный налог от физических лиц;

— 100% налог на имущество физических лиц;

— 100% государственная пошлина;

— 30% единый сельскохозяйственный налог;

— 2% налог на доходы физических лиц.

В настоящее время большинство местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемые не только за счет местных налогов, но и ряда федеральных налогов.

Поступления имущественных налогов в местные бюджеты являются в большинстве случаев значительным источником финансирования ЖКХ, учреждений образования, культур и т.д. В этой связи оценка недвижимого имущества для целей налогообложения является для муниципальных образований очень важной задачей, от решения которой зависит состояние объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства. Проанализируем по сельским поселениям Торбеевского муниципального района поступления налога на имущество физических лиц.

Таблица 2 — Анализ поступления налога на имущество физических лиц по сельским поселениям Торбеевского муниципального района

Налог на имущество физических лиц (руб.)

Отклонение к 2013г. %

Отклонение к 2013г. %

Из таблицы отчетливо видно, что на протяжении рассматриваемого периода происходит рост поступлений от налога на имущество физических лиц как в отдельных сельских поселениях, так и в целом. Это особенно важно ведь данный налог является закрепленным доходом местных бюджетов. За 2014г. он составил 156864,36 руб., и к уровню 2013г. процент роста составил 41,10%, за 2015г. составил 143672,24 руб., по сравнению с 2014г. снизился на 13192,12 руб., но к уровню 2013г. вырос на 29,23%. Налог на имущество с физических лиц монотонно увеличивается. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличения количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. По некоторым сельским поселениям наблюдается большой скачок увеличения налога на имущество с физических лиц, это связано с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы, и регистрацией новых объектов недвижимости на кадастровый учет.

Проанализируем по сельским поселениям поступление налога на имущество физических лиц по численности населения проживающих в сельских поселениях на 1 января 2015г.

Таблица 3 – поступление налога на имущество физических лиц по численности населения проживающих в сельских поселениях Торбеевского муниципального района

Налог на имущество, руб. 2015

Численность населения на 01.01.2015г.

Налог на имущество, на 1 человека

Таким образом проведенный анализ свидетельствует что в целом за исследуемый период по сельским поселениям на одного жителя получено налога на имущество физических лиц 14,08 руб. Самое большое поступление на одного жителя в Тат-Юнкинском сельском поселении 70,11 руб. это связано с погашением недоимки за предыдущие годы, самое низкое поступление по Старо-Пичурскому поселению 6,04 руб.

Читайте так же:  Валютный контроль лимит без документов

Из этого вытекает закономерная необходимость, чтобы муниципальные образования уделяли достаточное внимание анализу причин недополучения налога. Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику. С их стороны должны быть конкретные действия по принятию действенных мер, которые бы способствовали увеличению доходной части местных бюджетов и устранению имеющихся недостатков.

Недвижимость не меняет своего места нахождения. Дом не сможет «переехать» в другое село. Недвижимость располагается по определенному адресу, имеет географическую привязку и каждый муниципалитет имеет право обложить эту собственность налогом и собирать налоговые платежи.

Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Торбеевского муниципального района, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.

Первое направление- введение налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога- налог на имущество физических лиц и земельных налогов. Важным условием для введения налога на недвижимость является его нормативные-правовые обеспечения со стороны местных и региональных органов власти.

Второе направление- формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты, налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).

Третье направление- обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета: утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество подлежащих налогообложению.

Четвертое направление – снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок

и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.

Республика Мордовия в числе 28 регионов, перешедших с 1 января 2015 года на «новый» налог на имущество физических лиц. Главным отличием, которого, стало изменение налогооблагаемой базы и инвентарной на кадастровую, которая максимально приближена к рыночной. Что соответственно увеличит доходы местных бюджетов. Так же теперь облагаться будет и «недострой». Практика показывает, что с оформлением права собственности на объект недвижимости собственник не спешит. Поэтому работа по легализации объектов недвижимости на территории муниципального образования возлагается на орган местного самоуправления. Указанные мероприятия принесут реальные результаты только при тесном взаимодействии с Росреестром, налоговой инспекцией и прокуратурой.

Имущественное налогообложение — наиболее стабильный источник доходов бюджета на региональном и местном уровне. Более того, на практике развитой механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средства повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 29.12.2009)

Алиева, Б. Х. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Б.Х. Алиева. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 425с.

Беликова, Т. Н. Все о налогах : учебное пособие Т.Н. Беликова. – СПБ.: Питер, 2015. – 467с.

Вылкова, Е.С. Налоговое планирование : учебное пособие / Е.С. Вылкова. – СПБ., Питер , 2014.-367с.

Евстингнеев, Е. И. Налоги и налогообложение : учебное пособие / В. Р. Захарьин. – М. : Инфра- М, 2014. – 320с.

Иванова, Н. Г. Налоги и налогообложение . Схемы и таблицы: учебное пособие / Н. Г. Иванов. – СПб: Питер , 2016. – 304с.

Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2015. – 315 с.

Налог на недвижимость не стал спасением для местных бюджетов

Имущественные налоги и формирование бюджетов

Имущественные налоги формируют региональный и местные бюджеты и являются основой для социальных программ, реализуемых на местах, — это строительство дорог, школ, благоустройство территорий.

Основная доля в поступлениях имущественных налогов приходится на налог на имущество организаций; вторым по поступлениям является земельный налог, причем основные платежи поступают от юридических лиц.

Транспортный налог занимает третье место, при этом основную его долю составляют налоги физических лиц.

Наименьшие суммы поступают от налога на имущество физических лиц.

Физические лица-плательщики имущественных налогов

Если рассматривать налоги физических лиц, то плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, а также граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков.

Плательщиками транспортного налога физические лица становятся с момента постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД или в иных регистрирующих транспортные средства органах.

По наземным транспортным средствам в большинстве случаев налоговой базой является мощность транспортного средства в лошадиных силах.

Плательщики налога на имущество физических лиц — это граждане, зарегистрировавшие права собственности на дома, квартиры, комнаты и иные строения и сооружения.

Налоговая база в настоящий момент — это инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.

Виды имущественных налогов

Имущественные налоги включают в себя три налога.

К таким имущественным налогам относятся:

земельный налог с физических лиц;

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через Интернет, на сайте Росреестра.
Поиск осуществляется по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости. В результате поиска будет указан кадастровый номер, кадастровая стоимость и прочая информация. Этот сервис полезен не только в случае когда необходимо узнать кадастровую стоимость, но и для того, чтобы узнать кадастровый номер по адресу объекта недвижимости.

Классификация имущественных налогов физических лиц

Имущественные налоги являются местными налогами, т.е. они уплачиваются в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором эти налоги установлены и в котором находится имущество.

Срок уплаты имущественных налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время в отношении имущественных налогов установлен единый срок уплаты – 1 декабря.

Источники

Налог на имущество физических лиц бюджет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here