Налог на имущество муниципального образования

Налог на имущество муниципального образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. N 03-05-04-01/15 О налогообложении налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну

Вопрос: Комитет по управлению муниципальным имуществом просит разъяснить следующий вопрос:

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового Кодекса.

В соответствии с Единым планом счетов бюджетного учета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. N 157н, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года, объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета.

В отношении имущества муниципальной казны в Едином плане счетов бюджетного учета предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего муниципальную казну, на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее муниципальную казну, являясь нефинансовым активом, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Следовательно, имущество муниципальной казны с 1 января 2011 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Просим подтвердить правомерность нашей позиции.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом по вопросу налогообложения имущества, составляющего муниципальную казну, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

На основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), действие которой распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, объекты основных средств учитывались на счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000-010109000).

Инструкцией по бюджетному учету N 148н в отношении имущества государственной (муниципальной) казны был предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относилось.

Поэтому имущество государственной (муниципальной) казны не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2009 года.

Инструкция по бюджетному учету утратила свое действие в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 года приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, которым утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.

В то же время требования по признанию основных средств в целях бюджетного учета и обособленного учета нефинансовых активов имущества казны не изменились, в связи с чем имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Местные налоги

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.При этом государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) на основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ.В соответствии с п. 4 ст.

Налог на имущество органов местного самоуправления

Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, — доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл.
Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;

  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.
Читайте так же:  Налогообложение валютный контроль

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников.

Мсу в гражданско-правовых отношениях

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей.

Налоги муниципального образования

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальным учреждением не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.В соответствии с гл.

Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам

Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами. Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости.

НК РФ организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей.Средства от реализации земли, приватизации и аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и, соответственно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст.

Обзор документа

Разъяснения касаются налога на имущество организаций.

Согласно НК РФ им облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

Налог на имущество муниципального образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

У администрации в собственности (на праве оперативного управления) на счете 101 числилось административное здание (офисное), которое было передано в оперативное управление подведомственному казенному учреждению. Казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления. У администрации также отсутствует документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления.
По настоящее время налоговые декларации по налогу на имущество за данное здание сдавало казенное учреждение и оплачивало налог на имущество по балансовой стоимости. Из налогового органа пришло требование о том, что в собственности администрации числится недвижимое имущество с кадастровым номером, по данному объекту необходимо сдать корректирующие отчеты с заполнением раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на имущество.
Может ли администрация сдать эти отчеты, если здание находится в оперативном управлении другого учреждения? Нужно ли изменять балансовую стоимость объекта на кадастровую (кадастровая стоимость здания определена)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с тем, что у администрации отсутствуют основания для списания административного здания с балансового учета — нет документа, подтверждающего прекращение права оперативного управления, и, соответственно, казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления, то обязанность по начислению и уплате налога на имущества в отношении переданного объекта недвижимого имущества сохраняется за администрацией.
В отношении Налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152026) администрация должна заполнять раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга


Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

10 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты имущества казны, так как в настоящее время они отражаются в бюджетном учете обособленно от основных средств на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (п.п. 141-146 Инструкции N 157н, письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-05-04-01/37951, от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57463, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408, от 07.05.2009 N 03-05-04-01/32, от 22.06.2009 N 03-05-05-01/35, от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Читайте так же:  Периодичность проведения камеральных проверок налоговым органом

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налог на имущество органов местного самоуправления

Финансовая газета», 2005, N 23 Вопрос: Обязаны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на балансе органов местного самоуправления? Ответ: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Налог на имущество органов местного самоуправления в 2017 году

Главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), вступившей в действие с 1 января 2004 г., в отношении имущества органов местного самоуправления налоговых льгот и исключений из объекта налогообложения не предусматривается. В связи с этим органы местного самоуправления, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, являются налогоплательщиками налога на имущество организаций. Вместе с тем, пунктом 2 статьи 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога на имущество организаций, законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?

В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).

Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.

Налог на имущество

Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.

Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:

основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, полученные организацией в аренду;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения усн с дохода

Общие нормы

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Подход финансистов

Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.

При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).

Мнение судей

Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.

Отсутствие объекта налогообложения

Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.

Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».

Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.

Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.

При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.

Имущество муниципальной казны не облагается налогом на имущество

Минфин РФ в своем письме № 03-05-04-01/15 от 10.04.2012 разъясняет порядок налогообложения имущества, составляющего муниципальную казну, и сообщает.

Ведомство отмечает, что на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, действие которой распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относилось.

Поэтому имущество государственной (муниципальной) казны не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2009 года.

Вместе с тем, Инструкция по бюджетному учету утратила свое действие в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 года приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, которым утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.

В то же время требования по признанию основных средств в целях бюджетного учета и обособленного учета нефинансовых активов имущества казны не изменились, в связи с чем имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Читайте так же:  Место проведения камеральной налоговой проверки

К вопросу о налогообложении казны

Вопрос о том, подлежит ли взиманию с органов местного само­управления налог на имущество казны, регулярно поднимается правоприменителями. Как следует из многочисленных обращений муниципалитетов, налоговые службы требуют от них постановки имущества казны на балансовый учет в органах, которые вправе распоряжаться таким имуществом (как правило, это комитеты по управлению имуществом), и уплаты соответствующего налога. В ряде регионов подобные условия ставятся органами государственной власти субъекта РФ. Например, администрация Приморского края разослала главам муниципальных образований письмо с требованием обеспечить в полном объеме отражение имущества муниципальной казны на балансе органа местного самоуправления, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, а также произвести начисление и уплату налога на имущество организаций с имущества казны в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Во многих муниципальных образованиях, не согласных с такой трактовкой действующего законодательства, ведутся судебные споры по поводу того, справедливо ли в данном случае налогообложение казны. При этом налоговые органы ссылаются на инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, которая требует постановки имущества казны на баланс органа местного самоуправления и учета его в качестве основных средств этого органа.

Вместе с тем, если исходить из норм действующего гражданского и налогового законодательства, налог на имущество казны не должен возникать и не может зависеть от способа его учета. В Гражданском кодексе РФ понятие «казна» определяется как средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 214–215). Соответственно это имущество не обслуживает деятельность организаций, а предназначено для выполнения задач соответствующего публичного образования.

Согласно ст. 124 Гражданского кодекса РФ публичные образования – Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами. Однако участие в гражданских отношениях реализуется публичными образованиями через органы власти. В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, органы местного самоуправления являются лишь представителями муниципальных образований, в том числе могут представлять их как собственников имущества казны, распоряжаясь этим имуществом не от собственного имени, а от имени муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления статусом юридических лиц в форме учреждений. Таким статусом обладают представительный и исполнительно-распорядительный (местная администрация) органы местного само­управления. Как правило, в структуре местной администрации многих (но не всех) муниципальных образований создаются другие подразделения со статусом юридических лиц, к которым относятся и комитеты по управлению имуществом. В число их полномочий входит осуществление приватизации имущества казны, учет этого имущества, действия по распоряжению имуществом и др. Однако, исполняя свои полномочия, комитеты как органы местного самоуправления в силу указанных выше норм гражданского законодательства совершают соответствующие сделки (операции) не в собственных интересах (будучи организацией – юридическим лицом), а исключительно представляя интересы муниципального образования. Соответственно, реализуя полномочия по учету имущества казны, ни комитет по управлению имуществом, ни любой другой орган местного самоуправления не должны выступать налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета.

Имущество казны не подлежит налогообложению, поскольку оно не закреплено за организациями, в том числе за органами местного само­управления, на каком-либо вещном праве. Являясь по закону юридическим лицом в статусе учреждения, местная администрация или комитет по управлению имуществом не становятся обладателями муниципального имущества – они лишь исполняют полномочия по распоряжению и управлению им. Закрепление за органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности возможно лишь на праве оперативного управления, поскольку они существуют как юридические лица в форме учреждений. Однако возникновение такого права влечет утрату имуществом статуса казны.

Имущество казны по гражданскому законодательству не закрепляется ни за какими муниципальными организациями, в том числе органами местного самоуправления, следовательно, оно не подлежит налогообложению, так как отсутствует налогоплательщик. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления, реализующие свои полномочия по распоряжению объектами публичной собственности, не могут признаваться организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом РФ.
Так, рассматривая спор о претензиях налогового органа к местной администрации по уплате налога на добавленную стоимость при реализации земельных участков юридическим и физическим лицам по договорам куп­ли-продажи, президиум Высшего арбитражного суда постановлением от 27 июня 2006 г. № 14969/05 указал, что администрация муниципального образования как орган местного самоуправления при реализации земельных участков не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом. Глава 21 Кодекса не предполагает отнесения к плательщикам налога на добавленную стоимость публично-правовых образований при осуществлении ими полномочий, вмененных федеральным законом.

Подобная позиция изложена также в решении Высшего арбитражного суда от 19 ноября 2003 г. № 12358/03, где признан недействующим п. 9 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-22/706. Суд установил, что учредителем унитарного предприятия является не орган местного самоуправления в статусе юридического лица, а непосредственно муниципальные образования как собственники имущества. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 Налогового кодекса использует указанный термин.

Хотя оба приведенных решения суда не касаются непосредственно вопроса налогообложения имущества казны, из их содержания можно сделать однозначный вывод: муниципальное образование, не являясь организацией, не может выступать налогоплательщиком в отношениях, в которых обычные юридические лица – организации платили бы налог. В ситуациях, когда органы местного само­управления действуют от имени муниципального образования, реализуя не собственные интересы юридического лица, а интересы исключительно муниципального образования, они также не могут быть налогоплательщиками. Соответственно органы местного само­управления, уполномоченные местными правовыми актами управлять имуществом, относящимся к казне, не могут и не должны быть плательщиками налога на имущество.

Читайте так же:  Налоговая амнистия с 1 января

Однако, как указывалось выше, налоговые органы допускают иное толкование законодательства, ссылаясь на инструкцию Минфина России о бюд­жетном учете. Статья 165 Бюджетного кодекса относит к полномочиям Министерства финансов РФ установление плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета, а также методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц. Как видим, Кодекс различает понятия бюджетного учета и бухгалтерского учета, и совершенно обоснованно.

Статья 264.1 Бюджетного кодекса определяет бюджетный учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Осуществление бюджетного учета является частью бюджетного процесса (ст. 6). Понятие бухгалтерского учета дано в Федеральном законе № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» и определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции (ст. 1). Таким образом, если объектом бюджетного учета является имущество публичных образований, то объектом бухгалтерского учета является имущество организаций.

Однако инструкция Минфина России о бюджетном учете, как следует из ее п. 1, устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе в органах власти, при этом бухгалтерский учет, который может осуществляться только в организациях, в целях инструкции назван бюджетным учетом. Более того, в этом же пункте дается определение бюджетного учета, существенно расширяющее толкование, которое дано в Бюджетном кодексе, и приводящее к смешению бюджетного и бухгалтерского учета, что является недопустимым с точки зрения разной правовой природы публичных образований и организаций. Если в Кодексе сказано, что объектом бюджетного учета является имущество публичных образований, то инструкция утверждает, что ему подлежат финансовые и нефинансовые активы и обязательства публичных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений).

Из данной формулировки следует, что фактически между имуществом публичных образований и имуществом органов власти, представляющих их интересы, ставится знак равенства, что позволяет правоприменителям считать имущество муниципальной казны подлежащим бухгалтерскому учету на балансе органов местного самоуправления, у которых в силу наличия статуса организации (в форме учреждения) возникает обязанность уплаты налога на имущество. Такой подход представляется противоречащим гражданскому и налоговому законодательству по описанным выше причинам: имущество казны не закрепляется за организациями, в том числе органами местного самоуправления, не используется ими для осуществления своей деятельности в собственных интересах, а служит интересам всего муниципального образования, которое не может выступать налогоплательщиком.

Иллюстрацией к сказанному может служить постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 октября 2007 г. по делу № А11-13160/2006-К2-23/856, в ходе которого рассматривался иск налоговых органов к комитету по управлению имуществом города Собинки об уплате налога на имущество, составляющее муниципальную казну. Претензии налоговых органов были признаны необоснованными, поскольку органы местного самоуправления не поставили имущество казны на баланс комитета по управлению имуществом, то есть не выполнили требования инструкции. Как указал суд, «инспекция доказательств передачи комитету в установленном порядке имущества муниципальной казны на его баланс в целях осуществления им бухгалтерского учета как объекта основных средств не представила. Акты приема-передачи спорного имущества на баланс комитета в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах суды … сделали правильный вывод об отсутствии у комитета обязанности по уплате названного налога в отношении спорного имущества».

К сожалению, в рамках данного дела не рассматривался вопрос о правомерности указанных норм инструкции о бюджетном учете (поскольку стороны не заявляли об этом). Однако из приведенной позиции явно следует, что наличие бухгалтерского баланса у органа местного самоуправления – юридического лица оценивается судом как закрепление учитываемого на этом балансе имущества за этим органом, что автоматически делает его плательщиком налога на имущество. Вместе с тем никакая организация не может вести бухгалтерский учет имущества казны, поскольку в этом случае казна утрачивает свой статус имущества, не закрепленного за какими-либо организациями.
Анализ практических ситуаций и законодательства вновь приводит к выводу об отсутствии законных оснований для бухгалтерского учета имущества казны на балансе органов местного самоуправления, как и об отсутствии оснований для налогообложения казны. Остается лишь надеяться, что в спорных ситуациях восторжествуют здравый смысл и закон.

Справка «Бюджета»

Елена Денисовна МИХАЙЛОВА, заместитель руководителя аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации

Родилась в 1961 г.
В 1983 г. окончила юридический факультет Калининского государственного университета.
В 1983–1995 гг. работала в органах прокуратуры в сфере надзора за законностью деятельности органов власти.
С 1995 г. – главный юрист юридического департамента Тверьуниверсалбанка.
1997–2003 гг. – руководитель юридической службы администрации города Твери.
С 2003 г. – заместитель начальника юридического отдела инвестиционно-финансовой компании «Метрополь».
В 2005 г. работала в Минрегионе России, занималась вопросами территориального планирования.
С конца 2005 г. – заместитель руководителя аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления. Активный участник правовой секции Союза российских городов.

Видео (кликните для воспроизведения).

© Бюджет, 2008, № 3

Источники

Налог на имущество муниципального образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here