Налог на недра земли

Налог на недра земли

Статья 129. Плательщики налога за пользование недрами

1. Плательщиками налога за пользование недрами являются юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых, добывающие и использующие подземные (наземные) воды для извлечения химических элементов и соединений на территории Туркменистана (далее — полезных ископаемых).

2. Не признаются плательщиками налога за пользование недрами юридические и физические лица, являющиеся подрядчиками и субподрядчиками в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах».

При осуществлении этими лицами такой деятельности, не относящейся к нефтяным работам, проводимым в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах», на них распространяется действие части 1 настоящей статьи.

Статья 130. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются налогооблагаемые операции, совершаемые налогоплательщиком на территории Туркменистана.

Местом совершения налогооблагаемой операции считается место добычи полезных ископаемых.

2. Налогооблагаемыми операциями признаются:

реализация полезных ископаемых, добываемых налогоплательщиком;

использование для собственного потребления, в том числе переработка, полезных ископаемых, добываемых налогоплательщиком;

получение возмещения за причиненный ущерб при краже или порче полезных ископаемых от виновных лиц, а также страхового возмещения.

3. Для определения понятия реализации добываемых полезных ископаемых применяется статья 97 настоящего Кодекса.

4. Не является объектом налогообложения отчуждение полезных ископаемых в результате реквизиции, конфискации.

Статья 131. Налоговая база

1. Налоговой базой для исчисления налога за пользование недрами являются:

по углеводородным ресурсам (сырой нефти, природному и попутному газу) — стоимость, определяемая исходя из цены углеводородных ресурсов, которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, не включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость;

по другим полезным ископаемым — прибыль, полученная от их реализации.

В налоговую базу при совершении налогооблагаемой операции также включаются суммы, полученные от виновных лиц в возмещение причиненного ущерба при краже или порче полезных ископаемых, а также страхового возмещения за такие товары.

2. Налоговая база при безвозмездной передаче полезных ископаемых определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. В случае, если сторонами сделки не определена стоимость обмениваемых полезных ископаемых, налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.

При неэквивалентном обмене в налоговую базу включаются любые суммы доплат к стоимости обмениваемых товаров.

4. При использовании полезных ископаемых для собственного потребления, даже если соответствующие затраты по ним включаются в вычеты, принимаемые для исчисления налога на прибыль (доход), налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации, а при их отсутствии — исходя из реальных рыночных цен на аналогичные товары, применяемых в соответствии с положениями статьи 36 настоящего Кодекса.

5. При недостаче полезных ископаемых сверх норм естественной убыли, когда не имеется официального подтверждения того, что эти товары украдены или испорчены, налоговая база определяется в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.

6. Налоговая база по реализуемым полезным ископаемым, по которым установлены льготные цены, определяется с учетом таких льгот. Указанное относится и к бесплатному отпуску населению товаров и оказанию услуг в соответствии с законодательством Туркменистана.

7. В случае добычи нескольких видов полезных ископаемых налоговая база определяется по каждому их виду.

8. Стоимость полезных ископаемых в иностранной валюте пересчитывается в манаты по курсу Центрального банка Туркменистана на момент их реализации.

9. Налоговая база по каждому виду полезных ископаемых за соответствующий налоговый период определяется как сумма налоговых баз по всем налогооблагаемым операциям, совершенным в соответствующем налоговом периоде.

10. Налоговая база, исчисляемая в соответствии с настоящей статьей, уменьшается на сумму средств, направляемых в Валютный резерв Правительства Туркменистана.

Статья 132. Корректировка налоговой базы для налогооблагаемых

Налоговая база при совершении налогооблагаемой операции подлежит корректировке в случаях, установленных статьей 35 настоящего Кодекса.

Статья 133. Ставки налога за пользование недрами

Ставки налога за пользование недрами устанавливаются в следующих размерах:

а) по налогооблагаемым операциям с углеводородными ресурсами:

природным и попутным газом — 22 процента;

сырой нефтью — 10 процентов;

б) по налогооблагаемым операциям с другими полезными ископаемыми в зависимости от уровня рентабельности:

Рентабельность в процентах Ставки налога в процентах

До 15 включительно 0

свыше 15 до 17 включительно 30

свыше 17 до 19 включительно 32

свыше 19 до 21 включительно 35

свыше 21 до 23 включительно 40

свыше 23 до 25 включительно 45

Установленные ставки налога за пользование недрами по налогооблагаемым операциям (кроме операций с углеводородными ресурсами) на период опытно-промышленной эксплуатации месторождений, но не более чем на три года, снижаются на 50 процентов.

Рентабельность в этом случае исчисляется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство, определяемым как сумма вычетов, установленных в пунктах «а» и «г» части 2 статьи 154 настоящего Кодекса и относящихся к такой продукции.

Прибыль от реализации продукции определяется как валовой доход от реализации товаров (продукции), исчисляемый в соответствии со статьями 149 и 150 настоящего Кодекса, уменьшенный на сумму вычетов, установленных в пунктах «а» и «г» части 2 статьи 154 настоящего Кодекса и относящихся к такой продукции.

Статья 134. Налоговый и отчетный периоды

Налоговый и отчетный периоды для налога за пользование недрами устанавливаются равными календарному кварталу.

Статья 135. Исчисление налога за пользование недрами

1. Сумма налога за пользование недрами исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду полезных ископаемых.

2. Сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в Государственный бюджет Туркменистана, исчисляется как сумма налога по всем налогооблагаемым операциям, имевшим место в налоговом периоде.

Сумма налога по налогооблагаемым операциям, имевшим место в отчетном (налоговом) периоде, определяется как произведение налоговой базы по таким налогооблагаемым операциям, исчисляемой в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса, на соответствующую налоговую ставку (ставки), установленную статьей 133 настоящего Кодекса.

Отнесение налогооблагаемой операции к соответствующему налоговому периоду производится в зависимости от момента ее совершения в соответствии со статьей 136 настоящего Кодекса.

В случаях, установленных частью 3 статьи 137 настоящего Кодекса, сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в Государственный бюджет Туркменистана, уменьшается на сумму исчисленных и подлежащих уплате авансовых платежей налога.

3. Если сумма налога за пользование недрами, уплаченного в каком — либо налоговом периоде, превышает сумму налога за этот же период, исчисленного в соответствии с настоящей статьей, то сумма такого превышения подлежит возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщиков сумм платежей в Государственный бюджет Туркменистана в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Получить налог за квартиру по ипотеке

Статья 136. Период, в котором налогооблагаемая операция считается

Налогооблагаемая операция считается совершенной в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса как для налога на добавленную стоимость.

Статья 137. Представление налоговой декларации и уплата налога за

1. Налогоплательщик обязан представить декларацию по налогу за пользование недрами за каждый отчетный период.

Декларация по налогу за пользование недрами представляется за истекший отчетный период не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Уплата налога за пользование недрами производится налогоплательщиками, за исключением указанными в части 4 настоящей статьи, в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Налогоплательщик при совершении налогооблагаемых операций с углеводородными ресурсами в течение отчетного периода производит уплату налога за пользование недрами в виде авансовых платежей.

Сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в виде авансового платежа, составляет одну третью часть от суммы налога за пользование недрами, исчисленной за предыдущий налоговый период.

Уплата налога за пользование недрами в виде авансового платежа производится налогоплательщиками 25 числа каждого месяца.

4. Для отдельных категорий налогоплательщиков Главной государственной налоговой службой Туркменистана могут устанавливаться иные сроки подачи декларации и сроки уплаты налога за пользование недрами, но не позднее тридцати дней от сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Налог на добычу полезных ископаемых

В статье приведён подробный анализ таких проблемных вопросов НДПИ как: нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых; объект НДПИ (особенности определения); изменения в налоговом законодательстве о налоге на добычу полезных ископаемых

Субъектами недропользования в Российской Федерации являются юридические лица и предприниматели, которые получают право пользования участками недр путём заключения соглашения о разделе продукции или выдачи разрешительного документа – лицензии.

Одним из основных условий недропользования является платность (возмездность), которая выражается, помимо прочего, в налогообложении добычи минерально-сырьевых ресурсов.

Нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых

Исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в России, регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Главой 26 НК РФ определены основания возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту — НДПИ), особенности определения объекта налогообложения и исчисления указанного налога, субъектный состав плательщиков НДПИ, ставки налога и льготы по его уплате.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» содержит общие и частные принципы недропользования, которые имеют значение для налогообложения пользователей недр.

Помимо указанных документов, нормативную базу регулирования НДПИ составляют официальные разъяснения, письма, инструкции и приказы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Эти органы не обладают полномочиями по изменению оснований, размера, срока и порядка уплаты налога, однако имеют право разъяснять конкретные нормы налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты Минфина и ФНС РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Для целей налогообложения важное значение имеет определение срока наступления обязанности по уплате НДПИ. В соответствие со статьей 9 Закона «О недрах» обязанности пользователей участками недр наступают с момента регистрации разрешительного документа (лицензии) или даты вступления в силу договора о разделе продукции. Однако официальная позиция Министерства финансов РФ, выраженная в письме от 0810.2013 года № 03-06-05-01/41901, разъясняет общую норму Закона «О недрах»: обязанности недропользователя, в том числе и по уплате НДПИ, возникают с именно с момента регистрации лицензии.

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Как учитывается площадь участка

В то же время в случае поиска и оценки месторождений платежи взимаются за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Такой подход учтен и в форме расчета платежей, содержащейся в приложении 1 к приказу МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/[email protected]

Так, при расчете регулярных платежей с целью поиска, разведки и оценки месторождений полезных ископаемых предусмотрено указание двух площадей.

В разделе 2.1 этой формы по строке 080 указывается общая, а по строке 090 этого же раздела — облагаемая площадь лицензионного участка.

А она определяется в зависимости от вида работ (п. 6.7 Порядка, утвержденного в приложении 2 к приказу № БГ-3-21/[email protected]).

При поиске и оценке месторождений она представляет собой значение по строке 080 Раздела 2.1, уменьшенное на площадь земель открытых месторождений и возвращенной части участка, определяемой на основании изменений к лицензии или решения территориального органа Минприроды России по заявлению компании.

В то же время при разведке облагаемая площадь — это величина участка, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов. Таким образом, уменьшение общей площади участка не может быть произвольным.

Только после внесения соответствующих уточнений в лицензию компания получает право при расчете платежа уменьшить площадь участка.

Объект НДПИ – особенности определения

Особенности определения объекта данного налога зависят от содержания термина «полезное ископаемое». В статье 336 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны:

  • ресурсы, извлечённые (добытые) в пределах территориальных границ РФ на конкретном участке, предоставленном субъекту предпринимательской деятельности в пользование, учтённые в государственном запасе полезных ископаемых. Территориальный критерий включает в себя и континентальный шельф, на котором ведётся добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  • ресурсы, извлечённые из отходов недродобывающего производства, в случаях, когда такая деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  • ресурсы, извлечённые (добытые) вне границ Российской Федерации, если такая деятельность осуществлялась на территории, на которую распространяется юрисдикция РФ.

Таким образом, ключевыми моментами для определения объекта налогообложения являются следующие показатели:

  • добыча минерально-сырьевых ресурсов, а также извлечение их из отходов производства. Не являются объектом налогообложения минерально-сырьевые ресурсы, находящиеся в недрах (в отходах производства) и не добытые (не извлеченные) пользователем;
  • учёт в государственном балансе запасов ископаемых;
  • территориальная принадлежность места расположения добычи (извлечения) ископаемого.
Читайте так же:  Налог на землю реквизиты на оплату

В ст. 336 НК РФ указаны и виды ресурсов, которые не признаются объектом налогообложения (например, общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы и подземные воды, добытые предпринимателем, не учтенные в государственном балансе запасов и используемые в целях удовлетворения личных потребностей). Перечень общераспространенных ископаемых в настоящее время формирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.

С 01 января 2017 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

Платежи за пользование недрами

В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

За лицензию нужно платить

Они взимаются за предоставление исключительных прав на разведку полезных ископаемых, а также на поиск и оценку месторождений. Также берется плата за геологическое изучение и оценку пригодности участков для строительства и эксплуатации сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

При этом если такие объекты строятся и эксплуатируются под землей и глубина их залегания не превышает пяти метров, то также уплачиваются регулярные платежи (п. 1 ст. 43 Закона № 2395-1).

Отметим: в этом пункте описаны также и случаи, когда организация освобождена от необходимости делать регулярные перечисления. Например, если недрами пользуются для регионального геологического изучения или для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Лицензия удостоверяет исключительность прав компании на ведение определенных видов работ, по которым уплачиваются регулярные платежи.

То есть, получив ее, компания в течение установленного срока может пользоваться участком при соблюдении заранее оговоренных условий. Такой вывод можно сделать на основании статьи 11 Закона № 2395-1.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию (ст. 20 Закона № 2395-1).

При этом приостановление не означает досрочного прекращения действия лицензии. Если обстоятельства или условия, вызвавшие его, устранены, то права компании на пользование участком восстанавливаются в полном объеме.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

Читайте так же:  Закрытие ип декларация 3 ндфл

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Налог на недра земли

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ — федеральный налог, предусмотренный п. 1 ст. 13 НК. По Закону об основах налоговой системы аналог данного вида налогообложения платежи за пользование природными ресурсами. С 1 января 2002 г. взимается налог на добычу полезных ископаемых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

Видео (кликните для воспроизведения).

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ» в других словарях:

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Возврат ошибочно перечисленных налогов

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

Компания может пересчитать платеж за недра, если участок уменьшился

Чиновники разъяснили, как компании пересчитать регулярный платеж за пользование недрами. Подробности – в статье.

От чего зависит сумма к уплате

Размеры таких платежей определяются несколькими факторами, перечисленными в пункте 2 статьи 43 Закона № 2395-1. К ним относятся экономико-географические условия, размер участка, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории, а также степень риска.

Очевидно, что для каждого объекта эти факторы различаются. То есть величина регулярного платежа индивидуальна у каждого пользователя недр. По этой причине при расчете конкретных размеров ставок учитывается специфика каждого месторождения.

Конкретный размер тарифов определяется Роснедрами или его территориальными органами по каждому участку и фиксируется в лицензии.

При этом величины платежей устанавливаются в соответствии с этапами и стадиями геологического процесса в пределах максимальных и минимальных ставок, которые пунктом 2 статьи 43 Закона № 2395-1 зафиксированы для каждого вида пользования недрами в рублях за 1 кв. км участка.

Вычисляем размер платежа

В этом же документе указан порядок перечислений.

Сумму к уплате за год нужно разделить на четыре и перечислять равными частями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4 ст. 43 Закона № 2395-1). В эти же сроки в налоговую инспекцию по местонахождению участка представляется соответствующий расчет (п. 6 ст. 43 Закона № 2395-1). Но он не предполагает ежеквартального вычисления платежа исходя из условий пользования недрами, которые фактически сложились за отчетный квартал. Получается, что величина к уплате всегда определяется как одна четвертая годовой суммы без возможности ее произвольной корректировки.

Однако при уменьшении облагаемой площади участка и неизменной годовой ставке сумма платежа фактически пересчитывается. И действительно, умножив ставку на измененную площадь, получим новую величину годового платежа.

Для решения этой проблемы в письме ФНС России от 6 августа 2013 г. № АС-4-3/[email protected] предложен следующий подход. При уменьшении площади в течение квартала сумма к уплате должна рассчитываться исходя из измененного размера участка только со следующего квартала. При этом финансисты рекомендуют пользователям недр начинать расчет регулярных платежей с того квартала, в котором была зарегистрирована лицензия, а не с периода, следующего за этим событием (письмо от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648).

По мнению автора, аналогичная точка зрения должна применяться и при расчете регулярного платежа при изменении в течение квартала облагаемой площади участка. То есть уточнение величины квартальной платы нужно проводить при подготовке расчета за тот квартал, в котором произошло изменение лицензионных данных, а не в следующем, как советует делать ФНС России. Но решение, как поступить, компания должна принять самостоятельно.

Налог на подземные воды: что ожидает владельцев частных домов и дачников с 2020 года.

Недра земли, к которым относится и вода, являются собственностью государства. Деятельность по использованию недр как юридическими лицами, так и обычными гражданами осуществляется на законодательном уровне. С этой целью разработан закон «О недрах», который определяет порядок пользования природными ресурсами, в том числе владельцами земель, выделенных для ухода за садами и огородами.

Природные богатства ограничены и требуют финансирования для их разработки, охраны, восстановления, поэтому и появилась законодательная инициатива об установлении платежа за пользование ресурсами.

Как действует закон «О недрах» сейчас

Сфера взаимоотношений с водой регулируется федеральными и региональными нормативными актами. В частности, Водным кодексом РФ водные объекты делятся на наземные и подземные. Закон «О недрах» регулирует деятельность, связанную именно с сохранением подземных вод.

Участки подземной среды, содержащие водоносные горизонты с водой, используемой для питья и быта, в том числе для садоводства, в технологических процессах промышленных объектов, на объектах сельхозназначения, и при объёме добычи не более 500 куб. метров в сутки, определяют к участкам недр местного (регионального) значения.

Колодец на даче

Колодец на даче — это природный ресурс, относящийся к участку недр регионального значения

Сфера действия закона о подземных водах

Упомянутый нормативный акт определяет перечень лиц, имеющих право использовать подземные воды. К ним относятся:

собственники земельных участков — лица, имеющие право собственности, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

землепользователи — лица, получившие право постоянно пользоваться земельным участком (без срока) или получившие право пользоваться им безвозмездно;

землевладельцы — лица, имеющие право пожизненного владения при наследовании земли;

арендаторы земельных участков — лица, которым предоставлены земли во владение и пользование по договорам аренды либо субаренды.

Нормативный акт установил порядок, по которому добычей воды могут заниматься садоводы и огородники только в границах своего участка, в личных целях и в объёме, не превышающем 100 куб. метров в сутки. Для этого правообладатели земельных участков могут строить на своих землях подземные конструкции глубиной не более 5 метров (к ним относятся скважины, колодцы и прочие конструкции для доступа к подземным водам), то есть выше водоносного горизонта, который является источником центрального водоснабжения.

При соблюдении указанных условий использование недр земли не предусматривает внесение каких-либо платежей в казну. В случаях отклонения от установленных нормативов потребуется получение лицензии, за потребление воды будут начисляться налоги.

Таблица: налоговые ставки за пользование подземными водными объектами

Экономический район Налоговая ставка (в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из подземных водных объектов)

Северный от 378 до 384

Северо-Западный от 372 до 390

Центральный от 336 до 360

Волго-Вятский от 330 до 336

Центрально-Чернозёмный от 318 до 402

Поволжский от 342 до 420

Северо-Кавказский от 486 до 654

Уральский от 390 до 534

Западно-Сибирский от 330 до 342

Восточно-Сибирский от 306 до 678

Дальневосточный от 306 до 342

Калининградская область от 324 до 336

Пользование подземными водными объектами влечёт обязанность ежеквартальной уплаты налога.

Налоговая база представляет собой забранный с каждого объекта объём воды, который рассчитывается по показаниям измерительных приборов, отражённых в специальном журнале.

Читайте так же:  Официальный сайт департамента финансового контроля

При отсутствии приборов расчёт может быть произведён с учётом периода работы и активности средства забора воды либо по нормам потребления воды.

Согласно законодательству, водным налогом облагаются только те организации и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные объекты, требующие получения соответствующей лицензии.

Обладатели земельных участков, на которых установлены колодцы и прочие системы глубиной не более 5 метров, обеспечивающие подземной водой, не обязаны платить этот налог.

Налогом также не облагается деятельность граждан и организаций:

по забору воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища);

по поливу садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;

по организации водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

К плательщикам налога не относятся организации и физлица, пользующиеся водой на основании заключённых договоров о пользовании источниками или решений о передаче в пользование водных объектов, имевших место после введения в действие Водного кодекса РФ.

В каком случае потребуется лицензия на добычу природного ресурса

Обязательным условием для каждого пользователя недр является соблюдение правил охраны подземных ресурсов, а также определённых требований по разумному использованию недр. Указанное условие действует на все случаи использования полезного ресурса: от целей хозяйственно-бытового водоснабжения садовых обществ и товариществ до обслуживания скважины для нужд завода.

При этом обязанность получения лицензии возложена ФЗ «О Недрах» только на определённых пользователей (физических и юридических лиц):

если скважина используется для извлечения выгоды;

в случае, когда забор воды из земли осуществляется на глубине водоносного канала;

если объём выкачивания составляет более 100 куб. метров в сутки.

Виды скважин

Необходимость получения лицензии зависит от вида скважины:

Колодцы-скважины — источники глубиной до 5 метров, бурятся на толщину первого водоносного горизонта и устраиваются таким образом, чтобы в них попадала вода из водоносного слоя (лицензия не требуется).

Скважины «на песок» — составляют глубину от 5 до 30 метров, эксплуатируются сроком до 25 лет (лицензия не требуется).

Артезианские скважины «на известняк» — бурятся на глубину 20–1000 м и более, берут воду из водоносного горизонта, лежащего между двумя водоупорными слоями (в известняке), эксплуатируются сроком до 50 лет, используются в том числе для садовых и огороднических сообществ (лицензия требуется).

Промышленные — глубиной 300–1000 метров и более (лицензия требуется).

Скважины

Необходимость получения лицензии зависит от глубины скважины

В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса за предоставление лицензии требуется внесение госпошлины в размере 7500 рублей.

Лицензия для садоводов

В июле 2017 года в Федеральный закон «О недрах» были внесены изменения, которые коснулись граждан, имеющих свои огороды на землях в пределах садовых некоммерческих товариществ (СНТ). Нововведения урегулировали добычу вод из земли садоводческими и огородническими обществами для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, т. е. обеспечения нужд товариществ в целом, а также для правообладателей земельных участков, расположенных в пределах его территории. При этой форме пользования водой из недр запрещено её добывать при осуществлении коммерческой деятельности.

Государство облегчило процедуру оформления скважин для товариществ, созданных огородниками, и для получения лицензии не потребуется:

проведение геологического изучения недр;

проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

согласование и утверждение технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

представление доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Для некоммерческих обществ сохраняется одно требование — соблюдать правила охраны подземных вод и осмысленного использования недр.

Обязательное лицензирование добычи воды из недр садовыми товариществами приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом «О ведении гражданами садоводства».

В текущем году садовые общества могут оформить право на пользование скважиной без уплаты государственной пошлины. С 2020 года наличие лицензии на данный вид пользования ресурсами будет обязателен.

Лицензия не потребуется для добычи воды в объёме менее 100 кубометров с глубины до 30 метров

Какие документы необходимы для оформления лицензии дачным сообществам

Порядок получения разрешения на выделение глубинных вод под землёй на участках в регионах и список документов, требующихся для получения лицензии, регулируются субъектами Российской Федерации.

Фактически для оформления лицензии потребуется обратиться в территориальный госорган (Министерство природных ресурсов по субъекту) за получением госуслуги либо в МФЦ с заявкой на получение лицензии. При исключении бумаг, которые для огородников и садоводов необязательны, в списке останутся только документы:

подтверждающие статус садового или огороднического некоммерческого товарищества (учредительные и регистрационные документы);

схема с расположением участка недр в масштабе, предоставляющем возможность определить его нахождение, и географических координат угловых точек (масштаб от 1:10000 до 1:200000);

предложение по использованию недр.

Лицензия на использование вод будет выдана на 25 лет.

Ответственность за отсутствие лицензии

Принятый закон «О ведении гражданами садоводства» обозначил: если граждане не являются членами товарищества, в пределах которого находится возделываемый ими участок, в любом случае они несут обязанность по содержанию общего имущества, в частности, скважин. То есть стоимость лицензии и налоговые платежи будут распределены между членами товарищества в виде взносов. В случае возникновения задолженности по взносам некоммерческое общество будет вправе обратиться в суд.

При возделывании садов и огородов без вступления в членство некоммерческих товариществ на граждан распространяется законодательство РФ, регулирующее указанную деятельность, что подразумевает возможность самостоятельного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями.

СНТ

Граждане могут заниматься садоводством на участках без создания товарищества

Если товарищество огородников решит не обращаться за получением лицензии после 1 января 2020 года, то при первом нарушении контролирующие органы могут обойтись предупреждением, при повторном выявлении правонарушения владельцу грозит штраф:

для физических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;

для должностных лиц — 30–50 тыс. руб.;

для организаций — от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ).

Уплата штрафа не влечёт освобождения от обязанности устранить нарушение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, колодцы и неглубокие скважины на песке не будут облагаться налогом, и добыча воды с их помощью не подлежит лицензированию. Причина в том, что такие скважины не затрагивают воды, пролегающие сквозь важные природные ресурсы. Артезианские же скважины могут навредить природной целостности планеты, если будут созданы и продолжат содержаться в ненадлежащих условиях. Лицензирование — забота государства о природных богатствах страны.

Источники

Налог на недра земли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here