Налогообложение валютный контроль

Глава 4. Налогообложение и валютный контроль в Особой экономической зоне (ст.ст. 17 — 19)

Глава 4. Налогообложение и валютный контроль в Особой экономической зоне

>
Порядок налогообложения
Содержание
Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

НДФЛ с валютных операций на Мосбирже. Спите спокойно.Все не так страшно!

Никогда не было и вот опять Минфин разрозился очередным письмом. Видимо кто-то написал — вот они и ответили. Опус называется «Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2016 г. N 03-04-05/24391 Об уплате НДФЛ при совершении операций с иностранной валютой на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж»

Попробую ответить и я. Уже Минфину. С преамбулой данного письма я согласен. Действительно валюта это имущество, и поэтому, как и любая операция с имуществом доход подлежит налогообложению НДФЛ, если не одно НО и весьма существенное. Цепочка определения, что валюта это имущество состоит в том, что НК отсылает к ГК, а ГК для определения понятия валюта отсылает к «Закону о валютном регулировании и контроле». Дословно как это написано в письме «В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Кодекса под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Поскольку согласно статье 141 Гражданского кодекса и подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранная валюта признается имуществом, налогообложение доходов при совершении операций с иностранной валютой производится исходя из положений Кодекса, предусмотренных для налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, включая положения статей 220, 228 и 229 Кодекса.»

Дело в том, что валюта на брокерском счету это собственно не валюта ( то же самое можно и сказать и про рубли на брокерском счете – это то же не предмет закона ). Законодатель ( вполне справедливо ) считает валютой только те денежные средства, которые могут служить как средство платежа. А средством платежа они могут быть только или в наличном, безналичном виде или в виде ЦБ. Режим брокерского счета это не режим счета банковского – с брокерского счета Вы не можете совершать платежи третьим лицам. Данный счет служит для расчетов по сделкам с ЦБ и ФИСС. Закон есть закон и он дает определение, что валютой может считаться или наличная валюта или валюта на банковском счете и ( или ) вкладе ( пп 2. п. 1 ст.1 Закона о валютном регулировании и контроле в РФ ). А господа из Минфина ссылаются на пп.5 п.1 ст.1 а именно, что «валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги». Но у валюты есть определение в пп.2. 5 подпункт только вводит дополнительный термин как валютные ценности. Из указанного следует только то, что если Вы купили валюту на бирже и перевели ее на банковский счет, то вот эта переведенная валюта и будет собственно валютой в понимании закона. И если Вы ее продадите с банковского счета, то это налогооблагаемая база.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того п.7 ст. 3 НК говорит о том, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Таким образом все, что качается особенностей налогообложения валютных операций на бирже не однозначно с точки зрения закона ( а проще говоря вообще исключается из налогообложения ) и к таким сделкам как раз и применима указанная статья. Письмо Минфина имеет прямое отношение к налоговым агентам, таким как брокер. Налоговый агент действует, не имея права на данную статью. Но брокер не является налоговым агентом в данном случае – «из изложенного следует, что при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций (сделок) по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС, такая организация не признается налоговым агентом». И о чем тогда спич? Просто Минфин не может признать очевидное – что это не является в силу неоднозначности закона налогооблагаемой базой. Они же за бюджет. Да и операции с валютой несут экономическую выгоду что является определением «доход». Только вот как посчитать налогооблагаемую базу вряд ли удаться.

Есть еще один момент – полностью отсутствует механизм контроля. Если Вы продаете квартиру или машину, то органы регистрации таких сделок уведомляют налоговую. Сразу вспомнилась эпопея с машинами — письмо из ГАИ в налоговую, которое после после снятия галки в программе летит в корзину. У Вас есть еще один налог — налог на имущество. Поэтому налоговая, даже в силу того, что здесь отсутствует понятие налогового агента, полностью контролирует сделки граждан с имуществом – квартирами и машинами. И вполне законно налоговая присылает уведомления о том, что Вы там что-то продали и Вам надо отчитаться за это. У них есть база по таким сделкам. В случае валюты ( любой что в банке, что на бирже ) такого механизма нет. Его еще надо сделать. Причем сделать его можно и не в рамках НК. Было бы желание у Минфина и ЦБ РФ. И письма, ни какие писать не нужно. Прислать уведомление –«Уважаемый Иван Иваныч вы тут валюту продали через брокера Х. Просьба отчитаться!»

Читайте так же:  Как сделать уточненную декларацию 3 ндфл

Кроме того есть нюанс, который касается возможности получения валюты не из сделки купли-продажи ( операции обмена рублей за валюту ), а как заработной платы или оплаты услуг из-за рубежа. Как быть здесь? Ибо здесь валюта это точно не имущество, а средство платежа. Вы уже должны пересчитать валюту по курсу ЦБ на день совершения платежа и заплатить НДФЛ 13% с рублевой суммы. А потом Вы идете в обменик и продаете эту валюту и снова платите 13%? Что-то здесь не так будет. Должен быть механизм разделения валюты как средства платежа и как имущества для физического лица. Такой механизм существует для лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Там есть понятие реализация. И валюта там не имущество, а именно средство платежа ( пп.1 п.3 ст. 39 НК РФ ). И такие лица платят налог исходя из курсовых разниц.

Да операции с валютой несут экономическую выгоду, что является определением «доход». Только вот как посчитать налогооблагаемую базу? А это один из элементов определения налога. Поэтому господа трейдеры спите спокойно. На заборе много чего можно написать. Компетентные органы могут что-то предъявить Вам, если Вас действительно поймают за что-то иное и начнут изучать Ваши финансовые операции. Тогда действительно велкам !

Внешнеторговый контракт: оформление, валютный контроль, налогообложение

Время проведения: с 10.00 до 17.00

Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, сотрудников ФЭС, специалистов по налогообложению, аудиторов организаций, связанных с ВЭД.

Семинар ведет: Мацнева О.В. – Директор Центра правовой информации компании «ЭЛКОД», консультант с практическим опытом защиты интересов организаций по налоговым, трудовым и правовым вопросам (корпоративные споры, взыскание дебиторки, оспаривание условий договоров), в том числе, в судебном порядке, ведущий лектор — практик по налогообложению, бухгалтерскому учету и трудовому законодательству. Автор сборников по налогообложению, бухгалтерскому учету и трудовому законодательству.

Программа семинара:

1. Порядок заключения внешнеэкономической сделки. Применение Инкотермс. Переход права собственности по внешнеторговым сделкам..

2. Внешнеэкономические расчеты. Валютное регулирование. Валютный контроль. ВЭД-контракты, подлежащие постановке на учет. Форма представления информации о валютной операции. Досье валютного контроля.. Справка о подтверждающих документах: особенности ее формирования, сроки и правила ее представления в уполномоченный банк .

3. Таможенное регулирование экспортно-импортных операций. Декларация на товары. Влияние внесения изменений в декларацию на бухгалтерский учет и налогообложение. Корректировка таможенной стоимости – особенности отражения в учете. Таможенная процедура. Таможенная стоимость. Таможенная пошлина, таможенный сбор, сроки уплаты. Авансовые таможенные платежи. Расчёт НДС, уплаченного на таможне.

4. Порядок вычета НДС, уплаченного таможенным органам, на ввозимые в РФ товары. Порядок оплаты НДС в зависимости от избранной таможенной процедуры. Отражение в книге покупок вычета НДС, уплаченного таможенным органам. Порядок вычета НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории ЕАЭС. Формирование статистической информации в рамках ЕАЭС.

5. Место реализации услуг для целей НДС. Обязанности налогового агента по НДС. Отчетность налогового агента по НДС. Основания для принятия к вычету НДС, уплаченного налоговым агентом. Ответственность налогового агента.

6. Порядок подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте, в т.ч. при экспорте за пределы ЕАЭС. Требования к заполнению счетов-фактур при реализации товаров в страны ЕАЭС. Проблемы с возмещением НДС при экспорте по сырьевым товарам.

7. Налогообложение доходов нерезидента у российского агента – источника выплаты дохода. Отчетность налогового агента.

Стоимость участия: 8900 рублей.

В стоимость включены раздаточные материалы по теме семинара, питание, комплекты для записей.

Скидки: более одного участника от компании – скидка 7%, постоянным клиентам компании – скидка 15%.

Адрес проведения семинара: г. Москва, ул. Бутырская, д. 76, стр. 1, 6 этаж.

Регистрация и дополнительная информация по телефону: (495) 228-0399, факс: (495) 626-9945

Для профессиональных бухгалтеров – возможно получение сертификата идущего в зачет ежегодного повышения квалификации!

Валютный контроль налоговыми органами

Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.

Полномочия ФНС РФ при валютном контроле

Нормативно-правовую базу компетенции, порядка действий налоговых органов определены следующими актами:

  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • КоАП РФ.
  • Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ).
  • Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г. (далее — Административный регламент).

Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не распространяются на валютный контроль. «Аналогом» главы 14 НК РФ является Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налоговые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части. Законодательство не классифицирует валютный контроль налоговыми органами по формам и видам, однако, исходя из анализа Административного регламента, можно говорить о существовании формы камеральной проверки.

Читайте так же:  Для оформления налогового вычета какие документы нужны

Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об административном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодательства или протокол об административном нарушении валютного законодательства.

Дополнительные документы, возникающие при ВЭД

Применение ВЭД потребует использования в работе большого числа документов, которые не нужны, если деятельность осуществляется только в пределах РФ. Причем в их число войдут не только оформляемые российской стороной, но и получаемые от зарубежных партнеров. В отношении экспорта/импорта это, в частности, будут:

  • контракты с иностранными партнерами, созданные с учетом условий поставки, отраженных в Инкотермс;
  • платежные документы иностранных партнеров;
  • поручения на покупку или продажу валюты;
  • документы (апостиль), подтверждающие факт регистрации зарубежного партнера в иностранном государстве;
  • грузовые таможенные декларации (ГТД);
  • инвойсы, которые станут бухгалтерскими документами на отгрузку;
  • иностранные перевозочные документы и иностранные документы (инвойсы) поставщиков;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, перечни к ним и особая декларация по НДС при импорте из стран Таможенного союза;
  • дополнительные строки и разделы в обычной декларации по НДС;
  • декларация о доходах, поступивших из источников, находящихся вне РФ;
  • налоговый расчет, содержащий данные о выплаченных зарубежным партнерам доходах;
  • документы на оплату налогов, уплачиваемых в связи с выплатой доходов зарубежным партнерам;
  • прочая документация.

Большая часть документов, адресованных иностранному партнеру или полученных от него, будет изначально создаваться на 2 языках, а документы, оформленные только на иностранном языке, необходимо сопроводить переводом текста, который потребуется для ИФНС при проверке.

При этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров).

О видах валютной оговорки в договорах расскажет эта статья.

Итоги

Как такового налога на операции по обмену валюты в РФ пока не существует. Из законодательных норм вытекает обязанность физлиц-резидентов декларировать и уплачивать НДФЛ со сделок с валютой, если в результате таких сделок был получен доход. Но на практике данная норма пока практически не реализована, т. к. не существует рабочего порядка исчисления, уплаты и подтверждения сумм НДФЛ от операций с валютой, а также отсутствует контрольный механизм по выполнению данной нормы у ФНС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В рамках данной статьи под «резидентом РФ» следует понимать «налогового резидента РФ», т. к. речь идет о налогообложении по нормам НК РФ.

Особенности бухгалтерского учета при ВЭД

Практическое применение «валютного» НДФЛ в 2016–2017

Несмотря на солидное теоретическое обоснование, на практике данная норма не работает. Во всяком случае, пока.

Причин тому несколько:

  1. Нет конкретного понятного «простым резидентам» порядка учета валютообменных доходов при расчете облагаемой базы по НДФЛ. Вместе с тем большинство граждан не являются экспертами в НК РФ, чтобы правильно посчитать базу и налог по общим нормам (даже если им известно про необходимость считать налог при продаже валюты).
  2. У органов ФНС нет инструментов контроля за деятельностью граждан по купле-продаже валюты. В подавляющем большинстве случаев, если гражданин сам не пришел в ИФНС с декларацией, куда включен доход от валютных обменов, — то налоговикам узнать об этом неоткуда.
  3. С точки зрения применения НК РФ и приведенных выше заключений тоже остаются вопросы. Например, в ст. 217 НК РФ есть положение о том, что налогом не облагаются сделки с имуществом, которое находится в собственности физлица более 3 лет. Подтвердить или опровергнуть факт владения валютными средствами определенный отрезок времени достаточно сложно, обмененную сумму человек мог собирать годами (например, на покупку жилья). Как правильно рассчитать налог в таком случае? Или как заставить гражданина информировать о подобных ситуациях налоговую, которая наверняка предложит платить НДФЛ со всей суммы?

Так что в большинстве случаев российские физлица не стремятся декларировать и платить «валютный» НДФЛ, а ФНС не имеет возможности выявить таких неплательщиков. Оплата налога бывает возможна в ситуациях, когда сделка по обмену валюты фиксируется документально и подлежит проверке (например, безналичный обмен крупной суммы по банковским счетам физлица) либо когда НДФЛ по связанным с валютой операциям удерживает налоговый агент (например, при выдаче физлицом займа предприятию в валюте).

Об удержании НДФЛ в подобных случаях смотрите в статье «Заём в валюте: облагать ли НДФЛ положительную разницу?».

В чем суть налогообложения доходов от обмена валюты

Основания для уплаты налога в случае получения дохода от обмена валют получаются следующие:

  • п. 1 ст. 228 НК РФ обязывает плательщика (физлицо) уплачивать налог (НДФЛ) от доходов, связанных с реализацией имущества;
  • п. 2 ст. 38 НК РФ устанавливает: то, что является имуществом, следует определять по нормам ГК РФ;
  • ст. 141 ГК РФ, в свою очередь, определяет: в том, что следует отнести к имуществу, выраженному валютными ценностями, надо руководствоваться нормами законодательства о валютном регулировании;
  • и, наконец, п. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ причисляет валюту к имуществу.

Таким образом, пройдя всю логическую цепочку, устанавливаем: операции физлиц по продаже валюты с выгодой должны облагаться НДФЛ. Следовательно, продавая валюту, физлицо приобретает обязанность отчитаться о такой продаже в ФНС и уплатить налог в случае получения дохода от операции.

Данные выводы неоднократно подтверждал в своих письмах Минфин. В качестве примера укажем письмо от 20.02.2015 № 03-04-06/8370.

Бухучет: особенности при ВЭД

Особенности бухгалтерского учета ВЭД потребуют:

Итоги

Организация бухгалтерского учета при ВЭД влечет за собой не только увеличение количества применяемых учетных документов, но и ряд особенностей: как в отражении учетных операций, так и в оформлении отчетности.

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.
Читайте так же:  Бланки декларации на имущественный вычет

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Налогообложение и валютный контроль

Мы предлагаем сопровождение в налоговых спорах путем их урегулирования как в досудебном порядке, так и в суде. Наши специалисты оказывают комплексную налоговую поддержку в рамках текущей деятельности компании, а также применяют нестандартный подход к структурированию налогов и налогооблагаемой базы с целью получения наибольшей выгоды при заключении сделок.

Ключевым преимуществом Rights Business Standard в работе по направлению налогообложения и валютного контроля является тесное взаимодействие юристов и финансистов. Богатый опыт специалистов помогает применять нестандартный подход к решению задач и защищать интересы клиентов с учетом предотвращения возможных рисков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы оказываем поддержку по любым вопросам, связанным с налогообложением, валютным регулированием и контролем, предоставляя услуги, которые охватывают:

ВЭД-2020: учет, налогообложение. Новое в регулировании и контроле валютных операций

Дата проведения 12 — 13.12.2019
Регламент проведения Начало регистрации: 09:00 (по московскому времени)
Время работы: начало в 09:30, окончание — между 17:00 и 18:00 (по московскому времени)
Предусмотрены 15-минутные кофе-паузы и часовой перерыв на обед
Формат Семинар
Форма участия
    Очное участие в Москве показать адрес
  • Очное участие в региональном отделении ИРСОТ
  • Трансляция
  • Стоимость Для юридических лиц
    • Очное участие в Москве — 28 400,00 ₽
      При оформлении через сайт — 19 900,00 ₽
    • Очное участие в Региональном отделении ИРСОТ — 19 900,00 ₽
      При оформлении через сайт — 13 900,00 ₽
    • Трансляция — 12 000,00 ₽

    Для физических лиц
    доступна беспроцентная рассрочка на 4 месяца с картой «Халва» Подробнее

    • Очное участие в Москве — 28 400,00 ₽
      При оформлении через сайт — 19 900,00 ₽
    • Очное участие в Региональном отделении ИРСОТ — 19 900,00 ₽
      При оформлении через сайт — 13 900,00 ₽
    • Трансляция — 12 000,00 ₽
    Документ По окончании обучения выдается:
    • Удостоверение установленного образца.
    • Сертификат ИПБ на 20 часов — аттестованным бухгалтерам (порядок оформления — см. условия участия)

    Образец удостоверения

    Аспекты, на которые влияет ВЭД

    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная деятельность, при которой экономический субъект, зарегистрированный в РФ, осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами. Возможными при ней, как и при взаимоотношениях, имеющих место только в пределах РФ, являются любые хозяйственные операции: покупка-продажа (и не только товаров, но и работ/услуг), получение-предоставление заемных средств, вклады в УК или имущество, аренда, получение/выплата дивидендов, командировки, расчеты по претензиям. Из-за этого задействованным в учетных операциях может оказаться любой из счетов бухучета, предусмотренных планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

    Как может выглядеть рабочий план счетов, см. здесь.

    Однако учетный процесс при ВЭД приобретает свои особенности, обусловленные появлением:

    • достаточно большого количества дополнительных документов;
    • расчетов, осуществляемых в валюте;
    • дополнительных правил, связанных с зарубежными командировками;
    • особого порядка учета НДС и отчетности по нему;
    • расхождений в периодах учета доходов от экспорта для прибыли и для НДС, относящегося к нему;
    • необходимости налогообложения доходов, выплачиваемых зарубежным партнерам, и дополнительной отчетности по ним.

    Лекторы (2)

    Тарасова Наталья Александровна

    к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аудитор, преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова

    Чамкина Надежда Степановна

    заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 2-го класса

    Что изменилось в сфере ВЭД в 2020 году?

    Необходимо отметить 2 важных нормативных акта, влияющих в 2020 году на порядок валютного контроля:

    1. Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И;
    2. закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 02.08.2019 № 265-ФЗ, которым либерализованы ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами России, и репатриации денежных средств.
    Читайте так же:  Торговый сбор изменения

    Инструкция № 181-И действует с 2018 года, когда были:

    • отменены паспорта сделок (вместо паспорта сделки используется контракт);
    • исключен отказ банка в постановке контракта на учет;
    • отменена обязанность представлять документы, связанные с проведением валютных операций по договорам с суммой обязательств менее 200 000 руб. (представляется только информация о коде вида операции);
    • отменены справки о валютных операциях;
    • введены иные новшества и поправки.

    С 2020 года, в т.ч.:

    • отменен контроль за репатриацией валютной выручки, если экспорт товаров осуществлен в российских рублях (за некоторым исключением);
    • стало возможно зачислять торговую выручку на расчетный счет в иностранном банке на срок до 30 календарных дней;
    • смягчены наказания по экспортным операциям с малым нарушением валютного контроля;
    • появилась возможность открывать рублевые счета за границей и проводить расчеты с зарубежными контрагентами в рублях.

    В чем суть валютного контроля в таможенным органах, см. в этой публикации.

    Гарантии защиты прав резидентов/нерезидентов

    Административный регламент полностью дублирует ч. 1 ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым проверяемое лицо вправе:

    • Знакомиться с актами проверки и иными документами.
    • Обжаловать решение налогового органа (в досудебном или досудебном порядке).
    • На возмещение реального ущерба, причиненного действиями налоговых органов.

    Административный регламент предусматривает досудебный порядок разрешения спора в вышестоящих налоговых органах. Согласно пунктам 47 — 49 Административного регламента налоговые органы рассматривают жалобу, прошедшую процедуру регистрации, в течение 30 рабочих дней, по общему правилу. В исключительных случаях сроки могут быть продлены на тот же срок. Следует отметить, что досудебный порядок не является обязательным, что не препятствует обращению в суд, минуя досудебное урегулирование.

    Единственным целесообразным способом защиты прав и интересов контролируемых лиц ввиду несостоятельности законодательства в части досудебного обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле является судебная защита. Подсудность и подведомственность определяются ГПК РФ (если заявитель – физическое лицо) и АПК РФ (если заявитель – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

    Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

    Первый – второй день.

    Валютное законодательство Российской Федерации.

    Евразийский экономический союз.

    • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
    • Статистическая форма учета перемещения товаров.
    • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

    Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

    Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

    • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
    • Решение практических бизнес-кейсов.

    Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

    Налогообложение участников ВЭД.

    Налог на добавленную стоимость.

    • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
    • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
    • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
    • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
    • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
    • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
    • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
    • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
    • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
    • Возможность отказа от применения ставки 0%.
    • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
    • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
    • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

    Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

    • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
    • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
    • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
    • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
    • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
    • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
    • Налогообложение доходов физических лиц.
    • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

    Налог на прибыль организаций.

    • Определение выручки по экспортным контрактам.
    • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
    • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
    • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

    Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

    • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
    • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
    • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
    • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
    • Подтверждение права фактического получателя доходов.
    • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
    • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

    Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

    Каков налог на валютные операции?

    Налог на валютные операции — это обиходное (и не вполне корректное) название НДФЛ, который теоретически требуется уплатить с тех валютообменных операций, по результатам которых физлица — резиденты РФ получили доход. О чем идет речь — читайте в этом материале.

    Существует ли налог на валютные операции в РФ

    Непосредственно проведение операций с валютой, наличной или безналичной, никаким специальным налогом в РФ не облагается. Более того, судя по тенденциям дальнейшего формирования валютного законодательства в стране, в ближайшее время появления подобного налога можно не ждать.

    Под налогом на валютные операции подразумевают налог на доходы физлиц, подлежащий уплате в бюджет по итогам истекшего года. Например, если физлицо приобретало доллары по курсу 50 рублей за доллар, а потом обменяло на рубли по курсу 70 рублей за доллар, то это лицо получило доход в рублевом эквиваленте. По нормам действующего законодательства с такого дохода физлицо должно задекларировать и уплатить в бюджет НДФЛ за тот год, в котором произвело выгодную для себя операцию.

    Читайте так же:  Налог на землю шесть соток

    Рассмотрим, какие для этого есть основания.

    НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД

    Наибольшее количество дополнительных действий в части налогообложения придется на самый сложный налог, которым в РФ является НДС. Особого внимания здесь потребуют:

    • экспорт, требующий организации обособленного учета всех операций по нему, соблюдения сроков для сбора пакета нужных документов, выделения неподтвержденных и подтвержденных с опозданием отгрузок, контроля полноты оплаты поставок контрагентом, заполнения дополнительных разделов декларации, регулярной подготовки объемных пакетов документов для контроля ИФНС;
    • импорт из стран Таможенного союза, при котором необходимо соблюдать достаточно ограниченные сроки представления документов по налогу в ИФНС, уплаты его в увязке с оплатой — предъявления к вычету, составления дополнительной декларации;
    • обязанность уплаты налога при оплате за ряд услуг (п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываемых вне территории РФ, и заполнение по нему особого раздела декларации;
    • наличие особенностей налогообложения товаров, возникающих в определенных ситуациях как при их вывозе, так и при ввозе (ст. 151 НК РФ).

    Чем нужно руководствоваться при организации раздельного учета при экспорте — читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

    В отношении налога на прибыль не следует упускать из виду, что в доходах отгрузка на экспорт учитывается в момент перехода права собственности (рисков) на товар, т. е. практически в момент отгрузки, а право на вычет НДС по такой отгрузке может подтверждаться в совершенно другом налоговом периоде. То есть налоговые базы по прибыли и НДС при экспорте по одному и тому же периоду совпадают далеко не всегда, и нельзя для прибыли отгрузку на экспорт учитывать в увязке ее с фактом подтверждения права на вычет по НДС.

    Программа семинара

    Основание и проверки сроки валютного контроля

    В первую очередь, отметим, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации. Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

    Что касается сроков проведения проверок, примечательно, что Административный регламент отсылает к КоАП РФ и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в пределах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о валютных операциях.

    Учебно-методические материалы

    Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

    Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

    • презентации к выступлениям;
    • нормативно-правовые документы;
    • материалы судебной практики;
    • статьи экспертов по теме;
    • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

    Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

    Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

    Первый – второй день.

    Валютное законодательство Российской Федерации.

    Евразийский экономический союз.

    • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
    • Статистическая форма учета перемещения товаров.
    • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

    Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

    Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

    • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
    • Решение практических бизнес-кейсов.

    Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

    Налогообложение участников ВЭД.

    Налог на добавленную стоимость.

    • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
    • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
    • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
    • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
    • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
    • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
    • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
    • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
    • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
    • Возможность отказа от применения ставки 0%.
    • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
    • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
    • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

    Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

    • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
    • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
    • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
    • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
    • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
    • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
    • Налогообложение доходов физических лиц.
    • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

    Налог на прибыль организаций.

    • Определение выручки по экспортным контрактам.
    • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
    • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
    • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

    Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

    • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
    • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
    • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
    • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
    • Подтверждение права фактического получателя доходов.
    • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
    • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

    Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

    Источники

    Налогообложение валютный контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here