Налогоплательщики земельного налога

Налогоплательщики земельного налога

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Земельный налог – 2011 год

(для физических лиц)

Земельный налог установлен гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с Кодексом относится к местным налогам.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 389 Кодекса):

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговой базой для исчисления земельного налога в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

При налогообложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму — в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

— инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

— физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Для подтверждения уменьшения налоговой базы физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие это право. Документы должны представляться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления физическими лицами данных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.

Ставки земельного налога определяются в процентах к кадастровой стоимости земельного участка.

Устанавливаются ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом они не могут превышать пределы, предусмотренные ст. 394 Кодекса. Таких ставок две: 1,5 и 0,3 процента. Ту или иную ставку используют в зависимости от категории и назначения участка.

Так, минимальная ставка земельного налога 0,3 % установлена в отношении следующих категорий земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

Читайте так же:  Значение планирования выездных налоговых проверок

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Максимальная ставка земельного налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, в п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом является календарный год.

Налог в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговыми органами.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) к физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Решениями представительных органов муниципальных образований срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, кроме сельского поселения Семибратово – срок уплаты установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, и Курбского сельского поселения – срок уплаты установлен не позднее 20 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2011 году физические лица обязаны уплатить окончательный платеж по земельному налогу за 2010 год по ранее установленным срокам уплаты.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).

Примечание

Несовершеннолетние лица, законно владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении принадлежащих им земельных участков. Родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (см. письмо Минфина России от 15 января 2018 г. N 03-05-06-02/1076).

В случае отсутствия в ЕГРН информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-06-02/79, определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).

Не признаются налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков:

— находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования;

— переданных им по договору аренды.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную система налогообложения не освобождаются от уплаты земельного налога (см. также письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29).

Читайте так же:  Государственный финансовый контроль экономическая безопасность

Плательщики земельного налога: виды, категории и права на участок

Одним из сравнительно недавних налогов, предусмотренных на данный момент в налоговом законодательстве РФ, является земельный, который был введен в действие в 2004 году.

Поскольку в НК РФ периодически вносятся определенные изменения, многих землевладельцев интересует вопрос, каким сейчас является порядок определения и внесения земельного налога и кто обязательно должен уплачивать его.

Об установленных категориях плательщиков, а также о видах налоговых льгот и ответственности за неуплату будет рассказано далее в статье.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Плательщики по законодательству РФ

    Главным законодательным регулятором земельного налога является Налоговый кодекс, отдельные статьи которого полностью посвящены данному виду сбора.

    В частности, в ст. 388 НК РФ установлены следующие виды его плательщиков:

    • юридические лица;
    • физические лица (это могут быть как граждане, так и индивидуальные предприниматели);
    • управляющие компании, владеющие землей в составе ПИФ.

    В этом случае налоговые обязательства для них всех устанавливаются на одинаковых основаниях, без каких-либо особенностей или исключений.

    Для возникновения у данных субъектов обязательств по уплате земельного налога они должны владетель объектом, в отношении которого он устанавливается. Таким объектом выступает земельный участок, принадлежащий им на одном из следующих видов прав:

    1. Собственность. В этом случае участок может принадлежать как юридическому, так и физическому лицу — данный вид права распространяется на них обоих.

    2. Постоянное (бессрочное) пользование. В этом случае ситуация иная — это право предоставляется только следующим категориям юрлиц:

    • казенным организациям;
    • учреждениям муниципалитета;
    • органам государственной власти;
    • государственным учреждениям;
    • органам местного самоуправления.

    3. Пожизненное наследуемое владение. Этот вид права предоставляется исключительно физическим лицам.

    Для этого может использоваться свидетельство о праве собственности, постановление или решение о выделении земельного участка и т. п. Однако отсутствие данного документа основанием для неуплаты не является.

    Категории земель

    Как уже отмечалось, налоговые обязательства устанавливаются в отношении земельных участков, принадлежащих юридическим или физическим лицам на определенных правах. При этом стоит учесть, что в каждом субъекте РФ объектом налогообложения будут только те участки, которые расположены в пределах конкретного муниципального образования. Однако есть ряд отдельных категорий земель, которые исключаются из перечня таких объектов.

    Сюда относятся участки:

    • которые были изъяты из оборота в соответствии с принятой законодательной процедурой;
    • входящие в состав земель лесного фонда;
    • ограниченные в обороте по причине нахождения на их территории государственных водных объектов;
    • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;
    • ограниченные в обороте из-за того, что на них природные расположены музеи или заповедники, ценные объекты культурного или археологического наследия и т. п.

    Основания для их применения зависят от того, кто выступает в качестве плательщика, а также от законодательных особенностей того или иного субъекта РФ.

    Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

    Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее – ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу – налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).

    Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте здесь.

    Объект земельного налога

    Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

    • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
    • предназначенные для лесозаготовок;
    • находящиеся под многоквартирными домами.

    Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

    В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

    • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

    Подробности см. здесь.

    • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

    Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

    Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

    Особенности налогообложения общей земли

    Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

    • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
    • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

    Возможные льготы по объекту земельного налога

    Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

    Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

    • учреждений уголовно-исполнительной системы;
    • автомобильных дорог общего пользования;
    • религиозных сооружений;
    • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
    • организаций народных художественных промыслов;
    • особых и свободных экономических зон;
    • объектов инновационного центра «Сколково».
    Читайте так же:  Освобождение от налога на дарение недвижимости

    Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

    Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

    При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

    Льготы по земельному налогу

    В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

    • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
    • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
    • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен здесь).

    Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

    • земли под многоквартирными постройками;
    • земельные участки, занятые лесами;
    • прочие объекты по земельному налогу (подробности – в статье «Объект налогообложения земельного налога»).

    Законодательство о земельном налоге

    Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

    • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
    • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
    • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

    Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

    • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
    • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

    ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

    Ответственность за неуплату

    Не является исключением и земельный сбор, за неуплату которого также предусмотрены определенные меры, которые зависят от категории плательщика. В отношении физ лиц может быть применен:

    • штраф в размере 20% от задолженности (в том случае, если факт неуплаты был случайным);
    • штраф в размере 40% от долга (если будет доказано, что неуплата была намеренной);
    • пеня, рассчитываемая в соответствии с общими правилами (представляет собой произведение суммы долга, количества дней просрочки и 1/300 ставки рефинансирования ЦБ).

    Стоит учесть, что данные штрафы и пеня вместе с суммой долга могут быть взысканы с плательщика в судебном порядке, в том числе за счет его имущества, средств на банковских счетах, наличности и т. п.

    В отношении ИП и юридических лиц могут применяться более серьезные меры, вплоть до уголовной ответственности, предусмотренной в случае накопления существенной суммы задолженности.

    Земельный налог является одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в НК РФ для владельцев земельного участка. Его уплата является безусловным обязательством практически для всех субъектов, кроме отдельных льготных категорий, установленных на законодательном или региональном уровнях. В случае неуплаты нарушителя может ожидать серьезное наказание — от административной до уголовной ответственности.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Земельный налог в 2019-2020 годах — льготы, расчет, ставки

    Земельный налог – это платеж за землю, поступающий в местные бюджеты. Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей рубрике, посвященной этому налогу.

    Кто платит налог на землю

    По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:

    • физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
    • управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

    Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале.

    Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.

    В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

    Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО – код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог, читайте в этом материале.

    Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика «Земельный налог».

    Объект налогообложения земельного налога

    Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

    О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

    Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:

    • объект;
    • ставку;
    • налоговую базу;
    • налоговый период;
    • налоговые льготы;
    • порядок исчисления и уплаты земельного налога.
    Читайте так же:  Платить налог на землю под гаражом

    Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.

    Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации.

    НК РФ для юридических лиц определяет срок представления декларации по земельному налогу до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Местный законодатель конкретизирует точную дату подачи отчета. Правильно заполнить отчет поможет наша статья «Подаем налоговую декларацию по земельному налогу (бланк)».

    О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по ссылке.

    С нюансами расчета земельного налога вас познакомит наш материал.

    Сдать декларацию в ИФНС можно как на бумаге, так и по ТКС или через сайт ФНС. Актуальные рекомендации по отправке отчета вы найдете в статьях:

    Местные законы могут также предусматривать наличие промежуточных периодов по налогу, определять сроки оплат, а также льготы (подробности – здесь).

    ВАЖНО! Срок, выделенный для оплаты земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье.

    Когда возникает обязанность платить за землю?

    Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

    • собственности;
    • пользования без установления срока;
    • владения по праву наследства.

    Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

    О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

    Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

    В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

    Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

    Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

    По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

    Виды и основания для льгот

    Помимо налоговых обязательств, в законодательстве РФ предусмотрен также ряд льгот в данной сфере, которые предоставляются отдельным категориям граждан. Они могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном уровне, в зависимости от правовых особенностей того или иного субъекта РФ.

    Так, на федеральном уровне льготы для юридических лиц устанавливаются в том случае, если их участок:

    • используется в благотворительных целях;
    • принадлежит учреждению (предприятию, организации), собственником которого являются общества инвалидов;
    • является зоной, через которую проходят автомобильные дороги, предназначенные для общественного использования;
    • входит в состав «Сколково»;
    • используется участниками ОЭЗ и расположен в ее пределах;
    • принадлежит религиозным общинам (с размещением на участке обрядовых или культовых сооружений);
    • используется органами уголовно-исполнительной системы;
    • принадлежит обществу инвалидов (их численность в общем составе при этом должна быть не менее 80%);
    • находится в собственности судостроительных компаний, входящих в состав промышленно-производственной ОЭЗ;
    • используется с целью осуществления народных промыслов.

    Федеральное законодательство среди льготников выделяет и ряд физических лиц, в частности:

    • инвалидов 1 и 2 группы;
    • героев РФ (или СССР);
    • инвалидов и ветеранов боевых действий (например, ВОВ);
    • «чернобыльцев» и граждан, которые считаются приравненными к ним;
    • кавалеров ордена Славы;
    • участников ядерных испытаний, которые вследствие этого перенесли лучевую болезнь.

    Если величина сбора будет больше данного значения, разницу придется доплачивать.

    Полное освобождение от уплаты предусмотрено только для физлиц, которые являются представителями коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, а также для их общин.

    Кроме федерального, существует еще и региональный уровень, власти которого также имеют право на выделение дополнительных льгот отдельным категориям лиц (чаще всего это граждане). Наиболее распространенными группами льготников при этом являются:

    Предоставление данной льготы той или иной категории граждан на региональном уровне зависит от многих факторов:

    • финансовых возможностей местного бюджета;
    • количества льготников в конкретном регионе;
    • стоимости земли и величины налога и т. п.

    Кроме этого, для отдельных категорий землевладельцев вообще не предусмотрено налогообложение данным сбором, а именно для:

    • арендаторов земли;
    • лиц, которым участок принадлежит на праве безвозмездного пользования.

    Связано это с отсутствием у данных субъектов прав собственности на землю — они могут лишь распоряжаться и пользоваться ею в течение определенного (или неопределенного срока).

    Поэтому от необходимости уплаты налога они полностью освобождаются.

    Как правильно написать заявление на получение земельного участка в собственность? Образец, а также советы по составлению вы найдете здесь.

    Читайте так же:  Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита

    На материнский капитал можно купить дом и землю. Особенности подробно описаны в нашей статье.

    Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

    Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.

    Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:

    • для строительства;
    • находящимся в пользовании менее года;
    • льготным.

    Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации.

    С примером расчета земельного налога предлагаем вам ознакомиться в этом материале.

    Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности – здесь).

    Итоги

    Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

    Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

    За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

    Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения

    Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

    Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

    Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

    1. изъятые из оборота;

    2. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    1. из состава земель лесного фонда;
    2. ходящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости.
    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
    Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.
    Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
    Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    1. 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства;

    2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, и др.

    Налоговые вычеты. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

    1. Героев Советского Союза и РФ, полных кавалеров ордена Славы;

    2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

    3. инвалидов с детства;

    4. ветеранов и инвалидов ВОВ и др.

    Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

    Источники

    Налогоплательщики земельного налога
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here