Налоговая агент валютного контроля

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.
Читайте так же:  Если налоговая нарушила сроки камеральной проверки

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Как уже отмечалось выше, правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.
Читайте так же:  Двойное налогообложение россия беларусь

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Налоговые органы – агенты валютного контроля

Помимо выполнения своей основной функции – осуществления налогового контроля, налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются агентами валютного контроля.

Как агенты валютного контроля, налоговые органы вправе: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Если у вас есть счета в иностранных банках или вы занимаетесь экспортом и импортом товаров, то информация в рубрике «Права и обязанности налогоплательщиков» / «Налоговые проверки» специально для вас.

Какие документы представляют для валютного контроля?

Документы для валютного контроля в банке могут запрашиваться банком и представляться его клиентами по разным поводам и основаниям. По каким и когда — расскажем в этом материале.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.
Видео (кликните для воспроизведения).

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Товарные документы для банка

Товарные документы представляются в банк по сделкам, по которым банк должен произвести транзакцию (например, списание средств по инкассо) после получения подтверждения о том, что получатель средств выполнил свою часть требований по контракту (например, поставил товар). В таких случаях документы на перемещение товаров по контракту будут входить в пакет документов, представляемых в банк.

Перечень документов устанавливается банком и сторонами контракта по каждой сделке. То, что оплата обусловлена, — прописывается в контракте.

Несмотря на то что банк как агент валютного контроля выполняет проверки и по таким сделкам и документам, в общем случае товарная документация анализируется в целях валютного контроля по несколько иной схеме. В частности, банки взаимодействуют с органами ФТС.

Какие документы и когда нужны для валютного контроля в банке

В ходе осуществления внешнеторговой сделки и расчетов по ней в банк на всем протяжении этого процесса поэтапно представляются определенные документы. В общих чертах набор документов, которые подаются в банк, выглядит так:

1. Паспорт сделки. Оформляется при возникновении у российского резидента прав и/или обязательств по международному контракту (договору). В паспорте подлежит указанию вся существенная информация по контракту, включая порядок расчетов и номера счетов в российских и зарубежных банках, по которым будут проходить транзакции в рамках расчетов по контракту.

ВАЖНО! При оформлении паспорта сделки в банк всегда представляется и сам контракт (договор), в отношении которого формируется паспорт.

2. Справка о валютных операциях. Оформляется по каждой фактически произошедшей валютной транзакции и является дополнительным подтверждением и источником информации для валютного контроля конкретно по прошедшей транзакции. По общему правилу оформляется:

  • при списании средств (направлении их за рубеж) — в день операции;
  • при зачислении средств (поступлении из-за рубежа) — в течение максимум 15 дней со дня зачисления.

3. Подтверждение по сделке. Это тоже документ для банковского контроля. Бывает нескольких типов:

  • подтверждение, которое формирует и представляет клиент по условиям договора с банком — форму такого подтверждения обычно сам банк и дает;
  • подтверждение, которое направляет российскому банку зарубежная финансовая структура: банк или депозитарий (при конверсионных операциях или операциях с ценными бумагами соответственно) — такое подтверждение обычно направляется по каналам SWIFT в установленной форме (например, МТ600 или МТ545).
Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл на сайте налоговой

4. Товарные документы. Представляются по сделкам, расчеты по которым по контракту идут с применением форм оплаты по аккредитиву, тратте и т. п.

Рассмотрим каждый из основных случаев представления документов для валютного контроля более подробно.

Паспорт сделки и сопутствующая информация

При заключении валютным резидентом РФ сделки с зарубежным партнером резидент должен обратиться в свой банк для того, чтобы создать там паспорт этой сделки.

В отношении сроков оформления паспорта действуют жесткие правила. В расчет берутся следующие возможные обстоятельства:

  • по сделке произошло движение денежных средств (т. е. надо готовить справку о валютной операции);
  • банк получил подтверждение о совершении операций по сделке по SWIFT или подтверждение по сделке от клиента по условиям договора;
  • оформлены и представлены в банк товарные документы по сделке.

Из всех обстоятельств выбирается то, что должно произойти раньше всех. Дата этого самого раннего события и будет крайней точкой отсчета, до которой должен быть оформлен паспорт сделки.

Детально о порядке оформления паспорта смотрите: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?».

ВАЖНО! Есть еще одна ситуация, при которой понадобится пройти процедуру паспортизации сделки: если в силу каких-то причин резидент — сторона по контракту меняет российский уполномоченный банк. В таких случаях в новом банке потребуется переоформление паспорта сделки.

К заполненному паспорту сделки при его оформлении прилагается довольно большое количество документов и дополнительных сведений. Это связано с тем, что банк обязан проверить получаемую информацию и вынести свое суждение: законна ли данная сделка, нет ли признаков легализации доходов от преступной деятельности, признаков вывода средств из РФ без репатриации и т. д. Поэтому следует внимательно подойти как к заполнению паспорта, так и к подбору прилагаемых данных.

Как минимум понадобятся:

  • контракт или выписка из контракта, подтверждающая все сведения, которые попали в паспорт;
  • подробные пояснения о том, как будут проходить транзакции по сделке: примерные даты, условия платежей, счета в банках, которые будут задействованы;
  • если в рамках сделки расчеты будут проходить через зарубежные счета, то в документы нужно добавить информацию об открытии этих счетов и об уведомлении российской ИФНС об открытии;
  • иные документы и сведения, которые может запросить банк, — с учетом требований инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.

Подтверждение по сделке: наименование документа и что в нем писать

Как уже говорили выше, подобное подтверждение требуется для сделок на финансовых рынках. Как правило, уполномоченный банк имеет в отношении таких сделок свои правила и инструкции. В общих чертах оформление подтверждения сделки происходит таким образом:

1. Клиент-резидент заключает с банком дополнительный договор в рамках осуществления деятельности на финансовом рынке. При этом банк выступает одной стороной договора, а клиент — другой. Такой договор обычно предусматривает и порядок подтверждения совершенных сделок, и примерные формы документов, которые должны использоваться.
2. Стандартный порядок подтверждения сделки проходит в 2 этапа:

  • одна (любая) из сторон направляет подтверждение второй стороне — такое подтверждение считается офертой;
  • вторая сторона направляет первой такое же подтверждение — после этого второе подтверждение считается акцептом.

Сделка считается заключенной после фактического получения первой стороной второго (ответного) подтверждения.

3. По общим правилам, в отношении оформления подтверждения действуют такие нюансы:

  • сам документ обычно так и называется: «Подтверждение по сделке»;
  • после заголовка может идти дополнительная расшифровка, для каких именно типов сделок предназначена данная форма, — например, «валютно-процентный своп»;
  • в преамбуле дается ссылка на основной договор (соглашение) с банком и указывается, что данное подтверждение дополняет этот договор и является его частью;
  • далее описываются все существенные условия сделки: суть, цена, порядок платежей, валюта расчетов и т. п.;
  • как правило, в последних абзацах подтверждения, после описания условий, дается юридическое дополнение следующего содержания: «Настоящее подтверждение аннулирует и заменяет собой любую предшествующую информацию, которой стороны обменялись по данной сделке». Это делается для того, чтобы не возникало путаницы между самим документом-подтверждением и возможной предшествующей перепиской между сторонами.

Справка о валютных операциях

Справка о валютных операциях — своего рода форма отчетности клиента-резидента по валютным транзакциям перед уполномоченным банком. Форма, порядок подготовки и представления определены Банком России в инструкции № 138-И.

В справку включаются сведения:

  • о предприятии-резиденте;
  • уполномоченном банке резидента;
  • документах, являющихся основанием для начисления или списания валютных средств;
  • номере счета, коде операции, сумме, коде валюты;
  • выдержки из паспорта сделки и контракта, касающиеся конкретной транзакции;
  • иные сведения по требованию банка.

Заверяется справка как платежка: печатью и подписями лиц, уполномоченных совершать банковские операции от лица предприятия-резидента.

Иногда, если такое условие внесено в договор банковского обслуживания, справку может составлять банк. В остальных случаях клиент-юрлицо подает справку в 2 экземплярах — один остается в банке, а второй возвращается клиенту с отметкой банка.

С помощью справки банк проводит проверку конкретной международной транзакции между резидентом и нерезидентом.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.
Читайте так же:  Субъекты и объекты валютного контроля

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Органы и агенты валютного регулирования

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.
Читайте так же:  Не приходят квитанции налога на землю

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России. Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос. корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Уполномоченные агенты валютного контроля

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Непосредственно документами для валютного контроля в банке являются паспорт сделки и справка о валютных операциях. Их формирование, представление и дальнейшие действия с ними банка предусмотрены инструкцией № 138-И. В случаях когда это определено видом совершаемой международной сделки или специальными условиями расчетов, в банк также представляются подтверждение по сделке или документация, подтверждающая выполнение сторонами обязательств в натуре (передачу товаров, оказание услуг).

Источники

Налоговая агент валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here