Налоговая проверка кассовых аппаратов

Работа с кабинетом ККТ на сайте налоговой службы

Можно работать с кассами через разные кабинеты: через личный кабинет ОФД, ФНС или кабинет производителя ККТ. Личный кабинет на сайте налоговой позволяет зарегистрировать или снять ККТ с учета без посещения налоговой. После регистрации в личном кабинете можно посмотреть регистрационный номер кассы, адрес магазина, срок действия фискального накопителя. Чтобы войти в личный кабинет ФНС, нужно перейти по ссылке https://www.nalog.ru

В личном кабинете нельзя работать без ЭЦП. Квалифицированный сертификат ключа проверки ЭЦП выдает Удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи РФ. Сертификат можно хранить на любом носителе жестком диске, USB-накопителе или смарт-карте. Также необходимо использование программного обеспечения-криптопровайдера: CryptoPro CSP 3.6 и выше.

Какие модели касс можно зарегистрировать в личном кабинете?

В личном кабинете зарегистрировать можно только новые модели ККТ, которые осуществляют передачу данных в ФНС через ОФД. Старые модели ККТ в личном кабинете не будут отображаться. В личном кабинете в виде таблицы отображается дата регистрации ККТ, адрес места установки модели, регистрационный номер, модель кассы, срок окончания действия ФН, наименования ОФД, текущее состояние ККТ. Все кассы можно увидеть в соответствующем разделе. Реестр касс обновляется — туда добавляются новые модели. Например, 19 февраля 2019 года вышел приказ о включении в реестр ККТ моделей «АТОЛ 27Ф» и «АТОЛ 50Ф». Эти кассы можно использовать в любых сферах без ограничений.

Также с 1 января 2019 ФФД 1.0 утратил силу и ему на смену пришли форматы 1.05 и 1.1. Четыре кассы из реестра ККТ поддерживают ФФД 1.0: «МИКРО 35G-Ф», «Меркурий-МФ», «ars.mobile Ф» и «ars.vera 01Ф». «МИКРО 35G-Ф» и «ars.mobile Ф» по заявлениям производителей будут поддерживать формат 1.05 после прохождения экспертизы. Пользователям «МИКРО 35G-Ф» и «ars.mobile Ф» после изменений необходимо перейти на новый формат без изменения фискального накопителя. «Меркурий-МФ» и «ars.vera 01Ф», предлагается заменить на другие ККТ с поддержкой ФФД 1.05.

Вас «сдадут» ваши покупатели

Власти говорят, что переделали закон 54-ФЗ не только для того, чтобы отслеживать выручку, но и для защиты интересов потребителей. И многие покупатели сейчас в курсе, что проведена кассовая реформа. А также что в чеке должен быть специальный код, который можно считать при помощи смартфона и тут же проверить.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговая служба разработала мобильное приложение, которое скачали как минимум 100 тыс. раз, и это только на устройства под управлением Android. Воспользоваться приложением очень просто: нужно отсканировать QR-код либо ввести в форму некоторые реквизиты чека. Далее система покажет, отправил ли продавец чек в ФНС. Если нет, то прямо из приложения можно сообщить о нарушении.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, пользователи проверили уже более 30 млн чеков. Он заявил, что это делает торговую сферу более прозрачной. Никакими проверками и контрольными закупками добиться такого масштаба было бы невозможно.

Представители Контур.ОФД подтверждают — от налоговой стало приходить больше запросов, связанных с исполнением закона 54-ФЗ. Они бывают связаны:

  • с камеральной проверкой;
  • с административным расследованием;
  • с мероприятиями контроля по сигналу о некорректности данных чека, который поступил через упомянутое приложение.

А это говорит о том, что народный контроль действительно неплохо работает.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

5 этапов проверки

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

  1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
  2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
  3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
  4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
  5. Оформление результатов проверки.

При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов. Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону. Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

Результаты проверок налоговой пользователей онлайн-касс за первое полугодие 2019 года

регион количество проверок штрафы
ИП юрлица
ИП организации
Москва 2 966 1 556 12 млн руб. 18,7 млн руб. Санкт-Петербург 1 107 339 2,3 млн руб. 821,5 тыс. руб. Свердловская область 277 96 1,4 млн руб. 1,3 млн руб. Татарстан 455 110 841 тыс. руб. 1,5 млн руб. Новосибирская область 434 88 880 тыс. руб. 278 тыс. руб.

Чаще всего налоговики штрафовали по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ — это неприменение ККТ и по ч.4 ст.14.5 КоАП РФ — это применение ККТ с нарушениями.

Москва Санкт-Петербург Свердловская область Татарстан Новосибирская область
Расчеты без ККТ Расчеты с нарушениями Расчеты без ККТ Расчеты с нарушениями Расчеты без ККТ Расчеты с нарушениями Расчеты без ККТ Расчеты с нарушениями Расчеты без ККТ Расчеты с нарушениями Количество проверок 2 650 1 059 1 224 143 268 63 505 42 473 37 Штрафы 27, 7 млн руб. 2,2 млн руб. 2,9 млн руб. 81 тыс. руб. 1,6 млн руб. 59 тыс. руб. 1,5 млн руб. 46 тыс. руб. 1 млн руб. 1 тыс. руб.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Читайте так же:  Валютный контроль определяет

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Какие нарушения выявляются

Результаты своих контрольных мероприятий Налоговая служба публикует на своем сайте. Надо сказать, нарушают повсеместно.

Например, в республике Башкортостан было проведено 155 проверок и абсолютно все из них выявили нарушения: либо отсутствовали кассы, либо не выбивались чеки. К слову, инициирована эта масштабная проверка была именно сообщениями покупателей.

Другой пример — заведения общепита в Рязани. После проведения проверки выяснилось, что в 70% случаев покупателям вместо фискального документа из онлайн-кассы выдавали пречеки, распечатанные на принтере чеков. Содержащиеся в них данные не попадали в Налоговую службу, а это нарушение 54-ФЗ.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Как избежать штрафа за применение ККТ с нарушениями

Если вы заметите нарушение раньше ФНС и исправите его, вы сможете избежать штрафа. Исправляйте ошибки в чеках чеками возврата. Изучите рекомендации по формированию возвратных чеков.

Проверьте, что формируемые вами чеки соответствуют 54-ФЗ. Посмотрите, какие реквизиты должны быть в чеке.

Обратите внимание: до 1 июля 2020 года ФНС не будет штрафовать транспортников и сферу ЖКХ за нарушения 54-ФЗ. Мораторий на штрафы наложила Госдума. За год вы сможете подготовиться к изменениям и научиться работать на онлайн-кассе. Изучите подробности.

Читайте так же:  Нарушения при камеральной налоговой проверке

Проверка ФН и ККТ на наличие внесения в реестр в ФНС

Чтобы проверить, что фискальный накопитель внесен в реестр ФНС рекомендуем:

1. Перейти на сайт налоговой по проверке ФН https://kkt-online.nalog.ru/

2. Выбрать модель фискального накопителя(модель ФН указывается в паспорте ФН)

3.Ввести заводской номер фискального накопителя. Заводской номер фискального накопителя можно взять из следующих источников:

  • Заводской номер фискального накопителя указан на паспорте ФН
  • Заводской номер фискального накопителя печатается на чеке
  • Заводской номер фискального накопителя отображается на смарт-терминале в разделе «Настройки-Обслуживание кассы»
  • Заводской номер фискального накопителя указан на этикетке, которая наклеена на паспорт смарт-терминала

Положительным результатом является ответ системы «ФН включен в реестр, не зарегистрирован в налоговых органах».

Если получен следующий ответ «ФН не включен в реестр, не зарегистрирован в налоговых органах», то следует:

  1. Сверить заводской номер ФН в паспорте ФН и на смарт-терминале в разделе «Настройки-Обслуживание кассы»
  2. Если номер ФН совпадает, то следует направить обращение в поддержку с приложенным фото паспорта ФН и фото из раздела «Настройки-Обслуживание кассы»

Чтобы проверить, что ККТ внесена в реестр ФНС нужно:

1. Перейти на сайт налоговой по проверке ККТ: https://kkt-online.nalog.ru/

2. Выбрать модель ККТ(модель указана в паспорте смарт-терминала)

  • Модель 7.2 в реестре называется СТ2Ф
  • Модель 7.3 в реестре называется СТ3Ф
  • Модель 10 в реестре называется СТ3Ф
  • Модель 5 в реестре называется СТ5Ф

3. Ввести заводской номер ККТ

4. Нажать на кнопку «Проверить»

Положительным результатом является ответ системы «ККТ включена в реестр, не зарегистрирована в налоговых органах».

Если получен следующий ответ «ККТ не включена в реестр, не зарегистрирована в налоговых органах», то следует:

  1. Сверить заводской номер ККТ в паспорте и на смарт-терминале в разделе «Настройки-Обслуживание кассы»
  2. Если номер ККТ совпадает, то следует направить обращение в поддержку с приложенным фото паспорта и фото из раздела «Настройки-Обслуживание кассы»

К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией

Связь с ФНС через личный кабинет

В личном кабинете можно отправить запрос в ФНС о собственном нарушении. Это выгодно, потому что предпринимателя не оштрафуют, если он признался в нарушении через личный кабинет в течение трех дней и устранил его. Чтобы обратиться в налоговый орган, в личном кабинете есть раздел “Моя почта”, откуда можно отправить письмо.

Если клиент обратится в ФНС с жалобой на предпринимателя, то налоговая может запросить у предпринимателя дополнительную информацию через личный кабинет. Предприниматель сможет быстро отреагировать на запрос и признать или оспорить предъявленное обвинение.

Как налоговая служба может узнать, что вы не используете контрольно‑кассовую технику

За июнь 2018 года, то есть непосредственно перед окончанием второй волны фискализации, было зарегистрировано порядка 2 млн кассовых аппаратов. А после наступления этой даты — еще 200 тысяч.

Но до сих пор остаются компании и предприниматели, которые не установили ККТ несмотря на обязанность. Это очень неосмотрительно, и вот почему.

Этапы проверки

Перед проверкой инспекторы предъявляют предпринимателю постановление за подписью руководителя службы. В нем должен быть указан полный список вопросов, которые проверяющие будут изучать. В ходе проверки они вправе совершать контрольные закупки.

Проверка состоит из нескольких этапов.

Контрольная закупка

При ее проведении могут за одну покупку рассчитаться наличными, а за другую картой и запросить чек на эл. почту.

Вторым этапом может быть возврат товара (если его можно возвращать по закону). В данном случае проверят квалификацию кассира. Он обязан выполнить принять товар и оформить возврат его в магазин.

Далее инспекторы проверяют наличие выданных чеков на сайте ФНС. Этим они устанавливают, легально ли ведется бизнес, и соблюдаются ли положения №54-ФЗ по применению онлайн-кассовых аппаратов.

Документальная проверка

Проведя контрольную закупку, инспекторы приступают к анализу документов, из списка указанных в постановлении о проведении проверки. В торговом предприятии им предъявляют оригиналы, а в офис ФНС можно предоставлять их копии.

  • чеки кассового аппарата документы на БСО;
  • заявления, объяснительные, чеки, накладные и т.д., оформленные при возвратах товаров;
  • ежедневно формируемые и распечатанные отчеты;
  • кассовую книгу и иные документы, прилагаемые к перечисленным выше.

Эту информацию проверяющие могут получить через онлайн-кассу (в форме электронной) или с помощью программы автоматизации торговли.

Если по итогам проверки какие-то документы изымают, следует требовать их опись с подписью представителя ФНС, изъявшего их.

Кассовые аппараты

Предпринимателю мало купить онлайн-кассовый аппарат, надо использовать его в строгом соответствии с принятым законодательством.

При проверке смотрят:

  1. входит ли модель используемого аппарата в реестр сертифицированного оборудования;
  2. зарегистрирован ли фискальный накопитель и аппарат в ФНС;
  3. есть ли повреждения корпуса и явные конструктивные изменения аппарата;
  4. соответствуют паспорту аппарата его заводские номера;
  5. четко ли аппарат печатает чек и в полном объеме указаны реквизиты;
  6. сохранность пломб.

Если выявлены какие-либо нарушения аппарата, могут последовать штрафы. При устранении нарушений сразу в ходе проверки ФНС может ограничиться предупреждением.

По итогам проверки они в двух экземплярах составляют акт, который подписывают обе стороны. Один экземпляр подписанного акта оставляют предпринимателю.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверяемый вправе указать в акте несогласие с отдельными выводами в акте. Любые исправления в этом документе подписывают и удостоверяют печатью. В нем отражают выявленные нарушения со ссылкой на статьи закона и налагаемые административные наказания (предупреждения, штрафы руководителю и работникам).

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/[email protected], в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Читайте так же:  Список дорогостоящих видов лечения для налогового вычета

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как избежать штрафа за неприменение ККТ

Если вы самостоятельно исправите нарушения до того, как на них обратит внимание ФНС, вы сможете избежать штрафа. Об этом говорится в примечании к ст. 14.5 КоАП РФ.

Чтобы не получить штраф за неприменение онлайн-кассы (ч.2 ст.14.5 КоАП РФ), установите онлайн-кассу. Затем сформируйте чек коррекции на все расчеты, которые прошли без онлайн-кассы. Правила формирования чека коррекции описаны в Методических рекомендациях ФНС (Методические рекомендации ФНС России от 6.08.2018 года №ЕД-4-20/[email protected]). Изучите правила формирования чека коррекции.

Проверка применения ККМ

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Обратите внимание! Срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 5 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Далее расскажем о последних двух процедурах более подробно.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

Страшно? Есть способ все исправить

Если вы должны применять ККТ, но до сих пор еще этого не сделали, рекомендуем ознакомиться с новостью «Что делать и каковы последствия, если опоздали с покупкой онлайн‑кассы?». В нем подробно описано, какие шаги предпринять, чтобы исправить эту ситуацию. Сразу скажем, что у нарушителей все еще есть возможность избежать штрафных санкций. Но действовать нужно как можно быстрее:

  1. Установить ККТ.
  2. Скорректировать расчеты, то есть выбить чек коррекции.
  3. Сообщить об этом в ИФНС и приложить объяснительную, почему так произошло.

Если все это сделать до того, как кто-нибудь из покупателей сообщит о нарушениях (либо налоговый орган нагрянет с проверкой и узнает об этом сам), то штрафа быть не должно.

Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс?

Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.

Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:

  • анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
  • удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
  • наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
  • контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.

Кого могут проверять

По обращениям покупателей инспекторы вправе проверять любых предпринимателей хоть ежедневно, а вот по собственной инициативе до окончания 2018 года им это делать в отношении малых предприятий и ИП запрещено.

Поводом для проверок вне графика могут быть жалобы на нарушения правил работы с онлайн-кассами по № 290-ФЗ. Контроль кассовых аппаратов налоговики осуществляют во исполнение Приказа Минфина № 132н от 17.10.2011 г. и законов № 290-ФЗ, № 294-ФЗ, № 943-1 от 21.03.1991.

Часто после таких проверок бизнесмены устраняют выявленные недостатки и не дают поводов для последующих посещений их налоговыми инспекторами.

Проверка документов на ККТ

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.
Читайте так же:  Налоговая проверка задолженности по инн физического

Перечень приведен в п. 34 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Как проходит регистрация кассы через личный кабинет

После получения ключа ЭЦП нужно зайти в «Учет ККТ», выбрать «Зарегистрировать» и нажать на «Заполнить вручную». В появившуюся форму нужно ввести реквизиты. Затем нужно воспользоваться электронной подписью. После этого необходимо ввести оставшиеся сведения о ККТ и организации.

Новая касса будет находиться в личном списке. Касса напечатает отчет, который станет свидетельством регистрации. Эта информация автоматически отправится к ОФД. Информацию из выбитого чека нужно перепечатать в раздел «Учет ККТ». Для этого необходимо выбрать кассу из списка и нажать «Завершить регистрацию». В появившихся полях нужно ввести дату, ФПД и номер документа. После данные необходимо отправить на подпись в налоговую. ФНС ответит в течение нескольких дней и направит карту регистрации ККТ.

Проверка на объекте

При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

Полномочия налоговых инспекторов:

Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

Меры наказания

Ответственность за нарушение правил применения кассовой техники установлена в статье 14.5 КоАП. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с этой нормой закона — в ней не менее полутора десятков различных типов нарушений, за которые могут оштрафовать.

Так, за неприменение ККТ предпринимателю грозит штраф от 25 до 50 % неучтенной выручки. Однако есть минимум — 10 тыс. рублей. Получается, что если не пробить чек на 1 тыс. рублей, можно получить штраф в десятикратном размере. Для компании наказание еще строже — 75-100 % неучтенной выручки, при этом минимум — 30 тыс. рублей. А если нарушение повторится, и сумма невыбитых чеков в совокупности превысит 1 млн рублей, могут приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Если чек будет пробит, но не выдан покупателю, может последовать предупреждение либо штраф. Компании это может стоить 10 тыс., а предпринимателю — 2 тыс. рублей. Аналогичная мера ответственности может быть наложена и в том случае, если продавец не передаст покупателю по его требованию чек в электронной форме.

Что проверяют

В обязанности проверяющих входит контроль:

  • правильности использования ККТ (онлайн-касс) и следованиия при этом нормам №54-ФЗ;
  • порядка оприходования выручки.

Порядок передачи информации при расчетах через онлайн-кассу:

  1. Покупатель платит за товар наличными или банковской картой, касса формирует чек.
  2. Сформированный чек касса передает онлайн в ОФД (оператор фискальных данных), который подтверждает кассе факт регистрации чека.
  3. Касса печатает чек, и продавец вручает его покупателю в бумажном виде, СМС, или в электронном на эл. почту.
  4. ОФД отправляет чек на сайт ФНС. Покупатель в любое время может проверить полученный чек на этом сайте.

В процессе проверки инспекторы ФНС обращают внимание на следующее:

  • Выдают ли продавцы чеки, бланки строгой отчетности (БСО) и другие документы, покупателям в подтверждение факта расчета за покупку.
  • Правильно ли заполняют чеки.
  • Передают ли данные в полном объеме и в требуемые сроки в ФНС.
  • Соответствует ли требованиям действующего законодательства ККТ.
  • В полном ли объеме учитывают кассовые операции.

Перечень вопросов в ходе проверки может быть расширен, если будут выявлены нарушения.

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

К вам придет контрольная закупка

Конечно, налоговая служба не полагается только на бдительных граждан. У нее есть собственные методы контроля за тем, чтобы субъекты бизнеса соблюдали закон 54-ФЗ. К ним относятся:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;
  • наблюдение за использованием кассовой техники, в том числе удаленно;
  • проведение контрольных закупок;
  • проверка правильности учета денежных средств при расчетах с применением кассовых аппаратов.

Также налоговики отслеживают движение персонала — это касается индивидуальных предпринимателей.

Законодательство дает «торговым» ИП на ЕНВД и ПСН право не применять кассовую технику до 1 июля 2019 года. Но лишь в том случае, если у них нет сотрудников. Это единственное исключение, сделанное для сферы торговли и общепита.

Так вот, чтобы воспользоваться этой преференцией, иные предприниматели избавляются от наемных работников — расторгают трудовые договоры и заключают вместо них гражданско-правовые. А это нарушение не только закона о контрольно-кассовой технике, но и трудового законодательства. Такие случаи выявляются, а затем предпринимателя обязывают заключить трудовой договор с сотрудником и установить онлайн-кассу. А еще налагают штрафы.

Надзор в сфере применения ККТ

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.
Читайте так же:  Куда сдается декларация по водному налогу

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Полномочия предпринимателей

  1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
  2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
  3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
  4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
  5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит. С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.

Как налоговая будет проверять онлайн кассы в 2020 году

Надежда Тихонова

Последние изменения: январь, 2020 Налоги 0 9,497 Время чтения: 4 мин.

Вопрос о том, как налоговая будет проверять онлайн-кассы интересует многих мелких предпринимателей, внедривших эти аппараты в торговле, чтобы избавиться от многочисленных посещений их налоговыми инспекторами.

Законом №290-ФЗ, введена обязательная онлайн передача электронных версий чеков всех касс на сайт налоговой службы. Для ИП и компаний, работающих по ЕНВД (налог на вмененный доход) или по процентной схеме налогообложения (ПСН), обязательно использование онлайн-касс после 01.07. 2018 г.

  • печатают на чеках QR коды и ссылки;
  • посылают покупателям, а также в отдел фискальных документов копии чеков;
  • оснащены фискальными встроенными в корпус накопителями;
  • связаны по сети с имеющим аккредитацию ОФД (отдел фискальных документов).

Права проверяемых

При проверке предпринимателям не следует безропотно потакать всем запросам проверяющих лиц. Если те действуют не по закону, бизнесмены вправе подать жалобу онлайн на сайте ФНС или в бумажном виде в вышестоящие органы. При проверке они вправе:

  1. Присутствовать во время работы проверяющих.
  2. Задавать им вопросы и давать пояснения.
  3. Выражать особое мнение и вносить его в акт проверки.
  4. Не согласиться с выводами, изложенными по итогам проверки.
  5. Обжаловать через суд действия проверяющих и их выводы.

Предприниматель вправе подать жалобу и оспорить решение проверяющих в суде в течение 10 дней. При согласии с выводами он исправляет недочеты и оплачивает штрафы в возможно короткий срок, так как инспекторы могут вновь прийти с контрольной проверкой.

Судебное разбирательство — крайняя мера. Перед этим следует получить ответы на жалобы из вышестоящих органов.

© 2018, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

ФНС рассказала о штрафах за нарушения 54‑ФЗ

Права инспекторов ФНС в ходе проверки

  • Иметь беспрепятственный доступ ко всему оборудованию и программно-аппаратным комплексам, применяемым при обработке платежей.
  • Запрашивать дополнительную информацию об используемой технике.
  • Проверять документы кассы и договоры с операторами фискальных данных.
  • Проверять регистрацию ККТ и наличие на нее технической документации.
  • Предписывать устранение выявленных нарушений.
  • Привлекать к ответственности сотрудников и руководителя предприятия.

Работники предприятия не вправе чинить инспекторам какие-либо препятствия в ходе проверки. Лучшим вариантом их реакции на действия проверяющих будет немедленное устранение выявленных недостатков.

Оформление результата проверки

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2019 году?».

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Источники

Налоговая проверка кассовых аппаратов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here