Налоговая проверка валютного контроля

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Банкротство: MustRead

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что в последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства.

Напоминаем, что налоговые органы являются агентами валютного контроля согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон о валютном регулировании).

В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Порядок проведения проверок

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами.

Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом [1] .

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными.

Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов

Порядок установлен Постановлением Правительства РФ [2] .

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в 2 экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Комментарий «Пепеляев Групп»: Самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе.

Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически – об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по всем вопросам, связанным с проведением налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве: Иван Хаменушко Старший партнер «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или по e-mail

Елена Овчарова Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по e-mail

Ромащенко Любовь, Старший юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по [email protected]

Крыгина Анна, Ведущий юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или [email protected]

В Санкт-Петербурге: Сергей Сосновский Руководитель налоговой Практики «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (812) 640-60-10 или по e-mail

В Красноярске: Егор Лысенко Руководитель сибирского отделения «Пепеляев Групп» в г. Красноярске по тел.: +7 (391) 277-73-00 или по e-mail

[1] П риказ Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль казенного учреждения пример

[2] Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Валютный контроль налоговыми органами

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

Статистика за 2017 год

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке за пределами РФ и об изменении реквизитов такого счета (вклада)

В соответствие с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. №ММВ-7-6/[email protected], от 14.11.2013 №ММВ-7-14/[email protected]

При осуществлении первого перевода на свой счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, необходимо предъявить в банк, в котором осуществляется обслуживание, уведомление налогового органа об открытии указанного счета с отметкой налогового органа о принятии такого уведомления. В дальнейшем представлять уведомление не нужно (ч. 4 ст. 12 Закона №173-ФЗ). Обмен информацией между налоговыми органами и уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» при передаче указанным банкам как агентам валютного контроля по их запросам информации, подтверждающей уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, в электронном виде, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 21.06.2013 №ММВ-7-6/[email protected]

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а также представление указанного уведомления в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет ответственность, предусмотренную ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Специфика подхода к валютным проверкам

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП, а также положение п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Не только ФНС и ФТС

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Проведение валютных операций

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона №173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона №173-ФЗ.
  • валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона №173-ФЗ, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 Закона №173-ФЗ.

Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона №173-ФЗ.

Права и обязанности юридических лиц (резидентов) при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты установлены ст. 14 Закона №173-ФЗ.

Порядок репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки указан в ст. 19 Закона №173-ФЗ.

Ответственность за несоблюдение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193, 193.1 УК РФ.

Какие грядут изменения

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить ( РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Валютный контроль

Расчётные операции в иностранной валюте

Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона №173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона №173-ФЗ.
Читайте так же:  Какой налог при дарении дома

Что такое валютный контроль

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. №123н.

Налоговые органы являются органами валютного контроля, на которых возложены обязанности по контролю за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями ст. 15.25, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении.

Переходный период

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Необходимость ежеквартально сообщать о движении средств на иностранных счетах

В соответствие с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

В соответствии с данными Правилами резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Налоговый контроль валютных операций

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

— сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

— положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Валютный контроль цбр это

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

— проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

— соответствующего нормативного правового акта;

— известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

— информации, необходимой для идентификации резидента;

— срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 — 34 регламента.

Валютный контроль, осуществляемый налоговыми органами

В последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства. Что должен знать проверяемый?

Проверить вправе

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы являются агентами валютного контроля. В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 указанного Закона они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами. Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом (Приказ Минфина России от 04.10.2011 № 123н).

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Читайте так же:  Декларация для отчетности ип

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в двух экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Обращаем внимание на то, что самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе. Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически: об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Налоговой службе переданы функции органа валютного контроля

В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе, а также Федеральной таможенной службе, которые являются ее правопреемниками.

Одной из основных задач Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Одной из форм такого контроля является проведение налоговыми органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, в частности по открытию и ведению счетов по которым проведены валютные операции. Результатом исполнения государственной функции является составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП).

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля.

С более подробной информацией о валютном контроле Вы можете ознакомиться в разделе иные функции ФНС России «Валютный контроль».

«Валютные» проверки

Валютный контроль был введен в 1991 году и с тех пор значительно изменился. Тем не менее, существуют вещи, которые не меняются никогда: если ваша фирма проводит валютные операции, ждите «в гости» проверяющих.

Несмотря на то, что времена валютной монополии государства уже прошли, валютные операции и по сей день находятся под его контролем. Правда, контроль этот все более и более ослабевает и, вероятно, в ближайшем будущем практически сойдет на нет. Но Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) еще никто отменял, равно как и проверки по соблюдению его положений. Согласно этому документу, функции валютного контроля выполняют Центробанк и Правительство РФ, которое представляет Росфиннадзор. Кроме того, функции контроля достались банкам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, таможенникам и налоговикам. Они выступают в качестве агентов валютного контроля.

Объект валютного контроля

Объектом валютного контроля, независимо от того, кто решил проверить вашу фирму: банк, налоговики, таможенники или Росфиннадзор, являются валютные операции. Что же относится к подобным операциям?

Во-первых, это все расчеты в иностранной валюте. Не стоит их путать с рублевыми расчетами между российскими фирмами по договорам, которые только выражены в иностранной валюте. Они к валютным операциям никакого отношения не имеют. А вот если ваша фирма закупает товары, работы или услуги по импорту или, наоборот, продает их на экспорт и при этом отдает или получает валюту – она осуществляет валютные операции.

Чтобы организации не могли обойти контроль, с 1 ноября 1996 года было введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок (указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209). Поэтому даже если фирма вместо валюты за свои товары получает другое имущество, то все равно становится объектом валютного контроля.

Во-вторых, к валютным операциям относятся расчеты между российскими и иностранными фирмами, которые осуществляются в рублях. Поэтому, если за экспортный товар вы получите от иностранного покупателя не доллары или евро, а рубли, это тоже будет валютной операцией.

Кроме того, к таким операциям относятся любые денежные переводы неторгового характера в Россию и из нее. Например, кредиты, проценты, дивиденды, зарплаты, стипендии, авторские вознаграждения и т. д. Любой ввоз или вывоз иностранной валюты, например, при командировке, также является валютной операцией.

Учтите, что все валютные операции между резидентами запрещены. Правда, из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Они приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ.

Операции текущие и капитальные

Все валютные операции условно подразделяются на текущие (их всегда можно было проводить без каких-либо ограничений) и капитальные (ради которых, собственно, и был затеян весь сыр-бор со всевозможными спецсчетами, резервированиями и прочими валютными «радостями»).

Например, к текущим операциям до 1 июля 2006 года относились экспортные и импортные операции с отсрочкой платежа до 180 дней. Причем, до 18 июня 2004 года такие операции можно было отнести к текущим, только если отсрочка платежа составляла до 90 дней. С 1 июля 2006 года никаких оговорок про отсрочку платежа Закон № 173-ФЗ не содержит.

Операции по движению капитала приведены в статье 8 Закона № 173-ФЗ. Это, прежде всего, получение и предоставление займов резидентами нерезидентам, и наоборот, и денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

С тех пор, как новый закон вступил в действие, фирмам больше не нужно получать для капитальных операций индивидуальные разрешения, как было прежде. Однако многие ограничения до конца 2006 года все еще существовали.

Так, в законе изначально были предусмотрены три типа ограничений: резервирование, режим счета и обязательство проводить операции через уполномоченные банки.

Нормы резервирования с 1 мая 2006 года снижены вдвое, а с 1 июля 2006 года отменены совсем. Режим счета прекратил свое существование с 1 января 2007 года. А вот требование проводить многие виды валютных операций, указанных в Законе № 173-ФЗ только через уполномоченные банки, сохраняется и поныне. Поэтому именно банки ведут первоначальный контроль за проведением валютных операций.

Читайте так же:  Налог на недвижимость в греции

Нам не страшен строгий банк

Как агенты валютного контроля банки требуют от фирм-резидентов все необходимые документы по внешнеторговым расчетам (п. 2.1 Положения Центробанка от 1 июня 2004 г. № 258-П). Если фирма не предоставит нужных бумаг, или в них будет ошибка, банк проводить валютную операцию не станет (п. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Все нарушения, совершенные фирмами (например, валютная выручка поступит на счет раньше, чем оформлен паспорт сделки), банк обязан зафиксировать в своих внутренних документах. Однако оштрафовать фирму за нарушение банк не может. Он должен передать информацию о нарушении в Росфиннадзор (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Правда, тут есть одна маленькая загвоздка. Официально утвержденного порядка передачи данных все еще нет. Поэтому банки просто собирают сведения о нарушениях и нарушителях. Эта ситуация, как ни странно, больше всех обеспокоила именно банки. Чтобы ее прояснить, президент Ассоциации российских банков написал письмо Министру финансов. В ответ президент получил письмо Минфина от 23 марта 2006 г. № 07-02/32. После прочтения этого документа создается впечатление, что порядок передачи данных принимать вообще не собираются. А должностным лицам Росфиннадзора рекомендуется самим обращаться в банки за интересующими их сведениями. Так что пока можно вздохнуть с облегчением: банки «стучать» на своих клиентов не обязаны.

Что проверяет таможня

Федеральная таможенная служба контролирует соблюдение валютного законодательства при перемещении товаров через границу. Ее региональные управления имеют право проверять документы, возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы выявляет возможных нарушителей по таможенным базам данных и отправляет информацию о них в региональные управления (подп. а, б п. 2 приказа ФТС России от 18 января 2005 г. № 18 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

По каким же принципам они отбирают «пострадавших»? Возьмем, к примеру, экспортеров: на контроль берут фирмы, у которых истек срок действия паспорта сделки или заключен контракт на сумму свыше 100 тысяч долларов. Вызывают подозрение и искусственно «разбитые» контракты, то есть несколько одновременных контрактов с одними и теми же лицами.

Информацию о предполагаемых нарушениях таможенники обязаны передать на проверку в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, (подп. 5 п. 3 части I «Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок», направленных письмом ФТС России от 31 марта 2005 г. № 01-06/10139). Штрафовать же за нарушение закона о валютном регулировании таможенники, как и сотрудники банков, не вправе. Это миссия Росфиннадзора.

Налоговики с валютой не дружат

Налоговые инспекции также, как банки и таможенники, являются агентами валютного контроля. И проверку валютного законодательства они даже ставят первым пунктом в своих актах. Однако нарушения по данному вопросу находят не слишком часто. Причина проста: зачастую для этого у рядовых работников инспекций не хватает ни времени, ни знаний. Что ж, фирмам это только на руку.

Итак, считать ли действия вашей фирмы нарушением и штрафовать ли за них, решает Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ). Информацию о нарушителях эта служба собирает различными способами.

Во-первых, это данные, полученные от таможенников, налоговиков и банков. Во-вторых, это собственные проверки участников внешнеэкономической деятельности. Сразу оговоримся, вероятность личного визита сотрудников территориальных представительств Росфиннадзора не велика. Такое происходит, как правило, когда речь идет не только о валютном контроле, но и о проверке использования средств федерального бюджета. В противном случае проверяющие ограничиваются запросом необходимых им для проверки документов.

Убедившись в наличии нарушения, работники территориальных отделений Росфиннадзора выносят свое постановление о штрафе в соответствии со статьей 15.25 КоАп. Есть, правда, у Росфиннадзора и еще одна обязанность – разъяснять положения валютного законодательства (п. 5.14.8 «Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278). Если понадобится, обращайтесь, вам должны в течение месяца ответить.

Эволюция валютных «преступлений»

Чтобы встреча с представителями любых вышеперечисленных служб и учреждений прошла для вашей фирмы безболезненно, необходимо для себя четко представлять, что же, согласно валютному законодательству, делать нельзя, а что надо делать безоговорочно.

Репатриация и обязательная продажа. Основное и главное правило закона о валютном регулировании надо знать как «Отче наш». Если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы и услуги на эту сумму либо вернуть деньги. Если же компания экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату. Вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна попасть в Россию. На языке валютного законодательства это называется стопроцентной репатриацией (ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Обязательная продажа валютной выручки. С требованием об обязательной продаже части валютной выручки дело обстоит совершенно иначе. Статья 21 Закона № 173-ФЗ установила предельный норматив в 30 процентов, который Центробанк вправе снижать. Своим правом наш главный банк воспользовался по полной программе. Сначала норматив продажи валютной выручки составлял 25 процентов, затем стал равняться 10 процентам (указание Банка России от 26 ноября 2004 г. № 1520-У), а с 7 мая 2006 года – 0 процентов (указание Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У). С 1 января 2007 года даже упоминание об обязательной продаже иностранной валюты из Закона № 173-ФЗ исчезло.

Счета за границей. Новый закон о валютном регулировании разрешил российским фирмам и гражданам открывать банковские счета в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Закон установил и единственное условие открытия счетов: фирмы и граждане должны уведомлять о них свою налоговую инспекцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Открыть счет в других странах было несколько сложнее: сперва надо было пройти процедуру предварительной регистрации счета у налоговиков. Правда, с 1 января 2007 года порядок открытия счетов в любой стране стал уведомительный, так что открыть счет ваша фирма теперь вправе даже в самой маленькой «банановой» республике (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-09/ [email protected]).

Источники

Налоговая проверка валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here