Налоговый кодекс камеральная проверка сроки проведения

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Кто завершит проверку при смене ИФНС?

Если в период проведения камералки проверяемое лицо из-за смены места нахождения меняет место постановки на учет (переходит в другую ИФНС), то обычно завершает проверку та ИФНС, куда была сдана декларация.

Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Автор: Наталья Ванина
Руководитель группы бухгалтеров

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС. Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании. Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий

При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:

  • запросить документацию и объяснения у проверяемого лица либо организации;
  • потребовать документы у других лиц (в числе которых иностранные банки и государства), они могут запрашиваться по всей цепочке сделки;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • допросить свидетелей;
  • осмотреть предметы, документации, территории и помещения.
  • Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.

    Изменения в законодательстве касаемо налогов

    С 2019 года введены два главных новшества:

    • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
    • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

    Время сверки по законодательству

    На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

    Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

    Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

    (Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

    Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

    (например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

    Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

    При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

    Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы

    Ст. 88 НК РФ, посвященная камеральной проверке, в течение 2015–2016 годов подверглась очередной порции изменений. Однако вопросы остались — рассмотрим их.

    Кого затронет камеральная проверка

    Она затронет следующих экономических субъектов:

  • лица, которые работают по упрощённой системе;
  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики по тем фискальным сборам, которые им следует уплатить;
  • организации, которые могут не платить НДС, в случаях, когда они выставляют счёт-фактуру с налогом на добавленную стоимость;
  • лица, которые уплачивают НДС при сотрудничестве в Таможенном союзе.
  • Как отправить документы по запросу?

    С возникновением электронного документооборота у проверяемых лиц появилась возможность направления документов в ИФНС 3 путями:

    • привезти непосредственно в инспекцию в виде письма, сопровождаемого заверенными копиями необходимых подтверждающих бумаг;
    • направить оформленные должным образом копии документов письмом с описью вложения по почте;
    • отправить документы по ТКС, однако это возможно сделать только в отношении первички, полученной от контрагента в электронном формате, и тех документов, для которых существует разработанная ФНС электронная форма: книг покупок-продаж, доплистов к ним, журналов счетов-фактур (письмо ФНС РФ от 09.09.2015 № СА-4-7/15871); прочие документы пока придется направлять на проверку обычным способом.

    О том, какие подписи должна иметь первичка в электронном формате, читайте в статье «Как подписывать электронную первичку: позиция Минфина-2015».

    Что может ИФНС при камеральных мероприятиях?

    Детальное описание процедуры проведения проверки в соответствии с правилами ст. 88 НК РФ с комментариями приведено в письме ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Редакция этого письма от 28.06.2016 содержит в том числе и перечень всех мероприятий, которые могут провести проверяющие в рамках камералки:

    Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение без чеков

    • запрос документов и пояснений у проверяемого лица;
    • истребование документов у иных лиц, в том числе в иностранных государствах и в банках; при этом документы контрагентов могут запрашиваться по всей цепочке сделки (определение ВС РФ от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989);
    • осмотр документов, предметов, помещений и территорий;
    • инвентаризация имущества;
    • привлечение эксперта, специалиста, переводчика;
    • допрос свидетелей.

    Рекомендованные формы запросов приведены в приложениях к письму ФНС № АС-4-2/12705. Запрос может быть передан по ТКС, направлен почтой или вручен представителю соответствующего лица под роспись.

    С 2017 года непредставление пояснений повлечет за собой штраф. О его размерах — в материале «За непредставление пояснений по камералке оштрафуют».

    Каковы последствия непредставления декларации?

    К непредставлению декларации приравнивается ее подача позже установленного срока, а также несоблюдение формы подачи (п. 5 ст. 174 НК РФ). Возможные последствия этих событий:

    • Штраф в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц (полный или неполный) со дня, установленного как срок ее представления, но не больше 30% от этой суммы и не меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ) — после проверки представленной с опозданием отчетности. При этом руководитель получит административный штраф 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
    • Прекращение операций по счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) — по прошествии 10 рабочих дней после истечения срока сдачи отчета, но не позже 3 лет после этих 10 дней. Отменят его на следующий день после представления декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
    • Штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) при подаче декларации по НДС не через ТКС. При этом руководителя накажут административным штрафом 300–500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
    • Проведение камералки без декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) по данным, имеющимся у ИФНС. Прекратится проверка при подаче запоздавшей декларации. Но данные, собранные в процессе проверки, начатой (или проведенной) до поступления отчета, будут использованы при контроле этого отчета. Если такая проверка завершится до получения декларации, то решение, принятое по ней, может стать обязательным для налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07).

    За задержку сдачи пустого отчета также последует наказание. Читайте об этом в статье «За просроченную нулевую декларацию тоже будет штраф».

    Получено требование предоставить документы, что делать?

    Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

    Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

    1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
    2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
    3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
    4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.

    Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

    Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

    Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

    Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

    Могут ли потребовать данные, не связанные с расчетом налога?

    Запрашиваемая ИФНС информация должна быть непосредственно связана с объектом проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 № А67-1688/2012). При этом в отношении деклараций, не вызывающих вопросов, основания для истребования дополнительной информации вообще отсутствуют (постановление президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо Минфина РФ от 25.07.2012 № 03-02-08/65, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 № А56-52104/2011). Письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 рекомендует не направлять подателю декларации запросы, если выявленные в ней ошибки не свидетельствуют о наличии налоговых правонарушений.

    Как быть, если в акте ИФНС есть ошибки?

    Если проверяемое лицо в акте, составленном ИФНС, обнаружит ошибки, то оно может поступить следующим образом:

    • ничего не предпринимать, если ошибки не влияют на последствия;
    • представить в ИФНС возражения по акту, если они смогут изменить результаты, которые отразятся в решении по проверке; на подачу возражений дается месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ);
    • обжаловать акт в суде, если ошибки, допущенные в нем, изменят ход судебного разбирательства в пользу проверяемого лица.

    Как отследить процесс камеральной проверки

    В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

    Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

    Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

    Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения

    Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.

    В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась. На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация. Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.

    Читайте так же:  Платится ли налог на квартиру в ипотеке

    Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

    В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

    Как передать документы по запросу?

    С появлением электронного оборота документов у проверяемых компаний возникли возможности отправки документов в налоговую службу несколькими методами:

  • Непосредственно доставить в виде письма, которое сопровождается заверенными копиями требуемых подтверждающих бумаг.
  • Направить копии документов письмом по почте, в нём находится опись вложения.
  • Отправить документацию по ТКС, но это можно сделать лишь по отношению к первичной документации, которая поступила от контрагента в электронной форме, и документации, для которой действует электронная форма: дополнительных листов к книге покупок-продаж, непосредственно эти книги, журналы счетов-фактур, другие документы до направления на проверку традиционным методом.
  • Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы

    Периоды, охватываемые выездной проверкой

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

    Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

    Проверка текущего года может затрагивать:

    • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
    • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

    Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

    Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

    Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

    В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

    Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

    В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

    Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

    Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

    Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

    Читайте так же:  Возврат имущественного вычета

    Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

    Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

    Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

    Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

    В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

    Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

    Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

    Как проходит проверка

    Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

    И проходит она в несколько этапов:

    • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
    • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
    • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
    • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
    • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

    Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

    Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

    Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

    Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

    К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?

    Право налогоплательщика на подачу уточненного отчета за тот период, по которому еще продолжается камералка, ничем не ограничено. Он обязан подать декларацию, если сам выявил факт занижения налога (п. 1 ст. 54 НК РФ), и вправе это сделать, если налог не занижен (п. 1 ст. 81 НК РФ).

    Поступление уточненки прекращает начатую (но не завершенную) проверку представленной ранее декларации по всем аспектам (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В отношении уточненки проверку осуществят в том же порядке, который применялся для анализа поступившей ранее отчетности. Единственным отличием будет возможность использования ИФНС уже полученной при проверке периода информации.

    Такой же порядок действует, если камералка завершена, нарушения выявлены, но акт проверяемому лицу не направлен. День составления акта фиксирует момент окончания проверки (постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2013 № Ф09-10299/13, Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А66-428/2012). Однако в зависимости от конкретной ситуации возможно вынесение решения без учета уточняющих сведений. При этом в отношении уточненки может быть назначена выездная проверка (постановление президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

    Чем отличается камералка от иных форм контроля?

    Особенности этого вида контроля состоят в следующем:

    • Он проводится в ИФНС, но допустим выезд к налогоплательщику для осмотра имущества.
    • Проверяют поступившую в ИФНС декларацию, но возможна налоговая проверка и при ее непредставлении.
    • Такая проверка — обязанность ИФНС, она не требует особых разрешений.
    • Продолжительность камералки — не более 3 месяцев.
    • Проверка состоит в арифметическом контроле, анализе правильности применения ставок и льгот, сопоставлении данных проверяемого отчета с другой отчетностью этого лица, сверке с отчетами других налогоплательщиков и увязке с прочей информацией, которой располагает ИФНС.
    • При отсутствии вопросов по представленному отчету проверка завершится без составления каких-либо документов по ней.
    • В случае каких-либо ошибок, нестыковок или подозрений в занижении налоговой базы лицу, подавшему декларацию, направят требование о представлении пояснений или внесении изменений в отчет. В ряде случаев запросят первичные документы.
    • Если полученные разъяснения не снимут возникших вопросов и будет установлен факт нарушения, то после завершения проверки в течение 10 рабочих дней ИФНС составит акт.
    • Проверка будет прекращена при представлении во время ее проведения уточненки за проверяемый период. Уточненку проверят по тем же правилам.

    Однако запрошенные по ранее поданной декларации документы в ИФНС представить придется. Подробнее об этом — в статье «С подачей уточненки прекращается ”первичная” КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».

    • Проведение повторной камералки одного и того же отчета невозможно (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).

    Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?

    Главные новшества статьи 88 НК РФ, вступившие в силу с 2015 года (закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «Об изменениях законодательства»), были такими:

    • При выявлении нестыковок в отчетности по НДС, наводящих на мысль о занижении налога или завышении суммы возмещения, возникло право истребования первички (п. 8.1).
    • Добавлено право требования сведений от участников инвесттоварищества (п. 8.2).
    • Введено право доступа ИФНС на территорию и осмотра имущества при камеральных проверках НДС (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).

    Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» с 2015 года добавил:

    • редакционные правки в тексты п. 3, п. 4, п. 8.1, п. 8.3;
    • положения о непроведении камеральных проверок при налоговом мониторинге (п. 1.1).
    Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль финансового управления

    Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» в п. 2 ст. 88 НК РФ с 2015 года введена возможность осуществления проверки по данным ИФНС при непредставлении декларации.

    В 2016 году в ст. 88 НК РФ добавлены:

    • новый п. 8.4, отразивший право ИФНС на истребование первичных документов, подтверждающих право на заявленный в декларации вычет акцизов по подакцизным товарам (закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 101-ФЗ);
    • дополнительная формулировка в п. 6, позволяющая налоговому органу требовать представления в течение 5 дней пояснений о примененных при расчете налога льготах (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

    Какие права есть у проверяемого лица?

    При камеральной проверке проверяемое лицо вправе:

    • действовать как от собственного имени, так и через уполномоченного представителя;
    • настаивать на обеспечении налоговой тайны;
    • защищать свои права;
    • обжаловать действия ИФНС в вышестоящих органах и в суде.

    Камеральная проверка закончилась. Что дальше?

    Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

    Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

    У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

    Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС

    Задача проверяющих – убедиться, что вы правильно посчитали налог к уплате, не занизили его, не завысили сумму вычетов и используете их правомерно.

    Возврат НДС из бюджета можно получить только после камеральной проверки.

    Срок проверки – 2 месяца.

    Еще недавно срок камеральной проверки по НДС составлял 3 месяца, но Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ внесли изменения в п.2 статью 88 НК РФ, и срок сократился до двух месяцев. Это нововведение выгодно компаниям, которые заявляют НДС к возмещению, ведь теперь они могут быстрее получить деньги.

    Если в ходе камеральной проверки налоговики заподозрят правонарушение, срок могут продлить до трех месяцев. Такое решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

    Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

    Проверке подлежат те, кто сдает декларации:

    • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
    • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
    • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
    • налоговые агенты;
    • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

    Может ли нарушаться 3-месячный срок проведения проверки?

    Срок проведения камералки законодательно установлен и не может нарушаться безосновательно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 № А53-33611/2012).

    О том, может ли нарушение срока повлечь за собой отмену решения, читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».

    Однако если проверка затянута по вине проверяемого лица, не представляющего необходимые сведения ИФНС и вынуждающего ее искать другие пути для получения данных о нём, то превышение 3-месячного срока может быть сочтено обоснованным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № А53-33617/2012, Московского округа от 06.11.2013 № А40-29318/13-115-126).

    Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

    Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

    После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

    Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

    Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

    Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

    Выездная проверка

    В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

    Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

    Ст. 88 НК РФ: официальный текст

    Последствия отказа от предоставления декларации

    Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

  • Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
  • Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
  • Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
  • Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.
  • Проверка правопреемника

    Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

    В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

    Читайте так же:  Налоговые вычеты по ипотеке

    Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

    Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

    После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

    Как обстоят дела с проверкой на самом деле

    Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

    По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

    Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

    Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

    • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
    • отсутствие ошибок в заполнении;
    • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

    Что такое камеральная проверка

    Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

    Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

    Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

    Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

    Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

    Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?

    В ст. 88 НК РФ есть 3 пункта, отражающих варианты действий ИФНС при выявлении несоответствий в проверяемой отчетности:

    На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Какая дата будет началом камералки?

    В случае направления декларации в ИФНС почтой датой ее представления считается день отправки (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). При этом проверка такой декларации возможна только после ее поступления в ИФНС. Соответственно, проверка будет начата в день получения декларации, и 3-месячный срок проведения будет исчисляться от этой даты (письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, Минфина РФ от 24.12.2012 № 03-02-08/111).

    Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

    Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

    Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

    При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.
  • Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить

    Декларация по НДС содержит данные по всем счетам-фактурам, которые компания получила от поставщиков и выдала покупателям.

    Задача налоговой инспекции – убедиться, что если компания заявила вычет по НДС, то ее поставщик начислил НДС к уплате на ту же сумму. Другими словами, автоматически происходит встречная проверка.

    Как проходит проверка

    Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

    Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

    1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
    2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

    Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

    Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

    К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

    • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
    • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
    • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
    • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

    Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

    Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

    Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом здесь.

    Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

    Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

    Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

    1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

    Источники

    Налоговый кодекс камеральная проверка сроки проведения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here