Налоговый кодекс валютный контроль

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Валютный контроль налоговыми органами

Валютный контроль осуществляется не только органом валютного контроля, но и агентами, в частности налоговыми органами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк, а также таможенные органы являются агентами валютного контроля. Главное отличие агента валютного контроля от органа валютного контроля заключается в отсутствии права применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. Агенты валютного контроля вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства и запрашивать документы. При выявлении нарушений, информация передается Банку России (если контролируемый субъект – кредитная организация) или Росфиннадзору (если контролируемый субъект – не кредитная организация), которые принимают меры по устранению нарушений. Однако, как уже было отмечено, Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г., полномочия органа переданы, в том числе ФНС РФ. Согласно пп. б п. 2 названного Указа Президента РФ функции органа валютного контроля переданы ФТС РФ и ФНС РФ. Между тем не внесены изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтверждающие изменение правового статуса ФНС РФ и ФТС РФ как органа валютного контроля.

Полномочия ФНС РФ при валютном контроле

Нормативно-правовую базу компетенции, порядка действий налоговых органов определены следующими актами:

  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • КоАП РФ.
  • Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ).
  • Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам).
  • Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г. (далее — Административный регламент).

Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не распространяются на валютный контроль. «Аналогом» главы 14 НК РФ является Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налоговые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части. Законодательство не классифицирует валютный контроль налоговыми органами по формам и видам, однако, исходя из анализа Административного регламента, можно говорить о существовании формы камеральной проверки.

Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об административном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодательства или протокол об административном нарушении валютного законодательства.

Какие грядут изменения

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить ( РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налоговый кодекс валютный контроль

Чем мы можем Вам помочь?

Валютный контроль ФНС

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями ст. 15.25, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении.

Иными поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

  1. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  2. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП, а также положение п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Читайте так же:  Открыто ип но не работаю налоги

ПРОВЕДЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  1. перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  2. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
  3. валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 173-ФЗ, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ.

РАСЧЁТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  1. перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  2. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.

Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона № 173-ФЗ.
Права и обязанности юридических лиц (резидентов) при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты установлены ст. 14 Закона № 173-ФЗ.
Порядок репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки указан в ст. 19 Закона № 173-ФЗ.
Ответственность за несоблюдение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193, 193.1 УК РФ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО СООБЩАТЬ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ НА ИНОСТРАННЫХ СЧЕТАХ

О праве налогового органа истребовать документы о валютных операциях проверяемого налогоплательщика

Вопрос: В Письме Минфина России от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 указано на правомерность действий налоговых органов по истребованию документов валютного контроля на основании ст. 93.1 НК РФ со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 16896/08 и Определение ВАС РФ от 23.04.2009 N ВАС-4573/09.

Банк полагает, что для решения вопроса о правомерности истребования документов валютного контроля налоговыми органами при проведении налогового контроля на основании ст. 93.1 НК РФ необходимо руководствоваться ч. 14 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», так как на момент принятия вышеуказанного Постановления ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, устанавливающей сроки и порядок истребования документов валютного контроля, не существовало.

Правомочен ли налоговый орган запрашивать документы валютного контроля в порядке ст. 93.1 НК РФ при проведении налогового контроля и если да, то в каких случаях и в какой форме?

Вправе ли банк отказать налоговому органу в представлении документов валютного контроля в случае получения запроса, не соответствующего требованиям законодательства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-280

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании налоговым органом документов на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и в дополнение к Письму от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136 сообщается следующее.

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах (ст. 2 Кодекса).

Налоговые органы при осуществлении налогового контроля действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в ходе налогового контроля налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом (п. 3 ст. 30, п. п. 1 и 2 ст. 31, п. 1 ст. 33 Кодекса).

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте или информации о конкретной сделке для целей Кодекса осуществляется на основании ст. 93.1 Кодекса.

При этом налоговый орган для целей Кодекса вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), любые из этих документов (информацию), а также информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, в случаях и в порядке, установленных Кодексом, в том числе информацию, связанную с проведением валютных операций.

В случае если истребуемые налоговым органом согласно ст. 93.1 Кодекса документы указаны в перечне документов, подлежащих представлению налоговому органу для целей валютного контроля (ч. 13 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), то это не является основанием для отказа лица, которому направлено соответствующее требование, от представления налоговому органу таких документов для целей налогового контроля.

Валютный контроль

Гарантии защиты прав резидентов/нерезидентов

Административный регламент полностью дублирует ч. 1 ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым проверяемое лицо вправе:

  • Знакомиться с актами проверки и иными документами.
  • Обжаловать решение налогового органа (в досудебном или досудебном порядке).
  • На возмещение реального ущерба, причиненного действиями налоговых органов.

Административный регламент предусматривает досудебный порядок разрешения спора в вышестоящих налоговых органах. Согласно пунктам 47 — 49 Административного регламента налоговые органы рассматривают жалобу, прошедшую процедуру регистрации, в течение 30 рабочих дней, по общему правилу. В исключительных случаях сроки могут быть продлены на тот же срок. Следует отметить, что досудебный порядок не является обязательным, что не препятствует обращению в суд, минуя досудебное урегулирование.

Единственным целесообразным способом защиты прав и интересов контролируемых лиц ввиду несостоятельности законодательства в части досудебного обжалования действий/бездействий налоговых органов при валютном контроле является судебная защита. Подсудность и подведомственность определяются ГПК РФ (если заявитель – физическое лицо) и АПК РФ (если заявитель – юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

Налоговый контроль валютных операций

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

— сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл на налоговый вычет

— положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

— проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

— соответствующего нормативного правового акта;

— известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

— информации, необходимой для идентификации резидента;

— срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Видео (кликните для воспроизведения).

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 — 34 регламента.

Валютный контроль налоговыми органами

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

Расчётные операции в иностранной валюте

Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона №173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона №173-ФЗ.

Переходный период

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Необходимость ежеквартально сообщать о движении средств на иностранных счетах

В соответствие с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

В соответствии с данными Правилами резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Читайте так же:  Возмещение ндс из бюджета при отсутствии реализации

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Специфика подхода к валютным проверкам

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

Основание и проверки сроки валютного контроля

В первую очередь, отметим, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации. Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

Что касается сроков проведения проверок, примечательно, что Административный регламент отсылает к КоАП РФ и ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в пределах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о валютных операциях.

Не только ФНС и ФТС

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Статистика за 2017 год

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП, а также положение п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке за пределами РФ и об изменении реквизитов такого счета (вклада)

В соответствие с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. №ММВ-7-6/[email protected], от 14.11.2013 №ММВ-7-14/[email protected]

При осуществлении первого перевода на свой счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, необходимо предъявить в банк, в котором осуществляется обслуживание, уведомление налогового органа об открытии указанного счета с отметкой налогового органа о принятии такого уведомления. В дальнейшем представлять уведомление не нужно (ч. 4 ст. 12 Закона №173-ФЗ). Обмен информацией между налоговыми органами и уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» при передаче указанным банкам как агентам валютного контроля по их запросам информации, подтверждающей уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, в электронном виде, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 21.06.2013 №ММВ-7-6/[email protected]

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а также представление указанного уведомления в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет ответственность, предусмотренную ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Что такое валютный контроль

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. №123н.

Налоговые органы являются органами валютного контроля, на которых возложены обязанности по контролю за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями ст. 15.25, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении.

Читайте так же:  Причины образования задолженности по налогам и сборам

Проведение валютных операций

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:

  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона №173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона №173-ФЗ.
  • валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона №173-ФЗ, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 Закона №173-ФЗ.

Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона №173-ФЗ.

Права и обязанности юридических лиц (резидентов) при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты установлены ст. 14 Закона №173-ФЗ.

Порядок репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки указан в ст. 19 Закона №173-ФЗ.

Ответственность за несоблюдение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193, 193.1 УК РФ.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Читайте так же:  Прогрессивная система обложения налогами доходов физических лиц

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Источники

Налоговый кодекс валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here