Нарушение резидентами и нерезидентами валютного законодательства

Нарушение валютного законодательства

Иногда сталкиваешься с ситуациями, когда организации или предприниматели нарушают законодательство, даже не подозревая об этом. Недавно мы столкнулись со следующим: предприятие, торгующее в основном в розницу, продало жителю Казахстана стройматериалы и по его просьбе выписало ему накладную и счет-фактуру, да еще и с НДС (!) для провоза через границу.

Спустя месяц на предприятие пришел запрос из службы финансово-бюджетного надзора о предоставлении документов на проверку по валютной операции. Учтите, что, даже не осуществляя, как нам кажется, экспорта-импорта, мы можем нарушить валютное законодательство, а это может обойтись очень дорого.

Давайте разберем самые частые ошибки.

1) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими юридическими лицами (и предпринимателями, в силу ст.23 ГК РФ).

Российским предприятиям наличные рубли можно получать от нерезидентов только в случаях, если нерезиденты являются физическим лицами, и только по договорам розничной купли-продажи, а также при оказании нерезидентам-физикам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг.

Кроме этого можно производить наличные расчеты в рублях и иностранной валюте с нерезидентами (и физиками, и юриками) за обслуживание воздушных и морских судов иностранных государств.

Договор розничной купли-продажи может заключаться и в письменной форме, но в основном данный договор заключается устно. Устный договор розничной купли-продажи товаров считается заключенным с момента оплаты товара, что может подтверждаться выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего эту самую оплату товара.

Вообще говоря, на текущий момент разделение на опт и розницу для целей налогообложения происходит в зависимости от конечной цели приобретения товара- куда он дальше пойдет: на производство или личные нужды. Но так как в данном случае покупателем может быть только физическое лицо, то явно сделка будет розничной. Излишне говорить, что накладную, да еще и счет фактуру выставлять было нельзя. Достаточно было оформить товарный чек и, при необходимости, договор розничной купли продажи.

2) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими физическими лицами.

Российские физические лица (следовательно, и индивидуальные предприниматели) — резиденты также обязаны осуществлять валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Поэтому им нельзя получать рубли, доллары и тугрики в подарок, дарить, получать или платить наличку за услуги, или материальные ценности от нерезидентов (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет).

В письме Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» особо отмечается, что для того, чтобы признать резидента виновным в совершении запрещенной операции с нерезидентом, должно быть установлено, что резидент знал или должен был знать, что он осуществляет расчеты именно с нерезидентом.

Как будут выявлять счастливчика получившего в подарок денежки от нерезидента неясно. Так что совершенно непонятно, каким образом таможенные органы будут контролировать совершение вышеперечисленных запрещенных валютных операций физическими лицами — резидентами.

3) Экспортные сделки.

Представьте ситуацию: ваше предприятие заключило контракт на поставку товара за рубеж, а ваш партнер нарушил свои обязательства. Например, заплатил позже, заплатил меньшую сумму, а то и не заплатил вовсе. Думаете, вам стоит посочувствовать? А вот и нет, вас стоит еще и наказать за нарушение валютного законодательства!

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона 173-ФЗ от 10.12.2003 г. резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, должны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

За невыполнение данной обязанности п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!)суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Тут стоит посоветовать предусматривать в контракте реальные сроки, ну а если покупатель-нерезидент запаздывает с оплатой можно заключить дополнительное соглашение к договору. В том случае, если такое соглашение заключено до истечения первоначального срока оплаты товара, — событие правонарушения отсутствует.
Если же покупатель не хочет или не может оплатить поставку, то следует предпринять следующие меры: предъявить ему претензию, а после ответа на претензию (или истечения срока ответа) направить исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Обязательное принятие мер, направленных на «выбивание» долга контрагента является необходимым условием для подтверждения отсутствия вины экспортера в неполучении выручки на свои счета.

4) Импорт.

Если российское предприятие оплатило нерезиденту за поставку товаров (работ, услуг), а товары не были ввезены на территорию РФ и деньги не возвращены, то российский импортер несет ответственность, предусмотренную п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!) суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако российский резидент и в данном случае является пострадавшей стороной, и, если предпринять меры для подтверждения своего желания получить товар или хотя бы вернуть деньги , то к ответственности его не привлекут.

Подытожим, какие меры надо предпринять во избежание штрафов. Итак, на стадии преддоговорной подготовки следует выяснить через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежность и деловую репутацию. И, разумеется, экспортеру следует запастись документом, подтверждающим надежность и хорошую деловую репутацию партнера.

При заключении контракта в него следует внести такой способ обеспечения исполнения обязательств, который соответствует надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).

Читайте так же:  Куда подать жалобу на налоговую инспекцию

И когда обязательство контрагентом не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, необходимо предъявить ему претензию, а после ответа на претензию или истечения срока ответа подать исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Мы поможем вашему бизнесу!

© 2010 – 2020 ООО «АФ «Урал-Аудит» —
аудиторские и бухгалтерские услуги

О понятии «резидент» в целях применения валютного законодательства

Разъяснено, что понятия «налоговый резидент» и «резидент» в целях применения положений валютного законодательства не совпадают.

В силу НК РФ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней кодекс не содержит.

Законом о валютном регулировании и валютном контроле установлено следующее. Физлица-резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в рублях и иностранной валюте в банках, расположенных за пределами нашей страны. Об этом необходимо уведомить налоговые органы по месту своего учета. Срок — не позднее 1 месяца со дня наступления соответствующего события.

На такие счета физлиц-резидентов могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, выплачиваемые в виде зарплаты и иных выплат, связанных с выполнением за пределами России трудовых обязанностей, а также связанные со служебными командировками.

Таким образом, указанным законом не предусмотрена обязанность проводить суммы зарплаты через счета в уполномоченных банках, а также не установлены требования к валюте таких банковских счетов.

Письмо Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2014 г. № ОА-3-17/2962

О применении валютного и налогового законодательства

Федеральная налоговая служба по вопросу применения валютного и налогового законодательства сообщает следующее.

Установление факта наличия статуса налогового резидента связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период, т.е. календарный год. С учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат.

В свою очередь определение статуса резидента согласно Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон) используется в целях применения положений валютного законодательства.

Таким образом, понятие налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают.

ФНС России не располагает сведениями о правоприменительной практике по вопросу необходимости непрерывного нахождения за пределами территории России для потери статуса резидента в целях применения валютного законодательства.

Физические лица — резиденты в соответствии со статьей 12 Федерального закона открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Данная норма также возлагает обязанность уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам).

Таким образом, Федеральным законом не предусмотрена обязанность проводить суммы заработной платы через счета в уполномоченных банках, а также не установлены требования к валюте таких банковских счетов.

Действительный
государственный советник РФ
II класса А.Л. Оверчук

Изменения в правилах валютных операций для нерезидентов

24 июня 2019 г. на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности был одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешённых случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой РФ)».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и наличной валютой Российской Федерации)» внесен Минфином России.

В чем суть законопроекта?

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, при этом расчеты с нерезидентами при валютных операциях производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств (абз.1 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ).

Данной статьей установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица — резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В отношении расчетов по договорам купли-продажи с физическим лицом — нерезидентом установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами только в наличной валюте РФ, при этом договор купли-продажи товаров должен быть розничным (абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Расчеты по выплате организации-резидента физическому лицу — нерезиденту суммы по договору купли-продажи в наличной форме не входят в установленный ст. 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, разрешенных без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, организация — резидент РФ должна расплатиться с иностранным гражданином — нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке.

Читайте так же:  Налоговый вычет ипотека сроки подачи документов

При этом за нарушение данного требования валютного законодательства предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст.15.25КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Законопроектом предусмотрена возможность выплаты юридическими лицами — резидентами иностранным гражданам компенсации НДС в наличной валюте РФ. Для этого внесены изменения в абз.3 ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ.

Так, юридические лица — резиденты могут осуществлять выплаты наличной валюты РФ физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации сумм НДС в соответствии со статьей 169.1 НК РФ, а также расчеты в наличной валюте РФ при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Данная норма направлена на привлекательность так называемой программы tax free. Напомним, что Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй НК РФ» введена в России системаtахfree, т.е. компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы НДС, уплаченного ими при приобретении товаров в России, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Чтобы сделать более привлекательным покупки иностранцев в России (при совершении покупки на сумму не менее 10 тыс. рублей,иностранцымогут вернуть сумму НДС при вывозе товаров за пределы ЕАЭС), предусмотрена возможность выплаты компенсации НДС наличкой.

Законопроектом дается разрешение резидентам без использования банковских счетов проводить операции с наличной иностранной валютой, связанные со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за рубеж.

Помимо этих изменений, пополнился список разрешенных валютных операций — внесение или снятие наличной иностранной валюты юридическими лицами-резидентами в уполномоченных Федеральным казначейском банках, если счета открыты в этом ведомстве.

Нарушение резидентами и нерезидентами валютного законодательства

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

«1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением. «.

Далее следует обширный перечень исключений или разрешенных валютных операций между резидентами. Однако в законе о валютном регулировании он изложен в затрудненном для обычного понимания виде, с многочисленными ссылками на другие статьи закона. В упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций для первичного планирования операций его можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

Новости

16.07.2019
В Госдуму внесли законопроект о совершении резидентами валютных операций с наличной валютой

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро «Проект-ВС» (Москва) • 2001-2020 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Нарушение резидентами и нерезидентами валютного законодательства

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство , пре­ду­с­мот­рен­но­го законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства ;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом » О международных компаниях «;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ);

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях «;

(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

Извлечения из Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

Читайте так же:  Возврат ндфл за свое заочное обучение

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ)

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Извлечения из Федерального закона от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях»:

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции (далее — международная компания), права и обязанности его участников, особенности его деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке (далее — иностранное юридическое лицо).

Статья 5. Особенности государственной регистрации международной компании

1. Международные компании подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации международных компаний.

Новости

05.01.2020
ФНС направила рекомендуемые формы уведомлений о зарубежных счетах резидентов в банках и (или) иных организациях финансового рынка

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро «Проект-ВС» (Москва) • 2001-2020 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Валютный контроль за операциями нерезидентов

Под валютным контролем понимается работа, которую выполняют специальные государственные органы и агенты в сфере соблюдения валютного законодательства, когда проводятся операции с использованием иностранной валюты. Все это помогает защитить российский рубль, сохранить планируемый в бюджете его курс по отношению к мировым валютам, что в конечном счете должно привести к стабильности экономики и ее прогнозируемому развитию.

Органами валютного контроля выступают два крупнейших государственных института страны — Центральный банк и Правительство России. А вот агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные ЦБ. В принципе система построена логично: все крупные валютные операции сегодня проходят через банковские финансовые учреждения, так что они и требуют с участников сделок всю информацию и отчетность по проведенным операциям. А ЦБ ее потом консолидирует и обобщает.

Какие операции попадают под валютный контроль нерезидентов

Если валютные резиденты попадают под серьезный валютный контроль и должны постоянно отчитываться о движениях по своим счетам в иностранной валюте (а еще чего хуже, открытых в иностранных банках), то с нерезидентами такого уровня контроля добиться невозможно. Ну как можно обязать посольство Германии в России или представителей Гринписа отчитываться о движениях по своим счетам? Так что действующее в РФ валютное законодательство не устанавливает никаких специальных требований, касающихся осуществления нерезидентами платежей. Но только если эти платежи проходят в иностранной валюте.

А вот если нерезиденты осуществляют операции в рублях, тогда ситуация кардинально меняется — сразу возникает необходимость в формировании отчета. Есть даже специальная Инструкция Банка России, выпущенная в августе 2017 года под номер № 181-И, которая регулирует порядок представления нерезидентами своим банкам подтверждающих документов и другой информации при осуществлении таких операций.

Одна радость: это требование касается исключительно юридических лиц, о чем прямо сказано в п. 1.5. настоящей Инструкции. Так что физические лица могут спать спокойно в прямом и переносном смыслах этого слова. Даже если они и попадают в поле зрения проверяющих органов (например, взаимодействуя финансово с резидентами), то требование отчитываться предъявляется к резидентам, а не к ним.

О валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями на 27 декабря 2019 года)

Название документа: О валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями на 27 декабря 2019 года)
Номер документа: 173-ФЗ

Вид документа: Федеральный закон Принявший орган: Государственная Дума Статус: Действующий Опубликован: Российская газета, N 253, 17.12.2003

Парламентская газета, N 233, 17.12.2003

Собрание законодательства Российской Федерации N 50, 15.12.2003, ст.4859

Приложение к «Российской газете», N 1, 2004 год

Ведомости Федерального Собрания РФ, N 36, 21.12.2003

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Нерезиденты: определение и общие характеристики

Основным законом, который регулирует деятельность в данной сфере, является Федеральный закон № 1730-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый еще в 2003 году и постоянно дополняемый и изменяемый в зависимости от целей и задач правительства.

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, которые не являются гражданами РФ;
  • граждане РФ, которые постоянно не проживают на территории страны. Недавно слово «постоянно» получило математический окрас: если гражданин России более 183 дней проводит за границей, то он автоматически становится нерезидентом для целей валютного контроля;
  • юридические лица, которые зарегистрированы не в России и работают не в соответствии с законодательством нашей страны;
  • организации (например, общественные, межправительственные и дипломатические), которые не имеют статуса юридических лиц, зарегистрированные за пределами РФ и действующие в соответствии с законодательством той страны, где они зарегистрированы;
  • подразделения и представительства этих компаний и организаций, которые ведут свою деятельность на территории России.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Читайте так же:  Финансовый контроль включает проверку

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Читайте так же:  Планируется ли налоговая амнистия

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Источники

Нарушение резидентами и нерезидентами валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here