Незаконная налоговая проверка

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Возврат процентов уплаченных банку по ипотеке

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Для возбуждения дела по налоговым преступлениям налоговая больше не нужна («Ваш партнер-консультант», № 43, 2014 г.)

С 22 октября 2014 г. следователи СК РФ получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ (далее — Закон № 308-ФЗ).

Уголовным кодексом предусмот­рено четыре вида налоговых преступлений:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Изначально поводом для возбуждения уголовного дела по вышеперечисленным налоговым преступлениям могли служить: материалы налоговых проверок, заявления граждан, результаты оперативно-розыскной деятельности подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № ­407-ФЗ) 7 декабря 2011 г. в ст. 140 УПК РФ была введена ч. 1.1. Согласно ей поводом для возбуждения уголовных дел следователями СК РФ по налоговым преступлениям стали служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанность налоговых органов направлять соответствую­щие материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях, предусмотрена ч. 3 ст. 32 НК РФ.

Фактически обязанность налоговых органов по направлению этих материалов ставится в зависимость от следующих условий:

  • имеется вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого направляется требование об уплате налога;
  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления;
  • налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки;
  • прошло два месяца со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (­сбора).

В состав передаваемых налоговыми органами материалов входит решение о привлечении к ответственнос­ти за совершение налогового правонарушения, письменные возражения налогоплательщика (налогового агента), акт налоговой проверки, до­кумен­ты, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Такой порядок привлечения к уголовной ответственности оказался сложным и длительным для следователей, кроме того, большое количество передаваемых налоговыми органами до­кумен­тов должны быть надлежащим образом оформлены, чтобы иметь силу надлежащего доказательства.

Либерализация уголовно-процессуального законодательства была нацелена на снижение давления на бизнес и сокращение возможностей для рейдерских захватов компаний с использованием правоохранительных органов с помощью возбуждения уголовных дел и отчасти выполнила свою роль.

Но, по мнению инициаторов последних поправок в УПК РФ, в разы упала эффективность привлечения к ответственнос­ти за налоговые преступления. В результате Законом № ­308-ФЗ ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ признана утратившей силу.

И теперь поводом для возбуждения уголовного дела за налоговое правонарушение, как и прежде, могут быть не только материалы налоговых проверок (выездных, камеральных), но и заявления граждан, результаты оперативно-розыскной дея­тельности подразделений по борьбе с налоговыми преступ­лениями.

Однако для следственных органов установили дополнительные обязанности в рамках возбуждения данных уголовных дел.

А именно при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, преду­смотренных ст. 198—199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момен­та поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих до­кумен­тов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ в новой редакции).

Читайте так же:  Как подать на возврат процентов по ипотеке

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого ­решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователь должен принять процессуальное решение (ч. 8 ст. 144 УПК РФ). Но законодатель предусмотрел, что уголовное дело о совершении преступлений, предусмотренных ст. 198—199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем и до получения из налогового органа заключения или информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).

Таким образом, следователи снова получили свободу в возбуждении дел по налоговым преступлениям и больше не зависят от налоговых органов. Безусловно, новый порядок приведет к росту возбужденных уголовных дел по таким преступлениям. Но приведет ли это к необоснованному преследованию предпринимателей? Время покажет.

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

Как правило, налоговая проверка заканчивается вынесением решения о доначислении налогов, пеней, а иногда и штрафов. «Отбиваться» от таких доначислений можно двумя способами. Первый (традиционный) предполагает оспаривание оснований для доначисления. То есть спор по существу тех нарушений в исчислении и уплате налогов, которые обнаружили проверяющие. Но есть и второй способ — оспаривание результатов проверки по процедурным основаниям. Другими словами, в этом случае предметом спора становятся действия инспекторов и оформленные ими документы. Давайте разберемся, какие процедурные ошибки инспекторов однозначно приводят, а какие — могут привести к отмене результатов проверки?

Вводная информация

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех. Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу. И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Вводная информация

Примеров незаконных и необоснованных требований, которые налоговые органы предъявляют налогоплательщикам, можно привести довольно много. Тут и истребование дополнительных документов при камеральных проверках, и выставление неправильно оформленных требований на уплату налогов или пеней, и различные запросы на предоставление той или иной информации. Проиллюстрировать все это можно, в частности, широко обсуждавшимися на форуме Бухгалтерии Онлайн темами: выданное организации поручение на проверку легализации зарплаты; требование подготовить для инспекции аналитические материалы по НДС и налогу на прибыль; требование принести флешку или диск с файлами. Так как же правильно (и максимально безвредно для организации) реагировать на такие требования*?

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что возможны три варианта противодействия незаконным требованиям ИФНС. Это простое невыполнение незаконного требования, невыполнение требования с предварительным уведомлением инспекции и обжалование незаконного требования. Рассмотрим плюсы и минусы каждого их вариантов.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

Изучение декларации 3-НДФЛ

Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

Проверка на незаконность предпринимательства

Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка. Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка. Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

Просто не выполнять

Видео (кликните для воспроизведения).

Не выполнять незаконные требования налоговых органов позволяет пункт 11 статьи 21 Налогового кодекса. В этой норме прямо говорится: «Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам». Надо заметить, что эта норма вовсе не «спящая» – она активно применяется в жизни как налогоплательщиками, так и судами (см., например, определение ВАС РФ от 18.09.08 № 11997/08, постановление ФАС Московского округа от 22.02.11 № КА-А40/17982-10).

Читайте так же:  Элементы обложения по торговому сбору

Однако изучение судебной практики показывает, что способ этот далеко не самый безопасный. И вот почему. Если мы еще раз прочитаем формулировку пункта 11 статьи 21 Налогового кодекса, приведенную выше, то увидим следующее. Право на неисполнение имеется у налогоплательщика лишь в том случае, если акты и требования налоговых органов не соответствуют Налоговому кодексу или иным федеральным законам. Очевидно, что, предъявляя к налогоплательщику те или иные требования, инспекция вовсе не считает их незаконными или противоречащими Налоговому кодексу. Это означает, что инспекция, не получив в отведенный срок от организации никакого ответа, ничтоже сумняшеся вынесет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и попытается этот штраф взыскать.

Такое развитие событий делает ситуацию заведомо невыгодной для налогоплательщика. Во-первых, о наложенном на него штрафе он узнает уже постфактум. Во-вторых, при оспаривании решения инспекции о наложении штрафа он оказывается в положении оправдывающегося – ему приходится доказывать незаконность требований инспекции. И все это под «дамокловым мечом» штрафа.

Конечно, если суд признает, что требование, предъявленное налоговиками, было незаконным, то организация автоматически освобождается от штрафа. Ведь, как указал ФАС Московского округа в одном из недавних решений, невозможно наложение санкций за ненадлежащее исполнение того требования, которое само не соответствует законодательству о налогах и сборах (см. упоминавшееся выше постановление от 22.02.11 № КА-А40/17982-10). Однако если учесть время и нервы, потраченные на судебный процесс, рассматриваемый способ вряд ли можно признать удобным и безрисковым.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику. Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы. Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения. Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Памятка «Проверьте проверяющих»

Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если:
1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела.
2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем.
3. В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка.
4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ.
5. Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.
6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Как бороться с неправомерными требованиями налоговиков

Налогоплательщики все чаще получают из налоговых инспекций различного рода требования, законность и обоснованность которых вызывают сомнения даже у людей далеких от юриспруденции. Подтверждение тому – количество вопросов о том, как правильно поступать в подобных ситуациях, поступающих на форум Бухгалтерии Онлайн. Конечно, каждый случай уникален, но, тем не менее, существуют и некоторые универсальные советы. Им-то и посвящена наша сегодняшняя статья.

Обжаловать незаконное требование в суде

Обжалование предъявленных требований в суде является, пожалуй, самым радикальным способом борьбы с налоговым произволом. Этот способ имеет несомненные плюсы – налогоплательщик наносит своего рода упреждающий удар. А значит, на него не давит бремя неожиданно наложенного налоговиками штрафа, а само обращение в суд является неожиданностью уже для налоговиков. Более того, в случае обжалования незаконного документа, действия или бездействия государственного органа, представители этого органа оказываются в роли оправдывающихся. Ведь по Арбитражному процессуальному кодексу именно они должны доказать, что их документ, действие или бездействие соответствует закону (п. 3 ст. 189 АПК РФ).

Но и на этом пути налогоплательщика поджидают сложности. Зачастую инспекция пытается пресечь рассмотрение дела, что называется, на корню, убеждая судей, что организация вообще не могла обратиться в суд, так как ее права еще не нарушены. Ведь само по себе предъявление требования еще никаких негативных последствий не влечет. Тем более у налогоплательщика согласно Налоговому кодексу есть право просто не исполнять требования, если они незаконны.

Читайте так же:  Оформление стандартного налогового вычета на детей

Однако суды с таким подходом не соглашаются. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 07.04.10 № КА-А40/3003-10 ясно и четко указал: тот факт, что требование налоговой инспекции до обращения в суд не было исполнено, давал инспекции право вынести решение о привлечении организации к налоговой ответственности. Значит, права налогоплательщика находятся под угрозой. А тот факт, что подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ дает налогоплательщику право не выполнять неправомерное требование инспекции, не может ограничивать право организации на судебную защиту.

Правда, надо учитывать, что возможность обратиться в суд имеется только в тех случаях, когда инспекция выдвигает требования, из которых со всей очевидностью следует, что они, по мнению ИФНС, обязательны для исполнения. Если же в полученном от инспекторов документе используются слова «просим», «рекомендуем» и т.п., в суд жаловаться бесполезно. Подобные документы никаких обязанностей на налогоплательщика не возлагают и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.11 по делу № А42-2727/2010).

* Сразу оговоримся, что речь у нас пойдет только об официальных требованиях инспекции. То есть о тех, которые письменно оформлены на бланке ИФНС, а также заверены печатью и подписью. Устные требования сами по себе к исполнению необязательны, ибо Налоговым кодексом не предусмотрены.

Основания для налоговой проверки физического лица

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Ответить письменным отказом

Следующий вариант предполагает не простое неисполнение незаконного требования, а направление в инспекцию официальной бумаги, в которой излагается мнение организации о незаконности предъявленных требований. Такая бумага, естественно, не исключает возможности наложения на организацию штрафа (и это подтверждается судебной практикой – см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.11 по делу № А43-10932/2010, постановление ФАС Уральского округа от 13.09.11 № Ф09-5722/11). Однако представление в инспекцию в установленный срок хоть какого-то документа уже означает, что организация не просто проигнорировала требования налоговиков, а имеет некие юридические основания для этого. Вполне возможно, что получив такой ответ, инспекторы пересмотрят свои требования. Такие прецеденты на практике достаточно часты. Связано это, скорее всего, с тем, что грамотно составленное письменное возражение на незаконные действия инспекции недвусмысленно дает ей понять, что организация не остановится и перед обращением в суд.

Таким образом, направление в инспекцию письменного сообщения вполне может способствовать мирному разрешению ситуации. Однако даже если этого не произошло, организация, во-первых, оказывается подготовленной к предстоящему суду, т.к. аргументы уже письменно сформулированы. А во-вторых, штраф, наложенный ИФНС, не будет неожиданным – в процессе обсуждения законности требования с налоговиками организация наверняка узнает, отказалась ли инспекция от своих требований, или же штраф неизбежен.

Когда налоговая служба запрашивает информацию о поступлении денег на карту физических лиц?

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн». Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Читайте так же:  Подарить квартиру внуку налог

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно. Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011). Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых. Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие. То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

Перевод большой суммы денег

При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку. Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета. Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

Получение денег на карту Сбербанка от лица, находящегося под подозрением в совершении мошеннических действий

Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет. По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику». Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

Получение доходов от аренды жилого помещения, за фриланс и другие виды деятельности, выполняемые физлицом неофициально

Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Заключение

Таким образом, физическим лицам необходимо быть начеку. Однако им не стоит паниковать и в срочном порядке заполнять декларацию. Важно помнить, что для уплаты налогов должно быть доказано получение дохода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любое требование налогового органа исполнить обязательства выполняется исключительно по решению суда.

Судебное разбирательство может случиться только в случае, когда ИФНС найдет состав преступления. Поэтому даже если вас и коснется налоговая проверка, то у вас будет достаточно времени, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Источники

Незаконная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here