Обязанность уплаты земельного налога

Обязанность уплаты земельного налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

С какого момента возникает обязанность уплачивать земельный налог?

Плательщиками земельного налога признаются организации и физлица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Не признаются плательщиками организации и физлица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним в ЕГРП одного из названных прав на участок и прекращается с момента внесения в реестр записи о праве иного лица.

Объектом обложения земельным налогом признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован.

Участок под многоквартирным домом и иными входящими в его состав объектами недвижимости, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность владельцев помещений.

Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит владельцам помещений в силу закона независимо от его регистрации в ЕГРП.

Пленум ВАС разъяснил спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога

Нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены и кто является плательщиком налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом? Ответы на эти и другие спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога, содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если права на земельный участок не оформлены, платить земельный налог не надо

В первую очередь суд разъяснил, нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос не существовало. По мнению чиновников, платить налог должны и те лица, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на фактически используемые ими земельные участки.

Так, ФНС в письме от 11.01.06 № 21-4-04/2 и Минфин в письме от 13.02.06 № 03-06-02-04/19 сообщили: получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, поэтому отсутствие такого документа не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В судебной практике по данному вопросу единообразия не было. Одни суды соглашались с чиновниками: плательщиками земельного налога являются фактические землепользователи (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.06 № 11991/05, ФАС Уральского округа от 29.06.09 № Ф09-4329/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.08 № Ф08-2625/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.06 №Ф04-6631/2006(27244-А27-35)). Другие считали, что отсутствие правоустанавливающих документов освобождает от уплаты налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.09 № А33-13051/08-Ф02-967/09).

Точку в давнем споре поставил Пленум ВАС РФ. Арбитры указали: плательщиком земельного налога является лицо, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как собственник участка, пользователь или владелец, чье право удостоверено соответствующим документом. При этом объект налогообложения возникает после того, как конкретный земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Это правило не распространяется лишь на правопреемника, который становится плательщиком земельного налога независимо от того, зарегистрирован ли переход прав на землю.

ТСЖ не являются плательщиками земельного налога

Кто является плательщиком земельного налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники помещений в этом доме или товарищество собственников жилья? Собственники помещений, поскольку именно они владеют земельными участками, независимо от того, создано ли ими товарищество собственников жилья, считают в Высшем арбитражном суде (п.6 постановления).

На практике налоговики нередко обязывали ТСЖ уплачивать налог на землю. Хотя Минфин еще два года назад разъяснил, что обязанность по уплате земельного налога возложена на собственников земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ), а ТСЖ собственником земельного участка быть не может (письмо от 13.09.07 № 03-11-04/2/224).

Суды также не раз отклоняли утверждения инспекций, что товарищество является плательщиком земельного налога. Логика арбитров такова. ТСЖ не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание. Оно создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда: земли, занятые жилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях. Соответственно, собственником земли товарищество никак не является (постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.06 № А55-23144/2005-30, ФАС Уральского округа от 01.10.08 № Ф09-6951/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.06 № А17-2233/5/2005). Правомерность такой позиции теперь закреплена постановлением Пленума ВАС.

Земельный налог не всегда рассчитывается по кадастровой стоимости

Если для участков кадастровая стоимость не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли. Об этом сказано в пункте 7 комментируемого постановления Пленума ВАС.

Напомним, базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земли. Нормативные акты, утверждающие кадастровую стоимость конкретных земельных участков, утверждают органы региональной исполнительной власти (например, администрация области). При этом утвержденные документы должны быть опубликованы. Но проблема в том, что зачастую вовремя утвердить и опубликовать их не удается, и данные о кадастровой стоимости становятся известны общественности лишь спустя несколько месяцев после начала года. А ведь в статье 391 Налогового кодекса четко сказано: «налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом».

Читайте так же:  Налоговый кодекс ндфл вычеты на имущество

Разбирая споры по таким ситуациям, суды утверждали: если по состоянию на 1 января наступившего года кадастровая стоимость не установлена, следует применять нормативную цену земли (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ). Нормативную цену, как и кадастровую стоимость, утверждают органы региональной исполнительной власти. При этом они должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли. Такое мнение высказывал Президиум ВАС РФ (постановление от 10.02.09 № 11279/08), ФАС Поволжского округа (постановление от 30.04.09 № А72-4563/2008), ФАС Северо-Западного округа (постановление от 27.03.09 № А05-9538/2008).

В Минфине с таким подходом не соглашались. Чиновники настаивали: для исчисления земельного налога может применяться только кадастровая стоимость земельных участков. Если же до сведения общественности в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). А после утверждения кадастровой стоимости и получения соответствующих сведений нужно представить «уточненку» (письмо Минфин РФ от 03.07.06 № 03-06-02-04/97).

Пленум ВАС не согласился с позицией Минфина, и «зафиксировал» сложившуюся судебную практику, заявив: при отсутствии данных о кадастровой стоимости налог рассчитывается на основе нормативной цены земли.

Коротко о других спорных моментах, связанных с уплатой земельного налога

Пленум ВАС ответил и на другие важные вопросы. Является ли неосвоение земли, приобретенной застройщиком для жилищного строительства, основанием для отказа в применении пониженной ставки? (Напомним, в отношении таких участков пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлена пониженная ставка налога — 0,3 процента). По мнению судей, нет, не является (п. 8 постановления).

Пункт 9 посвящен налогоплательщикам — физическим лицам, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Так вот они, по мнению арбитров, могут воспользоваться вычетом и в том случае, если земельный участок используется этими гражданами в предпринимательской деятельности.

Обязанность по уплате земельного налога возникает только после формирования земельного участка и оформления на него прав собственности

Для того чтобы земельный участок стал объектом налогообложения по земельному налогу, и у организации (предпринимателя) возникла обязанность платить данный налог, необходимо выполнение двух условий. Первое — границы данного участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами. Второе условие — у налогоплательщика должно быть оформлено право собственности на эту землю. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 12.05.11 № 03-05-05-02/26.

В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса дано определение объекта налогообложения по земельному налогу. Это — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Однако авторы комментируемого письма приводят определение объекта налогообложения, данное в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 — «часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами». Соответственно, как заключают в Минфине, объект налогообложения по земельному налогу возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован, то есть будут определены его границы.

Что касается момента возникновения обязанности по уплате земельного налога, то в Минфине сообщают следующее. Плательщиками земельного налога, согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. А такие права, как указано в пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса, подлежат государственной регистрации. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности либо права (постоянного) бессрочного пользования либо права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. А этот момент определяется датой внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Быть или не быть земельному налогу при разделении и отчуждении части земельного участка в один день?

Нужно ли платить земельный налог, если регистрация права собственности и отчуждение земельного участка состоялись в один день?

Прежде всего, отметим, что для целей расчета земельного налога важны даты государственной регистрации перехода права собственности.

По общему правилу, плательщиками земельного налога по общему правилу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).
Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п.1 ст.131 ГК РФ, ст.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г.).

То есть плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок (п.1 постановления Пленума ВАС РФ №54 от 23.07.2009 г., письма Минфина РФ №03-05-06-02/75889 от 24.12.2015 г., №03-05-05-02/120 от 07.12.2012 г.).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок расчет земельного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде:

Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном налоговом (отчетном) периоде

Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Земельный налог (с учетом Кв)

Такой порядок следует из положений п.7 ст.396 НК РФ, п. 5.16-5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС РФ от 10.05.2017 г. №ММВ-7-21/347, письма ФНС РФ от 06.04.2018 г. №БС-4-21/6568.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента (п.7 ст.396 НК РФ).

В общем случае, если, например, организация в 2018 году владела земельным участком (право собственности за ней зарегистрировано), например, с 1 января 2018 года, а прекращение права собственности (что подтверждено записью в реестре) произошло 22.10.2018 г., то организация-продавец должна уплатить земельный налог за десять полных месяцев 2018 года.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты ребенку 18 лет

Однако законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента учитывать возникновение и прекращение права собственности на земельный участок, если регистрация права собственности и прекращение этих прав произошли одновременно (в одном месяце) до 15-го числа или после.

Пример.

Компания 20.10.2018 г. разделила земельный участок на два земельных участка и в этот же день реализовала выделенный земельный участок покупателю.

Нужно ли уплачивать земельный налог в отношении реализованного земельного участка?

Формально, если следовать буквальному толкованию положений п.7 ст.396 НК РФ, то при прекращении права собственности (что подтверждается записью в реестре) после 15-го числа месяца, то месяц прекращения права принимается за полный месяц.

Вместе с тем, если опираться на разъяснения ведомств в отношении расчета транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца (который может приходиться либо на первую, либо на вторую половину месяца), то можно предположить, что уплачивать земельный налог в аналогичной ситуации, например, при регистрации права собственности и его прекращении во второй половине октября (за период менее одного месяца), не нужно.

Напомним, что в этой ситуации также законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента Кв учитывать месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства, если оно:

одновременно поставлено и снято с учета до 15-го числа или после;

  • поставлено на учет до 15-го числа, а снято после 15-го числа того же месяца.
  • Мнение Минфина РФ и ФНС РФ в подобной ситуации едино — не нужно уплачивать транспортный налог в отношении автомобиля, который был:

    поставлен и снят с учета в один день;

    одновременно был поставлен и снят с учета в одном месяце до 15-го числа или после (письма Минфина РФ №03-05-04-04/37237 от 15.06.2017 г. (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС РФ №БС-4-21/11566 от 19.06.2017 г.), №03-05-05-04/49344 от 24.08.2016 г.). Например, если автомобиль поставлен на учет при покупке 28 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 30 сентября 2016 года либо поставлен на учет 12 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 14 сентября 2016 года, то при расчете коэффициента Кв месяц постановки и снятия с учета – сентябрь 2016 года – не учитывается.

    К сожалению, официальных разъяснений по поводу земельному налогу по аналогичной ситуации найти нам не удалось.

    Поэтому, налогоплательщикам, у которых цена вопроса незначительна, безопасней заплатить земельный налог за один месяц.

    То есть в этом случае покупатель будет платить земельный налог с ноября 2018 г., а продавец заплатит за октябрь 2018 г.

    Если цена вопроса существенна, то компания может обратиться в Минфин РФ за разъяснениями налогового законодательства. Сделать это нужно письменно, подробно изложив имеющуюся проблему, а при необходимости – приложить к запросу документы, касающиеся задаваемого вопроса. В письме целесообразно привести аргументы, подтверждающие наиболее выгодную для организации позицию.

    Напомним, что официальный ответ контролирующих ведомств освобождает организацию от налоговой ответственности и пеней за просрочку уплаты налогов (сборов), если нарушение законодательства было допущено из-за того, что организация следовала данным в этом документе разъяснениям (пп.3 п.1 ст.111, п.8 ст.75 НК РФ).

    Минфин разъяснил, с какого момента у юридических лиц возникает обязанность уплачивать земельный налог

    Вопрос: С какого момента у юридических лиц возникает обязанность по уплате земельного налога?

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 12 октября 2009 г. N 03-05-05-02/62

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

    В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Следовательно, основанием для признания организации налогоплательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

    Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

    При этом п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

    Таким образом, если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

    Если право на земельный участок возникает у организации в силу закона, то обязанность по уплате земельного налога у этой организации возникает с момента возникновения такого права.

    Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действенными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

    Читайте так же:  Налог на имущество сколько платить

    При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Поэтому на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

    На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

    Одновременно отмечаем, что при рассмотрении поставленного в письме вопроса следует учитывать, в частности, правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

    Заместитель директора
    Департамента налоговой
    и таможенно-тарифной политики
    С.В.РАЗГУЛИН

    13 ААС: за муниципальную землю некому платить налог

    В арбитражный суд обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениям МО «Зеленоградский район» с исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Означенное правонарушение, по мнению налогового органа, заключалось в том, что истец не оплачивал земельный налог за участки, которые находились в его ведении.

    Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил решение ФНС о начислении земельного налога. Арбитры отметили, что их решение основано на том, что истец не являлся владельцем спорной земли, а только осуществлял полномочия собственника от имени муниципального образования «Зеленоградский район».

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда подала жалобу проигравшая сторона, постановлением от 15.06.2015 N 13АП-9746/2015 по делу N А21-9107/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе. Арбитры указали, что, фактически, спорный земельный участок находится в казне МО «Зеленоградский район» и распоряжалась им Администрация МО «Зеленоградский район». В соответствии с нормами статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен законодательством РФ о налогах и сборах. Так, по нормам статьи 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог обязателен к уплате на территориях всех муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками в соответствии с правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения.

    Юридическими лицами, в соответствии с нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ, являются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме того, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    Однако Гражданский кодекс РФ не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так, статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Ко всем субъектам гражданского права в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРПНИ указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

    При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Таким образом, если земельные участки принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то до приобретения этих земельных участков в собственность юридическими или физическими лицами либо до предоставления их на основании права постоянного пользования, в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.

    Земельный налог: возникновение обязанности по уплате налога

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу уплаты земельного налога сообщает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

    Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    Читайте так же:  Порядок и сроки уплаты земельного налога

    Согласно статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Учитывая изложенное, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Одновременно отмечаем, что согласно пункту 7 статьи 396 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

    Как соотносятся общие правила и местные особенности

    Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

    Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

    Кто не платит земельный налог

    Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

    Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

    Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

    Кто платит земельный налог

    Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

    Как рассчитать земельный налог

    Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

    Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

    В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

    Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

    Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

    Об уплате земельного налога

    Опубликованное письмо посвящено моменту возникновения обязанности по уплате земельного налога и порядку исчисления этого обязательного платежа при совершении данного события.

    Согласно выводам Минфина России в комментируемом документе, обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщиков с момента регистрации права на земельный участок. То ес .

    На что начисляется налог

    На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

    Где введена уплата земельного налога

    Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

    Налоговая ставка

    Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

    Читайте так же:  Налоговая льгота по ндфл на детей

    К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

    Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

    До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

    Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

    Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

    На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

    Где узнать кадастровую стоимость

    В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

    Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

    Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

    Глава 31 НК РФ. Земельный налог

    Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

    На что не начисляется налог

    На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

    Когда перечислять деньги

    Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

    Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

    Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

    Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

    Как отчитываться по земельному налогу

    По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

    По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.

    Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

    Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

    Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

    Источники

    Обязанность уплаты земельного налога
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here