Обжалование выездных налоговых проверок

Как оспорить акт выездной налоговой проверки

Вопрос:

Компания получила акт выездной налоговой проверки от 13.01.2020. Мы не согласны с тем, что указано в данном акте, в связи с чем хотим его обжаловать. Как нам это сделать?

Ответ:

В течение двух месяцев с последнего дня выездной проверки налоговая обязана составить акт вне зависимости от того, есть ли у организации нарушения или нет (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Проверяемое лицо (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в ИФНС письменные возражения в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Месяц, в продолжение которого вы можете подать возражение, начинает течь с того момента, когда вам доставили акт. Получить его можно разными способами: лично, по телекоммуникационным каналам связи, заказным письмом. Таким образом, в указанных случаях началом срока будет:

  • при получении лично – день получения;
  • по ТКС – дата в квитанции о приеме;
  • заказным письмом – наиболее ранняя из дат (шестой рабочий день с даты отправки или день получения письма).

Для подачи возражения не существует обязательной формы. Однако можно применить форму, которую предлагает ФНС (информация ФНС РФ «Подача возражений на акты налоговых проверок»), или же разработать свою. Возражение подписывает руководитель или уполномоченный представитель. К возражениям можно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов.

Подать возражение можно лично (через представителя) или по почте (по адресу инспекции). Налоговый орган должен будет рассмотреть данные возражения (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, в случае несогласия с актом налоговой проверки можно подать письменное возражение в течение месяца со дня получения акта, в ту же инспекцию, которая его составила.

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА «Филиппов и партнеры», партнер ООО «Хопфен консалтинг», к. ю. н.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Чек-лист

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

Участие в судебных заседаниях.

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Обжалование налоговых проверок: алгоритм действий

По информации главы ФНС Михаила Мишустина, в 2018 году количество выездных налоговых проверок сократилось по сравнению с 2017 годом на 30 % и составило 14,2 тысячи. Охват компаний проверками составляет всего 0,18 %: это значит, налоговики выезжают с проверкой лишь к 2 компаниям из 1 000. Но одновременно с сокращением числа выездных проверок увеличивается их эффективность, поскольку налоговая служба опирается на данные АСК НДС-2, позволяющие с высокой степенью вероятности выявить «уклонистов».

Например, только в Подмосковье число выездных проверок в 2018 году снизилось на 40 % и составило 841 проверку. Результативность увеличилась на 6,6 млн рублей, а общая сумма взысканных налогов составила 24,9 млн рублей.

Читайте так же:  Налоговый период стандартных вычетов

В таких условиях организация, к которой приехали налоговые инспекторы с выездной проверкой, практически обречена на доначисление налогов, а также назначение штрафов и пеней. Как осуществляется обжалование выездных проверок? Рассмотрим алгоритм действий.

Если сроки для обжалования были упущены компанией, то она может ходатайствовать перед вышестоящим органом об их восстановлении. Однако следует помнить, что для этого нужны веские и уважительные основания, в числе которых, например, неполучение корреспонденции.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Фактически являются продолжением налоговой проверки. Срок их проведения ограничен одним месяцем, также Налоговым кодексом РФ установлен конкретный перечень действий, которые могут проводиться в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля:

— истребование документов и информации у самого налогоплательщика;

— истребование документов и информации у третьих лиц, обладающих такой информацией;

— проведение допросов свидетелей;

— назначение и проведение экспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, проверяемая организация вправе представить дополнительные возражения, предварительно ознакомившись с результатами дополнительных мероприятий (полученными письменными доказательствами).

За 10 рабочих дней с даты истечения срока на представление дополнительных возражений налоговый орган будет должен принять итоговое решение по проверке.

Решение по результатам налоговой проверки

Является итогом рассмотрения всех материалов проверки, включает в себя оценку всех аргументов и доказательств, изложенных в акте проверки; дополнительных доказательств, полученных при проведении дополнительных мероприятий; аргументов и доказательств, представленных налогоплательщиком в возражениях.

Следует отметить, что итоговое решение не может содержать новых эпизодов и претензий, которые ранее не были изложены в акте. Также не может быть увеличена сумма доначислений по сравнению с актом (за исключением пени).

В момент вынесения решения оно еще не вступает в законную силу — для этого потребуется один месяц с даты его вручения проверяемой организации, а в случае, если в течение этого месяца подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, — решение вступит в силу с даты вынесения решения по поданной жалобе. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в течение одного месяца плюс три рабочих дня (срок для получения жалобы и документов из инспекции, проводившей проверку). В случае необходимости срок вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Момент вступления в законную силу важен, поскольку именно с этого момента начинается процедура принудительного взыскания задолженности. Сначала организация получит требование, в котором будет предложено добровольно уплатить сумму задолженности.

Если этого не произойдет в течение восьми рабочих дней, инспекция получает право принять решение о принудительном взыскании за счет денежных средств на расчетных счетах компании. Одновременно может быть принято решение о приостановке операций по банковским счетам компании.

Если в течение двух месяцев денежных средств для погашения задолженности на счетах компании так и не появится, налоговый орган принимает решение о взыскании за счет имущества, для чего привлекается служба судебных приставов. Одновременно принимается решение об аресте принадлежащего компании имущества.

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен уполномоченными сотрудниками налоговой инспекции не позднее двух месяцев после окончания проверки. Акт включает описание документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Выводы о допущенных плательщиком налоговых правонарушениях должны быть подкреплены ссылками на положения соответствующих статей НК РФ, других законодательных и нормативных правовых актов.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями налоговых органов, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или представить возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения налогоплательщика могут быть оформлены в форме протокола разногласий по акту выездной налоговой проверки.

При этом налогоплательщик может приложить к возражениям или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. Это могут быть не только бухгалтерские и иные документы, связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, но и судебные акты различных судов по рассмотрению аналогичных ситуаций по налоговым спорам. Доводы налогоплательщика будут иметь больший вес, если они подкреплены ссылками на судебные прецеденты.

Если налогоплательщик представил в налоговый орган возражения к акту проверки и обосновывающие их документы и сведения после истечения двухнедельного срока, то в этом случае возможны два варианта развития событий.

В первом случае, если решение по результатам проверки уже вынесено руководителем (заместителем) налогового органа без учета возражений и дополнительных документов и сведений, то вынесенное решение не пересматривается тем должностным лицом, которое его принимало, а возражения и дополнительные документы могут быть использованы налогоплательщиком при обжаловании решения.

Во втором случае, если решение по результатам проверки еще не было принято, то, несмотря на то, что возражения и дополнительные документы и сведения поданы после истечения установленного двухнедельного срока, они должны быть приняты налоговым органом и учитываться при рассмотрении возражений.

После представления налогоплательщиком возражений или истечения двухнедельного срока для представления возражений по акту налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки в течение не более 14 дней.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки, материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой; документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или оспорено в арбитражном суде.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не препятствует одновременной или последующей подаче в арбитраж заявления о признания недействительным решения налоговых органов. При этом необходимо учитывать, что установлен общий срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган и для обращения в арбитраж — три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, т.е. с момента получения налогоплательщиком решения налогового органа. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы/обращения в арбитраж, этот срок может быть восстановлен.

Читайте так же:  Будет ли налоговая амнистия

К жалобе должны быть приложены следующие документы:

обжалуемое решение налоговых органов;

акт налоговой проверки;

первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом. Жалоба не будет рассмотрена вышестоящим налоговым органом в случаях:

пропуска срока подачи жалобы при отсутствии ходатайства о его восстановлении;

отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;

если налогоплательщик одновременно обжаловал решение в ином вышестоящем налоговом органе;

наличия у налоговых органов информации о вступлении в законную силу решения арбитражного суда по оспариванию обжалуемого решения налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа принимается решение;

оставить жалобу без удовлетворения;

отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

изменить решение или вынести новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы должны быть сообщены налогоплательщику в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия решения вышестоящего налогового органа.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого решения. Однако налогоплательщику одновременно с подачей жалобы целесообразно просить приостановить исполнение решения. Если налоговому органу, рассматривающему жалобу, будут представлены достаточные основания того, что обжалуемое решений не соответствуют законодательству Российской Федерации, то налоговый орган может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения. Решение о приостановлении исполнения решения принимается руководителем налогового органа, принявшим решение, либо вышестоящим налоговым органом.

Судебное обжалование решений налоговых органов по результатам налоговой проверки организациями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Помимо решения налоговых органов по результатам налоговой проверки налогоплательщик вправе оспорить в арбитраже требование налогового органа об уплате налога, пеней и налоговой санкции. Такое требование подлежит арбитражному оспариванию независимо от того, было ли оспорено основное решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, которое явилось основанием для выставления оспариваемого требования.

После истечения срока уплаты налога, указанного в требовании, налоговый орган выносит решение о взыскании налога в бесспорном порядке. Такое решение о взыскании налога является обязательным актом перед тем, как налоговый орган выставит в обслуживающий налогоплательщика банк инкассовые поручения. Решение о взыскании налога также может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке.

Обжаловать в арбитраж решение о взыскании налога целесообразно в том случае, когда налогоплательщиком пропущен установленный трехмесячный срок на обжалование основного решения о привлечении к ответственности и требования об уплате налога. При этом основаниями для оспаривания могут служить те же доводы, что и при обжаловании основного решения. Для того чтобы определить, соответствует ли решение о взыскании налога действующему законодательству или оно вынесено с нарушением закона, арбитраж должен исследовать основания его принятия. Поскольку само решение о взыскании не содержит подробного изложения оснований взыскания налога, а имеет лишь ссылку на решение о привлечении к налоговой ответственности, то чтобы проверить на соответствие закону решение о взыскании налога, необходимо оценить по существу основное решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки.

Рассмотрение споров о признании недействительными актов налоговых органом (решения по результатам налоговой проверки; требования налогового органа об уплате налога, пеней и налоговой санкции; решения о взыскании налога) производится в арбитражном суде по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Обжалование результатов налоговых проверок

ФНС России на своем сайте опубликовала типовую форму для подачи возражений на результаты налоговой проверки. Форма представляет собой шаблон, включающий минимально необходимый набор реквизитов, ссылок на нормы закона и документы, которые должны присутствовать в письменных возражениях. Однако применение рекомендуемой формы не снимает всех вопросов, связанных с обжалованием результатов налоговой проверки. Какие сроки на обжалование установлены законом? Какие особенности имеет процедура оспаривания? Когда претензии проверяющих обретут законную силу и приведут ко взысканию задолженности? Как обосновать свою позицию при оспаривании доначислений?

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Обжалование проверок ФНС: основания

Какие обстоятельства являются достаточными, чтобы признать результат проверки недействительным? Их немало:

  1. Налогоплательщик не был допущен к исследованию материалов проверки ФНС и, следовательно, лишился возможности защиты своих правомочий.
  2. Сумма доначисленного налога в решении превышает значение в акте проверки.
  3. Основанием доначисления стали документы, полученные в нарушение закона (например, заключения экспертов, полученные без ведома налогоплательщика).
  4. Ошибки в вычислениях, произведенные в акте проверки.
  5. Нарушение сроков проведения выездных проверок.
  6. Наличие в итоговом решении новых эпизодов и претензий, которых ранее не было в акте.

Однако одних оснований для отмены доначислений недостаточно. Необходимо, во-первых, четко соблюдать установленные сроки обжалования, а во-вторых, предоставлять подробное и аргументирование обоснование своей позиции. Поэтому компании, столкнувшиеся с данной проблемой, обязательно должны заручиться поддержкой грамотного налогового адвоката, который:

  1. Выяснит, какие нарушения были допущены налоговиками в процессе выездной проверки. Следует отметить, что грубые нарушения инспекторы ФНС почти не совершают, а вот «незаметные» для глаза обывателя встречаются очень часто.
  2. Подготовит возражения на акт налоговой проверки. Причем адвокат в качестве доводов будет приводить различные акты ФНС и Минфина, а также сложившуюся судебную практику по рассматриваемому вопросу.
  3. Подготовит апелляционную жалобу в вышестоящий орган ФНС. Как показывает практика, только жалобы, составленные на профессиональном уровне, могут достичь своих целей.
  4. Представит интересы компании в арбитражном суде в споре с ФНС. Отметим, что на практике суды негласно находятся на стороне налоговиков, поэтому убедить их в обратном неспециалисту достаточно сложно.
Читайте так же:  Можно ли получить налоговый вычет за машину

«Чтобы не доводить дело до выездных налоговых проверок, рекомендуется озаботиться проведением мероприятий по защите бизнеса заранее. Так, такими мерами могут быть постоянный аудит деятельности организации на предмет соблюдения налогового законодательства, тщательная проверка контрагентов, внимательное отношение ко всем письмам и запросам из ОБЭП».

Следовательно, не стоит опускать руки, если по итогам выездной налоговой проверки вам доначислены налоги: адвокат по уголовным делам поможет обжаловать акты налоговых органов и не допустит привлечения руководства компании к уголовной ответственности. Главное – не затягивать с обращением к специалисту.

Обжалование выездных налоговых проверок

Ниже можно познакомиться с фрагментом «Путеводителя по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам»:

10.6. Нарушения при составлении решения о проведении выездной проверки и их последствия

Практически любое нарушение требований п. 2 ст. 89 НК РФ или отступление от формы решения о проведении выездной проверки может стать для вас основанием для того, чтобы не пустить налоговиков на свою территорию (пп. 10, 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так, налоговиков можно не пускать если:

  • в решении неверно указано ваше полное или сокращенное наименование (для организации) либо Ф.И.О. (для физических лиц);
  • в решении отсутствует указание на должности, фамилии и инициалы членов проверяющей бригады либо эти сведения не совпадают с …

10.7. Процедура проведения выездной проверки

10.6. Нарушения при составлении решения о проведении выездной проверки и их последствия

Практически любое нарушение требований п. 2 ст. 89 НК РФ или отступление от формы решения о проведении выездной проверки может стать для вас основанием для того, чтобы не пустить налоговиков на свою территорию (пп. 10, 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так, налоговиков можно не пускать если:

  • в решении неверно указано ваше полное или сокращенное наименование (для организации) либо Ф.И.О. (для физических лиц);
  • в решении отсутствует указание на должности, фамилии и инициалы членов проверяющей бригады либо эти сведения не совпадают со сведениями, указанными в служебных удостоверениях инспекторов;
  • указанные в решении проверяемый период и предмет проверки говорят о том, что планируется проведение незаконной повторной или третьей по счету в текущем году выездной проверки;
  • на решении нет подписи руководителя налогового органа (его заместителя) или оттиска печати.

Пользоваться правом на отказ в доступе проверяющих на свою территорию (в помещения) следует с осторожностью. См. об этом в разд. 10.7.1 «Доступ на территорию налогоплательщика при проведении выездной проверки».

В подобных случаях вы вправе также обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Примечание:
Налогоплательщики могут обжаловать любые акты налоговых инспекций, а также действия (бездействие) их должностных лиц в судебном порядке только после обращения в вышестоящий налоговый орган (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ). На акты вышестоящих органов, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб, и на все акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц требование об обязательном досудебном обжаловании не распространяется.
Подробно об обжаловании решений налоговых органов, принимаемых в ходе налоговых проверок, рассказано в разд. 25.1 «Обжалование процедурных решений и действий налоговых органов при налоговых проверках».

Отменить решение о проведении выездной проверки по мотивам только формальных нарушений требований законодательства вряд ли удастся. Например, суды не находят оснований для отмены решения, если в нем ошибочно указано на проведение проверки в связи с ликвидацией организации. Особенно это касается случаев, когда налоговые органы исправили ошибку путем принятия отдельного акта о внесении изменений в первоначальное решение (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2012 N А40-26973/12-99-126).

Также не будет основанием для отмены решения о проведении выездной проверки отсутствие в решении сведений о том, кто является руководителем проверяющей группы (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2007 N А12-7517/07-С61).

Полагаем, что единственное формальное нарушение, которое может повлечь за собой отмену решения о проведении выездной проверки, это подписание решения неуполномоченным лицом. Об этом косвенно свидетельствует позиция ВАС РФ, которая нашла отражение в Определении от 25.08.2009 N ВАС-10889/09.

В то же время нарушения могут иметь и существенный характер. Так, налоговый орган при составлении решения может нарушить правила ст. 89 НК РФ, которые призваны защищать налогоплательщика от избыточного налогового контроля, например:

  • выйти за пределы ограничений по проверяемому периоду (п. 5 ст. 89 НК РФ);
  • не учесть ограничения по количеству проверок в течение календарного года (п. 5 ст. 89 НК РФ);
  • вынести решение в отношении налогоплательщика, которого он не вправе проверять (п. 2 ст. 89 НК РФ).

В этом случае есть все основания рассчитывать на отмену такого решения в судебном порядке (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 19.02.2009 N А08-2803/2008-25 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7239/09), ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 N А56-31372/2007).

Более того, итоговое решение по соответствующей выездной проверке, если она все же будет проведена, также подлежит отмене (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 22.05.2012 N А35-8347/2011, от 07.11.2011 N А35-8901/201, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2008 N А39-1580/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2009 N А05-11647/2008).

10.7. Процедура проведения выездной проверки

Как было указано выше, выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом момент фактического прихода проверяющих на вашу территорию значения не имеет.

Проверяющие не обязаны заблаговременно информировать вас о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

Начинается ваш контакт с проверяющими с предъявления ими решения о проведении проверки и служебных удостоверений. На основании этих документов налоговики получают доступ на вашу территорию (в помещения) (ст. 91 НК РФ).

Вы должны предоставить проверяющим помещение. Если это невозможно, то следует их об этом уведомить. В этом случае выездная проверка может быть проведена по месту нахождения инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Однако помните, что это приведет к некоторым неудобствам, связанным с представлением документов в инспекцию, особенно если их большое количество. На практике довольно часто налогоплательщики арендуют для проверяющих соседний офис или офис в здании неподалеку. Во-первых, это снимает напряжение от постоянного присутствия проверяющих, а во-вторых, избавляет от транспортировки документов в налоговую инспекцию.

В ходе проверки налоговики изучают нужные им документы, опрашивают налогоплательщика, его работников (в том числе руководителя организации и главного бухгалтера). Проверка может быть как выборочная (проверяющие смотрят только определенные документы), так и сплошная.

Вы обязаны выполнять законные требования налоговых органов при проведении выездной проверки. Также вам запрещается какими-либо действиями препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Читайте так же:  Какие документы надо на декларацию 3 ндфл

В частности, вы обязаны обеспечить инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228, от 25.03.2009 N 03-02-08-20). Имейте в виду, что с подлинниками налоговики должны знакомиться только на вашей территории. Исключение — ситуация, когда выездная проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Налоговики могут провести различные мероприятия налогового контроля (п. п. 12—14 ст. 89, ст. ст. 86, 90—97 НК РФ).

Чтобы при этом уложиться в сроки, установленные НК РФ, налоговикам предоставлена возможность продлевать и приостанавливать проверку (п. п. 6, 9 ст. 89 НК РФ). Эти действия оформляются соответствующими решениями.

В последний день срока проверки инспекция должна составить и выдать вам справку о проведенной проверке и покинуть вашу территорию (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Вы не обязаны выполнять требования налоговиков по представлению документов, полученные после даты составления справки.

Статья — Обжалование выездной налоговой проверки

Права налогоплательщика

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Сроки проведения налоговой проверки

В зависимости от вида (камеральная или выездная налоговая проверка) срок проведения проверки может составлять: три месяца (фиксированный срок проведения камеральной проверки) и от двух до шести месяцев (выездная проверка). Кроме этого, выездная проверка может быть приостановлена на срок от шести до девяти месяцев.

По истечении срока, отведенного на проведение проверки, налоговый инспектор обязан составить акт налоговой проверки, в котором будут отражены претензии проверяющих, ссылки на нарушенные положения налогового законодательства и собранные налоговиками доказательства. Такой акт должен быть составлен в течение 10 рабочих дней с даты окончания трехмесячного срока на проведение камеральной проверки либо в течение двух месяцев с даты составления Справки об окончании выездной налоговой проверки, которая, в свою очередь, составляется после окончания срока на проведение выездной проверки.

Причины возникновения налоговых споров

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Предварительные обеспечительные меры

В отличие от вышеуказанной процедуры принудительного взыскания, не требуют вступления решения в законную силу, и могут быть применены в любой момент начиная с даты вынесения решения по результатам проверки. Применяются в форме запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа либо приостановления операций по счетам в банке.

Существенным отличием является «обратный» порядок действий по сравнению с описанной выше процедурой: сначала накладываются ограничения на имущество компании, и только если его стоимости недостаточно для погашения потенциальной задолженности, происходит приостановка операций по счетам, но исключительно на сумму разницы между стоимостью обремененного имущества компании и размером недоимки по решению.

Фактически такие обеспечительные меры представляют собой гарантию того, что в случае вступления в законную силу решения компания окажется платежеспособной. Принятие обеспечительных мер создает препятствия для умышленного вывода активов с целью избежать обращения взыскания на них в рамках процедуры принудительного взыскания.

Обеспечительные меры могут быть отменены при условии предоставления банковской гарантии, залога ценных бумаг или поручительства третьего лица, гарантирующих уплату налоговой задолженности.

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Практически каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда налоговые органы по результатам проверки доначисляли налоги или отказывали в возмещении НДС.

Что делать в такой ситуации? Стоит ли налогоплательщику отстаивать свою позицию и пытаться доказать свою правоту, и какие возможности для спора у него есть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Истребование документов

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Возражения на акт налоговой проверки

В течение пяти рабочих дней с даты составления акта налоговой проверки он должен быть вручен налогоплательщику лично под роспись либо отправлен на юридический адрес компании по почте (в этом случае акт считается врученным на шестой рабочий день с даты отправки).

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет с какого года

Вместе с актом налоговой орган должен предоставить проверяемой организации копии документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (например, протоколы опросов свидетелей, данные «встречных» проверок, ответы на запросы и т.д.). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В случае если проверяющие не предоставили такие документы либо не предоставили всех доказательств, на которые ссылаются в акте, необходимо указать на эти факты в письменном обращении в налоговый орган и запросить возможность ознакомления с этими доказательствами. Отсутствие возможности ознакомиться с доказательствами не позволит подготовить мотивированные и аргументированные возражения на акт проверки, что, в свою очередь, является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и может стать основанием для отмены ее результатов.

В течение одного месяца с даты получения акта налоговой проверки проверяемая организация вправе представить налоговому органу письменные возражения. Если в распоряжении организации имеются доказательства и сведения, опровергающие позицию проверяющих, такие доказательства должны быть описаны в тексте возражений и приложены в виде копий документов. В случае если проверяющие не дали оценки отдельным доказательствам, имеющимся в материалах проверки, либо оценили их выборочно с нужной для себя стороны, на это также необходимо указать в тексте возражений, дав собственную оценку таким доказательствам.

В течение 10 рабочих дней с момента истечения срока на представление возражений налоговый орган обязан рассмотреть материалы проверки вместе с представленными возражениями и вынести решение по итогам такого рассмотрения. Если у организации имеются объективные причины, по которым в месячный срок подготовка позиции затруднена (например, налоговый орган своевременно не предоставил копии доказательств и не ознакомил с ними налогоплательщика; проверка содержит большое количество эпизодов, большой объем письменных доказательств), необходимо обратиться в налоговый орган с письмом о продлении срока на подготовку возражений. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения материалов проверки проверяющие выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (если нужно провести дополнительную проверку с учетом доводов и аргументов, изложенных в возражениях) либо итоговое решение по результатам проверки.

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
    • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
    • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
    • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям.

— отменить решение нижестоящего налогового органа,

— оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

  • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
  • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
  • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
  • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
  • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
  • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
    • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
    • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
    • осмотру помещений и инвентаризации
  • Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
    • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
    • предоставление дополнительных документов;
    • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
    • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
  • использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

Источники

Обжалование выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here