Органы и агенты валютного контроля функции

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции и их должностные лица наделены правом:

— рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», и принимать решение о предварительной регистрации либо отказе в предварительной регистрации;

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля;

— применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, виновные в нарушении положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность).

Читайте так же:  Земельный налог установлен

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:

а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

б) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг;

в) таможенные органы;

г) налоговые органы.

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.). Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

— полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

— обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

— эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

— законностью операций неторгового характера — перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

— соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Функции по осуществлению валютного контроля реализуются:

— на таможенном посту – сотрудниками, ответственными за осуществление соответствующего этапа таможенного оформления;

— на таможне – отделом (отделением) валютного контроля;

— в региональном таможенном управлении (РТУ) – отделом валютного контроля;

— в Федеральной таможенной службе России – Управлением валютного контроля.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность и методологическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним и контроля за перемещением валюты и валютных ценностей.

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятий по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

— таможенное оформление товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ либо вывозе с нее;

— контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через указанную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг.

Отделы таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют документальный контроль, т. е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторгового договора, грузовой таможенной декларации (ГТД), паспорта сделки и др.), и выявляют на этом этапе нарушения валютного и таможенного законодательства.

Информационную основу валютного контроля во внешнеторговом обороте составляют следующие документы:

— таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;

— коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;

— договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;

— паспорт сделки или паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, если в соответствии с законодательством РФ при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;

— разрешение уполномоченного органа на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, если товары вывозятся в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, предусматривающей выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9026 — | 7293 — или читать все.

Валютное право

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).
Читайте так же:  Проверка неуплаты налогов

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Система субъектов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Закон № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля в Российской Федерации. Полномочие определять органы валютного контроля в Российской Федерации имеет только Правительство РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляют:

  1. Правительство РФ;
  2. органы валютного контроля;
  3. агенты валютного контроля.

В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком РФ (ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ). Правительство РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.

Органами валютного контроля являются: Центральный банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ).

В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Центральный банк РФ выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 74 Закона о Банке России, Инструкция «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (утв. приказом Банка России от 31.03.1997 № 59)).

При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Центральный банк РФ вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).

В настоящее время органом валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора). В числе ее функций — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ (подп. 5 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Росфиннадзор призван отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций.

Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Федерации.

Территориальные органы Росфиннадзора наделены правом:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Территориальные органы Росфиннадзора не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов РФ.

Агентами валютного контроля являются:

  1. уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
  2. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  3. не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. таможенные органы;
  5. налоговые органы.

A. Уполномоченные банки наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля — валютного, несмотря на то что не являются органами власти. Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций. В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту.

Б. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся: брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы).

B. Правовой статус Внешэкономбанка как агента валютного контроля отличается особенностями, которые отражены в Федеральном законе от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития». Высшим органом управления Внешэкономбанка является Наблюдательный совет, который возглавляет Председатель Правительства РФ. По сути, Внешэкономбанк подотчетен в своей деятельности Правительству РФ, однако в качестве агента валютного контроля осуществляет права и исполняет обязанности, установленные для уполномоченных банков. Следовательно, Внешэкономбанк при осуществлении полномочий агента валютного контроля обязан руководствоваться нормативными актами Банка России, регулирующими взаимоотношения уполномоченных банков с резидентами.

Г. Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 19.10.2015), таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 12 указанного Закона, в соответствии с которым эти органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу те, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов те, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Читайте так же:  Возвращение налогового вычета за обучение

Д. Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пределах компетенции налоговых органов (п. 1). Кроме того, полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов ограничены только контролем за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).

Таким образом, основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ); запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Статья 23 Закона № 173-ФЗ содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Они также вправе:

  1. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ). Однако они вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

В силу ст. 22 Закона № 173-ФЗ, п. 1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе функции, связанные с осуществлением валютного контроля, выполняет также ФНС России. Поэтому сотрудники налоговых органов также вправе составлять административные протоколы о нарушении валютного законодательства.

Валютный контроль, органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей.

Формами валютного контроля, с точки зрения способа обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий, могут быть: предупредительные меры, меры пресечения, меры ответственности.

Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями.

К предупредительным мерам относятся:

— оформление резидентами паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и валютного контроля;

— обязанность резидентов иметь подтверждающие документы по валютным операциям;

— обязанность хозяйствующих субъектов представлять подтверждающие документы в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ и ЦБ РФ;

— обязанность агентов валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства;

— предварительная регистрация счетов и сделок вывоза, пересылки валюты и ценных бумаг, предусматривающая обязанность хозяйствующего субъекта представить необходимые документы, а агента валютного контроля — проверить соответствие документов законодательству и принять решение по делу — выдать регистрационный документ или мотивированно отказать в выдаче;

— уведомление об открытии счетов резидентов в иностранных банках и предоставление отчетности о движении средств.

Пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности. Законом предусмотрены следующие пресекательные меры:

— выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих хозяйствующие субъекты устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23);

— отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23).

Значительная часть пресекательных мер реализуется органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства. Часть пресекательных норм регулируется КоАП.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля, агентами валютного контроля. В качестве органа валютного контроля от лица Правительства РФ выступает федеральный орган исполнительной власти им уполномоченный. В настоящее время таким органом, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая осуществляет функции органа валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. N 278).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (сокращенно — Росфиннадзор) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Именно этот орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Читайте так же:  Налог на недвижимость ветеранам боевых действий

Кроме того, Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ. Представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Еще одним основным органом валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 и ст. 5 Закона является Центральный банк РФ. Положение о том, что Центральный банк РФ является органом валютного регулирования и валютного контроля, закреплено также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 54). Организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ валютного регулирования и валютного контроля п. 12 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено в качестве одной из функций Банка России.

На нем лежит контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля. Банковская система является центральным звеном валютного контроля.

Части 4 и 5 ст. 22 Закона разграничивают компетенцию органов и агентов валютного контроля по контролю за осуществлением валютных операций в зависимости от вида лиц, осуществляющих эти операции:

— за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами контроль осуществляет Центральный банк РФ. Данное положение распространяется и на осуществление валютных операций уполномоченными банками, несмотря на то, что они являются агентами валютного контроля;

— за осуществлением валютных операций иными резидентами и нерезидентами контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Следует отметить, что при этом сделана оговорка «в пределах своей компетенции». Положение ч. 5 не означает того, что если резидент или нерезидент, не являющийся кредитной организацией или валютной биржей, осуществляет валютную операцию, то контроль за ее осуществлением может осуществлять любой федеральный орган исполнительной власти, являющийся органом валютного контроля, или любой агент валютного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 — | 7653 — или читать все.

Валютный контроль. Правовое положение органов и агентов валютного контроля

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Полномочия по контролю в основном возлагались на Министерство финансов, Государственный банк, а также на специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. Было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операций с валютными ценностями вновь передавались Министерству финансов, а в 1993 г. Была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в 2000 г.).

Валютный контроль

является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного надзора.

Органами валютного контроляявляются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроляявляются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

В пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля

и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля

и их должностные лица также имеют право:

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

— применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

9) паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Читайте так же:  Дарение дачи налог

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Агенты валютного контроля

и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий.

Уполномоченные банки могут отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов либо представления им недостоверных документов.

При наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

— в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

— в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Уполномоченные банки передают данную информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Резиденты и нерезиденты,

осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

За неисполнение функций, установленных законодательством, нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность. Уголовная и административная ответственность установлена в отношении резидентов и нерезидентов, нарушивших нормативные правовые акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// СЗ РФ. – 2009. — №4

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (ред. от 09.02.2009)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая) (ред. от 01.08.2009)

4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О счётной палате РФ» // СЗ РФ – 1995 — №3.

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 (ред. от 14.02.2009) «О Министерстве финансов РФ» // СЗ РФ – 2004 — №25.

6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» // Финансы. 2007. №3.

Основная литература

1.Крохина Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. М. НОРМА. 2009.

2.Налоговое право: Учебник для вузов. // Под ред. Ю.А. Крохиной. М. НОРМА. 2008.

3. Валютное право: Учебник для вузов // Под ред. Ю.А. Крохиной. М. Юрайт. 2008.

Дополнительная литература

1. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Вельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. М., 1998.

3. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. М., 2000.

4. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000.

5. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М.: НОРМА, 2002.

6. Винницкий Д.В. Российской налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.

7. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: Издательство НОРМА, 2000.

8. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000.

9. Грачева Е.Ю. Финансовое право. М.: Юриспруденция, 1999.

10. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995.

11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

12. Демин А.В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правоотношения: Учебное пособие. Красноярск, 1998.

13. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М.: Юрист, 1999.

14. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001.

15.Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М.: НОРМА, 2001.

16.Крохина Ю.А. Город как субъект финансового права. Саратов: ПАГС, 2000.

17. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: «ЮрИнфоР», 2002.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1407 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Органы и агенты валютного контроля функции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here