Органы осуществляющие финансовый контроль счетная палата

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль представительных органов власти и местного самоуправления

Представительные органы власти на уровне Российской Феде­рации, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения: а) про­ектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов (ст. 114 Конституции РФ); б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) отчетов об исполнении бюджетов феде­рального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными ор­ганами власти на каждом уровне. Причем в ходе рассмотрения проектов бюджетов функции финансового контроля осуществля­ют все комитеты и комиссии. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации.

Федеральным Собранием РФ согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 101) образован также постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счет­ная палата Российской Федерации. Ее правовое положение определено Федеральным законом от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации».[16]

Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. Счетная палата осуществляет также контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ, и за использованием кредитных ресурсов, за деятельностью Центрального банка РФ в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга.

Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 2 Закона явля­ются:

— организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и проектов федеральных внебюджет­ных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми­рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях РФ;

— регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Для решения этих задач Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на вопросы органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местно­го самоуправления, организации, банки, страховые компании и др.

Методами работыСчетной палаты являются ревизии и провер­ки. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представле­ния для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении зако­нодательства РФ и бесхозяйственности (ст. 23).

В случаях выявления нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. В случае неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Почти во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль Президента РФ

Осуществляется через специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 16.03.1996[17].

Государственный финансовый контроль — не единст­венный вид деятельности Контрольного управления Президента РФ. Оно осуществляет контроль за исполне­нием федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лица­ми, а также организациями.

Для осуществления своих функций контрольное уп­равление Президента РФ имеет право:

— создавать комиссии с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, а также специалистов для проведе­ния проверок и принятия мер по оперативному устранению выяв­ленных нарушений;

— требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения, необходимые для проведе­ния проверок;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов и органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Предписание подлежит безотлага­тельному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений;

— вносить предложения Президенту РФ, руководителям фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и при­остановлении деятельности соответствующих должностных лиц (о принятии решения по результатам проверки и др. права).

Читайте так же:  Платят ли дети налог на землю

Государственный и муниципальный финансовый контроль исполнительных органов власти

Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие финансовый контроль подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции в сфере финансового контроля относят Правительство РФ, Правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований.Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.1997. № 3-ФКЗ) оно непосредственно осуществляет валютный контроль.

Кроме того, Правительство контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и уставах субъектов РФ.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам под руководством Правительства РФ.

На основе постановления Правительства РФ от 06.08.1998 организованы контрольно-ревизионные управления Мин­фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной их деятельностью является осуществление пос­ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ­ным использованием и сохранностью федеральных средств. На договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест­ного самоуправления территориальный КРУ также проводят ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответcтвующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра­ве принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на­рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель­ством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыс­кании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель­ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани­тельные органы.

В области аудитатерриториальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка­чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация­ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди­торской деятельности[18].

Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осу­ществляют финансовый контроль в процессе организации ис­полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд­жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюд­жеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназ­начена для осуществления функций по контролю и надзору по финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государ­ственных внебюджетных фондов, а также за использованием материальных ценно­стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне­нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со­блюдением валютного законодательства РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный и Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 01.11.2001 №45, что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием офици­ально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен­ных преступным путем. К основным задачамэтого органаотнесены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де­нежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных и сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.

Федеральная налоговая служба, а также подчинен­ные ей налоговые органы на уровне субъектов РФ также явля­ются органами специальной компетенции, осуществляющими го­сударственный финансовый контроль. Главной задачей этих органов является контроль за соблюде­нием законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установлен­ных законодательством РФ и субъектов РФ.

Налоговые органы наделены множеством контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства НК РФ (глава 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.

На основе действующего законодательства банки (кредитные организации) также уполномочены выполнять функции государственного финансового контроля. Они контролируют соблюдение предприятиями, организациями учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_66761_gosudarstvennie-organi-osushchestvlyayushchie-finansoviy-kontrol.html

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Феде­рации и Государственная Дума РФ образуют

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Феде­рации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». К ведению Госу­дарственной Думы РФ относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации РФ назна­чает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Читайте так же:  Как сделать возврат переплаты налога за землю

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведе­ние контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже про изведенных государственных рас­ходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; опреде­ление эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной соб­ственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; .

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покры­ваемые за счет средств федерального бюджета, или влия­ющих на формирование федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных пока­зателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, на­правленных на их устранение, а также на совершенство­вание бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных вне­бюджетных фондов в ЦБ РФуполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

— регулярное представление Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе исполнения федераль­ного бюджета и результатах проводимых контрольных ме­роприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, феде­ральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФи за использованием кредитных ресурсов.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ,что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности яв­ляются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты предста­вительных органов, органов местного самоуправления — уставы муниципальных образований; положения и др.

На уровне субъектов РФ их представительные органы образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. орга­ны) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, со­здаваемых органами власти соответствующих субъектов. На­званные выше палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган ­Контрольное управление Президента РФ, образованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ.

К основным функциям Контрольного управления Президен­та РФ отнесены (Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729):

§ контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ; а также организациями феде­ральных законов, указов, распоряжений и иных реше­ний Президента РФ;

§ контроль и проверка исполнения поручений Президен­та РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

§ контроль за реализацией ежегодных посланий Прези­дента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных по­сланий Президента РФ и иных программных докумен­тов Президента РФ;

§ информирование Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и под­готовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК3 «О Правительстве Рос­сийской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, про ведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно Правительство РФосуществляет руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др., включая органы федеральной службы финансовой сферы, ко­торые подотчетны ему.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярно­сти и систематичности имеет финансовый контроль, осуще­ствляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относят­ся Минфин России с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство эконо­мического развития и торговли РФ.

Федеральное казначейство

, находящееся в подчинении Мин­фина России, наряду с другими функциями осуществляет и контроль, направленный на исполнение федерального бюдже­та. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных фун­кций:

§ запрашивать и получать в установленном порядке све­дения, необходимые для принятия решений по вопро­сам установленной сферы деятельности;

§ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

§ организовывать про ведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в ус­тановленной сфере деятельности;

§ привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятель­ности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

§ осуществлять контроль за деятельностью территориаль­ных органов Федерального казначейства;

§ создавать, реорганизовывать и ликвидировать террито­риальные органы Федерального казначейства по согла­сованию с Минфином России;

§ при менять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профи­лактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установлен­ной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

§ создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере де­ятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_100192_organi-osushchestvlyayushchie-finansoviy-kontrol.html

Счетная палата РФ как орган финансового контроля.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.

Читайте так же:  Налог на землю можно не платить

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть — Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

— контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

— управлением и обслуживанием государственного долга;

— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

— представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта — заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Читайте так же:  Как правильно вести отчетность ип

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

7. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

8. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

9. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций; и др.

http://lektsia.com/2x8c40.html

Счетная палата как орган государственного финансового контроля.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

1) организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

3) оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

4) выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;

5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;

6) контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

7) регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.

В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.

Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.

Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.

Полномочия Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в сфере финансового контроля.

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор:

5.1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

5.1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

Читайте так же:  Как узнать долг за налог на имущество

5.1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

5.1.4. за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

5.2. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.3. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.4. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.6. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.7. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.8. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

5.9. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

5.10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.11. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.12. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы;

5.13. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5.14. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

5.14.1. проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

5.14.2. проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

5.14.3. направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

5.14.4. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

5.14.5. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

5.14.6. заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

5.14.7. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

5.14.8. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.14.9. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

5.14.10. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

5.14.11. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.

6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, а также полномочия по контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях и территориальных органах).

Полномочия Федерального казначейства РФ в сфере финансового контроля.

Полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

2. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsia.com/4x4a2b.html

Органы осуществляющие финансовый контроль счетная палата
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here