Освобождение от уплаты госпошлины казенного учреждения

Арбитражный суд Тамбовской области

Процесс

Отделение Тамбов г.Тамбов

ОКТМО

Освобождение от госпошлины при подаче исковых заявлений

Могут освобождаться от государственной пошлины граждане, представляющие сторону разбирательства, подающую на рассмотрение в суд исковое заявление.

При этом, подача иска может осуществляться в рамках нашего вопроса только в:

  • Верховный Суд России;
  • судам общего характера;
  • мировым судьям.

В некоторых случаях государственная судебная система не возьмет с вас оплату за услуги, если вы подаете исковые заявления

Кроме того, обстоятельства дела должны регулироваться:

  • согласно Гражданско-процессуальному Кодексу страны;
  • согласно нормам административного судопроизводства.

Итак, освободиться от госпошлины можно в этом случае, только инициировав подачей иска разбирательства по следующим делам.

  1. По процессу о взыскании с работодателя-должника:
    • невыплаченной заработной платы;
    • пособий;
    • прочих денежных требований, положенных работнику в рамках трудовых отношений с организацией.
  2. При необходимости взыскать денежные средства со злостного неплательщика алиментов на содержание:
    • ребенка;
    • родителей;
    • бывшего супруга или супруги и т.д.
  3. По делу о компенсации вреда (как морального, так и материального вреда), полученного гражданином вследствие:
    • нанесения ему иным лицом увечий и итогового ухудшения состояния здоровья;
    • с гибелью лица, являвшегося для него ранее кормильцем;
    • совершения по его отношению противоправного деяния;
    • уголовного преследования по предмету нарушения законных прав и свобод населения Российской Федерации.

Стоит учитывать, что цена пошлины будет зависеть непосредственно от характера дела, которое рассматривается по вашей инициативе в суде

Кроме того, к этой же категории относятся дела, при которых истец желает:

  • усыновить или удочерить ребенка из детского дома или иного учреждения;
  • защитить права детей;
  • оказать протекцию правам инвалида, при подаче данным лицом иска неимущественного характера.

Все указанные в этом пункте случаи имеют высокую социальную значимость, а потому и производится в их рамках освобождение от оплаты государственной пошлины.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:

  • заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
  • организаций общественного типа;
  • объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
  • ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
  • пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.

Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.

В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд

Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:

  • освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
  • уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
  • предоставить рассрочку по оплате денежной величины.

Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений

Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:

  • охраны гражданских прав;
  • данных населению страны законом свобод и их интересов;
  • интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.

Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:

  • приговора;
  • постановления;
  • определения;
  • решения суда.

Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.

От внесения на баланс суда выплаты за предоставленные услуги также освобождаются некоторые должностные лица и государственные органы

Вывод

Освободиться от выплаты положенных государству средств можно только на законных основаниях, перечень которых не так уж широк. Впрочем, внимательно изучив статью, вы можете заметить, что относитесь к категории льготников или ваше дело имеет нужную направленностью. В любом случае, суммы государственных пошлин обычно не столь значимы, чтобы переживать об их оплате. А в ситуациях, когда их сумма действительно велика, наверняка предусматриваются меры для ослабления вашего финансового бремени.

Госпошлина: освобождение от уплаты ЦБ РФ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины Центрального банка РФ (далее — Банк России) за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при совершении иных юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), сообщает следующее.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 главы 25.3 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогам по иин

Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении от 27.01.1999 № 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства, и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вместе с тем вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины Банка России за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, неоднократно рассматривался судами.

При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2002 № 5697/01 отмечено, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Между тем, как отмечено в ряде судебных постановлений (в частности, в постановлениях Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу № А28-4522/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 № 09АП-33251/2012-АК, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 № А78-5190/2012 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.03.2013 по делу А40-80160/12-154-740), положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса на Банк России и его территориальные учреждения не распространяется по следующим основаниям.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус органа государственной власти.

Действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России и его территориальные учреждения не входят.

Статус Банка России установлен в статье 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом № 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 2 Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

С учетом изложенного, по мнению департамента, при рассмотрении вопроса о возможности распространения на Банк России и его территориальные учреждения льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, следует руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Об освобождении от уплаты госпошлины федерального государственного казенного военного образовательного учреждения

В связи с повторным письмом по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции федерального государственного казенного военного образовательного учреждения департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что разъяснение по данному вопросу изложено в письме Минфина России от 06.02.2015 № 03-05-05-03/4880.

По мнению департамента, учебно-научный центр, являясь федеральным казенным военным учреждением, не относится к государственным органам (органам военного управления) и, соответственно, положение, предусмотренное подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса, на него не распространяется.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при принятии заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, определяемых Президентом Российской Федерации.

Читайте так же:  Декларация по земельному налогу

В силу статьи 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, в качестве ответчиков (заинтересованных лиц) по искам и заявлениям военнослужащих, проходящих военную службу не на воинских должностях, могут выступать как руководители соответствующих организаций (например, по вопросам освобождения от должности), так и органы военного управления, воинские должностные лица (например, по вопросам увольнения с военной службы).

Что касается совместного письма Федеральной налоговой службы и Минобороны России от 09.09.2009 № ММ-27-3/3 и № 205/12595 по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организации, созданной в форме федерального бюджетного учреждения, а также за государственную регистрацию изменений учредительных документов такой организации на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), то необходимо отметить следующее.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса освобождаются от уплаты государственной пошлины органы государственной власти, органы местного самоуправления за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций.

Поскольку организации в форме федерального бюджетного учреждения создаются в интересах Минобороны России, плательщиком государственной пошлины в этом случае выступает Минобороны России. Поэтому освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, распространяется на Минобороны России как на орган государственной власти.

В силу статьи 333.17 Кодекса государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.

Главой 4 Кодекса предусмотрено участие плательщика сбора в отношениях, регулируемых законодательством о сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель плательщика сбора — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, при представлении в налоговый орган заявления и других документов, необходимых для государственной регистрации организации в форме федерального бюджетного учреждения, уполномоченным лицом Минобороны России государственная пошлина за государственную регистрацию такой организации, а также за государственную регистрацию изменений учредительных документов организации уплачиваться не должна в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами не рассматриваются по существу обращения, в которых обжалуются судебные решения.

В силу статьи 5 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Учреждения не освобождаются от уплаты государственной пошлины

ФАС в Постановлении от 8 февраля 2012 г. № А70-7986/2011 пояснил, что учреждение, осуществляющее функции государственного заказчика, не может быть освобождено от уплаты госпошлины при подаче искового заявления.

Отмечено, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Арбитражными судами установлено, что учреждение является юридическим лицом с организационной правовой формой — государственное бюджетное учреждение.

При этом передача истцу функций государственного заказчика сама по себе не наделяет его статусом органа государственной власти, не означает, что истец, наряду с собственными, одновременно выполняет функции государственного органа.

Учитывая изложенное, суды обоснованно сочли, что учреждение не может быть освобождено от уплаты госпошлины.

Освобождение от уплаты госпошлины казенного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Кто освобожден от уплаты госпошлины

Отказаться на законных основаниях от уплаты положенной государству за услуги денежной величины можно при обращении в следующие инстанции:

  • Верховный Суд России;
  • органы общей судебной юрисдикции.

Кроме того, возможно это и в случае обращения по делу к мировому судье.

НК РФ Статья 333.16. Государственная пошлина

Закрепляет возможность использования обозначенных льгот, как мы уже говорили, Налоговый кодекс нашей страны, а именно две его статьи. Какие, рассмотрим далее в таблице.

Таблица 1. Статьи Налогового Кодекса, регулирующие вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины при обращении в суд

Номер статьи Нюансы содержания
№333.35 В этой части Кодекса льготы закреплены относительно уплаты пошлины на все виды действий, носящие юридическую значимость, в частности, также производимые при обращении:
  • к мировому судье;
  • в суд общей юрисдикции.
  • №333.36 Закрепляет право на освобождение от пошлины при обращении к мировым судам и судам общей юрисдикции.

    Далее узнаем, в каких случаях возможно следование обозначенным этими статьями нормам, и какие основания имеются для использования освобождения.

    Государственная пошлина — взнос за услугу, оказываемую судом, направленную на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему соответствующего решения

    Освобождение от уплаты госпошлины лиц, обладающих специальным статусом

    От уплаты государственной пошлины при обращении в суд могут освобождаться лица, входящие в следующие категории льготников.

    1. Граждане, имеющие официальное звание героя, присужденное во времена:

    • как Советского Союза;
    • так и Российской Федерации.
    Видео (кликните для воспроизведения).
    Читайте так же:  Расходы бюджетов финансовый контроль

    Представители обозначенных категорий должны владеть наградной медалью «Золотая Звезда».

    2. Полные кавалеры ордена Славы следующих степеней:

    Некоторые представители общества, совершившие значимые для страны деяния, имеют право стать льготниками

    3. Граждане, участвующими в Великой Отечественной Войне, и сегодня являющиеся:

    • инвалидами, получившими травму во времена военных действий с 1941 по 1945;
    • гордыми обладателями звания Ветерана войны.

    В эту же категорию мы причисляем граждан, являвшихся во времена Великой Отечественной:

    • пленными жителями концентрационных лагерей, система которых была создана фашистами по всей оккупированной территории;
    • пленными прочих мест насильственного содержания, организованных как фашистами, так и союзными странами;
    • военные, попавшие в плен в период Второй Мировой войны.

    По отношению к интересующему нас вопросу все представленные выше категории граждан являются льготниками, и наделены законным правом на освобождение от оплаты государственной пошлины при обращении в суд. Тому причиной стали их неоценимые заслуги перед Отечеством.

    Ветераны освобождены от оплаты государственной пошлины при обращении в суд

    Закон предусматривает достаточно большие льготы ветеранам боевых действий в Чечне, но необходимо знать о своих правах, чтобы заявить о них. В России изъявительная форма права. Федеральные и региональные правовые акты предусматривают различную материальную и нематериальную помощь гражданам, которые служили в горячих точках во время войн на территории Чечни, поэтому стоит рассмотреть вопрос о получении преференций более подробно в специальной статье.

    Получатель

    «УФК по Тамбовской области (ИФНС России по г. Тамбову)»

    Освобождение от уплаты государственной пошлины

    Освобождение от уплаты государственной пошлины: другие случаи

    Помимо вышеописанного, освободиться от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные инстанции общей юрисдикции можно в следующих случаях.

    Таблица 2. Случаи освобождения от уплаты пошлины в суды общей юрисдикции

    Исключение в этой ситуации составляют случаи, когда рассматриваются споры между представителями обозначенной выше категории и их наследниками.

    При подаче заявлений о несогласии с отказом Интересующее нас обстоятельство возможно в случае, когда подаются заявления, содержащие несогласие относительно вынесенного ранее отказа признать того или иного гражданина:
  • беженцем;
  • вынужденным переселенцем.
  • По делам о недобровольной госпитализации Не взимается госпошлина в рамках административного судопроизводства, темой которого является госпитализация лица без согласия оного:
  • в психиатрическое медицинское учреждение для лечения;
  • в то же учреждения для прохождения обследования.
  • Вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины регулирует Налоговый Кодекс нашей страны

    Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 октября 2016 г. N 03-05-04-03/57817 Об освобождении от уплаты государственной пошлины государственных казенных учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, в том числе и при обращении в суды

    В связи с письмом по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины государственных казенных учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе и при обращении в суды, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

    В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

    На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

    Данные положения Кодекса распространяются на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означают освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в том числе и в судах.

    Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

    Законом Краснодарского края от 21 октября 2015 г. N 3255-КЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края — администрации Краснодарского края» определена система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, согласно которой учреждения, подведомственные департаменту строительства Краснодарского края, в частности, ГКУ, не относятся к исполнительным органам государственной власти Краснодарского края.

    С учетом изложенного освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, на ГКУ не распространяется.

    Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    При применении данного положения Кодекса следует учитывать, иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

    Читайте так же:  Как работает упрощенная система налогообложения
    Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

    Расчетный счет

    Освобождение от уплаты государственной пошлины

    Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ

    1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

    1. прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

    2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

    2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

    1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

    2. истцы — инвалиды I и II группы.

    3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
    (Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ).

    Освобождение от уплаты госпошлины: кто входит в льготную категорию

    Государственная пошлина – выплата, которая перечисляется официальным структурам за оказываемые ими услуги, необходимые гражданину в определенной жизненной ситуации. Налоговый кодекс предусматривает несколько случаев, когда производится освобождение от уплаты госпошлины. Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо, чтобы нюансы ситуации соответствовали некоторым важным условиям. Каким, узнаем далее в статье.

    Освобождение от уплаты госпошлины

    Обзор документа

    В силу НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

    Согласно Закону об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации структура таких органов определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации.

    Так, например, Законом Краснодарского края о системе исполнительных органов госвласти определена система таких органов, согласно которой учреждения, подведомственные департаменту строительства Краснодарского края, в частности ГКУ, не относятся к исполнительным органам госвласти. Таким образом, освобождение от уплаты госпошлины, предусмотренное нормами НК РФ, на такие ГКУ не распространяется.

    Вместе с тем от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

    При этом следует учитывать, что иные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). Под иными органами в данном случае понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

    Освобождение от уплаты госпошлины для федеральных казенных учреждений не предусмотрено

    В силу пп. 4 п. 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий. Исключение случаи перечисленные пп.124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой подведомственные учреждения, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. В связи с этим освобождение от уплаты госпошлины на них не распространяется.

    При рассмотрении вопросов, связанных с освобождением федеральных казенных учреждений от уплаты госпошлины, следует учитывать нормы действующих нормативных актов, в рамках которых определяется статус указанных учреждений.

    Освобождается ли Муниципальное казенное учреждение от уплаты госпошлины в Арбитражный суд?

    Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

    1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

    1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

    (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

    3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

    4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

    (пп. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    5) Центральный банк Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

    Читайте так же:  Налогоплательщики земельного налога

    7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;

    8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

    9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

    10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;

    (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

    11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

    12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

    13) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

    14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны;

    15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

    Освобождаются ли федеральные казенные учреждения от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд?

    Согласно 333.37 НК РФ п.1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:

    1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;

    3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

    ВС РФ: казенное учреждение не платит госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов

    К такому выводу пришла Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ и отменила решения нижестоящих инстанций.

    Казенное учреждение не уплатило госпошлину, когда подавало в арбитражный суд иск о взыскании с предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Речь шла о плате за провоз тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.

    Суд оставил иск без движения. Он посчитал, что НК РФ не освобождает государственные и муниципальные учреждения от уплаты госпошлины. Подход суда поддержали апелляция и кассация. ВС РФ посчитал выводы нижестоящих судов ошибочными.

    По НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются госорганы и органы местного самоуправления, которые выступают в качестве истцов или ответчиков, в частности, в арбитражных судах.

    ВС РФ привел разъяснения Пленума ВАС РФ. В одном из них указано: госорганы и органы местного самоуправления реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные органы и организации. Поэтому по специальному поручению они могут представлять в арбитражных судах органы власти. В другом постановлении Пленум ВАС РФ отмечал: если учреждение выполняет отдельные функции госоргана или органа местного самоуправления и при этом участвует в арбитражном процессе для защиты государственных или общественных интересов, то оно освобождается от уплаты госполины.

    Эксперты КонсультантПлюс отмечают, в прошлом году Минфин дал разъяснение в отношении федеральных казенных учреждений, из которого следует похожий вывод.

    Ранее позиция ведомства была иной: федеральное казенное учреждение не относится к госорганам, значит, оно в любом случае не освобождается от уплаты госпошлины. Правда, это разъяснение касалось освобождения по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    С учетом позиции ВС РФ и последних разъяснений Минфина казенное учреждение должно уплачивать госпошлину, только если его участие в арбитражном процессе не связано с защитой публичных, общественных интересов.

    Источники

    Освобождение от уплаты госпошлины казенного учреждения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here