Отдел выездных проверок налоговой инспекции чем занимается

Чем занимаются отделы камеральных проверок №1, №2, №3, №4, №5, №6 в налоговой службе

При сдаче отчетности налогоплательщиком, в ФНС запускается процедура камеральной проверки, которая проверяет декларации на предмет полноты и своевременности уплаченных налогов в казну государства.

Законодательством РФ утверждены порядка 20 видов налогов, и по каждому предусмотрена отчетность.

Для обработки поступающей информации в ФНС сформирована отдельная служба. В статье речь пойдет о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, какие обязанности и полномочия возложены на сотрудников.

Коротко о процедуре камеральной проверки

Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.

Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ

Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.

С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.

По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.

При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:

  • запрашивает уточненный документ;
  • организует выездную проверку;
  • при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.

Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.

Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.

Чем занимается камеральная служба

Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.

Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.

Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:

  1. Федеральные:
  • на добавленную стоимость(НДС);
  • на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • на прибыль;
  • акцизы;
  • единый социальный (ЕСН);
  • государственная пошлина;
  • другие.
  1. Региональные:
  • транспортный (ТН);
  • на имущество организаций (НИ).
  1. Местные:
  • Земельный;
  • на имущество физических лиц.

Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:

  • упрощенная система (УСН);
  • система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:

  • конституция РФ;
  • кодекс налоговый РФ;
  • федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
  • прочие документы.

Онлайн-интервью с начальником отдела выездных проверок ИФНС России №2 по г. Москве Андреем Александровичем Ханеевым

Корреспондент сайта «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю» в рамках цикла интервью об экономических профессиях встретилась с начальником отдела выездных проверок ИФНС России №2 по г. Москве Андреем Александровичем Ханеевым и выяснила, кто такой налоговый инспектор, какими качествами и навыками он должен обладать, и что надо для того, чтобы достичь успеха и построить карьеру в налоговых органах.

КонсультантПлюс: Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, как Вы стали налоговым специалистом? Где учились, как строилась профессиональная карьера? Вы изначально хотели работать налоговым инспектором?

Ханеев Андрей Александрович: В налоговую службу я пришел в 1998 году по распределению из коммерческого колледжа. Сначала проходил производственную практику в отделе контрольной работы Управления ФНС России по г. Москве. По окончании колледжа начал работать в территориальной Инспекции №9 по г. Москве в отделе выездных проверок. Мне было тогда 18 лет.

Одновременно, уже работая в инспекции, я окончил Всероссийскую государственную налоговую академию (ВГНА) по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», а потом и Московскую финансово-юридическую академию (МФЮА) по специальности «Юриспруденция». Отмечу, что знания в указанных областях имеют особенное значение при проведении выездных налоговых проверок.

Хотя изначально к работе в налоговых органах я не стремился, хотел попробовать себя в банковской сфере, но сейчас нисколько не жалею, что все так сложилось. Я считаю свою работу не только интересной, но и необходимой нашему обществу.

КонсультантПлюс: Как обычно проходит Ваш рабочий день? Что входит в Ваши обязанности? Что Вам особенно нравится в Вашей работе и что вызывает не очень приятные эмоции?

Андрей Александрович: Каждый день проходит по-разному: участвую в совещаниях, в заседаниях рабочих групп. В случае возникновения налоговых споров по результатам выездных налоговых проверок участвую и в судебных процессах.

Непосредственно в мои обязанности также входит координация и организация процесса работы отдела выездных налоговых проверок и контроль за работой его сотрудников. Как руководитель отдела, я стараюсь организовывать для своих сотрудников регулярное обучение, знакомлю их новыми внутренними регламентами, приказами, разъяснениями, изменениями в законодательстве, с новой судебной практикой и т.д.

Больше всего в моей работе мне нравится её многообразие. Приходится сталкиваться с самыми разными случаями. И для того, чтобы разобраться в той или иной ситуации, надо обладать обширными знаниями в различных отраслях права, не только налогового, но и гражданского, и административного, и уголовного и многих других. Необходимо постоянно повышать свой уровень образования и следить за текущими изменениями законодательства. Как результат — постоянно развиваешься и получаешь новый опыт.

Читайте так же:  Отчетность ип за 4 квартал сроки

Не очень приятные эмоции, как, наверное, на любой другой работе, вызывает рутина, отчеты, контроль, сроки. Но, поверьте, положительных моментов гораздо больше. У нас интересная работа и замечательный коллектив.

КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, интересным случаем из Вашей практики, за который Вы испытываете особую гордость?

Андрей Александрович: Интересных случаев в практике очень много, но особенную гордость я испытываю, когда молодые начинающие сотрудники, для которых я являюсь наставником, стремятся к получению новых навыков, знаний, профессионального опыта. Впоследствии они вырастают в высококвалифицированных компетентных специалистов в области налогов, и, в свою очередь, сами становятся надежной опорой для следующего поколения молодых сотрудников.

КонсультантПлюс: Пожалуйста, охарактеризуйте в целом: кто такой налоговый инспектор, каково его главное предназначение?

Андрей Александрович: Отрасль налогового законодательства по сравнению с другими отраслями права достаточно объемна. Кроме того, как я уже отмечал, работа налогового инспектора требует знаний и в других отраслях права. Это обусловлено тем, что налогообложение пронизывает все области взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Налоговый инспектор осуществляет проверки в самых разных сферах деятельности: в торговле, производстве, строительстве, в банковской деятельности, полиграфии, проектировании и т.д. И главное предназначение налогового инспектора − это соблюдение и защита прав как государства, так и налогоплательщика. То есть обеспечение баланса и публичных, и частных интересов.

КонсультантПлюс: Как Вы думаете, какими качествами должен обладать налоговый специалист, чтобы состояться в профессии? Расскажите, какова процедура отбора на эту должность? Какой опыт работы должен быть у претендента?

Андрей Александрович: Замещение таких групп должностей государственной гражданской службы, как специалист-эксперт, государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, осуществляется на конкурсной основе несколько раз в год. При этом одно из основных требований − наличие высшего профильного образования: экономического или юридического.

Если претендент рассчитывает на младшую группу должностей, например, специалист первого разряда, то достаточно иметь среднее профессиональное образование. При этом прием на работу осуществляется без проведения конкурса, опыт работы не важен.

На мой взгляд, чтобы состояться в профессии налогового инспектора, претендент должен быть инициативным, исполнительным, готовым постоянно повышать свой профессиональный уровень. В то же время он должен уметь общаться с людьми, поскольку в нашей работе мы ежедневно общаемся и с генеральными директорами, и главными бухгалтерами организаций, и с другими должностными лицами. У нас существует внутренний регламент общения с налогоплательщиками, который обязывает государственного служащего всегда быть вежливым и корректным.

КонсультантПлюс: Мы видим, что современные технологии очень динамично развиваются. Это требует от специалистов разного уровня новых навыков и умений. Какие изменения происходят в Вашей профессии? Без каких знаний специалист по налогам сегодня не сможет достичь успеха в своей работе?

Андрей Александрович: Действительно, в налоговой системе за последние несколько лет было внедрено множество информационных ресурсов, помогающих как налоговым инспекторам, так и налогоплательщикам. Все знают о таком онлайн-сервисе, как «Личный кабинет налогоплательщика», или такой интерактивной услуге, как «Узнай свой ИНН». Кроме того, налогоплательщики используют телекоммуникационные каналы связи для отправки отчетности в инспекцию. Интерактивный информационный обмен данных осуществляется и между налоговыми инспекциями, а также между инспекциями и другими органами власти, например Таможенной службой, Росреестром, а также кредитными учреждениями.

Кроме того, существует множество других информационных ресурсов, без которых при нынешних современных темпах уже невозможно представить работу в налоговых органах. Например, все инспекторы работают в «Автоматизированной информационной системе налогообложения юридических и физических лиц» (АИС-Налог). Она имеет широкий спектр использования, в том числе предназначена для ввода, обработки и хранения всех налоговых документов, поступающих в налоговую инспекцию на бумажных или электронных носителях, а также для обеспечения автоматизированного обмена с внешними информационными системами. Очевидно, что налоговый инспектор обязан уметь пользоваться современными информационными технологиями.

КонсультантПлюс: Как Вы относитесь к использованию справочных правовых систем в работе налоговых специалистов?

Андрей Александрович: Поскольку налоговое законодательство и судебная практика постоянно развиваются, то и в ходе проверок, и непосредственно на рабочем месте мы постоянно обращаемся за помощью к справочно-правовым системам. Сегодня уже сложно себе представить работу налогового инспектора без этого удобного и полезного инструмента.

КонсультантПлюс: Что Вы посоветуете студентам, которые стремятся работать налоговыми специалистами: чему им уделять особое внимание в период обучения, к чему быть готовыми и как построить успешную карьеру?

Андрей Александрович: Мой совет всем молодым специалистам — не бойтесь идти работать в налоговую инспекцию. Да, это непростая профессия, с серьезной нагрузкой. Но работа в налоговых органах дает большие возможности для развития профессиональных навыков. Полученный опыт в отделе выездных налоговых проверок в дальнейшем позволит вам построить карьеру в любой сфере деятельности, поскольку вы будете обладать обширными практическими знаниями.

КонсультантПлюс: Андрей Александрович, мы благодарим Вас за интересную беседу и подробные ответы.

Интервью подготовлено
корреспондентом компании «КонсультантПлюс» А. Епифановой

Отдел выездных проверок: чем занимается, функции отдела

В нашей практике имелись ситуации, когда к клиенту выходили десять-одиннадцать проверяющих.

В отделе выездных проверок нет четко структурированных групп проверяющих, а состав проверяющих определяется руководителем отдела перед каждой проверкой. Как правило, в группе имеется сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только проверка налогоплательщика, но и координация работы других инспекторов.

Этот сотрудник также занимается оформлением результатов проверки (акта проверки), участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки, а иногда и присутствует в судебных разбирательствах при оспаривании результатов проверки в судебном порядке.

Вместе с тем, необходимо понимать, что даже акт выездной проверки проходит несколько этапов согласований — от начальника отдела, до курирующего заместителя руководителя налоговой инспекции.

Читайте так же:  Имущественный вычет проводки

В большинстве случаев, заранее предопределены и результаты проверки, так как они должны совпадать с запланированными.

В настоящее время у отделов выездных проверок очень высокая «результативность» — более 97% проверок заканчиваются доначислениями.

В этой связи, лучше заранее готовиться к обжалованию результатов выездной проверки.

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего — это только арифметическая проверка декларации.

Отдел камеральных проверок: чем занимается, основная задача

Для выполнения данных задач, отделы камеральных проверок наделены достаточно широким кругом полномочий.

Конечно, не по всем проверкам отделы камеральных проверок используют свои полномочия в полном объеме. Да, это было бы и невозможно, учитывая большой объем работы. Например, в 2012 году по данным Управления ФНС России по г. Москве было проведено 2 217 599 камеральных проверок.

Однако, по проверкам обоснованности возмещения НДС, проводятся полноценные ревизии.

При проведении проверок обоснованности возмещения НДС налоговые органы направляют запросы в таможню, правоохранительные органы, органы, регистрирующие сделки с имуществом и т.д.

Но даже, если речь идет не о камеральной проверке налоговой декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, а о проверке обычной декларации, отделы камеральных проверок также могут затребовать у Вас пояснения, документы или подачу уточненной декларации.

Наши эксперты готовы бесплатно провести анализ требования, которые выставляет отдел камеральных проверок и дать рекомендации о дальнейших действиях, а при необходимости, представлять Ваши интересы в налоговой инспекции.

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.

8.Положение об отделе выездных налоговых проверок ифнс по городу Армавиру.

Основные задачи Отдела выездных налоговых проверок:

1. Контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

2. Планирование выездных налоговых проверок.

3.Организация и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению, законодательства о налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок.

4. Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа с выездом к налогоплательщику. Указанное решение должно содержать следующие реквизиты:

— наименование налогового органа;

— номер решения и дату его вынесения;

Видео (кликните для воспроизведения).

— наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика — организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

— идентификационный номер налогоплательщика;

-период финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

— вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

— ФИО, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

— подпись лица, вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина. Решение предъявляется под расписку налогоплательщику. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации — налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

В период прохождения практики в данном отделе я изучила порядок составления акта выездной проверки, решение о проведении выездной проверки так же присутствовала при выдаче актов выездной проверки и заполняла требования о предоставлении документов.

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/[email protected]) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/[email protected]). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка крупнейших налогоплательщиков

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Деление отдела камеральной проверки по секторам

У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС

За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.

Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:

  • отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
  • какова численность сотрудников;
  • ФИО руководителя;
  • подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.

Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва

Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.

  • Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
  • Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
  • Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
  • Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
  • Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
  • Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.

Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.

В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.

«Налоговый инспектор — непростая профессия, но дает большие возможности для развития профессиональных навыков»

«Налоговый инспектор — непростая профессия, но дает большие возможности для развития профессиональных навыков»

Структура отдела камеральной проверки.

Управление отделом строится линейно, приказы и указания передаются от вышестоящего начальника, который держит в руках полное управление. Но он не имеет права отдавать приказы подчиненным минуя их непосредственного руководителя.

Обязанности начальника

Это специалист высокой квалификации с опытом работы в налоговых структурах. Грамотный в вопросах налогового и государственного законодательства. Организатор и лидер по натуре.

  • На его плечах лежит организация отдела, кадровые вопросы, разработка регламента для каждого сотрудника отдела.
  • Взаимодействует с контролирующими, законодательными, судебными органами со средствами СМИ.
  • В срочном порядке отслеживает и применяет на практике новшества касательно работы отдела.
  • Выносит окончательные заключения по итогам проверок.
  • Инициирует меры наказания для нарушителей, вплоть до уголовных.
  • Ведет отчетную работу перед подразделениями ФНС и вышестоящим руководством.

Обязанности заместителя начальника

Подчиняется непосредственно начальнику. В его отсутствие исполняет обязанности руководителя.

Должен хорошо знать нормативные государственные налоговые бухгалтерские документы, должностные регламенты подчиненных, нормы ТБ и ОТ, методы работы со СМИ и гражданами.

В его ведомстве:

  • кадровые вопросы;
  • публичные выступления;
  • участие в судебных разбирательствах;
  • участие в принятии решения о приостановлении движения денежных средств на счетах компании, прекращении ее деятельности в случаях, утвержденных налоговым правом;
  • также он ответственен за хранение секретной информации отдела и за архив как в бумажном, так и электронном виде.

Обязанности налоговых инспекторов

Старший налоговый инспектор руководит отдельным сектором камерального отдела. Таковых штатных единиц может быть несколько, в зависимости от количества секторов. Сотрудник должен обладать лидерскими качествами и углубленно знать нормативы и законодательную базу того отдела, которым руководит.

Обязанности старшего инспектора:

  • координирует проведение камеральных проверок;
  • собирает и анализирует информацию о лице, подавшем декларацию;
  • общается с налогоплательщиками, по вопросам нарушения проведения камеральной проверки;
  • уполномочен письменно запрашивать уточненные документы или вызывать свидетелей для дачи показаний;
  • участвует в решении вопросов по правонарушениям, составление протоколов;
  • вносит предложения по мерам наказания в случае налогового правонарушения;
  • анализирует возможные схемы ухода от выплат налогов.

Налоговые инспекторы подчиняются старшему налоговому инспектору. Это сотрудники с высшим образованием, разбирающиеся в основах законодательных, налоговых и бухгалтерских нормативов, владеющие компьютером на уровне пользователя.

На рабочих местах инспекторы:

  • проверяют правильности расчета уплаченных налогов в отчетных декларациях, на основании нормативов и других отчетов от налогоплательщика;
  • по итогам выверки оформляют результаты, в случае успешного прохождения заносят информацию в электронную базу ФНС;
  • при обнаружении ошибок сообщают об этом старшим инспекторам;
  • по указанию руководства готовят запросы в юр отдел и отдел урегулирования задолженностей;
  • готовят платежные документы, уведомления и справки по востребованию для организаций и физ. лиц.
Читайте так же:  Кадастровые земельные налоги

Что такое предпроверочный анализ

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Читайте так же:  Налог при дарении участка земли

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

«В налоговой. » часть 1

С чего начать повествование о службе в налоговой, наверное с трудоустройства и существующих отделах.

Хочу сразу сказать, что все описанное относиться к конкретному региону, в разных регионах страны, по разному, но в общем порядок дел примерно один и тот же, за исключением некоторых аспектов.

Что бы поступить на должность в налоговые органы, необходимо подать документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности. Если планируете работать и идти по карьерной лестнице, то нужно привыкать сразу, любое изменение должности, классного чина в ифнс идет через конкурс. Пакет примерно одинаковый везде, это заявление, автобиография, справка с мед учреждения, и копии документов об образовании и о стаже. Не знаю, где как, но в нашем регионе, как правило в момент, подачи документов, с соискателем проводят собеседование, причем сразу говорят, принят или нет.

С наличием вакантных мест, в разных регионах по разному. В МСК, постоянная текучка (о причинах позже), в кавказских регионах, что бы устроиться в налоговую нужна мохнатая рука и много денег.

И так, если вы прошли квест, под названием, пройти собеседование, то дальше, будет интереснее. Нужно пройти собеседование с службой безопасности. Собеседование, проходит везде по разному, где-то предлагают открыто стучать, где-то пугают. Ну суть одна, если за человеком нет судимостей, то как правило дают положительное заключение.

Теперь об отделах.

В принципе, в каждой инспекции, отделы, примерно одни и те же, имеются небольшие различия по названиям, номерам и т.п., но суть остается.

Общий отдела— сюда относиться, вся обслуга, водители, бухгалтера, уборщицы, канцелярия, и т.п. Сейчас идет тенденция, что общий отдел убирают, а их функции передают на аутсортинг. Как по мне, самый спокойный отдел, проверки редкие, мозги клюют тоже редко.

Камеральный отдел — есть в каждой инспекции, и как правило, не один, где-то камеральные отделы формируют по налогам, где-то по плательщикам, где-то и так и так. Есть разные участки, где соответственно разная нагрузка. Самая тяжелая, нервная работа это участок косвенного налогообложения (акцизы, налог на добавленную стоимость), самый аут на участке проверки возмещения налога на добавленную стоимость (об этом позже). Постоянные отчеты и проверки вышестоящих органов, прокуратуры и т.п.

Отдел выездных налоговых проверок — как правило самый «блатной» отдел, работать сложно, но интересно.

Отдел оперативного контроля — тут опять же отдел «блатной», работать просто и не принуждено, но заскоков много, хотя они перекрываются многими плюсами.

Отдел работы с налогоплательщиками — самый тяжкий отдел в моральном плане. именно сюда приходят плательщики, и именно здесь они оставляют свои негативные эмоции. Поэтому, как правило там работают, либо насквозь прожженные «су..», либо пофигисты, если человек нормальный, и не способен терпеть постоянный негатив, то очень быстро уходит со службы.

Правовой отдел (отдел досудебного аудита) — здесь готовят иски, отзывы, согласовывают решения и акты и т.п.

Аналитический отдел (где-то отдел пред проверочного анализа) — занимается анализом и выявлением «схем» уклонения от уплату налогов и сборов, отдел новый в структуре инспекций, и что там происходит, честно не знаю.

График работы с 8.00 до 17.00, но он целиком зависит от отдела в котором трудиться сотрудник. Самое главное, что в служебном контракте, пишется, что рабочий день, не нормированный, и при любом удобном случае вам это напомнят. Если вы откажетесь оставаться после работы. На некоторых направлениях сотрудники уходят вовремя, на некоторых сидят и до 8-9 вечера, выходя по выходным.

Видео (кликните для воспроизведения).

В следующей части расскажу, о «схемах» и способах их выявления.

Источники

Отдел выездных проверок налоговой инспекции чем занимается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here