Отмена валютного контроля в россии

Валютный контроль: отменить или реформировать?

SergeyNivens / Depositphotos.com

В 2018 году было озвучено предложение по ликвидации валютного контроля, о чем мы писали ранее. Данная позиция сохраняется и на сегодняшний день. Так, эксперты в ходе прошедшего на прошлой неделе круглого стола в ТПП РФ отметили, что избыточные требования валютного контроля и жесткие меры административной ответственности за их несоблюдение являются основными барьерами при экспорте.

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко выделила негативные последствия избыточного валютного контроля:

  • репатриация – возврат резидентом денежных средств в Россию, уплаченных нерезиденту за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги (подп. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон № 173-ФЗ), препятствует развитию внешнеторговой деятельности и создает нагрузку на экспортеров;
  • повышение риска финансовых потерь юридическими лицами из-за невозврата валютной выручки (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки);
  • лишение бюджета России дополнительных налоговых поступлений и стимулирование ведения бизнеса через иностранные оффшорные компании;
  • невозможность использования электронных денежных средств для расчетов в коммерческих отношениях, в том числе трансграничных.

Кроме того, эксперт добавила, что проблемы с репатриацией возникают, в частности, у строительных компаний. По ее словам, проблема заключается в конвертации местной валюты, подлежащей переводу на счета в Россию, после оплаты нерезидентами местных расходов в период строительства.

В связи с этим Антонина Левашенко предложила отменить валютный контроль. Однако до этого рекомендовала принять ряд мер по совершенствованию системы противодействия отмыванию денег в международной торговле. В качестве примера она указала необходимость развития международного взаимодействия таможенных органов и ПФР, а также разработку руководства Росфинмониторинга и ФТС России для банков с целью минимизации рисков отмывания денег на основе стандартов ФАТФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

По словам Антонины Левашенко, необходимо перейти на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам, а именно: исключить из Закона № 173-ФЗ нормы, обязывающие резидентов уведомлять и отчитываться по зарубежным счетам, и перенести их в Налоговый кодекс. В настоящий момент Банк России и Правительство РФ являются органами валютного регулирования (ст. 5 Закона № 173-ФЗ), поэтому предложение эксперта заключается в передаче функции по контролю за зарубежными счетами в компетенцию ФНС России. В этом случае налоговые органы будут давать разъяснения, обмениваться информацией с зарубежными органами, а достичь этого возможно посредством расширения договоренностей об обмене информацией и поэтапной отмены отчетности с теми странами, где такой обмен уже существует.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В свою очередь, следует отметить, что основным требованием в сфере валютного контроля является своевременное получение валютных средств на банковский счет согласно заключенному между резидентами и нерезидентами договору при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). Директор по вопросам регулирования в сфере ВЭД компании «Российский экспортный центр» Михаил Антипов дополнил, что на практике необходимо объяснить банку происхождение валютной выручки и в случае нарушения понести административную (ст. 15.25 КоАП) или даже уголовную ответственность (ст. 193 Уголовного кодекса).

При этом административная ответственность предусмотрена за:

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение резидентами сроков, установленных контрактом, по репатриации денежных средств за поставленные товары, оказанные работы или услуги и за невыполнение обязанности по возврату денежных средств в Россию, уплаченных нерезидентам за товары, услуги и работы, которые не ввезены и не оказаны (ч. 4-5 ст. 15.25 КоАП РФ). Законодатель также поставил размер назначаемого административного штрафа за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в зависимость от количества дней просрочки: до 10 дней, от 10 до 30 дней, свыше 30 дней соответственно (ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

В случае уклонения лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях в крупном размере, ему может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет (ст. 193 УК РФ). При этом крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 9 млн руб. Если сумма валюты, которая не возвращена в Россию, меньше, то данное деяние будет квалифицироваться по нормам административного права.

Михаил Антипов предложил изменения в КоАП РФ, которые уменьшат количество административных правонарушений:

  • разрешить зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более, чем на 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки на счет в зарубежном банке при условии ее перевода на счет в уполномоченном банке в течение 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки в российских рублях на счет в зарубежном банке (от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году);
  • установить мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока на 30 дней;
  • установить мораторий на штраф за непредставление отчетности о валютных операциях на 90 дней.

Кроме того, он предложил исключить ст. 193 из УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях.

Эксперты отметили, что существующий валютный контроль создает излишнее обременение для российских предпринимателей и экспортеров. При этом в работе круглого стола приняли участие представители Минфина России и Банка России, которые сообщили, что примут к рассмотрению предложения экспертов в части разработки мер, направленных на либерализацию ответственности за нарушение требований валютного законодательства в России.

Что подразумевает отмена валютного контроля в России

Еще в середине 2018 года в Госдуму поступил подготовленный Правительством РФ законопроект № 518084-7, который вносит изменения в валютный контроль – статью 15.25 Кодекса России об административных правонарушениях. Они направлены на либерализацию мер ответственности за нарушение валютного законодательства нашей страны. Разбираемся, можно ли говорить о фактической отмене валютного контроля в России.

Читайте так же:  Нарушения при камеральной налоговой проверке

Проект изменений в КоАП РФ

В Минфине России вопросы валютного контроля курирует Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля.

Надо отметить, что дискуссии, посвященные отмене валютного контроля в России, идут уже не первый год. Проект поправок в этом направлении к проекту закона № 518084-7 в конце 2018-начале 2019 года активно разрабатывал Минфин, а сам законопроект принят 12.12.2018 Госдумой в первом чтении.

В целом данный документ направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при ведении ими внешнеторговой деятельности.

В итоге российские компании и ИП вынуждены:

  • нести дополнительную финансовую нагрузку;
  • вести переговорные процессы с иностранными контрагентами;
  • оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (до 30 дней);
  • представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Валютный контроль в России предлагают отменить

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает отменить валютный контроль в России.

Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций», констатирует Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем новом докладе о реформе валютного контроля (есть у РБК). «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, приходят к выводу в ЦСР, который разрабатывал экономическую программу для президента Владимира Путина. Валютный контроль в стране нужно попросту отменить, считают эксперты.

ЦСР называет восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами).

Вторая проблема — запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обременение для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР.

Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада.

Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада.

Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Причем на практике контролировать проведение таких операций зачастую невозможно. Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (слишком большие штрафы, а также потенциальное уголовное наказание практи¬чески за любое нарушение требований валютного законодательства из-за широких формулировок в УК).

Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки.

Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза.

Либерализацию валютного регулирования нужно провести в два этапа, считают в ЦСР. Первая часть реформы, которую следует реализовать уже к концу 2018 года, должна отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов. Затем Минфин и ЦБ, как считают в ЦСР, должны подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и одновременно (в логике тренда на дедолларизацию экономики) к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Кроме того, нормы отчетности по зарубежным счетам нужно перенести в Налоговый кодекс (сейчас регулируются федеральным законом), полагают авторы реформы.

Второй этап реформы рассчитан на 2019–2020 годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены, отмечают авторы. Большинство других стран такие нормы уже приняли.

Центр Кудрина предложил отменить валютный контроль

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает отменить валютный контроль в России. Он слишком обременителен, ответственность за него жесткая, а отказ от регулирования повысит экономическую активность, считают эксперты

Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций», констатирует Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем новом докладе о реформе валютного контроля (есть у РБК). «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, приходят к выводу в ЦСР, который разрабатывал экономическую программу для президента Владимира Путина. Валютный контроль в стране нужно попросту отменить, считают эксперты.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение на работе

Что не так с валютным контролем

ЦСР называет восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами).

Вторая проблема — запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обремене­ние для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР.

Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада.

Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Причем на практике контролировать проведение таких операций зачастую невозможно. Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (слишком большие штрафы, а также потенциальное уголовное наказание практически за любое нарушение требований валютного законодательства из-за широких формулировок в УК).

Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки. Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза.

О необходимости либерализации валютного контроля и разногласиях с ЦБ по этому вопросу говорил министр экономического развития Максим Орешкин. Сейчас контроль очень жесткий и является «одним из рудиментов», который сдерживает активизацию торговли, а полноценный межведомственный обмен по этим операциям отсутствует, указал Орешкин.

Свой вариант смягчения валютного контроля в январе опубликовал Минфин. Согласно проекту ведомства, экспортеров не будут штрафовать за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Предложения Минфина также предусматривают частичное снижение штрафов с нынешних «драконовских» (по выражению министра Антона Силуанова) 75–100% от суммы невозвращенных средств до 33–50%. Впрочем, это смягчение не затронет, например, зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка.

При этом еще осенью прошлого года Минфин предлагал дать правительству и Центробанку полномочия вводить жесткие валютные ограничения в кризисные периоды. Минэкономразвития такое предложение не поддержало. Впоследствии Минфин отказался от этой идеи. Архаичность валютного контроля стала одной из тем последней встречи крупных предпринимателей с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Традиционно более осторожен в вопросе валютного контроля Центробанк. Нужно находить баланс между полной отменой валютного контроля и жестким контролем — убирать его «сразу» нельзя, говорил в начале года замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин.

Страны ОЭСР с 1980–1990-х годов не требуют от резидентов репатриации и продажи валютной выручки, они также не прибегают к ограничениям по использованию зарубежных счетов, отмечают авторы доклада ЦСР. Развитые страны осуществляют контроль за трансграничными потоками денежных средств в рамках налогового законодательства, банковского контроля и законодательства по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

Власти США никогда не применяли меры валютного контроля и не ограничивали операции с иностранной валютой и банковскими счетами, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на отчет ОЭСР. При этом в США действуют сильные механизмы контроля за движением средств резидентов. Согласно принятому в 2010 году закону о налоговой отчетности по зарубежным счетам (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), налоговая служба получает данные о счетах американских налоговых резидентов в зарубежных финансовых институтах (банки, инвестфонды и др.). Отчетность FATCA внедряется путем межправительственного обмена или же банки ряда стран (Австралии, Бермуд, Чили, Швейцарии, Японии) регистрируются на сайте налоговой службы США для предоставления данных об американских налоговых резидентах.

В странах БРИКС применяются валютные ограничения, отмечают авторы доклада. Так, в Индии резидентам запрещено иметь счета за рубежом (это возможно только через уполномоченного посредника), а также получать кредиты в иностранной валюте (кроме транспортных, страховых и строительных компаний). Власти Индии установили требование о репатриации и обязательной продаже валютной выручки, а законом о валютном регулировании предусмотрен контроль над трансграничными валютными операциями.

Резиденты Китая должны репатриировать и продать валютную выручку в течение 90 дней после завершения импортно-экспортной операции, а валютные счета в зарубежных банках могут открывать только резиденты, чья деятельность связана с периодическими платежами за рубеж. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснования, которыми служат внешнеторговый контракт и таможенная декларация.

Валютное регулирование в Бразилии более прогрессивно: экспортер вправе оставить за рубежом 100% экспортной выручки, а ограничений на осуществление операций по зарубежным счетам нет. Благодаря электронной системе мониторинга (фиксирует все действия по валютным операциям) резиденты экономят на банковском обслуживании. Юрлица могут подать отчетность в онлайн-систему о своем зарубежном счете. В России же отчетность юридических лиц по иностранным счетам должна ежеквартально предоставляться в налоговые органы.

Отмена в два этапа

Валютные ограничения в России стали «анахронизмом», считают эксперты ЦСР. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» следует отменить, а соответствующий понятийный аппарат перенести в другие нормативно-правовые акты. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», говорится в докладе.

Либерализацию валютного регулирования нужно провести в два этапа, считают в ЦСР. Первая часть реформы, которую следует реализовать уже к концу 2018 года, должна отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов. Затем Минфин и ЦБ, как считают в ЦСР, должны подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и одновременно (в логике тренда на дедолларизацию экономики) к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Кроме того, нормы отчетности по зарубежным счетам нужно перенести в Налоговый кодекс (сейчас регулируются федеральным законом), полагают авторы реформы.

Читайте так же:  Возврат подоходного за уплаченные проценты по ипотеке

Второй этап реформы рассчитан на 2019–2020-е годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены, отмечают авторы. Большинство других стран такие нормы уже приняли.

ЦБ призвал к разработке реальной схемы отмены репатриации экспортной выручки

Видео (кликните для воспроизведения).

Банк России не является принципиальным противником отмены устаревших норм валютного контроля, связанных с обязательной репатриацией валютной выручки, заявила на Гайдаровском форуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Единственное препятствие инициативам Минфина в этой сфере — отсутствие при отмене системы контроля над незаконными операциями: сейчас вся инфраструктура такого контроля основана на валютном контроле. ЦБ призывает правительство быстро разработать новую систему, Центр стратегических разработок (ЦСР) готов в течение месяца представить ЦБ и Белому дому доклад по этой теме.

Вопрос об отмене валютного контроля обсуждался на текущей сессии Гайдаровского форума, организованного Российской академией народного хозяйства и госслужбы, посвященной стратегии экономического роста. Уже после того, как зал покинул министр финансов Антон Силуанов, госпожа Набиуллина подробно ответила на вопрос о позиции ЦБ по инициативам Минфина, который в докладе в правительство в первом квартале 2018 года намерен представить проект отмены положений законодательства, требующих обязательной репатриации валютной выручки в России при любых экспортных операциях.

Как физлиц избавили от валютного резидентства

По словам Эльвиры Набиуллиной, ЦБ «ни в коем случае» не является противником либерализации валютного режима, мало того, глава Банка России вполне официально объявила нормы законодательства о репатриации выручки устаревшими. Однако, заявила глава ЦБ, действующая система контроля над незаконными трансграничными операциями целиком строится на институте репатриации валютной выручки — простая отмена репатриации просто разрушит ее (напомним, в октябре 2017 года на конференции Российской экономической школы первый зампред ЦБ Ксения Юдаева поясняла, что сейчас валютный контроль является инфраструктурой для выполнения «антиотмывочных» требований FATF).

Президент ЦСР Павел Кадочников, участвующий в той же сессии, объявил о готовности центра подготовить доклад о таких практиках для правительства. По его словам, это возможно в течение месяца.

Дмитрий Бутрин о ходе дискуссии вокруг репатриации экспортной выручки

Отметим, частичная либерализация валютного контроля уже начинается с текущего года, причем, видимо, в довольно проблемной для экспортирующего бизнеса форме: законодательство с нынешнего года не содержит требований об обязательном оформлении паспортов экспортных сделок. Однако в связи с этим требование об обязательном возврате валютной выручки, ранее контролировавшейся по времени по срокам заключенных контрактов, с первого квартала 2018 года требует возврата выручки для каждой партии экспортированного товара вне зависимости от долгосрочных контрактных обязательств. Инициатива Минфина в том числе была вызвана необходимостью снять эту проблему в 2018 году. В случае если взаимодействие ЦБ и правительства будет быстрым, разработка новой схемы контроля за отмыванием, видимо, вполне возможна уже в 2018 году — в этом случае проблемы экспортеров в «промежуточной» схеме будут минимизированы.

Разворот в деле «Рольфа»

Законопроект Минфина в случае его принятия будет иметь обратную силу, объясняет управляющий партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев: все дела по этим статьям будут прекращены. В частности, может быть прекращено возбужденное в июне дело по ст. 193.1 против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании ради вывода ее средств на счета кипрской Panabel Limited. В сентябре Басманный суд Москвы заочно арестовал Петрова.

Петров, по его словам, знает, что Минфин готовит законопроект. Искать то, что лежало в карманах 10 лет назад, – дело неблагодарное, это только ухудшает бизнес-климат, сказал он «Ведомостям».

Дел по ст. 193.1 немного. Первым в 2014 г. был осужден житель Ставрополья, который, по данным следствия, за месяц вывел за границу около 6 млн руб. в валюте. Тогда подсудимый признал вину и был оштрафован на 200 000 руб. Фигурирует эта статья в деле Валерия Израйлита, совладельца компании «Усть-Луга», строившей одноименный порт. Всего, по данным МВД и судебного департамента, лишились свободы за использование подложных документов при переводах нерезидентам девять человек, писал Силуанову РСПП.

Риск намеренного использования силовиками валютных статей, для того чтобы кошмарить бизнес, незначительный, замечает Курмаев, поэтому дел немного. Но риски оказаться под следствием велики, говорит руководитель Центра ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. Даже проверенный контрагент может не сразу вернуть деньги и попросить о рассрочке, что в глазах правоохранителей может превратиться в невозврат валютной выручки, объясняет Бурковская.

К тому же в статистике не учитываются доследственные проверки, которые на практике могут длиться по два года – и все это время бизнес несет необоснованные издержки, продолжает она. Случается, что российский импортер переносит срок платежа и фиксирует это не изменениями в контракте, а, например, в переписке, рассказывает Баландина: даже за это может грозить уголовная ответственность. Во внешнеэкономической деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с неполучением товара или пересчетом контрактов по курсовым разницам, говорит президент группы «Континент» Станислав Тен. Иногда, по его словам, приходится делать что-то себе в убыток, например просить поставить товар, который не нужен, или вписывать в контракт другие цифры – просто чтобы сделка не вызвала подозрений у контрольных органов.

Валютные ограничения вводились для защиты платежного баланса, вспоминает директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель: баланс давно стабилен и теперь валютный контроль остался лишь барьером для экспортеров и импортеров. Особенно он губителен для малого и среднего бизнеса, экспорт которого власти обещают стимулировать, констатирует он.

Президент Владимир Путин поручал к 2024 г. повысить экспорт несырьевых товаров со $135 млрд до $250 млрд в год, а услуг – с $58 млрд до $100 млрд. Компании при подготовке стратегии экспорта услуг называли валютные ограничения одним из основных барьеров, говорила Левашенко. Издержки на выполнение требования возврата валюты могут достигать 5–7% от суммы контракта, оценивал Кнобель.

Читайте так же:  Куда сдавать документы на возврат налогового вычета

Правовое регулирование валютных операций

Какие есть планы

Назовём основные планируемые законодательные изменения в российском валютном контроле.

Так, предложено освободить экспортеров и импортеров от административной ответственности в случае:

  • задержки поступления экспортной выручки;
  • либо задержки возврата аванса по импорту.

Речь идёт о задержке в течение 30 дней со дня окончания срока, установленного внешнеторговым контрактом.

Кроме того, Минфин предлагает не применять административную ответственность к резиденту при совершении им нарушения, связанного с проведением валютной операции по зачислению денежных средств на зарубежный счет резидента, минуя счет резидента в уполномоченном банке – в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Ответственности по КоАП РФ не будет, если впоследствии он зачислил в полном объеме такие денежные средства на свой счет (вклад) в уполномоченном банке не позднее 30 дней со дня зачисления их на свой зарубежный счет.

Это снизит избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении:

  • технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов;
  • претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки.

Резиденты смогут предпринимать необходимые меры по урегулированию данных претензий в соответствии с международной практикой и обычаями делового оборота.

Ещё одно новшество – Минфин предлагает заменить по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП административную ответственность на предупреждение в случае, если участник сделки имеет статус профессионального участника внешнеэкономической деятельности (т. е. включен в специальный перечень).

Что будет со штрафами

В рамках либерализации валютного контроля введут дифференциацию размеров штрафов (фактически – их значительное снижение) за нарушения резидентами в случае нерепатриации ими денежных средств в валюте России и в иностранной валюте.

Речь идет о штрафе в размере от 3 до 10% размера денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках в российских рублях.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Верховный суд запретил использовать декларации об амнистии капитала против бизнеса

Пока законопроект в правительстве не обсуждали, указывает Моисеев. Против отмены по-прежнему выступают некоторые ведомства и ЦБ, продолжает он, часть их аргументов объективна, поэтому Минфин попросил правительство начать официальное обсуждение вопроса.

Законопроект, касающийся уголовной ответственности за валютные нарушения, подготовил и внес в правительство также Минюст, рассказывает его представитель: он отменяет только ст. 193, также превращая невозврат валютной выручки в квалифицирующий признак других преступлений, например мошенничества и легализации. Конкретных решений об ослаблении уголовной ответственности за нарушения валютного контроля пока нет, говорит представитель Минфина.

При новом подходе для привлечения к ответственности правоохранительным органам придется сперва установить признаки легализации, а вывод валюты за рубеж становится лишь способом, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская. Сокращение срока лишения свободы до пяти лет сократит и срок давности, суд чаще будет ограничиваться штрафом, почти невозможно будет взять человека под стражу на время следствия, продолжает она. «Сейчас главное – согласовать, как перенести отменяемые нормы в другие статьи, чтобы не нанести ущерб добросовестному бизнесу», – замечает один из разработчиков законопроекта Минфина. Система валютного контроля устарела лет на 10–15 и обременяет экспортеров, указывает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина: если предприниматель не получил валютную выручку, то он и без того пострадал, а государство его дополнительно наказывает.

Почему предлагается смягчить валютный контроль

Минфин поддерживает значительное упрощение валютного регулирования и готовит законопроект, предполагающий отмену репатриации валютной выручки, сообщил на Гайдаровском форуме замминистра финансов Алексей Моисеев. Эта идея, впрочем, пока не находила достаточной поддержки в ЦБ.

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И.

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека.

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ. Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ. Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения:

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции;
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.
Читайте так же:  Карта внутреннего финансового контроля образец заполнения

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа. Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена. Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

С мая 2018 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств. Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом. На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет.

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации. Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2018 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях. Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов. Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2018, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

Минфин хочет избавить бизнес от уголовных рисков валютных операций

Минфин подготовил проект поправок в Уголовный кодекс, отменяющих две статьи с наказаниями за валютные нарушения – невозврат валютной выручки и переводы нерезидентам с использованием подложных документов (ст. 193 и 193.1 соответственно). Подлинность основных тезисов законопроекта, с которым ознакомились «Ведомости», подтвердили два человека, участвующих в его разработке. Законопроект действительно подготовлен, сказал замминистра финансов Алексей Моисеев.

Отменить уголовную ответственность за невозврат валютной выручки в марте распорядился премьер Дмитрий Медведев, в начале октября его первый зам и министр финансов Антон Силуанов поручил проработать возможность отмены и ст. 193.1 УК.

Нарушения, предусмотренные этими статьями кодекса, – лишь способ совершения других преступлений, в первую очередь отмывания преступных доходов, говорится в пояснительной записке к проекту. Потому Минфин хочет дополнить статьи УК, наказывающие за легализацию (ст. 174 и 174.1), новым квалифицирующим признаком – переводы нерезидентам по подложным документам. Максимальное лишение свободы за такой способ легализации составит пять лет против 10, предусмотренных ст. 193.1. Уголовную ответственность за невозврат валютной выручки предложено отменить вовсе.

Кто контролирует валютные операции?

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Защитники валютного контроля

Против отмены «валютных» статей выступают ЦБ и силовые ведомства. В первом полугодии для вывода денег за рубеж, по данным ЦБ, наиболее часто использовались сделки с услугами (36%) и авансовые платежи за импортируемые товары (24%). Но операции с признаками вывода средств за рубеж уменьшились. Вопрос валютной либерализации прорабатывается, сказал представитель ЦБ.

Проблему Минфин предлагал обсуждать у президента. Такие планы были, но пока этого не произошло, говорит Моисеев. Пока совещание не состоялось, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Отмена ст. 193.1 обсуждалась в конце октября и на заседании экспертного совета Минэкономразвития по снижению уголовных рисков бизнеса. Решение об отмене валютных статей нужно обсудить с правоохранительными органами, считает представитель Минэкономразвития. Его коллеги в МВД и Генпрокуратуре на запросы «Ведомостей» не ответили. Пока правительство согласилось лишь освободить бизнес от обязанности возвращать рублевую выручку несырьевых экспортеров с 2020 г., а сырьевых (кроме тех, кто торгует лесом) – с 2024 г.: такой законопроект оно внесло в Госдуму. Требование репатриации выручки обеспечивает прозрачность торговых и финансовых потоков, но капитал, желающий покинуть страну, всегда найдет выход, замечает главный экономист ING по России Дмитрий Долгин.

Видео (кликните для воспроизведения).

В подготовке статьи участвовали Елизавета Базанова и Светлана Бочарова

Источники

Отмена валютного контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here