Отменить валютный контроль

Валютный контроль: отменить или реформировать?

SergeyNivens / Depositphotos.com

В 2018 году было озвучено предложение по ликвидации валютного контроля, о чем мы писали ранее. Данная позиция сохраняется и на сегодняшний день. Так, эксперты в ходе прошедшего на прошлой неделе круглого стола в ТПП РФ отметили, что избыточные требования валютного контроля и жесткие меры административной ответственности за их несоблюдение являются основными барьерами при экспорте.

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко выделила негативные последствия избыточного валютного контроля:

  • репатриация – возврат резидентом денежных средств в Россию, уплаченных нерезиденту за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги (подп. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее – Закон № 173-ФЗ), препятствует развитию внешнеторговой деятельности и создает нагрузку на экспортеров;
  • повышение риска финансовых потерь юридическими лицами из-за невозврата валютной выручки (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки);
  • лишение бюджета России дополнительных налоговых поступлений и стимулирование ведения бизнеса через иностранные оффшорные компании;
  • невозможность использования электронных денежных средств для расчетов в коммерческих отношениях, в том числе трансграничных.

Кроме того, эксперт добавила, что проблемы с репатриацией возникают, в частности, у строительных компаний. По ее словам, проблема заключается в конвертации местной валюты, подлежащей переводу на счета в Россию, после оплаты нерезидентами местных расходов в период строительства.

В связи с этим Антонина Левашенко предложила отменить валютный контроль. Однако до этого рекомендовала принять ряд мер по совершенствованию системы противодействия отмыванию денег в международной торговле. В качестве примера она указала необходимость развития международного взаимодействия таможенных органов и ПФР, а также разработку руководства Росфинмониторинга и ФТС России для банков с целью минимизации рисков отмывания денег на основе стандартов ФАТФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

По словам Антонины Левашенко, необходимо перейти на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам, а именно: исключить из Закона № 173-ФЗ нормы, обязывающие резидентов уведомлять и отчитываться по зарубежным счетам, и перенести их в Налоговый кодекс. В настоящий момент Банк России и Правительство РФ являются органами валютного регулирования (ст. 5 Закона № 173-ФЗ), поэтому предложение эксперта заключается в передаче функции по контролю за зарубежными счетами в компетенцию ФНС России. В этом случае налоговые органы будут давать разъяснения, обмениваться информацией с зарубежными органами, а достичь этого возможно посредством расширения договоренностей об обмене информацией и поэтапной отмены отчетности с теми странами, где такой обмен уже существует.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В свою очередь, следует отметить, что основным требованием в сфере валютного контроля является своевременное получение валютных средств на банковский счет согласно заключенному между резидентами и нерезидентами договору при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ). Директор по вопросам регулирования в сфере ВЭД компании «Российский экспортный центр» Михаил Антипов дополнил, что на практике необходимо объяснить банку происхождение валютной выручки и в случае нарушения понести административную (ст. 15.25 КоАП) или даже уголовную ответственность (ст. 193 Уголовного кодекса).

При этом административная ответственность предусмотрена за:

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение резидентами сроков, установленных контрактом, по репатриации денежных средств за поставленные товары, оказанные работы или услуги и за невыполнение обязанности по возврату денежных средств в Россию, уплаченных нерезидентам за товары, услуги и работы, которые не ввезены и не оказаны (ч. 4-5 ст. 15.25 КоАП РФ). Законодатель также поставил размер назначаемого административного штрафа за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в зависимость от количества дней просрочки: до 10 дней, от 10 до 30 дней, свыше 30 дней соответственно (ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

В случае уклонения лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях в крупном размере, ему может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет (ст. 193 УК РФ). При этом крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 9 млн руб. Если сумма валюты, которая не возвращена в Россию, меньше, то данное деяние будет квалифицироваться по нормам административного права.

Михаил Антипов предложил изменения в КоАП РФ, которые уменьшат количество административных правонарушений:

  • разрешить зачисление валютной выручки на счет в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более, чем на 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки на счет в зарубежном банке при условии ее перевода на счет в уполномоченном банке в течение 30 дней;
  • разрешить зачисление выручки в российских рублях на счет в зарубежном банке (от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году);
  • установить мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока на 30 дней;
  • установить мораторий на штраф за непредставление отчетности о валютных операциях на 90 дней.

Кроме того, он предложил исключить ст. 193 из УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в рублях.

Эксперты отметили, что существующий валютный контроль создает излишнее обременение для российских предпринимателей и экспортеров. При этом в работе круглого стола приняли участие представители Минфина России и Банка России, которые сообщили, что примут к рассмотрению предложения экспертов в части разработки мер, направленных на либерализацию ответственности за нарушение требований валютного законодательства в России.

ЦСР предложил отменить валютный контроль

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предложил полностью отказаться от валютного регулирования. Такие предложения содержатся в докладе о реформе валютного контроля, сообщает РБК со ссылкой на документ. Доклад написан экономистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александрой Коваль, Антониной Левашенко, Сергеем Синельниковым-Мурылевым и Павлом Труниным, уточняет «Коммерсантъ».

Читайте так же:  Налоговый вычет на детей в документы

Реформу авторы предлагают провести в два этапа. Первый может быть реализован к концу 2018 г. Он предполагает отмену требований по репатриации и создание открытого режима использования иностранных счетов. За этим должна последовать отмена запрета на валютные операции между резидентами и введение запрета на использование иностранной валюты как платежного средства в России.

Второй этап реформы валютного контроля рассчитан на 2019-2020 гг. За это время предполагается отменить требование об отчетности по счетам, открытым в странах, с которыми у России заключен договор об обмене налоговой информацией по стандартам ОЭСР.

Для контроля отмывания денег ЦСР предлагает привести в соответствие требованиям FATF приказ Росфинмониторинга от 2009 г. «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». В нем могут быть прописаны признаки сделок с повышенным риском отмывания денег.

О важности либерализации валютного контроля ранее говорил и министр экономического развития Максим Орешкин. Центробанк предлагал искать баланс между полной отменой валютного контроля и жестким контролем.

Минфин не будет требовать возврата рублевой выручки из-за рубежа с 2020 года

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства. Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год. Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru. По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации. «Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Санкционные экспортеры не воспользуются валютной льготой

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках. Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

Почему валютной выручке дали отсрочку

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией. Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще. Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Как ЦБ призвал к разработке реальной схемы отмены репатриации экспортной выручки

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет. Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль казенного учреждения пример

Власти предложили радикально ослабить валютный контроль

Отменить уголовную ответственность и радикально снизить штрафы за валютные нарушения — таковы новые инициативы Минэкономразвития. В Минфине и ЦБ сообщили РБК о поддержке курса на дальнейшую либерализацию валютного контроля.

Минэкономразвития предложило отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения и существенно снизить административные штрафы. Блок инициатив по дальнейшей либерализации валютного законодательства вошел в план «Трансформация делового климата» (ТДК), который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом. Материалы плана есть у РБК.

«Минфин поддерживает данные инициативы», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Ранее министерство разработало, а правительство внесло в Госдуму законопроект о смягчении ответственности за нарушения валютного законодательства российскими экспортерами и импортерами.

Общий курс на либерализацию валютного контроля поддержал Центробанк. «Мы видели отдельные предложения Минэкономразвития и частично их поддерживаем», — ответила РБК пресс-служба регулятора, не вдаваясь в подробности.

«Трансформация делового климата» — это «новый механизм оперативного реагирования федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества», который должен стать одним из ключевых инструментов правительства по созданию условий для экономического роста, следует из «Основных направлений деятельности правительства до 2024 года», утвержденных 1 октября.

«Драконовские» штрафы

Минфин с 2017 года взял курс на либерализацию валютного законодательства: сначала российских граждан, проживающих большинство времени за границей, освободили от требований валютного контроля, затем Минфин представил ряд законопроектов о снижении штрафов и административной нагрузки на бизнес в области валютного контроля (см. здесь и здесь). Министр финансов Антон Силуанов (ныне первый вице-премьер) называл штрафы за незаконные валютные операции и невозврат экспортной выручки, достигающие 100% соответствующих сумм, «драконовскими», «сумасшествием».

«Законодательство о валютном контроле устарело и не имеет особого смысла», — заявил РБК директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. «Изначально валютный контроль ввели для улучшения платежного баланса за счет контроля возврата и продажи валютной выручки. Но при свободном движении капитала смысл в валютном контроле пропал, и избыточное регулирование создает барьеры для международной торговли», — пояснил эксперт.

По действующему закону экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку о прописанных во внешнеторговых контрактах сроках. Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75-100% суммы сделки. Срок давности привлечения к ответственности — два года.

«Соразмерность и обоснованность столь высоких штрафов вызывает серьезные сомнения», — заявил РБК старший вице-президент Российского экспортного центра и руководитель профильного направления плана «Трансформация делового климата» Алексей Кожевников.

Зачастую задержки происходят по вине контрагента (иностранного покупателя), отметил он. «Экспортер несет ответственность не только за свои действия, но и фактически за действия своего контрагента, который в силу разных обстоятельств может задержать или вовсе не выплатить причитающуюся сумму дохода», — пояснил Кожевников. Российские компании вынуждены нести дополнительную нагрузку, вести переговоры с иностранными партнерами и оформлять дополнительные соглашения.

Что предлагает Минэкономразвития

План Минэкономразвития включает предоставление бизнесу отсрочки в 30 дней, в течение которых экспортеры могут получить валютную выручку на счета в российских банках без штрафных санкций. Эта мера уже внесена в Госдуму в составе правительственного законопроекта, рассмотрение которого намечено на ноябрь этого года. Аналогичный 30-дневный период предусматривается этим законопроектом и для российских импортеров, которые заплатили нерезиденту за товар или услугу, но еще не получили его/ее.

Предельные штрафы за нарушение обязанности по зачислению средств на счета в российских банках предложено снизить до 5% от суммы денежных средств или вовсе заменить их предупреждениями. Такая обязанность ложится не только на экспортеров и импортеров, но и на российских граждан, которым в общем случае запрещено получать средства на счета в зарубежных банках. Максимальный штраф за нарушение этих требований сейчас составляет 100%.

Эта инициатива Минэкономразвития идет дальше текущего законопроекта правительства, в котором штрафы для экспортеров/импортеров предложено снизить до 5-30%.

При этом для избранных «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности», критерии которых должно определить правительство, предложено вовсе отменить штрафы за срыв сроков поступления валютной выручки. Работа над поправками об отмене штрафов уже началась, сказал РБК Кожевников.

Без уголовной ответственности

Кроме того, Минэкономразвития выступает за полную отмену штрафов для банков, являющихся агентами валютного контроля, за задержку подачи отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам. За несвоевременную подачу отчетности для юрлиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 600 тыс. руб. в зависимости от длительности задержки.

В плане министерства также есть пункт об отмене уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Максимальное наказание по этой статье сегодня составляет до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб. За декриминализацию также выступает Минфин, сообщал ранее «Интерфакс». Эти положения Уголовного кодекса фактически дублируют нормы КоАП, что создает «дополнительные риски давления со стороны правоохранительных органов», отмечал Центр стратегических разработок (ЦСР) в мартовском докладе.

В перспективе обсуждается переход от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов, рассказал РБК Кожевников. В плане «Трансформация делового климата» предложено определить понятие и критерии «сомнительной сделки» и механизм выявления таких валютных операций.

Существуют альтернативные валютному контролю механизмы контроля за движением средств, пояснил РБК Кнобель. «Россия присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией, борьбе с отмыванием денег по стандартам ФАТФ», — указал Кнобель.

«Валютный контроль должен быть отменен. В будущем речь должна идти о свободном пользовании иностранными счетами, отмене требований репатриации и запрета на валютные операции между резидентами», — считает эксперт.

Читайте так же:  Валютный контроль учебное пособие
Видео (кликните для воспроизведения).

Либерализация валютного контроля, по его словам, позволит бизнесу снизить издержки и стимулирует рост международной торговли. «Бизнес несет дополнительные затраты на обслуживание валютных счетов, составление документации. Особенно это касается работающих на экспорт средних и малых предприятий. Если издержки будут снижены или обнулены, снизятся лишние барьеры для экспорта», — пояснил Кнобель.

«Провокация Кудрина»: Чиновники и олигархи уничтожают валютный контроль в России

ЦСР под «управлением» Алексея Кудрина предлагает полностью ликвидировать валютный контроль в России

Центр стратегических разработок, возглавляемый бывшим министром финансов России, предложил (и нашел поддержку среди отечественного олигархата, а также чиновников финансово-экономического блока правительства) полностью ликвидировать валютный контроль в России. Речь идет о тотальном отказе от принципа обязательной репатриации валютной выручки отечественными предприятиями (крупнейшие госбанки и госкорпорации, например, чубайсовское «Роснано» не скрывали своей заинтересованности в данном решении), объединении понятий валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и резком усилении исполнения норм американского проекта, который называется FATF, призванного, для отвода глаз, бороться с отмыванием денег, полученных преступным путем.

Из доклада ЦСР

Представляется необходимой отмена системы валютного контроля в России. Она должна сопровождаться комплексом мер, направленных на совершенствование международного налогового обмена, а также на повышение эффективности законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем».

Что же стало причиной столь радикального предложения, который уже подхватили в Минфине, Минэкономразвития и в среде успешных и богатых? Ответ станет очевидным, когда мы проанализируем ныне действующее валютное законодательство России. Сейчас отечественные хозяйствующие субъекты, которые занимаются экспортно-импортными операциями в частности, обязаны обеспечивать получение на свои счета в российских (!) банках выручки — в иностранной валюте или рублях — от иностранных контрагентов в сроки, которые зафиксированы в подписанных контрактах. Об этих сроках российские предприятия обязаны сообщать уполномоченным банкам.

Если средства пришли с опозданием даже в один день, предусмотрен штраф в размере 1/150 ключевой ставки российского Центробанка за каждый день просрочки, а если средства вовсе не поступили или частично от обозначенной суммы — штраф в 75-100% от неполученной суммы. Аналогичные штрафные санкции со стороны регулятора полагаются и за несвоевременный возврат авансов, уплаченных отечественными импортерами за неполученные из-за рубежа товары.

Кроме того, действует фундаментальный принцип, который позволяет не просто контролировать, но и пресекать деятельность т.н. «фирм-однодневок», которые специально создаются для вывода капитала из страны, — обязательная репатриация валютной выручки в Россию после завершения действия контракта.

Битва за валютный контроль, а точнее, за его отмену не прекращалась ни на минуту. Олигархи «мотивировали» чиновников, «слуги народа» формулировали обоснование под бесконтрольным расходованием средств. С начала этого года резко активизировались деятели из Минфина, которые предложили смягчить валютный контроль за внешними операциями российских резидентов.

Команда господина Силуанова настаивает на том, чтобы не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов, а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар, если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, предложено снизить с нынешних 75-100% от суммы неполученных или невозвращенных средств до 33-50%.

Эти полумеры, а на самом деле, первые кирпичики под тотальной либерализацией валютного рынка не устроили Кудрина и Ко. ЦСР предлагает пойти дальше и полностью отменить действующий федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Процедуру отмены эти деятели предлагают запустить уже в этом году. Понимая всю провокативность данного предложения, эксперты Центра стратегических разработок решили «подстелить соломинку».

Из доклада ЦСР

Требование репатриации, которое работает против вывоза капитала, должно быть отменено при условии, что в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств будут установлены правила мониторинга исполнения внешнеэкономических сделок. Отмывание денежных средств в ходе внешнеэкономической деятельности происходит за счет предоставления не соответствующих действительности данных о цене, количестве и качестве импортируемых или экспортируемых товаров».

Дальше — больше. В ближайшие два года эксперты Центра господина Кудрина считают возможным отменить требования подачи отчетности физическими лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия обменивается информацией в соответствии с CRS MCAA.

Из доклада ЦСР

Требование о необходимости не только уведомления о наличии у налогового резидента России зарубежного счета, но и о предоставлении в ФНС отчета по такому счету сохраняет смысл в отношении счетов в странах, с которыми обмен информацией не осуществляется. Данное условие будет актуально до тех пор, пока с юрисдикцией, в которой расположен финансовый институт, открывший счет российскому резиденту, не будет обеспечен автоматический обмен информацией».

По логике Кудрина, ФНС сможет передавать информацию о счетах иностранных граждан в российских банках в адрес налоговых органов 56 государств, а они будут предоставлять данные по нашим резидентам. На бумаге выглядит все замечательно, только в списке стран, которые участвуют в данном обмене, нет США, Канады, Израиля и Панамы. Вашингтон не участвуют в обмене по CRS MCAA, потому что реализовал свой проект FATCA, к которому Россия (наши банки) уже давно подключилась. Речь идет об одноканальной системе, позволяющей американцам отслеживать практически все транзакции российских резидентов. Как такое стало возможным — тема для отдельного разговора.

Итак, миллиарды долларов, которые были получены в России в результате освоения сырьевых запасов или спекулятивных операций на финансовом рынке, предлагается бесконтрольно изымать из нашей экономики и направлять в офшоры, на западные банковские счета, на покупку недвижимости и других премиальных активов, которые не будут отображаться в отчетности.

Казалось бы, как это может коррелировать с антироссийской, русофобской позицией Запада, который не только на словах, но и в конкретных решениях гнобит Россию? Ответ будет более чем впечатляющим – никак! Высокопоставленные чиновники правительства и аплодирующие им олигархи «прикидываются дурачками». Дескать, мир меняется, границы исчезают, пора менять и российское законодательство в сторону либерализации. На мой взгляд, речь идет о ярко выраженный антироссийский политике, о предательстве национальных интересов нашей страны. На чем основан данный вывод?

Первое: преступное решение «комиссии Шувалова» об отказе от принудительной деофшоризации крупного российского бизнеса. В конце прошлого года Кабмин принял решение не переводить в юрисдикцию страны из офшоров отечественный крупный бизнес. Чиновники пришли к выводу, что «принудительные меры перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию Российской Федерации создадут значительные риски для экономики страны».

Читайте так же:  Налоговый кодекс социальный налоговый вычет

Второе: команда Набиуллиной продолжает наращивать вложения в американский госдолг. Тем самым неприкрыто демонстрирует свое недоверие к российской экономике. Между тем, нерезиденты уже контролирует более 34% госдолга нашей страны. Какая шизофрения, в которой нет логики, если ты отстаиваешь интересы российского государства?

Третье: министр экономического развития господин Орешкин заявил, что будучи чиновником Минфина, активно работал над тем, чтобы смягчить валютный контроль в России. Правда, тогда он не очень преуспел в лоббировании данного вопроса. Перейдя на работу в МЭР, Максим Орешкин не отказался от своей провокации, а вывел ее на новый уровень. Сейчас министр заявляет, что валютный контроль сдерживает внешнюю торговлю, а ЦБ мешает этому «прогрессу».

Послабление, а фактически обнуление валютного контроля, как видят его в правительстве, — это тотальная отмена репатриации в Россию валютной выручки экспортеров и тех компаний, которые имеют интересы за пределами страны. Чтобы российские резиденты могли размещать выручку в зарубежных банках и тратить ее по своему усмотрению, — это главная цель, которую преследуют «мотивированные» чиновники Минфина, Минэкономразвития и кудринского ЦСР, а также отечественные олигархи.

На фоне антироссийских санкций подобное поведение можно трактовать уже не как очередную провокацию, а как осознанное, мягко говоря, нарушение, которое совершает наша элита. Ярко выраженный русофоб Збигнев Бжезинский как-то уже замечал, «ваша ли это элита, а может, уже и наша, коль скоро она хранит сотни миллиардов в западных активах?» Бжезинский нанес удар в самое сердце русской цивилизации. Наша элита ходит на задних лапках и преклоняется перед Западом. О каком национальном суверенитете России в такой ситуации может идти речь?

ЦБ призвал к разработке реальной схемы отмены репатриации экспортной выручки

Банк России не является принципиальным противником отмены устаревших норм валютного контроля, связанных с обязательной репатриацией валютной выручки, заявила на Гайдаровском форуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Единственное препятствие инициативам Минфина в этой сфере — отсутствие при отмене системы контроля над незаконными операциями: сейчас вся инфраструктура такого контроля основана на валютном контроле. ЦБ призывает правительство быстро разработать новую систему, Центр стратегических разработок (ЦСР) готов в течение месяца представить ЦБ и Белому дому доклад по этой теме.

Вопрос об отмене валютного контроля обсуждался на текущей сессии Гайдаровского форума, организованного Российской академией народного хозяйства и госслужбы, посвященной стратегии экономического роста. Уже после того, как зал покинул министр финансов Антон Силуанов, госпожа Набиуллина подробно ответила на вопрос о позиции ЦБ по инициативам Минфина, который в докладе в правительство в первом квартале 2018 года намерен представить проект отмены положений законодательства, требующих обязательной репатриации валютной выручки в России при любых экспортных операциях.

Как физлиц избавили от валютного резидентства

По словам Эльвиры Набиуллиной, ЦБ «ни в коем случае» не является противником либерализации валютного режима, мало того, глава Банка России вполне официально объявила нормы законодательства о репатриации выручки устаревшими. Однако, заявила глава ЦБ, действующая система контроля над незаконными трансграничными операциями целиком строится на институте репатриации валютной выручки — простая отмена репатриации просто разрушит ее (напомним, в октябре 2017 года на конференции Российской экономической школы первый зампред ЦБ Ксения Юдаева поясняла, что сейчас валютный контроль является инфраструктурой для выполнения «антиотмывочных» требований FATF).

Президент ЦСР Павел Кадочников, участвующий в той же сессии, объявил о готовности центра подготовить доклад о таких практиках для правительства. По его словам, это возможно в течение месяца.

Дмитрий Бутрин о ходе дискуссии вокруг репатриации экспортной выручки

Отметим, частичная либерализация валютного контроля уже начинается с текущего года, причем, видимо, в довольно проблемной для экспортирующего бизнеса форме: законодательство с нынешнего года не содержит требований об обязательном оформлении паспортов экспортных сделок. Однако в связи с этим требование об обязательном возврате валютной выручки, ранее контролировавшейся по времени по срокам заключенных контрактов, с первого квартала 2018 года требует возврата выручки для каждой партии экспортированного товара вне зависимости от долгосрочных контрактных обязательств. Инициатива Минфина в том числе была вызвана необходимостью снять эту проблему в 2018 году. В случае если взаимодействие ЦБ и правительства будет быстрым, разработка новой схемы контроля за отмыванием, видимо, вполне возможна уже в 2018 году — в этом случае проблемы экспортеров в «промежуточной» схеме будут минимизированы.

Почему предлагается смягчить валютный контроль

Минфин поддерживает значительное упрощение валютного регулирования и готовит законопроект, предполагающий отмену репатриации валютной выручки, сообщил на Гайдаровском форуме замминистра финансов Алексей Моисеев. Эта идея, впрочем, пока не находила достаточной поддержки в ЦБ.

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года.

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров. При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Читайте так же:  Код вычета 126 в декларации 3 ндфл

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным. «Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах», — отметила Коскина.

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему», — сказал Руднев.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ. Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

Источники

Отменить валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here