Отменят выездные налоговые проверки

Отмена судом решения по камеральной проверке не препятствует доначислению налога по выездной налоговой проверке

SergPoznanskiy / Depositphotos.com

Об этом напомнила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова в ходе вебинара, организованного журналом ФНС России «Налоговая политика и практика».

Она подчеркнула, что это соответствует нормам Налогового кодекса. Кроме того, такой подход поддерживается судебной практикой, в частности, Конституционным судом Российской Федерации. В своем определении от 10 марта 2016 г. № 571-О Суд пояснял, что положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.

При этом признание недействительным решения налогового органа, принятого по итогам камеральной проверки, не препятствует суду признать действительным решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной проверки того же лица за тот же период. В данном случае учитывается, что принятое по результатам выездной проверки решение соответствует требованиям законодательства, основано на исследовании фактических обстоятельств и новых доказательств.

Чем камеральные налоговые проверки отличаются от выездных? Узнайте в материале «Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок» «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Елена Суворова подчеркнула, что во время налоговых проверок устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщиков. Так, если налогоплательщик самостоятельно устранил ошибки и уплатил недоимки по налогу или компания находится в тяжелом финансовом положении, то налоговые органы вправе уменьшить размер штрафа за совершенное правонарушение.

Кроме того, с 19 августа 2017 года действует ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ, которая устанавливает четкие критерии налоговых злоупотреблений. «Новая антиуклонительная норма является универсальным инструментом для оценки налогоплательщиком своих налоговых рисков и для доказывания налоговым органом злоупотреблений налогоплательщиком своими правами», – считает Суворова.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Отменят выездные налоговые проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Решение о приостановлении выездной налоговой проверки должно доводиться до проверяемой организации.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик может обжаловать решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении выездной налоговой проверки, но, поскольку НК РФ не установлен срок для вручения таких решений, мы не можем исключать вероятности того, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
Судебная практика исходит из того, что факт более позднего вручения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и обычно не рассматривается как основание для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Какие действия налоговиков могут служить поводом для отмены решения по выездной проверке

Специалисты ФНС России опубликовали письмо от 13.09.12 № АС-4-2/15309, где прокомментировали некоторые спорные моменты, касающиеся проведения выездных налоговых проверок (см. «ФНС: налогоплательщики могут представлять при проверке заверенные копии прошитых многостраничных документов»). В частности, разъяснили вопросы, связанные с назначением дополнительных контрольных мероприятий, приостановлением проверки, а также с проверками предпринимателей, которые сменили адрес или утратили статус ИП. Выводы чиновников и упоминаемые в комментируемом письме решения судов помогут налогоплательщикам разобраться, какие действия ревизоров могут послужить поводом для отмены решения по проверке.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Допмероприятия традиционно вызывают много споров, потому что процедура их проведения до конца не урегулирована.

Как известно, сотрудники ИФНС вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, истребовать документы у контрагента, назначить экспертизу или допросить свидетеля. Срок проведения подобных мероприятий не может превышать один месяц, а для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца. Об этом сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ.

Но, к сожалению, в Кодексе не прописаны некоторые важные моменты, и мнения налогоплательщиков и инспекторов зачастую расходятся. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего служат поводом для разногласий.

Вопрос первый: должны ли ревизоры приглашать налогоплательщика на рассмотрение материалов допконтроля?

Проверяющие склонны давать на этот вопрос отрицательный ответ, но Высший арбитражный суд с ними не согласен. В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.11 № 10519/1 сделан однозначный вывод: если компанию не известили о месте и времени рассмотрения таких материалов, то решение по проверке нужно отменить. Вслед за судьями такую же точку зрения высказали и авторы комментируемого письма.

Читайте так же:  Налоговый кодекс рф налог на недвижимость

Вопрос второй: вправе ли компании и предприниматели представить возражения по материалам дополнительных мероприятий?

В Минфине России считают, что отдельные возражения под допматериалам не предусмотрены. Единственное, что может сделать налогоплательщик — это возразить в целом по акту, который составлен с учетом результата допмероприятий (письмо от 18.02.11 № 03-02-07/1-58). Однако из комментируемого письма ФНС России можно сделать вывод, что налоговики оставляют за налогоплательщиком право отдельно представлять возражения по материалам допмероприятий.

Вопрос третий: какое время необходимо отвести налогоплательщику для ознакомления с результатами дополнительного контроля и подготовки возражений на них?

В Налоговом кодексе такие сроки не установлены. По мнению авторов комментируемого письма, их должен назначать руководитель инспекции. Подразумевается, что при определении этих сроков необходимо учитывать фактические обстоятельства, а именно — количество материалов проверки и их объем. Но на практике ревизоры часто не дают достаточно времени на ознакомление, и это служит поводом для отмены решения по проверке. Так, одна компания смогла ознакомиться с материалами доппроверки только в день их рассмотрения, и суд признал, что тем самым были нарушены права налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 14.12.10 № Ф09-10298/10-С3).

Вопрос четвертый: обязаны ли налоговые органы оформлять результаты проведенных дополнительных контрольных мероприятий?

Комментируемое письмо содержит отрицательный ответ на этот вопрос. В частности, в нем говорится, что НК РФ не предусматривает составление акта по итогам допмероприятий. Отсюда можно сделать вывод, что отсутствие акта не будет служить поводом для отмены решения по проверке.

Учим законно снижать налоги с 2003 года

  • RSS-Канал
  • Facebook
  • Instagram
  • Ютуб Telegram
  • ВКонтакте

Как законно «противодействовать» выездной проверке

Выездными налоговыми проверками стали дергать гораздо реже. Как и обещали… Но суммы доначислений по результатам проверок не уменьшились, а наоборот, растут: при снижении количества выездных проверок на 13,9%, доначисления выросли на 20,5% (по данным на 1 октября в сравнении с 2015 годом). В этой статье я привела список самых популярных действий, которые совершают налогоплательщики, когда «запахло жаренным» и налоговики вот-вот нагрянут. Ситуации, в которых, так называемые «противодействия» бывают законны.

Пришли с проверкой – готовься к худшему

Выездная проверка может стать неприятным сюрпризом, даже если фирму недавно проверили: ВНП, в отличие от плановых контролирующих мероприятий, не зависит от сроков предыдущих ревизий, а о самом мероприятии предупреждают непосредственно «до» – накануне визита.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если проверка неизбежна, приготовьтесь к тому, что:

  • С пустыми руками вряд ли уйдут

«Нулевые» проверки — это нонсенс. Цель налоговой службы – наполнить бюджет, а одна из основных задач – достичь необходимых отчетных показателей. Проверки не бывают спонтанными: если компанией заинтересовались, значит на нее уже что-то есть. Скорее всего, инспекторы заранее провели тщательную подготовку и запланировали ориентировочную сумму доначислений. С учетом того, что проверка с «выездным сбором» менее 2-3 млн. рублей считается низкоэффективной, можно представить масштабы возможных неприятностей.

  • Быстро ликвидировать не получится

Проверка длится два месяца, но может быть продлена еще на шесть (п. 6, ст. 89 НК РФ) и/или приостановлена на время истребования сведений, проведения экспертиз, перевода документов – и в результате затянуться на полгода (п. 9, ст. 89 НК РФ).

  • Если уже проверяли и не нашли нарушений, проверят более тщательно

ВНП не проводится чаще двух раз в год, но если компания ликвидируется, проверить могут вне зависимости от даты предыдущей ревизии (п.11, ст.89 НК РФ), в том числе заново проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов за 3 года.

  • Могут заставить платить из «частного кармана»

Если активов компании не хватает для расчетов с налоговой службой, внимание инспекторов привлекает личное имущество руководства. Результаты проверки и факты о выявленных нарушениях могут использоваться с целью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

  • Есть риск судимости

ФНС часто работает в тандеме с органами МВД. К уголовной ответственности ответственных представителей проверяемой компании могут привлечь как по «налоговым» (ст. 199 УК РФ), так и по «банкротным» статьям (ст. ст. 195-197 УК РФ). Виновных наказывают: минимально – штрафами до 500 тыс. рублей, максимально – лишением свободы на срок до 6 лет.

Вы получили решение о выездной налоговой проверке. Что делать?

Для начала удостоверьтесь в законности проверки. Вам необходимо убедиться, что в решении налоговой указаны:

  • список налогов, расчет которых налоговая хочет проверить (налоговые органы не имеют права проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период);
  • период работы вашей организации, который подлежит проверке (не должен превышать трех календарных лет);
  • список сотрудников проверяющего органа, которым необходимо дать доступ на территорию вашей компании.

Обратите внимание, что дата выездной налоговой проверки начинается с того дня, когда было вынесено решение о ее проведении, и не зависит от даты ознакомления с ним представителей организации.

После того, как вы получили решение, заведите календарь, в котором вы будете фиксировать сроки проведения проверки. Она не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный изначально срок может быть увеличен до четырех месяцев, а в особых случаях — до шести.

Если вы передаете в ходе проверки какие-то документы, обязательно проводите их внутренний анализ. Убедитесь, что бумаги содержат необходимые реквизиты, соответствуют утвержденным формам и не противоречат друг другу. При передаче документов оформляйте подробные описи, где необходимо указывать индивидуальные признаки каждого документа. Так вы защитите себя и потом не встретите в акте ссылку на те бумаги, которые инспектору не передавались.

Руководитель ИФНС или его заместитель могут в любой момент приостановить проверку. Это может быть связано с необходимостью получить дополнительную информацию у ваших контрагентов или провести дополнительную экспертизу. Также проверяющим органам может понадобиться информация от иностранных государственных органов. Или же налоговой нужно время на перевод документом, которые инспекторы получили на иностранном языке.

Если проверку приостановили, налоговая не может требовать от вас какие-либо документы или доступ на территорию вашего предприятия.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Ни в коем случае не допускайте проверяющих к бухгалтерской программе, не надо распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Данные по требованию могут передаваться в любом формате, и не обязательно excel.

Отказ от дачи показаний

Довольно распространенное явление. Могут ли налоговики расценить отказ от дачи показаний, как противодействие налоговой проверке?

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Возьмем, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 №А46-10644/2012. В этом деле, как и во многих других, суд не принял во внимание отказ от дачи показаний, т.к., во-первых, свидетельские показания сами по себе не могут являться основанием для вынесения решения, к тому же показания свидетелей вообще имеют небольшую доказательную силу. Существенный вес протоколы приобретают, если используются налоговиками вместе с другими доказательствами.

Читайте так же:  Область применения упрощенной системы налогообложения

Смена учредителей, реорганизация, переезд на новое место

Компании очень часто решаются на этот шаг, видя в нем единственный способ избежать выездной проверки и доначислений. Однако, налоговики такие попытки пресекают и подозрения в недобросовестности компании и уклонении от уплаты налогов только усиливаются.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» написано, что сотрудники полиции будут привлекаться к процессу выездной налоговой проверки «… при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.)».

Суды согласны с позицией ФНС и расценивают миграцию, реорганизацию и смену руководителей, как противодействие налоговой проверке.

  • Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.02.15 №Ф08-10641/2014;
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.14 №А03-2937/2013.

А если же реорганизация или смена фактического адреса была запланирована задолго до проведения выездной проверки? Возможно ли ее обосновать? Конечно же, преследуя разумные экономические цели? Например, на основании Постановления Восьмого ААС от 30.05.13 №А81-4959/2012 суд не счел смену места регистрации предпринимателя попыткой противодействия налоговой проверки, заявленной налоговиками, а обоснованной причиной, вызванной деловыми целями и расширением сферы деятельности.

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Смену места нахождения возможно обосновать, например, конкретным маркетинговым исследованием, заказанным у соответствующего специалиста, в котором будет вывод, что расширение сферы деятельности компании за счет «захвата» территории другого субъекта приведет к увеличению дохода. И приложить, например, график спроса данной услуги или продукции на территории такого субъекта к исследованию. На вопрос налоговиков: а почему не открыли «обособку», можно пояснить, что в управленческих целях и целях оперативного контроля за деятельностью предприятия, а также для представительских целей на первых этапах становления бизнеса в другом регионе будет лучше иметь там юридический адрес.

А вообще такая смена в целях ухода от налогов не имеет особого смысла, только если надеяться на то, что документы затеряются при пересылке регистрационного дела из одной инспекции в другую. Вообще, если проверка началась, и компания решила переехать, закончить проверку будет обязана налоговая инспекция, непосредственно проводившая проверку.

Как не попасть под прицел ФНС

Вот несколько правил, которые помогут снизить вероятность выездной проверки при добровольной ликвидации:

  • не привлекать внимание: снижайте обороты постепенно, поэтапно и в рамках закона выводите активы;
  • провести внутренний и внешний аудит предприятия с привлечением независимых экспертов;
  • закрыть долги, если это возможно;
  • отказаться от смены адреса и альтернативной ликвидации;
  • правильно подготовить документы к проверке;
  • проверить контрагентов, подготовить доказательства проявления должной осмотрительности;
  • промониторить сделки.

Если проверка все-таки состоялась, и налоги доначислили, обжалуйте акт ФНС в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (п. 1, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Перенос проверки на другую дату

Компаниям не запрещено переносить проверку на другую дату, если на это есть уважительные причины. Но некоторые налогоплательщики злоупотребляют согласием налоговиков на отсрочку и затягивают возможность приезда сотрудников фискальной службы на максимально возможный срок. Например, как в Решении АС Саратовской области от 10.02.2016 №А57-17201/2015.

А какие могут быть «уважительные причины» для получения отсрочки?

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Вообще, в законодательстве не обозначены никакие уважительные причины переноса выездной налоговой проверки. Хотя многие думают, что болезнь главного бухгалтера обоснует перенос проверки на другое время. Так что налоговая вполне может не учесть ваши пожелания о переносе проверки. Если отношения с инспекцией хорошие, то тогда налоговики могут пойти навстречу, но срок проведения проверки от этого не изменится и начнется с той даты, которая указана в решении о проведении проверки.

Завершение выездной налоговой проверки

В последний день выездной налоговой проверки инспектор обязан составить справку, где он должен зафиксировать предмет проверки и сроки ее проведения. Составленный документ инспектор обязан вручить вам или вашему представителю.

Законодательство РФ установило правила оформления выездной проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Должностные лица налогового органа должны не только устанавливать правонарушение, но и правильно их оформлять. Далее в течение двух месяцев со дня составления справки о налоговой проверке налоговый орган должен составить в установленной форме акт налоговой проверки.

Важно перед началом проверки изучить свои права и обязанности. Зачастую инспекторы пользуются своим положением и просят сотрудников компании готовить какие-либо дополнительные отчеты, сводки и прочие выборки. ФНС России указывает, что налоговые органы не вправе истребовать отчеты или аналитические справки, не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. Помните, что все требования инспекторов, как минимум, должны быть зафиксированы в письменной форме.

При получении подозрительных запросов не стоит сразу бежать с жалобой к вышестоящему руководству, но и идти на поводу не рекомендуется. Необходимо дать понять инспектору, что вы знаете свои права и готовы действовать только в рамках, установленных НК РФ.

Если вы заметили какие-либо нарушения, которые допустили проверяющие, обязательно фиксируйте их документально, чтобы в случае последующего обращения в суд или вышестоящий орган у организации уже была подготовлена доказательственная база.

Важно помнить, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Если налоговая допустила вас к процессу рассмотрения материалов налоговой проверки, выдала уведомления о рассмотрении материалов выездной проверки неуполномоченному лицу или не получила вашу подпись на акте выездной проверки, вышестоящий налоговый орган или суд могут отменить решение налогового органа.

Блог о налогах Владимира Турова

Ликвидация без ВНП возможна через банкротство

Ликвидация без ВНП реальна. Выездная проверка – это не обязанность, а право налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ), и если компания ступила на путь банкротства, ФНС этим правом предпочитает не пользоваться. Налоговики охотно банкротят по собственной инициативе, но проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации им невыгодно из-за низкой вероятности взыскания средств и невозможности оказать влияние на процедуру банкротства.

«Злые шалости» ФНС: как защитить себя и деньги компании

Случается, что проверяющие выходят за рамки закона:

  • Подделывают подписи руководства в документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2012 г. по делу № А19-6680/10)
  • Дописывают «нужные» данные в акт налоговой проверки (Постановление АС Республики Татарстан от 07.10.2013 г. по делу № А65-11811/2013)
  • Фальсифицируют отказы в предоставлении документов бухучета (Решение АС Республики Татарстан от 13.04.2012 г. по делу № А65-30385/2011)

Только своевременное выявление недобросовестных действий налоговых инспекторов в указанных делах позволило отменить незаконные акты по результатам проверок.

Внимание: грядущие нововведения законодательства о банкротстве 2017 года усилят позицию налоговых органов в делах о банкротстве, и ФНС превратится в опасного оппонента. Чтобы закрыть компанию в сжатые сроки и без серьезных затруднений, обращайтесь за правовой помощью к специалистам, которым доверяете.

Простые правила выездных проверок, о которых в панике часто забывают

Выездная налоговая проверка — не самое приятное событие для компании. Поэтому к ней лучше подготовиться заранее.

Почему налоговая может заинтересоваться вашей организацией:

  • вы совершаете сделки с высоким налоговым риском;
  • на протяжении нескольких налоговых периодов вы отражали в бухгалтерской и налоговой отчетностях =убыток;
  • ваши расходы растут быстрее доходов;
  • зарплата ваших сотрудников ниже среднего уровня на предприятиях сходного вида деятельности в том же субъекте РФ;
  • вы заключали договоры с контрагентами-посредниками или перекупщиками без весомых причин (деловой цели);
  • за короткий период вы отразили в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов;
  • вы не раз мигрировали между налоговыми органами из-за переезда (неоднократно снимали компанию с учета и заново ставили на учет в налоговых органах);
  • ваша налоговая нагрузка ниже среднего уровня в той или иной отрасли;
  • у вас серьезные различия рентабельности между бухгалтерским учетом и статистикой рынка;
  • налоговая высылала вам уведомления, но вы на них не реагировали;
  • вы неоднократно приближались к предельному значению показателей величин показателей, которые дают налогоплательщику право применять специальные налоговые режимы (показатели установлены налоговым кодексом РФ).

Приостановление проверки

Еще один момент, который вызывает много споров, связан с приостановлением проверки. Суть разногласий сводится к следующему: могут ли инспекторы в момент приостановления проводить какие-либо контрольные мероприятия? Или же приостановление означает, что ревизоры должны полностью бездействовать?
Здесь все зависит от того, о каких мероприятиях идет речь. Если это допросы свидетелей, то проводить их разрешено и во время приостановления. Об этом говорится в комментируемом письме, и чуть раньше это подтвердил Минфин России (письмо от 05.05.11 № 03-02-07/1-156).

Однако в отношении мероприятий на территории самого налогоплательщика полной ясности нет. Осмотр помещений под запретом (это следует из письма Минфина России от 28.10.08 № 03-02-07/1-433). А вот получение тех или иных документов расценивается по-разному. В арбитражной практике есть прецеденты, когда судьи признали: изъятие «первички» в момент приостановления проверки недопустимо (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 № Ф03-508/2011). Но есть и обратные примеры. В частности, одна организация хотела оспорить решение по проверке из-за того, что при его вынесении налоговики использовали фискальный отчет ККТ, снятый в период приостановления. Но, по мнению суда, данный факт никак не повлиял на законность решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.12 № А78-7098/2011).

Бегать бесполезно

В надежде избежать выездной налоговой проверки, организации переезжают на новое место, меняют налоговую инспекцию, однако такими действиями часто, напротив, привлекают внимание. Необоснованная «миграция» между налоговыми органами — один из «сигналов» для назначения выездной проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]). Если решение о проведении ВНП уже принято, проверка будет проводиться независимо от юридического адреса.

Смену адреса могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.01.13 № А03-12357/2011, Восточно-Сибирского от 19.09.13 № А19-22759/2012). Кроме того, проверка может быть инициирована уже по новому месту регистрации.

Утрата статуса ИП, смена инспекции и ликвидация компании

Много вопросов вызывают проверки индивидуальных предпринимателей, утративших свой статус. Сами ИП полагают, будто после снятия с учета налоговики уже не вправе назначить контрольное мероприятие. Однако чиновники из Минфина утверждают: в НК РФ нет нормы, которая запрещала бы инспекторам задним числом проверить период, в течение которого гражданин являлся предпринимателем (письмо Минфина России от 23.01.12 № 03-02-08/6). Ранее аналогичную позицию излагал Конституционный суд РФ в определении от 25.01.07 № 95-О-О. Такие же выводы сделали и авторы комментируемого письма.

Кроме того, путаница с проверками зачастую возникает в ситуации, когда предприниматель меняет место жительства и ИФНС. Какая инспекция — по прежнему или по новому адресу — должна проводить ревизию? Если запись о снятии с учета уже внесена в единый госреестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), то назначить проверку вправе новая инспекция. Если запись еще не внесена, то решение о проверке должна вынести «старая» ИФНС. Об этом четко сказано в комментируемом письме.

Добавим, что момент внесения записи в ЕГРИП чаще всего не совпадает с моментом, когда предприниматель принес заявление о смене места проживания. Причина в том, что по закону налоговики могут сделать запись в реестре не сразу, а в течение пяти рабочих дней с даты предоставления документов. И в период с даты получения заявления и до даты внесения записи сотрудники прежней ИФНС имеют полное право начать ревизию. Предприниматель, который хотел оспорить в суде результаты такой проверки, потерпел поражение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.12 № Ф02-5801/11).

Что касается компаний, то на них все вышесказанное не распространяется. Другими словами, проводить проверку после ликвидации или реорганизации юридического лица нельзя. Как следствие, никакие подтверждающие первичные документы хранить не нужно.

Напомним, что налогоплательщик может легко проверить, грозит ли ему выездная налоговая проверка. Как известно, для включения компаний в план выездных налоговых проверок инспекторы используют 12 открытых критериев (см. «Стали известны новые показатели для расчета вероятности выездной налоговой проверки»). Эти же критерии используются в сервисе «Эксперт». Введя туда ряд показателей, налогоплательщик увидит, может ли он быть включен налоговиками в план проверок.

Ликвидация без выездной налоговой проверки: реальна или нет + «злые шалости» ФНС

В ходе выездных проверок в 2016 году ФНС получила с российских предприятий 173 млрд. рублей, – на 21% больше, чем годом ранее.

Выездная налоговая проверка (ВНП) – довольно агрессивная форма налогового контроля с опасными санкциями в виде внушительных штрафов, миллионных доначислений и рисками привлечения руководства к субсидиарной и уголовной ответственности.

Данный материал полностью актуален по состоянию на 2019 год и начало 2020 года.

Опасность проверки существует вплоть до момента исключения компании из ЕГРЮЛ. Даже непосредственно в день снятия с учета визит инспекторов будет вполне законным (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Планируете ликвидировать компанию с долгами (или без), но боитесь визита налоговой и последствий проверки? Читайте до конца и узнаете, реально ли закрыть фирму без ВНП и как защититься от «злых шалостей» ФНС.

Кто чаще становится объектом ВНП

Стопроцентно безопасной зоны или территории, свободной от ВНП, не существует, однако риск проверки можно спрогнозировать.

Особое внимание налоговой инспекции привлекают организации:

  • с оборотом от 100 млн. рублей: ФНС предпочитает ловить «крупную рыбу»;
  • имеющие «сомнительные» связи и большое количество деловых партнеров: если контрагенты замечены в нарушениях, то компанию наверняка включат в план выездных проверок;
  • резко «обедневшие». Инспекторы прекрасно знают о том, что занижение прибыли – банальный способ ухода от налогов.

Еще больше критериев отбора налогоплательщиков для ВНП есть в открытом доступе на сайте ФНС. Двенадцать факторов риска выездной проверки отражены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/[email protected]

Добровольная ликвидация и ВНП: опасно доверять «альтернативам»

При добровольной ликвидации риск проверки максимален. ФНС призывает регионы проводить ВНП самостоятельно ликвидируемых организаций в обязательном порядке. Однако на практике налоговые органы интересуют лишь потенциально «прибыльные» компании.

Важно: информация в Сети дезинформирует. Юристы предлагают альтернативные методы ликвидации в качестве гарантии ухода от ВНП. Однако, ни реорганизация, ни «продажа бизнеса» не спасают от рисков, если фирма привлекла внимание инспекторов. Напротив, риски многократно возрастают, так как альтернативная ликвидация часто незаконна.

Исчезновение документов при странных обстоятельствах или в следствии пожара/наводнения и т.д.

Поджог, наводнение, загадочное исчезновение, секретарша «Маша-растеряша» и другие коммунальные катастрофы, полтергейсты и детские отговорки могут сыграть злую шутку. И еще больше обозлить налоговиков. Например, как в Постановлении Восемнадцатого ААС от 02.09.15 №18АП-9595/2015.

А если катастрофа будет реальна и не спланирована под выездную проверку? А организация будет всячески принимать участие в содействии налоговикам по восстановлению испорченных документов? Возможно ли избежать обвинения в противодействии?

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

В моей практике был случай, когда бухгалтерия переходила с одной версии 1-С на другую и система «слетела», и документы вместе с ней. А тут как раз выездная проверка. В данном случае, когда компания получила требование о предоставлении документов и увидела, что запросили отсутствующие у налогоплательщика документы, она уведомила инспекцию о невозможности предоставления в 10-дневный срок документов и просила продлить этот срок. Инспекция пошла навстречу. Документы стали восстанавливать. Но иногда инспекция может не услышать вашу просьбу и привлечь к ответственности за непредоставление документов (за каждый 200 руб. штраф). Но данное решение может быть опротестовано в судебном порядке, особенно, когда у вас есть подтверждение факта уведомления налоговой об отсрочке в предоставлении документов.

Ограничение доступа на территорию

Налоговая пришла, а дверь в компанию закрыта. Стучались, стучались и не достучались… Суды не всегда поддерживают налогоплательщиков в таком «негостеприимстве», а налоговая расценивает ситуации с закрытыми дверьми как противодействие. Но не всегда. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.01.14 №А56-32593/2013, суд поддержал налогоплательщика и объяснил, что воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию компании – это не воспрепятствование проведению выездной проверки в общем.

Так можно ли как-то на «законных основаниях» потерять ключи или не открыть дверь? Или это будет считаться «противодействием»?

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Я советую не препятствовать доступу на территорию предприятия, если в момент прихода у налоговиков на руках удостоверения и решение о проверке, оформленное должным образом. Во-первых, это психологический фактор: не пускают – значит есть, что скрывать, будем проверять тщательнее.

Во-вторых, у налогоплательщика может наоборот появиться шанс лишний раз доказать, например, что закупленный товар по оспариваемой сделке реально находится на его территории.

Другое дело, что о приходе налоговики должны уведомить проверяемого налогоплательщика для того, как налогоплательщик или его представитель имел возможность присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля. Основания для того, чтобы не пустить налоговиков – это ненадлежащее уведомление об их приходе.

На бесплатном вебинаре «Выездные налоговые проверки 2017: пособие по защите», который состоится 17 января 2017 года в 15-00 по МСК, Наталья Брылева расскажет обо всех нюансах выездных налоговых проверок.

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Мы рассмотрим, как отбираются налогоплательщики для выездных проверок. И даже потренируемся: так что заранее подготовьте основные сведения об обороте, среднесписочной численности, нагрузке по налогам, рентабельности. И вы выясните, нужно ли готовиться вам к «гостям из налоговой».

К тому же мы подробно рассмотрим:

  • Какие действия вправе совершать налоговики на выездной проверке?
  • Как проверяют физических лиц в ходе выездной проверки?
  • Как вести себя в ходе выездной проверки с налоговиками, что говорить, а о чем лучше умолчать.

Ну и, конечно, если вы все-таки получили акт выездной проверки, вы узнаете, на каких основаниях можно его отменить. Я учла ваши пожелания и подготовила еще более свежую судебную практику.

Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке

НК РФ выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная. При камеральной истребуемые документы ИФНС будет проверять у себя, при выездной — у вас в офисе. Выездная проверка — не «маски-шоу», она планируется заранее, назначается при возникновении определенных предпосылок.

РБК Новосибирск создал дорожную карту для предпринимателей, к которым пришла выездная проверка.

1. Читаем извещение

Налогоплательщика о проведении уведомляют извещением, и у директора есть несколько дней (а если повезет, и выходные) чтобы подтянуть все дела и привести бумаги в порядок. В извещении о проведении проверки четко указано, какие налоги и за какой период будут проверять. Важно, что период выездной налоговой проверки — три года, скажем, документы за 2013 год налоговая требовать для изучения уже не может. Также ИФНС при выездной проверке не может повторно проверять один и тот же налог в трехлетней перспективе.

2. Готовим бумаги

После определения списка документов, который инспектор будет запрашивать (он очевидно вытекает из налога и налогового периода) стоит проверить наличие документов, правильность их оформления, печати, подписи, даты. Важно оценить непротиворечивость основных документов, сопоставимость данных, соответствие утвержденным формам. Лучше, если основные документы к проверке будут проверены «свежим глазом», сотрудником, у которого хватит компетенций, чтобы увидеть несостыковки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки, которые могут вызвать ненужные подозрения или вопросы.

3. Встречаем гостей

У проверяющих стоит проверить документы и уточнить их полномочия. Согласно п.1 ст.91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Случается, что в составе проверяющей комиссии приходит, скажем, три человека, а в решении указано два. Тогда третий — лишний, и представители компании имеют полное право не пускать его на территорию.

4. Создаем условия

Для проверяющего лучше создать отдельный кабинет, временно переселив из него сотрудников и убрав из помещения все лишнее. Такая предосторожность сведет к минимуму риски ненужных лишних контактов и снизит нервозность персонала. Лучше, если на коммуникации с проверяющими будут уполномочены несколько сотрудников вокмпании.

5. Выбираем нужный тон

Основные ошибки в общении с инспектором — излишняя нервозность, подобострастие или напротив, попытки панибратства, сопровождаемые «подарочками». Главное — взвешенное общение без лишних подробностей и деталей. Сотрудников строит проинструктировать, чтобы при вызове к инспектору они не сообщали лишние детали. Лучше, чтобы все четко понимали, что они должны сказать по сути дела, и имели устойчивый речевой модуль на все остальные вопросы, к примеру: «Я не смогу ответить на ваш вопрос. Его лучше адресовать моему руководству». При этом необходимо понимание, что налоговые инспекторы — люди, которые находятся «не на своей» территории и хотят выпить кружку горячего чая, разогреть обед, подточить карандаш.

6. Своих не выдаем

Обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ. Представители проверяемой компании обязаны: представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей. В статье есть пункт, обязывающий налогоплательщика «предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ». При этом какая информация является необходимой, определяет сам проверяющий.

Общие правила: документы, которые вас попросят предъявить, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится. Налоговики не вправе требовать документы, которые уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

По словам экспертов РБК Новосибирск из числа новосибирских компаний, распространена ситуация, когда проверяющий просит составить определенные сводные таблицы, предоставить данные в виде файла и так далее. Проверяющие не имеют права требовать этого, такие просьбы незаконны. Еще один важный момент — если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.

Отказ проверяемого от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Отсутствие первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа, от 10 до 30 тыс. руб. Если это непредоставление повлекло занижение налоговой базы — штраф составит до 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее 40 000 руб.

— Внедрение электронных сервисов АСК НДС-2 и АСК НДС-3 фактически изменяет порядок проведения налоговых проверок. Теперь сбор основной информации проводится в автоматическом режиме без выезда к налогоплательщику. Скоро в режиме выездной проверки будет осуществляться лишь сбор доказательств о тех фактах, которые уже и без того известны налоговым органам.

ИФНС приводит факт, что в прошлом году доначисления по результатам выездных проверок в среднем составили 13,7 млн.руб. на одну компанию, в 2015 г. этот показатель был практически на 5 млн. руб меньше. И все это на фоне снижающегося количества выездных проверок: с 30,7 тыс. в 2015г, до 26,0 тыс. в прошлом году. Из общей суммы доначислений основная доля падает на НДС (209,1 млрд. руб) и налог на прибыль (135,5 млрд.руб).

7. Уточнять не торопимся

Если в процессе выездной проверки предприниматель обнаруживает ошибку в поданных декларациях, спешить со сдачей уточненки эксперты не советуют. Поводов для этого несколько: во-первых, не факт, что проверяющий найдет эти ошибки, или найдет их все. Во-вторых, найденная некрупная ошибка может стать результативной для представителей ИФНС, и они могут пропустить более серьезные недочеты. При этом если предприниматель знает, что за ним числится недоимка по налогу (тот же НДФЛ), лучше максимально сократить ее во время проведения проверки: сумма долга, от которой будет считаться 20-процентный штраф, фиксируется на момент окончания проверки.

7. Сколько терпеть

По общим основаниям выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев, однако в ряде случаев этот срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Проверка может быть приостановлена на срок истребования документов, проведения экспертиз.

8. Справка и акт

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий делает справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки проведения. Второй документ — акт проверки с указанием в нем найденных нарушений и рекомендаций по их устранению. Иногда эти документы предоставляются налогоплательщику в одно и то же время, иногда сначала справка, потом акт. Нюанс здесь в том, что после предоставления справки проверка считается завершенной, и истребовать в рамках этой проверки дополнительные документы налоговая уже не имеет права. Акт может быть предоставлен в течение двух месяцев после окончания проверки.

Бывает, что руководители отказываются подписывать акт выездной налоговой проверки на основании несогласия с фактами, в нем изложенными. Подпись налогоплательщика на акте свидетельствует лишь о получении экземпляра документа, а не о согласии с его содержимым.

За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 выездных проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.

9. Решение

При несогласии с фактами и выводами налогоплательщик в 30-дневный срок должен подготовить в налоговый орган возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений. После этого в срок не более 10 дней руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, документы, представленные налогоплательщиком, и выносит решение по результатам налоговой проверки.

10. Пишем жалобы и снижаем штрафы

Порядок обжалования результатов проверки в последнее время был изменен законодателями, — введен обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Такой порядок имеет ряд преимуществ — не надо платить пошлину, нет такого длительного срока рассмотрения жалобы, как в суде, когда решение вопроса может тянуться годами.

Первое. Налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган (в Новосибирске это Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на Каменской, 49).

Есть два типа жалоб — апелляционная и обычная. Срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности составляет месяц со дня вручения этого решения проверяемому. Если налогоплательщик успевает за месяц обжаловать данный акт, он считается оспоренным в апелляционном порядке. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Начавшаяся процедура взыскания не означает невозможность обжалования решения. Налогоплательщик может подать жалобу на вступившее в силу решение в течение года после прохождения проверки, и даже в случае пропуска указанного срока по уважительной причине, Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности принимается региональным управлением в течение месяца со дня получения жалобы.

Важно, что в случае обжалования вступившего в силу решения исполнение решения, то есть принудительное взыскание доначисленных платежей, может быть приостановлено (ст.138 НК РФ).

«Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению».

При составлении жалобы надо изучить арбитражную практику и найти все способы снижения сумм санкций. Так, налоговики часто выставляют несколько штрафов за одно нарушение: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за неполную уплату налогов (ст. 120 и 122 НК РФ). Это является незаконным. Второй момент — когда за одно и то же нарушение по закону может быть применено два штрафа с разными суммами, ИФНС обычно выставляет больший, а налогоплательщик может просить о применении меньшего.

Третий способ снижения сумм штрафов — смягчающие обстоятельства. К перечню смягчающих вину обстоятельств относят совершение правонарушения впервые, убыточность организации, социальную значимость деятельности компании, несоразмерность применяемых санкций допущенному правонарушению и тд. Налоговым кодексом установлен открытый перечень, благодаря которым сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два, а то и в десять раз (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Источники

Отменят выездные налоговые проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here