Отсрочка налоговой проверки

Как отложить выездную проверку

Если вы не успели подготовиться к проверке, можете попросить налоговиков перенести ее на более поздний срок. Согласятся инспекторы или нет, зависит от их отношения к вашей фирме и желания пойти вам навстречу. В принципе возможность заменить одну проверку другой у налоговиков всегда есть. Для этого им достаточно немного скорректировать план выездных проверок. Существенно менять его потребуется, только если проверка откладывается на следующий квартал. Если же фирма будет проверена в другом месяце одного и того же квартала, то корректировать вообще ничего не нужно.

Разумеется, причины переноса проверки должны быть убедительными. Например, если на рабочем месте отсутствуют главный бухгалтер или руководитель фирмы и в ближайшее время их выход на работу не предвидится.

Главный бухгалтер общается с налоговиками практически в течение всей проверки. Это и понятно: именно он обязан правильно организовать учет на предприятии, составить бухгалтерскую отчетность, заполнить налоговые декларации и отчитаться в инспекции. Проводить налоговую проверку без главного бухгалтера нежелательно, а иногда и невозможно. Нежелательно и отсутствие руководителя фирмы. Формально проверку проводить нельзя, если директор не расписался в решении о ее проведении. Он же должен подписать и акт проверки. Если же налоговики сошлются на то, что присутствие руководителя необязательно, нужно напомнить им о праве налогоплательщика присутствовать при проведении проверки (ст. 21 НК РФ). Это право относится и к руководителю фирмы, поскольку именно он представляет ее интересы.

Итак, чтобы налоговики согласились отложить проверку, вы можете сослаться на то, что главный бухгалтер или руководитель фирмы «ушли в отпуск», «уехали в командировку» или «заболели».

Для переноса проверки инспекции нужно формальное основание. Обычно им служит письмо от фирмы с соответствующей просьбой и указанием причин. К письму нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера или руководителя. Например, больничный лист, приказ об отпуске и т.п. Также в письме желательно указать предположительный срок, в течение которого предприятие подготовится к проверке.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Есть причины, по которым налоговая инспекция не отложит проверку, несмотря ни на какие объективные основания. Такое может быть, если проверка намечена на конец года, а «запланированная» организация не проверялась в течение трех календарных лет. Допустим, проверка запланирована на декабрь 2003 года, а период с 2000 по 2002 год не проверялся.

В этом случае при переносе проверки на 2004 год налоговики уже не смогут проконтролировать деятельность фирмы за 2000 год, поскольку проверять правильность исчисления и уплаты налогов можно только за три последних года.

Налоговая инспекция не согласится перенести сроки и в том случае, если фирма ликвидируется и проверку нужно успеть закончить до ее закрытия.

В остальных случаях серьезных причин для того, чтобы отказать налогоплательщику, у налоговой инспекции нет.

Особенности изъятия документов в ходе проведения выездной налоговой проверки (ВНП) взаимозависимых организаций

В ходе ВНП инспекция изъяла документы и носители информации (жесткие диски, usb-накопители), которые принадлежали и налогоплательщику и его контрагенту. Кроме того, была изъята переписка между налогоплательщиком и его контрагентом (подконтрольной ему компанией), которая свидетельствовала об их участии в схеме уклонения от уплаты налогов. Основание для изъятия имело место быть, так как эти документы могли уничтожить или скрыть.

Контрагент проверяемого налогоплательщика обжаловал в суд действия налоговой инспекции, которая нарушила его права при выемке, поскольку ВНП у него не проводилась.

Суды отказали в удовлетворении требований и учли довод инспекции, что обе организации (налогоплательщик и его контрагент) занимают одни и те же офисы, одни и те же лица управляли денежными потоками и отвечали за бухгалтерский и налоговый учет в проверяемом периоде с его контрагентами, из чего следовал вывод, что эти компании взаимозависимы.

Не согласившись с выводами судов трех инстанций, компания обратилась в Верховный Суд РФ, который подтвердил, что инспекция имела право изъять документы налогоплательщика у взаимозависимой с ним организации.

Как отложить выездную налоговую проверку?

Количество просмотров 8007

Во время выездной налоговой проверки перед поверяемым налогоплательщиком часто встает необходимость выиграть время для подготовки документов , их подчистки и поправки до того как отдавать их проверяющим. Для этого имеет смысл затягивать проверку, о том, как это делать я писал в статье «Как затянуть выездную налоговую проверку?».

Что бы увереннее себя чувствовать во время выездной проверки имеет смысл отложить ее на некоторое время, что бы можно было спокойно к ней подготовиться. Поэтому, я сегодня отвечу на вопрос: Как отложить выездную налоговую проверку?

Итак, у налогоплательщиков часто возникает необходимость отложить налоговую проверку, для того что бы успеть подготовится к налоговой проверке. В таком случае можно попросить налоговиков перенести начало проверки на более поздний срок.

Перенос проверки на более поздний срок в рамках одного квартала не составляет для налоговой инспекции сложности, так как для этого даже не нужно корректировать план проведения ВНП. Если же проверку нужно перенести на следующий квартал, то налоговикам придется корректировать план проведения ВНП, что, в общем-то, тоже вполне реально сделать.

Для того, что бы убедить налоговиков «отодвинуть» проверку на более поздний срок необходимы веские причины, которые необходимо будет сообщить в налоговую в письменном виде.

Причинами переноса проверки на более поздний срок может служить отсутствие (отпуск, болезнь, командировка) главного бухгалтера или генерального директора. Поэтому к письму в налоговую инспекцию нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие главного бухгалтера и (или) генерального директора на рабочем месте. Этими документами могут быть больничные листы или приказ об отпуске и т.д.

Примерно такие рекомендации я часто встречаю в интернете, но только у меня тут встает вопрос: А собственно как налогоплательщик должен заранее узнать о том, что у него будет проводиться выездная налоговая проверка, что бы успеть попросить налоговую «передвинуть» ее на более поздний срок?

Я прекрасно понимаю, как это можно сделать, например, купить план выездных проверок или просто купить информацию будет ли у налогоплательщика в этом году ВНП или нет? Однако в такой ситуации мне не ясно на основании чего налогоплательщику писать письмо с просьбой отложить проверку.

Минфин пояснил особенности получения отсрочки по уплате недоимки

Можно ли воспользоваться правом на отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если инспекция уже провела проверку, доначислила налоги и выставила требование об уплате? Да, можно. Причем срок отсрочки (рассрочки) будет отсчитываться со дня истечения срока на исполнение требования. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 31.03.11 № 03-02-07/2-49.

Читайте так же:  Вопросы имущественному вычету

Требование об уплате налога направляется плательщику в том случае, если он не перечислил налог в установленный срок. По общему правилу, требование должно быть исполнение в течение восьми дней с даты получения, если иной срок не установлен в самом требовании (ст. 69 НК РФ). Если налогоплательщик не имеет финансовой возможности исполнить требование в положенный срок, он может просить изменить срок уплаты.

Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) прописаны в статье 64 НК РФ. В частности, в ней сказано, что срок уплаты налога может быть перенесен не более чем на один год с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

При этом в статье 61 НК РФ закреплено, что изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. А в случае доначисления налога установленным сроком уплаты налога является срок уплаты, установленный для периода, за который данный налог был доначислен.

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик просит об изменении указанного в требовании срока об уплате недоимки, с какого момента будет отсчитываться период, на который может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) – с даты, когда налог следовало заплатить в силу положений Налогового кодекса, или с даты уплаты долга, указанной в требовании?

Чиновники выбрали более выгодный компаниям вариант. В комментируемом письме разъясняется, что в этой ситуации отсрочка или рассрочка на перечисление обязательного платежа может быть предоставлена не более чем на один год со дня истечения срока исполнения требования. Аналогичным образом может быть решен вопрос об изменении срока уплаты задолженности по пеням и штрафам.

Налоговый орган может в ходе проверки признать погашение займов налогооблагаемой выручкой

В ходе ВНП инспекция установила, что ИП заключал фиктивные договоры займа со своими контрагентами. На самом деле средства заемщикам не предоставлялись и в отчетности не отражались. А возврат заемных средств производился. Таким образом, ИП незаконно занижал налоговую базу по НДФЛ и НДС.

Проверкой было установлено, что разница между суммой, поступившей на расчетный счет ИП, и той, что отражена в его отчетах, является налогооблагаемой выручкой, а не возвратом по займам. Поэтому налоговый орган переквалифицировал поступившую выручку в налогооблагаемый доход и доначислил ИП НДС и НДФЛ, а также пени и штрафы.

ИП, не согласившись с решением инспекции, обратился в суд, утверждая, что он не включил в налогооблагаемый доход возвраты займов и проценты по ним.

Суды поддержали позицию налоговой инспекции, так как в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности контрагентов ИП не отражена информация по займам. Кроме того установлено, что ИП не обладал такими денежными средствами, которые бы позволяли выдавать займы в таком размере. Значит никаких займом не было. Поэтому суды отказали налогоплательщику, указав, что налоговый орган правомерно переквалифицировал указанную разницу в налогооблагаемый доход.

Отсрочка проведения налоговой проверки

Как можно отсрочить проведение ВНП на предприятии?

Добрый вечер, Надежда Николаевна!
Если вас (директора ООО) пригласили за получением Решения о проведении ВНП, значит оно уже вынесено, то есть, присвоен номер и дата Решения и оно подписано начальником инспекции или его заместителем. В этом случае изменить дату начала проверки нельзя, потому что началом ВНП считается дата вынесения Решения о проведении ВНП. В момент начала проверки обычно решаются организационные вопросы проведения проверки: где будет проходить проверка, в каком порядке будут представляться документы.По первому общему требованию о представлении документов, а оно обычно бывает с большим количеством документов, вы можете попросить отсрочку в представлении копий документов в связи с большим объемом документов, отсутствием соответствующей техники, или как часто ссылаются налогоплательщики на отсутствие бухгалтера, который находится в отпуске, на больничном и т.д. Во время отсрочки вы сможете провести ревизию документов, передаваемых проверяющим.

Если же Решение на проведение ВНП еще не вынесено, то вы можете попросить должностное лицо: начальника инспекции или его заместителя перенести срок начала проведения ВНП, так как ваши документы находятся в аудиторской фирме на проверке, у вас заключен договор и через месяц документы будут возвращены. В такой ситуации налоговый орган может пойти на встречу, при наличии подтверждающих документов (Договор с аудиторской фирмой или бухгалтер в отпуске, уехала за границу, а документы у нее дома. и т.д.)

Новое в предоставлении отсрочки или рассрочки в 2020 году

В некоторых случаях можно задержать уплату налога, перенеся ее на более поздний срок. Причем на совершенно законных основаниях. Для этого фирма должна попросить ФНС об отсрочке или рассрочке (ст. 64 НК РФ). Получив ее, она может отложить расчеты с бюджетом. В 2020 году в порядке предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов произойдут изменения.

Кто может получить отсрочку или рассрочку

Основания для получения отсрочки по налогам установлены статьей 64 Налогового кодекса и главой 9 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ. Вот эти случаи:

  • вам причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, авария, пожар, технологическая катастрофа и т. д.);
  • ваша фирма финансируется из бюджета, и произошла задержка финансирования;
  • возникла необходимость единовременно уплатить большую сумму налога, что приведет фирму к банкротству;
  • деятельность фирмы носит сезонный характер. Такие отрасли и виды деятельности перечислены в постановлении Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382;
  • возникли основания для отсрочки таможенных платежей при импорте или экспорте;
  • вам доначислили налоги после проверки и вы не можете их уплатить единовременно.

Истребование документов

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Читайте так же:  Пенсионеры освобождаются от налога на недвижимость

Больше оснований для рассрочки по налоговым долгам

Чтобы предоставить рассрочку по налоговым долгам, ИФНС должна оценить возможность уплаты налога организацией в течение срока, на который предоставляется рассрочка.

В частности, рассрочку фирме-должнику дадут, если cумма налогов, пеней и штрафов, установленная в ходе налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% выручки фирмы за год, предшествующий году вступления в силу решения ФНС.

Если задолженность меньше 30% от прошлогодней выручки, то рассрочка не положена.

С 1 апреля 2020 года ФНС получила право чаще предоставлять рассрочку по налоговым долгам. Ограничение в 70% и более от суммы налогов будет снято.

Так, рассрочку дадут:

  • на 1 год – если налоговые долги перед бюджетом по итогам проверки меньше 30% прошлогодней выручки;
  • на 3 года – если больше 30%.

Речь идёт о выручке от реализации товаров. работ, услуг, имущественных прав за год, предшествующий году вступления в силу решения ИФНС по результатам такой проверки.

Читайте в бераторе

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/[email protected]

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Плата за отсрочку или рассрочку подорожает

Отсрочка или рассрочка по причине чрезвычайной ситуации или недофинансирования из бюджета бесплатна.

Если же вам дали отсрочку или рассрочку из-за угрозы банкротства либо по причине сезонного характера производства, либо из-за невозможности уплатить доначисленные после проверки налоги, то фирме придется заплатить за это проценты. Их размер равен 1/2 ставки рефинансирования Банка России за весь период отсрочки (рассрочки).

Из-за невозможности выплатить сумму, начисленную по результатам налоговой проверки, ФНС может предоставить только рассрочку платежа. Отсрочку в этом случае вы не получите.

С 1 апреля 2020 года проценты за рассрочку по налоговым платежам будут увеличены в два раза.

Так, если фирма не может заплатить доначисления по итогам проверки в срок, с 1 апреля 2020 года вместо 1/2 ставки рефинансирования Банка России проценты за рассрочку начислят по полной ставке. Это предусмотрено изменениями, которые внес в НК РФ Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ.

В этом выпуске

Новая бухгалтерская отчетность; бумажная отчетность отменяется; с 2020 года отменены 2 декларации; и др. темы.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Как можно отсрочить выездную налоговую проверку?

ИП — женщина, занимается бизнесом -торговлей. Находится в декретном отпуске, в начале февраля родила ребенка. Налоговая желает провести выездную налоговую проверку.
ИП хочет отсрочить ее хотя бы на 6 месяцев. Обратилась в ИФНС с заявлением, сослалась на ребенка, плюс на то, что ухаживает за тяжелобольной бабушкой. ИФНС отказали, потребовали прислать представителя с доверенностью.
Как можно оттянуть срок проверки? Поделитесь практикой пожалуйста

У меня лично 4 года существует ООО «ЧЕСТЬ» . и проверок не было. всегда рады проверяющим))) Можем и сами проверить.

Сергей, если решение о проведении проверки вынесено, то отсрочить ее никак нельзя.Налоговая может только продлить сроки или приостановить по определенным основаниям, в число которых беременность не попадает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нужно точно знать, 1. Вынесено ли решение о проведении выездной налоговой проверке в порядке статей 87, 89 НК РФ? 2. Вручено ли требование о предоставлении документов в порядке статьи 93 НК РФ. Если данные акты приняты, то необходимо обратиться в УФНС России по своей области, краю с заявлением о приостановлении выездной налоговой проверки в порядке п. 9 статьи 89 НК РФ, указав, что не может представить требуемые документы т.к. находится в декрете т.е. по уходу за ребенком. Данные обстоятельства помогут Вам отменить результаты контрольных мероприятий.

Выездная проверка: как бороться с доначислениями

«Отсутствие доначислений по результатам проверки — не ваша заслуга, а наша недоработка», — примерно так, перефразируя выражение из известного фильма, можно обозначить цель любой налоговой проверки. Поэтому случаи, когда налогоплательщик не согласен с результатами проверки, отнюдь не редкость.

Читайте так же:  Подоходный налог на детей до какого возраста

Акт — всему начало

Все нарушения, выявленные инспекцией при проведении проверок, фиксируются в акте. Причем, при проведении выездной проверки такой акт составляется в течение двух месяцев со дня подписания справки об окончании проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и составляется в обязательном порядке, даже если нарушений не выявлено (что на практике — большая редкость). В этом отличие от камеральной проверки, где акт составляется только тогда, когда инспектор обнаружил нарушение. И сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Максимальный срок «камералки» — 3 месяца со дня представления декларации, поэтому акт о нарушении должен быть составлен не позднее трех месяцев и 10 рабочих дней с момента сдачи отчетности.

Подготовленный инспектором акт предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления подписи не имеет смысла, так как подписание данного документа вовсе не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Подписание и вручение акта — важные процедурные моменты, поскольку именно с этого момента начинают исчисляться сроки для представления возражений, рассмотрения акта и, соответственно, на вынесение решения по выявленному инспекторами нарушению. В то же время «бегать» от акта смысла не имеет: в Налоговом кодексе есть норма, согласно которой при уклонении налогоплательщика от получения акта, он направляется ему по почте и считается полученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

На то имею возразить!

После получения акта налоговой проверки налогоплательщик уже может предпринимать активные действия по обжалованию. Так, в течение 15 рабочих дней он может подготовить и передать в инспекцию свои возражения по акту проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Пренебрегать этой формой обжалования не стоит — она позволяет не только донести до налоговых органов ваши аргументы, но и показать, что настроены вы решительно и будете обжаловать неблагоприятное для вас решение. На практике представление возражений на акт позволяет добиться устранения из решения части «обвинений», либо снижения размера доначислений.

Возражения по акту проверки подписываются руководителем организации (или иным уполномоченным по уставу или на основании доверенности лицом) и передаются в налоговую инспекцию либо нарочным, либо по почте. В любом случае у организации должен остаться документ, подтверждающий как факт представления возражений, так и дату их передачи. К возражениям можно приложить заверенные организацией копии документов, подтверждающих сведения, изложенные в возражениях (п. 6 ст. 100 НК РФ). Факт передачи этих документов также должен подтверждаться документально.

Пожалуйте на рассмотрение

По истечении пятнадцатидневного срока, отведенного налогоплательщику на составление возражений, инспекция может приступать к рассмотрению материалов проверки. О месте и времени такого рассмотрения инспекция должна известить налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем, извещение направляется независимо от того, подавала организация возражения или нет. Рассмотрение дела без извещения налогоплательщика является грубейшим нарушением и влечет безусловную отмену решения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время неявка представителя налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению материалов проверки (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В процессе рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его зам оглашают акт проверки, возражения налогоплательщика, зачитывают представленные им документы. Также во время рассмотрения должны быть исследованы доказательства, добытые инспекторами во время проверки. При этом налогоплательщик может знакомиться с ними и давать свои пояснения (как устные, так и письменные). Поэтому, отправляясь на рассмотрение, лучше прихватить с собой несколько чистых листов бумаги и письменные принадлежности.
Если в результате такого рассмотрения глава инспекции придет к выводу, что имеющиеся доказательства не позволяют решить вопрос о том, допустил налогоплательщик нарушения или нет, то руководитель инспекции может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом в решении перечисляются конкретные мероприятия, которые будут проводиться.

Тут налогоплательщик должен быть очень внимательным и помнить: в рамках данной процедуры инспекция не может выявлять нарушения, не зафиксированные в акте проверки. То есть дополнительные мероприятия всегда направлены на получение доказательств только по тем фактам нарушений, которые указаны в акте. Если же налоговики пытаются под видом допмероприятий провести новую проверку, то решение следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 НК РФ).

После сбора дополнительных доказательств (а на это отводится не более месяца — п. 6 ст. 101 НК РФ) рассмотрение дела начинается заново. А значит, инспекция обязана снова уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения, огласить все материалы дела, в том числе и новые доказательства. Налогоплательщик вправе ознакомиться с ними и представить свои пояснения или возражения.

Завершается процедура рассмотрения дела вынесением одного из двух видов решения: о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 7 ст. 101 НК РФ). Обратите внимание, что вынесение решения об отказе в привлечении к ответственности вовсе не исключает доначисления налогов и пеней (абз. 2 п. 8 ст. 101 НК РФ). Вынесенное решение в течение пяти рабочих дней должно быть вручено налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Причем, в данном случае НК РФ не предусматривает возможности вручения «по умолчанию», т.е. на шестой день после отправки по почте. Это значит, что пока у инспекции не будет подтверждения того, что решение действительно вручено руководителю (или иному уполномоченному лицу) организации, в силу оно не вступит.

Обжалуем решение

Полученное налогоплательщиком решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней (п. 9 ст.101 НК РФ). За эти десять дней бухгалтер может подать апелляционную жалобу на невступившее в силу решение в вышестоящий налоговый орган. Подача такой жалобы весьма желательна, и вот почему.

Во-первых, она позволяет оттянуть срок вступления решения в силу — ведь оно начнет действовать только после рассмотрения жалобы вышестоящим органом и утверждения им соответствующего решения (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Во-вторых, апелляционное обжалование решения приравнивается к досудебному обжалованию (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). А это значит, что сразу после вступления решения в силу его можно обжаловать в суде (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). То есть можно будет сразу же заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговым органам списывать со счетов оспариваемые суммы. А как показывает практика, суды гораздо чаще, чем вышестоящий налоговый орган, удовлетворяют подобные ходатайства.

Если же срок на апелляционное обжалование пропущен, то в вышестоящий налоговый орган нужно обжаловать уже вступившее в силу решение. При этом подача подобной жалобы исполнение решения не приостанавливает, хотя НК РФ и предоставляет налогоплательщику право попросить об этом вышестоящий налоговый орган (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговая проверка ограничений по расчетным счетам

Обратите внимание: обжаловать решение сразу в суд налогоплательщику не позволяет пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, который требует обязательного предварительного обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Приказ № ММВ-7-8/[email protected]). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.

В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/[email protected] обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.

Права налогоплательщика

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Причины возникновения налоговых споров

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

Читайте так же:  Оформить налоговый вычет за лечение через госуслуги

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Практически каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда налоговые органы по результатам проверки доначисляли налоги или отказывали в возмещении НДС.

Что делать в такой ситуации? Стоит ли налогоплательщику отстаивать свою позицию и пытаться доказать свою правоту, и какие возможности для спора у него есть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
    • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
    • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
    • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям.

— отменить решение нижестоящего налогового органа,

— оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

  • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
  • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
  • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
  • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
  • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
  • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
    • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
    • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
    • осмотру помещений и инвентаризации
  • Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
    • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
    • предоставление дополнительных документов;
    • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
    • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
  • использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

Источники

Отсрочка налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here