Ответственность административного валютного законодательства

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства. Административная ответственность за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена ст

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП.

В настоящее время все санкции за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования исключены из сферы регулирования специального валютного законодательства и помещены в названную статью. Эта статья устанавливает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. операций, совершаемых с нарушениями требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Таким образом, по действующему законодательству ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует квалифицировать как административную.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства направлена на защиту правоотношений, складывающихся в сфере валютных операций, открытия и ведения валютных счетов и регулируемых Законом о валютном регулировании.

Для привлечения к ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования необходимо наличие состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

Действующее административное право прямо рассматривает вину в качестве одного из оснований для привлечения лица к административной ответственности (ст. 2.1 КоАП). Она существует в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП). Вина составляет субъективную сторону правонарушения и по ст. 15.25 КоАП. Применительно к административной ответственности юридических лиц КоАП исходит из объективной конструкции вины, т.е. в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Арбитражные суды, применяющие валютное законодательство, исходят из признания вины в качестве условия для привлечения лица к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Таким образом, вина является одним из оснований ответственности за нарушение валютного законодательства в силу правовых особенностей последней (административная ответственность).

Анализ судебной практики показывает, что обстоятельствами, освобождающими резидентов от ответственности за непоступление валютной выручки, являются:

— использование способов обеспечения исполнения обязательств (безотзывного аккредитива, банковской гарантии, договора имущественного страхования риска гражданской ответственности нерезидента и (или) предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств, векселя, выданного нерезидентом в пользу резидента);

— выяснение через торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации на стадии преддоговорной подготовки;

— внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации контрагента на стадии заключения контракта, а также применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по оплате товаров.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

«Финансовая газета», 2006, N 25

Значимость для государства проблемы обеспечения единой валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации нашла отражение в нормах об основаниях и сроках привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Они находятся в общей системе норм об административной ответственности и объединены в ст. 15.25 КоАП РФ.

По общему правилу, основанием для привлечения к административной ответственности является наличие в действии (или бездействии) лица состава административного правонарушения (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.1999 N 5801/99).

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, что в шесть раз превышает общий срок давности привлечения к административной ответственности (два месяца). Таким образом, законодатель поставил нарушение валютного законодательства в один ряд с нарушениями законодательства о налогах и сборах, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иными правонарушениями, объект которых достаточно велик. Об особой значимости рассматриваемого объекта административных правонарушений свидетельствуют также высокие размеры штрафов, установленные ст. 15.25 КоАП РФ, достигающие 100% от суммы незаконной валютной операции.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В настоящее время в арбитражной практике встречаются случаи, когда орган валютного контроля стремится квалифицировать правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 4, 5 и 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в качестве длящихся правонарушений. Подобная квалификация указанных административных правонарушений органами валютного контроля влечет даже не увеличение, а фактически устранение сроков давности привлечения к административной ответственности. Однако судебные органы зачастую встают на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности. Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2005 N 10АП-1638/05-АК указано, что доводы территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области о том, что совершенное правонарушение (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) является длящимся, неправомерны, так как правонарушение считается оконченным по истечении 90 дней со дня окончания срока поставки товара.

Общие положения о привлечении к ответственности

Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ указывает на невозможность вынесения по делу постановления о привлечении к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а в отдельных прямо указанных случаях — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Тот факт, что соответствующий срок подлежит исчислению с даты совершения правонарушения, не вызывает сомнений.

Читайте так же:  Налоговая ответственность штраф

Часть 2 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Известно, что правонарушения подразделяются на совершенные (оконченные) и длящиеся. Такая классификация обусловлена объективной продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени.

В п. 14 Постановления пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Таким образом, понятие длящегося правонарушения увязывается с фактом обнаружения его совершения.

Логично предположить, что «обнаружение» правонарушения в таком случае должно предполагать по меньшей мере и пресечение противоправного действия (бездействия). В противном случае неясно, каким же образом могут соотноситься между собой ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ. Иными словами, на момент обнаружения противоправное действие или бездействие субъекта при длящемся правонарушении, действительно, должно иметь место непосредственно до его обнаружения (пресечения).

Кроме того, действующая редакция ч. 2 ст. 4.5 КоАП оставила вне рамок своего регулирования случаи, когда правонарушение, хотя и являлось длящимся, к моменту «обнаружения» противоправность деяния отсутствует. Возникает вопрос, следует ли из диспозиции ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ и Постановления N 5, что «противоправность» такого деяния может прекратиться лишь «обнаружением» правонарушения, которое произошло когда-то в прошлом.

На наш взгляд, следует различать, с одной стороны, правонарушения, которые имели место в прошлом и носят ограниченный во времени характер (например, операция по списанию денежных средств со счета), и с другой — правонарушения, образующие единый состав действия (бездействия), прекращающиеся их обнаружением (длящиеся правонарушения). Примером могут послужить правонарушения, квалифицируемые по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, которые прекращаются обнаружением невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств. При этом такая обязанность должна быть не выполнена резидентом на момент обнаружения правонарушения.

Наконец, необходимо указать на наличие правонарушений, которые, хотя и длились в течение определенного периода времени в прошлом, однако, в силу характера правоотношения и способа совершения деяния прекратились. Иными словами, они никак не могут прекращаться вследствие обнаружения правонарушения в том смысле, который заложен в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, по той причине, что к моменту обнаружения никакого противоправного действия (бездействия) нет.

Противоправное действие или бездействие в последнем случае не может длиться до его обнаружения и составления протокола. Последняя категория правонарушений ограничена во времени. По изложенным основаниям, по нашему мнению, они не могут квалифицироваться как длящиеся по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, при решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения, момент и основания прекращения противоправного поведения (состояния). Кроме того, следует учитывать, что длящееся правонарушение характеризуется непрерывным осуществлением единого состава деяния.

Между тем совокупность действий, пусть даже идентичных и направленных на единую цель, сама по себе не предполагает наличия единого состава длящегося правонарушения. Допустим, 1 февраля текущего года совершена валютная операция с нарушением законодательства о валютном регулировании, вторая операция — 1 мая текущего года и так далее 1 раз в квартал. Исходя из изложенной выше позиции правонарушение будет длящимся, так как осуществляются «тождественные противоправные действия». Между тем совершенно очевидно, что валютная операция ограничена во времени датой ее совершения. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ привлечение к административной ответственности невозможно по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. За точку отсчета срока давности берется именно день совершения правонарушения.

В качестве обратного примера можно привести ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ (нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации), в соответствии с которой, например, бездействие субъекта, образующее единый состав правонарушения, будет существовать до момента уведомления налогового органа об открытии счета либо обнаружения уполномоченным органом открытого с нарушением законодательства счета.

Если правонарушение хотя и являлось длившимся, но к моменту «обнаружения» прекратилось, его нельзя и неправильно расценивать в качестве длящегося. Длящимся может быть правонарушение, прекращенное именно вследствие его обнаружения. В данном случае можно исчислять годичные сроки давности привлечения к ответственности.

Длящееся правонарушение носит непрерывный характер и совершается ежедневно вплоть до его пресечения (обнаружения). Длящееся правонарушение в любой момент может быть пресечено и устранено непосредственно самим нарушителем. Поэтому не может быть никакого длящегося правонарушения, пресечение которого не зависит от воли нарушителя и которое неизбежно будет продолжаться (длиться) вплоть до его обнаружения уполномоченным государственным органом. Именно такой подход отражен в п. 14 Постановления N 5. Но этот подход вызывает сомнения, поскольку при его реализации, учитывая, что по длящимся правонарушениям срок привлечения к ответственности составляет один год с момента их обнаружения, проверяющий орган может привлечь к ответственности нарушителя по истечении любого периода времени, прошедшего до «обнаружения» нарушения, вне зависимости от того, что на протяжении всего этого периода нарушитель не мог и не был обязан пресекать ранее допущенное нарушение (прекращать противоправное действие, бездействие).

Представляется, что положения ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ нуждаются в корректировке, в том числе в уточнении понятия «обнаружение» правонарушения и определении четких критериев длящихся правонарушений. Обобщения правоприменительной практики высших судебных инстанций также нуждаются в доработке.

Статья 15.25 КоАП РФ. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (действующая редакция)

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

Читайте так же:  Налоговая проверка огрнип

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 315-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Финансовый контроль осуществляемый исполнительными органами власти

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 238-ФЗ.

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2019 году

Обращение иностранной денежной массы всегда находится под пристальным вниманием государства. В России правила валютного контроля и совершения операций с иностранными деньгами установлены Законом 173-ФЗ от 2003 года. В документе закреплены права и обязанности физических лиц и организаций в сфере оборота валюты. За нарушение валютного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.

Право на проведение контроля за обращением иностранных денег предоставлено Правительству РФ и Центробанку. Они, в свою очередь, делегируют полномочия государственным органам или подведомственным структурам.

Проведение валютных операций физическими лицами

Физические лица могут покупать и продавать валюту только в головных офисах, филиалах, дополнительных или операционных офисах банков. Такие подразделения как пункты обмена валюты упразднили несколько лет назад. При этом гражданин обязан заполнить заявление на осуществление обменной операции с указанием своих паспортных данных.

В соответствии с этим документом Росфинмониторинг отслеживает сделки свыше 600 тыс. рублей. Но банк может сообщить о сделке независимо от суммы, если она покажется подозрительной. При этом кредитное учреждение вправе дать клиенту отказ в проведении операции.

Полномочия в сфере валютного контроля

Банк России контролирует проведение операций с валютой в кредитных организациях, Правительство осуществляет свои функции при помощи исполнительных органов. До 2016 года этим занимался Росфиннадзор, в настоящее время за оборотом иностранных денег следят Федеральная таможенная служба и налоговая служба.

Часть функций передана так называемым агентам валютного контроля. Это Внешэкономбанк и другие уполномоченные банки. Все эти структуры вправе проверять, как соблюдают валютное законодательство резиденты и нерезиденты на территории РФ. Для этого они запрашивают сведения и документы, которые связаны с обслуживанием валютных счетов и проведением операций с иностранными деньгами, особенно у участников внешнеэкономической деятельности.

Налоговые инспекции могут контролировать правила обращения с валютой в ходе камеральных и выездных проверок. Уполномоченные банки в целях надзора оформляют паспорта сделок и передают сведения в Центробанк. Таможенные органы контролируют оборот иностранной денежной массы при экспорте и импорте товаров, пересечении границы.

Обжалование решений надзорных органов

В ст. 24 Закона о валютном регулировании 173-ФЗ определены обязанности и права участников финансового рынка в сфере оборота валюты. В соответствии с документом гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность:

  • ознакомиться с результатом проведенной проверки соблюдения валютного законодательства;
  • обжаловать назначенные штрафы, действия и решения контролирующих органов;
  • требовать в судебном порядке возмещения материального ущерба, который нанесен неправомерными действиями проверяющих.

Таким образом, любые операции с иностранными деньгами строго контролируются государственными и финансовыми структурами. Нарушения в сфере валютного законодательства приводят к серьезным штрафам и даже тюремным срокам для граждан и юридических лиц. В случае когда действия проверяющих органов или назначенное наказание являются неправомерными, есть возможность оспорить их в судебном порядке.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства

Лица, виновные в нарушении нормативных актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования согласно статье 25 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования регулируются правовыми нормативными актами как административного, так и уголовного права.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 193).

В соответствии со ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) к нарушениям валютного законодательства отнесены:

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Читайте так же:  Смета по упрощенной системе налогообложения пример

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 данного Кодекса.

Должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Одним из возможных способов выявления нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного законодательства РФ участниками ВЭД. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников ВЭД.

Информационная основа проверок участников ВЭД (основные группы документов и сведений):

— документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

— документы бухгалтерского учета и отчетности самой проверяемой организации (первичные учетные документы[5][1], регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок ФХД организации, бухгалтерская отчетность, результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц, результаты инвентаризации имущества организации и др.)

— сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

— финансовые требования и обязательства организации.

Перечень конкретных документов, рассматриваемых в ходе проверки, определяется исходя из цели и сроков ее проведения.

Этапы проведения целевой проверки и их содержание представлены в таблице 5.7.

Основные этапы проведения проверок участников ВЭД

По итогам проверки осуществляется обработка имеющейся в кортролирующем органе информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок, выявляются зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения валютного и таможенного законодательства РФ), совершенствуются методы анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, для выявления «криминогенных» товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которой участвуют проверяемые организации.

Как и для кого выросли штрафы за нарушения валютного законодательства

Изменения валютного законодательства коснулись и санкций за его несоблюдение.

Напомним, что закон № 325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 14.11.2017 г.). Поэтому новации начнут действовать с 14.05.2018 г.

Ужесточение административной ответственности

Напомним, что в настоящее время за правонарушения, предусмотренные п.1 ст.15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.

А за правонарушения, предусмотренные п.4 и п.5 ст.15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий.

Законом №325-ФЗ расширено понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций.

  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Читайте так же:  Как осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения

Таким образом, штраф в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции распространяется и на ИП.

А невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.4.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Ответственности за нарушение правил обращения валюты

Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

Административная ответственность

Административное наказание за несоблюдение валютного законодательства устанавливает статья 15.25 КоАП. Данная норма выделяет несколько видов правонарушений:

  • Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету. Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом.

При повторном правонарушении размер взыскания увеличивается до 20 тыс. рублей для физических лиц и до 600 тыс. рублей для организаций.

Уголовная ответственность

УК определяет наказание за валютные нарушения сразу по 2 статьям.

Ст. 186 предусматривает взыскание за производство, хранение, транспортировку и реализацию поддельных денежных купюр, а так же ценных бумаг. Эта норма касается отечественной и иностранной валюты. В качестве наказания за данные преступления, совершенные вместе или по отдельности, назначают:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 8 лет заключения с одновременным штрафом до 1 млн рублей.

Если деяние сопровождается крупным ущербом (больше 1,5 млн рублей), то срок заключения возрастает до 12 лет, размер штрафа остается прежним. В случае, когда действовала организованная группа, виновным грозит до 15 лет лишения свободы.

Ст. 193 УК устанавливает виды наказаний за нарушение правил репатриации валюты. За невозвращение из-за границы валютных средств несут ответственность руководители организаций. Для этих правонарушений определены следующие виды взысканий:

  • штраф от 250 до 500 тыс рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо заключения.

В случае, когда преступление совершила группа лиц, или ущерб имеет особо крупный размер (свыше 30 млн рублей), срок заключения увеличивается до 5 лет и дополняется штрафом до 1 млн рублей.

Судебная практика применения КОаП за нарушения в области валютного законодательства

Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.

При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).

При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.

При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).

Однако действовавшая на момент правонарушения редакция п.1 ст.4.5 КоАП РФ, устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предельным сроком исполнения обязанности по представлению документов являлось 29.01.2016 г. (пятница), вследствие чего 30.01.2016 г. (суббота) являлся пропущенным сроком и именно в эту дату правонарушение являлось совершенным. Соответственно, с 30.01.2016 г. начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, вследствие чего привлечение к ответственности 31.01.2017 г. уже считается незаконным (Определение ВС РФ от 26.12.2017 г. №305-АД17-13725).

Немало судебных баталий в части законности применения административной ответственности разгорается по поводу переоформления паспорта сделки (например, Определение ВС РФ от 11.12.2017 г. №305-АД17-11035).

Компания была зарегистрирована в форме ЗАО и открыла паспорт сделки в уполномоченном банке. Впоследствии компания изменила форму на Непубличное акционерное общество, о чем внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО в части изменения наименования.

При этом паспорт сделки компания не переоформляла.

Суды трех инстанций поддержали решение об административном правонарушении. Однако Судебная коллегия отменила решение судов на основании следующего.

Изменение наименования компания в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. В рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с ЗАО на Непубличное акционерное общество в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведенная судебная практика рассматривала действие Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И, которая с 1 марта 2018 года утратит силу в связи с изданием инструкции Банка РФ от 16.08.2017 г. № 181-И (Указание Банка РФ от 29.11.2017 г. №4629-У).

Источники

Ответственность административного валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here